Что изучает специальная педагогика кратко

Обновлено: 07.07.2024

Специальная (коррекционная) педагогика – отрасль педагогики, занимающаяся вопросами образования людей с нарушениями психического или физического развития.

Терминология

Специальная педагогика, являясь ветвью общей педагогики, пользуется частью ее терминов и понятий, но при этом она имеет собственные понятия и термины, заимствованные у смежных наук. Вот некоторые из наиболее часто используемых понятий.

Лицо с ограниченными возможностями – человек, имеющий нарушение психического или физического развития и поэтому имеющий особые образовательные потребности.

Специальное образование – такой уровень образования, для достижения которого создаются необходимые условия людям с ограниченными возможностями.

Специальные условия получения образования – специальные методы обучения и образовательные программы, технические средства и услуги различного характера, которые помогают людям с ограниченными возможностями изучить общеобразовательные и профессиональные образовательные программы.

Специальное образовательное учреждение – учреждение образовательного типа, которое создано для людей с ограниченными возможностями.

Физические недостатки – подтвержденные в установленном порядке временные или постоянные недостатки развития органов человека или хронические соматические заболевания.

Готовые работы на аналогичную тему

Психические недостатки – подтвержденные установленным образом психические недостатки развития.

Тяжелые недостатки – недостатки, при которых обучение заключается в получении элементарных представлений о мире, овладении навыками самообслуживания.

Объект, предмет, субъект специальной педагогики

Личность, которая обладает отклонениями в развитии, имеет специфические потребности в процессе образования, признается субъектом специального образования.

Образовательный процесс, который может удовлетворить потребности личности с ограниченными возможностями, представляет собой объект специального педагогического исследования.

Практика и теория научных знаний специального образования являются предметом специальной педагогики. Они изучают особенности социализации и развития личности с нарушениями, а также ищут новые пути компенсации и коррекции недостатков для достижения максимальной самостоятельности такой личностью.

Цели, задачи специальной педагогики

Специальная педагогика обладает системой целей. К ним относятся:

  • компенсация и коррекция нарушений развития с помощью особых педагогических методов и приемов;
  • личностная и социальная реабилитация или абилитация для новорожденных детей.

Данные глобальные цели достигаются посредством достижения конкретных целей спецобучения, в частности, овладение средствами письма и чтения людьми с нарушением зрения; личностная реабилитация человека, которая заключается в преодолении чувства ненужности и малоценности; воспитание чувства собственного достоинства, самоуважения. В контексте специальной педагогики достижение этих целей способствует достижению максимально возможной самостоятельности в процессе жизнедеятельности.

Для достижения своих целей специальная педагогика решает следующие задачи:

  • изучение основных законов, потребностей и специфики развития личности с недостатками развития;
  • определение коррекционных, компенсационных способностей с учетом сложности нарушения конкретного человека;
  • создание педагогической единой классификации людей с ограничениями жизнедеятельности;
  • анализ педагогических методологий, систем, программ, технологий;
  • разработка новых реабилитационных, коррекционных, компенсационных программ для людей с нарушениями развития;
  • разработка программ, которые направлены на социальную и трудовую адаптацию людей, которые имеют нарушения развития, помощь в профессиональной подготовке;
  • исследование и реализация программ, которые способны предупредить появление нарушений развития;
  • оказание помощи родителям детей с нарушениями развития.

Предметные области специальной педагогики

Сегодня к предметным областям специальной педагогики относятся:

  • сурдопедагогика, которая занимается работой с плохослышащими, позднооглохшими и глухими детьми;
  • тифлопедагогика, работающая с детьми слабовидящими и слепыми;
  • тифлосурдопедагогика, занимающаяся слепо-глухими детьми;
  • логопедия, рассматривающая нарушения речи;
  • олигофренопедагогика, занимающаяся нарушениями интеллекта и образовательными затруднениями;
  • специальная педагогика для людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
  • специальная педагогика для людей с нарушениями в эмоционально-волевой сфере.

Специальная педагогика объединяет все эти предметные области, их теоретические и методологические основы.

Специальная педагогика — это наука, изучающая сущность, закономерности, тенденции управления процессом развития индивидуальности и личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, нуждающегося в специализированных индивидуальных методах воспитания и обучения.

Объект специальной педагогики — личность ребёнка, имеющего функциональные отклонения в психофизическом развитии, затрудняющие его адекватную социализацию и школьную адаптацию.

Предмет специальной педагогики — процесс обучения и воспитания детей с недостатками в развитии.

Структура специальной педагогики

специальная педагогика взрослых.

Основные категории специальной педагогики

Специальное образование — дошкольное, общее и профессиональное образование, для получения которого лицам с особыми образовательными потребностями создаются специальные условия.

Коррекционно-воспитательная работа — система специальных педагогических мероприятий, направленная на ослабление или преодоление недостатков (дефектов) в развитии.

Специальное обучение — специальный целенаправленный процесс двусторонней деятельности педагога и учащегося с целью передачи и усвоения знаний.

Специальное воспитание — специальное воздействие на сознание и поведение человека с нарушениями в развитии с целью формирования социально устойчивого поведения и положительных черт личности, обеспечивающих подготовку к жизни и труду.

Реабилитация — это система медико-педагогических мер, направленных на включение ребёнка с проблемами развития в социальную среду; приобщение к общественной жизни и труду на уровне его психофизических возможностей.

Абилитация — это система лечебно-педагогических мероприятий с целью предупреждения и лечения патологических состояний у детей раннего возраста, ещё не адаптировавшихся в социальной среде, которые приводят к стойкой утрате возможности учиться, трудиться и т. д..

Основные направления специальной педагогики

Научно-теоретическая разработка основ коррекционно-педагогической работы;

Совершенствование психолого-педагогического изучения лиц с отклонениями в развитии;

отбор оптимальных форм и содержания коррекционно-педагогической работы;

Совершенствование системы подготовки специалистов для коррекционно-педагогической работы;

Совершенствование системы управления и организации коррекционно-педагогической работы в системе специального образования.

Основные принципы специальной педагогики как науки

Принцип коррекционной направленности, обучения и воспитания.

Принцип комплексного подхода к диагностике и реализации потенциальных возможностей детей в обучении и воспитании.

Принцип ранней медико-психолого-педагогической коррекции нарушенных функций.

Принцип достижения уровня общеобразовательной профессионально-трудовой подготовки необходимого выпускникам школ для последующей социальной адаптации.

Принцип дифференцирующего подхода в коррекционном обучении и воспитании детей с нарушениями развития.

Принцип непрерывности дошкольного, школьного и профессионального обучения детей с нарушениями развития.

Цели и задачи специальной педагогики

Основная цель специальной педагогики — выявление и преодоление недостатков в развитии личности ребёнка, исправление функциональных нарушений психической деятельности, поведения, личности.

Задачи специальной педагогики:

изучение педагогических закономерностей развития личности в условиях ограниченных возможностей жизнедеятельности;

определение и обоснование коррекционных и компенсаторных возможностей в соответствии со структурой дефекта;

определение, обоснование и построение педагогических классификаций аномалий;

изучение закономерностей специального образования лиц с ограниченными возможностями;

разработка коррекционных и реабилитационных программ, а также форм, методов, средств специального обучения и воспитания;

изучение и осуществление процесса социального и средового адаптирования и интегрирования лиц с ограниченными возможностями в общество, их профессионального ориентирования;

исследование и реализация педагогических средств и механизмов профилактики возникновения нарушений в развитии.

Разделы специальной педагогики

Сурдопедагогика — наука о закономерностях развития, воспитания, обучения, социальной адаптации и интеграции в общество детей с нарушениями СЛУХА (глухих, слабослышащих, оглохших).

Тифлопедагогика — наука о закономерностях развития, воспитания, обучения, социальной адаптации и интеграции в общество детей с нарушениями ЗРЕНИЯ (слепых, частично и слабовидящих).

Логопедия — наука о закономерностях развития, воспитания, обучения, социальной адаптации и интеграции в общество детей с нарушениями РЕЧИ при сохранном слухе.

Олигофренопедагогика — наука о закономерностях развития, воспитания, обучения, социальной адаптации и интеграции в общество детей с УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ.

Связь с другими науками:

Педагогика — наука о законах воспитания и образования детей и взрослых.

Психология — наука о порождении, развитии и функционировании многомерного мира психических явлений, обеспечивающих регуляцию поведения человека и животных в ходе эволюции жизни на нашей планете.

Физиология — комплекс естественно-научных дисциплин, изучающих общие и частные закономерности функционирования и регуляции биологических систем разного уровня организации.

Дефектология — наука о психофизических особенностях развития детей с психическими и (или) физическими недостатками, закономерностях их обучения и воспитания.

Специальная психология — отрасль психологии, изучающая особенности психики людей, для которых характерно отклонение от норм развития, вызванное врождёнными или приобретёнными дефектами.

Социология — наука об обществе.

Невропатология— наука об органических и функциональных болезнях нервной системы.

Патологическая анатомия — наука, изучающая отклонения в строении организма.

Патофизиология — наука о закономерностях возникновения, развития и течения патологических процессов.

Общая и Медицинская генетика — наука о законах наследственности и наследственных заболевания.

Психопатология — наука, изучающая болезни психики, их причины, течение, предупреждение и лечение.

Детская психиатрия — наука, изучающая психопатологические проявления в детском возрасте.

Отоларингология — наука о заболеваниях уха, носа, горла.

Офтальмология — наука о заболеваниях органов зрения.

Патопсихология — отрасль психологии, изучающая изменения психической деятельности при патологических состояниях мозга.

53. Специальные образовательные учреждения I-VIII видов (общая характеристика).

В настоящее время существует восемь основных видов специальных школ для детей с различными нарушениями развития. Чтобы исключить вынесение диагнозных характеристик в реквизиты этих школ (как это было раньше: школа для умственно отсталых, школа для глухих и т. п.), в нормативно-правовых и официальных документах эти школы называются по их видовому порядковому номеру:

специальное (коррекционное) образовательное учреждение I вида (школа-интернат для глухих детей);

специальное (коррекционное) образовательное учреждение II вида (школа-интернат для слабослышащих и позднооглохших детей);

специальное (коррекционное) образовательное учреждение III вида (школа-интернат для незрячих детей);

специальное (коррекционное) образовательное учреждение IV вида (школа-интернат для слабовидящих детей);

специальное (коррекционное) образовательное учреждение V вида (школа-интернат для детей с тяжелыми нарушениями речи);

специальное (коррекционное) образовательное учреждение VI вида (школа-интернат для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

специальное (коррекционное) образовательное учреждение VII вида (школа или школа-интернат для детей с трудностями в обучении - задержкой психического развития);

специальное (коррекционное) образовательное учреждение VIII вида (школа или школа-интернат для детей с умственной отсталостью).

Во всех специальных (коррекционных) образовательных учреждениях реализуются специальные образовательные стандарты.
Образовательное учреждение самостоятельно, на основе специального образовательного стандарта, разрабатывает и реализует учебный план и образовательные программы, исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей.
В специальную школу ребенка направляют органы управления образованием только с согласия родителей и по заключению (рекомендации) психолого-медико-педагогической комиссии.
Ученик специальной школы может быть переведен для обучения в обычную общеобразовательную школу органами управления образованием с согласия родителей (или лиц, их заменяющих) и на основании заключения ПМПК, а также в случае, если в общеобразовательной школе имеются необходимые условия для интегрированного обучения.

Специальные дошкольные образовательные учреждения (общая характеристика)

Большинство детей с отклонениями в развитии воспитываются в детских садах компенсирующего вида и в компенсирующих группах садов комбинированного вида. Обучение и воспитание в этих дошкольных учреждениях осуществляются в соответствии со специальными коррекционно-развивающими программами, разработанными для каждой категории детей с отклонениями в развитии.

Наполняемость групп устанавливается в зависимости от вида нарушений и возраста (две возрастные группы: до 3 лет и старше 3 лет.
Для детей с отклонениями в развитии, которые по разным причинам не могут посещать дошкольные учреждения в обычном режиме, в ДОУ организуются группы кратковременного пребывания. В таких группах занятия проводятся преимущественно индивидуально или небольшими подгруппами (по 2–3 ребенка) в присутствии родителей в удобное для них время. Эта новая организационная форма предполагает занятия с разными специалистами ДОУ, общая продолжительность которых ограничена пятью часами в неделю. В условиях российского дошкольного образования внедряется интегрированное обучение, для осуществления которого детские сады общеразвивающего вида должны иметь массу условий — специальное кадровое и материально-техническое обеспечение для проведения коррекционно-педагогической и лечебно-оздоровительной работы.

Образовательные учреждения общего типа создаются для детей с 3 до 10 лет. Основная цель учреждения — осуществление образовательного процесса путем обеспечения преемственности между дошкольным и начальным общим образованием, оптимальных условий для охраны и укрепления здоровья, физического и психического развития детей.

Нередки случаи, когда дети с отклонениями в развитии до 5–6-летнего возраста не воспитывались в дошкольном учреждении. Для подготовки таких детей к обучению в школе предусматривается ряд организационных форм. Для детей с выраженными отклонениями в развитии создаются дошкольные отделения (группы) при специальных (коррекционных) школах и школах-интернатах. Образовательные программы в них рассчитаны на 1–2 года, в течение которых у ребенка формируют предпосылки учебной деятельности в необходимой коррекционно-развивающей среде. Контингент таких отделений (групп) составляют преимущественно дети, у которых поздно выявлено отклонение в развитии, или дети, не имевшие ранее возможности посещать специализированное образовательное учреждение (например, при отсутствии детского сада компенсирующего вида в месте проживания семьи).

Отбор детей с отклонениями в развитии во все типы и виды образовательных учреждений осуществляет психолого — медико — педагогическая комиссия. Комиссия дает заключение о состоянии психофизического развития ребенка и рекомендации о дальнейших формах обучения.

54. Специальные дошкольные образовательные учреждения (общая характеристика)

Большинство детей с отклонениями в развитии воспитываются в детских садах компенсирующего вида и в компенсирующих группах садов комбинированного вида. Обучение и воспитание в этих дошкольных учреждениях осуществляются в соответствии со специальными коррекционно-развивающими программами, разработанными для каждой категории детей с отклонениями в развитии.

Наполняемость групп устанавливается в зависимости от вида нарушений и возраста (две возрастные группы: до 3 лет и старше 3 лет.
Для детей с отклонениями в развитии, которые по разным причинам не могут посещать дошкольные учреждения в обычном режиме, в ДОУ организуются группы кратковременного пребывания. В таких группах занятия проводятся преимущественно индивидуально или небольшими подгруппами (по 2–3 ребенка) в присутствии родителей в удобное для них время. Эта новая организационная форма предполагает занятия с разными специалистами ДОУ, общая продолжительность которых ограничена пятью часами в неделю. В условиях российского дошкольного образования внедряется интегрированное обучение, для осуществления которого детские сады общеразвивающего вида должны иметь массу условий — специальное кадровое и материально-техническое обеспечение для проведения коррекционно-педагогической и лечебно-оздоровительной работы.

Образовательные учреждения общего типа создаются для детей с 3 до 10 лет. Основная цель учреждения — осуществление образовательного процесса путем обеспечения преемственности между дошкольным и начальным общим образованием, оптимальных условий для охраны и укрепления здоровья, физического и психического развития детей.

Нередки случаи, когда дети с отклонениями в развитии до 5–6-летнего возраста не воспитывались в дошкольном учреждении. Для подготовки таких детей к обучению в школе предусматривается ряд организационных форм. Для детей с выраженными отклонениями в развитии создаются дошкольные отделения (группы) при специальных (коррекционных) школах и школах-интернатах. Образовательные программы в них рассчитаны на 1–2 года, в течение которых у ребенка формируют предпосылки учебной деятельности в необходимой коррекционно-развивающей среде. Контингент таких отделений (групп) составляют преимущественно дети, у которых поздно выявлено отклонение в развитии, или дети, не имевшие ранее возможности посещать специализированное образовательное учреждение (например, при отсутствии детского сада компенсирующего вида в месте проживания семьи).

Отбор детей с отклонениями в развитии во все типы и виды образовательных учреждений осуществляет психолого — медико — педагогическая комиссия. Комиссия дает заключение о состоянии психофизического развития ребенка и рекомендации о дальнейших формах обучения.

55. Средства обеспечения коррекционно-образовательного процесса в системе специального образования.

Средства обучения представляют собой целесообразно организованные методические пути для решения тех или иных образовательных задач.

К средствам обучения относятся:

живое слово учителя; виды искусства; наглядные пособия; технические средства обучения; собственная деятельность детей; педагогические ситуации; природная среда; окружающая обстановка.

Средства обучения в коррекционно-образовательном процессе должны соответствовать процессам специального образования. Эффективность использования того или иного средства обучения зависит от целого ряда объективных и субъективных факторов.

Выделяют следующие функции средств обучения: компенсаторную; адаптивную; информативную; интегративную: инструментальную.

Функцию средства обучения выполняет собственная художественная деятельность детей: художественно-речевая; театрализованно-игровая и др.

Это помогает: развитию речи, общения; познанию прекрасного; раскрытию творческого потенциала личности.

Проектирование содержания специального образования осуществляется в учебной литературе, к которой относятся учебники и учебные пособия, предназначенные для использования в коррекционно-образовательном процессе. Среди всех видов учебной литературы особое место занимает школьный учебник, соответствующий требованиям специального образовательного процесса. Он должен содержать: пропедевтические или дополнительные разделы, фрагменты учебного материала для заполнения пробелов в знаниях об окружающем мире в соответствии с характером нарушения развития: средства актуализации знаний и личного опыта, активизации познавательной деятельности и мотивации учения; средства для развития речи и мышления ребенка в соответствии с особенностями его недостатков: средства для коррекции и активизации сенсомоторного развития; задания, упражнения для становления навыков предметно-практической деятельности; упражнения, направленные на формирование компенсаторных1 механизмов.

56. Технология, методы и формы организационного специального образования.

Специальная педагогика реализует принципы специального образования при помощи определенных образовательных технологий. Педагогические образовательные технологии можно рассматривать как проектирование образовательного процесса при помощи специальных методов и приемов обучения и воспитания.

Методы обучения включают в себя непосредственно методы обучения (т. е. направленные на взаимодействие педагога и учащегося) и методы учения (учебно-познавательная деятельность самих обучаемых) и подразделяются на:

1) методы организации и реализации учебно-познавательной деятельности (перцептивные, логические,гностические);

2) методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;

3) методы контроля и самоконтроля.

Под перцептивными методами понимаются методы словесной передачи, зрительного и слухового восприятия. В группе этих методов основными являются практические и наглядные методы, дополнительными – методы словесной передачи. В учебно-познавательном процессе могут использоваться как общепедагогические приемы и методы, так и специфические для каждой категории нарушений. Выбор и сочетаемость этих методов определяются с учетом особых образовательных потребностей учащихся, методы взаимодополняемы и подкрепляют друг друга.

Процесс воспитания детей с нарушениями в развитии неразрывно связан с коррекционно-педагогическим процессом, строго индивидуален и зависит от особенностей развития самого ребенка – от характера и степени выраженности отклонения, от возраста ребенка, от наличия и специфики вторичных отклонений.

Методы воспитания применяются в разной степени в различных вариациях с методами обучения и подразделяются на три вида:

1) информационные методы;

2) практически-действенные методы;

3) побудительно-оценочные методы.

Под информационными методами подразумеваются беседы, экскурсии, примеры из жизни, СМИ, искусство и т. д. Восприятие информации зависит от уровня ее сложности и особенностей психических возможностей учащихся.

Практически-действенные методы наиболее понятны детям с нарушениями в развитии и включают в себя игру, ручной труд, рисование, приучение, упражнение, некоторые нетрадиционные методы.

К побудительно-оценочным методам относятся поощрение, осуждение, порицание и наказание. Наказание и порицание недопустимо высказывать в резкой форме, они не должны унижать личность ребенка, недопустимо физическое наказание или наказание трудом. Наказание действенно только в том случае, если ребенок осознает неправильность своих действий и поступков.

Специальной (коррекционной) педагогикой называют такую ее отрасль, где занимаются вопросами образования людей с нарушениями психического или физического развития. То есть коррекция в специальной педагогике – это полное или частичное исправление недостатков психофизического развития у аномальных детей, применяя специальную систему педагогических приемов и мероприятий.

Терминология

Социальная педагогика – это ветвь общей, которая использует часть ее терминов и понятий, причем, имея свои собственные, и заимствованные у смежных наук. Ниже приведены наиболее часто встречающиеся из них.

Лицом с ограниченными возможностями называют человека с нарушения психического или физического развития, поэтому имеющего особые образовательные потребности.

Специальное образование – уровень образования, для достижения которого создаются необходимые условия людям с ограниченными возможностями.

Специальными условиями получения образования считают конкретные методы обучения и образовательные программы, технические средства и различные услуги, помогающие людям с ограниченными возможностями изучать общеобразовательные и профессиональные образовательные программы.

К специальному образовательному учреждению относят такую организацию образовательного типа, которая была создана специально для людей с ограниченными возможностями.

Физические недостатки – это подтвержденные в установленном порядке временные или постоянные недостатки развития органов человека или хронические соматические заболевания.

Психические недостатки – это заверенные установленным образом психические недостатки развития.

Объект, предмет, субъект специальной педагогики

Субъект специального образования – это личность, обладающая отклонениями в развитии со специфическими потребностями в процессе преобразования.

Объект социальной педагогики – это образовательный процесс, удовлетворяющей потребности личности с ограниченными возможностями.

Предмет специальной педагогики – это сочетание практики и теории научных знаний специального образования.

Они исследуют особенности социализации и развития личности с нарушениями с поиском новых путей компенсации коррекции недостатков для достижения максимальной самостоятельности такой личностью.

Цели и задачи специальной педагогики

Специальная педагогика предусматривает наличие системы целей, а именно:

  • компенсация и коррекция нарушений развития, используя особые педагогические методы и приемы;
  • личностная и социальная реабилитация или абилитация для новорожденных.

Предложенные цели достигаются путем самого хода к конкретным целям спецобучения, овладение средствами письма, чтения детьми с нарушениями зрительного аппарата; личностная реабилитация человека, заключающаяся в преодолении чувства ненужности, отчужденности и малоценности; воспитание чувства собственного достоинства, самоуважения. Контекст специальной педагогики говорит о достижении этих целей посредством обретения самостоятельности в самой жизни.

Чтобы достичь цели, специальная педагогика предлагает решение задач:

  • изучение основных законов, потребностей и специфики развития личности с недостатками;
  • определение коррекционных, компенсаторных способностей, учитывая сложности нарушения определенного человека;
  • создание педагогической классификации людей с ограниченными возможностями;
  • анализирование педагогических методологий, систем, программ, технологий;
  • разрабатывание новых реабилитационных, коррекционных, компенсационных программ для людей с нарушениями развития;
  • разработка программ, направленных на социальную и трудовую адаптацию тех, кто имеют нарушения в развитии, помощь в профессиональной подготовке;
  • исследование и внедрение программ, способных предупредить появление таких нарушений;
  • первая помощь родителям, имеющих детей с нарушениями развития.

Предметные области социальной педагогики

Рассматривают такие предметные области педагогики, как:

  • сурдопедагогика, занимающаяся с плохо слышащими, позднооглохшими и глухими;
  • тифлопедагогика, рассматриваемая в качестве работы со слабовидящими и слепыми;
  • тифлосурдопедагогика, работающая со слепоглухими;
  • логопедия рассматривает детей с речевыми нарушениями;
  • олигофренопедагогика, занимающаяся с детьми, у которых имеются нарушения интеллекта и образовательные затруднения;
  • специальная педагогика для людей, имеющих нарушения в опорно-двигательном аппарате и в эмоционально-волевой сфере.

Специальная педагогика связывает все предметные области вместе с теоретическим и методологическими основами. Использование коррекции позволяет применять необходимые меры предупреждения противоправного или нежелательного поведения индивида в обществе.

При гуманистическом воздействии на таких детей возможен синтез идей исправления отклоняющейся от нормы и адекватной адаптации личности к предложенным условиям жизни. Вследствие чего дети с ограниченными возможностями смогут почувствовать себя нужными и не проявлять недостойное поведение в обществе.

Читайте также: