Перераспределение пластов лексики между активным и пассивным запасом слов план урока 7 класс

Обновлено: 04.07.2024

2 Цель занятия: Рассмотреть классификацию лексики с точки зрения ее активного и пассивного запаса.

3 Лексика Активный запас Общенародные, общеупотребительные слова, у которых не наблюдается оттенка устарелости или новизны: вода, хлеб, дышать и др. Пассивный запас Устаревшие слова Новые слова

4 Устаревшие слова Историзмы – это слова, вышедшие из употребления потому, что исчезли из жизни предметы, явления, которые они обозначали. Историзмы не имеют синонимов. Зипун, камзол, кафтан, пищаль, уезд. Архаизмы – это слова, обозначающие понятия, предметы, явления, существующие в настоящее время; по различным причинам архаизмы были вытеснены из активного употребления другими словами. Имеют синонимы в современном языке. Собственно лексически е Око, аки (как), пиит, тать (вор) Лексико- семантические- это слова, у которых устарело одно или несколько значений Живот(жизнь), истукан (статуя), негодяй (негодный к воинской службе) Лексико- фонетические Зерцало, героизм, паспорт, штиль Лексико- словообразовательные Рыбарь, дол, дружество

5 Неологизмы – это новые слова, появляющиеся в языке, чтобы обозначить какое-то новое понятие, явление. Бытовые Паркинг стоянка автомобилей Кондиция состояние, степень готовности Штудировать учиться, изучать Бакалея лавка Супермаркет рынок, отсюда маркетинг торговля Ланч обед Инфотехнологии Интерактив взаимодействие Опция выбор, дополнительная функция Тэг ключевое слово, метка Фидбэк обратная связь Бизнес и политика Консалтинг совещание, обсуждение Митинг встреча, собрание VIP особый гость Истэблишмент влиятельные правящие круги, штат, организация Менеджмент управление (ресурсами) Бэкграунд биография, история событий

6 Домашнее задание. 1. В приведённых отрывках из произведений А.С.Пушкина найдите устаревшие слова. Установите их разновидность (историзмы и архаизмы) Восстань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей Между тем подъехали они ко двору. Множество длинных саней, старых колымаг и раззолоченных карет стояли уже на лугу. У крыльца толпились кучера в ливрее, скороходы, блистающие мишурой, в перьях и с булавами, гусары, пажи; свита, необходимая по понятиям бояр тогдашнего времени. При виде Ибрагима поднялся между ними шепот: Арап, арап. Царский арап! 2. Что значат выделенные курсивом в приводимых отрывках из произведений А.С.Пушкина формы, слова или обороты? Как они соотносятся с современными? A.Я вас бежал, отечески края. (родные) Б.Когда для смертного умолкнет шумный день И на немые стогны града Полупрозрачная наляжет ночи тень. B.День каждый, каждую годину Привык я думой провождать, Грядущей смерти годовщину Меж их стараясь угадать. Г. И ветер, лаская листочки древес, Тебя с успокоенных гонит небес.

Технологическая карта урока родного языка в 7 классе: Перераспределение пластов лексики между активным и пассивным запасом слов.

ВложениеРазмер
tehnologicheskaya_karta_uroka_v_7_klasse_aktivnyy_i_passivnyy_zapas_slov.docx 26.47 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Учебный предмет: родной (русский) язык.

Тема: Перераспределение пластов лексики между активным и пассивным запасом слов.

Деятельностная цель : формирование у обучающихся способностей к структурированию и систематизации по теме урока.

3) воспитывать внимание и бережное отношение к русскому языку.
Формирование УУД:

Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивации к учебной деятельности.

Метапредметные УУД : определять цель учебной деятельности в сотрудничестве с обучающимися и учителем, слушать собеседника, формулировать собственное мнение, с точностью и полнотой выражать свои мысли, анализировать объекты с целью выявления признаков, систематизировать материал, находить нужную информацию; оценивать результаты деятельности, анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.

Предметные УУД : осознание изменений в русском языке как объективного процесса; понимание внешних и внутренних факторов языковых изменений; общее представление о процессах устаревания лексики в современном русском языке (пассивизация) и о процессах реактивации пассивной лексики русского языка.

Основные понятия: устаревшая лексика: историзмы, архаизмы; неологизмы; окказионализмы; пассивизация; реактивация.

Тип урока: урок общеметодологической направленности

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, парная, индивидуальная

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:

Лексика с точки зрения активного и пассивного запаса -Какие из слов вы употребляете чаще ? Рекрут, боярин, дескать, учить, парча, телевизор, дуэль, машина, длань, думать -Почему?

Лексика активного запаса

Лексика пассивного запаса

- это повседневно используемые слова, значение которых понятно всем говорящим на русском языке

- это слова, которые либо устарели, либо в силу своей новизны не стали еще достаточно известными

Лексика пассивного запаса

Историзмы – вышли из употребления, как и обозначаемые ими явления и предметы

Архаизмы – слова, которые устарели, их заменили более современными синонимами

Общеязыковые появились для обозначения новых понятий

Например, камзол, боярин, рекрут, треуголка, шпага

Например, уста-губы

длань-лодонь

злато-золото

Например, СМИ, комп, диск, гаджет

Упражнение 1 Определите и запишите слова по данным толкованиям их лексического значения. 1.Старый, опытный воин - 2.Герой русских былин, совершающий воинские подвиги, 3. Специалист с высшим технологическим образованием -__________________ 4.Человек, совершающий поездку в поезде, на самолёте или другом виде транспорта, - 5.Военнослужащий, стоящий на посту, - 6.Команда, личный состав танка, самолёта, корабля —_____________________ Слова для справок: часовой, богатырь, пассажир, ветеран, экипаж, инженер. Найди в предложениях устаревшую лексику Я устремил свои очи (глаза)к небу. О нем идет недобрая молва (пересуды, разговоры). Отрок (подросток) Иван был прилежным в учении. Сей (этот) спектакль пришелся мне по душе. В данной ситуации я не ведал (знал), что делать. Какая лепота (красота) в осеннем лесу! Отныне (теперь) в наш город будут приезжать артисты. Его ланиты (щеки) покраснели от стыда. Семейная пара имеет двух дщерей. (дочерей) Пушкин любил сам зачитывать свои вирши (стихи). Архаизмы. Царь был человеком строгим, но справедливым. Он имел три фунта денег в сундуке. Княжеская семья владела огромным уделом. Во время торжественных мероприятий монарх восседал на троне. Рать преследовала противника по пятам.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В основе урока – технология уровневой дифференциации (использованы дифференцированные задания для учащихся).

Тема : Лексика и фразеология.

Повторение по теме лексика. фразеология

Вид урока: урок- путешествие.

Тип урока: обобщение и систематизация изученного материала

В основе урока – технология уровневой дифференциации (использованы дифференцированные задания для учащихся).

Тема : Лексика и фразеология.

Повторение по теме лексика. фразеология

Вид урока: урок- путешествие.

Тип урока: обобщение и систематизация изученного материала

В основе урока – технология уровневой дифференциации (использованы дифференцированные задания для учащихся).

Тема : Лексика и фразеология.

Повторение по теме лексика. фразеология

Вид урока: урок- путешествие.

Тип урока: обобщение и систематизация изученного материала

В основе урока – технология уровневой дифференциации (использованы дифференцированные задания для учащихся).

Тема : Лексика и фразеология.

Повторение по теме лексика. фразеология

Вид урока: урок- путешествие.

Тип урока: обобщение и систематизация изученного материала

В основе урока – технология уровневой дифференциации (использованы дифференцированные задания для учащихся).

Тема : Лексика и фразеология.

Повторение по теме лексика. фразеология

Вид урока: урок- путешествие.

Тип урока: обобщение и систематизация изученного материала

В основе урока – технология уровневой дифференциации (использованы дифференцированные задания для учащихся).

Тема : Лексика и фразеология.

Повторение по теме лексика. фразеология

Вид урока: урок- путешествие.

Тип урока: обобщение и систематизация изученного материала

В основе урока – технология уровневой дифференциации (использованы дифференцированные задания для учащихся).

Тема : Лексика и фразеология.

Обучающий аспект – повторить понятие о лексике как разделе науки о языке; закрепит знания учащихся о группах слов в лексике; закрепить знания учащихся о фразеологических оборотах, об особенности определения их лексического значения.

Развивающий аспект – продолжить формирование умений определять лексическое значение слов; совершенствовать навыки работ со словарями; развивать речевые навыки (умение пользоваться фразеологизмами в речи).

Воспитывающий аспект – воспитывать уважительное отношение к богатству и разнообразию словарного запаса языка.

1. Организационный момент. (2 мин.)

Учащиеся готовятся к уроку,

2. Слово учителя. (3 мин.)

Прежде чем начать наш урок, ответьте мне, пожалуйста, на такой вопрос: чем мы занимались на предыдущих уроках?

- а зачем нужно повторять то, что уже знаешь?

- как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня?

Итак, чтобы определить, какой раздел русского языка мы будем повторять, вы должны будете отгадать тверские загадки и по первым буквам отгадок составить слово. Эту работу вы выполните в группах.

Как на него взглянешь, так и заплачешь. (Лук)

Зимой и летом одним цветом. (Ель)

Сидит Маршутка в семидесяти семи шубках. (Капуста)

На дворе горой, а в избе водой. (Снег)

Синенька, маленька по городу скачет, всех людей красит. (Игла)

Черный Ивашка, деревянная рубашка, где пройдет, там след остается. (Карандаш)

Стоит на крыше верхолаз

Чтобы повторить названный вами раздел, мы отправимся в необычное путешествие и посетим страну Лексику и граничащую с ней загадочную Фразеологию.

3. Задание 1. (3 мин.). определить лексическое значение слова.

Прежде чем мы тронемся в путь, скажите, что мы называем лексическим значением?(определенный смысл)

А какой словарь нам поможет проверить лексическое значение слова? (Толковый словарь).

Работа с Толковым словарем. На парте у учеников лежат Толковый словарь

Пока работает 1 ученик со словарем, уч-ся отвечают:

Как вы понимаете это выражение? Какие однокоренные слова встретились в этом выражении? Какими частями речи они являются?

1. Обладающий большим имуществом.

2. Дорого стоящий, роскошный, великолепный.

3. Имеющий что-либо в большом количестве, с избытком.

4. Содержащий много ценных качеств ( переносное)

Вывод (на слайде) : Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью. ( А.Н. Толстой).

Парная работа. Выпишите в тетрадь ключевые слова этого выражения., обменяйтесь тетрадями и посмотрите, согласен ли с вами сосед.

4. Многозначные слова.

1. Как называются слова, которые имеют несколько значений

Ответ: Многозначные.

Именно в бухте Многозначности мы и сделаем свою первую остановку.

Задание 2. (5 мин.)

На слайде представлены выражения

1. Языку учиться– всегда пригодится. (перен.)

2. Чтобы не сказать лишнего, нужно прикусить язык. (перен.)

3. Я больно прикусила язык. (прямое)

4. Так вкусно, что язык проглотишь. ( перен.)

- Как вы понимаете значение данных выражений?

-Какое слово повторятся в этих предложениях?

Для того, чтобы проверить правильно ли вы ответили, обратите внимание на следующий слайд. Выражение в прямом значении будет красного цвета,

- У кого так – руки подняли.

2. Что такое прямое значение?

Ответ: это основное лексическое значение слова.

3. Что такое переносное значение?

Ответ: это вторичное лексическое значение.

5. Групповая работа .Дифференциация. Работа по карточкам.

У вас есть возможность посетить разные города страны Лексика. В какой город вы попадете, вы сможете узнать, выполнив задание.

1.Я раздам карточки, вы познакомитесь в группах с заданиями и выберете сначала задание, которое можете выполнить быстро.

2.Возьмите карточку с заданием другим ,посложнее

выполните его.

Карточка 1. НУВ

О каких ключах идет речь? Подпишите значения слова ключ в каждой из строчек. Чтобы определить , в каком городе вы находитесь, вспомните, как называются такие слова? Определите разряд частиц.

Там, где нужен ключ обычный, (метал. стержень).

Не поможет ключ скрипичный. ( музыкальный термин).

И лесным ключом, поверь, (родник).

Не откроешь эту дверь.

Ответ: Эти слова называются Омонимы.

Карточка 2. ВУВ

В каком городе находитесь вы? Закончите предложения, вставив нужные по смыслу слова. Как называются эти слова?

В театре за актом следует акт,

А между ними нужен….. (антракт)

На время дело прекратив,

Вдруг объявили ….. (перерыв)

В поле пахарь устал слишком,

Нужно сделать …… ( передышку)

После урока непременно

Нужна ребятам ….. (перемена)

Ответ: Эти слова называются Синонимы.

Проверка результатов.: какое задание сделали быстро? А над каким поразмышляли?

Сменная пара

. Охарактеризуйте наших героев, подобрав пары слов – антонимов. (один ученик Слон, другой Моська)

-Итак, где мы уже успели побывать?

Чтобы нам проследовать дальше и побывать еще в одной стране, мы должны пройти пограничный контроль, а задания там весьма не простые.

Прослушайте зарисовку, сделанную несколько лет назад в одном из сел Тверской области.

- Что не понял врач? А как вы думаете, что имела в виду бабушка?

(писюки –ячмени на глазах, шушуки – красные муравьи)

Со словами какой группы из страны Лексика столкнулся доктор?

Ответить на этот вопрос поможет таблица

Лексика современного русского языка

2 задание. Каких людей и за что в тверских говорах называют следующими словами?

. Обсудите в парах.

Брезга, лазуха, мямля, объеда, крикун, завируха

3 задание. Пословицы и поговорки Тверской области: Н или НН? Выписать слова с н-нн самостоятельно, затем по очереди вставляют буквы на доске

Сказанное слово серебряное, несказанное – золотое

Лунная ночь что ненастный день

Потерянного не воротишь

Чужое добро страхом огорожено

Юность легкомысленна, старость осторожна

Лучше друг верный, чем камень драгоценный

Итоги раздела Лексика.

Ребята, наше путешествие по стране Лексика подошло к концу.

С какими названиями мы в этой стране встретились? Что повторили?

Ответ: Узнали, что слова могут быть многозначными, они могут иметь прямое и переносное значение. Познакомились с синонимами, антонимами и омонимами.

Ребята, дальше наш путь лежит в загадочную страну Фразеологию. А почему ее называют загадочной?

мы сейчас и заглянем в эту страну

И здесь сразу же слышим фразу:

- Что в ней необычного?

- что обозначают данные фразеологизмы?

Выполните морфемный разбор, которое стоит в форме прош.вр., ед.ч, м.р (заплелся)

Задание 4. Устно. (3мин.)

Вам предложены фразеологизмы. Что означают эти выражения, подберите слова-синонимы

Сломя голову. – очень быстро

Точить лясы. -болтать

С гулькин нос. – мало

- Какие из слов в данных фразеологизмах не могут сочетаться с другими словами?

Групповая работа по карточкам

Задание После каждого предложения в скобках запишите фразеологизмы, которыми можно заменить некоторые слова из предложения..

1. Одноклассники без всякого основания, без видимой причины перестали со мной разговаривать. ( ни с того ни с сего).

2. Задание написано совершенно четко, определенно. ( черным по белому).

3. Мой друг вел себя так, будто ничего не случилось. ( как ни в чем ни бывало).

А теперь обратите внимание на слайд, как должно быть на самом деле. Исправьте свои ошибки.

Итоги раздела Фразеология.

Ребята, что нового вы узнали в стране Фразеология? А что повторили, вспомнили? Для чего нам нужны фразеологизмы?

Итоги всего урока.

Ребята, наше сегодняшнее путешествие подошло к концу, корабль, на котором мы плыли причалил к берегу. А было ли путешествие полезным для вас, решите, заполняя листки самооценки или обсуди в парах

6. - Что изучает раздел языка Лексикология? Что мы узнали в стране Лексика? (изучает словарный состав языка).

- Что изучает раздел языка Фразеология? Что мы узнали в этой стране? (изучает устойчивые выражения и сочетания)

Лексический состав любо­го язы­ка пред­став­ля­ет неод­но­род­ное явле­ние. Так, в зави­си­мо­сти от упо­тре­би­тель­но­сти лек­си­ки в сло­вар­ном соста­ве язы­ка отчет­ли­во выде­ля­ют­ся два пла­ста слов: актив­ный и пассивный.

Активный и пассивный запас русского языка

Словарный состав язы­ка не явля­ет­ся чем-то застыв­шим, неиз­мен­ным. На про­тя­же­нии веков изме­ня­лась зву­ко­вая систе­ма, про­ис­хо­ди­ли изме­не­ния в грам­ма­ти­ке и лек­си­ке. Особенно замет­ны изме­не­ния в лек­си­ке в эпо­ху раз­лич­ных обще­ствен­ных, соци­аль­ных пре­об­ра­зо­ва­ний, в пери­од бур­ных пере­мен в жиз­ни общества.

К актив­ной лек­си­ке отно­сят­ся те сло­ва, кото­рые акту­аль­ны для совре­мен­но­го эта­па, сло­ва, кото­рые отве­ча­ют тре­бо­ва­ни­ям совре­мен­но­сти и не име­ют при­зна­ков ста­ри­ны или новизны.

Пассивный состав состав­ля­ют сло­ва, кото­рые вышли из упо­треб­ле­ния вви­ду сво­ей несо­вре­мен­но­сти, неак­ту­аль­но­сти, и новые сло­ва, не утра­тив­шие еще при­знак необыч­но­сти и новизны.

Активная и пассивная лексика

Устаревшие слова. Типы архаизмов и историзмов

Слова, кото­рые вышли или выхо­дят из актив­но­го запа­са в силу их ред­ко­го упо­треб­ле­ния, назы­ва­ют­ся уста­рев­ши­ми сло­ва­ми. Процесс уста­ре­ва­ния слож­ный и дли­тель­ный, поэто­му уста­рев­шие сло­ва раз­ли­ча­ют по сте­пе­ни устарелости.

К пер­вой груп­пе отно­сят­ся сло­ва, неиз­вест­ные или непо­нят­ные боль­шин­ству носи­те­лей язы­ка. Сюда мож­но вклю­чить несколь­ко раз­ря­дов слов:

– сло­ва, исчез­нув­шие из язы­ка и не встре­ча­ю­щи­е­ся даже в соста­ве про­из­вод­ных основ:

– сло­ва, кото­рые не упо­треб­ля­ют­ся само­сто­я­тель­но, но встре­ча­ют­ся в соста­ве про­из­вод­ных слов (ино­гда пере­жив­ших про­цесс опрощения):

– сло­ва, кото­рые в совре­мен­ном язы­ке сохра­ня­ют­ся толь­ко в соста­ве фра­зео­ло­ги­че­ских обо­ро­тов речи:

Ко вто­рой груп­пе отно­сят­ся уста­рев­шие сло­ва, извест­ные носи­те­лям совре­мен­но­го язы­ка, напри­мер: вер­ста, аршин, деся­ти­на, фунт, сажень, кон­ка, бур­са, хлад, глас, перст, бра­до­брей, око и др. Многие из них еще недав­но упо­треб­ля­лись в актив­ном словаре.

Устаревшие сло­ва раз­ли­ча­ют­ся не толь­ко сте­пе­нью арха­и­за­ции, но и при­чи­на­ми, кото­рые при­ве­ли их в раз­ряд уста­рев­ших. С этой точ­ки зре­ния уста­рев­шую лек­си­ку мож­но раз­де­лить на исто­риз­мы и архаизмы.

Историзмы – это сло­ва, кото­рые назы­ва­ют исчез­нув­шие пред­ме­ты и явле­ния реаль­ной действительности.

С раз­ви­ти­ем обще­ства воз­ни­ка­ют новые общественно-политические отно­ше­ния, ины­ми ста­но­вят­ся эко­но­ми­ка, воен­ное дело, меня­ет­ся быт и куль­ту­ра наро­да. С исчез­но­ве­ни­ем тех или иных пред­ме­тов, явле­ний отпа­да­ет необ­хо­ди­мость и в сло­вах, их обозначавших.

Историзмы мож­но раз­де­лить на ряд семан­ти­че­ских групп:

1) назва­ния явле­ний общественно-политического поряд­ка, назва­ния чле­нов цар­ской семьи, пред­ста­ви­те­лей сосло­вий и т.п.;

барыш­ня, кре­пост­ная, смерд, закуп; царь, цари­ца, царе­вич, царев­на, боярин, дво­ря­нин, князь, граф, столь­ник, барин, купец, кадет, юнкер, кулак, поме­щи­ки и др.

2) назва­ния адми­ни­стра­тив­ных учре­жде­ний, учеб­ных и дру­гих заведений;

при­каз, бир­жа, гим­на­зия, про­гим­на­зия, кабак, моно­поль­ка, казен­ка, бого­угод­ное заве­де­ние и др.

3) назва­ния долж­но­стей и лиц по роду их занятий;

вир­ник, мыт­ник, асес­сор, смот­ри­тель, попе­чи­тель, город­ни­чий, горо­до­вой, гим­на­зист, кур­сист­ка, фаб­ри­кант, завод­чик, борт­ник, бур­лак и др;

4) назва­ния воин­ских чинов;

сот­ник, гет­ман, стре­лец, муш­ке­тер, дра­гун, рей­тар, волон­тер, рат­ник, пору­чик, рын­да, але­бард­щик, палаш­ник, кира­сир и др;

5) назва­ния видов ору­жия, воен­ных доспе­хов и их частей;

чекан, кистень, була­ва, мор­ти­ра, пищаль, бер­дыш, само­пал, але­бар­да, палаш, арке­буз, коль­чу­га, латы, кира­са и др.

6) назва­ния средств передвижения;

7) назва­ния ста­рых мер дли­ны, пло­ща­ди, веса, денеж­ных единиц;

аршин, сажень, вер­ста, деся­ти на; фунт, бат­ман, золот­ник, лот, грив­на, алтын, соро­ков­ка, золо­тов­ка, грош, полуш­ка и пр.

8) назва­ния пред­ме­тов исчез­нув­ше­го быта, пред­ме­тов домаш­не­го оби­хо­да, видов одеж­ды, еды, напит­ков и т.п.;

лучи­на, све­тец, ендо­ва, про­сак, кани­тель, бар­мы, салоп, епан­ча, каза­кин, армяк, кам­зол, бот­фор­ты, сбитень.

Особое место сре­ди исто­риз­мов зани­ма­ют сло­ва, кото­рые появи­лись в совет­скую эпо­ху для обо­зна­че­ния пре­хо­дя­щих явле­ний, напри­мер: нэп, нэп­ман, нэп­ман­ша, Торгсин, прод­на­лог, прод­раз­верст­ка, прод­от­ряд и т.п. Возникнув в каче­стве нео­ло­гиз­мов, они недол­го про­су­ще­ство­ва­ли в актив­ном сло­ва­ре, пре­вра­тив­шись в историзмы.

Они ушли в пас­сив­ный запас пото­му, что в язы­ке появи­лись новые назва­ния тех же поня­тий. Архаизмы име­ют сино­ни­мы в актив­ном сло­ва­ре. Этим они отли­ча­ют­ся от исто­риз­мов.

В совре­мен­ном рус­ском язы­ке раз­ли­ча­ют несколь­ко раз­но­вид­но­стей арха­из­мов. В зави­си­мо­сти от того, уста­ре­ло сло­во в целом или толь­ко его зна­че­ние, арха­из­мы делят­ся на лек­си­че­ские и семантические.

Лексические арха­из­мы в свою оче­редь под­раз­де­ля­ют­ся на собственно-лексические, лексико-словообразовательные и лексико-фонетические.

1. Собственно-лексические арха­из­мы – это сло­ва, кото­рые вытес­не­ны из актив­но­го запа­са сло­ва­ми с дру­гим корнем:

2. Лексико-словообразовательные арха­из­мы – это сло­ва, заме­нив­ши­е­ся в актив­ном упо­треб­ле­нии одно­кор­не­вы­ми сло­ва­ми с дру­ги­ми обра­зу­ю­щи­ми мор­фе­ма­ми (чаще – суф­фик­са­ми, реже – приставками);

З. Лексико-фонетические арха­из­мы – это сло­ва, кото­рым в актив­ном сло­ва­ре сино­ни­мич­ны лек­се­мы с несколь­ко иным звучанием:

Разновидностью лексико-фонетических арха­из­мов явля­ют­ся акцен­то­ло­ги­че­ские арха­из­мы, у кото­рых изме­ни­лось место уда­ре­ния: сим­вол, эпи­граф, при­зрак, бес­по­мощ­ный, музы­ка и др.

4. Грамматические арха­из­мы (мор­фо­ло­ги­че­ские и син­так­си­че­ские) сло­ва с уста­рев­ши­ми грам­ма­ти­че­ски­ми формами:

  • филь­ма — филъм,
  • чер­ная рояль — чер­ный рояль,
  • белая лебедь — белый лебедь,
  • коль­цы — кольца,
  • стар­че, гос­по­дине, кня­же (зва­тель­ная фор­ма доб­рый моло­дец, отец чест­ной, мать ино­гда ску­ча­ла ими).

5. В отли­чие от всех про­чих семан­ти­че­ские арха­из­мы – это сохра­нив­ши­е­ся в актив­ной лек­си­ке сло­ва, у кото­рых уста­ре­ло зна­че­ние (или одно из значений):

Новые слова. Типы неологизмов

Неологизмы определение

Языковыми нео­ло­гиз­ма­ми явля­ют­ся новые обра­зо­ва­ния, кото­рые воз­ни­ка­ют в обще­на­род­ном языке:

а) как наиме­но­ва­ния новых поня­тий (кос­мо­дром, аква­навт, луно­дром, мен­де­ле­вий, мик­сер, мелан, пер­фо­лен­та, реани­ма­ция, сты­ков­ка и т.д.),

б) как новые име­на вза­мен устаревших:

  • цеп­пе­лин — дирижабль,
  • авиа­тор — летчик,
  • пуль­мо­но­лог — фтизиатр,
  • сленг — жаргон,

в) как сло­ва с новой семан­ти­кой при сохра­не­нии или утра­те ста­рых значений:

Языковые нео­ло­гиз­мы мож­но раз­де­лить на лек­си­че­ские и семан­ти­че­ские. Лексические нео­ло­гиз­мы – новые наиме­но­ва­ния новых или суще­ство­вав­ших ранее поня­тий, семан­ти­че­ские – новые зна­че­ния име­ю­щих­ся слов.

В насто­я­щее вре­мя идет актив­ный про­цесс рас­ши­ре­ния сло­вар­но­го соста­ва в сле­ду­ю­щих груп­пах: в хозяй­ствен­ной, эко­но­ми­че­ской сфе­ре, в сфе­ре нау­ки, ее прак­ти­че­ско­го при­ме­не­ния, в меди­цине, в сфе­ре спор­та, куль­ту­ры, в сфе­ре ком­пью­тер­ных технологий.

бренд-менеджер, софт­мей­кер, мар­ке­то­лог, дис­три­бью­тор, гиру­до­те­ра­певт, пара­пси­хо­лог, сайт-холдер, веб-дизайн, кутю­рье, топ-модель, кер­лер, дай­вин­гист, сейл, прайм-тайм, муль­ти­плекс и др.

Большинство новых слов состав­ля­ют заим­ство­ван­ные сло­ва.

Общенародным нео­ло­гиз­мам про­ти­во­по­став­ля­ют­ся автор­ские, или индивидуально-стилистические, нео­ло­гиз­мы. Они не толь­ко обо­зна­ча­ют поня­тия, но и явля­ют­ся образ­ным, выра­зи­тель­ным сред­ством, кон­крет­нее харак­те­ри­зу­ю­щим пред­мет, более пол­но, точ­но выра­жа­ю­щим мысль. Они созда­ют­ся по суще­ству­ю­щим в язы­ке сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ным моде­лям. В отли­чие от язы­ко­вых нео­ло­гиз­мов они на дол­гие годы сохра­ня­ют новиз­ну, ори­ги­наль­ность: огон­ча­ро­ван, кюхелъ­бе­кер­но, полу­под­лец, полу­не­веж­да (у А.Пушкина), пом­па­ду­ры, били­бер­до­но­сец, кло­по­вод­ство (у М.Салтыкова-Щедрина), умно-худощавое, тре­пет­но­лист­ные (у Н.Гоголя), утре­ет, золо­те­ет (у А.Блока), напо­э­тил­ся, поци­це­ро­ни­стей, кис­ляй­ство (у А.Чехова), стре­ко­зёл, сти­ха­че­стю, лик­бе­зить, заю­би­ле­ить, монте-карлик (у В.Маяковского).

Роль устаревших слов в современном русском языке

Историзмы отли­ча­ют­ся от арха­из­мов сво­им назна­че­ни­ем. Они явля­ют­ся един­ствен­ны­ми наиме­но­ва­ни­я­ми опре­де­лен­ных поня­тий, а поэто­му выпол­ня­ют в язы­ке глав­ным обра­зом номи­на­тив­ную функ­цию. Историзмы не име­ют парал­ле­лей в совре­мен­ном рус­ском язы­ке, и пото­му к ним обра­ща­ют­ся тогда, когда воз­ни­ка­ет необ­хо­ди­мость назвать какие-то пред­ме­ты или явле­ния, вышед­шие из оби­хо­да. В совре­мен­ном язы­ке исто­риз­мы име­ют огра­ни­чен­ное упо­треб­ле­ние, напри­мер в науч­ных тру­дах по истории.

Архаизмы, явля­ясь сино­ни­ма­ми по отно­ше­нию к обще­упо­тре­би­тель­ным сло­вам, отли­ча­ют­ся от них допол­ни­тель­ны­ми оттен­ка­ми. Поэтому они исполь­зу­ют­ся как яркое сти­ли­сти­че­ское сред­ство для созда­ния коло­ри­та эпо­хи, для сти­ли­за­ции речи, для соци­аль­ной харак­те­ри­сти­ки пер­со­на­жей рече­вы­ми средствами.

Архаизмы могут упо­треб­лять­ся не толь­ко в речи пер­со­на­жей, но и в язы­ке автора.

Архаизмы исполь­зу­ют­ся и для созда­ния при­под­ня­то­го, тор­же­ствен­но­го сти­ля (при­чем очень часто с этой целью при­вле­ка­ют­ся ста­ро­сла­вя­низ­мы). В дан­ной функ­ции арха­из­мы высту­па­ют и в язы­ке худо­же­ствен­ной лите­ра­ту­ры, и в пуб­ли­ци­сти­ке, и в ора­тор­ском выступ­ле­нии, и в судеб­ной речи.

Читайте также: