Психолого педагогическое взаимодействие в условиях доу

Обновлено: 07.07.2024

1. Социально- психологические особенности взаимоотношений и взаимодействия дошкольника и взрослого.

2. Социально-психологические особенности взаимоотношений и взаимодействия дошкольника со сверстниками.

3. Подбор диагностических методик по выявлению уровня взаимоотношений и взаимодействия дошкольника со сверстниками и взрослыми.

4. Проведение тренинговых занятий с непосредственным контингентом участников.

5. Формы и методы работы в тренинге общения.

Тема 6. Психолого-педагогическое взаимодействие в условиях массовой школы.

2. Социально-психологические особенности организации групповой деятельности учащихся. Развитие групповой сплоченности у учащихся.

3. Социально-психологическая специфика психолого-педагогической работы с неформальными группами школьников.

4. Ролевое и личностное влияние учителя на процесс группообразования и личностного развития в ученическом сообществе.

5. Проведение тренинговых занятий с непосредственным контингентом участников.

6. Формы и методы работы в тренинге общения.

Тема 7. Психолого-педагогическое взаимодействие в педагогическом коллективе.

1. Организационная культура образовательного учреждения.

2. Сплоченность педагогического коллектива как базовая социально-психологическая характеристика межличностных отношений.

3. Основные социально-психологические аспекты руководства педагогическим коллективом.

5. Особенности психолого-педагогического взаимодействия педагога со специалистами смежных специальностей.

1. Социально- психологические особенности взаимоотношений и взаимодействия дошкольника и взрослого.

2. Социально-психологические особенности взаимоотношений и взаимодействия дошкольника со сверстниками.

3. Подбор диагностических методик по выявлению уровня взаимоотношений и взаимодействия дошкольника со сверстниками и взрослыми.

4. Проведение тренинговых занятий с непосредственным контингентом участников.

5. Формы и методы работы в тренинге общения.

Тема 6. Психолого-педагогическое взаимодействие в условиях массовой школы.

2. Социально-психологические особенности организации групповой деятельности учащихся. Развитие групповой сплоченности у учащихся.

3. Социально-психологическая специфика психолого-педагогической работы с неформальными группами школьников.

4. Ролевое и личностное влияние учителя на процесс группообразования и личностного развития в ученическом сообществе.

5. Проведение тренинговых занятий с непосредственным контингентом участников.

6. Формы и методы работы в тренинге общения.

Тема 7. Психолого-педагогическое взаимодействие в педагогическом коллективе.

1. Организационная культура образовательного учреждения.

2. Сплоченность педагогического коллектива как базовая социально-психологическая характеристика межличностных отношений.

3. Основные социально-психологические аспекты руководства педагогическим коллективом.

5. Особенности психолого-педагогического взаимодействия педагога со специалистами смежных специальностей.

В психолого-педагогической мысли давно сформировалось понимание необходимости учёта возрастных особенностей учащихся, воспитанников. Так, еще Я. А. Коменский обосновал принцип природосообразности – следования природе человека, его возрастным особенностям.

Каждый период возрастного развития – это качественно особый этап, который характеризуется совокупностью многих изменений, определяющих своеобразие структуры личности ребенка на данном этапе его развития. Периодизаций развития личности существует множество. Так как специалисты различных специальностей взаимодействуют в образовательном учреждении, вполне уместна принятая в педагогике периодизация возрастов.

Педагогическая возрастная периодизация дошкольного детства

Возрастной период Возраст ребёнка Ведущий вид деятельности Важные новообразования
Младенческий 0-1 год Непосредственное эмоциональное общение. Посредством этого общения формируются действия, сопровождаемые и в какой-то мере регулируемые зрительными, слуховыми, мышечно-двигательными и прочими ощущениями. Формирование потребности в общении с другими людьми и определенное эмоциональное отношение к ним.
Раннее детство 1-2 года Предметно-орудийная деятельность Ребенок овладевает способами действий с предметами в сотрудничестве со взрослыми. Развитие речи и наглядно-действенного мышления.
Дошкольный 3-6 лет Игровая деятельность (ролевая игра). В игре ребёнок овладевает разными видами действий, отношений, усваивает принятые в обществе нормы и правила. Стремление к общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности, что характеризует готовность ребенка к начальному обучению.

1. Работа педагога-логопеда в ДОУ. Как правило, первое, на что обращают внимание родители и педагоги – это своевременное речевое развитие ребенка. Дошкольники, имеющие отклонения в речевом развитии, должны получать логопедическую помощь. От своевременного начала обучения и воспитания этих детей во многом зависит успех дальнейшей работы. Чем раньше начинается работа с ними, тем более полной оказывается компенсация дефекта и готовность к усвоению школьной программы. Соответственно, в ДОУ необходим такой специалист, как педагог-логопед. В сентябре проводится всестороннее обследование знаний и умений детей всеми специалистами ДОУ (учителем-логопедом, воспитателями, музыкальным руководителем, физ. инструктором, психологом). Логопеды выявляют и регистрируют детей, нуждающихся в логопедической помощи.

После этого собирается педагогический совет, на котором присутствуют все специалисты и администрация детского сада (заведующая, методист). На педсовете дается индивидуальная характеристика каждому ребенку выделенной проблемной группы, определяется уровень его развития (высокий, средний, низкий). Здесь учитель-логопед знакомит других специалистов с основными дефектами в речевом развитии каждого ребенка (в соответствии с речевой картой), особенно подробно останавливается на содержании коррекционного обучения детей, имеющих наиболее сложные проблемы. Обсуждаются возможности взаимодействия специалистов, даются рекомендации и инструкции всем специалистам, работающим с ребенком.

В течение учебного года логопед оформляет следующую документацию:

- годовой план логопедической работы;

- речевые карты детей;

- календарный план фронтальных занятий;

- тетрадь взаимосвязи воспитателей и логопеда;

- папки индивидуальной работы с детьми;

- отчет о результатах логопедической работы.

Для родителей проводится групповое родительское собрание, на котором их знакомят с результатами обследования группы, (не говоря индивидуально о детях), рассказывают о задачах, которые стоят перед родителями и специалистами.

При необходимости, во второй половине дня логопед приглашает родителей на индивидуальные консультации.

Один раз в квартал, на родительском собрании, логопед рассказывает родителям о состоянии речевой работы в группе.

В конце учебного года оформляется отчет о проведенной логопедической работе, подводятся ее итоги. Один экземпляр отчета хранится у заведующей детского сада, второй остается у учителя-логопеда.

2. Работа педагога-психолога в ДОУ ориентирована на организацию работы психолога в трех направлениях:

- помощь детям в обычных условиях;

- помощь детям и их родителям в экстремальных условиях;

- помощь детям с отклонениями в развитии.

Контингент обслуживаемых детей - воспитанники ДОУ в обычных и экстремальных условиях. Особое внимание уделяется детям с отклонениями в развитии, имеющим неярко выраженные нарушения в познавательной деятельности, речи и эмоциональной сфере. В условиях ДОУ психолог самостоятельно имеет право работать только с теми детьми, отклонения в поведении и развитии, которых не является следствием поражения ЦНС или психологического заболевания. Работа ведется по согласованию с родителями (законными представителями) и администрацией ДОУ в форме занятий по развитию и коррекции.

Основной задачей деятельности педагога-психолога ДОУ – организация взаимодействия специалистов ДОУ для создания благоприятного психологического климата обучения и воспитания каждого ребенка как в условиях семьи, так и в условиях дошкольного учреждения.

Основной принцип работы - индивидуальный подход к детям. Он выражается в:

- поиске специфических для каждого ребенка путей оптимального развития его потенциальных возможностей в сфере интересов, способностей, склонностей;

- разработке индивидуально ориентированных программ развивающей и психокоррекционной работы с целью максимального содействия психическому и личностному развитию детей;

- выработке и реализации эффективных методов оказания психологической помощи и поддержки в экстремальных и критических ситуациях;

-подборе и адаптации методов и приемов психологического воздействия к конкретным условиям среды и социального взаимодействия детей различных возрастных групп, их родителей, педагогов.

Для обеспечения успешной работы психолога необходимы творческие контакты с медицинскими учреждениями, правильное взаимопонимание, взаимодействие и взаимодополняемость позиций психолога, педагога, социального работника, тесный контакт с родителями или лицами, их заменяющими.

Психолог работает как с актуальными задачами, так и работает на перспективу.

К основным направлениям деятельности относятся:

· Психологическое просвещение – формирование у воспитанников, их родителей (законных представителей), у педагогических работников и руководителя ДОУ потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития воспитанников на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.

· Психологическая профилактика – предупреждение возникновения явлений дезадаптации воспитанников ДОУ, разработка конкретных рекомендаций педагогам, родителям (или законным представителям) по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития.

· Психологическая диагностика – углубленное психолого-педагогическое изучение обучающихся воспитанников на протяжении всего периода обучения, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации. Психологическая диагностика проводится как индивидуально, так и с группами обучающихся воспитанников ДОУ.

· Психологическая коррекция – активное воздействие на процесс формирования личности в детском возрасте и сохранение ее индивидуальности, осуществляемое на основе совместной деятельности педагога – психолога, дефектолога, логопеда, врача, социального педагога и других специалистов. Это систематическая работа с детьми, отнесенными к категории группы риска по тем или иным основаниям, направленная на специфическую помощь этим детям.

· Консультативная деятельность заключается в оказании помощи воспитанникам, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения посредством психологического консультирования.

Кабинет психолога можно рассматривать как своеобразное поле взаимодействия практического психолога с детьми разного возраста, их родителями и педагогами, в центре которого сосредоточены интересы прежде всего ребенка.

Психологическое обеспечение эффективного взаимодействия подразумевает создание ситуации наибольшего благоприятствования для ребенка и грамотное методическое обеспечение деятельности педагога-психолога.

Методические материалы:

1. Набор практических материалов для диагностики и коррекции нарушений развития.

2. Набор игрушек и настольных игр (мячи, куклы, пирамиды, кубики, лото, домино и т.д.)

3. Набор материалов для детского творчества (строительный материал, пластилин, краски, цветные карандаши, бумага, клей)

4. Библиотека практического психолога

5. Раздаточный материал для детей, родителей, учителей

Кабинет практического психолога для реализации взаимодействия с детьми, родителями и педагогами может содержать следующий набор материалов.

Наше современное общество характеризуется большим объемом информации, высокой мобильностью и динамичностью, в котором одним из критериев успешной образовательной деятельности дошкольного учреждения становится возможность активного взаимодействия со всеми субъектами образовательного процесса.

Ведущими идеями образования сегодня становится идея диалога, принятия коллективных решений, привлечения родителей воспитанников к партнерским отношениям.

Гармоничное развитие ребенка происходит при условии наличия двух составляющих его жизни – полноценной семьи и детского сада. Семья обеспечивает необходимые ребенку личностные взаимоотношения, формирование чувства защищенности, доверия и открытости миру. Вместе с тем, семья сама нуждается в поддержке, которую призван оказывать ей детский сад.

Система сопровождения и консультирования семьи должна осуществляться через взаимодействие участников образовательного процесса, которое выступает основным компонентом образовательной среды.

Основная цель такого взаимодействия это повышение качества образования и создание благоприятных условий для сохранения физического, психического и психологического здоровья детей, их полноценного развития и подготовки к обучению к школе.

Психолого- педагогическое взаимодействие – это в первую очередь взаимодействие с кем-то или чем-то вне меня, с внешним миром.

Взаимное влияние чего-то на что-то (или кого-то на кого-то), а также, в случае человеческого взаимодействия - совместное действование. (Пример: Игроки команды, наконец, наладили между собой взаимодействие и начали играть, как следует).

Взаимодействие может быть физическое (предметное или телесное) и социальное (информационное, ролевое, психологическое).

(Пример1: Ребенок играет игрушкой, игрушка организует его игру - у ребенка предметное взаимодействие. Если для ребенка игрушка только предмет, это одно, а если он играет в солдатики и организует бой - у него социальное предметное взаимодействие. Он уже - командир войска солдатиков.

Пример 2: Когда человека физически тащит толпа, это вариант скорее физического (телесного) взаимодействия, если он увлечен ее настроением и начинает шуметь вместе с другими - это скорее взаимодействие социальное).

Взаимодействие может быть безличное (ребенок с игрушкой, толпа с толпой) или личное.

Личное взаимодействие - всегда социальное. Личное взаимодействие между людьми может происходить на разных уровнях. Легкий, поверхностный уровень - общение. Более глубокий уровень взаимодействия - отношения.

Педагогическое взаимодействие – это личностный контакт воспитателя с воспитанниками (родителями воспитанников), направленный на взаимные изменения в их поведении, деятельности, отношениях, установках.

Ведущей целью взаимодействия является развитие личностей взаимодействующих сторон, их взаимоотношений, развитие коллектива и реализация его воспитательных возможностей.

Основными характеристиками взаимодействия считают: взаимопознание, взаимопонимание, взаимоотношение, взаимные действия, взаимовлияние.

Каждая из этих характеристик имеет свое содержание, но только их комплексная реализация в воспитательном процессе обеспечивает его эффективность.

К интегративным характеристикам любого взаимодействия, в том числе и педагогического, относят срабатываемость и совместимость.

Срабатываемость характеризует согласованность в действиях, обеспечивающую их успешность с позиций количества, качества, скорости, оптимальной координации действий контактирующих сторон на основе взаимного содействия.

Совместимость выражается в максимально возможной удовлетворенности партнеров друг другом, эмоциональной поддержке.

В связи со сложностью и многосторонностью воспитательного процесса, большим количеством его участников выделяют множество типов взаимодействия, что находит отражение в различных подходах к их классификации.

В основании классификаций лежит тот или иной ведущий признак:

1. По субъекту и объект-субъекту: личность – личность (ребенок – ребенок, педагог – ребенок, педагог – педагог, педагог – родитель и т.д.); коллектив – коллектив (коллектив младших – коллектив старших, группа - группа, детский коллектив – педагогический коллектив и т.д.).

2. По направленности взаимодействия: прямое и косвенное.

3. По содержанию деятельности: взаимодействие в образовательной, воспитательной, трудовой, спортивной и другой деятельности.

4. По наличию или отсутствию цели: целенаправленное, стихийное.

5. По степени управляемости: управляемое, полууправляемое, неуправляемое.

7. По характеру взаимодействия: сотрудничество, диалог, соглашение, опека, подавление, индифферентность(безразличие, равнодушие, безучастность), конфронтация, конфликт.

Кроме этого выделяют и такое взаимодействие, как

случайное или преднамеренное, частное или публичное, длительное или кратковременное, вербальное (речь) или невербальное (язык жестов), продуктивное и непродуктивное.

Каждый из типов взаимодействия оказывает соответствующее влияние на психологическое состояние взаимодействующих сторон.

Так, продуктивное взаимодействие приносит удовлетворенность, приводит к откровенности, искренности, открытости.

Непродуктивное – сопровождается отрицательными эмоциями: страха, тревожного ожидания, паники, приводит к недоверию, скрытности, враждебности.

Все типы взаимодействия взаимосвязаны, они сопутствуют друг другу, при изменении условий переходят друг в друга.

В конкретной педагогической ситуации задача педагога состоит в поиске ведущего, оптимального типа взаимодействия. Быстрая сменяемость ситуаций обуславливает динамику характера взаимодействия участников воспитательного процесса и требует принятия оперативного решения.

В организации педагогического взаимодействия педагогу принадлежит руководящая роль (в скрытой или открытой форме), но это не означает пассивности воспитанников, так как их стремления, интересы, потребности зачастую определяют выбор содержания и форм работы воспитателей.

Эффективное взаимодействия – это совместно построенные действия участников образовательного процесса, обеспечивающие необходимые условия для личностного роста, развития личностного потенциала, развития навыков рефлексивного поведения (рефлексия - обращение назад, процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний), преодоления стереотипизации восприятия, эмоционально-душевного комфорта, развития навыков эффективного вербального и невербального общения, саморегуляции, развитие потребности в самоактуализации.

Сотрудничество как основа взаимодействия - это гуманистическая идея совместной развивающей деятельности детей и взрослых, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, коллективным анализом хода и результатов этой деятельности.

В основе стратегии сотрудничества лежат идеи стимулирования и направления педагогом познавательных интересов детей.

пространственным и временным соприсутствием,

организацией и управлением деятельностью,

разделением функций, действий, операций,

наличием позитивных межличностных отношений.

Приемы педагогического сотрудничества - одновременно регламентируют деятельность участников. Наиболее распространенным способом педагогического сотрудничества при решении различных задач является обсуждение, проблемный вопрос.

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

1. Педагогическое взаимодействие как основа образовательного процесса в ДОУ

Образец подзаголовка
Рындина Анастасия Германовна
(канд.пед.наук, асс. кафедры
дошкольной педагогики РГПУ им.
А.И.Герцена)

2. План встречи

• Педагогическое взаимодействие в современных
исследованиях (определение)
• Структура педагогического взаимодействия
• Характеристики педагогического взаимодействия
(педагогическое взаимодействие как условие
воспитания и развития ребенка в группе ДОУ)
• Диагностика педагогического взаимодействия

3. Вместо вступления:

4. Педагогическое взаимодействие, его виды:

5. Подходы к педагогическому взаимодействию:

6. Стороны педагогического взаимодействия:

• непосредственно коммуникативная;
• интерактивная;
• перцептивная (А.В.Батаршев, В.Хохлова,
А.Штефан, Г.М.Андреева).

7. Компоненты педагогического взаимодействия:

8. Характеристики педагогического взаимодействия

• носит субъект – субъектный характер
(С.Н.Батракова);
• педагог относится к ребенку как к равному;
• педагог занимает позицию социального
оптимиста (О.С.Газман);
• педагог доверяет воспитаннику самостоятельно
действовать (О.С.Газман, Л,А,Петровская,
А.С.Спиваковская);
• педагог готов (имеет установку) организовывать
развивающее и взаиморазвивающее

9. Субъект – субъектный характер

• Уважение
• Отношение как к
равному,
равноинтересному
• Учет
индивидуальных и
возрастных
особенностей

11. Педагог относится к ребенку как к равному

13. Книги в помощь:

17. Вопросы к размышлению:

18. Педагог занимает позицию социального оптимиста

20. Педагог доверяет воспитаннику самостоятельно действовать

Наименование Характеристика
степени Примеры
зоны
свободы для ребенка
Зелена зона
Включает
все
поведения
ребенка
то,
что В какие игрушки играть, в
разрешается делать ребенку по какой кружок записаться, с
его собственному усмотрению кем дружить…
и желанию.
Желтая зона
Относительная
свобода. Можно
Ребенок принимает решения дворе,
сам,
но
в
гулять
но
в
своем
дальше
не
рамках уходить…
установленных правил.
Оранжевая
Действия ребенка, которые не Ребенок напуган страшным
зона
приветствуются, но в виду сном, мать берет его к себе
особых
обстоятельств в постель…
допускаются
Красная зона
Действия
ребенка,
не Нельзя бить, щипать или
приемлемые ни при каких кусать маму, играть с огнем,
обстоятельствах
ломать
вещи,
маленьких…
обижать

23. Педагог – верный пример для ребенка

25. Отношения между педагогом и ребенком - межличностные

• формальноролевое
взаимодействие малоэффективно
• готовность
вступить в диалог
• готовность
проявить свою
индивидуальность
• интерес к

28. Диагностика педагогического взаимодействия

29. Самодиагностика (опросники, тесты)

• Диагностический
экспресс-опросник для
воспитателей
Цель опросника: изучить
уровень развития
компонентных характеристик
педагогического
взаимодействия воспитателя с
детьми, выделенных
Н.Н.Обозовым,
М.И.Рожковым,
Л.В.Байбородовой.

30. Самодиагностика (опросники, тесты)

• Самодиагностика
развития основных
компонентов
педагогического
взаимодействия
воспитателей с детьми
6-7 лет
(модифицированный
вариант анкеты Л.В.
Байбородовой).

• Цель диагностики:
изучить
особенности
оценки ребенком
процесса
межличностного
взаимодействия с
ним воспитателя
группы детского
сада.

34. Важно:

36. Наблюдение за педагогическим взаимодействием воспитателя с детьми

• Наблюдение с целью исследовать
особенности взаимодействия воспитателя и
детей в педагогическом процессе в группе
ДОУ (по критериям Н.Ф. Радионовой, О.С.
Газмана, А.С. Смирнова)
• Наблюдение с целью оценить
эффективность взаимодействия как
средства развития и воспитания
дошкольников (меняем критерии в
зависимости от исследуемой проблемы).

37. Спасибо за внимание!

38. Литература


Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! – М., 1985
Гиппенрейтер Ю.Б. Как общаться с ребенком? – М., 2004.
Деркунская В.А., Рындина А.Г. Игровые приемы и коммуникационные игры для детей старшего
дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие. — М.: Центр педагогического
образования, 2012. — 112 с.
Корчак Я. Избранные педагогические произведения: /Сост. И авт. Примеч. Е.С.Рубенчик/ - М., 1979.
Леви В. Нестандартный ребенок. – СПб., 1993.
Михайлова Н.Н., Юсфин С.М. Педагогика поддержки. – М., 2002.
Обозов Н.Н. О трехкомпонентной структуре межличностного взаимодействия//Психология
межличностного познания/Под ред. Бодалева А. А. - М.,1981
Психология педагогического взаимодействия. Учебное пособие / Под ред. Я.Л.Коломинского. –
СПб, 2007.
Рындина А. Г. Субъект-субъектное педагогическое взаимодействие с детьми старшего
дошкольного возраста: особенности и пути оптимизации// Детский сад от А до Я №2 (50)
2011, с. 113 - 119
Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Киев, 1973 (4 издание).

Читайте также: