Психолого педагогическое исследование в начальной школе

Обновлено: 05.07.2024

Одной из наиболее признанных и известных классификаций методов психолого-педагогического исследования является классификация, предложенная Борисом Герасимовичем Ананьевым.

Все методы он разделил на четыре группы:

- Организационные методы;

- Эмпирические методы;

- Методы обработки данных;

- Интерпретационные методы.

1. Организационные методы :

- сравнительный метод, состоящий в том, что сравниваются какие-либо группы испытуемых, например, по возрастам, деятельности и т. п. ;

- лонгитюдный - когда выполняются многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного периода времени;

- комплексный - когда в одной исследовательской программе участвуют специалисты самых разных областей знания: психологи, педагоги, медики, математики и т. п.

2. Эмпирические методы. Слово эмпирический означает основанный на опыте. Таким образом, в названии этой группы методов подчёркивается практическая направленность методов.

- обсервационные методы (наблюдение и самонаблюдение);

Наблюдение – это подчиненное исследовательской программе целенаправленное и систематическое восприятие поведения объекта (ов) в целью его последующего анализа и объяснения.

1. непосредственное и опосредованное,

2. внешнее и внутреннее,

3. включенное (которое может быть открытым и закрытым) и не включенное,

4. прямое и косвенное,

5. сплошное и выборочное (по определенным параметрам,

6. полевое (в повседневной жизни) и лабораторное.

При использовании метода наблюдения необходимо возможно полнее соблюдать следующие требования:

1. Наблюдение должно иметь конкретную цель, должно проходить по заранее выработанному плану.

2. Количество исследуемых признаков должно быть минимальным, и они должны быть точно определены.

3. Психолого-педагогические явления следует наблюдать в естественных условиях (ребенок не должен знать о том, что за ним наблюдает взрослый, иначе его поведение изменится).

4. Сведения, получаемые путем различных наблюдений, должны быть сравниваемыми: с применением одинаковых критериев; с сопоставлением данных, полученных через равные промежутки времени; в одних и тех же оценках и т. д.

5. Объективность наблюдения (описывается сам факт - действие, фраза или эмоциональная реакция ребенка, а не его субъективное истолкование психологом);

6. Систематичность наблюдений (в эпизодических наблюдениях можно выявить не характерные для ребенка моменты, а случайные, зависящие от его сиюминутного состояния, от ситуации);

7. Наблюдатель должен заранее знать, какие ошибки могут иметь место при наблюдении, и предупреждать их.

Метод самонаблюдения представляет собой наблюдение человека (исследователя) за внутренним планом собственной психологической жизни с последующей фиксацией и анализом результатов.

- эксперимент (лабораторный, естественный, формирующий и др.);

Лабораторный эксперимент проходит в специально созданных условиях.

При естественном эксперименте среда остается обычной для исследуемого,осуществляемый в рамках игровой, трудовой и учебной деятельности ребенка.

При формирующем эксперименте ставиться цель не только установить закономерности изучаемого психического феномена, но и использовать эти закономерности для достижения необходимых исследователю результатов. Чаще всего формирующий эксперимент применяется в педагогике.

При организации экспериментального исследования следует выполнить следующие требования: а) заманчивость деятельности, выполняемой ребенком; б) кратковременность экспериментальной процедуры; в) постоянство стимульного материала по содержанию на протяжении нескольких возрастных периодов; г) легкость овладения формальной стороной выполняемой и регистрируемой в эксперименте деятельности; д) возможность завершения каждого экспериментального задания удачей для испытуемого или хотя бы видимостью удачи. И чем младше ребенок, тем эти требования жестче.

- психодиагностический метод (тесты, анкеты, опросники, социометрия, интервью, беседа);

Тестирование – метод изучения психологических свойств и состояний личности с помощью тестов.

Тесты – это стандартизированные задания, требующие решения, ответа или описания.

Тестирование используется при:

• профессиональной ориентации и профессиональном отборе;

• изучении уровня усвоения знаний;

• оказании психологической помощи;

• изучении уровня индивидуального развития.

Основные виды тестов:

• Тесты достижений показываю степень владения испытуемым конкретными знаниями, умениями и навыками.

• Тесты интеллекта выявляют умственный потенциал. Критерием является набор понятий, терминов и логических отношений между ними.

• Тесты креативности оценивают творческие способности личности.

Тесты личностные позволяют выявить различные стороны личности индивида: установки, ценности, отношения, эмоциональные, мотивационные, межличностные свойства, типичные формы поведения.

• Тесты проективные позволяют сориентироваться в сложных свойствах личности, не поддающихся точной оценке.

Метод опроса применяется для получения от испытуемых необходимой информации на заранее подготовленные вопросы.

В зависимости от формы контакта исследователя и испытуемых опросы проводят в виде беседы (интервью) или анкетирования.

Анкетирование – метод сбора исследуемых данных на основе опроса с помощью анкет.

Анкета – объединенная единым замыслом (целью) система вопросов, направленных на выявление количественно-качественных характеристик предмета анализа.

Вопросы анкеты должны:

1. Отвечать исследовательской задаче.

2. Иметь ясную, конкретную и тактичную форм4улировку.

3. Одинаково пониматься всеми отвечающими.

Беседа– метод сбора фактов о психологических явлениях в процессе личного общения по специально составленной программе.

Беседа может быть:

а) стандартизированная (точно сформулированные вопросы задаются всеми опрашиваемым);

б) нестандартизированная (вопросы задаются в свободной форме).

Успешность беседы зависит от:

а) степени ее подготовленности (наличие цели, плана беседы, учета возрастных и индивидуальных особенностей и условий ее проведения).

Беседа может быть индивидуальной и групповой, а анкетирование – очным и заочным.

- анализ процессов и продуктов деятельности (праксиометрические методы);

Анализ результатов деятельности как метод психологического исследования представляет собой целенаправленное исследование продуктов деятельности человека, позволяющее определить индивидуальные психологические особенности субъектов взаимосвязи внутренних психических процессов и внешних форм поведения и деятельности.

Объектами анализа могут быть сочинения на заданную тему, рисунки, результаты конструирования, поведение в заданной ситуации, практическая, теоретическая и литературная деятельность.

Анализируются временные, количественные и качественные показатели деятельности. К качественным показателям относят эффективность деятельности, надежность, безошибочность, разносторонность, своевременность, гибкость.

- биографический метод.

Биографический метод предполагает изучение психологических особенностей человека в процессе анализа истории его жизни.

3. Методы обработки данных.

• методы количественного анализа, здесь имеются в виду очень обширная группа методов математической обработки данных и методов статистики в приложении к задачам психологического исследования.

• методы качественного анализа: дифференциация фактического материала по группам, описание типовых и исключительных случаев.

4. Интерпретационные методы.

Необходимо чётко осознавать, что сами фактические данные ещё мало что значат. Исследователь получает результаты в процессе интерпретации фактических данных, поэтому именно от той или иной интерпретации очень многое зависит.

- генетический (фило- и онтогенетический) метод применяется в следующих областях:

1. филогенез психики (от простейших животных до человека);

2. историческое развитие психики (от первобытнообщинного строя до современности);

3. онтогенез психики (от рождения до смерти человека);

4. психопатологическое развитие (от нормальной до нарушенной психики).

Помимо этого генетический метод применяется при : генеалогическом исследовании (изучение родственников); 2) исследование приемных детей и родителей; 3) исследование близнецов.

- структурный метод (применяются обычные методы изучения всевозможных структур, в частности, классификация и типологизация и др.).

Прежде, чем применять ту или иную психодиагностическую методику к детям младшего школьного возраста, необходимо удостовериться в том, что она им интеллектуально доступна и не слишком проста для того, чтобы оценить реальный уровень психологического развития, достигнутый ребенком.

Если ребенку предложить достаточно трудный, в принципе доступный, но малоинтересный для него серьезный психологический тест, требующий развитой воли, произвольного внимания, памяти и такого же воображения, то может статься, что он не справится с заданием. Если, те же самые тестовые задания предложить ребенку в игровой, внешне и внутренне привлекательной форме, то, по всей вероятности, результаты тестирования окажутся иными, более высокими.

Для детей третьего и четвертого классов вполне подходят тесты, предназначенные для взрослых людей, при условии, что сами тестовые задания будут им доступны. Говоря о доступности, мы в данном случае имеем в виду соответствие этих заданий способностям, имеющимся у детей. Следовательно, необходима серьезная адаптация интеллектуальных тестов для взрослых применительно к детям, их упрощение и структурно-содержательное изменение.

Значительные трудности могут возникать тогда, когда в работе с детьми применяется метод опроса в его различных формах: устной и письменной. Эти трудности могут быть вызваны тем, что ребенок не всегда правильно понимает адресованные ему вопросы, вкладывает в них несколько иной смысл, чем взрослый человек. По этой причине рекомендуется, прежде всего убедиться в правильности понимания ребенком адресованных ему вопросов и только после этого интерпретировать и обсуждать даваемые им ответы.

Этика психологических исследований. От него может зависеть судьба ребенка, недостаточно При работе с детьми имеющих некоторые отставания в развитии следует прежде всего разобраться в причинах отставания. Если, используя интеллектуальные тесты и не разобравшись в причинах отставания, психолог рекомендует перевести такого ребенка из массовой школы во вспомогательную (для умственно отсталых детей, он тем самым лишает его полноценного будущего. Ребенок может быть интеллектуально сохранным, но педагогически запущенным — с ним мало общались дома, недостаточно занимались, и он не в состоянии самостоятельно решить тестовые задачи.

Нравственное воспитание младшего школьника в учебно-воспитательном процессе Государственное казенное общеобразовательное Учреждение Республики Мордовия «Ширингушская школа-интернат для детей, нуждающихся в длительном.

Игра как средство воспитания младшего школьника Игра — это ведущий вид деятельности младших школьников. Именно в игре происходит тренировка многих важных жизненных навыков, формирующихся.

Методы исследования у детей подготовительной группы осанки и свода стопы Диагностическое обследование детей подготовительной группы. Цель: выявление осанки и плоскостопия у детей. Методы исследования: 1. Педагогическое.

От любой другой сферы человеческой деятельности наука отличается своими целями, средствами, мотивами и условиями, в которых научная работа протекает.

Если цель науки - постижение истины, то способ - научное исследование.

Исследование, в отличие от стихийных форм познания окружающего мира, основано на норме деятельности - научном методе.

Его осуществление предполагает осознание и фиксацию цели исследования, средств исследования (методологию, подходы, методы, методики), ориентацию исследования на воспроизводимость результата.

Различают эмпирическое и теоретическое исследование, хотя разграничение это условно. Большинство исследований имеет теоретико-эмпирический характер.

Любое исследование осуществляется не изолировано, а в рамках целостной научной программы или в целях развития научного направления.

Исследования по своему характеру можно разделить на фундаментальные и прикладные, монодисциплинарные и междисциплинарные, аналитические и комплексные. Фундаментальное исследование направлено на познание реальности без учета практикующего эффекта от применения знаний.

Прикладное исследование проводится в целях получения знания, которое должно быть использовано для решения конкретной практической задачи. Монодисциплинарные исследования проводятся в рамках отдельной науки.

Комплексные исследования проводятся с помощью системы методов и методик, посредством которых ученые стремятся охватить максимально возможное число значимых параметров изучаемой реальности. Однофакторное, или аналитическое, исследование направлено на выявление одного наиболее существенного аспекта реальности.

Любое исследование включает в себя ряд необходимых этапов. На каждом этапе решается определенная задача. Исследование начинается с постановки задачи: что неизвестно? На следующем этапе ученый анализирует доступную информацию по изучаемой проблеме. На следующем этапе исследователь анализирует методы и методики, которые применялись ранее для решения аналогичных задач. Очень важным этапом является формулировка предположений - гипотез. Для их проверки стоится план научного исследования. Он включает в себя выбор объекта - группы людей, с которыми будет проводиться эксперимент либо за которыми будет осуществляться наблюдение. Уточняется предмет исследований - часть реальности, которая будет изучаться. Выбирается место и время исследования и определяется порядок экспериментальных проб, чтобы уменьшить влияние помех на результат эксперимента.

Проведение исследований по намеченному плану - следующий этап.

После фиксации результатов эксперимента проводится первичный анализ данных, их математическая обработка, интерпретация и обобщение. Исходные гипотезы проверяются на достоверность. Формулируются новые факты или закономерности.

Исследования по цели их проведения можно разделить на несколько типов. К первому относятся поисковые исследования, под которым подразумевается попытка решения проблемы, которую никто не ставил или не решал подобным методом. Научные работы такого рода направлены на получение принципиально новых результатов в малоисследованной области. Второй тип - критические исследования. Они проводятся в целях опровержения существующей теории, модели, гипотезы, закона или для проверки того, какая из двух альтернативных гипотез точнее прогнозирует реальность. Критические исследования проводятся в тех областях, где накоплен богатый теоретический и эмпирический запас знаний и имеются апробированные методики для осуществления эксперимента.

Большинство исследований, проводимых в науке, относится к уточняющим. Их цель - установление границ, в пределах которых теория предсказывает факты и эмпирические закономерности. Обычно, по сравнению с первоначальным экспериментальным образцом, изменяются условия проведения исследования, объект, методика. Тем самым регистрируется, на какую область реальности распространяется найденное ранее теоретическое знание.

И последний тип - воспроизводящее исследование. Цель его проведения - точное повторение эксперимента предшественников для определения достоверности, надежности и объективности полученных результатов. Результаты любого исследования должны воспроизводиться другими исследователями. Поэтому после открытия нового эффекта, закономерности, создания новой методики, и т.п. возникает лавина воспроизводящих исследований, которые призваны проверить результаты первооткрывателей. Воспроизводящее исследование - основание всей науки, поскольку любой эксперимент должен быть воспроизводим не только автором, но и другим исследователем, обладающим соответствующей компетентностью. Следовательно, метод и конкретная методика эксперимента должны быть интерсубъективными, то есть операции, проводимые в ходе исследования, должны воспроизводиться любым квалифицированным исследователем.

Получаемый исследователем научный результат в идеале не должен зависеть от времени, то есть явление, закономерность, закон инвариантны относительно времени.

Научное знание интерсубъективно, то есть научный результат не должен зависеть от личности исследователя, его мотивов, намерений, интуиции и так далее. Научное знание не объективно в том смысле, что может существовать без его носителей, людей, обладающих квалификацией и способностями понимать и добывать это знание, но имеет объективный источник - внешний по отношению к субъекту познания - мир.

Итак, научный результат должен быть инвариантным относительно пространства, времени, типа объектов и типа субъектов исследования.

Известный методолог П.Бунге ввел различие между науками, где результат исследования не зависит от метода, и теми науками, где результат и операция с объектом образуют инвариант: факт есть функция от свойств объекта и операции с ним. К последнему типу принадлежит и психология.

Поэтому чрезвычайно важно в научной публикации давать описание метода, с помощью которого получены данные. Требования, которые приведены выше, относятся к идеальному исследованию.

Реальное исследование не может полностью соответствовать идеальному. Для уменьшения влияния отклонений идеального исследования от реального используются особые методы планирования эксперимента и обработки полученных данных. В ходе любого “реального исследования” ученый искусственно вычленяет, принимает во внимание часть реальности, абстрагируясь от других существенных ее сторон. Эта часть реальности, принимаемая в качестве предмета исследования, как бы “контролируется” экспериментатором. Кроме того, условия, в которых проводятся исследование и наблюдение, экспериментальное воздействие, отбор испытуемых, являются факторами влияющими на результат - на поведение испытуемых и фиксацию его параметров. Поэтому следует различать явления и процессы, происходящие в реальности, и их аналоги, которые мы наблюдаем или воспроизводим в ходе исследования. Соответствие реального исследования идеальному называется внутренней валидностью.

Соответствие реального исследования изучаемой объективной реальности назовем внешней валидностью.

И отношение идеального исследования к реальности можно охарактеризовать как теоретическую, или прогностическую валидность, поскольку план “идеального исследования” строится исходя из теоретической идеализации реальности - гипотез исследования.

Бесплатно скачать Реферат: Психолого-педагогическое исследование качества обучения учащихся начальной школы


В статье анализируются современные проблемы психолого-педагогической диагностики младшего школьника, предлагаются направления исследований с целью их решения.

Ключевые слова: психолого-педагогическая диагностика, диагностика личностных результатов младших школьников, инновации в деятельности педагога-психолога.

Изменения в политических и социально-экономических условиях общества существенно влияют на современную систему образования, предъявляя новые требования не только к выпускнику школы и вуза, но и к формированию личностных характеристик выпускника начальной школы. Перед обществом в целом и образованием, в частности, стоит задача еще в начальной школе помочь ребенку решать проблемы современной жизни.

Оценить продуктивность формирования личностных характеристик выпускника начальной школы призвана психолого-педагогическая диагностика.

Многие вопросы психолого-педагогической диагностики учащихся начальной школы рассматривались в работах известных отечественных и зарубежных психологов (А.Г. Асмолов, М.Р. Битянова, И.В. Дубровина, Л. Колберг, Р.В. Овчарова, Ж. Пиаже, Д.Б. Эльконин и др.) [2, 3, 4].

Опираясь на исследования и собственный практический опыт, психолого-педагогическую диагностику мы рассматриваем не только как одно из направлений деятельности педагога-психолога, но и одновременно как психолого-педагогическую дисциплину, разрабатывающую методы выявления и изучения возрастных и индивидуально-психологических особенностей ребенка в образовательном процессе, межличностных отношений обучающихся на разных уровнях образования, а также исследование психологических особенностей личностных и профессиональных особенностей педагога.

Ее целью является сбор информации об особенностях развития личности обучающегося, специфики его учебной деятельности и формирования универсальных учебных действий, динамике личностно-профессионального развития педагога.

Все перечисленное в цели не является новым для педагога-психолога, за исключением универсальных учебных действий. В связи с этим для педагогов-психологов в исследовании и реальной практической работе важно осознать соотношение традиционного и инновационного в психолого-педагогической диагностике в решении тех проблем, которые возникают в современной психолого-педагогической диагностике.

В нашем исследовании [1] был выделен ряд таких проблем:что является доминирующим в диагностике обучающихся; какой диагностический инструментарий адекватен изучаемым феноменам; кто является системообразующим субъектом в проведении психолого-педагогической диагностике?

Одновременно в Стандарте обозначены основные требования к результатам, которые должны достигнуть обучающиеся в конце начальной школы – личностные, метапредметные и предметные результаты.

Для педагога-психолога особый интерес представляют личностные результаты (готовность и способность обучающихся к саморазвитию; сформированность мотивации к обучению и познанию; ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции; социальные компетенции; личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности).

Отсюда, в психолого-педагогической диагностике учащихся начальной школы мы выделяем два основных этапа, в своей совокупности представляющие базовое содержание исследуемого: I – изучение особенностей адаптации (дезадаптации) ребенка к школе (изучение школьной мотивации, эмоциональной сферы учащихся, тревожности и др.); II – диагностика универсальных учебных действий.

Оба этапа тесно связаны и в каждом из них в меньшей (на первом этапе) и большей (на втором этапе) степени изучаются универсальные учебные действия. Нам близка позиция А.Г. Асмолова, Г.В. Бурменской и И.А. Володарской [2] о необходимости интегрированного варианта их оценивания.

Как показывает реальная практическая деятельность педагога-психолога в начальной школе, традиционные направления (изучение когнитивной, эмоционально-волевой, коммуникативной сфер и др.) соотносятся с содержанием УУД: когнитивная сфера – познавательные и частично регулятивные УУД; эмоционально-волевая – частично с личностными и регулятивными УУД; коммуникативная сфера – личностные и коммуникативные.

И еще один важный аспект в психолого-педагогической диагностике – это введение диагностического комплекса с целью изучения нравственного развития личности младшего школьника, в частности, с помощью нравственных дилемм Л. Колберга. Конечно, нельзя отрицать, что нравственное сознание ребенка можно в определенной мере измерить с помощью нравственных дилемм, можно рассматривать ихпринимать их как инвариант в изучении уровня нравственного развития младшего школьника. Одновременно мы считаем необходимым тщательную разработку вариантов дилемм в соответствии с современной культурно-исторической ситуацией развития, особенностью сочетания внешних и внутренних условий становления младшего школьника, его возрастных новообразований.

По-прежнему представляет сложность диагностика поведенческого компонента, что требует уточнения диагностического инструментария в этой области с позиций деятельностного подхода.

Следует отметить также, что роль педагога-психолога по-прежнему является системообразующей в психолого-педагогической диагностической деятельности (в проведении диагностики, анализе результатов, формулировке рекомендаций, проведении развивающей и коррекционной работы), но. другие субъекты образовательного процесса (учителя, воспитатели в группе продленного дня, родители и др.) могут выступать помощниками, выполняя те или иные задания педагога-психолога.

Представленный анализ отдельных проблем психолого-педагогической диагностики в начальной школе позволяет более четко определить соотношение инновационного и традиционного в целях, содержании и организации деятельности педагога-психолога.

2. Как проектироватьуниверсальные учебные действия в начальной школе : от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – М. : Просвещение, 2008. – 151 с.

4. Практическая психология образования; Учебное пособие 4-е изд. / Под редакцией И. В. Дубровиной. – СПб. : Питер, 2004. – 592 с.

Основные термины (генерируются автоматически): начальная школа, психолого-педагогическая диагностика, младший школьник, деятельность педагога-психолога, личностная характеристика выпускника, гражданская идентичность, коммуникативная сфера, образовательный процесс, психолого-педагогическая диагностика учащихся, собственная деятельность.

Ключевые слова

психолого-педагогическая диагностика, диагностика личностных результатов младших школьников, инновации в деятельности педагога-психолога

психолого-педагогическая диагностика, диагностика личностных результатов младших школьников, инновации в деятельности педагога-психолога

Похожие статьи

Психолого-педагогический мониторинг в начальной школе

Психолого-педагогическая поддержка младшего школьника в начальной школе. Организация учебного процесса: психолого-педагогический аспект подготовки к ЕГЭ.

Возможности психолого-педагогической помощи в развитии.

С поступлением ребенка в общеобразовательную школу основным социализирующим фактором становится овладение навыками учебной деятельности. Одновременно с этим процессом младший школьник включается в процесс межличностных отношений.

Психолого-педагогическое сопровождение младших.

Психолого-педагогическое сопровождение младших школьников в период адаптации к школе.

Поэтому психолого-педагогическое сопровождение ребенка, родителя и педагога в период адаптации к школе играет наиболее важную роль.

К проблеме психолого-педагогического сопровождения.

Ключевые слова: субъект сопровождения, образовательный процесс, психолого-педагогическое сопровождение, система отношений, педагогическая среда, саморазвитие, самоактуализация, уровень сопровождения, девиантное поведение, ученик.

Психолого-педагогическая диагностика младшего школьника.

В статье выделены особенности процесса психолого-педагогической диагностики адаптационных механизмов первоклассников в период старта в школьную жизнь, предложен комплекс процедур исследования данного процесса.

Определение критериев и показателей сформированности.

Эти действия включают в себя сформированность внутренней позиции школьника, основ гражданской идентичности, самооценки, мотивации к учебной деятельности, морально-этических суждений [3]. И изучение личностных результатов весьма актуально.

Особенности психологического сопровождения детей в рамках.

Одним из приёмов, обеспечивающих такое сотрудничество, является организация совместной деятельности дошкольников и младших школьников.

Обследование было направлено на диагностику эмоционального отношения детей к школе, изучение самооценки и выявление.

Перечень личностных качеств младших школьников

Карпушина, Л. П. Формирование социально-значимых качеств у младших школьников как психолого-педагогическая проблема / Л. П.

Диагностическое направление деятельности педагога-психолога.

Как планировать диагностическую деятельность педагога-психолога?

По результатам скрининговой диагностики педагог-психолог формирует группы детей для коррекционной и развивающей работы.

Эмоционально-личностная сфера.

Психолого-педагогический мониторинг в начальной школе

Психолого-педагогическая поддержка младшего школьника в начальной школе. Организация учебного процесса: психолого-педагогический аспект подготовки к ЕГЭ.

Возможности психолого-педагогической помощи в развитии.

С поступлением ребенка в общеобразовательную школу основным социализирующим фактором становится овладение навыками учебной деятельности. Одновременно с этим процессом младший школьник включается в процесс межличностных отношений.

Психолого-педагогическое сопровождение младших.

Психолого-педагогическое сопровождение младших школьников в период адаптации к школе.

Поэтому психолого-педагогическое сопровождение ребенка, родителя и педагога в период адаптации к школе играет наиболее важную роль.

К проблеме психолого-педагогического сопровождения.

Ключевые слова: субъект сопровождения, образовательный процесс, психолого-педагогическое сопровождение, система отношений, педагогическая среда, саморазвитие, самоактуализация, уровень сопровождения, девиантное поведение, ученик.

Психолого-педагогическая диагностика младшего школьника.

В статье выделены особенности процесса психолого-педагогической диагностики адаптационных механизмов первоклассников в период старта в школьную жизнь, предложен комплекс процедур исследования данного процесса.

Определение критериев и показателей сформированности.

Эти действия включают в себя сформированность внутренней позиции школьника, основ гражданской идентичности, самооценки, мотивации к учебной деятельности, морально-этических суждений [3]. И изучение личностных результатов весьма актуально.

Особенности психологического сопровождения детей в рамках.

Одним из приёмов, обеспечивающих такое сотрудничество, является организация совместной деятельности дошкольников и младших школьников.

Обследование было направлено на диагностику эмоционального отношения детей к школе, изучение самооценки и выявление.

Перечень личностных качеств младших школьников

Карпушина, Л. П. Формирование социально-значимых качеств у младших школьников как психолого-педагогическая проблема / Л. П.

Диагностическое направление деятельности педагога-психолога.

Как планировать диагностическую деятельность педагога-психолога?

По результатам скрининговой диагностики педагог-психолог формирует группы детей для коррекционной и развивающей работы.

Читайте также: