Психолого педагогический статус ученика начальной школы

Обновлено: 05.07.2024

В рабочей тетради по практическим занятиям сделать полный конспект предлагаемого раздела.

Психолого-педагогические требования к содержанию статуса школьников разных возрастов

Школьная социально-педагогическая среда обладает определенным потенциалом возможностей обучения и психологического развития. Он определяется учебными программами и их методическим обеспечением, уровнем квалификации педагогов и их профессиональными установками, особенности внутригруппового социально-психологического климата, нормами и ценностями ученических коллективов и др. Вместе с тем она предъявляет определенные требования практически ко всем проявлениям ребенка, будь то учебная деятельность, общение или поведение. Несомненно, что каждая школа индивидуально задает и систему требований и объем своих образовательных и развивающих возможностей. Вместе с тем научная психолого-педагогическая литература позволяет выявить важнейшие основополагающие требования, предъявляемые школьной учебно-воспитательной системой к школьнику — его деятельности, поведению и внутренним психологическим особенностям на различных этапах обучения.

В таблицах № 1-4 представлены общие психолого-педагогические требования к содержанию основных параметров статуса школьников, обучающихся в параллелях диагностического минимума. Представленная в них информация чрезвычайно важна для всех участников сопровождения ребенка в школьной среде. Психолог на основании этой таблицы подбирает конкретный диагностический материал для проведения минимума, оценивает результаты тестирования и экспертных опросов. Эти требования могут быть положены в основу содержания разрабатываемых им развивающих и психокоррекционных программ, так они позволяют определить, какие навыки и умения и в каком объеме надо прежде всего формировать у школьников.

Педагог, используя эти таблицы (или составляя их совместно с психологом для своей конкретной школы, конкретной авторской программы), может оценить используемые им методику и стиль преподавания с точки зрения тех навыков и свойств, которые необходимо развить или сформировать у учеников, наметить пути усовершенствования своей работы. С помощью этих таблиц (точнее, экспертных опросов, составленных на их основе, о которых речь пойдет ниже) педагог может оценить успешность обучения, адекватность поведения и эмоциональное состояние своих учеников.

Психолого-педагогические требования,
предъявляемые учащимся 1-х классов

Система этих требований изложена в таблице № 1. Составляя ее, мы исходили из существующих в современной литературе (прежде всего, отечественной) представлений о психологических предпосылках и условиях эффективного обучения и развития ребенка в школе. Наиболее определенные и жесткие требования предъявляются к особенностям познавательной деятельности детей и уровню сформированности и устойчивости учебной мотивации. В познавательной сфере, в свою очередь, как наиболее важные рассматриваются параметры произвольности познавательной деятельности и уровень развития наглядно-образного мышления.

Таблица № 1. Система психолого-педагогических требований к содержанию статуса первоклассника.

1. Высокий уровень развития наглядно-образного мышления вычленение существенных свойств и отношений предметов окружающего мира; использование

схем и схематических изображений; способность к обобщению (на уровне конкретных предметов).

2. Начальный уровень развития логического мышления: способность к умозаключениям и выводам на основе имеющихся данных.

Система психолого-педагогических требований к содержанию статуса ученика 3-5 класса.

Таблица № 2.

Система диагностических минимумов – комплекс мероприятий по диагностике школьного развития учащихся на разных этапах обучения в целом. Диагностика школьного развития, ориентированная на проведение дальнейшей психокоррекционной работы со школьниками, направлена на выявление наиболее важных особенностей деятельности, поведения и психического состояния детей и подростков, которые должны быть учтены в процессе коррекции. Психолого-педагогический статус ребенка. Психолого-педагогическая карта ребенка. Содержание системы диагностических минимумов. Основными способами получения информации о психолого-педагогическом статусе ребенка и его соответствии школьным требованиям на этапе диагностического минимума.


Диагностика школьного развития, ориентированная на проведение дальнейшей психокоррекционной работы со школьниками, направлена на выявление наиболее важных особенностей деятельности, поведения и психического состояния детей и подростков, которые должны быть учтены в процессе коррекции. То есть на изучение психолого-педагогического статуса ребенка.

Психолого-педагогический статус ребенка – совокупность психологических характеристик важнейших видов деятельности, поведения и внутреннего психологического состояния, оказывающих существенное влияние на успешность его обучения и развития в школьной среде. При этом различные диагностические схемы в разном объеме используют параметры, входящие в статус. Так, в ходе диагностического минимума выявляются особенности статуса школьников обследуемой параллели в объеме психолого-педагогической карты [1].

– схема структурированного наблюдения особенностей обучения и поведения школьников, осуществляемого педагогами и психологами в различных учебных целях. В процессе же углубленных или дифференциальных обследований, в ходе которых уточняется происхождение различных психолого-педагогических трудностей школьника, могут анализироваться и другие параметры статуса.

Прежде всего, подробнее всего остановимся на содержании диагностического минимума – основной диагностической схеме в модели практикоориентированной диагностики школьного развития. Рассмотрим содержание двух диагностических минимумов на этапе поступления и адаптации в школе и двух диагностических минимумов при переходе в среднее звено. Один минимум в каждой паре направлен на определение готовности к переходу к обучению в новых условиях, второй – на выявление особенностей процесса адаптации и возникающих трудностей [2].

Система диагностических минимумов – комплекс мероприятий по диагностике школьного развития учащихся на разных этапах обучения в целом. Система диагностических минимумов, через которую проходит каждый школьник в период десятилетнего (одиннадцатилетнего), обучения, может быть представлена в следующем виде:

– обследование старших дошкольников (5-6 лет) на этапе приема в школу;

– обследование первоклассников на этапе адаптации в школьной среде;

– обследование третьеклассников на этапе окончания начальной школы;

– обследование пятиклассников на этапе адаптации в среднем звене;

– обследование подростков в период острого возрастного кризиса;

Перейдем к рассмотрению общих принципов построения диагностического минимума.

Основными способами получения информации о психолого-педагогическом статусе ребенка и его соответствии школьным требованиям на этапе диагностического минимума являются:

– экспертные опросы педагогов и родителей;

– структурированное наблюдение школьников в процессе обследования;

– психологическое обследование самих детей;

– анализ педагогической документации и материалов предыдущих обследований.

Экспертные опросы позволяют получить информацию об особенностях обучения, поведения и общения школьника от людей, имеющих возможность регулярно наблюдать школьников в значимых жизненных ситуациях. Это, прежде всего, учителя и родители.

Опрос педагогов рассматривается как основной способ получения информации от экспертов. Он позволяет, во-первых, выявить соответствие большинства важнейших характеристик обучения, поведения и общения ребенка или подростка предъявляемым ему психолого-педагогическим требованиям; во-вторых, уточнить содержание и природу трудностей, возникающих у школьников с нарушениями поведения и обучения.

Опрос родителей является вспомогательным методом получения информации об отношении ребенка к школе, некоторых аспектах его учебной деятельности и актуальном психологическом состоянии.

Структурированное наблюдение школьников в процессе тестирования позволяет получить дополнительную информацию об особенностях поведения, психического состояния и познавательной деятельности школьника, проявляющихся в ходе индивидуального обследования. Такие наблюдения осуществляются психологом.

Психологическое обследование школьников направлено на получение информации, прежде всего о тех особенностях психолого-педагогического статуса школьника, которые скрыты от непосредственного наблюдения: это система отношений к миру, себе и значимым видам деятельности, особенности мотивационно-личностной сферы, эмоциональное самочувствие.

Анализ документации предполагает работу с классным журналом и тетрадями школьников, ретроспективный анализ данных предыдущих диагностических срезов [3].

Классный журнал служит источником информации об объективных педагогических показателях школьной успеваемости ребенка (оценках). Их анализ позволяет выяснить, насколько стабильно учится ребенок и подросток (по динамике или разбросу оценок), сравнить успешность обучения по разным предметам, сравнить объективные достижения каждого ученика с достижениями одноклассников.

Анализ ученических тетрадей служит дополнительным источником информации об особенностях познавательной деятельности ребенка (внимательность, утомляемость, характер типичных ошибок и др.), тонкой моторики. Внимательный просмотр тетрадей позволяет психологу извлечь из них дополнительные сведения об отношении ребенка к учебе и к отдельным предметам, о некоторых его личностных и характерологических особенностях (аккуратность, ответственность, пунктуальность и др.).

Повторное обращение к сведениям, полученным на предыдущих этапах сопровождения, позволяет уточнить причины тех или иных дезадаптивных проявлений и вернее определить пути оказания помощи.

Выше уже отмечалось, что в диагностическом минимуме делается упор на экспертные методы изучения психолого-педагогического статуса. К обследованиям самих школьников прибегают лишь в случае объективной невозможности получить достоверную информацию другими способами. Но и в такой ситуации необходимо ограничиваться методами экспресс-диагностики (их сегодня принято называть скрининговыми методами – психодиагностическими методами, позволяющими осуществить экспресс-диагностику учащихся), ориентированными на групповое проведение [4].

Итак, общий принцип отбора диагностических средств для изучения школьного развития состоит в следующем:

1. Разработка представлений о психолого-педагогическом статусе школьника и наиболее значимых его параметрах на данном этапе развития;

2. Разработка системы психолого-педагогических требований к содержанию выделенных параметров статуса;

3. Описание конкретных психолого-педагогических характеристик школьника, которые должны быть выявлены в процессе диагностики;

4. Подбор конкретных диагностических приемов [5].

Важнейшим интеллектуальным параметром статуса практически на всех ступенях обучения является произвольность психических процессов. Так, в период обучения в начальной школе к этому параметру предъявляются следующие психолого-педагогические требования:

1. Высокий уровень активности, самостоятельности в учебной работе;

2. Способность самостоятельно спланировать, осуществить и проконтролировать результат определенных учебных действий;

3. Совершение учебных действий по образцу и по правилу, установленному взрослым;

4. Сосредоточение и поддержание внимания на учебной задаче;

5. Наличие собственных усилий для преодоления трудностей в решении задачи [6].


Проблема детства заключается в том, что от того, насколько богатыми и разнообразными были условия развития в детстве, насколько полноценным и эмоционально насыщенным было общение с родителями, воспитателями и учителями зависит весь дальнейший жизненный путь личности. Поэтому во все времена вопрос о социализации детей звучал злободневно и занимал умы видных людей человечества. Человек — существо социальное. С первых дней своего существования он окружен себе подобными и включен в социальный взаимодействия. Под социализацией принято понимать процесс и результат усвоения и последующего активного воспроизведения индивидом социального опыта. Процесс социализации неразрывно связан с общением и совместной деятельностью людей. В педагогике в качестве устойчивой тенденции образовательного процесса В. А. Сластенин, Н. Ф. Исаев, А. М. Мищенко, Е. Н. Шиянова выделяют следующую: обязательное присвоение подрастающим поколением социального опыта старших. () При этом социальный вектор развития задается в дошкольном и младшем школьном возрасте. Объективной реальностью выступает начальное образование, которое выполняет свое главное социальное назначение: обеспечивает подготовку детей, способных включиться в жизнедеятельность на новом, более взрослом уровне социального реагирования. Ориентация такого плана принципиальна значима, так как от характера прохождения начальной ступени обучения зависит понимание (непонимание) и принятие(непринятие) субъектом грядущих изменений.

(период принятия нового статуса) сопровождается снижением темпа продвижения ребенка в обучении, что негативно сказывается на психическом и физическом здоровье детей, поэтому необходимо изучить механизм процесса формирования и развития статуса с целью выявления педагогических условий, способствующих минимизации негативного влияние периода вхождения в новый статус, а также условия, корректирующие статусное положение ребенка с целью его повышения, ибо низкий статус ребенка в социуме — это регрессия развития, психологическая неустойчивость восприятия действительности, тревожность.

Итак, делаем выводы:

1. В период детства закладывается фундамент личности и основа статусного положения в обществе во взрослой жизни. Нахождение своего статуса в детстве, адекватное понимание статусного ранжирования общественных отношений в младшем школьном возрасте будет способствовать дальнейшей правильной социализации в средней и старшей школе и во взрослой жизни. Это будет формировать поколение людей, имеющих личностный смысл жизни (не потерянное поколение).

2. Статус детства — стартовая площадка к формированию личности.

3. Правильное статусное принятие минимизирует кризисные последствия развития ребенка.

4. Принятие статуса помогает формировать самосознание, адекватное принятия себя в мире.

5. Педагогическая работа по формированию статуса поможет детям следующих категорий: трудновоспитуемым, трудно обучаемым (не желающие учиться), детям из неблагополучных семей, детям- инвалидам, детям с нарушением психического здоровья.

1. Активизация познавательной и творческой активности учащихся начальной школы.

Познавательная активность проявляется в стремлении ребенка успешно выполнить устные и письменные задания, подготовить реферат, прочитать и узнать новое по изучаемой теме. Каждый ученик за ответы на уроках получает устные и балловые поощрения. В конце дня набранные баллы фиксируются ребенком в таблице самооценки. В конце четверти выстраивается рейтинг познавательной активности. Каждый ученик видит свой рейтинговый номер в общем списке (в нем указаны общее количество баллов, занимаемое место в рейтинге).

Так, результатом нашего литературного творчества, стал наш Школярик, помощник и друг всех ребят класса. Дети придумали его, создали вместе с учителем альбом историй из жизни класса, где Школярик существует наравне с реальными учениками.


Также благодаря творческой групповой работе восьми ребят появился макет школы детской мечты, затем дети составили расписание уроков новой школы, придумали систему оценок в виде накопленных баллов на карточке, которые можно использовать как оплату культурно –массовых мероприятий и посещений музеев, театров и других заведений сферы культуры.

DSC08755.JPG

Рейтинги познавательной и творческой активности открыты для обзора учащимся. Они помещаются в классном уголке, меняются каждую четверть. При этом статусное формирование в виде рейтинговых результатов фиксируются с листе личных достижений учащихся и помещаются в портфолио ученика.

Рейтинг познавательной и творческой активности за 1 четверть (2014 -2105 уч год)

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Психолого-педагогические требования к статусу первоклассника

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ СФЕРА

Развитие мышления

Высокий уровень развития наглядно-образного мышления.

Способность вычленять существенные свойства и отношения предметов окружающего мира.

Использование схем и схематических изображений.

Способность к обобщению (на уровне конкретных предметов).

Начальный уровень развития логического мышления: способность к умозаключениям и выводам на основе имеющихся данных.

Способность связно рассказать о событиях своей жизни.

Развитие внимания

Устойчивость внимания при рассматривании картинок, слушании рассказов и сказок, а также в интеллектуальной деятельности.

Способность управлять вниманием, сознательно направлять его на определённые предметы и явления.

Способность использовать речь для организации собственного внимания.

Развитие памяти

Способность выделить задачу запомнить и припомнить.

Осознание необходимости действий запоминания.

Овладение умениями использовать вспомогательные средства для запоминания.

Развитие речи

Понимание смысла текста или простых понятий.

Способность пересказать содержание текста или рассказа учителя своими словами.

Способность связно рассказать о событиях своей жизни.

Наличие достаточного словарного запаса.

Использование речи как инструмента мышления (владение сложноподчинёнными конструкциями в устной речи).

Развитие воображения

Умение осуществить игровое действие с предметом, которого в действительности нет.

Умение игрового преобразования предмета, придания ему нового смысла и представления действий с ним в уме, без реального действия.

Сочинение сказок, стихов

Способность к произвольному воображению

Сформированы действия воображения

Самостоятельность воображения, его отделение от практической деятельности

Умственная работоспособность и темп учебной деятельности

Способность сосредоточенно работать в течение 15-20 минут.

Сохранение удовлетворительной работоспособности в течение всего учебного дня.

Способность работать в едином темпе со всем классом.

Сформированность важнейших учебных действий

Умение выделить учебную задачу, превратить её в цель деятельности и наметить пути её достижения..

Сформированность внутреннего плана умственных действий. Способность осуществлять простые мыслительные операции без опоры на наглядный материал.

Понимание и умение выполнять задания взрослого, учителя без напоминания

Умения выполнять задания по образцу

Развитие тонкой моторики

Способность к сложной двигательной активности при обучении письму и рисованию: писать разборчиво, выполнять основные требования к письму, рисовать мелкие детали.

Способность точно обводить контур.

Наличие и характер учебной мотивации

Желание учиться, идти в школу.

Наличие познавательного или социального мотива учения.

Редкие пропуски занятий.

Наличие заинтересованности в хорошей оценке.

Наличие на уроке всех необходимых школьных принадлежностей.

Э МОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ СФЕРА

Произвольность психических процессов

Высокий уровень активности, самостоятельности в учебной работе.

Способность самостоятельно спланировать, осуществить и проконтролировать результат определённых учебных действий.

Совершение учебных действий по образцу и по правилу, установленному взрослым.

Сосредоточение и поддержание внимания на учебной задаче.

Наличие собственных усилий для преодоления трудностей в решении задачи.

Произвольность движений и естественной двигательной активности.

Поведенческая саморегуляция

Произвольная регуляция поведения и естественной двигательной активности в учебных ситуациях и во внеурочном взаимодействии со сверстниками и взрослыми. При ответе у доски – контроль движений тела (позы, положения рук, ног).

Владение собой в ситуациях, требующих сосредоточенности, молчания или ограничения движений.

Сдерживание непроизвольных эмоций и желаний. Контроль эмоций.

Способность к ответственному поведению.

Эмоциональное состояние

Адекватные переживания за оценки и критические замечания учителя

Наличие эмоционально - ценностного отношения к окружающему миру

Отсутствие высокого уровня тревожности

Отсутствие большого количества разнообразных страхов

Способность к эмпатии

Чувство собственного достоинства

Чувство уверенности в себе

О СОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ

Общение со сверстниками

Владение приёмами и навыками эффективного межличностного общения со сверстниками: установления дружеских отношений, готовность к коллективным формам деятельности, самостоятельного разрешения конфликтов мирным путём.

Активность в общении со сверстниками, самостоятельный выбор партнёров для игр и занятий.

Отсутствие провокаций сверстников на конфликты

Не стремится ударить первым.

Наличие в классе постоянных друзей.

Общение с педагогами

Способность устанавливать и поддерживать адекватные ролевые отношения с педагогами на уроках и вне их.

Проявление уважения к учителю и соблюдение необходимой дистанции в общении с ним.

Способность обратиться к учителю с просьбой.

Внимательное отношение к замечаниям и требованиям учителя, стремление их выполнить.

О СОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ

Соблюдение социальных и этических норм

Принятие и соблюдение классных и школьных этических норм поведения и общения.

Поддержание опрятного внешнего вида в течение дня.

Самостоятельное выполнение домашних заданий (отсутствие списывания)

Активность и независимость

Самостоятельность в социальной деятельности

Активность на уроке

Стремление проявить свои знания

Проявление заинтересованности в получении новых знаний

Знание маршрута, как добраться до школы

Умение пользоваться школьным буфетом

Способность справляться с дежурством по классу

С ИСТЕМА ОТНОШЕНИЙ

Отношение к сверстникам

Эмоционально-положительное восприятие ребёнком системы своих отношений со сверстниками

Отношение к педагогам

Эмоционально-положительное восприятие ребёнком системы своих отношений с педагогами и воспитателями

Отношение к значимой деятельности

Эмоционально-положительное восприятие школы и учения

Отношение к себе

Устойчивая адекватная самооценка

педагогом-психологом

Федосеевой М. В.

Краткое описание документа:

Материал представляет собой таблицу, в которой отражены параметры психолого-педагогического статуса первоклассника с их характеристиками (познавательная сфера, эмоционально-волевая сфера, особенности общения, особенности поведения и система отношений). Также в таблице представлены психолого-педагогические требования к уровню развития высших психических функций, эмоционально-волевой сферы, общения, поведению первоклассника и его системе отношений.

Данная разработка может быть рассмотрена в логической связи с диагностическими материалами готовности ребёнка к школьному обучению и адресована педагогам-психологам, но может быть использована и родителями детей старшего дошкольного возраста.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов


Курс повышения квалификации

Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция

  • Курс добавлен 24.12.2021
  • Сейчас обучается 217 человек из 54 регионов


Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности педагога-психолога в образовательной организации

  • Сейчас обучается 1351 человек из 84 регионов

Курс повышения квалификации

Школьные службы примирения и восстановительная медиация

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 65 человек из 31 региона
  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 613 209 материалов в базе

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 12.07.2018 759
  • DOCX 70.5 кбайт
  • 2 скачивания
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Федосеева Мария Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Новые курсы: преподавание блогинга и архитектуры, подготовка аспирантов и другие

Время чтения: 16 минут

В Госдуме предложили ввести сертификаты на отдых детей от 8 до 17 лет

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Читайте также: