Декабрьские события 1986 года в казахстане план урока

Обновлено: 28.06.2024

кризисных явле ний в обще стве и декабр ьских событий в Алма –Ате.

Обучающая : - создать условия для понимания учениками су щности и необход имости

перестройки в СССР и её влия ние на разв итие Казахстана.

Развивающая : . – ра ботать над разв итием систематиз ирования мате риала

Воспитательная : Создание у словий для пониман ия факта необх одимости уметь

Постановка целей урока: Рассмотри м причины, приведшие к кризисным

явлениям в общ естве и декабрьски х событий в А лматы

1. Каковы основ ные причи ны застоя в казахской лите ратуре?

2. Назовите представителей казахской литерату ры и их известные

1. Полож ение накануне перемен 2. Причины и начало движ ения

демократической молодежи 3. Характер Декабрьских событий. 4. Мас совые

карательные ме ры. 5. Итоги и историческое зн ачение Дек абрьских событи й.

Положение накануне перемен. Ком андно - администрат ивная система была не в

состоянии вывести советское общество из охватившег о его тяжелого кризиса.

Наступало сложное время. До д екабр я 1986 г., в течение о дного год а и восьми

месяцев с начала перестройки, в республике не произошло заметных перемен, в корне

меняющих направ ление общественно - политическ ого развития. Были о тдельн ые

попытки реформ, но они носили эпизодически й характер. Такое положение поз волило

ЦК КПСС старыми методами — в од ин день — полностью сменить руководство

Причины и начало движени я демо кра тической молодежи. По указанию

Центрального К омитета КПСС 16 декабря 1 986 г. состоялся Плену м ЦК КП

Казахстана. На собрании председатель ствовал представитель ЦК КПСС Г. П.

Разумовский. На повестк е дня стоял только один вопрос — организационный. По

предложению представителя Центра на пост первого секретаря вместо Д. А. Кунаева

Характер Декабрьских событий. Накапливавшиес я десятки лет негативны е явлени я

— серьезные недостатки в общественно - социальной и куль турной сферах, обострение

национальног о вопроса — породили гнев и возмущение молодежи респу б лики,

вынудили их прибегну ть к решительным методам борьбы. Смена первого

руководителя респу блики стала то лчком к открытом у выр ажению зреющего

массового недоволь ства. 1 7 декабря на Площадь республики (бывшая площадь им.

Брежнева) начали собираться люд и. Основную их масс у составляли сту денты и

рабочая мо лодежь. Со бравшиеся выражали свое недовольство директивным и

методами Центра в области кадрово й политики. Они призывали предста вителей

Центра считаться с местными органами власт и при решен ии в ажных вопросов.

Ра здавались тр ебования н е искажать ленинску ю национа льную политику, у важать

суверенность республик и, обеспечить динамичное развитие национального языка и

куль туры, не препятствовать выдвижению политических деятелей из среды м естного

населения. Выступающи е старались полностью высказаться, апеллиру я на

объявленные демократиз ацию и плюрализм мнений. Митинг протекал мирно, без

нарушений порядка. В со знании комму нистического руководства политическая

направленность этого событ ия никак не укладывалась. Застывшая логика

идеологизир ованных аппа ратчиков, не привыкших д ейств овать в соответс твии с

обстоятельствами, снова взяла верх. Первой их мыслью было разогнать митинг, пока

о нем не стало известно широким слоям н аселения. Руководители партии и

правительства отправили к митингу ющим известных людей с целью уговорить

молодежь разойтис ь. Когда это не дало результата, командно - админист ративная

система применила привычные методы. В Алма - Ату были переведены войска

спецназа МВД. 1 8 декабря в 13 ч на площадь были введены част и военного училища.

Здание Цент рального Ко митета было взято в окру жение. Ку рсанты Пограничн ого

училища Комитета государственно й безопасности СССР выделялись особой

жестокостью. Митингу ющих начали задерживать и н аказ ывать. Часть из них была

размещена в специальны х приемника х, следственных и золятора х, в здании

Против демонстр антов применяли сь саперные лопа тки, обученные собаки,

использовались пожарные машины и бронетранспорте ры. Задержанных парней и

девушек заставляли лежать на с негу по несколь ко часов.

Массовые кар ательные меры. После разг она мирной де монстрации к у частникам

были применен ы жесточайшие карательн ые меры. Несколько участников

Декабрьских событ ий погибли. Среди них как символ борьбы молодежи за свобод у

выделяется мол одой демократ К. Рыскулбеков. Смертный приговор, вынесенный

К. Рыскулбекову, вызвал недовольство мирового сообщества. Против этого

решения выступили о бщественн ые деятели Чехословакии, Польши, Вен грии, США.

Кайрат погиб в тюремной камере при загадочных обстоятельствах. Комитет

государственно й безопасности по отснятым 17 —18 декабря видеоматериалам

составил по ртреты у частников демонст рации. Начался поиск "преступников" во всех

вузах столицы. Это мероприятие продолжалось несколько ме сяцев. В республике

вокруг участников Декабрьских событий создалась тяжелая психологическа я

обстановка. По приказу правительства был создан секретный опе ративный план

"Метель - 86". Согласно плану Декабрьские события предполагалось комментировать

как крим инал или проявление н ациона лизма и дол жно б ыло б ыть под авлен о. Позже

документы о плане "Метель" были уничтожены. Протест выражался в мирной

демонстраци и, который приобрел политически й характер, но не был направлен на

свержение существующей государственной вла сти. Руководство респу блики не сочло

нужным считаться с мнением народа, а его политический протест представи ло как

угрозу . Были открыты п ути д ля п ровокаци й, прев ращение мирной д емонстр ации в

массовые беспорядки и кровопролитие стало показателем низкой пол итической

куль туры руководств а, неу мения найт и приемлем ый выход из сложного положения

без применения силы. Восстание молодежи в декабре 1986 г. не было проявлением

национализма. Оно не было направлен о против других народов, в том числе русского.

Это был о выражением протеста п ротив проводившейся социально - экономической

политики. Декабрьс кие события в Алма - Ате, по сути, стали первым столкновением

двух п ротивоборст вующих сил — неок репшей дем ократии и еще сильной в тот

период командно - административной системы. Для прикрытия лиц, ответстве нных з а

подавление мир ной демонстрации, с первых дней до широких масс дов одилась тольк о

искаженная информация об этих со бытиях. По указанию специально

откомандирова нного в Алма - Ату члена Политбюро Центрального Комитета КП СС М.

С. Соломенцева все средства массов ой информации СССР ха рактеризовали эти

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок построен с современными требованиями к составлению урока. На уроке организована групповая форма работы.

ТЕМА: Декабрьские события 1986 г.

Цель: дать оценку декабрьским событиям 1986 года

1 Создать условия для формирования и систематизации знаний учащихся о декабрьских событиях 1986г., волнениях 1989г. в Жанаозене.

2 . Способствовать воспитанию чувства патриотизма на примере событий 1986г. в Алматы, 1989г. в Жанаозене.

3 Развитие критического мышления, осмысленного восприятия информации, умения вести аргументированный диалог.
Ожидаемый результат:

1. Анализируют и обобщают основные исторические события и факты.

3.совершенствуют умения и навыки поисково-исследовательской деятельности.

4 сравнивая, делают вывод

Тип урока: Урок-исследование.

Методы: аналитический, методы критического мышления, интерактивный, поисковый метод.

Организация уебно - познавательной деятельности.

Изучение нового материала.

Рефлексия к теме урока.

Подведение итогов. Задание на дом.

1. Организационный момент. Психологический настрой.

Вступительное слово учителя: Сегодня на уроке мы исследуем предпосылки, причины, характер, содержание, определим исторические последствия декабрьских событий 1986 года, событий в Жанаозене 1989года.

2. Изучение нового материала

Ответьте на вопросы, вопросы подготовлены учителем предварительно:

1. С именем какого политического деятеля связаны понятия: ускорение, демократизация, гластность, перестройка, новое мышление?

Ответ: С именем М.С. Горбачева, исторический апрельский пленум КПСС 1985г., 27 съезд ЦК КПСС, где были провозглашены новым ген секретарем ЦК КПСС лозунги: ускорение, демократизация, гластность, перестройка, новое мышление.

2. Что явилось источником торможения обновления общества СССР во второй половине 80-х годов ХХв.?

Ответ: Командно – административная система государства, половинчатость начатых реформ в СССР, расхождение провозглашенных лозунгов с реальными действиями бюрократической системы государства.

3. Основные причины Декабрьских событий 1986г?

Ответ: Поводом послужило назначение Г.Колбина на должность первого секретаря Ком. Партии Каз ССР, главные причины – нежелание Центра учитывать интересы республики при решении политических, социально-экономических вопросов.

4. Особенности событий в Жанаозене 1989 года заключались … ?

Ответ: Комплекс нерешенных социально-экономических проблем, пренебрежение к коренному населению Казахстана, безграмотная национальная и молодежная политика …

5. Какую оценку дала декабрьским событиям Советская власть? Как оцениваете вы события 1986г в Алматы и события 1989 г в Жанаозене?

Ответ: События декабря 1986 года в Алматы Советская власть оценила как проявление казахского национализма. Только в постановлении Президиума Верховного Совета Казахской ССР от 24 сентября 1990 года подчеркивалось, что перерастание мирной и немногочисленной демонстрации протеста в массовые беспорядки в декабре 1986г было вызвано политическим бессилием руководителей республики … Декабрьские события, благодаря усилиям М. Шаханова, были охарактеризованы как политические … События в Жанаозене носили социально-экономический характер ……. Мы оцениваем события декабря 1986 года, как ………………………………………………………………………………………………………… Мы оцениваем события 1989 года в Жанаозене, как ………………………………………………………………

3 Рефлексия. Задание – Заполни Диаграмму Венна (стратегия КМ) Режим работы в паре

Декабрьские события 1986 года- Общее- События в Жанаозене 1989 года

4. Контрольно – оценочный этап. Задание 4. Режим работы – индивидуально. 10 мин.

Запиши пропущенные слова в предложениях:

1. Утром 17 декабря … года в Алма – Ате начались ……., которые позже ……………………

2. Расценив политический протест как угрозу ……, оно отреагировало на него привидением ………………………………………………………………………………………………………………………….

3. После незаконных и настойчивых просьб ………………… министром внутренних дел СССР …………. было принято решение ………………………………………………………………………………………………

5. Летом 198 … года в городе Жанаозене произошли ………………………………………………………, главными причинами которых были ………………………………………………………… Межнациональные отношения ……………………………………………………………………………………………………………., этот конфликт был погашен только …………………………………………………………………………………….

6. В какие годы Первым секретарем ЦК Компартии Казахстана был Д.А. Кунаев? ……………………………

8. В июле 1989 года вслед за шахтерами Донбасса и Кузбасса забостовали шахтеры ………………………………………………………..

5. Итоги урока 5 мин.

Нажмите, чтобы узнать подробности

1.Образовательные: показать комплекс исторических и других факторов способствовавших открытому столкновению молодёжи Казахстана в 1986году с командно-административной системой нашего общества.

2.Развивающие: формировать умение анализировать, работать с дополнительной литературой, самостоятельно выявлять причинно-следственные связи, отстаивать свою позицию, развивать монологическую речь.

3.Воспитательные: воспитание высокой гражданской позиции, формирование чувства ответственности каждого перед лицом истории.

Учитель:_Артигалиева А.М______________________________

дата: 5 марта

Декабрьские события 1986 г.

Исследовательский вопрос урока

Декабрьские события 1986 года в Казахстане и их историческое значение.

Цель данного урока

Задачи урока:

1.Образовательные: показать комплекс исторических и других факторов способствовавших открытому столкновению молодёжи Казахстана в 1986году с командно-административной системой нашего общества.

2.Развивающие: формировать умение анализировать, работать с дополнительной литературой, самостоятельно выявлять причинно-следственные связи, отстаивать свою позицию, развивать монологическую речь.

3.Воспитательные: воспитание высокой гражданской позиции, формирование чувства ответственности каждого перед лицом истории.

Ссылки, источники

Результаты обучения

рамках воспоминаний и сохранения памяти о декабрьских событиях 1986 года .

Ресурсы и оснащение

Ключевые идеи, значимые для занятия

виды заданий и действия участников занятия

1.Организационный момент: эмоциональный настрой на занятие; формирование групп.

озвучить цели обучения, результаты обучения, ход занятия

распределение ролей в группах.

Вступительное слово учителя:

Как вы понимаете эти слова?

По ходу изучения новой темы заполняется опорный конспект.

Работа в группах по выполнению заданий: метод мозгового штурма.

16.12.1986года в Алма-Ате состоялся пленум ЦК Компартии Казахстана, на котором был снят с должности Первый секретарь ЦК Д.А.Кунаев, на его место назначен Г.В.Колбин, работавший до этого Первым секретарём Ульяновского обкома партии. То есть в духе вековых традиций был решён вопрос управления Казахстаном, но в этот раз игнорирование национальных интересов республики встретило открытое, решительное сопротивление.

Постановка исследовательского вопроса.

Характеризуя источники, учащиеся определяют повод, причину декабрьских событий, характер.

1.Несогласие с назначением Г.В.Колбина.

2.Командна-административные методы руководства регламентированные из центра.

3.Систематическое игнорирование основных принципов, декларируемых Конституцией, и принципов перестройки.

4.Превращение казахов в этническое меньшинство, снизилось влияние национальной истории, культуры, языка.

Повод: Назначение Г.В.Колбина на пост Первого секретаря ЦК Компартии Казахстана (человека, не знакомого республиканской общественности, он не являлся гражданином республики, у него не было прописки в Алматы, не был принят на учёт ни в одну из парторганизаций Казахстана).

Характер: мирный, политический, не содержала призывов к свержению государственного строя и выпадов против других народов (национально-освободительное движение за свободу и независимость).

Движущие силы: рабочая и учащаяся молодёжь.

Задание в группах:

Учениками собран материал по теме и распределён по группам.

4группа – Докажите, что жертвы героев – декабристов были не напрасны.

Учитель: События 1986года обсудим в прениях.

Вопрсы: - Почему демонстрация приняла массовый характер?

- Допускались ли нарушения в правовых отношениях?

- Как вы считаете, всегда ли правильно поступали демонстранты в 1986года, и можно ли считать их действия правильными?

- Такой бунт мог ли иметь успех?

- Событие свершилось, как же оно оценивается очевидцами? (выступление учащихся)

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Поурочный план 54

Казахстан в годы перестройки (1986-1991 годы)

Декабрьские события 1986 года в Казахстане

9.3.1.5 оценивать историческое значение декабрьских событий 1986 года;

9.3.1.4 сравнивать и анализировать проявления народного недовольства против командно-административной политики

Дать характеристику декабрьских событий 1986 года

Оценить историческое значение декабрьских событий
Сравнить проявление народного недовольства в 1986 году с народными волнениями в 1959 и 1979 годах

Этап урока/ Время

Приветствие, выявление отсутствующих.

Определение темы и цели урока,

Совместно с учителем определяют цель урока

Изучение новой темы
30 минут

Учащимся предлагается вопрос: что послужило причиной волнений в 1959 году в Темиртау и в 1979 году в Целинограде?

2. Объяснение причин декабрьских событий в беседы.

3. Самостоятельная работа.

Предлагает учащимся просмотреть видеоматериал, а также изучить текст учебника на стр. 77-78. По итогам изучения материала учащимся предлагает заполнить схему

4. Предлагает учащимся обсудить определить сходства и различия декабрьских событий и событий в Темиртау и Целинограде, и совместно заполнить таблицу.

1.Предлагают свои версии ответа на вопрос

2. Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои предположения по поводу причин декабрьских событий

3. Самостоятельная работа.

Изучают видеоматериал и текст учебника.

Заполняют предложенную схему

По очереди зачитывают свой вариант заполнения схемы, остальные учащиеся дополняют ответы

4. Предлагают свои варианты сходств и различий народных выступлений в Темиртау, Целинограде и Алма-Ате.

Совместно с учителем заполняют таблицу.

Оценивают ответы друг друга

Таблица, рабочая тетрадь

Предлагает учащимся сделать вывод по теме, поставив себя на место студентов 80-х годов и ответив на вопрос: вышли бы вы в декабре 1986 года на центральную площадь в Алма-Ате

Делают вывод, отвечая на вопрос, предложенный учителем

1. По указанию Центрального комитета КПСС 16 декабря 1986 г. состоялся Пленум ЦК КП Казахстана. На собрании председательствовал представитель ЦК КПСС Г. Разумовский. На повестке дня стоял только один вопрос — организационный. По предложению представителя Центра на пост Первого секретаря вместо Д. Кунаева была выдвинута кандидатура Г. Колбина.

Г. В. Колбин до этого времени возглавлял Ульяновский областной комитет партии. Ранее он работал вторым секретарем республиканской партийной организации Грузии. Центральная пресса представила его народу как специ­алиста, хорошо знающего проблему межнациональных отношений. Но его лич­ность в Казахстане была совершенно незнакома. В то время предложения из Центра не могли быть отклонены снизу. Пленум единогласно проголосовал за утверждение Г. Колбина руководителем партийной организации республики.

2. Накапливавшиеся десятки лет негативные явления — серьезные недостатки в общественно-социальной и культурной сферах, обострение национального вопроса — породили гнев и возмущение молодежи республики, вынудили их прибегнуть к реши­тельным методам борьбы. Смена первого руководителя республики стала толчком к открытому выражению зреющего массового недовольства.

17 декабря на площади Республики (бывшая площадь им. Брежнева) начали собираться люди. Основную их массу составляли студенты и рабочая молодежь. Собравшиеся выражали свое недовольство директивными методами Центра в области кадровой политики. Они призывали пред­ставителей Центра считаться с местными органами власти при решении важных вопросов. Раздавались требования не искажать ленинскую национальную политику, уважать суверенность республики, обеспечить динамичное развитие национального языка и культуры, не препятствовать вы­движению политических деятелей из среды местного на­селения. Выступающие старались полностью высказаться, апеллируя на объявленные демократизацию и плюрализм мнений. Митинг протекал мирно, без нарушений порядка.

В сознании коммунистического руководства политическая направленность этого события никак не уклады­валась. Застывшая логика идеологизированных аппарат­чиков, не привыкших действовать в соответствии с обсто­ятельствами, снова взяла верх. Первой их мыслью было разогнать митинг, пока о нем не стало известно широким слоям населения. Руководители партии и правительства отправили к митингующим известных людей с целью уго­ворить молодежь разойтись. Не добившись положительных результатов, командно-административная система приме­нила привычные методы.

В Алма-Ату были переведены войска спецназа МВД. 18 декабря в 13 ч на площадь были введены части военно­го училища. Здание Центрального Комитета было взято в окружение. Курсанты Пограничного училища Комитета государственной безопасности СССР выделялись особой жестокостью. Митингующих начали задерживать и наказывать. Часть из них была размещена в специальных приемниках, следственных изоляторах, в здании Информационно-вычислительного центра. Против демонстрантов применялись саперные лопатки, обученные собаки, ис­пользовались пожарные машины и бронетранспортеры. Задержанных парней и девушек заставляли лежать на снегу по несколько часов.

3. После разгона мирной демонстрации к участникам были применены жесточайшие карательные меры.

Из лекций Мухтара Шаханова, председателя комиссии Пре­зидиума Верховного Совета Казахской ССР по расследованию Де­кабрьских событий 1986 г. в Алма-Ате, прочитанных в некоторых университетах Швеции и Англии: “Были задержаны и наказаны около 8 500 человек, участвовавших в Декабрьских событиях. По неполным данным, 1 720 человек были ранены. При этом не учитывались люди, заболевшие вследствие обливания водой, удержания их на морозе. Были уволены 1200 человек из системы МВД, сняты с должности 12 рек­торов вузов, 246 студентов отчислены, 99 человек осуждены, из них двое приговорены к смертной казни”. (Жалын, 1991. № 1)

Несколько участников Декабрьских событий погибли. Среди них как символ борьбы молодежи за свободу выде­ляется молодой демократ К. Рыскулбеков.

Кайрат Рыскулбеков был пламенным поэтом с горячим сердцем. Его обвинили в убийстве дружинника С. А. Савицкого. На самом деле в момент гибели Савицкого Рыскулбеков находился в другом районе города. В органы поступил приказ быстро найти убийцу. Исполнители навесили этот ярлык на Кайрата. Был даже найден “свидетель”, который после безжалостных избиений дал показания, что “видел, как Кайрат убивал Савицкого”. Пять работников правоохранительных органов были награждены “за быстрое раскрытие убийства” и стали обладателями ценных подарков.

Смертный приговор, вынесенный К. Рыскулбекову, вызвал недовольство мирового сообщества. Против этого решения выступили общественные деятели Чехословакии, Польши, Венгрии, США. Кайрат погиб в тюремной камере при загадочных обстоятельствах.

Комитет государственной безопасности по отснятым 17—18 декабря видеоматериалам составил портреты участни­ков демонстрации. Начался поиск “преступников” во всех вузах столицы. Это мероприятие продолжалось несколько месяцев. В республике вокруг участников Декабрьских событий создалась тяжелая психологическая обстановка.

По приказу правительства был создан секретный оперативный план “Метель-86”. Согласно плану Декабрьские события предполагалось комментиро­вать как криминал или проявление национализма и должно было быть подавлено. Позже документы о плане “Метель” были уничтожены.

Протест выражался в мирной де­монстрации, который приобрел по­литический характер, но не был на­правлен на свержение существующей государственной власти. Руководство республики проигнорировало мнение народа, а его политический протест представило как угрозу. Были от­крыты пути для провокаций, а превращение мирной де­монстрации в массовые беспорядки и кровопролитие стало показателем низкой политической культуры руководства, неумения найти приемлемый выход из сложного положе­ния без применения силы.

Восстание молодежи в декабре 1986 г. не было проявлением национализма. Оно не было направлено против других народов. Это было выражением протеста против проводившейся социально-экономической политики. Декабрьские события в Алма-Ате, по сути, стали первым столкновениемдвух противоборствующих сил — неокреп­шей демократии и еще сильной в тот период командно-ад­министративной системы.

Для прикрытия лиц, ответственных за подавление мирной демонстрации, с первых дней до широких масс доводилась только искаженная информация об этих со­бытиях. По указанию специально откомандированного в Алма-Ату члена Политбюро Центрального комитета КПСС М. Соломенцева все средства массовой информации СССР характеризовали эти события как “хулиганские выходки”.


Урок разработан в соответствии с современными требованиями с использованием методов диалогового обучения, позволит отработать основные понятия, четкое знание хронологии по теме.

Описание разработки

Эпиграф урока:

В тот день декабрьский, и сырой, и стылый,

В том трижды приснопамятном году

Нас всех как будто оползнем накрыло,

В сердцах и душах прочертив беду.

Изучение нового материала.

Цель:

Формирование исторических знаний, умений учащихся по заданной теме.

Задачи:

отработать основные понятия, четкое знание хронологии;

закрепление в памяти учащихся важнейших исторических фактов, имен, дат. Развивать умение применять знания для самостоятельного анализа.

воспитание любви и интереса к истории Казахстана, к истории родного края.

План урока:

1. Положение накануне перемен.

2. Причины и начало движения демократической молодёжи.

3. Характер Декабрьских событий.

4. Массовые карательные меры.

5. Итоги и историческое значение.

Организационный этап.

- Работа с постом всеобуча.

- Психологическое, эмоциональное самочувствие.

1. Мозговой штурм:

Какие события произошли во второй половине 70-х годов.

Понятие развитой социализм.

Роли и позиции Коммунистической партии.

Кризис науки Казахстана.

Положение накануне перемен.

Ровесник мой, тебе никто на свете

Не скажет то, что говорю сейчас:

Молчал народ мой семь десятилетий, -

Но кротость обернулась против нас.

У нас отняли и язык и веру,

Народ в невежды записать спеша.

Что делать, если выше всякой меры

Сегодня болью помнится душа?

Работа с текстом на стр. 154. Проблемный вопрос: Могла ли командно административная система вывести советское общество из кризиса, если нет, то почему?

2. Причины и начало движения демократической молодёжи.

То время прославляло неустанно

Вождей, что звали нас идти вперед.

И Колбин, новый лидер Казахстана,

К писателям пришел под Новый год.

И кто-то льнул к нему подобострастно –

Из тех, кто гнуться издавна привык…

Но вот Джубан стремительно и властно

Направился к трибуне напрямик.

- Мы сверстники, - он произнес открыто,

Но лучше бы, по правде говоря,

Ослепнуть мне, чем с болью и обидой

Шестнадцатое помнить декабря.

Я в битвах защищал страну Советов,

Не раз я славил Родину в стихах.

Я знал, что шовинизм гнездится где-то,

Что я отвечу юным на вопросы,

Летящие ко мне со всех концов:

Кто дочерей моих хватал за косы?

Кто псами загонял моих сынов?

Мы унижений приняли сполна.

Заплачена была моим народам

За целину кровавая цена.

Он выдержал, за всё платя сторицей.

Но ты, войдя впервые в этот дом,

Ты наших не сумел понять традиций

И всем нам оказался чужаком.

Ровесник мой, тебе никто на свете

Не скажет то, что говорю сейчас:

Молчал народ мой семь десятилетий, -

Но кротость обернулась против нас.

Работа с вопросами:

Как вы расцениваете события 17 декабря 1917 года?

Каким был характер выступлений.

Имело ли выступление легитимный характер.

Причины выступлений, повод.

Ваше отношение к происходящим событиям.

4. Массовые карательные меры.

Задание прочитать текст стр. 156-157 учебника-Привести примеры незаконности карательных мер в отношении демонстрантов.

Как классифицировалось выступление молодёжи.

Кому и зачем нужна была такая классификация.

Итоги и историческое значение:

Задание: определить несколько исторических уроков декабрьских событий.

Организация мини дебатов «Декабрьские события: безумство

Что нового я узнал на уроке?

Какие знания углубил, расширил?

Какие чувства испытал?

Что было полной неожиданностью, откровением?

Составить список вопросов необходимых для запоминания.

Домашнее задание: пар. 30 пересказ, работа с вопросами стр. 159.

Перевод с казахского Т. Кузовлева.

Содержимое разработки

Тема: Декабрьские события 1986 года в Казахстане.

В тот день декабрьский, и сырой, и стылый,
В том трижды приснопамятном году
Нас всех как будто оползнем накрыло,
В сердцах и душах прочертив беду.

Изучение нового материала

Цель: Формирование исторических знаний, умений учащихся по заданной теме

Образовательные: отработать основные понятия, четкое знание хронологии;

Развивающие: закрепление в памяти учащихся важнейших исторических фактов, имен, дат. Развивать умение применять знания для самостоятельного анализа.

Воспитательные: воспитание любви и интереса к истории Казахстана, к истории родного края.

Положение накануне перемен

Причины и начало движения демократической молодёжи

Характер Декабрьских событий

Массовые карательные меры

Итоги и историческое значение

Работа с постом всеобуча

Психологическое, эмоциональное самочувствие

Мозговой штурм:

Какие события произошли во второй половине 70-х годов

Понятие развитой социализм

Роли и позиции Коммунистической партии.

Кризис науки Казахстана

Положение накануне перемен.

Ровесник мой, тебе никто на свете
Не скажет то, что говорю сейчас:
Молчал народ мой семь десятилетий, -
Но кротость обернулась против нас.

У нас отняли и язык и веру,
Народ в невежды записать спеша.
Что делать, если выше всякой меры
Сегодня болью помнится душа?

Работа с текстом на стр.154.Проблемный вопрос: Могла ли командно административная система вывести советское общество из кризиса, если нет, то почему?

Факторы стабилизирующие общество

Факторы, замедляющие процессы изменений

Причины и начало движения демократической молодёжи

То время прославляло неустанно
Вождей, что звали нас идти вперед.
И Колбин, новый лидер Казахстана,
К писателям пришел под Новый год.

И кто-то льнул к нему подобострастно –
Из тех, кто гнуться издавна привык…
Но вот Джубан стремительно и властно
Направился к трибуне напрямик.

- Мы сверстники, - он произнес открыто,
Но лучше бы, по правде говоря,
Ослепнуть мне, чем с болью и обидой
Шестнадцатое помнить декабря.

Что я отвечу юным на вопросы,
Летящие ко мне со всех концов:
Кто дочерей моих хватал за косы?
Кто псами загонял моих сынов?

Он выдержал, за всё платя сторицей.
Но ты, войдя впервые в этот дом,
Ты наших не сумел понять традиций
И всем нам оказался чужаком.

Ровесник мой, тебе никто на свете
Не скажет то, что говорю сейчас:
Молчал народ мой семь десятилетий, -
Но кротость обернулась против нас.

Работа с вопросами:

Как вы расцениваете события 17 декабря 1917 года

Каким был характер выступлений

Имело ли выступление легитимный характер

Причины выступлений, повод

Ваше отношение к происходящим событиям.

Массовые карательные меры

Задание прочитать текст стр. 156-157 учебника-Привести примеры незаконности карательных мер в отношении демонстрантов.

Читайте также: