Сравнительный анализ младшего школьного и подросткового возраста

Обновлено: 30.06.2024

Цель: закрепить знания о возрастных психологических особенностях, выделить основные этапы в психическом развитии ребенка.

Ход:

1. Для работы студенческая группа делится на 3 подгруппы. Каждая подгруппа получает набор карточек с фрагментарным описанием особенностей поведения младшего школьника, подростка и юноши. Задача – выделить карточки, относящиеся к одному из возрастов и составить обобщенный психологический портрет младшего школьника, подростка и юноши.

2. Каждая подгруппа представляет свой психологический портрет одного из возрастов.

3. Проводится анализ ошибок.

Литература

Основная и дополнительная литература к соответствующим разделам.

Текст опросника

1. Поверхностность – характерная черта юношей.

2. По сравнению со взрослыми юноши более склонны к теоретизированию.

3. Если юноши думают в. большей степени о том, что уже есть, то взрослые выносят на первый план возможное (то, что ожидается в будущем

4. Юношескому возрасту присуща категоричность суждений

5. Взрослые в большей степени, чем юноши, склонны к поиску общих принципов и законов поведения людей.

6. Юноши склонны преувеличивать уровень своих знаний и переоценивать свои умственные возможности.

7. К детям в большей степени, чем к юношам, нужен индивидуальный подход в обучении и воспитании.

8. Повышенная эмоциональная возбудимость и эмоциональная напряженность – характерные черты юношеского возраста.

9. Чувство юмора возникает и проявляется скорее в детском, чем юношеском, возрасте.

11. Среди взрослых меланхолики встречаются чаще, чем среди юношей.

12. В произведениях художественной литературы юношей больше интересуют реальные поступки и события, чем мысли и чувства действующих лиц, связанные с этими поступками и событиями.

13. Детям в большей степени, чем юношам, свойственно подчеркивать свои отличия от других людей.

15. Субъективная скорость течения времени с возрастом заметно замедляется.

16. Особенности своей внешности и своего физического развития больше волнуют юношей, чем детей.

17. Чувство неудовлетворенности собой тем в большей степени присуще юноше, чем ниже уровень его интеллектуального развития.

18. Жалобы на недостаточно развитые волевые качества характерная черта юношеской самооценки.

20. Юноши склонны предъявлять максималистские требования к другим людям.

21. Юноши обычно выше оценивают степень своего контакта с педагогами, чем сами педагоги.

22. Трудности коммуникативного характера у юношей проявляются в большей степени, чем у детей и взрослых.

23. Юноши обычно больше интересуются музыкой, чем художественной литературой.

24. Стремление принести свою жизнь в соответствие с теми или иными правилами в большей степени присуще взрослым, чем юношам.

Обработка:

Правильные ответы

1 - + 2 - + 3 - - 4 - + 5 - - 6 - + 7 - - 8 - + 9 - - 10 - - 11 - - 12 - - 13 - - 14 - + 15 - - 16 - + 17 - - 18 - + 19 - + 20 - + 21 - - 22 - + 23 - - 24 - -

Задание 2:Составление психологических портретов младшего школьника, подростка и старшего школьника.

Материал.Карточки с цитатами из работ известных отечественных психологов и педагогов.

2. «В своеобразии урока с учащимися ______ возраста отражаются следующие их возрастные психологические особенности:

22. Значительно более сложными и дифференцированными становятся в ________________ возрасте отношения к учителям… Учитель, который отлично знает и преподает свой предмет, обычно пользуется уважением, даже если у него нет эмоциональной близости с учениками. Но вместе с тем ___________ очень хочется встретить в лице учителя настоящего друга (И.С.Кон).

Методика работы.

2. Группы представляют выбранные ими отрывки. Затем проводится анализ ошибок.

Ответы:

Младший школьник – 2, 5, 8, 9, 13, 16

Подросток – 1, 4, 6, 7, 11, 12, 13, 15, 17, 20, 21

Юноша – 3, 10, 14, 18, 19, 20, 22

Краткий курс лекций.

Цель: закрепить знания о возрастных психологических особенностях, выделить основные этапы в психическом развитии ребенка.

Ход:

1. Для работы студенческая группа делится на 3 подгруппы. Каждая подгруппа получает набор карточек с фрагментарным описанием особенностей поведения младшего школьника, подростка и юноши. Задача – выделить карточки, относящиеся к одному из возрастов и составить обобщенный психологический портрет младшего школьника, подростка и юноши.

2. Каждая подгруппа представляет свой психологический портрет одного из возрастов.

3. Проводится анализ ошибок.

Литература

Основная и дополнительная литература к соответствующим разделам.

Текст опросника

1. Поверхностность – характерная черта юношей.

2. По сравнению со взрослыми юноши более склонны к теоретизированию.

3. Если юноши думают в. большей степени о том, что уже есть, то взрослые выносят на первый план возможное (то, что ожидается в будущем

4. Юношескому возрасту присуща категоричность суждений

5. Взрослые в большей степени, чем юноши, склонны к поиску общих принципов и законов поведения людей.

6. Юноши склонны преувеличивать уровень своих знаний и переоценивать свои умственные возможности.

7. К детям в большей степени, чем к юношам, нужен индивидуальный подход в обучении и воспитании.

8. Повышенная эмоциональная возбудимость и эмоциональная напряженность – характерные черты юношеского возраста.

9. Чувство юмора возникает и проявляется скорее в детском, чем юношеском, возрасте.

11. Среди взрослых меланхолики встречаются чаще, чем среди юношей.

12. В произведениях художественной литературы юношей больше интересуют реальные поступки и события, чем мысли и чувства действующих лиц, связанные с этими поступками и событиями.

13. Детям в большей степени, чем юношам, свойственно подчеркивать свои отличия от других людей.

15. Субъективная скорость течения времени с возрастом заметно замедляется.

16. Особенности своей внешности и своего физического развития больше волнуют юношей, чем детей.

17. Чувство неудовлетворенности собой тем в большей степени присуще юноше, чем ниже уровень его интеллектуального развития.

18. Жалобы на недостаточно развитые волевые качества характерная черта юношеской самооценки.

20. Юноши склонны предъявлять максималистские требования к другим людям.

21. Юноши обычно выше оценивают степень своего контакта с педагогами, чем сами педагоги.

22. Трудности коммуникативного характера у юношей проявляются в большей степени, чем у детей и взрослых.

23. Юноши обычно больше интересуются музыкой, чем художественной литературой.

24. Стремление принести свою жизнь в соответствие с теми или иными правилами в большей степени присуще взрослым, чем юношам.

Обработка:

Правильные ответы

1 - + 2 - + 3 - - 4 - + 5 - - 6 - + 7 - - 8 - + 9 - - 10 - - 11 - - 12 - - 13 - - 14 - + 15 - - 16 - + 17 - - 18 - + 19 - + 20 - + 21 - - 22 - + 23 - - 24 - -

Задание 2:Составление психологических портретов младшего школьника, подростка и старшего школьника.

Материал.Карточки с цитатами из работ известных отечественных психологов и педагогов.

2. «В своеобразии урока с учащимися ______ возраста отражаются следующие их возрастные психологические особенности:

22. Значительно более сложными и дифференцированными становятся в ________________ возрасте отношения к учителям… Учитель, который отлично знает и преподает свой предмет, обычно пользуется уважением, даже если у него нет эмоциональной близости с учениками. Но вместе с тем ___________ очень хочется встретить в лице учителя настоящего друга (И.С.Кон).

Методика работы.

2. Группы представляют выбранные ими отрывки. Затем проводится анализ ошибок.

“… это не похоже на разрушение старого амбара и возведение на его месте небоскреба. Оно скорее похоже на восхождение на гору, которое открывает новые и широкие виды, показывающие неожиданные связи между нашей отправной точкой и ее богатым окружением. Но точка, от которой мы отправлялись, еще существует и может быть видна, хотя она, кажется меньше и составляет крохотную часть открывшегося нашему взгляду обширного ландшафта”

ВложениеРазмер
psihologicheskie_osobennosti_podrostka_1.docx 12.96 КБ

Предварительный просмотр:

"Психологические особенности детей младшего школьного и младшего подросткового возраста"

“… это не похоже на разрушение старого амбара и возведение на его месте небоскреба. Оно скорее похоже на восхождение на гору, которое открывает новые и широкие виды, показывающие неожиданные связи между нашей отправной точкой и ее богатым окружением. Но точка, от которой мы отправлялись, еще существует и может быть видна, хотя она, кажется меньше и составляет крохотную часть открывшегося нашему взгляду обширного ландшафта”

Закончился учебный год. Учащиеся 4 класса начальной школы с радостью и гордостью идут на каникулы. Они стали взрослыми – перешли в среднюю школу. Подумать только, уже большие. Что ждет их в новом учебном году? Каждый думает только о хорошем. Дети рады, полны решимости свернуть горы, их не пугают трудности, они готовы их преодолевать. Но, увы, год за годом происходит то, что не вполне оправдывает детские ожидания. Проблема преемственности между начальной школой и средним звеном, адаптация в 5-м классе долгое время тревожит и учителей, и родителей.

Адаптация – процесс, присущий каждому человеку. На протяжении своей жизни человек переживает его несколько раз.

Первый период адаптации – это первый год жизни ребенка, причем первые три месяца – это период критической адаптации. Второй период начинается с того времени, когда ребенок учится говорить. Третий период – вхождение ребенка в коллектив (ясли, сад). Четвертый период – обучение в школе, где ребенок переживает процесс адаптации несколько раз – в 1-м классе, 5-м классе, 10-м классе. Следующими периодами адаптации можно назвать периоды вхождения человека в студенческую среду, рабочий коллектив, а также образование семьи.

Все периоды адаптации имеют общие и специфические признаки в зависимости от времени протекания адаптации, возраста человека, цели адаптации и т.д. Чаще всего процесс собственной адаптации индивидом не осознается и проходит стихийно. Это приводит к увеличению продолжительности периода адаптации, к формированию комплексов, к возникновению психического дискомфорта и нервного истощения. Освоив механизмы этого процесса, человек способен сознательно управлять собственной адаптацией.

Мы наблюдаем состояние детей в 5-м классе, отслеживаем их школьную успешность и видим, что успеваемость у многих падает, интерес к учёбе снижается, отношения между детьми становятся более напряжёнными, конфликтными, а они сами - тревожными, часто непредсказуемыми в своих реакциях. И одна из причин происхождения этого кризиса: переход из одной социальной ситуации в другую.

Адаптационный период - это время, когда школа работает в особом режиме. И здесь очень важна согласованность целей и действий всех работающих звеньев. Если задачей психологической службы школы является совместная с классными руководителями разработка содержания адаптационного периода, то целью работы административной команды должно быть обеспечение организационной стороны, то есть создание условий для целенаправленного и эффективного проведения такого периода.

Состояние детей в этот период с педагогической точки зрения характеризуется:

учебной рассеянностью и недисциплинированностью;

снижением интереса к учёбе и её результатам у значительной части пятиклассников вследствие рассогласованности образовательного процесса в начальной и основной школе на организационном, содержательном и методическом уровнях;

высоким уровнем ситуативной тревожности.

Таким образом, проблема преемственности и адаптации ребенка характеризуется как продукт сложных взаимодействий человека с внешней средой.

То, по какому магистральному пути пойдёт развитие школьника в эти годы, будет ли в периоды адаптации заложен социальный и интеллектуальный фундамент успешного обучения или ребенок попадёт в чужой, непонятный, а, следовательно, и враждебный ему школьный мир, во многом зависит от профессиональной и собственно личностной зрелости взрослых: родителей, педагогов.

Возрастные особенности детей младшего школьного и младшего подросткового возраста

Одним из самых сложных периодов в онтогенезе человека является подростковый возраст – остропротекающий переход от детства к взрослости, где выпукло переплетаются противоречивые тенденции социального развития. В этот период происходит коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур, возникают новообразования, закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок.

Следует помнить о том, что если существенные изменения в психическом развитии младшего школьника связаны, прежде всего, с учебной деятельностью, то в психическом развитии подростка основная роль принадлежит системе социальных взаимоотношений. В подростковом возрасте ведущей деятельностью для школьников становится общение.

Потребность в самоутверждении настолько сильна в этом возрасте, что во имя признания подросток готов на многое (например, занятия паркуром). Потребностью в самоутверждении можно объяснить и многие факты нарушения норм и правил поведения.

Подросток, по сравнению с младшим школьником, более чутко относится к мнению коллектива. Если младшего школьника удовлетворяет похвала учителя, то подростка больше затрагивает общественная оценка. Он болезненнее и острее переживает неодобрение коллектива, чем неодобрение учителя. Вот почему подросток бурно реагирует на нетактичные замечания, которые ему делает учитель в присутствии одноклассников. Не следует упрекать, поучать, стыдить подростка в присутствии других детей. Это может вызвать острый конфликт. Потерять авторитет в глазах одноклассников, уронить свое достоинство – это самая большая трагедия для подростка. Недаром мудрые говорили: “Упрекай наедине, хвали – публично”.

Самооценка начинает проявляться в младшем школьном возрасте, но там она отличается исключительной неустойчивостью, в то время как у подростка она носит относительно устойчивый характер.

На уроках “Познай себя” я обратила внимание на то, что хотя около 70 % пятиклассников и отмечают в себе не только отрицательные, но и положительные черты, но в их оценках наблюдается явное преобладание отрицательных черт и форм поведения. Некоторые подростки особо подчеркивают, что недостатков у них много, а нравится в себе “только одно”, “единственная черта”, т.е. характеристикам младших подростков присущ отрицательный эмоциональный фон. При этом у детей четко обнаруживается острая потребность в самооценке и в то же время переживание неумения оценить себя.

Новообразованиями подросткового возраста являются:

Дети младшего школьного возраста отличаются повышенной впечатлительностью, подражательностью и внушаемостью, у них слабо развита самостоятельность. Чувство взрослости, стремление к самостоятельности - новообразование подросткового возраста.

У подростка появляется своя позиция. Он считает себя уже достаточно взрослым и требует, чтобы все (учителя, родители) относились к нему, как к равному, взрослому. Но при этом его не смущает, что прав он требует больше, чем берет на себя обязанностей. И отвечать за что-то подросток вовсе не желает (разве что на словах);

стремление к самостоятельности.

А посему контроль и помощь отвергаются. Все чаще от подростка можно слышать: "Я сам все знаю!" (Это так напоминает малышовое "Я сам!"). К сожалению, подобная "самостоятельность" - одна из основных причин конфликтов между родителями и детьми в этом возрасте. И родителям придется смириться и постараться приучить своих чад отвечать за свои поступки. Это им пригодится по жизни.

Внутренне происходит следующее – появляются собственные вкусы и взгляды, оценки, линии поведения (самое яркое - это появление пристрастия к музыке определенного типа).

Примерно в 11-12 лет возникает интерес к своему внутреннему миру, а затем происходит постепенное усложнение и углубление самопознания. Подросток открывает для себя свой внутренний мир. Сложные переживания, связанные с новыми отношениями, свои личностные черты, поступки анализируются им пристрастно.

По сравнению с младшим школьником, существенные изменения происходят в эмоциональной сфере подростка. Эмоции младшего школьника носят относительно спокойный характер и легко поддаются управлению со стороны учителя, эмоции подростка отличаются большой силой и трудностью в их управлении, подростки вспыльчивы, резки, самоконтроль недостаточно развит.

Эмоциональные переживания подростков, в отличие от переживаний младших школьников, приобретают большую устойчивость. Подросток, как правило, не забывает обид учителю, и педагогу нужно будет проявить очень много усилий, чтобы восстановить потерянный авторитет.

Учение для подростка, как и для младшего школьника, является главным видом деятельности. В учебной деятельности подростка имеются свои трудности и противоречия, но есть и свои преимущества, на которые может и должен опереться педагог. Беда подростка состоит в том, что он еще не владеет способами выполнения, реализации новых форм учебной деятельности. Обучить этим способам, не дать угаснуть интересу – важная задача педагога.

В самом деле, кто не наблюдал, как эмоционально подросток реагирует на новый учебный предмет и как у некоторых эта реакция исчезает довольно быстро. Нередко у подростков снижается и общий интерес к учению, к школе, происходит внутренний отход от школы – школа перестает быть для ученика центром его духовной жизни.

Как показывают психологические исследования, основная причина такого “отхода от школы” заключается в несформированности у учащихся учебной деятельности, что не дает возможности удовлетворить актуальную потребность возраста – потребность в самоутверждении. Сформированной учебной деятельностью считается такая деятельность учащихся, когда они, побуждаясь прямыми мотивами самого учения, могут самостоятельно определять учебные задачи, выбирать рациональные приемы и способы их решения, контролировать и оценивать свою работу. Одним из резервов повышения эффективности подростков является целенаправленное формирование мотивов. Учителю необходимо знать не только мотивы учения, но и условия их формирования. Исследования показывают, что отношение подростков к учению обусловлено прежде всего качеством работы учителя и его отношением к учащимся.

При изучении динамики отношения детей 3-го, 4-го и 5-го классов к учебной и другим видам деятельности нами использовались следующие методы: наблюдение, беседы с учащимися, написание мини-сочинений.

Такое изменение отношения к учебе в 5-м классе характеризуется, судя по анализу, мотивировок детей, неудовлетворенностью и снижению интереса к ряду предметов, субъективным ощущением утомления, перегруженности, увеличения трудностей.

Положительное отношение учащихся начальных классов к учебным предметам в 5 классе меняется. Оно становится менее активным, ответственным. На уроках дети начинают отвлекаться на посторонние дела, разговоры, дисциплина падает. Об ухудшении отношения к учебе свидетельствует и то, что многие начинают тяготиться учебой, особенно по отдельным предметам, жалуются на трудность и усталость, неинтересность. Неудовлетворенность ухудшившейся успеваемостью, главным образом по языку и математике, приводит к тому, что дети начинают предпочитать более легкие и увлекательные предметы.

Многие дети оказались не готовыми к обучению в 5 классе, к различным системам требований учителей-предметников, не имеют навыков самостоятельной работы, им трудно приспособиться ко всем изменениям и это сказывается на их успеваемости.

На отношение детей к тому или иному предмету заметно сказывается характер взаимоотношений ученика с учителем. Когда уроки начинают вести разные учителя, практически у всех детей происходит смена любимых предметов.

Можно сделать вывод: при переходе из начальной школы в среднюю у детей снижается интерес к учебе, происходит дифференцирование интереса к различным предметам, появляется, на их взгляд, скучные и однообразные уроки. Но, несмотря на все эти изменения, осознание ими важности и необходимости учения сохраняет свои мотивационные качества.

Итак, с одной стороны, для этого сложного периода показательны негативные проявления, дисгармоничность в строении личности, свертывание прежде установившейся системы интересов ребенка, протестующий характер его поведения по отношению к взрослым. Но было бы не справедливо говорить, что переходу в среднее звено сопутствуют лишь проблемы и препятствия. Подростковый возраст отличается и массой положительных факторов:

возрастает самостоятельность ребенка,

более многообразными и содержательными становятся все отношения с другими детьми и взрослыми,

значительно расширяется и существенно изменяется сфера его деятельности,

развивается ответственное отношение к себе, к другим людям и т.д.

Главное, данный период отличается выходом ребенка на качественно новую социальную позицию, в которой реально формируется его сознательное отношение к себе как члену общества.

Большинство школьников быстро адаптируются и легко преодолевают все сложности. Нельзя отрицать и то, что существует категория детей, для которых пятый класс становится “облегчением”. Это касается учеников, у которых не сложились отношения с учителем начальной школы, и выход в большую школьную семью спасает их от неотъемлемого клейма “бездельник”, “хулиган”, “лодырь”, “неумеха” и т.д. Очень нелегко вырваться из этого порочного круга. Но такие случаи нередки и известны в каждой школе. В этой ситуации многообразие педагогов и их мнений спасает ребенка от предвзятости, открывает для него новые горизонты и веру в себя.

Психологические особенности учащихся 5-9 классов

(5 класс): Переход из начальной школы в среднюю связан с увеличением учебной нагрузки. Снижается работоспособность, наблюдается забывчивость, неорганизованность, нарушается сон. Не редко процесс адаптации затягивается на 2-3 месяца.трудности связаны с необходимостью приспосабливания к темпу и особенностям речи разных учителей. В общении с пятиклассниками рекомендуется использовать юмор. (важно понимание значения юмора для развития детей, а главное уметь использовать юмор в своих целях)

(7 класс) Возраст полового созревания и ускоренного физического развития. Возраст больших возможностей и больших опасностей. - Знакомство ребенка с самим собой, с происходящими физическими изменениями, ощущениями собственных новых возможностей. - Возникновение желания любить и быть любимыми. - Появление особого интереса к сфере человеческих отношений (половых взаимоотношений). - Переживание по поводу внешности – одно из самых важных и болезненных проблем для подростка. - Преобладание застенчивости. - Боязнь стать объектом насмешек. - Интерес к проблемам сексуальной тематики.

Педагогам и родителям Главная задача взрослых в этот период – сделать так, чтобы подросток понимал, что с ним происходит, и осознанно решал встречающиеся перед ним проблемы.

Преодоление конфликтов между подростками Овладение нормами дружбы – важнейшее приобретение ребенка в подростковом возрасте. Хорошие результаты дает совместная деятельность и переживание конфликтующими сторонами успеха общей деятельности. Организуемая деятельность должна быть значимой для коллектива и соответствовать возможностям включенных в нее подростков.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Организация образовательного настоятельно требует целенаправленной психолого-педагогической подготовки будущего персонала летнего лагеря и обязательно включения в его структуру психологической службы. Поскольку основной контингент детей в летнем лагере составляют младшие школьники и подростки, педагогический персонал лагеря должен быть знаком с психологическими особенностями каждого возраста.

МЛАДШИЙ школьный возраст (7-10 ЛЕТ)

В этот период происходит активное анатомо-физиологическое созревание организма, что существенно повышает физическую выносливость ребенка. Но повышение работоспособности носит относительный характер. В целом для детей остается характерной высокая утомляемость. Их работоспособность падает через 25-ЗО минут занятия. Костно-мышечный аппарат отличается сравнительно большой гибкостью из-за значительного количества хрящевой ткани. Поэтому необходимо особое внимание обращать на правильное положение тела к дозирование нагрузки. Развитие крупных мышц опережает развитие мелких, и поэтому дети лучше выполняют сравнительно сильные и размашистые движения, чем те которые требуют точности.

Младшие школьники способны к проявлению самостоятельности и организованности, выполнению действий в определенной последовательности. дети в этом возрасте очень доверчивы, исполнительны, послушны, восприимчивы и впечатлительны, быстро реагируют на все необычное, яркое, нетерпеливы, подражательны. Направленность личности младшего школьника выражается в его потребности в игре, в движениях, во внешних впечатлениях.

В процессе оценочной деятельности самого ребенка и общения с другими людьми появляется способность анализировать и объяснять свое поведение. Вместе с тем возможности осознания младшим школьником своих чувств и понимания чужих чувств ограничены. Ребенок не умеет правильно воспринимать выражения гнева, страха, ужаса. Часто внешне подражает взрослым в выражении чувств. двигательные импульсивные реакции заменяются речевыми. Возрастная норма эмоциональной жизни младших школьников - бодрое, веселое, жизнерадостное настроение. Грубость, вспыльчивость могут возникнуть как результат расхождения между потребностями и возможностью их удовлетворить.

В младшем школьном возрасте получают дальнейшее формирование нравственные чувства (чуткость, доброта, отзывчивость, ответственность), интеллектуальные чувства ( любознательность, сомнение, удивление), эстетические чувства (наслаждение при восприятии прекрасного). Развитию воли способствуют целенаправленность деятельности и оптимальная сложность задания. Особое внимание на формирование личности младших школьников оказывает благо приятный психологический климат в коллективе, положи тельная оценка каждого ребенка. В этом возрасте помимо ведущей учебной деятельности большое значение имеют игра и труд. дидактические игры способствуют развитию познавательных интересов; ролевые - повышают интерес к отношениям между людьми, побуждают к самовоспитанию; подвижные - оказывают благотворное влияние на физическое развитие ребенка и на формирование волевых качеств, сообразительности, смелости, ловкости, коллективизма. На формирование положительного отношения к труду оказывают влияние успешность выполненной работы, оценка и похвала взрослых, осознание полезности и необходимости труда(использование каждой поделки по назначению)

ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ (11-15 лет)

Главное содержание подросткового возраста - переход от детства к взрослости. Все стороны развития подвергаются качественной перестройке, возникают и формируются новые психологические образования. Подростковый возраст традиционно считается трудным в воспитательном отношении. Чаще всего трудности этого возраста связываются с половым созреванием, как причиной различных психофизических и психических отклонений. Идет непропорциональное развитие конечностей, усиленный рост в длину при отставании развития груди, таза и мышц. В то же время происходит рост мышечной силы. Изменяется сердечно-сосудистая система; диссонанс в росте сердца и сосудов, отсюда недостаточное снабжение мозга кровью, из-за чего повышается утомляемость. Происходит изменения в эндокринной системе, идет бурный рост половых желез. В ходе бурного роста и физиологической перестройки организма у подростков может возникнуть чувство неуклюжести, неловкости, тревоги, повышенная возбудимость, депрессия. Темпы созревания подростков неравномерны, отсюда переживания от того что подросток начинает отличаться от своих сверстников. Как следствие этого - снижение самооценки, нестабильность ощущения своего личные проблемы. Одна из них - появление полового влечения, которое изменяет всю систему мотивов и переживаний. Наиболее доминирующие потребности этого возраста - потребность в общении со сверстниками, потребность в самоутверждении.

ОСНОВНЫЕ НОВООБРАЗОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА

СТРЕМЛЕНИЕ К ВЗРОСЛОСТИ проявляется с одной стороны, через подражание (внешний облик манера поведения), с другой стороны, формируется в сфере общения со взрослыми, через проникновение во внутренний мир взрослого. Ущемление самостоятельности порождает грубость, упрямство, замкнутость, негативизм.

САМОСОЗНАНИЕ выражается в таких формах как самонаблюдение, самооценка, стремление к самоутверждению и самосовершенствованию в чувстве собственного достоинства. Интерес к самим себе возникает не из пустого любопытства, а из стремления понять, что в поступках и целях является правильным, чего следует добиваться в жизни. Самооценка формируется на основе оценки окружающих и со временем становится все более устойчивой. У подростков привлекательность занятий и интересы, в основном, определяются возможностью широкого общения со сверстниками. Также важно занимать удовлетворяющее положение средних. Отсюда и повышенная приспособляемость подростков по отношению к подростковым компаниям. По отношению к взрослым подростки испытывают огромную потребность в общении на "равных". Идет развитие способности подрост а к эмпатии по отношению к взрослым, стремления по мочь взрослым, поддержать, разделить горе или радость. для подростков характерны переживания, связанные с их отношением к себе, к собственной личности, причем, чаще всего отрицательные. Важно научить подростков не только видеть свои недостатки, но и понимать, видеть, уметь опираться на свои достоинства, на сильные стороны своей личности, характера. Мощным фактором саморазвития у старших подростков становится возникновения интереса к тому, какой станет их личность в будущем. В этом возрасте важно становление временной перспективы, системы жизненных целей. Успех деятельности педагогического коллектива лагеря и психологической службы обусловлен реализацией в работе с детьми резервов каждого возраста; развитием индивидуальных особенностей школьников, а также созданием для ребенка психологического климата. Приведенная ниже программа работы психологической службы в лагере пред назначена для определения основных направлений и последовательности этапов психодиагностики и психореакции ребят, прибывших на отдых с целью их максимального психического и личностного развития.


Аннотация
Исследование направлено на изучение основных новообразований младших школьников и подростков, специфических особенностей психокоррекционной работы с детьми и подростками. В статье дан сравнительный анализ программ и планов работы школьных психологов с этими возрастными категориями детей. Выделены приоритетные направления психокоррекционой работы с младшими школьниками и подростками, предложены рекомендации по разработке и оформлению этих документов.


Abstract
The study aims to explore the main tumors of younger schoolboys and teenagers, the specific characteristics of psycho work with children and teenagers. The article presents a comparative analysis of the programs and plans of work of school psychologists to these age categories of children. Priority directions of psycho-correction work with younger schoolboys and teenagers, offered advice on the design and execution of these documents.

Важным элементом современной системы образования является реализация превентивной системы действий, направленных на обеспечение полноценного развития личности ребенка. При этом основополагающим подходом к пониманию развития личности человека лежит принцип возрастной амплификации – психологические новообразования, возникающие на разных возрастных стадиях, которые необходимы для разностороннего воспитания детей. Однако если потенциал возрастных новообразований на одном из этапов развития ребенка не будет реализован, то на последующем возрастном этапе возникает необходимость в психокоррекционной работе.

Цель нашего исследования – определить специфику психокоррекционной деятельности с младшими школьниками и подростками и провести сравнительный анализ ее особенностей на основе изучения планов и программ работы школьных психологов с учащимися.

Коррекционная работа с ребенком – это сложнейший вид деятельности взрослых в образовательных учреждениях. Залог ее успеха – в их профессиональном взаимодействии. Не случайно все программы коррекции и развития обычно включают в себя психологическую и педагогическую части. Психологическая часть развития и коррекции планируется и осуществляется практическим психологом. Педагогическая часть составляется на основе психологического анализа и рекомендаций совместно психологом и учителем, директором школы, воспитателем, родителями – в зависимости от того, кто будет работать с ребенком, и выполняется педагогами и родителями с помощью психолога.

Педагоги, получившие глубокие знания по психологии, могут самостоятельно (особенно в не очень сложных или типичных случаях) вести коррекционную работу, но и они должны всегда нести самую строгую ответственность за результаты своей деятельности.

В педагогической практике получил распространение тезис о необходимости учитывать возрастные особенности детей в процессе их воспитания и обучения. Однако с точки зрения полноценного психического развития ребенка задача должна быть поставлена более сложная – способствовать тому, чтобы возрастные особенности (точнее, возрастные психологические новообразования) не просто учитывались в педагогическом процессе, но и активно формировались, создавая тем самым надежный фундамент для реализации творческих потенциалов возраста.

Специфику коррекции психического развития как раз и определяет ее активно формирующая функция, предполагающая активное влияние на генезис и становление психологических новообразований.

Основными психологическими новообразованиями младшего школьного возраста являются: произвольность, рефлексия и внутренний план действий [1, 2]. Отмечается осознанность всех психических процессов и их интеллектуализация, их внутреннее опосредование, которое происходит благодаря усвоению системы научных понятий; осознание своих собственных изменений в результате развития учебной деятельности. Интенсивно формируются почти все интеллектуальные, социальные и нравственные качества, многие из них уже останутся неизменными на протяжении всей жизни. К концу этого возрастного периода мелкая и общая моторика достаточно скоординирована и точна.

Итогом развития учебной деятельности в младшем школьном возрасте является появление у детей умения учиться. Умение учиться обнаруживается в том, что младший школьник проявляет инициативу в поиске новой информации, начинает учиться чему-то новому по собственной инициативе; задает вопросы учителю или другому взрослому для получения недостающих знаний; находит новые, творческие способы решения задач.

Важнейшими новообразованиями интеллектуальной сферы в подростковом возрасте становятся: развитие теоретического (гипотетико-дедуктивного, абстрактного) мышления, философская рефлексия; тяга к абстрагированию, широким обобщениям, поиску общих закономерностей и принципов, стоящих за частными фактами; склонность преувеличивать силу своего интеллекта, уровень знаний и самостоятельности. Увеличивается степень индивидуализации в интересах и способностях, формируется ин­дивидуальный стиль умственной деятельности.

Подростки очень переменчивы, склонны менять увлечения, места своего времяпрепровождения, друзей, постоянно ищут новые контакты, новые впечатления. Подростков отличает безволие, особенно в учебе, труде, выполнении обязанностей и достижения целей. В данном возрасте интенсивно формируется характер подростка.

Отношения со взрослыми, а прежде всего – с родителями, не являются значимыми для подростков, авторитетом для них выступают сверстники. Подростки личностно нестабильны, это проявляется через частую смену настроения, аффективной взрывчатости, что часто приводит к агрессивным формам поведения.

В подростковом возрасте происходит существенная перестройка эмоциональной сферы, проявляется самостоятельность, решительность, критичность и самокритичность, формируются определенные личностные особенности. Выделяются основные психологические новообразования возраста, такие как чувство взрослости и стремление к самоутверждению [1, 2].

Таким образом, глубокий теоретический анализ новообразований и изменений в развитии младших школьников и подростков дает нам основание для утверждения о том, что именно эти возрастные периоды являются наиболее критичными для учащихся и требуют особого внимания взрослых, педагогов и психологов.

Современное направление организации психокоррекционной работы с младшими школьниками и подростками представляет собой результат развития взглядов на грамотное использование коррекционных приемов и способов в практике воспитания и обучения детей. Изучением специфики и особенностей организации психокоррекционной работы занимались как зарубежные исследователи А. Маслоу, Р. Мэй, К. Роджерс, Э. Фромм и др., так и отечественные Г.С. Абрамова, Г.В. Бурменская, О.И. Ефремова, О.А. Карабанова, А.Г. Лидерс, Т.Д. Молодцова, Р.С. Немов, Р.С. Овчарова, А.А. Осипова, М.М. Семаго, Н.Я. Семаго и др.

Особую роль и значение приобретает при этом психокоррекционная работа с младшими школьниками и подростками, адекватная возрастным проблемам детей [3]. Коррекционная работа психолога с учащимися и консультирование учителей по проблемам влияния обучения и воспитания на психическое развитие школьников являются важными составляющими реализации здоровьесберегающего потенциала образования [4; 5; 6; 7; 8]. В обучении будущих учителей и психологов образования актуально применять интерактивные методы, которые помогут освоить техники диагностической и психокоррекционной работы с младшими школьниками и подростками [9; 10; 11; 12, 13, 14].

Сравнительный анализ специальной литературы позволил выделить специфических особенностей психокоррекционной работы с младшими школьниками и подростками:

- в работе с детьми младшего школьного возраста необходимо делать акцент на развитии познавательных процессов ребенка, а также обращать внимание на коррекцию поведения и их эмоционального развития;

- в работе с подростками необходимо усилить работу по развитию навыков эмоционально-личностной саморегуляции, профориентационной направленности, навыков общения и коммуникативной компетентности, мировоззренческих установок.

В ходе исследования мы проанализировали целый ряд программ и планов психокоррекционной работы в школе с младшими учащимися и подростками. В общей сложности было изучено содержание коррекционно-развивающей и психокоррекционной работы школьных психологов в 25 общеобразовательных школах. Сравнительный анализ этих документов (25 планов и программ работы педагога-психолога разных школ России) приводится в таблице 1.

Проведенный анализ эмпирических материалов показал, что в работе с младшими школьниками педагоги-психологи чаще выделяют задачи коррекции познавательной сферы, а в работе с подростками – эмоциональной сферы, характера.

В таблице 2 представлены данные, также выведенные на основе 25 планов работы педагогов-психологов, но за 100% принято общее количество мероприятий, отраженных в планах работы с младшими школьниками (отдельно) и с подростками. С младшими школьниками в планах было представлено общее число коррекционных мероприятий 472, с подростками – 357.

Таблица 1. Сравнительный анализ планов коррекционной работы педагога-психолога: частота указания разных задач психокоррекции (процентные данные)

Младший школьный возраст (6—11 лет). В этом возрасте отмечается значительное развитие ЦНС, но еще далекое от совершенства. Недостаточная сила и уравновешенность нервных процессов, преобладание возбуждения над торможением приводит к быстрой истощаемости клеток коры головного мозга, быстрой утомляемости. Вместе с тем дети в этом возрасте легко овладевают сложными по координации движениями, что обусловлено высокой пластичностью нервной системы. Однако при сильных и монотонных двигательных раздражителях снижается устойчивость к внешним воздействиям, развивается запредельное торможение. В связи с этим необходимо в двигательный режим включать больше разнообразных физических упражнений и игр.

Большие изменения отмечаются в сердечно-сосудистой системе — увеличивается объем сердца, снижается частота сердечных сокращений. Если в 7—8 лет частота пульса 80—92 уд/мин, то в 9—10 лет — 76—86 уд/мин, а в 11 лет — 72—80 уд/мин. Деятельность сердца малоэкономна, его функциональные возможности невелики, артериальное давление относительно низкое. При мышечной работе система кровообращения испытывает значительное напряжение. Передозировка физическими упражнениями может привести к нарушению сердечного ритма, резкому изменению давления крови.

Дыхательные возможности младших школьников невелики. Объем легких в 11 лет составляет примерно половину объема взрослого человека. Глубина дыхания составляет 160—250 мл, частота дыхания высока, но постепенно снижается с 23 до 19 циклов в минуту, минутный объем дыхания в покое находится в пределах от 3,5 до 4,4 л/мин. У младших школьников ограничена способность работать в долг, поэтому необходимо быть осторожным с кратковременными интенсивными нагрузками.

При регулярных тренировках дети 7—8 лет могут выполнить очень большие по объему нагрузки с умеренными сдвигами в системе кровообращения и дыхания и быстрым восстановлением.

Подростковый возраст (12—15 лет) характеризуется бурным ростом всего организма и повышением функциональных резервов, половым созреванием. Усиливается концентрация процессов возбуждения и торможения, но в то же время отмечается повышенная возбудимость, эмоциональная неустойчивость, неадекватные реакции, свидетельствующие о недостаточной силе тормозных процессов. Двигательные функции в этом возрасте достигают высокой степени развития, что является следствием развития ЦНС, увеличением общих размеров тела, развития скелета, мышечной массы. В этом возрасте начинает проявляться акселерация, характеризующаяся увеличением тотальных размеров тела, ускорением темпов роста и развития у представителей одновозрастной популяции по сравнению со сверстниками предыдущего поколения.

Большие изменения происходят в деятельности сердечно-сосудистой системы. Пульс понижается до 70—76 уд/мин, увеличиваются размеры сердца, но несовершенство нейросекреторной регуляции приводит к нарушению сердечного ритма, увеличению артериального давления. Это закономерные нарушения для этого возраста и они временны. В целом повышаются адаптационные способности сердечно-сосудистой системы к физическим нагрузкам, но они хуже, чем у юношей и взрослых.

Глубина дыхания повышается с 260 до 375 мл, минутный объем дыхания — с 4,7 до 5,4 л/мин, ЖЕЛ — с 2200 мл до 3200 мл. В период полового созревания повышается способность к выполнению длительной работы большой интенсивности и кратковременной очень интенсивной.

Гиподинамия усугубляет трудности подросткового возраста, а рационально построенные занятия физической культурой способствуют их преодолению.

Юношеский возраст (16—18 лет). Происходит завершение развития ЦНС, совершенствование деятельности мозга, развитие процессов торможения, хотя остается некоторое преобладание процессов возбуждения. Показатели сердечно-сосудистой системы постепенно приближаются к уровню взрослого человека. Необходимо иметь в виду, что ЧСС во всех возрастных группах, а особенно в юношеской, у девушек выше, чем у юношей. Часто может наблюдаться временное повышение артериального давления (юношеская гипертония). Частота дыхания сохраняется как у подростков, но увеличивается глубина дыхания (до 420 мл). Показатели ЖЕЛ приближаются к уровню взрослого человека.




Повышается способность к выполнению длительной работы, увеличивается выносливость к нагрузкам большой и умеренной мощности. У девочек, начиная с младшего школьного возраста, функциональные возможности организма и общая физическая работоспособность ниже, чем у мальчиков, причем в юношеском возрасте эти различия более выраженнее.

Систематические занятия физической культурой приводят к изменению функционального состояния нервной системы — повышается работоспособность, происходят положительные сдвиги в деятельности желез внутренней секреции. Дети реже болеют, пропорционально развиваются.

Школьники спортивных классов заметно отличаются от сверстников не только физическим развитием, но и более высокой умственной работоспособностью. В чем же проявляется влияние различных физических упражнений на динамику возрастного развития детей? Силовые упражнения могут служить препятствием к увеличению роста. Упражнения на гибкость повышают эластичность мышц и связок. Сложно координационные упражнения стимулируют умственную деятельность. Упражнения на силу и выносливость требуют гормональный компонент, поэтому до периода полового созревания их следует выполнять ограниченно. Выносливость — это дар природы, которым люди наделены с детства. Ребенок 6—8 лет способен за 90 мин преодолеть с перерывами расстояние до 6—7 км. Это объясняется высоким уровнем потребления кислорода у детей. Однако с возрастом человек снижает объем двигательной активности и способность к проявлению качества выносливости ухудшается.

Средствами компенсации дефицита двигательной активности являются физические упражнения на уроках физической культуры и во внеурочное время, домашние задания по физической культуре (прыжки со скакалкой, подтягивание, приседания на одной ноге и т.п.), тренировки по видам спорта.

Одним из показателей состояния здоровья школьников является осанка — привычная поза непринужденно стоящего человека. Чрезмерное увеличение или уменьшение выраженности изгибов позвоночника в шейном, грудном и поясничном отделах приводит к таким нарушениям, как выпрямленная, сутуловатая, кифотическая и лордическая осанка. Кроме нарушений осанки в сагитальной плоскости нередко выявляются искривления позвоночника во фронтальной плоскости (сколиоз), обусловленные слабым развитием отдельных групп мышц. Плохая осанка не только портит фигуру, но и может вызвать смещение сердца и крупных сосудов, отсюда и ухудшение функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Для коррекции осанки необходимо выполнять специальные корригирующие упражнения, ходьбу с предметами на голове, упражнения для укрепления мышц спины, брюшного пресса, ног, грудных и подошвенных мышц. Воспитанию правильной осанки необходимо уделять больше внимания на уроках, своевременно проводить физкультминутки, микропаузы физических упражнений.

Работоспособность школьников не сохраняется на одном уровне в течение недели. Постепенно повышаясь, работоспособность достигает максимума к среде и четвергу. В понедельник и вторник идет врабатывание организма, а к субботе работоспособность падает из-за накопившейся за неделю усталости. Трудными для организма школьника являются вторая четверть и, особенно, четвертая, в период которой зачастую проявляются авитаминоз, негативное влияние сниженной двигательной активности зимой, накопившаяся за учебный год усталость.

Младший школьный возраст (6—11 лет). В этом возрасте отмечается значительное развитие ЦНС, но еще далекое от совершенства. Недостаточная сила и уравновешенность нервных процессов, преобладание возбуждения над торможением приводит к быстрой истощаемости клеток коры головного мозга, быстрой утомляемости. Вместе с тем дети в этом возрасте легко овладевают сложными по координации движениями, что обусловлено высокой пластичностью нервной системы. Однако при сильных и монотонных двигательных раздражителях снижается устойчивость к внешним воздействиям, развивается запредельное торможение. В связи с этим необходимо в двигательный режим включать больше разнообразных физических упражнений и игр.

Большие изменения отмечаются в сердечно-сосудистой системе — увеличивается объем сердца, снижается частота сердечных сокращений. Если в 7—8 лет частота пульса 80—92 уд/мин, то в 9—10 лет — 76—86 уд/мин, а в 11 лет — 72—80 уд/мин. Деятельность сердца малоэкономна, его функциональные возможности невелики, артериальное давление относительно низкое. При мышечной работе система кровообращения испытывает значительное напряжение. Передозировка физическими упражнениями может привести к нарушению сердечного ритма, резкому изменению давления крови.

Дыхательные возможности младших школьников невелики. Объем легких в 11 лет составляет примерно половину объема взрослого человека. Глубина дыхания составляет 160—250 мл, частота дыхания высока, но постепенно снижается с 23 до 19 циклов в минуту, минутный объем дыхания в покое находится в пределах от 3,5 до 4,4 л/мин. У младших школьников ограничена способность работать в долг, поэтому необходимо быть осторожным с кратковременными интенсивными нагрузками.

При регулярных тренировках дети 7—8 лет могут выполнить очень большие по объему нагрузки с умеренными сдвигами в системе кровообращения и дыхания и быстрым восстановлением.

Подростковый возраст (12—15 лет) характеризуется бурным ростом всего организма и повышением функциональных резервов, половым созреванием. Усиливается концентрация процессов возбуждения и торможения, но в то же время отмечается повышенная возбудимость, эмоциональная неустойчивость, неадекватные реакции, свидетельствующие о недостаточной силе тормозных процессов. Двигательные функции в этом возрасте достигают высокой степени развития, что является следствием развития ЦНС, увеличением общих размеров тела, развития скелета, мышечной массы. В этом возрасте начинает проявляться акселерация, характеризующаяся увеличением тотальных размеров тела, ускорением темпов роста и развития у представителей одновозрастной популяции по сравнению со сверстниками предыдущего поколения.

Большие изменения происходят в деятельности сердечно-сосудистой системы. Пульс понижается до 70—76 уд/мин, увеличиваются размеры сердца, но несовершенство нейросекреторной регуляции приводит к нарушению сердечного ритма, увеличению артериального давления. Это закономерные нарушения для этого возраста и они временны. В целом повышаются адаптационные способности сердечно-сосудистой системы к физическим нагрузкам, но они хуже, чем у юношей и взрослых.

Глубина дыхания повышается с 260 до 375 мл, минутный объем дыхания — с 4,7 до 5,4 л/мин, ЖЕЛ — с 2200 мл до 3200 мл. В период полового созревания повышается способность к выполнению длительной работы большой интенсивности и кратковременной очень интенсивной.

Гиподинамия усугубляет трудности подросткового возраста, а рационально построенные занятия физической культурой способствуют их преодолению.

Юношеский возраст (16—18 лет). Происходит завершение развития ЦНС, совершенствование деятельности мозга, развитие процессов торможения, хотя остается некоторое преобладание процессов возбуждения. Показатели сердечно-сосудистой системы постепенно приближаются к уровню взрослого человека. Необходимо иметь в виду, что ЧСС во всех возрастных группах, а особенно в юношеской, у девушек выше, чем у юношей. Часто может наблюдаться временное повышение артериального давления (юношеская гипертония). Частота дыхания сохраняется как у подростков, но увеличивается глубина дыхания (до 420 мл). Показатели ЖЕЛ приближаются к уровню взрослого человека.

Повышается способность к выполнению длительной работы, увеличивается выносливость к нагрузкам большой и умеренной мощности. У девочек, начиная с младшего школьного возраста, функциональные возможности организма и общая физическая работоспособность ниже, чем у мальчиков, причем в юношеском возрасте эти различия более выраженнее.

Систематические занятия физической культурой приводят к изменению функционального состояния нервной системы — повышается работоспособность, происходят положительные сдвиги в деятельности желез внутренней секреции. Дети реже болеют, пропорционально развиваются.

Школьники спортивных классов заметно отличаются от сверстников не только физическим развитием, но и более высокой умственной работоспособностью. В чем же проявляется влияние различных физических упражнений на динамику возрастного развития детей? Силовые упражнения могут служить препятствием к увеличению роста. Упражнения на гибкость повышают эластичность мышц и связок. Сложно координационные упражнения стимулируют умственную деятельность. Упражнения на силу и выносливость требуют гормональный компонент, поэтому до периода полового созревания их следует выполнять ограниченно. Выносливость — это дар природы, которым люди наделены с детства. Ребенок 6—8 лет способен за 90 мин преодолеть с перерывами расстояние до 6—7 км. Это объясняется высоким уровнем потребления кислорода у детей. Однако с возрастом человек снижает объем двигательной активности и способность к проявлению качества выносливости ухудшается.

Средствами компенсации дефицита двигательной активности являются физические упражнения на уроках физической культуры и во внеурочное время, домашние задания по физической культуре (прыжки со скакалкой, подтягивание, приседания на одной ноге и т.п.), тренировки по видам спорта.

Одним из показателей состояния здоровья школьников является осанка — привычная поза непринужденно стоящего человека. Чрезмерное увеличение или уменьшение выраженности изгибов позвоночника в шейном, грудном и поясничном отделах приводит к таким нарушениям, как выпрямленная, сутуловатая, кифотическая и лордическая осанка. Кроме нарушений осанки в сагитальной плоскости нередко выявляются искривления позвоночника во фронтальной плоскости (сколиоз), обусловленные слабым развитием отдельных групп мышц. Плохая осанка не только портит фигуру, но и может вызвать смещение сердца и крупных сосудов, отсюда и ухудшение функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Для коррекции осанки необходимо выполнять специальные корригирующие упражнения, ходьбу с предметами на голове, упражнения для укрепления мышц спины, брюшного пресса, ног, грудных и подошвенных мышц. Воспитанию правильной осанки необходимо уделять больше внимания на уроках, своевременно проводить физкультминутки, микропаузы физических упражнений.

Работоспособность школьников не сохраняется на одном уровне в течение недели. Постепенно повышаясь, работоспособность достигает максимума к среде и четвергу. В понедельник и вторник идет врабатывание организма, а к субботе работоспособность падает из-за накопившейся за неделю усталости. Трудными для организма школьника являются вторая четверть и, особенно, четвертая, в период которой зачастую проявляются авитаминоз, негативное влияние сниженной двигательной активности зимой, накопившаяся за учебный год усталость.

Читайте также: