Календарный план по краеведению в доу

Обновлено: 08.07.2024

1 Целевой раздел

  1. Формировать у детей чувство принадлежности к семье, городу.
  2. Знакомить детей с особенностями и традициями города.
  3. Дать элементарное представление об истории родного города, его памятниках и архитектуре, природном и животном мире.
  4. Познакомить с героическими боевыми достопримечательностями родного города, дать представление о защитниках Отечества;
  5. Познакомить с бытом и традициями русского народа, народными праздниками.
  6. Заложить основы нравственности, чувство сопричастности и деятельностного отношения к городу.
  7. Повысить интерес у родителей к совместной деятельности по изучению истории и культуры малой родины.

II. Содержательный раздел

Механизм реализации программы
Программа реализуется 1 раз неделю в форме кружка и в повседневной работе в режимных моментах

2.2.Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьей воспитанников.
Помощь родителей или совместная деятельность вызывает у детей чувство гордости, способствует развитию эмоций ребенка, его социальной
восприимчивости. В процессе общения с родителями и другими членами семьи ребенок, подражая им, усваивает нормы, правила и формы социального поведения.

  • Закрепить представления детей о том, что такое семья, о некоторых родственных отношениях, об обязанностях членов семьи, особенностях поведения мужчин и женщин;
  • Сформировать представления о профессии родителей, о родословной;
  • Воспитывать любовь, заботу, уважение к старшему поколению, прививать детям чувство привязанности к семье и дому, учить проявлять заботу о родных людях;
  • Совершенствовать стиль партнерских отношении;
  • Развивать коммуникативные навыки детей;
  • Обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности;
  • Учить самостоятельно организовывать деятельность в игровых центрах.

3.1.Материально-техническое обеспечение программы
Краеведческая культурно-образовательная среда ДОУ
Организация условий для самостоятельной деятельности детей по их выбору занимает особое место в педагогическом процессе. Наличие соответствующей культурно-образовательной макро- и микросреды является непременным условием организации краеведческой работы. Формирует макросреду детского сада выставки семейного творчества, выставки детского творчества, фотовыставки, конкурсы среди детей, конкурсы семейного творчества, проектная деятельность, методическая библиотека, библиотека научно-популярной литературы, дидактических пособий, наглядного материала, предметы быта.
Активная позиция детей обеспечивается созданием в группе уголка города, в котором ребенку предоставляется возможность действовать рисовать, рассматривать книги и иллюстрации, играть в дидактические игры, создавать коллажи и макеты, играть с использованием макетов.
Постоянный педагогический поиск с целью обогащения представлений дошкольников о родном крае, развития познавательного интереса к краеведческой работе привел педагогов к творческому преобразованию предметно-развивающей среды.

Собраны картотеки:
-подвижных русских народных игр;
-пословиц и загадок русского народа;
- художественного слова о городе;
- дидактических и познавательных игр по краеведению;
- художественной и познавательной литературы о городе;
- созданы маршруты экскурсий, целевых прогулок.

Оценка результатов
Для выявления промежуточных и конечных результатов проведен мониторинг при помощи, которого можно будет выявить степень решения поставленных задач и достижение цели проекта.Результатами работы являются: выставки детских работ, открытые занятия, создание фотоальбомов, обобщение опыта также в виде презентации, выступления с обобщенным опытом на педагогическом совете, на фестивале инновационных идей.

Старший возраст
1. Какие улицы в городе ты знаешь?
2. Назови свой домашний адрес.
3. Какие общественные здания находятся около твоего дома, на твоей улице?
4. Как называется улица, на которой расположен детский сад?
5. Ты знаешь историю нашей улицы? Расскажи.
6. Как называется остановка, находящаяся ближе всего к детскому саду?
7. Расскажи, как развивается и благоустраивается наш город?
9. Какие правила поведения на улице ты знаешь?
10. Какие дорожные знаки ты встречаешь на улицах города?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Перспективное планирование в старшей группе составлено с целью расширить и систематизировать знания дошкольников о родном крае, об историко-культурных особенностях региона; местных обычаях и традициях.

Перспективный план по краеведению в подготовительной группе

Моя семья. Мой дом

Продолжать формировать представление о семье, как об островке безопасности, гаранте прав ребенка.

Мой детский сад

Формировать представления об улице, где находится детский сад.

Поход на природу

Продолжать знакомить детей с природой родного края и влиянием деятельности человека на неё.

Продолжать знакомить детей с историей города, его промышленным прошлым, рассказать о людях промышленных профессий. Прививать интерес к истории, стремление узнать больше, воспитывать гордость за людей, за наш город.

Познакомить детей с полезными ископаемыми родного края. Их значением для развития района.

Познакомить детей с улицами города, названными в честь героев Вов и Молодой гвардии. Прививать интерес и любовь к родному городу.

Народные игрушки, народные промыслы

Продолжать расширять представления о народной игрушке, знакомить с народными промыслами.

Беседа и презентация о Семисенко В. П. и его работах.

Познакомить детей с деятельностью художника Семисенко В. П. Воспитывать в детях гордость за знаменитых земляков.

Экскурсия в осенний парк

Познакомить детей с характерными признаками осени, уточнить знания детей о жизни насекомых, птиц осенью. Дать детям почувствовать красоту осенней природы родного города. Воспитывать любовь к малой родине.

Продолжать знакомить детей с Луганской Народной Республикой, символикой ЛНР.

Экскурсия в районный исторический музей

Продолжать создавать условия для коррекции и развития познавательной деятельности воспитанников; формировать представление о краеведческом музее; расширить и углубить знания воспитанников по истории родного города.

Познакомить детей с символикой города - гербом.

Продолжать знакомить детей с перелётными, зимующими и кочующими птицами нашего края. Воспитывать желание поддерживать птиц в трудное для них время – подкармливать в холодное время года.

Продолжать знакомить детей с народными играми зимой.

Познакомить детей с достопримечательностями города Перевальск, памятниками архитектуры. Рассказать об церковных сооружениях. Воспитывать чувство любви к природе, родному городу.

Экскурсия к роднику и ручью

Уточнить представления детей о состоянии водоёма зимой. Рассмотреть лёд, установить его свойства (гладкий, прозрачный, твёрдый). Воспитывать интерес к природе.

Дополнить представления детей о городе новыми сведениями: как называются улицы в нашем городе, почему им даны те или иные названия. Повторить названия улиц, на которых живут дети.

Познакомить детей с деятельностью Григория Зюзюкова. Воспитывать в детях гордость за знаменитых земляков. Прививать любовь к чтению, к книгам.

Познакомить с историей возникновения улицы Жени Кийко. Воспитывать чувство гордости за людей, живущих в городе Перевальск.

Познакомить детей с историей праздника. Формировать представление о защитниках Отечества.

Они защищали Родину.

Продолжать расширять знания детей о празднике 23 февраля - Дне защитника Отечества; развивать интерес к истории Отечества, наблюдательность, любознательность; воспитывает чувство патриотизма.

Масленица - весёлые народные гуляния

Продолжать знакомить детей с народными праздниками.

Расширять представления детей об обитателях территории Перевальского района. Дать общие знания о зайце, лисе, сусликах. Воспитывать любовь к животным.

Приобщать дошкольников к народной культуре.

Познакомить детей с памятниками города Перевальск.

Жаворонков выпускаем- весну встречаем

Формирование знаний об обычаях встречи весны.

Экскурсия к роднику

Продолжить знакомство детей с городским родником. Развивать умение наблюдать и делать выводы. Воспитывать чувство любви к природе родного города.

Экскурсия в парк

Конкретизировать представления об весенних изменениях в природе, полученных в процессе повседневных наблюдений. Закрепить знание названий деревьев, растущих в нашей местности; учить различать деревья и растения в весеннем наряде. Обогащать эстетический опыт детей. Вызвать радостное переживание от восприятия весеннего парка. Познакомить с особенностями природных условий нашего края.

Обратить внимание детей на красоту того места, где они живут - это красота природы, зданий, некоторых элементов их декоративного убранства, памятники. Дать понятие о том, для чего люди украшают свой город и о том, что состояние родного города зависит от отношения к нему жителей. Подвести к желанию участвовать в социально значимых делах вместе со взрослыми – участвовать в субботнике по уборке города.

Способствовать развитию творческого воображения детей в изобразительной деятельности. Подвести детей к пониманию того, что состояние города зависит от отношения к нему жителей.

Воспитывать чувство гордости за Великую Победу; уважение к героям ВОв, проживавшим на территории нашего района.

Экскурсия к памятнику воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны.

Дать детям представление об особенностях службы солдат в мирное время. Воспитывать уважение к воинам, защищавшим нашу страну. Воспитывать гордость за историческое прошлое наших соотечественников.

Продолжать знакомить детей с перевальчанами - героями Великой Отечественной войны. Дать знания о том, как народ чтит память о героях. Воспитывать чувство гордости за соотечественников.

Познакомить детей с традицией празднования Дня города, Дня шахтёра, Дня Победы; с календарно-обрядовыми праздниками Масленица, Крещение, Старый Новый год. Развивать любознательность. Учить проявлять начала социальной активности: участвовать в мероприятиях, организуемых в городе.

Продолжать знакомить детей с местами отдыха горожан. Развивать интерес к спорту, желание стать сильными, быстрыми, ловкими.

Пояснительная записка

Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период воспитания у детей любви к малой Родине, гордиться своими родными местами, знать историю и культуру, решать проблемы возрождения духовности и нравственных идеалов.

С изучения территории родного края – начинается познание страны, что имеет исключительно важное значение в воспитании у детей любви к своему Отечеству.

Цель: Воспитывать у дошкольников любовь к малой Родине, РМЭ.

Задачи:

  1. Расширить представление детей о родном городе, крае.
  2. Знакомить со знаменитыми людьми, достопримечательностями.
  3. Приобщать к культуре, традициям, прошлому.
  4. Прививать чувство гордости, любви к своей республике, малой родине.


Цели и задачи данной программы будут достигнуты при тесном сотрудничестве с семьями воспитанников.

С целью закрепления знаний о республике и воспитания эмоционального отклика рекомендуется проводить экскурсии, целевые прогулки, походы, организовать группу выходного дня с целью посещения достопримечательных мест города родителями совместно с детьми.

В программе реализованы принципы комплексно-тематического планирования, учета возрастных особенностей детей, интеграции образовательного процесса. Рекомендуется начать работу по реализации программы со второй младшей группы.

Месяц

Тема

Цель

Мероприятия

Сентябрь

Осень. Овощи. Фрукты

Формирование элементарного представления об овощах и фруктах родного края, знакомить с особенностями времени года

5) Чтение худ. Литературы:

Октябрь

Растительный мир Марийского края

Формирование элементарных представлений о растениях родного края

2) Чтение художественной литературы

3) Рассмотрение серийных открыток

Ноябрь

Животный мир Марийских лесов

Дать первоначальное представление о диких животных, месте их обитания, внешних признаках

4)Загадки марийского края

Декабрь

Формирование представления детей о птицах Марийского края, проявлять заботу, трепетное отношение к ним

2) Оформление альбома

3) Изготовление кормушек для зимовки птиц

4) Наблюдение за птицами

Январь

Праздничное украшение города

Прививать любовь к родному краю, дать понятие о праздниках

2) Праздничное украшение елки

4) Изготовление игрушек

5) Совместная прогулка с родителями

6) Рассмотрение построек изо льда

Февраль

Зимние забавы, место отдыха детей

Побуждать детей рассказывать о том, где проводят выходные дни, их забавах

4) Чтение стихов, сказок про зиму

5) Рассмотрение иллюстраций

Март

Йошкар-Ола – любимый город

Учить детей называть и любить родной город

3) Чтение стихов о городе

Апрель

Выходной день в родном городе

Учить называть свой город, побуждать рассказывать, где гуляли в выходные (парк, сквер…)

Май

Выходной день на даче

Формирование положительного отношения к труду взрослых, желание принимать участие в посильном труде

Месяц

Тема

Цель

Мероприятия

Сентябрь

Рассмотреть представления о многообразии растительного мира, их значение в жизни людей

Октябрь

Дикие животные марийских лесов, питание, подготовка к зиме, как спасаются от врагов

Рассмотреть представления о домашних и диких животных, как приспосабливаются к условиям жизни

1) Конкурс загадок о животных

3) Рассмотрение иллюстраций

4) Классификация диких и домашних животных

5) Чтение сказок и рассмотрение иллюстраций к ним

Ноябрь

Йошкар-Ола, знакомство с городом

Продолжить разговор о родном городе, знакомство с названием улиц города, уметь рассказать о нем

2) Игра-путешествие по городу

Декабрь

Улица, на которой расположен детский сад

Продолжать воспитывать любовь к родному краю, знакомить с названиями улиц, на которых расположен детский сад, о красивых местах

3) Красивые уголки улицы

Январь

Улица, на которой расположен дом

Продолжать воспитывать любовь к родному краю, знакомство с названием улиц, на которых живут дети

Февраль

Дать детям доступные их пониманию представления о государственных праздниках

2) спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья

3) Конкурс рисунка по сюжетам былин, народных сказок

Март

Продолжать воспитывать любовь к родному краю, рассказывать о самых красивых местах города, его достопримечательностях

1) Знакомство с бульварами

2) Киноафиша города

4) Заочное путешествие к музею

Апрель

Самые красивые места города

Продолжать воспитывать любовь к родному краю, рассказывать о самых красивых местах родного города

3) Разучивание стихов о любимом городе

Май

Знакомство с рекой Кокшага

Расширить представление детей о водоемах своего региона

2) Рассмотрение иллюстраций

3) Прогулки по набережной реки

4) Знакомство с правилами поведения на воде

Месяц

Тема

Цель

Мероприятия

Сентябрь

Уточнить и закрепить представления детей о растениях, занесенных в красную книгу, ответственность за окружающую природу

3) Конкурс знатоков природы

4) Разгадай кроссворд

6) Красная книга нашего региона – сигнал опасности

Октябрь

Правила поведения на природе

Учить вести себя так, чтобы не навредить природе, бережному отношению к ней

3) Рассмотрение знаков поведения в природе

5)Составление правил поведения в природе с детьми

Ноябрь

Животные Красной книги

Познакомить детей с животными своего края, занесенные под охрану человека

Декабрь

Река Кокшага - легенда

Расширить представление детей о реке

1) Чтение марийских сказок

3) Рассмотрение иллюстраций с изображением марийских богатырей

Январь

Познакомить детей с флагом и гербом, воспитывать чувство гордости за город

Февраль

Знакомство с достопримечатель

Рассказать детям о достопримечательностях города, воспитывать чувство любви, гордости

Март

Народные традиции, обычаи

Воспитывать любовь к родному краю. Знакомить с народными традициями, обычаями. Формировать интерес к малой Родине

1) Знакомство с марийскими народными играми

4) Разучивание марийских народных загадок

5) Прослушивание марийских песен

Апрель

Знакомство с марийскими писателями

Формирование интереса к малой Родине, рассказ с известными людьми. Воспитывать любовь, чувство гордости

1) Чтение марийских сказок

2) Конкурс рисунка по прочитанной сказке

3) Конкурс стихов

4) Рассмотрение портретов марийских писателей

5) Рассмотрение иллюстраций к сказкам

Май

Расширить представление детей о родной стране и государственных праздниках. Воспитывать любовь к Родине

3) Встреча с ветераном Великой Отечественной Войны

Месяц

Тема

Цель

Мероприятия

Сентябрь

РМЭ на карте нашей Родины

1) Рассмотрение карты РМЭ

2) Рассмотрение карты РФ

3) Рассмотрение открыток с изображением городов РМЭ

4) Чтение стихов

Октябрь

Памятники нашего города

Расширить представление детей о своем городе, о памятниках, вызвать чувство гордости, уважения

1) Рассмотрение иллюстраций

2) Экскурсия с родителями к памятникам города

Ноябрь

Расширить представление детей о достопримечательностях своего города

1) Рассмотрение альбомов, книг

2) Экскурсия по городу

Декабрь

Известные люди РМЭ

Иметь представление об известных людях родного края, воспитывать чувство гордости и уважения

3) Чтение произведений Марийских писателей

4) Чтение марийских сказок

5) Рассмотрение иллюстраций к произведениям, сказкам

Январь

Знакомство с республикой и ее городами

Закрепить знания детей о родном крае и городах РМЭ, Йошкар-Ола – столица республики

2) рассматривание фото с изображением городов

3) Рассматривание карты

Февраль

Рассмотреть представления о родном крае, знания о флаге, его важности

1) Знакомство с флагом РМЭ

Март

Закрепить знания о гербе, его значимости

Апрель

Леса – богатство РМЭ

Закреплять и углублять знания о лесах, его важности в жизни региона. Учить правильному поведению в лесу

Май

Реки и озера республики

Закрепить полученные знания о водоемах своего региона

3)Легенда озера Черное

  • Елена Анатольевна Сорокина
  • 11 июля 2016
  • 26509
  • 1

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии ( 1 )

Елена Елена Елена 17.01.2020 в 18:01 +1

Такой подробный конспект мероприятия! Возьму его себе в методическую копилочку и буду использовать в своей педагогической практике! Спасибо вам за такую полезную и содержательную методическую разработку! Она многим может быть очень полезна. Успехов в вашей образовательной деятельности! Интересно будет прочесть и другие ваши статьи!


ПОНЕДЕЛЬНИК

Образовательная деятельность (групповая, подгрупповая, индивидуальная)

1. Индивидуальная работа

Ситуативный разговор о правилах культурного поведения за столом во время .

По воспитанию культурно-гигиенических навыков.

Цель: Напомнить детям, что нужно следить за своим внешним видом, чистотой одежды, за прической.

Читайте также: