Специфика педагогической деятельности в доу

Обновлено: 08.07.2024

На современном этапе вся система образования, педагогический процесс, его субъекты приобретают новые качественные характеристики в горизонте XXI века, когда образование только черты непрерывности, но и образование через всю жизнь. Образование рассматривается как социальный институт, как одна из социальных подструктур общества. Соответственно, образование рассматривается в трех взаимосвязанных планах: как образовательная система; как образовательный процесс; как индивидуальный или коллективный результат. Образование как социальный институт есть сложная система, включающая разные элементы и связи между ними: подсистемы, управление, организацию, кадры и т.д. Эта система характеризуется целью, содержанием, структурированными планами и программами воспитания и обучения, в которых учитываются предыдущие уровни образования и прогнозируются последующие.

Таким образом, в педагогике педагогический процесс рассматривается как целостный процесс осуществления воспитания (в его широком смысле) путем обеспечения единства обучения и воспитания (в его узком специальном смысле). При этом в качества ядра педагогического процесса ученые выделяют формирующегося человека. Акцент делается на переходе объективного, социального в субъективное, индивидуально-личностное достояние человека, при полноправном участии ребенка. Целостность, общность, единство – главные характеристики педагогического процесса, подчеркивающие подчинение всех составляющих его процессов единой цели. Похожая статья: Педагогический процесс под управлением компьютерной программы Педагогический процесс – это процесс трудовой, он, как и в любом другом трудовом процессе, осуществляется для достижения общественно значимых целей. Специфика педагогического процесса в том, что труд воспитателей и труд воспитуемых сливаются воедино, образуя своеобразные отношения участников трудового процесса – педагогическое взаимодействие. Как и в других трудовых процессах, в педагогическом выделяются объекты, средства, продукты труда. Объект деятельности педагога – развивающаяся личность, коллектив воспитанников. Объектам педагогического труда кроме сложности, системности, саморегуляции присуще и такое качество, как саморазвитие, чем и обуславливается вариативность, изменчивость, неповторимость педагогических процессов. Предмет педагогического труда – формирование человека, который в отличие от педагога находится на более ранней ступени своего развития и не обладает необходимыми для взрослого человека знаниями, умениями, навыками, опытом. Своеобразие объекта педагогической деятельности состоит также в том, что он развивается не в прямой пропорциональной зависимости от педагогического воздействия на него, а по законам, свойственным его психике, – особенностям восприятия, понимания, мышления, становления воли и характера. В педагогическом процессе орудия труда также очень специфичны, к ним относятся не только знания педагога, его опыт, личное воздействие на воспитуемого, но и виды деятельности, на которые он должен уметь переключить детей, способы сотрудничества с ними, и методика педагогического влияния. Это духовные средства труда. Педагогический процесс, как и любой другой трудовой процесс, характеризуется уровнями организации, управления, продуктивности (эффективности), технологичности, экономичности, выделение которых открывает пути для обоснования критериев, позволяющих дать не только качественные, но и количественные оценки достигнутых уровней. Кардинальная характеристика педагогического процесса – время. Оно выступает универсальным критерием, позволяющим надежно судить о том, насколько быстро и качественно протекает данный процесс.

В рамках исследования, изучая педагогический процесс с точки зрения системного подхода, приходится согласиться с мнением В.Д. Симоненко, который утверждает, что педагогический процесс порождается взаимодействием компонентов педагогической системы, которая создается и функционирует с целью обеспечения оптимального протекания педагогического процесса . При этом в состав системы, где протекает педагогический процесс, входят субъекты и объекты воспитания (в широком смысле), разнообразные связи, проявляющиеся между ними, а также условия, в которых протекает процесс их взаимодействия. Состав процесса не идентичен составу системы, в которой он протекает. Наиболее крупными компонентами педагогического процесса являются процессы обучения и воспитания, которые ведут к внутренним процессам изменения образованности, воспитанности и развитости личности.


Полный текст материала Статья "Специфика педагогического процесса на современном этапе в ДОУ" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.

Педагогическая профессия – такой род деятельности, в которой источником существования человека является искусство управления формированием личности другого человека средствами своей специальности (Н.А.Морева). Педагогическая деятельность представляет собой воспиты­вающее и обучающее воздействие педагога на воспитанника, направленное на его личностное, интеллектуаль­ное и деятельностное развитие, одновременно выступающее как основа его саморазвития и самосовершенствования. Возникновение педагогической профессиональной деятельно­сти связано с разделением функций между людьми. Определяя ее роль, следует отметить, что это первая и исходная деятельность, поскольку она направлена на образование, воспитание и развитие детей. Это один из самых сложных видов человеческой деятельности, так как эффективность ее зависит от знания педагогом физио­логии и психологии человека и связана она с умением проникать во внутренний мир другого человека и осуществлять на этой осно­ве организационно-педагогические воздействия. Несмотря на сложность, неоднозначность восприятия со стороны окружающего педагога социума, его труд можно отнести к числу приоритетных, так как педагогическая деятельность стоит у истоков всех других сфер человеческой деятельности, носит нормативный и регулятив­ный характер и во многом определяет будущее развитие общества.

ВложениеРазмер
pedagogicheskoe_masterstvo_vospitatelya.docx 18.65 КБ

Предварительный просмотр:

Специфика профессиональной деятельности воспитателя ДОУ.

Педагогическая профессия – такой род деятельности, в которой источником существования человека является искусство управления формированием личности другого человека средствами своей специальности (Н.А.Морева). Педагогическая деятельность представляет собой воспитывающее и обучающее воздействие педагога на воспитанника, направленное на его личностное, интеллектуальное и деятельностное развитие, одновременно выступающее как основа его саморазвития и самосовершенствования. Возникновение педагогической профессиональной деятельности связано с разделением функций между людьми. Определяя ее роль, следует отметить, что это первая и исходная деятельность, поскольку она направлена на образование, воспитание и развитие детей. Это один из самых сложных видов человеческой деятельности, так как эффективность ее зависит от знания педагогом физиологии и психологии человека и связана она с умением проникать во внутренний мир другого человека и осуществлять на этой основе организационно-педагогические воздействия. Несмотря на сложность, неоднозначность восприятия со стороны окружающего педагога социума, его труд можно отнести к числу приоритетных, так как педагогическая деятельность стоит у истоков всех других сфер человеческой деятельности, носит нормативный и регулятивный характер и во многом определяет будущее развитие общества.

В связи с этим следует отметить, что педагогическая деятельность представляет собой целостную систему, имеющую свои принципы, мотивы, иерархию целей, совокупность целесообразных методов, средств, форм, соответствующих действий, раскрывающих содержание и направленных на определенный заданный результат.

Выделяют структурные и функциональные компоненты педагогической деятельности. К структурным компонентам можно отнести субъект и объект педагогического воздействия, предмет их совместной деятельности, цели обучения и средства педагогической коммуникации.

К функциональным компонентам можно отнести конструктивную, организаторскую, коммуникативную, проектировочную, гностическую деятельность.

Педагог моделирует композицию предстоящего учебного занятия или воспитательного мероприятия, проигрывает разные варианты его построения с учетом системы предписаний, диктуемых учебной программой читаемого курса, учебником, наличием наглядных пособий, а также временем, в течение которого должна быть решена конкретная педагогическая задача, реализуемая на данном учебном мероприятии.

В самом общем плане конструктивная деятельность преподавателя как реализация четырех функций позволяет выделить то общее, что характеризует процесс обучения, протекающий в различных условиях учебно-воспитательного процесса.

Организаторская деятельность. Включает действия педагога, связанные с организацией учебной информации в процессе ее предъявления: деятельности студентов, связанной с ее усвоением; собственной деятельности и поведением преподавателя в процессе решения педагогической задачи.

Выделяют следующие функции организаторской деятельности: внутреннюю коммуникацию, реализуемую посредством групповой интеграции и формированием внутреннего единства; внешнекоммуникативную, направленную на осуществление горизонтальной коммуникации, т. е. на установление связей и координацию действий между группами, и организацию вертикальной коммуникации, т. е. на установление связей с вышестоящими организациями или людьми. Эти функции напрямую связаны с процессами воспитания и обучения и могут быть реализованы и в коммуникативной деятельности.

Коммуникативная деятельность. Позволяет педагогу установить педагогически целесообразные взаимоотношения с воспитанниками и их родителями, с коллегами по работе, администрацией при решении педагогической задачи.

Проектировочная деятельность. Включает действия педагога, связанные с предвосхищением, предвидением возможных последствий от решения системы педагогических задач в течение обозримого времени, например всего периода обучения своему предмету или работы с учебной группой в качестве куратора. Следует отметить, что проектирование — это работа на перспективу, поэтому проектировочной деятельности свойственна некоторая степень неопределенности и в то же время проектирование опирается на планирование, программирование, прогнозирование.

Профессиональная деформация педагога может быть представлена как искажения в разных структурах личности под влиянием какой-либо из сторон педагогической деятельности, снижающих ее результативность, а также социальную адаптивность педагога (В. М. Кузина).

Существует несколько видов деформации (Л. Л. Шевченко):

  • возрастная: представлена как сужение круга интересов и способности к общению, консерватизм и боязнь нового, переоценивание прошлого, апатия, обидчивость;
  • личностная: зацикленность на своей теме в беседах с другими людьми, нежелание их слушать, ослабление связи с современностью, нетерпимость к молодежной культуре, менторский тон, концентрированность на себе, безапелляционность, унижение человеческого достоинства собеседника;
  • профессиональная: перенос рабочих навыков на бытовое общение, предубежденность в отношении к людям, педантизм, упрощенное восприятие ситуации, желание поправлять других, болезненная реакция на ошибки, назойливость и информационность, склонность к повторам, противопоставление содержания и формы учебного материала на разных видах занятий, придерживание четко сложившегося стереотипа, отступление от которого непозволительно.

Деформация личности педагога в процессе профессиональной деятельности может проявляться на четырех уровнях (Е. И. Рогов).

1. Общепедагогическая деформация. Она характеризует сходные изменения личности у всех представителей данной профессии. Эти инвариантные особенности обусловлены спецификой пространства, в котором существует личность профессионала:

  • сближение субъекта деятельности со средствами. Педагог для воспитанников выступает своеобразным образцом поведения, транслирует определенные культурные нормы; его суждения оказывают влияние на личность студента;

в качестве объекта педагогического воздействия выступают воспитанники, которые, в свою очередь, обладают определенной активностью и могут либо принять, либо отвергнуть предлагаемые им ценностные ориентиры и отношения.

  1. Индивидуальная деформация. Она внешне не связана с процессом педагогической деятельности, идет параллельно, обусловлена личностной направленностью.

В качестве причин, влияющих на профессиональную деформацию личности воспитателя, выделяют:

  • постоянное нервно-психическое напряжение как следствие конфликтных ситуаций, влекущих за собой снижение работоспособности, невозможность переключиться с патогенного на самогенный способ мышления;
  • однообразие педагогического труда, которое выражается в том, что воспитатель много лет занимается одной и той же деятельностью;
  • необходимость постоянного сдерживания своих отрицательных эмоций, что ведет к невротизации личности преподавателя;
  • индивидуальные особенности личности отдельных воспитателей: особенности высшей нервной деятельности, экстравертность.

Деформация личности педагога изменяет его внутренний эмоциональный мир, снижает самооценку и самоотношение.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

В чем по вашему мнению заключается специфика работы воспитателя ( 2-3 аргумента). Какие профессиональные обязанности характерны для воспитателя и какими личностными качествами должен обладать воспитатель чтобы выполнять их.

Специфика работы воспитателя ДОУ заключается в обучении и воспитании детей дошкольного возраста. Использование педагогических технологий для развития гармоничной личности ребенка. Охрана жизни и здоровья детей. Создание благоприятной атмосферы в группе. Организация игровой, трудовой, музыкальной, проектной, исследовательской деятельности с детьми.

Профессиональные обязанности: душевное отношение, забота, тепло, уважение, знать личностные характеристики каждого ребенка,уметь грамотно организовать учебные и воспитательные занятия с детьми, развивать свои профессиональные интересы

Личностные качества: помогать и поддерживать ребенка, справедливость, терпимость(не повышать голоса на детей), уважение, культура общения с родителями. Просто нужно любить детей.

Ч то такое профессиональная культура педагога, ее компоненты. Недостатки которые вы заметили на практике? Как можно стимулировать педагога для того, чтобы он повышал пед. Культуру.

Педагогическая культура является профессиональной культурой воспитателя. Она представляет собой систему профессионально-этических ценностей, которые выступают регулятором социально-педагогических отношений.

Культура взаимоотношений Культура внешнего

(культура общения, деятельности) вида

С детьми С родителями Осанка Одежда Прическа

Макияж Мимика Пантомимика

Важной составляющей культуры взаимоотношений воспитателя с детьми является также умение воспитателя управлять своим эмоциональным состоянием: сдержанность, внешняя уверенность в своих действиях и поступках.

Одним из показателей такого умения, как мы выяснили из сравнительной характеристики двух моделей взаимоотношений взрослого и ребенка, является сдержанность педагога: умение не раздражаться, ни в коем случае

не повышать свой голос до крика, не допускать словесных оскорблений в адрес ребенка, а также рукоприкладства, физических наказаний.

Как можно стимулировать педагога для того, чтобы он повышал пед. Культуру.

премии, служебный рост, символы статуса и престижа, похвалы и признания, разнообразные льготы и поощрения.

Всестороннее воспитание ребенка должно начинаться с самых ранних лет жизни, и ведущая роль в этом принадлежит дошкольным учреждениям - первому звену в системе народного образования.

Дошкольное детство - особенный период развития, когда перестраиваются вся психическая жизнь ребенка и его отношение к окружающему миру. Суть этой перестройки состоит в том, что в дошкольном возрасте формируются внутренняя психическая жизнь и внутренняя регуляция поведения. Это время активного познания окружающего мира. Встав на ноги, малыш начинает делать открытия. Он знакомится с предметами, находящимися в комнате, в доме, в детском саду, на улице. Действуя с разнообразными предметами, рассматривая их, прислушиваясь к издаваемым ими звукам, малыш познает их свойства и качества; у него формируется наглядно-действенное и наглядно-образное мышление.

Дошкольная педагогика - отрасль педагогики, изучающая закономерности воспитания детей дошкольного, в том числе и раннего, возраста. В современной системе образования педагог занимает ключевую позицию, поэтому приоритетное направление в структуре его педагогической подготовки занимает проблема профессионального становления и компетенции. Общество предъявляет повышенные требования к качеству подготовки специалистов дошкольного образования: они должны не только глубоко овладеть системой наук о человеке, закономерностях его физического, нравственного, психического, умственного развития, но и научиться применять эти знания в практической деятельности.

1. Отрасли современной педагогики

Основными отраслями педагогики можно назвать следующие науки. Общая педагогика исследует общие закономерности воспитания, обучения и образования. Формулирует основные принципы и категории, которые используются во всех специальных и прикладных педагогических науках. Составными частями общей педагогики являются теория воспитания, дидактика, теория организации и управления образовательными системами.

История педагогики изучает развитие педагогической мысли в различные исторические эпохи.

Сравнительная педагогика исследует закономерности функционирования и развития образовательных систем в разных странах.

Возрастная педагогика изучает особенности воспитания человека на разных возрастных этапах.

Дошкольная педагогика определяется как наука о воспитании, развитии и формировании личности ребенка от рождения до поступления в школу.

Специальная педагогика (дефектология) разрабатывает основы, методы, формы и средства воспитания и обучения индивида, имеющего отклонения в физическом и умственном развитии. Имеет ряд отраслей: сурдопедагогику, тифлопедагогику, олигофренопедагогику, логопедию.

Методики преподавания обучение конкретным дисциплинам (языку, математике, химии, истории и т. д.).

Профессиональная педагогика изучает педагогические процессы, ориентированные на конкретное профессиональное образование человека (военная, инженерная, производственная, медицинская и другие виды педагогики).

Социальная педагогика ведет теоретические и прикладные разработки в области внешкольного воспитания и образования детей и взрослых (клубы, секции, студии и пр.).

Исправительно-трудовая педагогика изучает теорию и практику перевоспитания лиц, находящихся в заключении.

Лечебная педагогика разрабатывает систему образовательно-воспитательной работы педагогов с ослабленными и больными школьниками. Взаимодействует с медициной.

2. Современный педагог дошкольного учреждения

Фундаментальная роль дошкольного периода развития в процессе становления человеческой личности определяет соответствующие требования к воспитателю. Прежде всего, это крайне важно осознать величайшую ответственность за счастливое детство ребенка, его судьбу. При этом для успешной деятельности педагога мало понимания непрехо-дящей ценности дошкольного детства, требуется еще и знание закономерностей развития ребенка. Одна из закономерностей - зависимость психического, физического развития ребенка от окружающей среды, невозможность его существования без взрослых.

Отсюда вытекают важнейшие профессиональные функции педагога:

-создание педагогических условий для успешного воспитания детей;

-обеспечение охраны жизни, укрепления здоровья детей.

Каждая из этих функций воплощается в определенной сфере деятельности педагога. Реализация первой функции, сопряжена с созданием так называемой развивающей среды, т. е. среды, которая побуждает ребенка к активности, к деятельности развивающего характера. Забота об укреплении здоровья (физическое и психическое) - залог правильного воспитания в дошкольном возрасте, поскольку в данный период развитие ребенка очень зависит от его состояния, настроения, эмоциональных проявлений. К примеру, у детей снижается восприимчивость к воспитательным воздействиям, когда они заболевают, испытывают обиду от грубого обращения, утомлены вследствие неполноценного сна, плохо организованного занятия, развлечения и т. д. Педагог должен быть внимателен к окружающей обстановке (в помещении детского сада, на участке, предвидеть любую мелочь, которая должна быть опасна для жизни и здоровья детей. Так следует, вовремя проверять состояние построек на участке детского сада, игрового оборудования, со-ответствие мебели росту детей; измерять температуру воды, приготовленной для обливания; заранее определять время, требующееся для просмотра диафильмов, чтобы предупредить переутомление воспитанников, и т. п. Нужно помнить, что небрежность, халатность, упование на авось в работе педагога - признаки его профессиональной непригодности.

Осуществление воспитательно-образовательной работы с детьми - основная функция педагога дошкольного воспитания. Она реализуется в планировании предстоящей работы на базе программно-методической документации, в непосредственном проведении этой работы, в анализе ее результатов.

Современный педагог, опираясь на данные психолого- педагогических, социологических исследований, осознает, что основы личности человека закладываются в семье, влияние которой на развитие ребенка нельзя заменить влиянием никакого, даже очень квалифицированного общественного образовательного учреждения. В интересах воспитанников педагог должен содействовать повышению педагогической культуры родителей, обеспечивать согласованность в воспитании ребенка, помогать отдельным семьям в данном процессе. По этой причине профессиональными функциями современного педагога являются следующие:

- участвовать в педагогическом просвещении родителей;

- регулировать и согласовывать воспитательные воздействия семьи и дошкольного учреждения.

Современным, повышенным в ходе демократизации общественной жизни требованиям к образовательной работе дошкольного учреждения может отвечать педагог, который постоянно пополняет багаж своей общекультурной и профессиональной подготовки. В связи с этим обязательно еще одно направление профессиональной деятельности педагога - самообразование. Формы самообразования многообразны: от чтения литературы (специальной, художественной, посещения музеев и т. п. до участия в конференциях, выставках, конкурсах и др.

Цель самообразования - поступательное развитие собственной личности, рост профессионального мастерства.

Творческий характер педагогической деятельности побуждает педагога к изучению и заимствованию передового опыта коллег, делает его чувствительным к инновациям (нововведениям) в области образования. Многие педагоги включаются в экспериментальную работу, которую коллектив дошкольного учреждения проводит под руководством ученого.

В последние годы отчетливо проявляется тенденция к обновлению, обогащению воспитательно-образовательной работы дошкольных учреждений. Это делает профессионально необходимым еще одно направление в деятельности педагога - участие в опытной, исследовательской работе. Тут уместно вспомнить слова В. А. Сухомлинского о близости и родстве творческого педагогического труда и научного исследования в силу того, что педагог анализирует факты и, опираясь на данный анализ, прогнозирует дальнейшую работу.

Таким образом, можно сделать вывод, что профессиональная деятельность педагога дошкольного учреждения весьма многогранна по своему содержанию, условно делится на ряд направлений (функций). Сферой педагогической деятельности охвачены дети, их родители, коллеги, сам воспитатель, сознательно совершенствующий и свое мастер-ство, и свою личность.

Исходя из функционального анализа деятельности педагога дошкольного учреждения определяют профессиограмму. Профессиограмма - это научно обоснованные требования к профессиональным качествам личности педагога, к объёму и составу мировоззренческих, общекультурных, психолого-педагогических, специальных знаний, а также перечень педагогических умений и навыков.

1. Азаров Ю. П., Мастерство воспитателя, Народное. обр. 1974 г.

2. Атмахова Л., Дошкольное воспитание, Новые подходы, квалификация, мастерство— Развитие проф. компетентности педагогов. -№3,4,5.—2008г.

3. Бабанский Ю. К., Педагогика— М. ,1988.

4. Мудрик А. В., Учитель: мастерство и вдохновение. –М. 1986г.

5. Лукина Л. И., Организационные аспекты работы с педагогическими кадрами ДОУ. Москва: ТЦ Сфера., 2010

6. Микляева Н. В., Микляева Ю. В. Диагностика и развитие профессионального мастерства педагогов в ДОУ. Москва: Айрис пресс. 2008

7. Никишина И. В. Диагностическая и методическая работа в дошкольных образовательных учреждениях. Волгоград: Учитель. 2007

8. Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2010 – № 1

9. Сухомлинский В. А. Разговор с молодым директором школы. –М. 1982 г.

10. Харламов И. Ф. Педагогика. - М. ,1990 г.

Интеграция образовательного процесса в дошкольном учреждении Интеграция образовательного процесса в дошкольном учреждении I. Вступление. В настоящее время идет интенсивное развитие дошкольного образования.

Методика ТРИЗ в дошкольном учреждении Леньшина Е. А., воспитатель ГБДОУ детский сад №62 Красносельского района Санкт-Петербурга Методика ТРИЗ в дошкольном учреждении "Нет ничего.

Педагогический контроль в дошкольном образовательном учреждении Принимать участие и осуществлять педагогический контроль – это значит влиять на работу, преобразовывать ее. Контроль проводится не только.

Психогимнастика в дошкольном образовательном учреждении Способы поведения, которые мы естественно демонстрируем ребенку в обыденной жизни, не всегда продуктивны, иногда – неадекватны; часто –.

Сенсорная комната в дошкольном образовательном учреждении Консультация для воспитателей Сенсорная комната в дошкольном образовательном учреждении. Сенсорная комната - это мощный инструмент для.

Проблемы адаптации детей в дошкольном учреждении Любой вид адаптации является приспособлением, в данном случае, ребенок приспосабливается к совершенно новой и во многом непонятной для него.

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном учреждении Здоровьесберегающие технологии в дошкольном учреждении Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим.

педагогическая деятельность воспитателя

Выбор профессии воспитателя – это очень ответственное решение. Это не просто работа с детьми, но серьезный и объемный постоянный труд, в первую очередь, для пополнения и расширения собственных знаний. Все педагогические работы воспитателей направлены на то, чтобы создать воспитанникам детского сада максимально комфортные условия, при которых дети будут успешно развиваться как творческие свободные личности.

Сейчас очень много внимания уделяется образованию и воспитанию детей, а детские дошкольные учреждения – это первая ступень в системе обучения. Очень важно, чтобы малыши легко прошли процесс адаптации после комфортных домашних условий, социализировались и органично влились в детский коллектив, научились продуктивно взаимодействовать со взрослыми. Именно поэтому столь велика роль психолого-педагогической работы воспитателя. Ему предстоит выбирать такие способы, методы и системы воспитания и обучения, которые будут соответствовать психофизическому развитию ребенка, характерному для его возраста. Это очень важный момент, потому что любые попытки обучить малыша действиям и понятиям, недоступным для его понимания в силу возраста, обречены на провал. Так что кроме значительных знаний и умений, применения их на практике, огромной любви к детям, тактичности и эмпатии воспитателю необходимо иметь и определенные познания в психологии дошкольника.

Профессия воспитателя в детском образовательном учреждении

Воспитатель – это специалист по воспитанию и обучения детей дошкольного возраста. Фактически этот период охватывает от полугода до 6 лет, то есть самые важные годы в жизни ребенка. В это время он формируется как личность, вылепливается и укрепляется его характер, раскрываются возможности. Кроме того, в этот период закладываются основные знания, которые затем будут использоваться человеком в течение всей его жизни.

Это означает, что работа воспитателя с детьми этого возраста является исключительно важной и ответственной. От того, насколько успешен будет педагог как профессионал, от уровня и качества педагогического опыта работы воспитателя ДОУ зависит будущность каждого его воспитанника.

Воспитатели работают в разных типах дошкольных учреждений: в детских садах, детских домах, интернатах, специализированных детских образовательных учреждениях. Фактически они заменяют воспитанникам родителей, занимаясь их воспитанием, обучением, повседневным уходом, заботой о здоровье и привитием правильных привычек и манер поведения.

Обязанности воспитателя на рабочем месте:

  • Уход и присмотр за детьми вверенной ему группы.
  • Обучение навыкам самообслуживания, гигиены, поведения за столом, бытовых действий, личной безопасности и так далее.
  • Обучение различным действиям и операциям, включая художественные элементы, танцы, музыку, спорт и так далее.
  • Соблюдение режима дня.
  • Взаимодействие с родителями воспитанников, педагогическим составом и руководством ДОУ.
  • Соответствие своим должностным обязанностям.
  • Постоянное самосовершенствование и саморазвитие.
  • Ведение многочисленной документации.

Компетенции воспитателя

компетенции воспитателя

Цель педагогической работы воспитателя состоит в воспитании свободной, всесторонне развитой, психически и физически здоровой, творческой личности. Ребенок после завершения пребывания в детском образовательном учреждении должен быть полностью подготовленным к учебе в школе, то есть иметь необходимый набор знаний и умений, способность к свободной коммуникации, умение на должном уровне обслуживать себя, крепкое здоровье и развитую, устойчивую психику. Для осуществления такой ответственной работы воспитателю детского сада необходимые следующие компетенции:

  • Коммуникабельность. Воспитателю придется постоянно общаться, причем не только с детьми, но и с их родителями, другими взрослыми, коллегами и руководством.
  • Грамотная устная и письменная речь. Дети впитывают информацию как губка, поэтому столь важно, чтобы они слышали грамотную речь, на основании которой будут формироваться их собственные навыки говорения и формирования предложений.
  • Умение интересно рассказывать, подавать информацию в легкой и привлекательной форме. Дети, особенно из младших групп, неспособны воспринимать сложные словесные конструкции и фиксировать внимание на одном объекте и моменте. От воспитателя требуется умение грамотно и дозировано подавать информацию для ее полноценного усвоения без перегрузки ребенка.
  • Эмоциональный интеллект. От воспитателя потребуется умение щедро делиться с детьми своими эмоциями.
  • Уверенность в себе. Дети – ловкие манипуляторы. Слабость характера они не простят, авторитета такой человек в группе иметь не будет.
  • Дружелюбие.
  • Позитивный настрой.
  • Способность сопереживать, эмпатия. Это одно из важнейших человеческих качеств воспитателя.
  • Привлекательный и ухоженный внешний вид. Это требование касается и здоровья, и внешности педагога, так как малыши копируют все, а эстетическое воспитание включает и внешний вид.
  • Терпеливость. Работа с одним ребенком сложна, а со множеством разных характеров – очень трудна. Потребуется огромная любовь и невероятное терпение.
  • Устойчивость к стрессам. Это очень важное качество, так как работа воспитателя полна стрессов.
  • Организованность – важное условие работы воспитателя в группе, когда нужно обеспечить обучение, воспитание и гарантировать здоровье десятку – другому воспитанников.
  • Умение мотивировать. Без этого не удастся увлечь детей никакими занятиями.
  • Креативность. Современные требования вынуждают воспитателей отказываться от авторитарного метода преподавания, все больше внимания уделяя прогрессивным новаторским методикам. А они требуют от педагога не только обширных знаний и практических навыков, но и умения творчески, изобретательно подходить к своей работе.
  • Любознательность. В профессии воспитателя нельзя остановиться на каком-то одном методе или технологии, необходимо постоянно узнавать новое и внедрять его в свою профессиональную деятельность.

Для определения качества и успешности, а также выявления возможных ошибок и недочетов используется анализ педагогической работы воспитателя. По его результатам можно судить, насколько хорошо воспитатель справляется со своими профессиональными обязанностями. Также такой анализ служит основанием для присуждения той или иной квалификации по результатам прохождения аттестации.

Огромное значение имеет и участие воспитателя в работе педагогических советов. На них проводятся творческие отчеты, обмен опытом, обсуждение проведенных проверок и так далее. Все это положительно сказывается на дальнейшей деятельности воспитателя в ДОУ.

Также успешно разобраться в сложностях работы, особенно молодым специалистам, помогают различные публикации, печатные и электронные издания, профильные сайты и форумы. В качестве опорного материала можно использовать и готовые курсовые работы по педагогической деятельности воспитателя. Это не образцы для копирования, а способ систематизировать и усвоить важную для собственной дальнейшей деятельности информацию

Практические вопросы

практические вопросы

Начинающие воспитатели часто задают вопрос, входит ли работа воспитателем в педагогический стаж. Это зависит от того, какую именно должность занимает воспитатель. Воспитатели и старшие воспитатели могут претендовать на получение досрочной педагогической пенсии, так как их работа входит в педагогический стаж. Но это положение не касается помощников воспитателя и младших воспитателей, так как по номенклатуре их должность не относится к педагогической.

Читайте также: