Почему тоталитарные режимы недолговечны кратко

Обновлено: 05.07.2024

Феномен тоталитаризма, появившийся в ХХ веке, ураганом пронесся по истории и цивилизации и, похоже, сгинул. Остался ли он в прошлом навсегда? Вопрос.

Признаки тоталитаризма. Понятие. Исторические истоки

До ХХ века тоталитаризма не было. Конечно, сильные мира сего всегда стремились установить над людьми более низкого положения господство, и чем прочнее, тем лучше, но только в новейшее время у них появились инструменты всеобъемлющего контроля. Без массового общества ХХ века, средств массовой информации, развитого бюрократического аппарата и урбанизации тоталитаризм был бы невозможен. Государству непросто было дотянуться до каждого индивида, да и нужды не было, власть почти везде легитимизировалась традицией, ей не требовались столь мощные средства подавления личности.

Разрушителем старого мира и катализатором политических перемен стала Первая мировая: государства взяли на себя огромный набор полномочий и чрезвычайно усилили аппарат принуждения. Это пригодилось в последовавшей за экономическим кризисом и крушением монархий острейшей политической борьбе. Классические тоталитарные модели — советская и германская — сложились как реакционные системы, выкованные для гражданской войны. И там, и там тоталитаризм — это радикал, подавляющий столь же фанатичных противников (в этом отношении разница лишь в том, что в Германии Адольфа Гитлера беспощадно давили коммунистов, а в Советском Союзе Иосифа Сталина столь же беспощадно расправлялись с антикоммунистами).

Фото 1.jpg

- Культ личности харизматического вождя

- Однопартийность и унитарная идеология

- Полицейский террор как средство идеологического контроля, репрессивный характер государства

- Проникновение государства во все сферы жизни общества, его стремление полностью, тотально контролировать частного человека, подчинить себе его свободную волю, лишить всех личных принципов и навязать вместо них один-единственный — лояльность.

Классические модели: к разным целям параллельными путями

Фото 2.jpg

Итак, тоталитарное государство, — это тот самый могучий Левиафан Гоббса, непобедимый и диктующий свою волю. Лишь два государства в истории чрезвычайно сильно приблизились к этой модели. Во многом это связано с тем, что и нацистская Германия, и сталинский СССР поставили себе задачу коренным образом преобразовать общество и личность (и не только в своих границах), что, с одной стороны, усиливало сопротивление им, с другой — требовало радикальной мобилизации, репрессий и унификации. Один вождь, одна партия, одна правда. Тот факт, что Сталин и Гитлер исповедовали принципиально разные и враждебные идеологии, для определения их методов как тоталитарных не имеет значения. В конце концов, ножом может пользоваться как преступник, так и хирург, и в обоих случаях нож является опасным инструментом. [Сборник: Адольф Гитлер]

Фото 3.jpg

И сталинский, и гитлеровский тоталитаризм ушли в прошлое только после физической гибели их лидеров. Гитлер покончил с собой 30 апреля 1945 года, а через несколько дней скончалось и его государство. Сталин умер 5 марта 1953 года. Его государство уцелело ценой отказа при Н. С. Хрущеве от крайне репрессивных методов управления. [Сборник: Иосиф Сталин]

Преемники Сталина уже никогда не оказывали на население столь же беспрецедентное давление, как при нём, и, в конечном счете, сами предали в 1980-е годы лежавшую в основе режима идеологию.

Именно по той причине, что фашистский режим Бенито Муссолини, безусловно имеющий тоталитарные черты, не ставил себе цель коренного преобразования общества, как нацистский, он не столкнулся с вызовами, требующими тотальной мобилизации, унификации и столь массовых репрессий. Фашизм после победы над левыми в начале 1920-х годов обратил свою энергию скорее во внешний мир, чем на тотальную реорганизацию итальянского народа. [Сборник: Бенито Муссолини]

Пережить падение и наследие этого режима Италии впоследствии оказалось неизмеримо легче, чем немцам — пережить гитлеризм.

Фото 4.jpg

То же касается авторитарного режима Франсиско Франко, избежавшего крайних проявлений тоталитаризма. Победа над левыми в гражданской войне для каудильо была намного важнее расправы над любым инакомыслием. При всех атаках на свободу политическое поле не было выжжено начисто, а идеология по-настоящему не претендовала на физическое уничтожение любой конкуренции. [Сборник: Франсиско Франко] В итоге Франко удалось довольно безболезненно демонтировать свой режим и передать власть монархистам.

Фото 5.jpg

Там, где государство, несмотря на веяния времени, все же вело наступление на свободы особенно жестко, гораздо более болезненно затем наступали перемены: и для народов, и для самих диктаторов. В частности, в Румынии: фактически пожизненный президент Николае Чаушеску подмял под себя всю политическую систему, практиковал непотизм, брал пример с КНДР и создал масштабный культ своей личности. Чаушеску жестоко подавлял любое недовольство и категорически отказывался реформировать Румынию, даже когда социализм уже трещал по всем швам. [Сборник: Николае Чаушеску]

Фото 6.jpg

Хоть и не дожил до приговора, но успел оказаться на скамье подсудимых чилийский диктатор Аугусто Пиночет. Пиночет действовал на другой, правой стороне политического спектра. Он организовал репрессии против социалистов: людей похищали, пытали и убивали по его воле. [Сборник: Аугусто Пиночет ]

Обвиняли диктатора и в наркоторговле, торговле оружием и экономических преступлениях. Вероятно, лишь инфаркт избавил его от заслуженного приговора.

Конец тоталитаризма?

Фото 7.jpg

Феномен тоталитаризма — масштабная тема на стыке множества гуманитарных дисциплин: истории, философии, психологии, социологии и политологии. В рамках небольшой заметки можно лишь кратко упомянуть его сущностные черты, притом с известным риском вульгаризации изложения.

Такова в основных чертах модель тоталитарного режима. Скажем сразу, что реальные тоталитарные режимы XX в. гитлеровский, сталинский, маоистский и т.п. никогда не повторяли эту модель с абсолютной точностью, хотя и были очень близки к ней. Заметим, что при всем своем старании тоталитарная власть на смогла подчинить себе все. Даже в условиях террора и репрессий оставались в обществе “очаги сопротивления” семья, религия, искусство, наконец, просто мысли отдельных людей. Вот почему, когда тоталитарные режимы рушатся, общество оказывается способным изменить себя.

Крах тоталитарных режимов неизбежен. Неизбежен не только потому, что они жестоки и не имеют морального права на существование. Причины их падения кроются в ограниченных возможностях для развития, плохой приспособленности к меняющемуся миру. Государство, где в зародыше уничтожается всякая свободная мысль, запрещается всякое свободное действие, лишается притока новых идей, инициативы, творческих исканий. Оно демонстрирует свою неэффективность не только в управлении, но и в экономике, социальной сфере, культуре. Это может проявиться не сразу, но рано или поздно обнаружится обязательно.

Кризис и изменения тоталитарного режима неизбежны. Чаще всего на смену тоталитаризму приходит авторитарный режим. Он по своему характеру близок к тоталитарному, однако имеет и существенные различия. При внешнем сохранении старой системы власти ее контроль над обществом перестает быть тотальным. Это различие точно подмечено известным американским профессором Джин Киркпатрик, которая пишет: “Авторитарные правительства зачастую коррумпированы, неэффективны, своевольны и жестоки, но. их власть ограничена, и там, где власть ограничена, ущерб, который она может нанести, также ограничен. Сохранение рассеянной экономической и социальной власти делает эти режимы менее репрессивными, чем тоталитарные системы, и обеспечивает основы для их возможной трансформации”.

Авторитаризму, как правило, сопутствует установление сильной личной власти. Такой лидер не избирается народом, а выдвигается элитой в результате так называемых аппаратных игр. Внешние признаки культа личности могут сохраняться, но истинной любви, восхищения, преклонения лидер в народе не находит.

Прежняя идеология в условиях авторитарного режима формально сохраняет положение “единственно верного учения”. Она все также обязательна для изучения, а от граждан требуется ее формальное признание. Однако на самом деле далеко не все разделяют эти официальные идеи. Очень точно, на наш взгляд, описал эту ситуацию поэт Юлий Ким в стихах, посвященных диссидентам-правозащитникам, боровшимся с режимом в нашей стране в 60-70-е годы:

На “тыщу" академиков и член-корреспондентов,

На весь организованный культурный легион

Нашлась лишь эта горсточка “больных" интеллигентов,

Чтоб высказать, что думает здоровый миллион.

Действительно, тех, кто думал иначе, чем этого требовал режим, были миллионы. Они не объявляли об этом открыто, но все же могли позволить себе некоторое инакомыслие.‘О подобной ситуации, наблюдавшейся и в Испании в последние годы правления диктатора Франко, говорили, что она напоминает автостраду, где полиция установила ограничение скорости, но не штрафует за ее превышение. Граждане, нарушающие правила, разумеется помнили о возможном наказании, но уже не слишком опасались этого.

Почему тоталитарные режимы, как правило, недолговечны?
Многие из нас стремятся к власти. Мало кто не хочет быть известным, знаменитым, влиятельным. Но когда человек достигает своей цели, он не всегда понимает, что власть - это не только слава и почет, но и большая ответственность. Нужно решать за миллионы людей и отвечать за последствия. Не каждый справится с этим. Но в тоталитарных режимах человек обычно осознает, на что идет. Так почему тоталитарные режимы, как правило, недолговечны?

Для начала рассмотрим определение тоталитарного режима. Тоталитаризм — политический режим, стремящийся к полному контролю государства над всеми аспектами жизни общества. С одной стороны, при тоталитаризме человеку живется гораздо легче, так как все решают за него. Придумывают, как жить, зачем жить, ради кого. Есть цель в жизни, стремления, определенные мечты. С другой стороны, тоталитаризм - это жесткие рамки, в которые тебя ставят, и которым ты должен соответствовать. Особенно трудно это сделать старшему поколению, которое еще помнит, как было раньше, и им трудно понять, почему именно так, а не иначе. Тем более, рамки в тоталитаризме определяет один конкретный человек, который придумывает структуру существования государства. И он может не всегда быть прав по некоторым вопросам, так как знать все невозможно. А посоветоваться довольно сложно, так как в тоталитаризме отсутствуют основные права и свободы граждан. Такие права есть только у самого диктатора. Поэтому показывать свое незнание и слабые места может быть очень опасно. Тем более, чем больше такой человек правит, тем больше у него самоуверенности. Тем больше он совершает ошибок, и тем больше у него недоброжелателей.

В наше время тоталитаризмом принято считать режимы Бенито Муссолини в Италии и Адольфа Гитлера в Германии. Рассмотрим режим Бенито Муссолини. С одной стороны, он сделал много хорошего: пытался остановить Сицилийскую мафию, улучшил программы общественных работ, улучшение занятости населения, модернизация системы общественного транспорта и многие другие удачные проекты. Но с другой стороны, он подавил в стране права и свободы, ликвидировал практически все ограничения на свою власть, при нем осаждались города, применялись пытки, женщин и детей держали в качестве заложников. Можно сказать, что жизнь в государстве улучшилась, только количество жителей уменьшилось. К своему посту Муссолини прошел тернистый путь, который повлиял на его мировоззрение. Был преподавателем , военным, журналистом. Неоднократно менял свою точку зрения под влиянием нового окружения и обстоятельств, поэтому можно сказать, что этот человек весьма непостоянен. Старался покорить умы итальянцев, газеты, радио и телевидение тщательно контролировались. Он доказывал, что только его точка зрения была верной. В 1943 году был смещен с поста по причине неверных решений, которые не понравились населению, к примеру, выступление в войне на стороне Оси.

В выводе можно сказать, что все имеет начало и конец. Просто что-то заканчивается раньше, а что-то - позже. А тоталитаризм обычно исчезает вместе со своим основоположником из-за целей. У каждого человека различные цели, и они не всегда совпадают. Также методы достижения целей у всех разные. И обычно руководитель данного политического режима для лучшего достижения своих целей провозглашает себя "богом". И нет смысла верить другому, если один уже есть.

Если он очевиден - то недолговечен, а если народу не с чем сравнивать и постоянно пудрить мозг - может длиться веками (Китай например) . Если он очевиден, люди (угнетенные быстро решают что они не хуже всех и наводят "17й год" .

Может быть, потому, что нельзя вообще однозначно говорить о том, что государство тоталитарно?
Собственно, тот тоталитаризм, который стал основоположником термина - по Муссолини - был не первой подобной моделью правления.
К тому же, если понимать это, как контроль государства над обществом во всех сферах, то логично предположить, что очень сложно осуществлять подобный массовый контроль, как говорится, вручную. Оруэлл очень слабо описал, а вот Хаксли в своей антиутопии гораздо ближе к истине.
Можно ли вообще называть государство демократическим или социалистическим, если в нем царит тоталитаризм? С оглядкой на Советский Союз, видимо, можно.

Он недолговечен в соответствии с теорией эволюции видов.
Из-за многочисленных, зачастую противоестественных ограничений факторами отбора становятся устав и отчётность.
Наверх попадает посредственность, которая только и умеет, что эту отчётность сдавать.
Происходит бюрократизация и управленческий коллапс.

"При всей своей мнимой монолитности, целостности, мощи тоталитарный режим уязвим и недолговечен. Он омертвлен и не способен к восприятию нового, лишен динамизма, развития. Он отторгает от себя мыслящую часть общества, способную создавать, генерировать идеи. "

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Читайте также: