Психология как научная и учебная дисциплина кратко карандашева

Обновлено: 02.07.2024

Книга доктора психологических наук, профессора В. Н. Ка-рандашева -- первое в отечественной литературе учебное пособие по курсу "Введение в профессию" для студентов, обучающихся по специальности "психология". Она будет полезна также тем, кто хочет стать профессиональным психологом и собирается поступать на психологические факультеты университетов и институтов.

В книге показано многообразие психологических знаний о человеке, изложена история появления профессии психолога, представлены основные виды деятельности профессиональных психологов в научной и практической сферах: в медицине, в образовании, в социальной психологии, в экономике, промышленности, в юридической психологии, в спорте, в сфере консультационных услуг.

Существенное место в книге занимает характеристика профессиональных, этических и личностных качеств, важных для успешной деятельности психолога. Описана система подготовки профессиональных психологов и принципы организации психологического сообщества.

Завершает учебное пособие терминологический словарь, который поможет начинающему психологу ориентироваться в мире языка профессионалов и обеспечит лучшее понимание психологической литературы.

© В. Н. Карандашев, 2000

© Издательство "Смысл", 2000

КТО ТАКОЙ ПСИХОЛОГ? ЧТО ТАКОЕ ПСИХОЛОГИЯ?

Психология в последние годы стала наукой, востребованной самой жизнью. Однако слово "психология" все еще окутано завесой тайны для тех, кому не приходилось соприкасаться с психологами на практике. Психологов ценят, уважают, но в обыденной жизни побаиваются, полагая, что психолог "насквозь видит человека" даже в простом разговоре. При этом затрудняются точно сказать, "кто такой психолог", "что он делает" и "какую пользу он может принести". В то же время проявляют заинтересованность в психологе, видимо находясь под магическим действием слова "психология". Правильному пониманию профессии психолога мешает также и то обстоятельство, что появилось много людей, например, астрологов, хиромантов, гадалок, которые также любят причислять себя к психологам. Вокруг психологической профессии возник ажиотаж.

В общественном мнении наиболее распространено представление о психологе как о врачевателе души, умеющем глубоко проникать в мысли и чувства людей, способном понять их тайные замыслы, помочь им изменить свою судьбу. Этот идеализированный портрет психолога порой не соответствует действительности. Психолог — "по образованию" и психолог -"по жизни" далеко не всегда одно и то же. Психологическое образование вовсе не гарантирует проницательности, коммуникабельности и эффективности воздействия на себя и на других людей. В то же время есть люди, изначально обладающие особым даром контактности и непринужденного общения, что позволяет им выслушивать других людей и оказывать им моральную и психологическую поддержку, помогать им в ответах на те или иные вопросы. И делают они это без всякого психологического образования. Кого же из них считать психологом?

Наука определяется как деятельность по производству знаний и как форма систематизации знаний. Учебный предмет представляет собой дидактически систематизированное изложение основ соответствующей научной дисциплины. Важно отметить, что структура научных и уч дисциплин может совпадать, а может и не совпадать.

Уч дисциплина включает в себя 2 компонента: систему знаний и систему учебно-познавательной деятельности, направленной на их усвоение. При разработке этих компонентов учитываются следующие факторы:

1. Сложившаяся система знаний в рамках соответствующей научной дисциплины. Чем больше систематизированы знания, тем в большей степени научная дисциплина может претендовать на то, чтобы стать учебной дисциплиной и быть включенной в учебные планы. Существуют определенные методические аспекты проблемы систематизации базовых психологических дисциплин и категорий, которые дискутируются учеными и преподавателями. Неразработанность этих аспектов свидетельствует о недостаточной зрелости науки и методики ее преподавания. В этой связи особенно важно появление соответствующих учебников и учебных пособий.

2. Приверженность преподавателя определенной научной и методологической концепции. Хотя в рамках уч дисциплины препод должен изложить и раскрыть все существующие теории, концепции, взгляды, понятия, он вправе придерживаться определенной методологической позиции, иметь собственные интересы и точку зрения на преподаваемый предмет.

3. Уровень, тип и цели образовательной программы, в рамках которой преподается психология. Система знаний, включенных в уч дисциплину, и система учебно-познавательной деятельности, направленная на их усвоение, должны быть разными в зависимости от того:

1) преподается ли эта дисциплина в начальной, основной, средней или высшей школе;

2) преподается ли она в общеобразовательном или профессиональном уч заведении;

3) преподается ли она студентам – будущим психологам, педагогам, врачам или же студентам других специальностей.

4. Интересы обучающихся к определенным темам, проблемам, фактам и понятиям, обусловленный их возрастом, уровнем развития, индивидуально-психологическими особенностями. Несмотря на необходимость системного и систематического построения уч дисциплины, препод может уделить больше внимания каким-либо темам, фактам, понятиям в зависимости от интересов учащихся.

5. Знания и способности обучающихся. Препод должен строить уч дисциплину в зависимости от имеющихся у учеников знаний в данной области и по данной проблематике, с учетом того факта, является ли данный уч курс 1ым психологическим курсом для студентов, или они изучали психологию ранее. Уч дисциплина строится по-разному (имеет различный уровень сложности) в зависимости от способностей учащихся к усвоению определенных тем, проблем, фактов, понятий. Эти способности могут быть обусловлены их возрастом, уровнем развития, индивидуально-психологическими особенностями.

6. Функции, которые выполняют разные виды и формы активности учащихся в процессе усвоения определенных психологических знаний и умений. Усвоение уч дисциплины может быть более или менее успешным в зависимости от того, изучается ли она в форме лекций, семинарских, практических занятий, или же в рамках самостоятельной работы, в виде индивидуальной, групповой или фронтальной активности. Каждый из перечисленных видов активности выполняет в уч деятельности свои функции.

7. Существующий фонд дидактических материалов. Степень дидактической разработанности уч дисциплины может быть разной. В частности, может существовать детальная программа занятий по преподаваемому курсу, конкретные задания, наглядные материалы, контрольные вопросы, методические рекомендации, наглядные материалы, контрольные вопросы, методические рекомендации по изучению отдельных тем. Наличие дидактических материалов в значительной мере определяет уровень сложности в работе преподавателя и возможности студентов по усвоению уч дисциплины.

Все уч дисциплины можно условно разделить на 3 группы:

1) Предметно-центрированные, к которым относятся фундаментальные (общая, дифференциальная, социальная психология, психология личности, психология развития и др) и прикладные (клиническая, педагогическая психология, психология труда и др);




2) Проблемно-центрированные, к которым относятся психология девиантного поведения, психология общения, конфликтология, психология семьи;

3) Методологически-центрированные, к которым относятся экспериментальная психология, матстатистика, психодиагностика, психологическое консультирование, психотерапия.

Наука определяется как деятельность по производству знаний и как форма систематизации знаний. Учебный предмет представляет собой дидактически систематизированное изложение основ соответствующей научной дисциплины. Важно отметить, что структура научных и уч дисциплин может совпадать, а может и не совпадать.

Уч дисциплина включает в себя 2 компонента: систему знаний и систему учебно-познавательной деятельности, направленной на их усвоение. При разработке этих компонентов учитываются следующие факторы:

1. Сложившаяся система знаний в рамках соответствующей научной дисциплины. Чем больше систематизированы знания, тем в большей степени научная дисциплина может претендовать на то, чтобы стать учебной дисциплиной и быть включенной в учебные планы. Существуют определенные методические аспекты проблемы систематизации базовых психологических дисциплин и категорий, которые дискутируются учеными и преподавателями. Неразработанность этих аспектов свидетельствует о недостаточной зрелости науки и методики ее преподавания. В этой связи особенно важно появление соответствующих учебников и учебных пособий.

2. Приверженность преподавателя определенной научной и методологической концепции. Хотя в рамках уч дисциплины препод должен изложить и раскрыть все существующие теории, концепции, взгляды, понятия, он вправе придерживаться определенной методологической позиции, иметь собственные интересы и точку зрения на преподаваемый предмет.

3. Уровень, тип и цели образовательной программы, в рамках которой преподается психология. Система знаний, включенных в уч дисциплину, и система учебно-познавательной деятельности, направленная на их усвоение, должны быть разными в зависимости от того:

1) преподается ли эта дисциплина в начальной, основной, средней или высшей школе;

2) преподается ли она в общеобразовательном или профессиональном уч заведении;

3) преподается ли она студентам – будущим психологам, педагогам, врачам или же студентам других специальностей.

4. Интересы обучающихся к определенным темам, проблемам, фактам и понятиям, обусловленный их возрастом, уровнем развития, индивидуально-психологическими особенностями. Несмотря на необходимость системного и систематического построения уч дисциплины, препод может уделить больше внимания каким-либо темам, фактам, понятиям в зависимости от интересов учащихся.

5. Знания и способности обучающихся. Препод должен строить уч дисциплину в зависимости от имеющихся у учеников знаний в данной области и по данной проблематике, с учетом того факта, является ли данный уч курс 1ым психологическим курсом для студентов, или они изучали психологию ранее. Уч дисциплина строится по-разному (имеет различный уровень сложности) в зависимости от способностей учащихся к усвоению определенных тем, проблем, фактов, понятий. Эти способности могут быть обусловлены их возрастом, уровнем развития, индивидуально-психологическими особенностями.

6. Функции, которые выполняют разные виды и формы активности учащихся в процессе усвоения определенных психологических знаний и умений. Усвоение уч дисциплины может быть более или менее успешным в зависимости от того, изучается ли она в форме лекций, семинарских, практических занятий, или же в рамках самостоятельной работы, в виде индивидуальной, групповой или фронтальной активности. Каждый из перечисленных видов активности выполняет в уч деятельности свои функции.

7. Существующий фонд дидактических материалов. Степень дидактической разработанности уч дисциплины может быть разной. В частности, может существовать детальная программа занятий по преподаваемому курсу, конкретные задания, наглядные материалы, контрольные вопросы, методические рекомендации, наглядные материалы, контрольные вопросы, методические рекомендации по изучению отдельных тем. Наличие дидактических материалов в значительной мере определяет уровень сложности в работе преподавателя и возможности студентов по усвоению уч дисциплины.

Все уч дисциплины можно условно разделить на 3 группы:

1) Предметно-центрированные, к которым относятся фундаментальные (общая, дифференциальная, социальная психология, психология личности, психология развития и др) и прикладные (клиническая, педагогическая психология, психология труда и др);

2) Проблемно-центрированные, к которым относятся психология девиантного поведения, психология общения, конфликтология, психология семьи;

3) Методологически-центрированные, к которым относятся экспериментальная психология, матстатистика, психодиагностика, психологическое консультирование, психотерапия.

Методика преподавания психологии, Карандашев В.Н., 2009.

Преподавание психологии в XVIII—XIX веках.
В истории преподавания психологии в российских университетах можно выделить несколько периодов. Уставы университетов неоднократно подвергались изменению, что отражалось на составе преподаваемых дисциплин. Психология, как и философия, не один раз исключалась из программы на много лет и вновь восстанавливалась через некоторое время. Естественно, что за эти годы терялись кадры и накопленный опыт преподавания.

Преподавание психологии в светских учебных заведениях длительное время находилось под сильным влиянием традиций, сложившихся в рамках богословского образования. В духовной школе психология как учебный предмет была введена почти на целое столетие раньше, чем в светской школе, а процесс преподавания был более стабильным. В духовных академиях предусматривалась и подготовка преподавателей психологии.

Первый Московский университет был учрежден 12 января 1755 г. Он имел три отделения, или факультета: юридический, медицинский и философский. На философском факультете работали четыре преподавателя: профессор философии, который должен был также обучать студентов логике, метафизике и нравоучению; профессор физики, обучавший физике экспериментальной и теоретической; профессор красноречия, обучавший ораторскому искусству и стихотворчеству; профессор истории русской и всеобщей. Психология в качестве отдельного предмета не была включена в цикл философского факультета первого русского университета (Рыбников, 1943).

Оглавление.
Введение.
Глава 1. История преподавания психологии в высшей школе.
1.1. Преподавание психологии в XVIII-XIX веках.
1.2. Преподавание психологии в первой половине XX века.
1.3. Преподавание психологии во второй половине XX века.
Контрольные вопросы.
Глава 2. История преподавания психологии в средней школе.
2.1. Преподавание психологии в XIX веке.
2.2. Преподавание психологии в начале XX века.
2.3. Преподавание психологии во второй половине XX века.
Контрольные вопросы.
Глава 3. Современное психологическое образование.
3.1. Основные тенденции современного психологического образования в мире.
3.2. Базовое психологическое образование.
3.3. Преподавание психологии студентам других специальностей.
3.4. Последипломное психологическое образование.
3.5. Обучение психологии в средних учебных заведениях.
Контрольные вопросы.
Глава 4. Нормативно-правовое обеспечение образования, цели и принципы обучения психологии в разных типах учебных заведений.
4.1. Общеобразовательные программы и преподавание психологии.
4.2. Профессиональные образовательные программы и преподавание психологии.
4.3. Учебный план и программы преподавания психологии.
4.4. Цели преподавания психологии.
4.5. Принципы обучения психологии.
Контрольные вопросы.
Глава 5. Содержание психологического образования.
5.1. Психология как научная и учебная дисциплина.
5.2. Отрасли психологии как научной дисциплины.
5.3. Учебные дисциплины по психологии.
5.4. Основные тенденции развития психологии в мире и психологическое образование.
Контрольные вопросы.
Глава 6. Организация обучения и виды учебных занятий по психологии.
6.1. Организация учебных занятий по психологии в высших и средних учебных заведениях.
6.2. Лекции по психологии.
6.3. Семинарские занятия по психологии.
G.4. Практические и лабораторные занятия по психологии.
6.5. Урок по психологии.
6.6. Самостоятельное изучение литературы, подготовка студентов к занятиям по психологии.
6.7. Подготовка рефератов, курсовых и дипломных работ по психологии.
6.8 Практика студентов по психологии.
6.9. Внеклассная работа по психологии в школе и внеаудиторная работа в вузе.
Контрольные вопросы.
Глава 7. Методы обучения психологии.
7.1. Таксономия учебных задач при изучении психологии.
7.2. Словесные методы обучения психологии.
7.3. Наглядные методы обучения психологии.
7.4. Практические методы обучения психологии.
7.5. Характеристика познавательной деятельности студентов и учащихся на занятиях по психологии.
7.6. Дистанционное обучение.
7.7. Методы закрепления изученного материала.
Контрольные вопросы.
Глава 8. Проверка и оценка знаний по психологии.
8.1. Организация проверки и оценивания при обучении психологии.
8.2. Виды проверки знаний при обучении психологии.
8.3. Формы проверки знаний при обучении психологии.
Контрольные вопросы.
Глава 9. Разработка учебного курса по психологии.
9.1. Знания научной и практической психологии как основа учебного курса.
9.2. Место и роль житейских психологических знаний, психологии искусства, иррациональной психологии в учебном курсе.
9.3. Печатные и электронные источники знаний для преподавания психологии.
9.4. Технология разработки учебного курса.
Контрольные вопросы.
Глава 10. Профессиональная подготовка и деятельность преподавателя психологии.
10.1. Подготовка преподавателей психологии.
10.2. Функции преподавателя психологии и его роли.
10.3. Знания, умения, способности и личностные качества преподавателя психологии.
Контрольные вопросы.
Литература.
Предметный указатель.

Карандашев В.Н. Психология: Введение в профессию

М.: Смысл, 2000. - 288 с.
Книга доктора психологических наук, профессора В.Н. Карандашева — первое в отечественной литературе учебное пособие по курсу "Введение в профессию" для студентов, обучающихся по специальности "психология". Она будет полезна также тем, кто хочет стать профессиональным психологом и собирается поступать на психологические факультеты университетов и институтов.
В книге показано многообразие психологических знаний о человеке, изложена история появления профессии психолога, представлены основные виды деятельности профессиональных психологов в научной и практической сферах: в медицине, в образовании, в социальной психологии, в экономике, промышленности, в юридической психологии, в спорте, в сфере консультационных услуг.
Существенное место в книге занимает характеристика профессиональных, этических и личностных качеств, важных для успешной деятельности психолога. Описана система подготовки профессиональных психологов и принципы ор-ганизации психологического сообщества.
Завершает учебное пособие терминологический словарь, который поможет начинающему психологу ориентироваться в мире языка профессионалов и обеспечит лучшее понимание психологической литературы.

Бархаев Б.П., Сыромятников И.В. Введение в профессию: от социальной роли к профессиональной субъектности

  • формат doc
  • размер 1004 КБ
  • добавлен 09 апреля 2010 г.

Учебное пособие. – М.: ВУ, 2003 – 192 с. В учебном пособии рассматриваются вопросы, связанные с уяснением места и роли психологии в системе других наук, формированием представлений о взаимосвязи теоретических проблем науки с психологической практикой. Дается представление об основных направлениях, концепциях и методах практической психологии, требованиях, предъявляемых к личности психолога.

Вачков И.В., Гриншпун И.Б., Пряжников Н.С. Введение в профессию психолог

  • формат doc
  • размер 201.68 КБ
  • добавлен 15 августа 2011 г.

- Москва.: Московский психологический соц. институт. - 2004, - 464 с. Аннотация. В предлагаемом учебном пособии в доступной форме дается представление о психологии как науке, излагаются ключевые моменты профессиональной деятельности психолога-исследователя и психолога-практика, обсуждаются основы организации работы психологов во взаимодействии со смежными специалистами, рассматриваются вопросы профессионального становления студента-психолога и с.

Гриншпун И.Б. Введение в психологию

  • формат doc
  • размер 696.5 КБ
  • добавлен 18 ноября 2010 г.

Общее представление о науке. Наука и другие способы познания. Классификация наук. . Раздел II. Предмет и объект психологии. Становление предмета психологии: основные подходы. Донаучная психология. Направления научной психологии в Западной Европе и США Психоанализ Бихевиоризм Гештальтпсихология Гуманистическая психология Трансперсональная психология. Основные направления отечественной психологии Л. С. Выготский и его школа С. Л. Рубинштейн Дру.

Дипломная работа - Формирование готовности студентов-психологов к профессиональной деятельности

  • формат rtf
  • размер 203.04 КБ
  • добавлен 10 октября 2011 г.

Дипломная работа. – 83 с. Автор не известен. Специальность – психология. Аннотация. Целью настоящей работы явилось исследование профессиональной направленности личности студентов психологического факультета на профессию практического психолога и исследование готовности студентов к профессиональной деятельности. Объект исследования: профессиональная направленность студентов. Предмет исследования: ценностно-смысловые компоненты профессиональн.

Занковский А.Н. Введение в профессию

  • формат doc
  • размер 353.58 КБ
  • добавлен 03 декабря 2011 г.

Учебное пособие. – М.: Изд. центр ЕОАИ, 2009. – 71 с. Содержание. Психология как научная дисциплина Мир психологических знаний. Житейская психология. Научная психология. Практическая психология. История становления психологии как науки Психологические знания в античности и средние века. Психологические знания в XV — XIX веках. Формирование психологии как отдельной науки. История психологии XX века. Выдающиеся российские психологи и их вк.

Маленова А.Ю. Введение в профессию в схемах и таблицах

  • формат pdf
  • размер 437.96 КБ
  • добавлен 06 ноября 2009 г.

Ответы к зачету по введении в профессию психолог

  • формат docx
  • размер 50.58 КБ
  • добавлен 25 февраля 2011 г.

Прилепко Ю.В. Введение в профессию специальный психолог

  • формат pdf
  • размер 1.24 МБ
  • добавлен 16 августа 2011 г.

Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2008. – 184 с. Аннотация. В учебно-методическом пособии освещаются основные слагаемые профпригодности применительно к специальному психологу; изложены особенности специальной психологической помощи в образовании; рассмотрены профессионально значимые личностные качества специального психолога; выделены и проанализированы основные направления работы специального психолога, а также этика деятельности специального психолога.

Стасенко В.Г. Профессия психолог в современном мире

  • формат doc
  • размер 518 КБ
  • добавлен 18 августа 2011 г.

Читайте также: