Фейнберг пианизм как искусство краткое содержание

Обновлено: 04.07.2024

В издание входят четыре статьи выдающегося советского пианиста и педагога, до сих пор не публиковавшиеся, в том числе статьи, посвященные проблемам исполнения произведений Баха и Бетховена. В приложении помещены статьи учеников Фейнберга — О. Криштальского и Л. Рощиной, в которых рассматривается исполнительство Фейнберга. Издание рассчитано на музыкантов-специалистов и на любителей музыки.

Если вы нашли ошибку или опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter. Буду вам очень благодарна!

Представленный материал предназначен для повышения профессионального уровня преподавателей детских музыкальных школ, студентов средних и высших учебных заведений.

ВложениеРазмер
referat-s.e.feynberg.doc 72.5 КБ
Онлайн-тренажёры музыкального слуха

Теория музыки и у У пражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

2. Краткий биографический очерк…………………………….. 2

4. Педагогические принципы С.Е.Фейнберга………………… 7

5. Исполнительские приемы С.Е.Фейнберга………………….. 9

В истории мировой культуры найдется немного примеров такого бурного цветения самых разнообразных творческих индивидуальностей, какие являет собой русское искусство начала ХХ века. Новые смелые идеи, развившись и сформировав целые творческие направления, реализовались в усилиях многих замечательных художников и значительно обогатили сокровищницу мирового искусства во всех его областях.

Одним из интереснейших русских музыкантов, чье разнообразное творчество формировалось и созревало в это время, был Самуил Евгеньевич Фейнберг. Композитор, педагог, пианист и музыкальный исследователь - С.Е.Фейнберг во всех перечисленных областях музыкального искусства сказал свое слово. Как композитор он обладал оригинальным необычным видением и собственным, только ему присущим творческим методом, создал свой образный мир. Пианистическое искусство С.Е.Фейнберга, неповторимое по тонкости и глубине проникновения в сущность музыки, принесло ему мировое признание. Его педагогическая фортепианная школа дала богатые плоды. Многие ее положения и установки открывают перспективные пути для творческого развития пианизма. Теоретические труды Фейнберга по музыкальной эстетике и пианизму также содержат множество интересных и ценных положений и наблюдений, актуальных в наше время и устремленных мыслью в будущее. Самуилом Евгеньевичем Фейнбергом двигало постоянное стремление отвоевать у природы новую, тщательно скрытую в ее недрах красоту. Ему была свойственна нестандартность мышления и колоссальная работоспособность. По существу во всех сферах своей музыкальной деятельности он был новатором, хотя к новаторству как к таковому никогда не стремился.

Краткий биографический очерк

Самуил Евгеньевич Фейнберг родился 26 мая 1890 года в Одессе. Его отец – Евгений Ильич Фейнберг происходил из бедной семьи. Окончил юридический факультет Одесского университета. Это был демократический, прогрессивно мыслящий человек. Мать – Анна Акимовна происходила из высоко культурной, но бедной семьи Рабиновичей. Она получила прекрасное образование: отлично владела французским и немецким языками, любила и превосходно знала русскую классическую литературу. Она была лишена музыкальных данных в обычном понимании этого слова, но обладала особым музыкальным чутьем. Она пела длинные колыбельные песни на слова Лермонтова, Пушкина, Полонского. Несомненно, эти ранние музыкальные впечатления, связанные со светлым, нежным образом матери, не могли не наложить отпечаток на необычайную музыкальность мальчика.

Уже в раннем детстве на Самуила Евгеньевича сильное действие оказывала каждая встреча с музыкой. Он не мог понять, как другие дети могут играть, когда звучит музыка. Уже в 5 лет у Сени обнаружился абсолютный слух. Он начал заниматься с учительницей сестры – Софьей Абрамовной Гуревич – профессиональной пианисткой, закончившей Московскую консерваторию. Маленький Сеня мало интересовался постановкой рук, сухими упражнениями. Он предпочитал импровизировать. Самостоятельно разучивал сонаты Моцарта и нетрудные сонаты Бетховена, что не встречало поддержки со стороны Гуревич. Лишь с 10 лет он становится учеником Александра Федоровича Иенсена.

Новые сильные музыкальные впечатления часто служили толчком для импровизации, для собственного творчества. Импровизируя, Самуил Евгеньевич Фейнберг мог проводить за роялем многие часы, что, конечно, отражалось на планомерных занятиях. Под влиянием А.Б.Гольденвейзера он начал ограничивать себя в этом и стал отдавать предпочтение сочинению перед импровизацией. А.Б.Гольденвейзер, будучи необычайно строгим к самому себе, старался привить эту черту своим ученикам. Он предостерегал от дилетантского и поверхностного отношения к искусству и, также как и Иенсена, оказал большое влияние на выработку характера своего талантливого ученика.

Оригинальность музыкального мышления, с одной стороны, и стремление к скурпулезной аналитической работе с авторским текстом с другой, соединились в исполнительском искусстве С.Е.Фейнберга. Звук трактовался им как выражение образа. Сколько образов – столько и различных звучаний. Характерной особенностью исполнительского почерка Самуила Евгеньевича Фейнберга было его пристрастие к быстрым темпам. Однако в игре пианиста никогда не чувствовалось поспешности, суеты: все компоненты фактуры – каждый ее голос – неизменно оказывались рельефно прочерченными. Для инструментального интонирования С.Е.Фейнберга была характерна манера акцентировать начало фраз, что объяснялось превосходным пониманием акустики (взятый мягко, без акцента, звук имеет способность дольше длиться). Над совершенствованием пианизма С.Е.Фейнберг работал всю жизнь, вплоть до последних своих дней.

Педагогической работой С.Е.Фейнберг начал заниматься с 17-летнего возраста, еще будучи студентом консерватории. В 1922 году Самуил Евгеньевич Фейнберг был приглашен в Московскую консерваторию, где вел класс фортепиано и заведовал кафедрой. Одновременно он вел в течение ряда лет класс фортепиано в Музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных. Многие его ученики пользуются широкой известностью как талантливые исполнители и педагоги.

Педагогические принципы С.Е.Фейнберга

Самуил Евгеньевич Фейнберг в процессе многолетней работы с учениками выработал и свои оригинальные педагогические методы. Он их разделил на три основные группы: объяснение, показ и наведение.

Огромное значение в воспитании пианиста С.Е.Фейнберг придавал репертуару. Часто для первых заданий выбирал произведения, редко исполняемые на концертной эстраде. Считал, что много произведений укрепляют память. Не допускал небрежности при повторении ранее выученных произведений.

При изучении нового произведения Самуил Евгеньевич Фейнберг пользовался следующими методами:

2) Работа над текстом: не советовал сразу учить наизусть, считал, что слишком короткий период игры по нотам не дает возможности вжиться в круг музыкальных идей автора, приучал глубже вчитываться в текст произведения, точно исполнять его, но различать собственно нотный текст и авторские исполнительские указания – критически осмысливать редакции, призывал играть по ur’text’y.

Требования к упражнениям:

1) упражнение должно соответствовать поставленной задаче;

2) упражнение должно быть легче и проще, чем преодолеваемая трудность;

3) упражнение должно быть максимально коротким;

4) упражнение должно давать результаты в короткий срок.

Исполнительские приемы С.ЕФейнберга

Самуил Евгеньевич Фейнберг рассматривал две функции педали: обогающе-декоративную, призванную способствовать достижению максимального разнообразия красочно-тембровой стороны звучания, и тектоническую, назначение которой проявляется в процессе создания самой гармонической ткани произведения, задуманного композитором в расчете на ее непременное конструктивное участие. Он убедительно показывал, что нотная запись шопеновско-листовского и современного пианизма учитывает формообразующую роль педали. С другой стороны полифоническая музыка барокко, ранняя добетховенская классика требовали строго лимитированной педали. Применение С.Е.Фейнбергом педали имело множество нюансов: в одном случае она нажималась до взятия звука на клавиатуре – при этом рояль звучал особенно мягко; в другом – одновременно. Использовал запаздывающую педаль. Предостерегал учеников от одновременного резкого снятия рук вместе с педалью, обрезающего как ножницами музыкальную линию. Снятие рук в таких случаях всегда должно предшествовать мягкому постепенному снятию педали. С первых уроков С.Е.Фейнберг много внимания уделял искоренению вредных привычек. Это школьная привычка - выдерживать пальцами то, что и так выдерживается педалью. Самуил Евгеньевич Фейнберг показывал, что это дублирование не влияет на звучность. С другой стороны, применение так называемой ручной педали не должно дублироваться ножной педалью, которая может затуманить голосоведение.

Принципы Самуила Евгеньевича Фейнберга как истинного представителя русской фортепианной школы и в настоящее время всесторонне используются в детской музыкальной педагогике.

Непостижимый Фейнберг

За последние 20 лет в России выходил множество книг по истории и методике фортепианного искусства. Из недавних новинок можно указать на четыре тома, посвященных Г. Нейгаузу, два сборника статей об А. Гольденвейзере, сборник о В. Софроницком, фундаментальная публикация переписки В. Сафонова и др. Так что пианисты, педагоги, студенты и поклонники отечественных музыкантов могут составить внушительную библиотеку, связанную с этой исполнительской профессией.


С.Е. Фейнберг. Материалы. Воспоминания. Статьи. К 125-летию со дня рождения
Ред.-сост. В. Бунин, М. Лидский. — Астрахань, 2015 — 248 с. Тираж 400 экз.

В этом ряду появился еще один значимый труд — о С. Е. Фейнберге, одной из крупнейших фигур в отечественном исполнительстве.

Юбилей

Книга была презентована на юбилейном концерте в Московской консерватории 20 сентября, где выступали ученики С. Фейнберга, звучала музыка любимых им композиторов‑романтиков и его сочинения.

Каким был внутренний мир Фейнберга? Он только скрябинист и человек эпохи модерна, известно, как его исполнением восхищался Скрябин? Авангардист, знакомый с Прокофьевым и играющий его сочинения, и считающий Шенберга великим? По пути составители рассуждают о его советском имидже, ведь Фейнберг был известен как музыкант, играющий для Ленина. Поднимается вопрос о том, как он относился к советскому режиму. Выясняется жуткий факт: после войны он носил зашитую в воротник пиджака ампулу с цианистым калием, на случай ареста. Впервые воссозданы религиозные взгляды пианиста, его размышления о еврействе.

И перед читателем открывается неизвестная, загадочная фигура музыканта, которая на фоне советской школы выглядит довольно экстраординарно.

Феномен Фейнберга

Не конформист и не диссидент, а художник, идущий своей дорогой. Он не был столь знаменит, как Г. Нейгауз, С. Рихтер и Э. Гилельс. В 1920—1930‑е испытывал гонения со стороны РАПМ как буржуазный исполнитель (ему свойственна была порывистость, взвинченная эмоциональность, наполненность энергетическими токами).

Еще одна некомфортная коллизия его жизни (об этом пишут авторы практически всех статей) — это то, что сам он в первую очередь считал себя композитором (вспомним здесь С. Рахманинова). Надо отметить, что впервые в этом сборнике столь ярко и убедительно проведена именно эта, композиторская линия, его жизни (аналитике его сочинений, анализу стиля посвящен отдельный блок статей). Он много сочинял: 12 сонат для фортепиано, 3 концерта с оркестром, обработки, камерные сочинения.

Последующие разделы с воспоминаниями современников (среди них близкий друг А. Александров, композитор О. Эйгес, один из первых учеников В. Натансон), с рассуждениями о его педагогике (ученики М. Азизбекова, Л. Снитко-Сорочинский, М. Ещенко, Л. Рощина, Ю. Батуев, З. Игнатьева, М. Саямов) дополняют новыми красками мир пианиста.

Прагматика

Востребованной у практиков будет и статья А. Меркулова, посвященная одной из интересных, но малоисследованных областей фортепианной педагогики — вопросам жестикуляции и пластики движений. Об этом часто говорил Скрябин. И Фейнберг, долгое время считавшийся скрябинистом, во многом идет по пути кумира юности. Дискографию анализирует немец Николо-Александер Фигови. О распространении наследия Фейнберга на западе — статья Кристофа Сиродо.

Таким образом, этот сборник статей, помимо исчерпывающей публикации наиболее значимых документов, связанных с наследием С. Фейнберга, показывает различные подчас противоположные пути в существовании отечественной фортепианной традиции.

Можно утверждать, что в условиях русско-советской системы образования и пианизма С. Фейнберг всегда находился между партиями и группировками, не вступал в открытые дискуссии и шел своим, зачастую трагическим путем.

Harmoniq presents - Учимся играть на фортепиано! запись закреплена
440 HERTZ

📕

ПОДБОРКА КНИГ ДЛЯ ПИАНИСТОВ

С. Фейнберг. Пианизм как искусство
Е. Тимакин. Воспитание пианиста
А. Шмидт-Шкловская. О воспитании пианистических навыков
Ш. Ганон. Пианист-виртуоз: 60 упражнений для беглости пальцев
К. Черни. Искусство беглости пальцев
Й. Брамс. 51 упражнение для фортепиано
Н. Метнер. Повседневная работа пианиста и композитора
Г. Цыпин. Обучение игре на фортепиано

🎹

Сохраняйте на стену, чтобы прочесть!

Читайте также: