Метод проектов в обучении иностранному языку в средней школе
Обновлено: 02.07.2024
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Муниципальное казенное образовательное учреждение
Городского округа город Фролово
учитель английского языка
Фролово, 2014 г.
План доклада.
1. Метод проектов в обучении языку. Виды проектов при обучении иностранному языку.
2. Этапы работы над проектом и требования, предъявляемые к его проведению
3. Применение метода проектов в обучении иностранному языку.
4. Список использованной литературы
1. Метод проектов в обучении языку
Наиболее активно метод проектов стал применяться в обучении иностранному языку в конце 80-х годов 20 века. В России метод проектов используется с конца 90-х годов 20 века, и на данный момент получает все более широкое распространение. Самое пристальное внимание уделяется так называемым телекоммуникационным проектам.
Метод проектов — это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться
вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем
или иным образом [1] ; это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.
Проекты, используемые для обучения иностранному языку, имеют общие для всех проектов черты, но в то же время имеют и свои уникальные особенности, среди которых главными являются следующие:
· использование языка в различных ситуациях общения, которые максимально приближены к условиям реального общения;
· упор на самостоятельную работу учащихся, как индивидуальную, так и групповую;
· выбор темы, представляющей интерес для учащихся и сочетающейся с условиями, в которых выполняется проект;
· подбор языкового материала, видов заданий и последовательности работы, соответствующих теме и цели проекта;
· представление результата в наглядном виде.
Виды проектов при обучении иностранному языку.
В данной классификации по нескольким критериям выделяются следующие разновидности проектов:
1. По методу, доминирующему в проекте
2. По характеру координирования проекта
· с явной координацией
· со скрытой координацией
3. По характеру контактов
4. По количеству участников
5. По продолжительности проведения
2. Этапы работы над проектом и требования, предъявляемые к его проведению
В зарубежной методической литературе выделяются следующие этапы работы над проектами:
· Определение темы проекта.
· Определение проблемы цели и проекта.
· Презентация необходимого языкового материала и предкоммуникативная тренировка.
· Сбор информации: обращение к уже имеющимся знаниям и жизненному опыту, работа с источниками информации, создание собственной системы хранения информации.
· Работа в группах.
· Регулярные встречи, во время которых учащиеся обсуждают промежуточные результаты, преподаватель комментирует проделанную учащимися работу, корректирует ошибки в употреблении языковых единиц, проводит презентацию и отработку нового материала.
· Анализ собранной информации, координация действий разных групп.
· Подготовка презентации проекта – выставки, видеофильма, радиопередачи, театрального представления, школьного праздника и т.д.
· Демонстрация результатов проекта (кульминационная точка работы над проектом).
· Оценка проекта. Данный этап включает в себя не только контроль усвоения языкового материала и развития речевой и коммуникативной компетенции, который может проводиться в традиционной форме теста, но и общую оценку проекта, которая касается содержания проекта, темы, конечного результата, участия отдельных учащихся в организации проекта, работы учителя и т.д.
Кроме того, чтобы работа считалась проектом, к ней должны предъявляться следующие требования:
1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, исследование демографической проблемы в разных регионах мира; создание серии репортажей из разных концов земного шара по одной проблеме; проблема влияния кислотных дождей на окружающую среду, проведение общешкольного мероприятия и пр.).
2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых
результатов (например, доклад в соответствующие службы о
демографическом состоянии данного региона, факторах, влияющих на это
состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы;
совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий;
охрана леса в разных местностях, план мероприятий, пр.);
3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность
учащихся.
4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных
результатов).
5. Использование исследовательских методов, предусматривающих
определенную последовательность действий:
• определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола");
• выдвижение гипотез их решения;
• обсуждение методов исследования (статистических методов, экспериментальных, наблюдений, пр.);
• сбор, систематизация и анализ полученных данных;
• подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
• выводы, выдвижение новых проблем исследования.
5. Применение метода проектов в обучении иностранному языку.
Рассматривая возможности интеграции проектов в процесс обучения языку, можно выделить три основных подхода. Проект может
· использоваться как одна из форм внеаудиторной работы,
· служить альтернативным способом организации учебного курса,
· интегрироваться в традиционную систему обучения языку.
Примерами проектов по иностранному языку, использующимися как форма внеаудиторной работы, могут служить всевозможные конкурсы, викторины; участие в мероприятиях, связанных с какими-либо событиями в жизни класса, группы, учебного заведения, города; подготовка творческих вечеров, концертов, выставок, отчетных мероприятий на иностранном языке и т.п.
Телекоммуникационные проекты, получающие все большее распространение в практике обучения иностранным языкам, как правило, выполняются во внеаудиторное время.
Проект как альтернативный способ организации учебного курса исключает традиционные принципы планирования и организации обучения языку. Достижению цели проекта подчиняются все действия, производимые учащимися и преподавателем: изучение необходимых лексических и грамматических единиц, поиск источников информации, отбор нужных сведений, оформление и представление результатов. Результаты проделанной работы могут быть наглядно представлены в виде стенда, брошюры, радиопрограммы, видеофильма, театрального представления – в зависимости от поставленной цели.
Проекты, интегрированные в традиционный учебный процесс, предполагают выполнение творческих и/или исследовательских заданий в рамках изучаемого учебного курса. Наиболее типичным является использование мини-проектов как одного из заданий аудиторного занятия или заключительного задания урока учебника. Примерами подобной интеграции проектов в учебный курс могут служить проекты в учебных пособиях по английскому языку "Generation 2000" и "Project English" и т.п. Подобные проекты призваны выполнять функцию коммуникативных заданий на трансфер, в которых знания, полученные в процессе изучения раздела или курса, применяются для выполнения учебно-коммуникативных или реально-коммуникативных задач.
1. Полат Е.С. Современная гимназия: взгляд теоретика и практика // Иностранные языки в школе. 2000. № 2, 3.
2. Полат Е.С. Метод проектов. Статья на сайте журнала "Вопросы
интернет образования".
3. Полат Е.С Метод проектов на уроках иностранного языка/ Иностранные языки в школе - № № 2, 3 - 2000 г.
4. Полат Е.С. Типология телекоммуникационных проектов. Наука и школа-№4, 1997
5. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2000. № 2.
7. Симоненкова, Т.Д. Проектная деятельность учащихся [Текст] / Завуч. Управление современной школой. Москва. – 2007. - №8. – с. 3-6.
8. Бедерханова, В.П. Педагогическое проектирование в инновационной деятельности [Текст]: Учебное пособие / В.П.Бедерханова, Б.П. Бондарев. - Краснодар, 2000. - 54 с.
[1] Современная гимназия: взгляд теоретика и практика/ Под ред. Е.С.Полат – М., 2000.
Читайте также: