Каким настроением пронизано стихотворение давида самойлова как вместе с настроением меняется кратко
Обновлено: 02.07.2024
Прочитайте стихотворение и ответьте на вопросы! Дам много баллов.
СОРОКОВЫЕ
Сороковые, роковые,
Военные и фронтовые,
Где извещенья похоронные
И перестуки эшелонные.
Гудят накатанные рельсы.
Просторно. Холодно. Высоко.
И погорельцы, погорельцы
Кочуют с запада к востоку.. .
А это я на полустанке,
В своей замурзанной ушанке,
Где звездочка не уставная,
А вырезанная из банки.
Да, это я на белом свете,
Худой, веселый и задорный.
И у меня табак в кисете,
И у меня мундштук наборный.
И я с девчонкой балагурю,
И больше нужного хромаю.
И пайку надвое ломаю,
И все на свете понимаю.
Как это было! Как совпало —
Война, беда, мечта и юность!
И это все в меня запало
И лишь потом во мне очнулось!. .
Сороковые, роковые,
Свинцовые, пороховые!. .
Война гуляет по России,
А мы такие молодые!
О сложном просто, понятно о простом, кратко обо всем.
понедельник, 24 января 2022 г.
Д. Самойлов "Сороковые", ответы на вопросы учебника 6 класс
Ответы на вопросы учебника "Литература" 6 класс, 2 часть, Коровина, страницы 59-60
Давид Самойлов "Сороковые"
Размышляем о прочитанном
1. Какими настроениями пронизано стихотворение Самойлова? Как вместе с настроением меняется авторская интонация?
Стихотворение начинается с грустной нотки. Поэт вспоминает ужасы войны.
Потом оно становится почти весёлым, поэт вспоминает себя, молодого.
Заканчивается стихотворение сожалением о временах пусть и тяжёлых, но когда автор был молод. Здесь звучат ностальгия и немного гордости.
2. Обратите внимание на обилие эпитетов в первом четверостишии. Можно ли понять эмоциональный настрой автора и тему стихотворения, если прочитать вслух только эпитеты этого четверостишия?
Эпитеты первого четверостишия не могут полностью передать эмоциональный настрой автора. Они все относятся к войне: военные, роковые, похоронные, фронтовые.
Читая их, можно подумать, что всё стихотворение о войне, что оно грустное.
Но в дальнейшем автор обращается к своей молодости и настрой стихотворения меняется. Этого эпитеты передать не могут.
3. Как вы думаете, почему так много слов, обозначающих пространство, во втором четверостишии (просторно, высоко, с запада к востоку)?
Автор стремится показать всю огромную страну, охваченную войной. Это словно общий план. Ведь уже в следующем четверостишии он выхватывает из общего одну конкретную картину - самого себя, молодого и застигнутого войной где-то на полустанке.
Поэт вспоминает о себе молодом с любовью и радостью, но в то же время сожалеет, что его юность пришлась на грозные военные годы.
5. Попросите своих близких рассказать вам о стихотворениях и песнях, посвящённых Великой Отечественной войне.
О Великой Отечественной войне написано немало прекрасных песен. Моя мама вспомнила их названия: "Землянка", "Катюша", "День Победы". В фонохрестоматии я прослушала замечательное стихотворение и песню "Жди меня и я вернусь".
Творческое задание
Перечитайте последнее четверостишие. О ком, о себе или о целом поколении говорит поэт? Прочитайте вслух первое и последнее четверостишия. Отличаются ли они по звучанию, настроению, интонации? Если отличаются, то чем? Дайте развёрнутый ответ на этот вопрос.
В последнем четверостишии поэт говорит о целом поколении, он использует местоимение "Мы".
Первое и последнее четверостишия сильно отличаются по настроению и интонации.
Первое четверостишие грозное, пугающее, наполненное стуком вагонных колёс и похоронками. Его настроение - грусть, печаль.
Последнее четверостишие кажется напоминает первое, но это не так. Оно завершается восклицательным предложением, которое в корне меняет его настроение. Это уже не грусть, это сожаление, перемешанное с радостью и гордостью.
Мы не выбираем времена, в которые живём, но не ценить свою молодость не можем. Даже если она пришлась на годы войны. И автор счастлив вспомнить себя молодым балагуром, каким он тогда был, счастлив настолько, что готов забыть о тех трудностях, что ему довелось пережить.
Фонохрестоматия
1. Каким настроением пронизано стихотворение Самойлова? Как вместе с настроением меняется интонация актёра, читающего стихотворение?
В этом стихотворении происходит постепенная смена настроений. Начало стихотворения актёр читает постепенно повышая интонацию, тревожно, потом чуть весело. Перед последними двумя четверостишиями интонация достигает вершины, апогея. А затем вновь актёр читает негромко, а последняя строчка звучит чуть ли не мечтательно.
2. Обратите внимание на обилие эпитетов в первом четверостишии. Можно ли понять эмоциональное содержание строфы, если прочитать вслух только эпитеты? Как это звучит в чтении актёра?
Эпитеты первого четверостишия хорошо передают грустное эмоциональное содержание строфы. Эти эпитеты и сами печально звучат: похоронные, роковые, фронтовые.
Актёр читает эту строфу неспешно, раскатисто, отчётливо проговаривая эпитеты, передавая голосом лёгкую грусть и тревогу.
Поэт вспоминает себя молодого с сожалением, ностальгией, но и с радостью. Вспоминать свою молодость всегда приятно.
Актёр передаёт это повышая интонацию, удаляя из голоса грусть.
4. Прослушайте внимательно первое и последнее четверостишия. Различаются ли они по звучанию, настроению, интонации? Если отличаются, то чем?
Первое четверостишие грустное, печальное, оно описывает страшные события войны. Здесь лишь одно настроение.
Последнее четверостишие полно надежды и гордости за свою молодость, за своё поколение, сумевшее выстоять в той войне и победить. И если его начало звучит ещё немного грустно, то заключительная строка полна ностальгии и даже мечты.
В стихотворении Д. Самойлова смешались разные настроения: это и грусть, трагедия, ирония. Сначала автор подчеркивает трагедию войны, потом мы видим небольшую усмешку, веселость по поводу лирического героя:
“А это я на полустанке
В своей замурзанной ушанке,
Где звездочка не уставная,
А вырезанная из банки.”
В конце стихотворения автор пишет о совпадении юности и беды, об этом опыте с небольшой грустью и пониманием:
“Как это было! Как совпало —
Война, беда, мечта и юность!
И это всё в меня запало
И лишь потом во мне очнулось.
Сороковые, роковые,
Свинцовые, пороховые…
Война гуляет по России,
А мы такие молодые!”
2. Обратите внимание на обилие эпитетов в первом четверостишии. Можно ли понять эмоциональный настрой автора и тему стихотворения, если прочитать вслух только эпитеты этого четверостишия?
Эпитеты первого четверостишия: сороковые, роковые, военные, фронтовые, похоронные, эшелонные. Они четко дают нам понять эмоциональный настрой автора, трагичность того времени.
Во втором четверостишии много слов, обозначающих пространство, для того, чтобы создать ощущение масштабности трагедии, широты пространства, “торжественной трагедийности”.
4. С каким чувством вспоминает о себе юном поэт двадцать лет спустя?
О себе юном поэт вспоминает с грустной усмешкой, описывает свой внешний вид с некой иронией:
“А это я на полустанке
В своей замурзанной ушанке,
Где звездочка не уставная,
А вырезанная из банки.”
“Да, это я на белом свете,
Худой, веселый и задорный.”
“И я с девчонкой балагурю,
И больше нужного хромаю..”
В молодость — это прекрасное время, когда хочется мечтать, быть задорным, “балагурить с девчонками”. Герой это тоже хочет, но его молодость, к сожалению, совпала с войной.
5. Попросите своих близких рассказать вам о стихотворениях и песнях, посвящённых Великой Отечественной войне.
Творческое задание
Перечитайте последнее четверостишие. О ком, о себе или о целом поколении, говорит поэт? Прочитайте вслух первое и последнее четверостишия. Отличаются ли они по звучанию, настроению, интонации? Если отличаются, то чем? Дайте развёрнутый ответ на этот вопрос.
“Сороковые, роковые,
Свинцовые, пороховые…
Война гуляет по России,
А мы такие молодые!”
Здесь поэт говорит о целом поколении молодых ребят, которым выпала доля проводить свою молодость на войне.
Первое и последнее четверостишия различаются по звучанию, настроению и интонации. В первой четверостишии интонация “торжественной трагедийности”, показ масштаба беды. В последнем четверостишии мы видим осознание и принятие этой истории, как неизбежного, как своего опыта.
Фонохрестоматия
1. Каким настроением пронизано стихотворение Давида Самойлова? Как вместе с настроением меняется интонация актера, читающего стихотворение?
В стихотворении Д. Самойлова смешались разные настроения: это и грусть, трагедия, ирония, принятия факта войны. Сначала актер читает торжественно, громко, чтобы подчеркнуть трагедию и масштабность ужасов войны, потом чтение становится более низким, задорным, мы видим небольшую усмешку, веселость по поводу лирического героя. В конце стихотворения мы слышим спокойные интонации, принятия того факта. что молодость героя совпала с войной.
2. Обратите внимание на обилие эпитетов в первом четверостишии. Можно ли понять эмоциональное содержание строфы, если прочитать вслух только эпитеты этого четверостишия? Как это звучит в чтении актёра?
Эпитеты первого четверостишия: сороковые, роковые, военные, фронтовые, похоронные, эшелонные. Они четко дают нам понять эмоциональное содержание строфы. В чтении актера звучит интонация “торжественной трагедийности”.
1 Какими настроениями пронизаностихотворение Д. Самайлова? Как вместе с настроением меняется авторская интонация?
2 Обратите внимание на обилие эпитетов в первом четверостишии. Можно ли понять эмоциональный настрой автора и тему стихотворения, если прочитать вслух только эпитеты этого четверостишия?
3 Как вы думаете, почему так много слов, обозначаюших пространство, во втором четверостишии ("просторно", "высоко", "с запада к востоку")?
4 С каким чувством вспоминает о себе юном поэт двадцать лет спустя?
1. Стихотворение Д. Самойлова "Сороковые" пронизанно слегка ироничностью, сначала это произведение кажется печальным, стойким и соболезнующим. но прочитав строку
" И я с девчонкой балагурю" хочется насмешливо улыбнуться тому, как тогда, в сороковые, с девчонкой балагуря, пытался выглядеть опытнее и взрослее.
2. Да.
3. Ощущение космической широты пространства подчеркивается словами "Просторно. Холодно высоко"
4. Юный поэт вспоминает о себе так: герой "в своей замурзанной ушанке". Так подчеркивается совпадение-великая трагедия и юность героя
Читайте также: