Научно познавательная деятельность в начальной школе

Обновлено: 05.07.2024

Актуальность обусловлена тем, что поиски путей активизации познавательной деятельности у младших школьников, развитие их познавательных способностей и самостоятельности – задача, которую призваны решать многие педагоги, психологи, методисты и учителя. Реализация этой задачи объективно требует качественно нового подхода к обучению и воспитанию детей. Обучение должно быть развивающим, обогащать ребенка знаниями и способами умственной деятельности, формировать способности. Особенно это важно на начальном этапе обучения, где должны претерпеть изменения средства, методы обучения детей. Организуя весь процесс обучения, учитель должен активно и умело работать так, чтобы, с одной стороны, обогащать детей знаниями, а с другой – способствовать росту познавательной деятельности школьников.

В целом значимость темы курсовой работы обоснована тем, что педагогическая наука в наши дни указывает на то, что положительных результатов в преподавательской деятельности возможно достичь только в том случае, когда педагог владеет умением развивать и поддерживать познавательные способности обучающихся.

Проблему организации познавательной деятельности младших школьников рассматривали в своих работах Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев, И.Я. Лернер, И.Ф. Харламов, Г.А. Цукерман, Г.И. Щукина. Они указывали, что период младшего школьного возраста наиболее благоприятен для формирования познавательной деятельности. В это время формируется творческая личность, способная принимать ответственные решения в нестандартных жизненных ситуациях, что является признаком высокого уровня познавательной деятельности.

Объект исследования: младшие школьники.

Предмет исследования: процесс организации познавательной деятельности младших школьников.

Цель исследования: изучить организацию познавательной деятельности младших школьников.

– раскрыть понятие познавательная деятельность в психолого-педагогической литературе;

– рассмотреть методы организации познавательной деятельности младших школьников;

– провести эмпирическое исследование организации познавательной деятельности младших школьников.

Методы исследования: в работе использовались теоретические (анализ, обобщение, систематизация) и эмпирические (опрос, тестирование, качественный и количественный анализ данных).

Практическая значимость исследования состоит в том, что выводы и материалы исследования могут быть использованы учителями начальной школы.

Структура работы. Работа состоит из введения двух глав, заключения, списка использованной литературы.

1 Теоретические основы организация познавательной деятельности младших школьников

1.1 Понятие познавательная деятельность в психолого-педагогической литературе

По мнению В.С. Ильина, в основе развития познавательной деятельность лежит преодоление ребенком противоречий между постоянно растущими познавательными потребностями и возможностями их удовлетворения, которыми обладает он в данный момент [3] .

Т.И. Зубкова трактует познавательную деятельность как естественное стремление человека к познанию, характеристика деятельности, её интенсивность и интегральное личностное образование [5] .

Познавательную деятельность Д.А. Маловичко определяет единством четырех её составляющих: мотивационной, содержательно-операционной, эмоционально-волевой, личностной [7] .

Г. И. Щукина выделила три вида познавательной деятельности:

1. Ситуативный – эпизодическое переживание.

2. Устойчивый, активный интерес – эмоционально-познавательное отношение к предмету, объектам или определенной деятельности.

3. Личностный интерес – направленность личности [8] .

Проблема развития познавательной деятельность младших школьников – одна из актуальных проблем, поскольку данное качество играет большую роль в развитии личности ребёнка. Становление познавательной деятельности в младшем школьном возрасте положительно влияет на развитие личности. В силу этого, необходима, на наш взгляд, целенаправленная педагогическая деятельность по формированию познавательной деятельности младших школьников.

Основой развития познавательной деятельности младших школьников служит целостный акт познавательной деятельности – учебно-познавательная задача. В соответствии с теорией Д.Б. Эльконина развитие познавательной деятельности осуществляется путем накопления положительного учебно-познавательного опыта [9] .

Согласно точке зрения А.Н. Леонтьева, познавательная деятельность побуждается потребностью младшего школьника, т.е. состоянием нужды в определенных условиях нормального функционирования индивида. Многообразие человеческих потребностей порождает и многообразие видов деятельности для их удовлетворения. На различных возрастных ступенях оперативно меняются виды и характер деятельности. Познавательная деятельности – это форма проявления потребностей, выраженная в стремлении познавать [10] .

И.С. Морозова и И.С. Штепина выделяют наиболее специфические компоненты, отражающие непосредственно процесс развития познавательной активности младших школьников: когнитивный, эмоциональный, деятельностный [11] .

Несмотря на основополагающее значение данного понятия для проектирования психологического образа ученика начальных классов, среди представителей отечественной науки нет однозначного мнения о том, что следует считать основным психологическим новообразованием младшего школьного возраста. Так, некоторые ученые обозначали ведущую роль теоретического мышления и рефлексии, появление контроля над учебной деятельностью, произвольность и осознанность познавательных процессов и поведения, тогда как другие выделяли возникновение у детей этого возраста способности к диалогу, появление функций самооценки и оценивания собственной деятельности. Каждый из этих компонентов следует рассматривать системно в контексте познавательной деятельности ребенка и как результат образовательного процесса, включающего в себя элементы обучения и воспитания. Являясь видом общей активности, познавательная деятельность, характеризует свойства личности, выражающие состояние ученика именно в учебно-познавательной деятельности, которое мобилизует его внутренние силы, направленные на свое саморазвитие и самосовершенствование.

Принято выделять внутреннюю и внешнюю составляющие познавательной деятельности. Внутренняя составляющая включает в себя собственно комбинацию морально-волевых качеств, стремление и потребность к обучению, целеустремленность и саморазвитие.

Состояние внутренней познавательной деятельности в младшем школьном возрасте напрямую зависит от организации процесса обучения, присутствие в нем разнообразных форм работы, стимулирующих активизацию данных качеств. Внешняя составляющая проявляется через признаки внутреннего, так у младшего школьника можно отметить появление таких качеств как сосредоточенность, инициатива, самостоятельность, формирование личных суждений об объекте, увлеченность в поиске новых знаний и способность самостоятельно организовать этот поиск.

В качестве основных компонентов познавательной деятельности выступают: мотив, познавательный интерес, познавательная потребность. Рассмотрим данные компоненты более подробно.

Не менее важными компонентами познавательной деятельности являются мотивация и мотив. Являясь процессом изменения личностных состояний, мотивация основывается на мотивах, которые представляют собой отношения школьника к предмету его деятельности, направленность на эту деятельность. В роли мотивов могут выступать личностные установки и ценности ребенка, его интересы и стремления. Все мотивы можно разделить на две категории: смыслообразующие (мотивы, побуждающие деятельность и придающие ей личностный смысл) и мотивы – стимулы (мотивы, выполняющие роль побудительных факторов).

Познавательный интерес – это основной или смыслообразующий мотив, который представляет собой побуждение к деятельности, выражающееся в познавательной активности и направленной на удовлетворение познавательной потребности. Большая роль в формировании познавательного интереса принадлежит учителю, чья задача помочь ученику осознать значимость и необходимость познавательной деятельности, сделать так, чтобы она приобрела для него личностный смысл.

Таким образом, познавательная деятельность – это способность, которую трудно развивать и невозможно скрыть. Простым наблюдением за деятельностью ребёнка можно установить, насколько он активен и стремится ли к новым знаниям. Присутствие своё познавательная активность дошкольников показывает следующими фактами. На основании проведенного анализа, мы определяем познавательную деятельность младшего школьника как меняющееся свойство личности, которое означает глубокую убежденность ученика в необходимости познания, творческого усвоения.

1.2 Методы, приемы организации познавательной деятельности младших школьников

Организация познавательной деятельности младших школьников – одна из важнейших задач, стоящих перед учителями-практиками. Это обусловлено тем, что познавательный интерес младших школьников является основным фактором, влияющим на успешность и продуктивность обучения младших школьников. Учебная деятельность – ведущая для младших школьников. Для того, чтобы она была успешной, нужно создавать познавательную деятельность, эмоциональный интерес. Поиск эффективных методов активизации познавательной деятельности учащихся является одной из важнейших проблем современной педагогики и психологии.

Метод проблемного обучения разработан философом, психологом и педагогом Джоном Дьюи в начале двадцатого столетия. Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению. Основано проблемное обучение, на закономерностях творческого усвоения знаний, а также на научном поиске их. Обучение протекает в виде разрешения проблемной ситуации или ситуаций, создаваемых в процессе обучения специально. Проблемная ситуация – это затруднение, оно осознано и порождается несоответствием между знаниями уже имеющимися и теми, которые нужны для решения предоставленной задачи [12] .

Для активизации познавательной деятельности младших школьников также может использоваться проектно-исследовательский метод, который не только повысит интерес и познавательную мотивацию, но и создаст оптимальные условия для формирования познавательных УУД. С этой целью необходимо поставить младшего школьника в такие условия, при которых он самостоятельно откроет для себя известное в науке. Формирование навыков исследовательской деятельности, конечным продуктом которой становится рождение нового знания, новой идеи, закладывается уже в начальной школе.

1. В первой строке одним словом обозначается тема (именем существительным).

2. Вторая строка – описание темы двумя словами (прилагательными).

3. Третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы).

4. Четвёртая строка – фраза из четырёх слов, выражающая отношение к теме (пословицы, выражения).

5. Пятая строка – синоним темы [13] .

Учебная деятельность является ведущей для младшего школьного возраста, однако резкий переход от игровой деятельности, ведущей в дошкольном детстве, невозможен. Игре младшие школьники по-прежнему уделяют много времени. Этот факт обязательно должен использоваться педагогом для развития познавательной деятельности. Одним из видов игровой деятельности является дидактическая игра, позволяющая шире приобщать детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и активной практической деятельности. Дидактические игры являются не только игровым методом и формой обучения детей, но и самостоятельной игровой деятельностью, а также средством всестороннего развития детей. Применение дидактических игр способствует не только повышению интереса к учению, но и повышает качество самого обучения и прочность полученных знаний. В игре ребенок действует не по принуждению, а по внутреннему побуждению. Цель игры – помочь, серьезный, напряженный труд сделать занимательным и интересным для учащихся.

Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым правилам и действиям, организации и взаимоотношениям детей, по роли воспитателя. Перечисленные признаки присущи всем играм, но в одних отчетливее выступают одни, в других – иные: классические игры, развивающие игры, логико-математические, сюжетно-дидактические, обучающие [14] .

Среди приемов и методов руководства дидактическими играми можно выделить: привлечение внимания к игре (загадки, считалки, сюрпризы и т.д.); краткость и ясность речи учителя; активное участие педагога в игре (отмечает удачные решения, поддерживает, подбадривает, уточняет, напоминает); коммуникативная направленность.

Поддержать интерес ребёнка к учебе помогут яркие наглядные пособия, включение в процесс обучения игры. Дидактические игры кратковременны (10-20 минут), и важно, чтобы всё это время не снижалась умственная активность играющих, не падал интерес к поставленной задаче. Применение дидактических игр, возможно на любом этапе урока в качестве основного, разминочного или закрепляющего материала, они могут быть частично изменены и дополнены в зависимости от конкретных дидактических целей и задач, поставленных учителем и общего уровня подготовленности класс. В младшем школьном возрасте можно использовать дидактическую игру как средство организации познавательной деятельности детей. Элементы дидактической игры в процессе обучения вызывают у учащихся положительные эмоции, повышают их активность. Младшие школьники с большим интересом выполняют те задания, которые носят игровой характер. Игровая деятельность способствует формированию всех сторон психической жизни детей, их самостоятельности в постановке задач и выборе способов действия.

Существует большое количество общих приемов развития познавательной активности. С целью развития познавательной активности обучающихся И. Ф. Харламов считает целесообразным применение следующих приемов:

– побуждение учащихся к анализу приводимых примеров и фактов и самостоятельному формированию теоретических выводов, правил, понятий,

– выделение учащимися важнейших положений и вопросов, а также осмысление их логической последовательности в содержании излагаемого материала,

– постановка задач по сравнению с изучаемыми фактами и примерами и выделение в них существенных признаков, позволяющих делать теоретические обобщения,

– умение учителя насыщать изложение ярким фактическим материалом, интересными деталями, меткими афоризмами и замечаниями, которые придают обучению увлекательный характер,

– использование наглядных и технических средств обучения [16] .

Формируя и развивая познавательную деятельности младших школьников, следует помнить, что данное личностное образование имеет уровни своего развития. Одни ученики проявляют высокий уровень познавательной активности, другие низкий, а некоторые могут совсем не проявлять активности. В связи с этим педагогу следует организовывать индивидуальный подход в обучении. Индивидуальный подход – один из важнейших принципов педагогики, в соответствии с которым в учебно-воспитательной работе учитываются особенности каждого ученика. Без принципа учета индивидуальных особенностей, педагогическое воздействие не оказывает должного влияния. При неосуществлении этого принципа и более способные ученики задерживаются в развитии. Слабые же ученики – дети риска, в таком случае оказываются особо уязвимыми.

Выводы по 1 главе

2 Эмпирическое исследование организации познавательной деятельности младших школьников

2.1 Выявление уровня познавательной деятельности младших школьников

Для реализации цели и задач исследования нами был проведен констатирующий этап эксперимента, целью которого было выявить уровень развития познавательной деятельности у младших школьников.

Цель исследования: изучить уровень сформированности познавательной деятельности младших школьников.

1. Определить уровень сформированности познавательной деятельности у младших школьников.

2. Проанализировать полученные результаты.

3. Подобрать рекомендации педагогам для формирования познавательной деятельности в начальной школе.

В исследовании принимали участие учащиеся 3 класса, в количестве 25 человек.

Н.Ф. Талызина делит познавательную деятельность на общую и специфическую. Общие виды познавательной деятельности потому и называются общими, что они используются при работе в разных областях, с разными знаниями. К их числу относятся, например, умение планировать свою деятельность, умение контролировать ее выполнение. К общим относятся и все приемы логического мышления (сравнение, подведение под понятие, выведение следствий, приемы доказательства, классификации и др.). Они независимы от конкретного материала, хотя всегда выполняются с использованием каких-то предметных (специфических) знаний. К специфическим видам познавательной деятельности относятся такие, которые используются только в данной области знания.

1. Нравится ли тебе выполнять творческие задания? а) да; б) иногда; в) нет.

2. Что тебе нравится, когда задан вопрос на сообразительность? а) помучиться, но самому найти ответ; б) когда как; в) получить готовый ответ от других.

3. Много ли ты читаешь дополнительной литературы? а) постоянно много; б) иногда много, иногда ничего не читаю; в) читаю мало.

4. Что ты делаешь, если при изучении какой - то темы у тебя возникли вопросы? а) всегда нахожу на них ответ; б) иногда нахожу на них ответ; в) не обращаю на них внимания.

5. Что ты делаешь, когда узнаешь на уроке что-то новое? а) стремишься с кем-нибудь поделиться (с близкими, друзьями); б) иногда тебе хочется поделиться этим с кем-нибудь; в) ты не станешь об этом рассказывать.

Для определения уровня сформированности познавательной деятельности мы опирались на следующие критерии:

Цель методики: выявление уровня развития логического мышления.

Испытуемым предъявляют ряды чисел. Им необходимо проанализировать каждый ряд и установить закономерность его построения. Испытуемый должен определить два числа, которые бы продолжили ряд. Время решения заданий фиксируется. Числовые ряды представлены в приложении 2.

Следовательно, мы выбрали данные методики, так как их можно проводить c детьми младшего школьного возраста; при анализе данных можно рассматривать интерес к предмету как составляющую часть учебной мотивации, характеризующуюся интересом, потребностью в самоуважении или потребностью в самореализации; они раскрывают основные критерии, характеризующие познавательную активность; они просты в проведении и обработке данных.

Перейдем к рассмотрению результатов эмпирического исследования.

Согласно стандартам второго поколения очень важно развивать у младших школьников умение учиться, т.е. формировать универсальные учебные действия. Сегодня начальное образование призвано решать свою главную задачу: закладывать основу формирования учебной в том числе научно-познавательной деятельности ребенка – систему учебных и познавательных мотивов, умения принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат.

Развитие научно-познавательной деятельности личности в обучении требует в нашем информационном мире принципиального переосмысления важнейших элементов обучения (содержания, форм, методов) и утверждает в мысли, что стратегическим направлением активизации научно-познавательной активности обучаемых является не усиление и увеличение числа контрольных мероприятий, а создание таких условий, которые позволят развить у учащегося разные стороны активности: интеллектуальную, личностную, социальную. Следовательно, необходимо подробно изучить использование наиболее эффективных форм и методов организации научно-познавательной деятельности младших школьников во внеурочной работе.

Научно-познавательная деятельность заставляет искать и находить решение проблем в окружающей ребенка действительности, которые, на первый взгляд, кажутся неразрешимыми. Работая над формированием научно-познавательных навыков учащихся, необходимо изучить и проанализировать условия, способствующие их развитию и активизации у младшего школьника.

На наш взгляд, важными условиями развития и активизации научно-познавательной деятельности младших школьников, которые определяет Д. В. Григорьев, являются: обеспечение внутреннего принятия детьми цели предстоящей работы, т.е. обеспечение понимания того, зачем надо это делать, на какой предполагаемый результат ориентироваться; комбинирование различных форм организации научно-познавательной работы, определение их места на каждом этапе занятия; на каждом занятии ребенку должна быть предоставлена возможность выразить свое отношение к происходящему (для осознания значимости достигнутого результата деятельности); организация дополнительного задания по принципу самостоятельности и возможности использования полученных знаний в общении со сверстниками [1].

Работа над этой проблемой побуждает к поиску таких форм обучения, методов и приёмов, которые позволят повысить эффективность усвоения новых знаний, помогут распознать в каждом школьнике его индивидуальные особенности и на этой основе воспитывать у него стремление к познанию и творчеству. Это возможно только при целостном подходе к учебной деятельности.

Научно-познавательная деятельность младших школьников предусматривает организацию различных форм работы:

  • парная и групповая работа;
  • игры;
  • проектная деятельность.

Калаева С. С. в своей статье отмечает, что парная и групповая формы работы наиболее эффективно позволяют решать образовательные и воспитательные задачи при организации научно-познавательной деятельности во внеурочной работе. Так при отборе учебного материала для групповой работы необходимо помнить, что задание должно быть достаточно трудным, желательно проблемным, допускать разные точки зрения, несовпадение позиций. Групповая работа позволяет совместно выполнять те или иные задачи, поставленные на занятии, происходит развитие коммуникативных навыков младших школьников. Ценность парной работы в том, что каждый ученик может почувствовать себя в роли учителя, наставника. Это позволяет добиться желаемых результатов в организации научно-познавательной деятельности младших школьников.

Игра – это почти всегда соревнование, дух которого в играх достигается за счет разветвленной системы оценивания деятельности участников игры, позволяющей увидеть основные аспекты игровой деятельности учащихся. Коллективная форма работы - одно из основных преимуществ игры. Второе преимущество игр в том, что в них активно и одновременно может принимать участие весь класс. С помощью игры можно снять психологическое утомление, ее можно использовать для мобилизации умственных усилий учащихся, для развития у них организаторских способностей, привития навыков самодисциплины, создание обстановки радости на занятиях, что немаловажно в научно-познавательной активности детей [2].

При такой форме организации, как проектная деятельность происходит самостоятельное исследование различных тем, проводимое учениками в течение некоторого времени в направлении научно-познавательной деятельности. Во внеурочной работе эта форма работы может быть использована для изменения ценностных ориентаций учащихся, улучшения климата в коллективе, индивидуализации и дифференциации обучения.

При организации научно-познавательной деятельности младших школьников можно использовать следующие методы образовательной деятельности: объяснительно-иллюстративный,

репродуктивный, исследовательский, метод проекта. Рассмотрим их.

Объяснительно-иллюстративный метод заключается в том, что учитель передает обучающимся готовую информацию с помощью различных средств обучения, а дети воспринимают, осознают, осмысливают и закрепляют в памяти данную информацию. Роль педагога состоит в организации восприятия информации или же способов деятельности. Этот метод должен быть включен во внеурочную деятельность, особенно которая направлена на развитие научно-познавательной деятельности.

Репродуктивный метод обучения применяется в основном для успешного формирования умений, навыков обучающихся, способствует точному воспроизведению полученных знаний во внеурочной деятельности, их использованию по заложенному образцу либо же в переделанных, но достаточно опознаваемых ситуациях. Даже название этого метода обрисовывает только деятельность ученика, но по полному описанию способа видно, что он допускает организационную, побуждающую к действиям деятельность преподавателя.

Исследовательский метод – это умозаключения от конкретных фактов, самостоятельно наблюдаемых и изучаемых школьниками. Основными функциями исследовательского метода являются воспитание научно-познавательного интереса; создание положительной мотивации учения и образования; формирование глубоких, прочных и действенных знаний; развитие интеллектуальной сферы личности; овладение методами научного познания; развитие познавательной активности и самостоятельности.

Метод проектов формирует у учащихся коммуникативные навыки во внеурочной деятельности, культуру общения, умения кратко и доступно формулировать мысли, терпимо относиться к мнению партнеров по общению, развивать умение добывать информацию из разных источников.

Считаем, что применение научно-познавательных форм, методов и приемов обучения необходимо в системе внеурочной работы, так как наблюдается снижение интереса школьников к процессу познания. Педагог должен ставить перед собой следующие задачи:

1) Формировать положительную мотивацию учения.

2) Обеспечить интеллектуальное развитие ребенка.

3) Развивать личностный потенциал учащихся.

4) Формировать умение самостоятельно добывать знания.

5) Создать условия для реализации творческого потенциала учеников.

Отрадная Е. М. обращает внимание на то, что немаловажную роль в организации научно-познавательной деятельности играет создание проблемной ситуации на внеурочных занятиях. Каждая учебная проблема подразумевает противоречие. Проблемно-диалогическое обучение предполагает использование групповой, парной, фронтальной форм обучения [3].

Хотим отметить, что главное значение различных видов внеурочной работы состоит в том, что она помогает усилить интерес учащихся к предмету, содействует развитию их способностей. Внеурочная работа позволяет сочетать разные виды деятельности младшего школьника: учебную, трудовую, коммуникативную, игровую. Кружки необходимо организовать так, чтобы каждый ученик, исходя из своих индивидуальных особенностей и интереса, мог работать на этих занятиях с увлечением.

Учителя начальных классов нашего города отмечают, что развитие научно-познавательной деятельности будет происходить эффективно в том случае, если будут систематически использоваться задания исследовательского характера. Многие учителя выделяют, что на результативность процесса развития научно-познавательной деятельности оказывают влияния межпредметные связи: знания приобретают качества системности, умения становятся обобщенными, комплексными, усиливается мировоззренческая направленность научно-познавательных интересов учащихся, более эффективно формируется их убежденность и достигается всестороннее развитие личности.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что используя разнообразные формы и методы работы с младшими школьниками во внеурочной деятельности, можно не только увлечь детей, но и развить научно-познавательную активность, воспитать стремление к знаниям, развить личность маленького человека, умеющего мыслить, сопереживать, творить. Мы выяснили, что научно-познавательная деятельность как педагогическое явление является двусторонним взаимосвязанным процессом и характеризуется целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью. При организации научно-познавательной деятельности младшими школьниками осуществляется активный поиск и открытие знаний. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов и исследовательских умений, личностное развитие ребенка.

1. Григорьев, Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор [Текст] / Д. В. Григорьев. – М.: Просвещение, 2013. – 223 с.

2. Калаева, С. С. Активизация научно-познавательных интересов младших школьников через внеурочную деятельность [Текст] / С. С. Калаева // Начальная школа. – 2016. – №14. – С. 12-16

Нажмите, чтобы узнать подробности

Николаева Валентина Александровна

Учитель начальных классов

Особенности научно – познавательной деятельности младших школьников

Внеучебная (внеурочная) деятельность школьников

Это отнюдь не механическая добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими или одаренными детьми. Часы используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Внеурочная деятельность организуется в режиме школы полного дня, где предусмотрены прогулки, обед, а затем внеурочная деятельность.

Для 1-2-го класса – образовательная программа, ориентированная на приобретение школьником социальных знаний в различных видах деятельности;

Для 2-3-го класса – образовательная программа, формирующая позитивное отношение к базовым ценностям;

Для 4-го класса – образовательная программа, дающая ребенку опыт самостоятельного общественного действия,

Образовательные результаты внеучебной деятельности школьников

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество , природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия.

1-й уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь

2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь

3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни

Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство природы, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит кружок “Юные следопыты”, являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением. Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий .В отборе материала к занятиям учитель должен ориентироваться на связи с программным материалом по окружающему миру , учитывая необходимость осуществления преемственности между начальным и средним звеном. Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен мир природы. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения природы школьники могут увидеть красоту и разнообразие природы , ориентироваться в понятиях. Воспитание интереса к природе должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания. По требованию новых стандартов полученные знания не должны быть мертвым грузом: вызубрил правило, но ничего не понял. Ребенок должен уметь свободно пользоваться этими знаниями, самостоятельно их находить и наращивать, применять в жизни. Поэтому в требованиях нового стандарта - формирование и развитие у ребенка тех или иных навыков, компетенций. Знания он будет получать, по сути, те же самые, но не как абстрактный набор далеких от его интересов фактов, а с пониманием, зачем ему это надо знать, где и как это можно применять. Вот этому мы и обязаны учить, начиная с первого класса. Невозможно от ребенка, который только зубрил, в старших классах потребовать рассуждений, сравнений. Этому нельзя научиться за два года. Этому нужно учиться с первого класса. В этом идея стандартов. Внеучебная познавательная деятельность школьников может быть организована в форме факультативов, кружков познавательной направленности, интеллектуальных клубов «Что? Где? Когда?, школьных редакций газет, познавательных экскурсий, олимпиад , викторин , круглые столы, конференции, диспуты, КВНы, соревнования.

Работу по воспитанию экологической культуры целесообразно вести с младшими школьниками, начиная с первого года обучения. Содержание и методы обучения кружка “Юные следопыты” содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках окружающего мира, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения. Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, ребусы, кроссворды, головоломки, сказки. Все это открывает для детей прекрасный мир природы, учит его любить и беречь. Необходимость разработанного нами кружка заключается в желании детей узнать нечто новое о природе.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Цель и задачи программы. Разработать методические рекомендации по активизации научно – познавательной деятельности учащихся в начальных классах. Дать характеристику проектной деятельности школьников. Рассмотреть особенности учебных проектов младших школьников. Разработать оптимальные варианты использования метода проектов в начальных классах.

Деятельность на различных этапах проектирования. Стадии работы над проектом Содержание работы на этой стадии Деятельность учащихся Деятельность учителя Подготовка. Определение темы и целей проекта. Обсуждают предмет с учителем и получают дополнительную информацию. Устанавливают цели. Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. Помогает в постановке целей. Стадии работы над проектом Содержание работы на этой стадии Деятельность учащихся Деятельность учителя Планирование Определение источников информации; определение способов ее сбора и анализа. Определение способа представления результатов (формы отчета). Установление процедур и критериев оценки результата и процесса разработки проекта. Распределение заданий и обязанностей междучленами команды Вырабатывают план действий Формулируют задачи Предлагает идеи, высказывает предложения Стадии работы над проектом Содержание работы на этой стадии Деятельность учащихся Деятельность учителя Исследование Сбор информации. Решение промежуточных задач. Основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты Выполняют исследование, решая промежуточные задачи Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью Анализ и обобщение Анализ информации, Оформление результатов, формулировка выводов Анализируют информацию. Обобщают результаты Наблюдает, советует Стадии работы над проектом Содержание работы на этой стадии Деятельность учащихся Деятельность учителя Представление или отчет Возможные формы представления результатов: устный, письменный отчеты Отчитываются, обсуждают Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника Оценка результатов и процесса Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок Оценивает усилия учащихся, ихкреативность, качество использованных источников, делает предложения по качеству отчета

Классификация учебных проектов. Практико – ориентированный проект. Исследовательский проект. Творческий проект. Информационный проект.

Номинации. Нестандартный выбор объекта. Лучший занимательный материал. Интересные ответы на вопросы. Лучшие иллюстрации. Лучшее оформление проекта. Лучшая компьютерная презентация. Лучшее выступление.

В Египте для этих целей использовали сажу от сжигания корней папируса (любимое растение древних египтян), которую соединяли с раствором камеди – клейкого густого сока акации, вишни. Очень давно применялись чернила в Китае. Точнее, это была тушь, имевшая весьма существенный недостаток: со временем она становилась ломкой и отскакивала от бумаги на сгибах. Кроме того, тушь была довольно густой и плохо стекала с пера, возможно, поэтому на Востоке предпочитали писать (точнее, рисовать) иероглифы кисточкой.

Реликвией может быть любая вещь, от обычной фотографии до драгоценного камня. Реликвии бывают истори- ческие и религиозные. Существуют и семейные реликвии.

Семейные реликвии- это не просто вещь, свято хранимая, как память о прошлом, но еще и предмет, который может рассказать многое об истории семьи.

Реликвия семьи Комиссаровых Икона "Спаситель"

Реликвии семьи Широковых Швейная машинка "Зингер" "Медаль материнства"

Психолого – педагогические выводы. Нужно обязательно вовлекать младших школьников в научно – познавательную деятельность. Проблема проекта или исследования должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития. Целесообразно в процессе работы над проектом проводить с младшими школьниками экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции. Оценка выполненных проектов должна носить стимулирующий характер. Применение исследовательского метода обучения возможно на любом материале и в любом школьном возрасте.

Проблемы активизации познавательной деятельности младших школьников сегодня становятся всё более актуальными. Этой теме посвящены многочисленные изучения в сфере педагогики и психологии. И это естественно, ведь обучение — это основная работа подростков, во время которой находят решение главные вопросы, установленные перед школой. Важно подготовить растущее поколение для жизни, динамично принимать участие в научно-техническом и общественном процессе. Активация познавательной деятельности школьников посредством применения дидактических игр выступает как условие успешности преподавания.

Познавательная деятельность младших школьников

Определение понятия

Познавательная деятельность является одной из основных форм жизни ребят, что содействует учёбе на основе заинтересованности. Поэтому немалую роль играет формирование познавательной сферы подростков.

Учащиеся начальных классов часто не могут обучаться для себя. Порой они учатся для оценки, иногда для похвалы, временами для подарков. Однако каждому из этих мотивов приходит конец. Следовательно, педагогу следует создавать учебную мотивацию, основанную на учебном внимании. Ребёнку должна быть по душе его деятельность.

 формирование познавательной деятельности младших школьников

Начальный школьный возраст — это наиболее значительный период детства. Высокая восприимчивость этого возрастного этапа определяет повышенные возможности многостороннего познавательного развития детей младшего школьного возраста.

Всестороннее развитие личности молодого поколения совершается вследствие его роли в жизни сообщества.

В познавательное развитие младшего школьника включено:

  1. Обучение.
  2. Труд.
  3. Игра.
  4. Спорт.
  5. Социальная деятельность.

Основные достижения детского возраста формируются ведущим характером учебной работы, что во многом устанавливает дальнейшие годы преподавания. К концу младшего школьного возраста ребята должны желать обучаться, иметь способность учиться и верить в собственные силы.

Развитие возможностей ребёнка

Особенности познавательной деятельности младшего школьного возраста представлены традиционной проблемой как современной, так и классической психологии и педагогики. Она была объектом пристального интереса многочисленных средних учебных заведений и течений науки.

Решения проблемы нашло своё отражение в разных преподавательских системах обучения, авторы которых основывались на результатах эмоциональных исследований в организации.

Развитие познавательной инициативности подростков представляется одной с главных трудностей сегодняшней психологии. Она выступает в качестве ключевого условия развития у учащихся при необходимости в познаниях, освоении навыков умственной работы, самодостаточности, обеспечения глубины и стабильности изменения знаний.

 познавательная деятельность школьника

Сегодня формирование научно-познавательной деятельности в начальной школе должно быть ориентировано на развитие инициативности личности как основного принципа индивидуального формирования.

Именно во время начального образования подставляются основы освоения умений и навыков, что в будущем станет главной характеристикой постоянного образования. Такая направленность очень важна. Недоработка классической концепции контроля и оценки знаний учащихся нередко противоречит мотивационной области образовательного движения.

  • учитель достаточно понимает и принимает во внимание уровни познавательной активности обучающихся;
  • педагог мыслит через концепцию способов и приёмов улучшения у ребят элементов логического мышления, инициативы, творчества, требуемых с целью формирования познавательной работы;
  • содержание учебных курсовых задач подразумевает интенсивное привлечение обучающихся в процесс их исполнения.

Сегодня обществу необходим индивид, который не только лишь употребляет знания, но и понимает, как их получить.

Современное обучение

Необычные условия современности требуют от человека обширного мышления. Особый вид заинтересованности — это интерес к знанию и учебной работе.

 развитие детей младшего школьного возраста

Во время этой деятельности тематика учебных предметов, необходимые методы и умения усваиваются обучающимся для получения образования.

Психологи и учителя исследуют учебную работу под различными углами, однако любой анализ рассматривается как элемент совокупной проблемы обучения и формирования.

На сегодняшний день вопрос заинтересованности всё больше изучается в контексте разных видов работы учащихся, что даёт возможность креативным учителям и педагогам благополучно формировать и совершенствовать круг интересов учеников, обогащая их индивидуальность.

Читайте также: