Как общаться с родителями на родительском собрании в школе

Обновлено: 07.07.2024

Родительское собрание часто становится настоящим испытанием, причём и для педагогов, и для родителей. Способен ли учитель верно организовать ход мероприятия, чтобы собрание стало не только эффективным, но и приятным? Разбираем лучшие советы педагогов по трансформации проведения встреч с родителями учащихся.

Позитивное начало

Какие бы неприятные темы вы ни планировали затронуть на собрании, начинайте всегда с хороших новостей. Это может быть краткий рассказ о прошедшей недавно экскурсии, тёплые слова о каждом из учеников или (если есть время на подготовку) короткая презентация с фотографиями учащихся.

Позитивные слова, сказанные преподавателем в адрес ребёнка, поднимают настроение любому родителю и улучшают принятие последующих, пусть и менее приятных, новостей.

План — всему голова

Школа занимает в жизни любого преподавателя значительное место — это призвание, любимое дело, работа. Но в жизни других людей, не проводящих большую часть дня в школьных стенах, школе отведена малая толика времени. Родители, сумевшие явиться на собрание после трудового дня, с трудом удерживают внимание на происходящем в течение всего мероприятия.

Помните, на каждом собрании перед вами стоят конкретные задачи. Составьте план, подготовьте речь к каждому событию. Информация должна быть последовательная, логичная, доступная. Таким образом внимание родителей будет сконцентрировано на поднимаемых темах, собрание пройдёт быстрее и эффективнее.

А как поднять успеваемость? 40 эффективных методик для учителя

Книга написана в соавторстве. Тодд Уайтекер — профессор образовательной подготовки в Университете штата Индиана, США. Автор ряда бестселлеров для учителей. Аннетт Бре — популярный американский автор, консультант и оратор. В своей книге эти известные эксперты в области образования предлагают уникальную программу повышения преподавательского мастерства: 40 эффективных методик, которые помогут радикально изменить картину успеваемости учеников в лучшую сторону!

О дивный новый мир!

Конструктивный диалог

Родительское собрание — это не университетская лекция. Несомненно, учитель приглашает в школу семьи учеников, чтобы поставить их в известность о происходящем в школе, поведать об успехах и неудачах детей, рассказать об изменениях в учебном процессе. Однако ещё преподаватель должен обсудить с родителями те или иные вопросы, а обсуждение — это взаимное общение.

Учителю необходимо не только урегулировать конкретные вопросы с родителями, но и узнать о своих учениках что-то новое — нечто такое, что не видно на уроке, но является ключом к поведению школьника. Поэтому, рассказывая о каком-то событии, будет полезно узнать у родителей, как в подобной (но домашней!) ситуации ведёт себя их чадо. Открывая подробности того или иного школьного мероприятия, спросите у мам и пап, узнали ли они что-то новое о своём ребёнке.

Также следует помнить, что подобные вопросы вы задаёте родителям, способным часами рассказывать о своих детях. Поэтому не забывайте следить за временем и вежливо управляйте ходом беседы. Родители должны иметь возможность высказаться, однако собрание проводите вы, следовательно и управляете им тоже вы.

К сожалению, на родительских собраниях невозможно затрагивать только позитивные темы. Невозможно постоянно хвалить учеников, рассказывать весёлые истории о походах и экскурсиях и планировать школьные праздники. Существуют темы, которые не хочется поднимать ни учителям, ни родителям. Конфликты, неуспеваемость, неудовлетворительное поведение — об этом неприятно рассказывать и тяжело слушать, однако обсуждать негативные вопросы необходимо.

Читайте ещё:

Шуточки в сторону!

Вспомните, сколько раз в жизни в непростой ситуации вы пытались разрядить обстановку искромётной шуткой или подколом. Вспомнили? Теперь забудьте. Школьное собрание — это не место приколов и подтруниваний.

Иногда учителю хочется сделать атмосферу собрания менее официальной и стать к родителям чуточку ближе. В ход идут разные способы налаживания дружеских отношений и иногда выбор педагога падает на остроту по отношению к ученику. Учителю кажется, что родители поймут его шутку верно, всем будет весело и собрание пройдёт на более лёгкой ноте. Но не стоит забывать, что предугадать, во что выльется ваше невинное подтрунивание на собрании, невозможно. Мамы и папы могут принять сказанное на свой счёт или решить, что вам не нравится их ребёнок. Вполне понятно, какая реакция последует за этими умозаключениями.

Не рискуйте вашими отношениями с родителями, будьте легки и позитивны, но не допускайте острот по отношению к ученикам.

Подытожим. На родительском собрании присутствуют два типа людей. Один тип представляют учителя, с их верным преподавательским отношением, опытом, но также и со множеством учеников, их родителей, школьных проблем, давлением со стороны тех же родителей и администрации. Другой тип людей — это родители, далёкие от реальной школьной жизни, равнодушные к тяготам преподавательского состава, ставящие во главу угла интересы только своего ребёнка. Залог успешного собрания — это умело построенный диалог обеих сторон, учитывающий интересы и тех, и других. Но как бы ни были важны мнения и нужды родителей, помните, именно вы, учитель, руководите этим мероприятием и именно от вас зависит эффективность родительского собрания.

Рассказывают юрист, учитель и нейропсихолог.

Вы в соцсетях: чем это чревато и как избежать сплетен

Родители нашли ваши личные фотографии в социальных сетях (с праздника, отдыха, во время занятий хобби) и обсуждают вашу личную жизнь в чате. До вас дошла эта информация. Как поступить и что по этому поводу говорит закон?

Светлана Растворова, учитель:

Ольга Горбачёва, семейный юрист:

Закон защищает тайну личной жизни любого гражданина. Приватность нужна всем. Учитель имеет право потребовать удалить личную информацию из сети. Право на неприкосновенность частной жизни — это одно из прав человека, прописанное в главном законе страны — Конституции РФ (ст. 23 и 24).

Ксения Вотякова, нейропсихолог:

Любые фото- и видеоматериалы, текстовые высказывания, которые один раз были опубликованы в интернете, остаются там навсегда. Не нужно публиковать то, за что может быть стыдно. Думаю, этому правилу информационного этикета должен следовать каждый взрослый. Этому же стоить учить и детей.

Сердитый родитель всё время критикует вас в чате класса

Ольга Горбачёва, семейный юрист:

Такие нападки могут закончиться обращением учителя в орган опеки с вопросом, а достаточно ли хорошо этот родитель выполняет свои обязанности, прописанные в Семейном Кодексе РФ? Ведь и обязанности родителей никто не отменял. Все они прописаны в статье 63 СК РФ.

Ксения Вотякова, нейропсихолог:

Светлана Растворова, учитель:

Конфликтные ситуации в школе бывают, этого не избежать. К сожалению, прав в этом отношении у учителя нет никаких. Нужно быть, прежде всего, грамотным учителем, знать свой предмет очень хорошо. Я по натуре компромиссный человек, эта черта моего характера помогает мне обойти острые конфликтные ситуации.

Родители звонят вам поздним вечером, после работы

Родитель регулярно просит вас уделить ему время , чтобы обсудить учёбу своего ребёнка, часто звонит, задаёт вопросы поздним вечером. Где зафиксировано, в какое время учитель может принимать родителей и отвечать на их вопросы?

Светлана Растворова, учитель:

Было такое. Я оказалась в этой ситуации совершенно беспомощной: выслушивала, разговаривала. Мне было сложно не взять трубку: вдруг что-то случилось? Остановить разговор я тоже не могла. Воспитание не позволяло. Этот был тот случай, когда смысл жизни мамы был в её ребенке. Она звонила мне в любое время, а я не могла отстоять свои интересы. Конечно, таким родителям стоит дать понять, что учителю нужно отдыхать. Это в интересах ребёнка в том числе. Если я буду уставшей, какой от меня толк?

Ольга Горбачёва, семейный юрист:

В данном случае права учителя защищает Трудовой Кодекс РФ: он распространяется на всех работников, включая педагогов. Учитель может уделять дополнительное время родителям по вечерам и в выходные исключительно по доброй воле. Требовать этого родители не имеют права. Пообщаться можно во время родительского собрания и в рабочие часы.

Ксения Вотякова, нейропсихолог:

Обсудите на родительском собрании, как с вами можно связаться. Например, вся текущая коммуникация происходит в WhatsApp, а экстренные вопросы можно решать по телефону в рабочее время. Также есть консультации, которые запланированы обычно в расписании каждого учителя. Отметьте в начале телефонного разговора, что у вас есть 5 минут, и прервите собеседника, если это время закончится. Так родителю будет проще сформулировать свой запрос более чётко. Эти простые правила помогают придерживаться делового стиля общения и в будущем избежать конфликта в школе.

Ребенок агрессивно ведет себя в школе, а родители винят вас

Родитель ребёнка с трудным и даже агрессивным поведением убеждает вас: дети ни в чем не виноваты, это школа плохо следит за ними. Он не приходит на встречи с завучем после инцидентов, избегает разговора по поводу поведения ученика. Как призвать родителя к ответственности?

Светлана Растворова, учитель:

Моя профессиональная судьба в этом отношении счастливая — мне не приходилось сталкиваться с откровенным хамством. Но я часто слышу о конфликтных ситуациях в школе от коллег. Учитель сегодня должен себя всё время держать в руках. Я думаю, тут нужна помощь психолога: ребёнка стоит протестировать, разработать рекомендации по взаимодействию с ним.

Ольга Горбачёва, семейный юрист:

Родители и ребёнок — это одна система. Если ребёнок агрессивно ведёт себя в школе, стоит для начала выяснить, нет ли у него проблем дома? Возможно, трудное поведение — это реакция на плохое обращение? Может быть, это крик о помощи? Школьник использует тот язык, на котором говорят дома взрослые. Прежде всего в этой ситуации стоит обратиться к школьному психологу.

Например, в Москве в каждом районе есть отделение центра психологической помощи населению. Психологи центра работают с трудным поведением. Также есть специалисты в органах опеки. Я бы избегала карательных мер в отношении родителя, который не хочет общаться с администрацией школы. Если случай совсем запущенный, то потребуется помощь органа опеки.

Ксения Вотякова, нейропсихолог:

Любая ситуация выраженной агрессии, вербальной или физической, требует внимания и родителей, и учителей, и специалистов школы. Дети могут проявлять агрессию по разным причинам: из-за тревоги, в ситуациях эмоционального стресса, из-за неумения выразить злость или страх по-другому. В любом случае, с конфликтной ситуацией в школе надо внимательно разбираться, и без родителей тут не обойтись.

В общении с родителями ученика, проявляющего агрессию, может помочь ваш заинтересованный и доброжелательный настрой: «Что-то идёт не так, если Петя уже несколько раз вёл себя агрессивно по отношению к Васе. В нашем классе непозволительно так вести себя. Я слежу за этим, но в последнее время мои замечания безрезультатны. Нам нужно вместе разобраться в этой ситуации.

Родители пишут на вас жалобы в инстанции

Родитель придирается к каждому вашему шагу: пишет жалобы директору и грозится пожаловаться в вышестоящие инстанции. Причины каждый раз разные: слишком много задали, притесняете его ребёнка, занизили оценку, были слишком строги. Как парировать такому горе-родителю?

Светлана Растворова, учитель:

Такое случается. Как я реагирую? У нас есть один инструмент — убеждение, разъяснение. Учитель должен всё делать по закону. Например, когда мы ставим оценки, то опираемся на чёткие критерии оценивания. Оценку нужно уметь обосновать.

Ольга Горбачёва, семейный юрист:

В состоянии войны невозможно созидать и творить. Если вы имеете дело с таким родителем, то у вас есть следующие варианты. Первый — писать объяснительные, что, конечно, очень выматывает. Второй — обсудить ситуацию с администрацией школы. Третий — поговорить с психологом, он наверняка предложит варианты выхода из конфликтной ситуации в школе. К сожалению, закон про права учителя в данном случае ничего не говорит.

Ксения Вотякова, нейропсихолог:

Думаю, в такой ситуации может помочь регулярная практика обратной связи от родителей. Попросите родителей каждые 1-2 месяца заполнять анкету, в которой они смогут оценить вашу деятельность по разным параметрам. Таким образом можно убить сразу трёх зайцев. Первое: вы дадите недовольному родителю легальную возможность конструктивно и структурированно описать жалобы. Второе: вы увидите общее мнение родителей о ситуации в классе. Третье: у вас будут аргументы для отстаивания своей позиции. Не забудьте включить вопрос о том, что родителям нравится в вашей работе с детьми, чтобы ответы не сводились только к критике.

В продолжение темы:

Как быть учителю, если его троллит ученик — читайте здесь

Как учителю не дать сорвать свой урок. Об этом здесь

Как учителю говорить с родителями учеников: 8 эффективных приемов

А еще мы рассказали про обязанности учеников . Это рассказ в двух частях.

Часть 1 : какие законы регулируют жизнь учебного заведения, о понятиях добросовестной учебы и бережного отношения к имуществу школы.

Часть 2 : уважительное отношение ученика к педагогу, дежурство в классе, а также условия, при которых возможно исключение ученика из школы.

Эффективность воспитания ребенка зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагогов создаст благоприятные условия для развития ребенка.

В основе взаимодействия семьи и классного руководителя должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.

Однако, родители – люди занятые, им порой некогда поговорить с преподавателями, прийти на собрание или они считают, что уже все знают о свом ребенке. В этом случае педагог должен знать, как заинтересовать родителей необходимой педагогической информацией, а затем как эффективнее построить родительское собрание.

Родительское собрание - это группа людей, объединенная для совместного решения проблем и задач, адаптации, обучения, развития и воспитания своих детей. Она создана для оказания помощи учебному заведению, а главное - своим детям.

Родительское собрание - это универсальная форма работы, так как позволяет реализовывать множество функций: решение наиболее важных, насущных проблем, условие организации коллектива родителей, управление процессом воспитания и т. д.

Классные родительские собрания проводятся четыре-пять раз в год. На них обсуждаются задачи учебно-воспитательной работы класса, планирование воспитательной работы в классе, намечаются пути наиболее тесного сотрудничества семьи со школой, подводятся итоги работы. Классные родительские собрания эффективны лишь тогда, когда на них не только подводят итоги успеваемости, но и рассматривают актуальные педагогические проблемы. На таких собраниях обсуждение успеваемости учащихся не самоцель, а мостик к решению той или иной педагогической проблеме.

Родительское собрание является важнейшей формой работы классного руководителя с семьей ученика, средством повышения эффективности учебно- воспитательного процесса. Однако для того, чтобы оно действительно выполняло свою роль, необходимо его правильно подготовить и провести. Многие родители жалуются на то, что в современной школе на собраниях классные руководители, забыв о многообразии функций классного руководителя, обсуждают лишь организационные и материально- технические вопросы, собирая деньги с родителей.

Родительское собрание будет эффективным, если:

ориентироваться на ресурсы родителей как интеллектуальные, так и эмоциональные.

Приходить на родительское собрание с удовольствием - это не так мало.

- активности (следовать желаниям родителей);

- оптимальности (выбирать для обсуждения проблемы, требующие объединения усилий и совместного принятия решения);

- значимости (выбранные для обсуждения тема, проблема должны быть актуальны и принимаемы изнутри);

- сотрудничества (помощь друг другу в решении проблем детей, объединение усилий, понимание того, что проблемы ребенка в семье решают родители, а учебные проблемы - школа).

Проводить только те собрания, необходимость которых очевидна.

Заранее сообщать тему родителям, проводить всю техническую подготовительную работу.

Начинать и заканчивать родительское собрание вовремя.

Организовывать обмен мнениями и идеями.

Стремиться к интеграции различных взглядов, а не к компромиссу.

Проводить рефлексию.

Тема родительского собрания должна соответствовать потребностям и интересам большинства родителей. Это требует большой гибкости при планировании.

Родители должны принимать участие в отборе и разработке тематики собраний.

Выбранная тема должна быть достаточно серьезной, чтобы гарантировать заинтересованность. Наиболее важные темы те, которые облегчают понимание вопросов, представляющих интерес для всех.

Таким образом, темы и проблемы должны естественно возникать из опыта и потребностей самих родителей.

Следует заранее договориться со специалистами, которые помогут провести собрание – педагогами – предметниками, социальным педагогом, школьным психологом, медицинскими работниками. Очень хорошо, если удастся привлечь к подготовке собрания родителей. Если в планах стоит выступление родителей, необходимо хотя бы в общих чертах обговорить основные тезисы, направления выступления.

Определившись с тематикой, формой проведения и содержанием собрания, необходимо подготовить средства – иллюстрации, документы (например, школьные дневники и журналы, нормативные документы – Устав Школы, Правила учащихся). Важно так же установить время проведения собрания и подготовить для его проведения помещение, позаботившись о его чистоте, проветривании и обеспечении мест для всех участников.

Информация о времени и месте проведения собрания должна быть донесена до родителей заблаговременно – можно записать ее в дневниках учеников, позвонить тем папам и мамам, чье присутствие в связи с обсуждаемой проблемой очень важно для вас. Неплохо будет, если родители распишутся в дневниках, что ознакомлены с объявлением о проведении собрания, а если не смогут прийти, то пусть предупредят заранее. Заблаговременное оповещение позволит родителям скорректировать свои планы на вечер и найти время для посещения родительского собрания.

Основное выступление на собрании не должно занимать много времени – вечером после работы большинство родителей вряд ли адекватно его воспримут. Необходимо иметь четкий план проведения собрания – после выступления выделить время на вопросы родителей, обсуждение иных тем. Желательно о проделках отдельных учеников сообщать их родителям в индивидуальном порядке (например, в разговоре после общего собрания).

Чтобы родители были с самого начала хорошим помощниками школы, их надо активно подключать к решению актуальных вопросов учебно – воспитательного процесса, вовлекать в совместную с детьми внеурочную деятельность. Родительский комитет, избранный на родительских собраниях, – важная опора классного руководителя. Многие вопросы помогают решить именно члены родительского комитета. На собрании после обсуждения организационных моментов (питания, финансово – материальных аспектов организации внеурочных мероприятий, подготовки к экзаменам, выпускному вечеру и т. п.) надо сразу определить степень и формы участия родителей в решении данных проблем.

Не следует забывать, что родительское собрание, на котором происходит личная встреча классного руководителя с родителями его подопечных – важное средство формирования мнения пап и мам о школе, учителях, которым они доверяют свое чадо. К собранию следует тщательно готовиться, продумывая основательно его методику и содержание.

При подготовке к родительскому собранию необходимо соблюдение следующих условий:

1. Правильный выбор тем.

Избираемая для обсуждения тема не должна быть случайной. Ее выбор обусловливается целевыми ориентирами жизнедеятельности классного коллектива, закономерностями развития личности школьника, особенностями протекания процессов обучения и воспитания, логикой формирования педагогической культуры родителей, стратегией построения и совершенствования взаимоотношений школы и семьи. Вначале учебного года провожу на первом родительском собрании анкетирование родителей, в ходе которого они указывают интересные для них темы. С помощью ранжирования отбираю наиболее востребованные. Остальные темы раскрываю в ходе индивидуальных консультаций. Некоторые темы добавляю сама, но тогда при проведении родительского собрания раскрываю значимость данной темы.

2. Расширение тематики родительских собраний.

3. Правильный выбор вида и формы проведения родительского собрания.

4. Собрание должно иметь как теоретический, так и практический характер: включать разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т. п.

5. Своевременное приглашение родителей и других участников собрания.

Родителей целесообразно пригласить на собрание дважды : первый раз – за 2–3 недели до его проведения, чтобы они смогли заблаговременно спланировать свое участие в собрании, и второй раз – за 3–4 дня до него с целью подтверждения информации о дате и времени его проведения. На мой взгляд, лучше использовать открытки-приглашения, пригласительные, чем записи в дневниках.

6. Чаще обращаться к родителям по имени и отчеству. Ведь самый приятный звук для человека – его имя. Поэтому хорошо иметь перед собой список с именами и отчествами родителей.

7. При проведении родительского собрания стремиться к интеграции различных взглядов, а не к компромиссу.

8. Желательно начинать собрание с позитивного, затем говорить о негативном, завершать разговор предложениями на будущее.

9. Проводить собрания не более 1-1,5 часов.

10. Нужно поблагодарить всех, кто нашел время придти на собрание (особенно отцов).

11. Родитель должен уйти с собрания с ощущением, что он может помочь своему ребенку.

12. Каждое родительское собрание должно давать родителям пищу для размышлений и полезную информацию, которую можно использовать во благо ребенку.

13. В личной беседе оценивать успехи детей относительно их потенциальных возможностей. Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учебе.

14. Классный руководитель должен не "назидать", а общаться с родителями, давать им возможность высказать свою точку зрения и мнение в ходе родительского собрания, а не после него.

15. Очень важным для классного руководителя является мнение родителей по проведенному собранию. Это может быть: устное мнение родителей или письменный анализ родителями результатов собрания.

Перед встречей с родителями педагогу необходимо снять собственное напряжение, быть спокойным и собранным. Это поможет создать в ходе собрания добрые, доверительные отношения с родителями.

На проведение родительского собрания следует отвести не более полутора часов. Во-первых, это тот период, в течение которого родители способны адекватно воспринимать информацию, активно участвовать в обсуждении тех или иных вопросов. Во-вторых, следует беречь личное время людей, приглашенных на собрание. Поэтому для педагога уместным будет установить регламент и строго следить за его соблюдением. Перед началом родительского собрания педагогу следует объявить те вопросы, которые он планирует обсудить с родителями.

С точки зрения психологии начинать разговор следует с позитивного, затем говорить о негативном, а завершать разговор целесообразно предложениями на будущее. О плохом нужно говорить в общем, не называя фамилий. В плохих учениках учителю нужно найти хорошее и похвалить их за что-то при всех. О хорошем можно говорить при всех, о недостатках — индивидуально с каждым из родителей.

Разговаривать с родителями следует спокойно и доброжелательно. Важно, чтобы родители всех учеников — и благополучных, и детей группы риска — ушли с собрания с верой в своего ребенка. При обсуждении проблемных вопросов учитель может опираться на жизненный и педагогический опыт наиболее авторитетных родителей.

Общаться нужно на понятном родителям языке, без употребления специальной терминологии. С помощью речи, интонаций, жестов и других средств необходимо дать родителям почувствовать уважение и внимание педагога к ним.

Следует отказаться от поучений, нотаций, высокомерия. Беседу следует строить исходя из сотрудничества обеих сторон: попытаться понять родителей, правильно определить волнующие их вопросы. Нужно стремиться убедить родителей в том, что у школы и семьи одни и те же общие задачи.

Необходимо также соблюдать конфиденциальность информации (всё, что происходит на собрании, не должно выноситься за его пределы).

Результатом совместной работы на родительском собрании должна стать уверенность родителей в том, что в воспитании детей они всегда могут рассчитывать на поддержку классного руководителя и помощь других учителей школы.

Классному руководителю, организующему родительское собрание, не следует осуждать за неявку отсутствующих родителей, сравнивать успехи отдельных учащихся и разных классов, давать негативную оценку всему классу.

Педагог не должен забывать, что главными показателями эффективности родительского собрания являются активное участие родителей, обсуждение поставленных вопросов, обмен опытом, ответы на вопросы, советы и рекомендации.

Подведение итогов собрания проводить на самом собрании. Необходимо сделать выводы, сформулировать необходимые решения, дать информацию о подготовке к следующему собранию. Важно выяснить отношение родителей к проведенному собранию — для этого можно подготовить опросные листы для записи их оценок и пожеланий, которые впоследствии станут предметом размышлений для классного руководителя. Действительно, для учителя важно не только собрание, но и его результаты, поскольку их анализ позволит скорректировать педагогическую работу с учащимися, выстроить дальнейшие отношения с родителями, улучшит понимание проблем обеих сторон.

С точки зрения психолога, формирование у родителей установки на дальнейшее тесное сотрудничество со школой происходит более успешно, если в конце собрания классный руководитель поблагодарит родителей за успехи в воспитании детей, отметит тех из них, кто принимал активное участие в подготовке собрания и делился на нем опытом семейного воспитания.

Очень важно, чтобы заключительная часть собрания стала прологом к дальнейшей совместной работе педагога и родителей по решению задач, выявленных в ходе обсуждения.

Родительские собрания являются весьма эффективной формой обратной связи с родителями, основанной на общности их интересов и переживаний, касающихся их детей. Поэтому грамотно организованное и проведенное родительское собрание дает возможность не только решить определенные вопросы, связанные с обучением детей, но и помогает учителю строить долгосрочное взаимодействие с родителями и быть уверенным в том, что наиболее важные задачи станут предметом коллективного рассмотрения и будут своевременно решены.

ДЕСЯТЬ СЕКРЕТОВ УСПЕШНОГО ПРОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ

Родительское собрание является необходимым атрибутом школьной жизни. Как сделать его интересным и продуктивным? Они могут оказаться особенно полезными начинающему классному руководителю.

1. Для проведения родительского собрания выберите наиболее благоприятный день и час и постарайтесь, чтобы на это время ни у вас, ни у родителей ваших учеников не было запланировано никаких важных дел, интересных телепередач и т. п.

2. Определите одну наиболее важную проблему, касающуюся учеников вашего класса, и на ее обсуждении постройте разговор с родителями.

3. Особое внимание обратите на размещение родителей в классе.

Например, можно расставить столы и стулья по кругу, чтобы все участники родительского собрания хорошо видели и слышали друг друга.

4. Подготовьте визитки с именами родителей, особенно в том случае, если они еще недостаточно хорошо знают друг друга.

5. Вместе с родителями придумайте правила для участников собрания. Например: снимать верхнюю одежду обязательно; не допускается молчания при обсуждении проблемы; отвергая предложение (мнение, необходимо вносить встречное; называть друг друга по имени и отчеству или только по имени и т. д.

6. Берегите время людей, приглашенных на собрание. С этой целью установите регламент и строго следите за его соблюдением.

7. В ходе собрания используйте игры и групповые формы организации взаимодействия родителей.

8. Сделать общение на собрании непринужденным и откровенным может помочь чашка чая.

9. При обсуждении проблемных вопросов опирайтесь на жизненный и педагогический опыт наиболее авторитетных родителей, на мнение членов родительского комитета и совета школы.

10. Стремитесь к тому, чтобы на собрании были приняты конкретные решения.

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ НА РОДИТЕЛЬСКОМ СОБРАНИИ

1. Педагогу необходимо снять собственное напряжение и тревогу перед встречей с родителями.

2. С помощью речи, интонации, жестов и других средств дайте родителям почувствовать ваше уважение и внимание к ним.

3. Постарайтесь понять родителей; правильно определить проблемы, наиболее волнующие их. Убедите их в том, что у школы и семьи одни проблемы, одни задачи, одни дети.

4. Разговаривать с родителями следует спокойно и доброжелательно. Важно, чтобы родители всех учеников - и благополучных, и детей группы риска - ушли с собрания с верой в своего ребенка.

5. Результатом совместной работы на родительском собрании должна стать уверенность родителей в том, что в воспитании детей они всегда могут рассчитывать на поддержку и помощь всех учителей школы.

Готовясь к родительскому собранию, следует учесть, в какой форме родители будут оповещены о собрании. Практика показывает, что гораздо приятнее родителям получать именные приглашения с текстом (примерное содержание) :

Нам очень важно знать Ваше мнение по обсуждаемому вопросу.

С уважением (И. О. Ф классного руководителя)

Для осмысления итогов родительского собрания желательно выяснить отношение родителей к проводимому собранию, подготовив заранее необходимые опросные листы для оценок и пожеланий родителей.

Родительское собрание в ясельной группе Родительское собрание в ясельной группе Воспитатель Котлярова Татьяна Павловна Цель собрания в ясельной группе: • подвести итоги совместной.

Мои дети часто меняли школы, поэтому собрания стали частью родительской жизни. Признаюсь, многие из них я пропустила, потому что c годами перестала понимать их практическую значимость и начала ценить своё время. Да и сами учителя говорят, что для родителей намного полезнее индивидуальное общение с педагогами.


Для начала несколько простых, но важных советов, с которыми собрания не превратятся в бесконечную жвачку и переливание из пустого в порожнее.

1. Чтобы встреча имела обозримые пределы, заранее узнайте у классного руководителя повестку и соберите конкретные вопросы родителей в родительском чате. Лучше заранее обговорить, кто их задаст на собрании. Разумеется, по ходу появятся ещё вопросы, но, согласитесь, быстрее и удобнее, когда есть готовый список и человек, который его прочитает.

2. Не задавайте вопрос ради вопроса, демонстрируя свою заинтересованность. Поверьте, в этот момент вы раздражаете всех, включая самого учителя (ведь он тоже торопится домой).

5. Если вы решили вовсе не ходить на родительские собрания, избавьтесь от ненужной рефлексии по этому поводу. Никто вас осуждать не будет, а личные встречи с учителями гораздо эффективнее.

Какие бывают собрания и что на них делать (и не делать)

1. Когда обсуждают, что изменится в школе


Такое собрание полезно для родителей первоклассников, пятиклассников и десятиклассников (когда переходишь на новую ступень). Проводится в начале учебного года. Лучше его не прогуливать, потому что можно пропустить действительно важные вещи про организацию учёбы, педагогический состав, школьное питание, работу группы продлённого дня, дополнительные занятия и так далее.

О чём можно (и стоит) спросить:

Анна Кузнецова, учитель и многодетная мама

2. Когда обсуждают вашего ребёнка. Да, при всех


Кроме всеобщего невроза, эти встречи ничего не несут. Поэтому я всегда спрашивала о повестке. Если вы всё-таки оказались на таком собрании и вашего ребёнка при всех остальных родителях отчитывают и предсказывают ему провал на экзамене, можете смело идти после собрания в кабинет директора и писать жалобу на некомпетентного педагога. Это радикальная мера. Лучше спокойно задайте учителю примерно такие вопросы:

  • Почему вы обсуждаете моего ребёнка в присутствии посторонних?
  • Почему вы считаете, что это исправит ситуацию, а не усугубит её?
  • Зачем вы внушаете детям (и нам, родителям), что они провалятся на ЕГЭ?

Лидия, мама выпускника, Подмосковье

3. Когда обсуждают поездку или поход в музей


На такие собрания ходят самые активные участники родительского комитета. Они обсуждают концепцию, бюджет и другие детали. Честно говоря, им просто нужно сказать спасибо, потому что благодаря их добровольной инициативе жизнь школьников насыщеннее и интереснее. Как правило, спасибо никто не говорит, зато каждый знает, как сделать лучше.

Читайте также: