Что такое мультипликация кратко

Обновлено: 05.07.2024


1. Съемка отдельных рисунков или объемных фигур, изображающих последовательные фазы движения, что создает на экране иллюзию движения неподвижных объектов, а также сами рисунки, фигуры, являющиеся объектом такой съемки.

2. Фильм, сделанный посредством такой съемки.

[От лат. multiplicatio — умножение]

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

  • Мультиплика́ция (от лат. multiplicatio — умножение, увеличение, возрастание, размножение) — технические приёмы создания иллюзии движущихся изображений (движения и/или изменения формы объектов — морфинга) с помощью последовательности неподвижных изображений (кадров), сменяющих друг друга с некоторой частотой. Анима́ция (от фр. animation: оживление, одушевление) — западное название мультипликации: вид киноискусства и его произведение (анимационный фильм и, в частности, мультфильм), а также семейство соответствующих технологий.

МУЛЬТИПЛИКА'ЦИЯ, и, ж. [латин. multiplicatio — умножение]. 1. только ед. Киносъемка рисунков или кукол, изображающих отдельные моменты движения (кино). 2. Фильм, полученный такой съемкой. 3. только ед. Способ определения силы слабых электрических токов (физ.).

мультиплика́ция I

мультиплика́ция II

1. матем. операция умножения в математике

2. способ определения силы слабых электрических токов

3. увеличение передаваемого воздействия специальными устройствами (мультипликаторами)

4. эффект увеличения стоимости за счёт перепродажи прав на требования

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: взаимосвязанный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Ассоциации к слову «мультипликация»

Синонимы к слову «мультипликация»

Предложения со словом «мультипликация»

  • Они любят анимационное кино и радеют за сохранение наследия советской мультипликации и развитие современной.

Сочетаемость слова «мультипликация»

Кукольная мультипликация — метод объёмной мультипликации. При создании используются сцена-макет и куклы-актёры. Сцена фотографируется покадрово, после каждого кадра в сцену вносятся минимальные изменения (например, изменяется поза куклы). При воспроизведении полученной последовательности кадров возникает иллюзия движения объектов. Допускается самый широкий выбор материала и техники выполнения декораций, фигур, объектов.

Рисо́ванная мультиплика́ция — технология мультипликации, основанная на покадровой съёмке немного отличающихся двумерных рисунков. Возникла в конце XIX — начале XX веков.

Animexample3edit.jpg

Мультиплика́ция (от лат. multiplicatio — умножение, увеличение, возрастание, размножение) — технические приёмы создания иллюзии движущихся изображений (движения и/или изменения формы объектов — морфинга) с помощью последовательности неподвижных изображений (кадров), сменяющих друг друга с некоторой частотой. Анима́ция (от фр. animation : оживление, одушевление) — западное название мультипликации: вид киноискусства и его произведение (мультфильм), а также соответствующая технология.

В искусстве мультипликацией (анимацией) называют разновидность искусства, как правило, использующую технологию мультипликации как основной элемент творчества.


Содержание

История


Первые шаги в мультипликации были сделаны задолго до изобретения братьями Люмьер кинематографа. Попытки запечатлеть движение в рисунке начались в первобытную эпоху, продолжились в античные времена и привели к появлению примитивной мультипликации в первой половине XIX века. Бельгийский физик Жозеф Плато, австрийский профессор-геометр Симон фон Штампфер и другие учёные и изобретатели использовали для воспроизведения на экране движущихся изображений вращающийся диск или ленту с рисунками, систему зеркал и источник света (фонарь) — (фенакистископ, стробоскоп). Дальнейшее развитие этой технологии в сочетании с фотографией привело к изобретению киноаппарата [2] .

В 1914 году Уинзор Маккей создает первого в истории героя мультфильма, наделённого яркими личностными качествами — динозавра Герти. Одновременно, огромное количество рисунков, сделанных для фильма, потребовали изобрести новую технологию производства, впервые приведя к разделению труда между художником-аниматором и художником-фоновщиком: в то время как Маккей прорисовывал фазы движения динозавра, нанятый им студент копировал с образца на каждый лист контуры гор, озера и дерева (целлулоидная плёнка в то время ещё не применялась) [3] .

Впоследствии мультипликация стала частью кинематографа, заняв в нём прочное место, как один из жанров. Для изготовления мультфильмов использовались киносъёмочные аппараты, пригодные для покадровой съёмки на один из стандартных форматов киноплёнки. Для создания рисованной мультипликации существовали мультстанки, представлявшие из себя сложную репродукционную установку со специальным киносъёмочным аппаратом, как правило, имеющим конструкцию, сходную с аппаратами для комбинированной съёмки и позволяющим регулировать угол раскрытия обтюратора и выполнять затемнения и наплывы. Такие аппараты выпускались в специальном исполнении для мультипликации, отличавшемся вертикальной установкой и специальной лупой для удобства визирования из такого положения. Конструкция профессиональных мультстанков позволяла создавать многослойные изображения на отдельных носителях и включала в себя осветительное оборудование. В настоящее время для рисованной мультипликации используется компьютер или мультстанок с цифровым фотоаппаратом.

Первые попытки

Дальнейшее развитие

Дальнейшему бурному развитию анимации способствовали не только фильмы, снятые ранее, но и развитие технического прогресса. Самым важным достижением в этой сфере стало открытие Рауля Барра — перфорированный целлулоид, который позволил зафиксировать лист с рисунком при помощи штифтов.

Мультипликация в СССР

Союзмультфильм

Киевнаучфильм

Анимационная педагогика

Своим демократизмом и многообразием искусство мультипликации вызвало естественный интерес у педагогов. В СССР возникли многочисленные детские анимационные студии, начали проводиться детские кино- и анимационные фестивали.

Одна из ярких школ анимационной педагогики развилась в Днепропетровске (см. Ю. Красный, Л.Курдюкова) [источник не указан 73 дня] .

Основные техники

В графической мультипликации один кинокадр (фотоизображение) является фотографией рисованных объектов (графических, живописных, теневых (силуэтных), порошковых), основанные на плоских марионетках и перекладках, включая и фотовырезки). Фазы движения отдельных предметов или персонажей отрисовываются на листах прозрачной плёнки (целлулоида и других подобных листовых материалах), после чего накладываются на стекло, расположенное выше изображения фона или среды обитания персонажей.

В объёмной мультипликации кадр является фотографией объёмных, полуобъёмных, барельефных и плоских кукол-актёров.

Ротоскопирование — анимационная техника, при которой мультфильм создаётся путём обрисовки кадр за кадром натурного фильма с реальными актёрами и декорациями.

Пластилиновая анимация — вид анимации, где фильм изготовляется путём покадровой съёмки пластилиновых объектов, с их модификацией в промежутках между снятыми кадрами.

Песочная анимация — в ней лёгкий порошок (обычно очищенный и просеянный песок, но также соль, кофе, или что-то подобное) тонкими слоями наносится на стекло и перемешивается, создавая движущуюся картину (обычно все действия выполняются руками, но в качестве приспособлений могут использоваться и кисточки). С помощью диапроектора или световой доски получающееся изображение можно передавать на экран.

Рисованная мультипликация — технология анимации, основанная на покадровой съёмке незначительно отличающихся двумерных рисунков.

В последнее время значительную популярность и распространение (особенно в сети Интернет) получила Flash-анимация.

Исходя из психофизиологических особенностей человеческого визуального восприятия, для создания эффекта плавного движения при просмотре скорость смены кадров должна быть не менее 18 кадров в секунду. [источник не указан 1280 дней]

Рисованная мультипликация



В технологию традиционной рисованной мультипликации входит наложение и сведение в один кадр прозрачных листов с нарисованными на них персонажами; при необходимости изобразить движение одного персонажа рисуется он сам и кадр собирается с заменённой деталью, вместо того, чтобы рисовать всю картину с изменением целиком.

Кукольная мультипликация

Кукольная анимация — метод объёмной мультипликации. При создании используется сцена-макет и куклы-актёры. Сцена фотографируется покадрово, после каждого кадра в сцену вносятся минимальные изменения (например, изменяется поза куклы). При воспроизведении полученной последовательности кадров возникает иллюзия движения объектов. Этот тип анимации впервые возник в России в 1906 году [4] [5] [6] [7] [8] .

Первым русским мультипликатором (1906 год) был Александр Ширяев, балетмейстер Мариинского театра, создавший первый в мире отечественный кукольный мультфильм, в котором изображены 12 танцующих фигурок на фоне неподвижных декораций, изображающих сцену. Фильм снят на 17,5-миллиметровую плёнку. Время по его созданию заняло три месяца. За время создания Ширяев протёр ногами дыру в паркете, поскольку постоянно ходил от кинокамеры к декорации и обратно.

Какие способы существуют для создания движущихся картинок, что за уникальными возможностями обладает каждый из них и почему мультики — это не только для детей.

Мультипликация — это создание на экране движущегося изображения. Вернее, иллюзии непрерывного движения. На деле это последовательность статичных кадров. А ещё — технически сложное и постоянно развивающееся искусство. Так что если кто-то скажет вам, что мультфильмы — это не серьёзно, бурно протестуйте и приводите аргументы. Вот краткий ликбез по основным видам движущихся картинок, из которого станет ясно, почему анимация не уступает игровому кино, а в чём-то даже его превосходит.

image_image

Многие в детстве рисовали на полях тетрадных листов фигурки, меняющие позу с каждой страницей. Если быстро пролистать такую тетрадку, будет казаться, что персонаж бежит, а цветок — распускается. Схожим образом устроена классическая покадровая анимация.

Стандартный формат частоты, с которой меняются картинки — 24 кадра в секунду. И все эти кадры необходимо отрисовать! Раньше это делали вручную. Со временем на помощь пришли специальные программы монтажа, так что теперь от руки рисуются только опорные кадры. Тем не менее, создание покадрового мультипликационного фильма — до сих пор кропотливая и непростая работа.

Оказалось, что мультипликация интересна людям разных возрастов. Мало того, она позволяет добиваться особого эмоционального эффекта уникальными средствами.

Актёр, даже обладающий мимическими навыками Джима Керри и самоотверженностью Кристиана Бейла, который сбрасывал для ролей до 30 килограммов, всё-таки не может выйти за пределы человеческих возможностей. А вот рисованные герои не обязаны строго подчиняться законам природы и физики. Поэтому художник может наградить их любыми пропорциями, внешними особенностями и пластикой — лишь бы всё это работало на раскрытие образа.

За это тоже нужно благодарить Диснея, создавшего целый пантеон культовых персонажей, характер которых отражается во внешности. Его методы взяли на вооружение другие режиссеры-мультипликаторы. Благодаря им сегодня существуют сотни запоминающихся анимационных героев и злодеев.

Стиль классической анимации может быть разным. Диснеевский или советский мультфильм, европейская авторская или даже абстрактная анимация, аниме — разные стили, которые вы ни за что не перепутаете. Однако технически всё это — покадровая анимация.


Все любят смотреть мультики. А кто знает, как они создаются? С помощью этого урока учащиеся узнают, что такое мультипликация, познакомятся с историей её создания в целом, а также изучат историю создания российской мультипликации. Можно сказать, что корни создания мультипликации уходят в далёкое прошлое, к рисункам первобытной эпохи, на которых пытались отобразить движение. Далее с развитием общества происходило развитие и мультипликации. В этом уроке красочно и интересно описаны ключевые моменты истории развития мультипликации, а также показаны некоторые факты из современной мультипликации.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Знакомство с мультипликацией. История создания"

Все вы любите смотреть мультики. А знаете ли вы, как они создаются?

Хорошо, но есть ещё несколько способов создания мультфильмов.

На этом уроке мы с вами узнаем, что такое мультипликация, историю её создания в целом, а также историю создания российской мультипликации.

Для начала давайте узнаем, что такое мультипликация.

Мультипликация – это технические приёмы создания иллюзии движущихся изображений с помощью последовательности неподвижных изображений (кадров), сменяющих друг друга с некоторой частотой.

Кадры – это нарисованные или сфотографированные изображения последовательных фаз движения объектов или их частей.

При быстром пролистывании или просмотре таких изображений и создаётся впечатление, что нарисованный персонаж двигается.

А сейчас давайте познакомимся с историей создания мультфильма.

Можно сказать, что корни создания мультипликации уходят в далёкое прошлое, к рисункам первобытной эпохи, на которых пытались отобразить движение. Далее, с развитием общества, происходило развитие и мультипликации.

Первая же примитивная мультипликация появилась в первой половине 19 века. Учёные и изобретатели использовали для отображения движения вращающийся диск или ленту с рисунками, систему зеркал и источник света (фонарь), то есть такие приборы, как фенакистископ и стробоскоп.


Такой аппарат включает в себя картонный диск с прорезанными в нём отверстиями. Диск вращается вокруг своей оси перед зеркалом. Таким образом создаётся впечатление, что фигуры движутся.

Начали появляться фотографии. И именно это привело к изобретению киноаппарата и появлению кинематографа. Кинематограф был основан братьями Люмьер.

Днём рождения же рисованной мультипликации считается 30 августа 1877 г. Именно в этот день французский изобретатель и художник Эмиль Рейно запатентовал своё изобретение – праксиноскоп.


Это оптический прибор, который позволяет видеть последовательность из нескольких рисунков как плавное движение.

Первый показ мультипликационного фильма состоялся в 1892 г. Рейно представил изумлённой публике свои светящиеся пантомимы.

Рейно впервые применил некоторые приёмы, ставшие основой технологии мультипликации. В их числе – раздельное рисование персонажей и декораций.

В дальнейшем начали сниматься мультипликационные рекламные ролики, фильмы и мультфильмы.

История российской мультипликации начинается с 1906 г. Именно в этом году Александр Ширяев создал первый отечественный кукольный мультфильм. В этом мультфильме изображены двенадцать танцующих фигурок на фоне неподвижных декораций.

Создание этого мультфильма заняло 3 месяца. За всё это время Ширяев протёр ногами дыру в паркете.

А вы представьте себе: Ширяев на протяжении трёх месяцев ходил от кинокамеры к декорациям и обратно. Ведь нужно было для каждого движения переставлять фигурки вручную и снимать всё это на кинокамеру.

Идём дальше. Много интересных мультфильмов и способов их создания было придумано.

Сама же советская графическая мультипликация возникла в 1924-1925 гг.

Давайте немножко отойдём от российской мультипликации. В мире есть очень известная анимационная студия – Уолт Дисней. Наверняка вы не раз смотрели мультики, созданные этой компанией.


В наше время практически всё делается при помощи компьютеров и специальных программ. А вот раньше, например, тем же аниматорам Диснея приходилось прорисовывать каждое движение отдельно взятого персонажа вручную. Представляете, сколько времени и людей нужно для создания одного такого мультфильма?

Верно. Так вот, посредством прорисовки каждого минимального движения и получались мультики, где герои ходят, общаются и выполняют различные действия.



Приводить примеры советских мультфильмов можно очень долго. Они имеют не только художественную ценность, но и воспитательную.




Помимо крупнейших студий, существует множество более мелких, которые выпускают 1-2 фильма в год.

А сейчас давайте перейдём непосредственно к способам создания мультфильмов.

Как говорилось в начале урока, любой мультфильм состоит из кадров.

Кадры – это нарисованные или сфотографированные изображения последовательных фаз движения объектов или их частей.

Создание мультфильмов проходит в несколько этапов. Давайте рассмотрим основные из них.

Создание персонажей. На этом этапе художник решает, каким будет внешний вид персонажа, его одежда, цвет и многое другое.

Далее идёт этап, на котором нужно оживить персонаж, то есть научить его движениям. На этом этапе за дело берутся художники-аниматоры. Все движения прорисовываются кадр за кадром. Это очень трудоёмкая и тяжёлая работа.

На следующем этапе необходимо озвучить мультик. То есть происходит запись звука по сценарию в специальных студиях.

Далее необходимо создать для персонажа окружающий мир. На данном этапе художники перебирают кучу вариантов, пока не останавливаются на том, который больше всего подойдёт для персонажа.

Затем за дело берётся режиссёр. Под его руководством и с помощью команды создаётся мультфильм, кадр за кадром.

Существует несколько методов создания мультфильмов. В первую очередь это зависит от материала, который используется при создании мультфильма.

Если герой нарисованный, то художнику нужно создать огромное количество изображений с движениями своих героев. После чего фотографируется каждое движение и из снимков создаётся фильм.

Если герой выполнен из пластилина, то художнику-мультипликатору нужно для начала создать фигурки героев, а затем менять их положение и фотографировать каждое изменение. После этого все снимки собираются в один фильм.

Аналогично и с кукольными героями. После создания кукольных героев фиксируется каждое их движение, а затем создаётся мультфильм.

Прежде, чем приступать к компьютерному созданию мультфильмов, необходимо продумать героев и сценарий.

В наше время мультипликационные студии стараются создать видео, которое бы в большей степени было схоже с реальностью.

Так, например, некоторые разработчики специально изучают животных, природу, беседуют со специалистами, которые работают с животными, чтобы затем точно отобразить их поведение в своём мультике.

Затем при помощи компьютерной программы рисуются эскизы героев и задаётся анимация движения. Также необходимо помнить про озвучивание мультфильмов.

Далее в дело вступают аниматоры, специалисты по 3D моделям и прочие. На этом этапе создаётся окружающий мир для персонажей и сами персонажи в объёмном отображении.

После этого создаётся анимация для героев. Это очень сложный этап, так как помимо движений героев, нужно создать мимику и даже характер.

На завершающем этапе, когда модели и анимация уже готовы, нужно придать чёткость всем объектам и довести мультфильм до логического завершения. То есть собрать все части в единое целое, учитывая размеры и пропорции.

Эта технология используется не только при создании мультфильмов, но и для задания спецэффектов в фильмах.

Всё дело в том, что такая технология позволяет превратить живого человека в мультик.

Сначала человека прячут от камеры в чёрный светопоглощающий костюм. А потом делают заметным, прикрепляя датчики на костюм. Датчик представляет собой шарик диаметром в пару сантиметров и обладает светоотражающей способностью. Такую ткань вы можете видеть на своих фликерах.


Такие шарики прикрепляют на все части тела, которые сгибаются. Это помогает отследить каждое движение человека. И не всегда нужно быть хорошим актёром, чтобы поучаствовать в съёмках такого мультфильма.

В первую очередь озвучивается текст мультфильма, а затем под него герои начинают двигаться по площадке. В это же время на компьютере возле режиссёра оживает трёхмерная модель. Но это только грубая копия мультфильма.


Для записи всех движений человека устанавливаются камеры, в которых находится специальное устройство, посылающее на площадку невидимые инфракрасные лучи. Эти лучи отражаются от датчиков, свет попадает обратно в камеры, сообщая им, где находятся датчики. Чем больше камер, тем лучше будет зафиксировано каждое движение человека.

Это то, что касается движений. Как вы думаете, как записывается мимика?

Не совсем так. Для того, чтобы снять мимику, используются такие же датчики, только поменьше. Они прикрепляются на основные мимические мышцы лица.


Бывает и такое, что движения и мимику записывают с совершенно разных людей. У кого-то лучше получается двигаться, а у кого-то изображать различные эмоции.

И всё же пришла пора подвести итоги урока.

Сегодня мы с вами узнали, что такое мультипликация, историю её создания в целом, а также историю создания российской мультипликации.

Помимо этого, мы с вами рассмотрели различные способы создания мультфильмов с использованием рисунков и компьютера.

Что такое мультипликация или вернемся к истокам

Создание мультипликационного фильма – процесс длительный и трудоемкий, требующий кропотливого ручного труда. Зато и результат можно сравнить с изделием hand-made – сделано трепетно и с любовью!

На фото – кадры из мультипликационного фильма

Художникам-мультипликаторам можно поставить памятник за их кропотливый труд

Что такое анимация

Что нужно для анимации? Создание анимированного видео требует меньше усилий, чем мультипликационного, ведь на этапе готовой раскадровки в работу включается специальное компьютерное программное обеспечение, которое упрощает работу аниматоров и минимизирует ручной труд. Именно с его помощью статические объекты делают динамическими, создают промежуточные сцены, добавляют визуальные эффекты.

К примеру, вот один из роликов, в котором мы использовали технику мультипликации в некоторых сценах — художник вручную рисовал каждую иллюстрацию, а затем объединял в кадры:

Что общего у анимации и мультипликации

Вначале процесс создания мультипликационного/анимационного фильма проходит одинаковые этапы:

  • Разработка концепции.
  • Создание сюжета и написание сценария.
  • Разбивка сценария на сцены и эпизоды. .

На фото – пример раскадровки движений мультипликационного персонажа

Так мультипликаторы прорисовывают малейшие движения персонажей

А чем анимация отличается от мультипликации?

Процесс создания анимации и мультипликации имеют некоторые отличия. После раскадровки мультипликаторы и аниматоры действуют по-разному.

  • Режиссер-мультипликатор распределяет сцены между художниками, поручает им конкретные положения объектов и персонажей в сценах.
  • Младшие мультипликаторы начинают работу над промежуточными эпизодами.
  • Еще одному художнику поручают фон.
  • Нарисованных контурных персонажей окрашивают и переносят на прозрачный пластик, обводят пером или тушью.
  • Специальной камерой фотографируют каждый кадр.
  • Заключительный этап – синхронизация видеоряда со звуком.

В случае с анимированным видео именно подготовка персонажа отнимает больше ресурсов — его прорисовывают по слоям, создают “скелет”, красят, зато потом мы просто задаем его движение на компьютере и вуаля — не нужно каждую новую сцену рисовать “с нуля”:

Показан процесс анимации персонажа по точкам в его скелете

Пример рисованного вручную по кадрам персонажа, кидающего мячик

А если в видео есть еще и фон, который тоже меняется, мультипликатор затрачивает еще больше времени и усилий на прорисовку каждого объекта.

Окончательный итог

Приведем слова известного советского и российского режиссера Федора Хитрука из книги “Профессия — аниматор”:

В том и заключена суть нашей работы, что мы должны не просто оживить рисунок (возможно, сие и есть мультипликация, но искусства здесь никакого не требуется), а вдохнуть в него душу, сотворить личность. В определенном смысле аниматор вправе считать себя маленьким богом.

Как видите, на первый взгляд, анимация и мультипликация – это одно и то же, но на самом деле разница есть. Мультипликация — это ручная техника исполнения анимации. Иногда, кстати, ее еще называют “покадровой” анимацией. Анимация — оживление героев и объектов в широком смысле слова.

И более подходящий и уместный термин даже для созданных вручную мультфильмов — анимация, поскольку каждый персонаж, которого вы видите на экране, имеет свой характер, историю и душу.

Читайте также: