Почему закон обязательно должен подписывать глава государства ответ кратко

Обновлено: 05.07.2024

Принять закон - это еще только половина дела. Смысл законотворчества состоит в упорядочении общественной жизни. Этого можно достичь лишь тогда, когда законы будут реализованы.

Реализация права — это воплощение норм права в жизнь.

Порой граждане не могут без поддержки государ­ственных органов реализовать свои права и обязанности, например назначить пенсию, защитить себя от правона­рушения, наказав обидчика. И тогда мы говорим о пра­воприменении.

Правоприменение — это государственно-властная деятельность компетентных органов государства по реализации права путем вынесения индивидуальных предписаний (решений, приговоров и т. п.).

Если нормы права четко реализуются в деятельности граждан, организаций, государственных органов, то мы говорим о правопорядке, т. е. о состоянии фактической упорядоченности общественной жизни.Иначе, правопо­рядок - это результат реализации права, торжество его на деле.

Это надо запомнить!

1. Правотворчество - это деятельность государствен­ных органов по созданию норм права и принятию нормативных актов.

2. Выделяют три разновидности правотворчества:

- установление правовых норм;

- изменение правовых норм;

- отмена правовых норм.

3. Нормативный акт - это документ правотворческо­го органа, содержащий юридические нормы.

4. Видами нормативных актов являются законы, ука­зы, постановления, инструкции.

5. Закон - это нормативный акт, принятый в особом порядке органами законодательной власти, регулиру­ющий важные стороны жизни страны и обладающий высшей юридической силой.

6.Законы бывают конституционные и обыкновенные (текущие).

7. Парламенты стран состоят, как правило, из двух палат: верхней и нижней (в России - Совет Федера­ции и Государственная дума).

8. Верхняя палата рассматривается как контролиру­ющий орган, задачей которого является обеспечение всесторонней и взвешенной оценки законопроекта.

9. Главная роль в законотворчестве принадлежит нижней палате, где заседают народные представите­ли.

10. По устройству различают два типа парламентов:

- континентальный, или европейский.

12. Континентальный (европейский) тип парламента позволяет представить большую палитру политических взглядов (левые, левый центр, центристы, пра­вый центр, правые).

13.Принятие законов (законодательный процесс) про­ходит несколько стадий:


- его обсуждение;

- принятие путем голосования;

- подписание закона главой государства;

15.Реализация права - это воплощение (претворе­ние) норм права в жизнь.

16. Правоприменение - это государственно-властная деятельность компетентных органов государства по реализации права путем вынесения индивидуальных предписаний (решений, приговоров и т. п.).

17. Правопорядок - это состояние фактической упо­рядоченности общественной жизни.

Вопросы для контроля

1. Что мы называем правотворчеством?

2. Какие разновидности правотворчества вы знаете?

3. Какая из указанных разновидностей правотворче­ства более сложная?

4. Кто создает нормативные акты?

5. Почему процесс правотворчества носит постоянный характер?

6. Что такое нормативный акт?

7. В чем вы видите достоинства нормативного акта по сравнению с другими формами формулирования правовых норм (обычаем, прецедентом)?

8. Какие существуют виды нормативных актов?

9. Что такое закон?


10. На какие группы можно разделить законы?

11. В чем особенности кодексов как разновидностей законов?

13. Когда и где возник первый парламент?

14. Депутаты - представители народа. Они заявляют, что их думы - о народе и о своих избирателях. Согласны ли вы с этим? Обоснуйте свое мнение на конкретном примере.

15. Зачем в парламенте существуют две палаты? Разве одной недостаточно?

16. В чем особенности парламента англосаксонского типа? континентального типа?




17. Как вы думаете, парламент какого типа работает более эффективно?

18. Что мы называем законодательным процессом и почему он такой сложный?

19. Кто обладает правом законодательной инициативы и почему такого права не имеют обычные граждане?

20. Кто готовит законопроекты?

21. Кто может участвовать в обсуждении законопроек­та?

22. Почему закон обязательно должен подписывать глава государства?

23. Зачем законы надо обязательно публиковать? Мо­жет ли оглашение текста закона по радио или по телевидению заменить его опубликование?

24. Когда законы вступают в силу?

25. Что такое реализация права?

26. Что мы называем применением права?

27. Дайте определение правопорядка


Принять закон - это еще только половина дела. Смысл законотворчества состоит в упорядочении общественной жизни. Этого можно достичь лишь тогда, когда законы будут реализованы.

Реализация права — это воплощение норм права в жизнь.

Порой граждане не могут без поддержки государ­ственных органов реализовать свои права и обязанности, например назначить пенсию, защитить себя от правона­рушения, наказав обидчика. И тогда мы говорим о пра­воприменении.

Правоприменение — это государственно-властная деятельность компетентных органов государства по реализации права путем вынесения индивидуальных предписаний (решений, приговоров и т. п.).

Если нормы права четко реализуются в деятельности граждан, организаций, государственных органов, то мы говорим о правопорядке, т. е. о состоянии фактической упорядоченности общественной жизни.Иначе, правопо­рядок - это результат реализации права, торжество его на деле.

Это надо запомнить!

1. Правотворчество - это деятельность государствен­ных органов по созданию норм права и принятию нормативных актов.

2. Выделяют три разновидности правотворчества:

- установление правовых норм;

- изменение правовых норм;

- отмена правовых норм.

3. Нормативный акт - это документ правотворческо­го органа, содержащий юридические нормы.

4. Видами нормативных актов являются законы, ука­зы, постановления, инструкции.

5. Закон - это нормативный акт, принятый в особом порядке органами законодательной власти, регулиру­ющий важные стороны жизни страны и обладающий высшей юридической силой.

6.Законы бывают конституционные и обыкновенные (текущие).

7. Парламенты стран состоят, как правило, из двух палат: верхней и нижней (в России - Совет Федера­ции и Государственная дума).

8. Верхняя палата рассматривается как контролиру­ющий орган, задачей которого является обеспечение всесторонней и взвешенной оценки законопроекта.

9. Главная роль в законотворчестве принадлежит нижней палате, где заседают народные представите­ли.

10. По устройству различают два типа парламентов:

- континентальный, или европейский.

12. Континентальный (европейский) тип парламента позволяет представить большую палитру политических взглядов (левые, левый центр, центристы, пра­вый центр, правые).

13.Принятие законов (законодательный процесс) про­ходит несколько стадий:


- его обсуждение;

- принятие путем голосования;

- подписание закона главой государства;

15.Реализация права - это воплощение (претворе­ние) норм права в жизнь.

16. Правоприменение - это государственно-властная деятельность компетентных органов государства по реализации права путем вынесения индивидуальных предписаний (решений, приговоров и т. п.).

17. Правопорядок - это состояние фактической упо­рядоченности общественной жизни.

Вопросы для контроля

1. Что мы называем правотворчеством?

2. Какие разновидности правотворчества вы знаете?

3. Какая из указанных разновидностей правотворче­ства более сложная?

4. Кто создает нормативные акты?

5. Почему процесс правотворчества носит постоянный характер?

6. Что такое нормативный акт?

7. В чем вы видите достоинства нормативного акта по сравнению с другими формами формулирования правовых норм (обычаем, прецедентом)?

8. Какие существуют виды нормативных актов?

9. Что такое закон?


10. На какие группы можно разделить законы?

11. В чем особенности кодексов как разновидностей законов?

13. Когда и где возник первый парламент?

14. Депутаты - представители народа. Они заявляют, что их думы - о народе и о своих избирателях. Согласны ли вы с этим? Обоснуйте свое мнение на конкретном примере.

15. Зачем в парламенте существуют две палаты? Разве одной недостаточно?

16. В чем особенности парламента англосаксонского типа? континентального типа?

17. Как вы думаете, парламент какого типа работает более эффективно?

18. Что мы называем законодательным процессом и почему он такой сложный?

19. Кто обладает правом законодательной инициативы и почему такого права не имеют обычные граждане?

20. Кто готовит законопроекты?

21. Кто может участвовать в обсуждении законопроек­та?

22. Почему закон обязательно должен подписывать глава государства?

23. Зачем законы надо обязательно публиковать? Мо­жет ли оглашение текста закона по радио или по телевидению заменить его опубликование?

1. Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования.

2. Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней подписывает федеральный закон и обнародует его.

3. Если Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией Российской Федерации порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа сенаторов Российской Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом Российской Федерации в течение семи дней и обнародованию. Если Президент Российской Федерации в течение указанного срока обратится в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности федерального закона, срок для подписания такого закона приостанавливается на время рассмотрения запроса Конституционным Судом Российской Федерации. Если Конституционный Суд Российской Федерации подтвердит конституционность федерального закона, Президент Российской Федерации подписывает его в трехдневный срок с момента вынесения Конституционным Судом Российской Федерации соответствующего решения. Если Конституционный Суд Российской Федерации не подтвердит конституционности федерального закона, Президент Российской Федерации возвращает его в Государственную Думу без подписания .

На официальном сайте нижней палаты парламента появился соответствующий материал. В нем поясняется, кто имеет право внести законопроект на рассмотрение Госдумы, сколько чтений проходит документ и в чем особенности каждой из них, кто подписывает финальный вариант текста.

Так, подчеркивается, что не каждая инициатива становится законом. Также перечисляются лица, которым принадлежит право законодательной инициативы. К ним относятся Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Госдумы, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ. Законопроекты могут инициировать Конституционный Суд Российской Федерации и Верховный Суд Российской Федерации – однако только по вопросам, касающимся их ведения (ст. 104 Конституции Российской Федерации).

Поступающий в Госдуму законопроект и материалы к нему направляются на имя Председателя Госдумы, регистрируются в Управлении документационного обеспечения Аппарата Госдумы в Системе автоматизированного делопроизводства и документооборота Госдумы с присвоением уникального регистрационного номера. В свою очередь, в Системе обеспечения законодательной деятельности на документ заводится электронная регистрационная карта, в которой отражается необходимая информации о проекте (начиная с даты его поступления, списка инициаторов и сведений о прохождении в Госдуме и заканчивая данными об одобрении Госдумой или о принятии и рассмотрении соответствующего закона Советом Федерации и о подписании Президентом РФ).

Затем документы направляются в профильный комитет, который проверяет их на соответствие установленным требованиям, после чего поступают в Совет Госдумы. Последний может вернуть законопроект профильному комитету или инициатору, либо сразу включить его в примерную программу работы Госдумы, назначив при этом ответственный за документ комитет (или несколько комитетов), который проведет основную работу над законопроектом (с привлечением экспертов, представителей профессиональных и научных сообществ, созданием рабочих групп для анализа предложений по совершенствованию инициативы, проведением парламентских слушаний, круглых столов и т. д.). Рассмотренный ответственным комитетом и рекомендованный к принятию или отклонению депутатами законопроект подлежит рассмотрению на пленарных заседаниях.

Процесс рассмотрения законопроекта в Госдуме включает три стадии:

  • первое чтение (рассматривается концепция законопроекта, оценивается его актуальность и практическая значимость, соответствие Конституции РФ, заслушивается доклад разработчика документа и проводится голосование за его принятие в первом чтении – если не будет собрано достаточное количество голосов, то законопроект будет считаться отклоненным);
  • второе чтение (предусматривает более детальное обсуждение законопроекта с различными вариантами поправок, составленными ответственным комитетом в виде таблиц, в случае принятия законопроекта во втором чтении он направляется в ответственный комитет для устранения возможных противоречий, установления правильной взаимосвязи статей и для редакционной правки, а после этого вместе с заключением Правового управления Аппарата Госдумы представляется ответственным комитетом в Совет Госдумы, который включает его в проект порядка работы Госдумы для рассмотрения в третьем чтении);
  • третье чтение (заслушивается доклад представителя ответственного комитета, выступления фракций, проводится голосование за принятие документа в целом).

Одобренные Госдумой федеральные конституционные законы и принятые федеральные законы с соответствующими постановлениями Госдумы, стенограммами пленарных заседаний, заключениями Правительства РФ и иными сопутствующими материалами оформляются ответственным комитетом совместно с Аппаратом Госдумы и в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации. Обязательному рассмотрению верхней палатой парламента подлежат федеральные конституционные законы, законы о поправках в Конституцию РФ, финансовые законы, законы о ратификации и денонсации международных договоров РФ, а также законы по вопросам войны и мира, статуса и защиты госграницы. Остальные законы Совет Федерации может не рассматривать и не обсуждать – это будет означать согласие с их принятием.

Наконец, последним этапом является подписание и обнародование закона Президентом РФ в течение 14 дней после поступления документа из Совета Федерации. Если глава государства отклонит закон, то обе палаты парламента будут рассматривать его повторно. При этом, если федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством, не менее 2/3 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Госдумы, то Президент должен будет подписать его и обнародовать в течение семи дней.

Федеральные конституционные законы и федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после момента их подписания Президентом. Что касается вступления законов в силу, то, по общему правилу, они начинают действовать через 10 дней после официального опубликования. Однако в самом документе может быть указан иной срок вступления его в силу (в виде конкретной даты или периода, по истечении которого нормы закона начнут действовать).

1. Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования.

2. Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней подписывает федеральный закон и обнародует его.

3. Если Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией Российской Федерации порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа сенаторов Российской Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом Российской Федерации в течение семи дней и обнародованию. Если Президент Российской Федерации в течение указанного срока обратится в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности федерального закона, срок для подписания такого закона приостанавливается на время рассмотрения запроса Конституционным Судом Российской Федерации. Если Конституционный Суд Российской Федерации подтвердит конституционность федерального закона, Президент Российской Федерации подписывает его в трехдневный срок с момента вынесения Конституционным Судом Российской Федерации соответствующего решения. Если Конституционный Суд Российской Федерации не подтвердит конституционности федерального закона, Президент Российской Федерации возвращает его в Государственную Думу без подписания .

Любопытный документ обнародован на официальном сайте Государственной Думы. Он фактически пошагово растолковывает гражданам, как появляется закон, кто имеет право внести законопроект на рассмотрение Госдумы, сколько чтений проходит проект, прежде чем стать законом. В чем особенность всех стадий и кто подписывает финальный вариант текста. Из разъяснения становится понятно - появление закона - сложная процедура, где все расписано по деталям.

 Фото: iStock

Документ подчеркивает - далеко не каждая инициатива становится законом. Перечислено, кто имеет право законодательной инициативы. Это в первую очередь президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Госдумы, правительство страны, законодательные (представительные) органы субъектов РФ. Законопроекты могут инициировать так же Конституционный и Верховный суды, но только по вопросам, касающимся их ведения.

Каждый поступающий в Госдуму законопроект и все материалы к нему отправляются на имя председателя Думы и регистрируются там в Управлении документационного обеспечения, где получают регистрационный номер. Потом на документ заводится электронная регистрационная карта.

Потом документы идут в профильный комитет Думы. Там их проверяют "на соответствие установленным требованиям". Оттуда законопроект и все бумаги с его обоснованием идут в Совет Госдумы.

Совет Думы может вернуть законопроект назад в профильный комитет или инициатору закона. А может сразу включить его в примерную программу работы Госдумы. При этом будет назначен ответственный за документ комитет. А иногда и несколько комитетов. Именно комитет и проведет основную работу над законопроектом: привлечет экспертов, представителей профессиональных и научных сообществ, создаст рабочие группы для анализа предложений "по совершенствованию инициативы", проведет парламентские слушания, "круглые столы". Список таких мероприятий по закону может быть не маленький.

Рассмотренный ответственным комитетом и рекомендованный к принятию или отклонению законопроект должен быть рассмотрен на пленарном заседании. Сам процесс рассмотрения законопроекта в Госдуме включает три стадии.

Сначала проходит первое чтение. Там рассматривается концепция законопроекта, оценивается его важность и практическая значимость, соответствие Конституции, заслушивается доклад разработчика документа и проводится голосование за его принятие в первом чтении. Если не будет собрано достаточное количество голосов, то законопроект будет считаться отклоненным.

Фото: Сергей Савостьянов/ТАСС

При втором чтении предусматривается более детальное обсуждение законопроекта с разными вариантами поправок, составленными ответственным комитетом в виде таблиц. Если документ будет принят во втором чтении, то он отправится в ответственный комитет "для устранения возможных противоречий, установления правильной взаимосвязи статей и для редакционной правки". После чего законопроект с заключением Правового управления Госдумы представляется ответственным комитетом в Совет Госдумы. И документ включает порядок работы Госдумы для третьего чтения.

Уже при третьем чтении законодатели выслушают доклад представителя ответственного комитета, выступления фракций и будет голосование за принятие документа в целом.

Одобренные Госдумой федеральные конституционные законы и принятые федеральные законы с соответствующими постановлениями Госдумы, стенограммами пленарных заседаний, заключениями правительства РФ и всеми остальными сопутствующими материалами оформляются ответственным комитетом и в течение пяти дней передаются в Совет Федерации.

Обязательному рассмотрению верхней палатой парламента подлежат федеральные конституционные законы, законы о поправках в Конституцию, финансовые законы, законы о ратификации и денонсации международных договоров РФ, а также законы по вопросам войны и мира, статуса и защиты госграницы. Остальные законы Совет Федерации может не рассматривать и не обсуждать - это будет означать согласие с их принятием.

Последним этапом будет подписание и обнародование закона президентом РФ. Это происходит после поступления документа из Совета Федерации. Если глава государства отклонит закон, то обе палаты парламента будут рассматривать его повторно. Если федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством, не менее 2/3 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Госдумы, то он идет на подпись президенту.

Федеральные конституционные законы и федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после момента их подписания президентом.

Что касается вступления законов в силу, то по общему правилу они начинают действовать через 10 дней после официального опубликования. Но в самом документе может быть указан другой срок.

Читайте также: