Как новые реалии способствуют развитию гражданского общества кратко

Обновлено: 06.07.2024

Формирование гражданского общества – процесс исторический. Его интенсивность зависит как от состояния общественного сознания, так и от понимания роли и сути этого процесса государством: таковы реалии посттоталитарного переходного периода.

Ситуация с гражданским обществом сегодня в России тождественна ситуации неравновесного состояния системы в определении путей ее дальнейшего развития. Осуществляя этот выбор, система, а в данном случае это гражданское общество, ориентируется на один из собственных, определяемых внутренними свойствами среды, путей эволюции и, вместе с тем, на свои ценностные предпочтения. Она выбирает наиболее благоприятный для себя путь, который в то же время является одним из реализуемых здесь и сейчас путей.

Гражданское общество не создается законами и указами, но государственная политика может содействовать его вызреванию, может мешать, а может быть безразличной к этому процессу.

Гражданское общество порождается и выращивается процессами соучастия граждан в принятии общественно значимых решений и их реализации на всех уровнях – от местного до государственного.

Бендзь А. считает, что для построения гражданского общества в России необходимо выполнение трех условий. Первое связано с изменением налогового статуса неправительственных организаций. Второе – с возможностью получения открытой информации. Третье – с финансовой ответственностью государственных учреждений, когда они наносят материальный ущерб гражданам (например, связанный с экологическими проблемами). Наиболее серьезные перспективы гражданского общества в России находятся трех областях. Это – во-первых, профсоюзы и отраслевые ассоциации, во-вторых – органы местного самоуправления. И, наконец, некоммерческие организации, участие в которых может здорово усилить формирование третьего сектора в России.

Ефремов А.А. отмечает, что формирование гражданского общества в современной России тесно связано с вопросами правового обеспечения существования и развития его отдельных институтов. Большое значение в этом правовом регулировании играют нормы информационного законодательства. Указанное обстоятельство обусловлено рядом причин. Но главным, несомненно, является то, что вхождение большинства стран в эпоху информационного общества требует адекватного правового регулирования общественных отношений, связанных с информацией. Для Российской Федерации эти вопросы имеют особое значение. Доктрина информационной безопасности, утвержденная указом Президента РФ от 09.09.00 № 1895, относит к внутренним источникам угрозы информационной безопасности России неразвитость институтов гражданского общества и недостаточный государственный контроль за развитием информационного рынка. Неспособность современного гражданского общества России обеспечить формирование у подрастающего поколения и поддержание в обществе общественно необходимых нравственных ценностей, патриотизма и гражданской ответственности за судьбу страны представляет собой наибольшую опасность в сфере духовной жизни Российской Федерации.

Для формирования гражданского общества правовое регулирование информационных общественных отношений имеет важное значение, и, наоборот, в соответствии с Доктриной информационной безопасности, развитие в России основ гражданского общества является одним из основных направлений обеспечения информационной безопасности Российской Федерации в сфере духовной жизни.

Шилов С. утверждает, что первый шаг в деле формирования отечественного гражданского общества уже был сделан – власть и крупный бизнес созрели до уровня принятия стратегических решений о мировоззренческой устойчивости и безопасности, и пошли на создание соответствующих отечественных организационно-финансовых фондов. Был сформирован профиль комплексного сотрудничества структур гражданского общества с властью и бизнесом – профиль общественной экспертизы решений и проектов решений власти, экспертизы законодательства, программ и стратегий бизнеса. Для того чтобы сделать следующий шаг, необходимо более глубокое понимание сути концепции гражданского общества – нужна инновационная идея отечественного гражданского общества. Инновационная идея отечественного гражданского общества – это идея его конкурентоспособности.

М. Рац выделяет три этапа построения гражданского общества. Это –профессионализация, в основе которой лежит формирование профессиональных сообществ; регионализация – формирование относительно автономных единиц развития; и, наконец, формирование политических партий.

В гражданском обществе держателями ценностей, принципов, норм и образцов профессиональной деятельности выступают профессиональные сообщества. Профессионалом здесь становятся не получив диплом вуза, а получив признание коллег, став членом сообщества, будь то Общество гражданских инженеров в США, Геотехническое общество в Швеции или общество химиков-пластификаторов (специалистов по пластмассам) во Франции. Отделенное от государства сообщество ответственно за трансляцию профессиональной культуры, соблюдение профессиональной этики и, главное, за развитие профессии. Профессионализация активно идет в России: достаточно сослаться на бизнесменов, журналистов, политологов. Но, к сожалению, наше государство никак не поддерживает эти процессы.

Именно такой была советская партийно-государственная машина, и изживать ее традиции российскому государству приходится с большим трудом, во-первых, потому что традиции вообще чрезвычайно живучи, а аппаратные кадры, особенно в провинции, сменились лишь частично; во-вторых, потому что тенденция к бюрократизму довлеет над нашим государством ровно так же, как над любым другим.

Российское государство в корне отличается от советского как по своим политическим ориентациям, так и по неизмеримо выросшей открытости. Хотя, это пока далеко не правовое государство (оно, и не может быть таковым в отсутствии гражданского общества), но оно отнюдь не монолитно, и при этом в нем есть силы, стремящиеся сделать его правовым. Из этого сторонники открытого общества могут делать совершенно разные выводы о возможной политической позиции: от жесткой оппозиции к власти до продуктивного диалога с ней (который труден, но возможен) и даже вхождения в нее на предмет продвижения своих идей. Фактически все эти возможности и реализуются, причем каждая из них дает особые средства влияния на текущую государственную политику.

Из всех этих средств можно выделить в качестве ключевого диалог и сотрудничество субъектов формирующегося гражданского общества с государством, с его конкретными органами и представителями. У нас уже сложились предназначенные для этого организационные формы: всякого рода общественные советы разных уровней вплоть до Общественной Палаты при Президенте.

Для эффективного решения задач по развитию в области институтов гражданского общества в Программе заложен программно-проектный подход, ориентированный на достижение конкретных результатов.

Базовой целью Программы по формированию организационно-финансовых основ гражданского общества является создание на территории области условий для повышения эффективности и финансовой устойчивости деятельности негосударственных некоммерческих организаций.

Для достижения этой цели Программа предусматривает решение следующих организационно-финансовых задач:

1.Расширение участия негосударственных некоммерческих организаций на рынке социальных услуг области, поддержка общественно значимых программ и проектов.

2.Создание благоприятных условий для развития благотворительности.

3.Развитие взаимодействия между негосударственными некоммерческими организациями области и средствами массовой информации.

Конкретными ожидаемыми результатами выполнения организационно-финансовой составляющей Программы станут:

увеличение количества негосударственных некоммерческих организаций, осуществляющих постоянную деятельность на территории области в рамках уставных целей более чем на 50 организаций;

оказание финансовой и иной поддержки более 100 некоммерческим организациям на сумму свыше 18 миллионов рублей;

отработка конкурсных технологий поддержки программ и проектов некоммерческих организаций за счет бюджетных средств;

реализация более 100 программ и проектов некоммерческих организаций, направленных на решение конкретных социальных проблем;

оказание некоммерческими организациями различных социальных услуг более 20000 человек;

привлечение к выполнению программных мероприятий более 2000 добровольцев;

повышение социальной активности бизнеса;

укрепление взаимодействия некоммерческих организаций со средствами массовой информации;

привлечение некоммерческими организациями и издателями средств массовой информации для выполнения программных мероприятий более 19 миллионов рублей из внебюджетных источников;

обеспечение свободного доступа к информации о реализации Программы, в том числе для людей с ограниченными возможностями.

Базовой целью Программы по формированию институциальных основ гражданского общества является расширение и повышение эффективности участия негосударственных некоммерческих организаций в процессах выработки решений органов государственной власти области и местного самоуправления.

Для достижения этой цели предусмотрено решение следующих институциальных задач:

1. Развитие инфраструктуры негосударственного некоммерческого сектора области.

2. Развитие механизмов, позволяющих населению принимать непосредственное участие в решении социальных проблем.

3. Формирование правовой базы и механизмов общественного контроля за деятельностью органов государственной власти области и местного самоуправления и общественной экспертизы решений данных органов.

В рамках решения задачи развития механизмов, позволяющих населению принимать прямое участие в решении социальных проблем, т.е. базовых механизмов непосредственного осуществления местного самоуправления, предполагается осуществление ряда мер по повышению информированности населения о деятельности негосударственных некоммерческих организаций, обеспечению граждан знаниями и навыками, необходимыми для активного участия в местном самоуправлении.

объем, формы и содержание разработанных в рамках Программы документов по вопросам осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти области и местного самоуправления и общественной экспертизы решений данных органов;

количество негосударственных некоммерческих организаций, принявших участие в разработке правовой базы и механизмов общественного контроля и общественной экспертизы (с учетом основных направлений деятельности);

доля органов исполнительной власти области и местного самоуправления, ведущих базы данных о негосударственных некоммерческих организациях, осуществляющих деятельность в сфере компетенции этих органов;

количество проведенных семинаров по вопросам участия негосударственных некоммерческих организаций в процессах выработки решений органов государственной власти области и местного самоуправления, количество участников семинаров, доля участников семинаров, непосредственно занимающихся вопросами общественного контроля и общественной экспертизы;

количество и значимость правовых актов, прошедших процедуры общественной экспертизы, количество поправок, принятых по итогам ее проведения;

количество состоявшихся в рамках Программы совместных консультативных мероприятий органов государственной власти области и негосударственных некоммерческих организаций, конкретные результаты этих мероприятий, количество и персональный состав их участников;

доля реально действующих и вновь образованных негосударственных некоммерческих организаций, принявших участие в процессах выработки решений органов государственной власти области и местного самоуправления;

количество граждан, вовлеченных через негосударственные некоммерческие организации в процессы выработки решений органов государственной власти области и местного самоуправления в результате реализации Программы;

Становление и развитие гражданского общества является особым периодом истории человечества, государства и права. Гражданское общество возникает в процессе и в результате отделения государства от социальных структур, обособления его как относительно самостоятельной сферы общественной жизни и одновременно разгосударствления ряда общественных отношений.

Выводы Гегеля о самостоятельности гражданского общества как сферы частных интересов по отношению к государству (воплощению публичного интереса), о зависимости общественного строя от разделения труда и форм собственности стали громадным шагом в развитии общественных наук. На исследовании гражданского общества как особого этапа развития человечества основаны многие теоретические выводы современной социологии, политологии, теории государства и права, теории конституционализма и других общественных наук.

Формирование и развитие гражданского общества заняло несколько веков. Этот процесс не завершен ни в нашей стране, ни даже в других развитых странах.

К необходимым условиям жизнедеятельности гражданского общества можно отнести:

обладание каждым его членом конкретной собственностью или участие его в обладании собственностью, право использовать ее и распоряжаться ею по своему усмотрению. Наличие собственности выступает основополагающим условием жизнедеятельности гражданского общества, базисным, фундаментальным условием свободы личности. Так, процесс приватизации, несмотря на все его недостатки, привел к созданию независимых от государства самоорганизующихся структур малого и среднего бизнеса. Это образует фундамент, на котором будет стоять здание гражданского общества.

достаточно высокий уровень развития самой личности, ее внутренней свободы, умения включаться в тот или иной институт гражданского общества. Также определенный уровень гражданской и политической культуры населения, без которого часть населения окажется неспособной принять ценности гражданского общества, понять необходимость его становления и развития

Важной характеристикой гражданского общества является также наличие в нем развитых некоммерческих, негосударственных организаций.

Гражданское общество является самоорганизующейся и саморазвивающейся системой. Однако оно развивается гораздо успешнее, когда для этого создаются благоприятные условия. В значительной мере их создает само общество, через государство или вопреки ему. Через государство гражданское общество создается принятием необходимых законов, формированием демократических государственных структур, строгим соблюдением государством общепринятых демократических норм и процедур.

Будущее демократии в России зависит именно от того, насколько помимо чисто формальных, полудемократических или квазидемократических институтов, на низовом уровне появится общество, состоящее из гражданских ассоциаций, построенных не на основе каких-то импортированных с Запада уже готовых шаблонов, а сформированных вокруг реальных проблем сегодняшнего дня. Будущее гражданского общества в России, его существование зависит от повседневной, тяжёлой, мучительной, зачастую скучной борьбы или работы на самом нижнем уровне.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Конституция РФ.

2. Гражданский Кодекс РФ. Часть I. 30.11.94 № 51-ФЗ.

3. Трудовой Кодекс РФ от 30.12.01 № 197-ФЗ.

4. Агеев М. Гражданское общество и его ценности.// Социс. 2003. №7.

5. Алиев М. Право человека на материальное обеспечение по старости, по инвалидности или по случаю потери кормильца. // Право – теория и практика. 2005.№1.

6. Бендзь А. Формирование гражданского общества в России. // Общественные науки и современность. 2003. № 3.

7. Витюк В. В. Становление идеи гражданского общества и ее историческая эволюция. М.: Институт социологии РАН, 2005.

8. Восленский М. Номенклатура. М., 2000.

9. Галкин А., Красин Ю. Проблемы формирования гражданского общества. – Институт социологии Российской академии наук. – М., 2000.

10. Деев Н.Н. Современное гражданское общество в Западной Европе. // Государство и право. 2001. №6.

11. Ефремов А.А. Институты гражданского общества и региональное информационное законодательство. // Вестник ВГУ. 2001. №2.

12. Игнатенко Г.В. Конституция и права человека: международно-правовой аспект // Правовые проблемы евроазиатского сотрудничества: глобальное и региональное измерения. Екатеринбург, 2004.

13. Зиновьев А.В. Конституционное право: Конспект лекций. СПб., 2004.

14. Зорькин В.Д., Мамут Л.С., Кикоть В.А. Новая Конституция: путь к свободе. // Конституционный вестник. 2000. №4.

15. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. Л.А. Окунькова. М., 2003.

16. Кравченко И.И. Основы политологии. М., 2005.

17. Мартышин О.В. Российская Конституция 1993 года и становление новой политической системы // Государство и право. 2004. №10.

18. Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права. М., 2001.

19. Мицкевич А.В. Становление основ нового конституционного строя в Российской Федерации. // Государство и право. 2002. №8.

20. Нерсесянц B. C. Философия права Гегеля: история и современность // Гегель Г.В.Ф. Философия права. М., 2000.

21. Новгородцев П.И. Становление и развитие гражданского общества. М., 2005.

22. Права человека в истории человечества и в современном мире / Под ред. Е.А. Лукашевой. М., 2003.

24. Руткевич Е. История становления и развития гражданского общества.// Государство и право. 2002. №5.

25. Смольков В. Гражданское общество и пути его формирования // Обозреватель. 2002. № 20.

26. Четвернин В.А. Демократическое конституционное государство: введение в теорию. М., 2000.

Раздел: Государство и право
Количество знаков с пробелами: 98929
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0


Свобода — то, о чем мечтает каждый школьник. Но прежде, чем ее получить, нужно многое освоить. В этой статье расскажем, что называют гражданским обществом и как оно связано со свободой.

О чем эта статья:

11 класс, ЕГЭ/ОГЭ

Понятие гражданского общества

Определение гражданского общества можно сформулировать двумя способами:

  • это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, которые ограждены соответствующими законами от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти;
  • это совокупность неполитических отношений, то есть общественных отношений вне рамок властно-государственных структур.

Еще этот термин используют для определения степени эволюции цивилизованного общества. В этом смысле гражданское общество — то, которое гарантирует бесспорное выполнение прав и свобод гражданина, а взамен требует исполнения обязанностей.

Примеры проявлений гражданского общества:

  • независимые средства массовой информации (пресса, радиовещание, телевидение);
  • экологические организации (общества охраны природы);
  • профсоюзы;
  • правозащитные организации;
  • спортивные организации;
  • творческие и культурные союзы и др.

Понятие правового государства

Правовое государство — это государство, в котором главенствуют нормы права и закон. Главная задача правового государства заключается в защите прав и свобод человека и гражданина.

Институты гражданского общества не подчиняются государству напрямую, но активно взаимодействуют с ним. Гражданское общество — ключевой посредник между отдельным человеком и властью.

Гражданское общество влияет на государство через демократические институты. Это происходит за счет принятия законов о защите прав человека, об открытости и ответственности должностных лиц и т. п.

Например, свободные СМИ следят за решениями, которые принимают представители власти. Политические партии дают гражданам возможность сменить власть на свободных выборах. А общественные движения помогают донести свои пожелания и добиться от государства решения проблем.

Вместе с тем гражданское общество обеспечивает интересы индивидов и групп. В гражданском обществе преобладают горизонтальные связи — связи солидарности и конкуренции, а не подчинения. Именно поэтому в правовом государстве власть и гражданское общество дополняют друг друга, а не противостоят.

Соотношение гражданского общества и государства

Линии сравнения

Гражданское общество

Государство

Реализуемые интересы

Повседневные интересы индивидов.

Общественные интересы социальных групп, классов, этносов.

Средства реализации

Убеждение, правовые и моральные нормы, традиции, обычаи, искусство и т. д.

Конституция, власть, принуждение, право и т. д.

Связи и отношения между людьми

Преобладание горизонтальных связей, основанных на отношениях солидарности и конкуренции.

Преобладание вертикальных связей, основанных на отношениях господства и подчинения.

Основа

Свободный индивид с неотъемлемыми правами и неполитические организации, с помощью которых он их реализует.

Политические институты, органы власти, лидеры, элита и т. д.

Признаки гражданского общества

Основные признаки гражданского общества:

  • правовое государство с демократическим политическим режимом;
  • личная свобода человека — свобода слова, собраний, объединений, передвижений, религию и вероисповедание, выбор профессии, политические мировоззрения;
  • государство не имеет права вмешиваться в частную жизнь гражданина;
  • законы и конституция обладают юридической силой;
  • высокий уровень профессионализма в юридической и политической практике;
  • контроль за властью, соблюдение существования правового государства и выявление нарушений;
  • гражданин имеет право привлечь к ответственности государство в судебном порядке.

Гражданское общество реализует ежедневные интересы людей. Оно создает условия для самореализации отдельного человека и групп, для удовлетворения их потребностей. Одновременно гражданское общество сдерживает стремление государства к концентрации политического господства.

Поможем закрепить новый материал на уроках обществознания в онлайн-школе Skysmart.

Функции гражданского общества

Какие функции выполняет гражданское общество:

  • укрепляет правопорядок;
  • просвещает население о правах и обязанностях;
  • повышает качество и доверие к демократическому процессу;
  • предоставляет гражданам свободу и защищает их от злоупотреблений властью;
  • решает социальные и частные проблемы, которые выходят за рамки правительства;
  • способствует увеличению интереса граждан к политике, повышению мотивации и способности участвовать в политических мероприятиях;
  • контролирует политическую власть — например, наблюдает за выборами для обеспечения демократии.

Структура гражданского общества

Гражданское общество состоит из элементов, которые взаимодействуют между собой и объединяются в горизонтальную систему связей.

Вот что включает в себя гражданское общество:

  • различные общественные объединения — экологические, молодежные, культурные и др.;
  • правозащитные организации;
  • церковь и различные религиозные объединения;
  • профессиональные объединения;
  • негосударственные СМИ;
  • различные формы общественной активности и выражения протеста;
  • местное самоуправление;
  • государство (но это не главный элемент гражданского общества)
  • политические партии и движения (не все).

Предпосылки и развитие гражданского общества

Главная предпосылка гражданского общества — признание прав и свобод человека. Есть еще другие предпосылки:

Экономические

Частная собственность, многоукладная экономика, свободный рынок и конкуренция.

Социальные

Большой удельный вес в обществе среднего класса.

Политико-правовые

Юридическое равенство граждан, обеспечение прав и их защита, децентрализация власти, политический плюрализм.

Культурные

Свобода слова, свобода информации, высокий уровень образования у населения.

Гражданское общество невозможно создать приказом сверху, оно не может появиться спонтанно в один момент времени. Создание гражданского общества — это постепенный процесс, которому способствуют экономические, политические, культурные предпосылки


Любое государство только тогда становится устойчивым и жизнеспособным, когда опирается на гражданское общество, имеет его поддержку и участие. В связи с этим актуальной задачей в современной России следует назвать создание эффективной системы управления, основой которой является повышение ответственности органов власти перед обществом. Модернизация, проводимая в государстве, предусматривает целый ряд преобразований, направленных на инновационное развитие административной власти и, соответственно, государственной гражданской службы, обеспечивающей ее деятельность. Приоритетным направлением в этой сфере выступает эффективное взаимодействие государственных органов с институтами гражданского общества.

Этапным моментом в реализации стратегического направления реализации народовластия, по нашему мнению, явилось учреждение Общественной палаты Российской федерации, как института гражданского общества, призванного обеспечивать взаимодействие граждан Российской Федерации, общественных объединений, профессиональных союзов, творческих союзов, объединений работодателей и их ассоциаций, профессиональных объединений, а также иных некоммерческих организаций, созданных для представления и защиты интересов профессиональных и социальных групп, с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления в целях учета потребностей и интересов граждан Российской Федерации, защиты прав и свобод граждан Российской Федерации и прав общественных объединений и иных некоммерческих организаций при формировании и реализации государственной политики в целях осуществления общественного контроля за деятельностью федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления, а также в целях содействия реализации государственной политики в области обеспечения прав человека в местах принудительного содержания [1].

Несомненно положительным является то, что государство сознательно вводит представительные институты гражданского общества в систему государственной власти, предпринимает усилия по их развитию и совершенствованию. Общественные палаты созданы на сегодня во всех регионах страны.

Следующим этапным моментом в развитии гражданского общества можно назвать учреждение Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека (до 2011 г. — Совет при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека), создание Президентскими указами [2] ряда общественных Фондов [3] и организаций, выделение немалых бюджетных средств для развития гражданского общества и т. д.

Другим эффективным каналом взаимодействия государства с гражданским обществом способен стать институт общественных советов, при органах исполнительной власти и органах местного самоуправления. Им в настоящее время придается большое значение [4].

Общественные советы представляют собой образования с участием представителей общественности, которые имеют внутреннюю формализованную структуру, за которыми государственные органы закрепляют определенные полномочия и с которыми консультируются по вопросам принятия и исполнения государственных решений.

В определении правового статуса общественных советов, создаваемых государством, имеются определенные противоречия, однако, учитывая, что они создаются органами власти как консультативные образования, основной их задачей является согласование интересов государства и различных социальных групп посредством консультирования органов власти относительно проводимой ими публичной политики. Общественный совет является постоянно действующим совещательно консультативным органом и не является юридическим лицом.

Общественные советы при федеральных органах исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ, образуются в порядке, предусмотренном Указом Президента РФ от 4 августа 2006 г. № 842 [6].

Продолжается и процесс формирования общественных советов и палат в каждом муниципальном образовании. То есть для общения с властью у населения появился достаточно мощный инструмент.

Состав общественного совета формируется федеральным органом исполнительной власти совместно с Общественной палатой РФ. Кроме того, теперь в общественные советы обязательно должны входить независимые эксперты и представителей общественных объединений с целью представления или защиты общественных интересов в соответствующей сфере.

В современных условиях развития государства и общества все большее значение придается открытости деятельности властных институтов для гражданского общества. В этом смысле принцип открытости гражданской службы и ее доступности общественному контролю, объективного информирования общества о деятельности гражданских служащих выступает как ведущий принцип организации и функционирования государственной службы. Летом 2014 года был принят федеральный закон об основах общественного контроля [7], который определил принципы его осуществления, субъекты общественного контроля, порядок реализации.

В качестве еще одного этапа развития гражданского общества можно назвать формирование открытого государства. Это современная модель управления, основанная на принципах и механизмах вовлечения граждан в разработку и контроль управленческих решений, облегчения взаимодействия граждан с государственными институтами, прозрачности и понятности работы правительства.

Высшей степенью проявления социальной активности институтов гражданского общества во всем мире является возможность формулировать конструктивные предложения и реализовывать их на законодательном уровне. Причем чем доступнее для граждан возможность своими активными действиями влиять на законотворческий процесс, тем выше мотивация населения к соблюдению правовых предписаний [9].

Конституцией РФ [10] установлено, что Российская Федерация — Россия — есть демократическое государство, при этом носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Одним из принципов реализации народовластия РФ является, в том числе, право граждан на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов.

На современном этапе гражданское общество в России продемонстрировало качественные изменения в своем отношении к власти и к готовности диалога с ней на основе закона. Проявились существенные изменения в риторике требований к власти, которые заключаются в отказе от эмоционального, агрессивного и обвинительного давления, популистского стиля взаимодействия с государством. В стране за последние годы сформировался запрос на формирование нового механизма взаимодействия гражданского общества и государства, основанного на равноправии сторон, партнерстве, значимости ценностей человеческого достоинства и гражданственности.

Таким образом, можно сказать, что в стране создана, прежде всего, правовая база для развития институтов гражданского общества. Исходя из этого можно выделить современные определенные тенденции развития гражданского общества:

Первое — протесты населения являются результатом несоответствия ожиданий населения и действий властей. К причинам, порождающим массовое недовольство, относятся быстрое распространение демократии и рынка в начале 1990-х годов, что породило у населения ожидание улучшения условий жизни, однако этого не произошло. Очевидная и постоянная концентрация власти и богатства в руках немногочисленной местной элиты также вызывает у граждан справедливое недовольство. И наконец, новые информационные и коммуникационные технологии существенно увеличивают поток информации и, как следствие, растет уровень осведомленности и сплоченности граждан (особенно против элит).

В-третьих, сокращение ресурсов изменяет роль гражданского общества и его отношения с государством и частным сектором. Сегодня перед формально организованными НКО стоит серьезный выбор ресурсного обеспечения. На тот сегмент гражданского общества, который организует свою работу при помощи волонтеров и на основе личных пожертвований, оказывается меньшее влияние. Однако другие вынуждены выбирать между оказанием услуг, профинансированным государством, или социальным предпринимательством (таким как микрофинансовая деятельность), или постепенным сокращением собственных бюджетов. Этот выбор и определяет функции и роли гражданского общества в современном мире.

Эти процессы формируют запрос на демократический порядок со стороны гражданского общества, указывают на то, что гражданскому обществу нужны шаги навстречу со стороны государства, подталкивают власть к более активному и более ответственному диалогу с гражданским обществом.

Однако масштаб и эффективность деятельности данных объединений и организаций еще не в полной мере отвечает реальным потребностям формирования гражданского общества.

Одной из причин этого является низкий уровень низового гражданского участия, обусловленный, во-первых, доминированием в массовом сознании государственно-патерналистских установок, а также неверием в результативность гражданских инициатив и действий, во-вторых, низким уровнем межличностного и социального доверия.

Другой причиной является еще недостаточное понимание людьми роли общественных объединений и организаций.

Третьей причиной является недостаток гражданского образования как руководителей и активистов общественных объединений и организаций, которые не достаточно еще компетентны в организации совместных действий, в ведении переговоров, публичных выступлениях, подготовке обращений, так и рядовых граждан, которые, как правило, не знают своих прав и алгоритмов действий, в том числе и коллективного характера, в случае их нарушения.

В-четвертых, сам порядок формирования отдельных институтов гражданского общества, заложенный законодательно, не способствует их становлению как действенного инструмента связи государства и граждан. Например, порядок формирования общественных советов при органах государственной власти и местного самоуправления, когда совет формируется самим государственным органом, не способствует тому, чтобы в совет вошли люди, способные продвигать интересы гражданского сообщества.

Решение обозначенных проблем должно способствовать созданию нового механизма взаимодействия гражданского общества с государственными структурами, органами государственной власти и управления. В России необходимо проводить постоянную разъяснительную работу по доведению до общества, групп интересов мотивов принимаемых государством решений, условий их принятия при формировании механизма партнерства власти и гражданского общества. Становление эффективных коммуникаций между государством и обществом, приводящих к взаимному доверию, без этого не представляется возможным. В свою очередь взаимное доверие является залогом устойчивого развития страны.

Устранение охарактеризованных проблем развития гражданского общества должно быть основано на системности и учете всей совокупности причинно-следственных связей, обусловивших их появление. Так, решение проблем низкого уровня социального взаимодействия граждан возможно посредством развития институтов правового образования личности. Правовое образование может использоваться в качестве потенциала для объединения граждан, с целью дальнейшего сохранения единого социокультурного пространства России, для устранения этнической напряженности и социальных конфликтов на началах приоритета прав личности.

В связи с этим развитее институтов гражданского общества непосредственно связано с решением следующих задач:

- повышение мотивационной готовности людей к общественной активности и гражданскому участию;

- формирование культуры гражданского участия и коллективных гражданских действий;

- поддержка деятельности институтов гражданского общества со стороны органов государственной власти (поддержка инициативных социальных, гуманитарных, общественно значимых проектов представителей общественных и профессиональных объединений, политических партий, предпринимателей), в том числе и путем правового закрепления неформальных институциональных практик;

- расширение сферы общественного контроля за деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления в формате активного участия представителей иных независимых общественных объединений в работе координационных и общественных советов.

Взаимодействие органов власти и гражданского общества — необходимое условие поступательного развития государства. Есть ли сегодня конструктивное взаимодействие между властью и гражданским обществом? Да, есть, но оно далеко недостаточное, его уровень не может удовлетворить потребности времени.

Что необходимо сделать для поддержания процесса становления гражданского общества? Очевидно одно — государство должно вкладывать средства в воспитание нового гражданина новой России. Оно должно поддержать гражданские организации. Здесь можно найти много способов. В частности, на региональном уровне должны проводиться конкурсы для гражданских организаций. И это должна быть не временная кампания, а постоянно действующий инструмент помощи государства становлению гражданского общества. Такую системную работу на территории России многие годы вели международные организации, посольства многих стран, всевозможные фонды. При всем уважении к ним мы должны научиться пропагандировать, продвигать, отстаивать свои мировоззренческие взгляды, ценности, которые являются продуктами достойной и великой истории России и ее народов.

Российское государство должно расширять и укреплять диалог с гражданским обществом. При этом надо учитывать, что гражданское общество еще очень слабое и с ним нужно говорить на равных, а не пытаться командовать. Ведь сильное гражданское общество — это положительный ответ на вопрос, быть или не быть России современной развитой страной. А такого государства по определению быть не может, если общество не будет воспитывать свободных людей.

4. Рукавишникова И. В. Гражданская инициатива как инструмент гражданского общества // Гражданин. Выборы. Власть. 2014. № 3. C. 66.

9. Рукавишникова И. В. Гражданская инициатива как инструмент гражданского общества // Гражданин. Выборы. Власть. 2014. № 3. C. 66.

10. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.

Основные термины (генерируются автоматически): гражданское общество, Российская Федерация, государственная власть, Россия, государство, исполнительная власть, местное самоуправление, общественный контроль, объединение, совет.

Похожие статьи

Проблема взаимодействия институтов общественного участия.

общественное участие, Российская Федерация, государственное управление, общественный контроль, управление делами, гражданское общество, общественное мнение, представительная демократия.

Система разделения властей в Российской Федерации.

публичная власть, Российская Федерация, государственная власть, Конституция РФ, представительная демократия, гражданское общество, прямая демократия, орган, часть, официальная публичная власть.

Основные принципы местного самоуправления в рамках.

местное самоуправление, Российская Федерация, орган, Конституция РФ, принцип, государственная власть, муниципальное образование, полномочие, местный бюджет, общий принцип организации.

Общественный контроль как основа народовластия

общественный контроль, государственная власть, Российская Федерация, народ, власть, местное самоуправление, Конституция РФ, орган, гражданин, управление делами.

Государственный контроль деятельности общественных.

Российская Федерация, объединение, Россия, орган, деятельность, Министерство юстиции, общественное объединение, контроль, исполнительная власть, государственный контроль.

Исполнительная власть РФ в контексте информационной.

Глобальный процесс общественного перехода в постиндустриальную (информационную) фазу развития непосредственным образом отражается на политической системе и системе государственного управления в Российской Федерации.

Законодательная политика государства в сфере формирования.

гражданское общество, Россия, свобода граждан, правовое государство, свобода человека, государство, Российская Федерация, гражданская активность, законодательное закрепление, гражданин России.

Взаимодействие государственных органов власти и органов.

Взаимоотношения органов местного самоуправления с органами государственной власти в Российской Федерации основываются на модели взаимодействий, где ключевым звеном является идея взаимозависимости и сотрудничества.

Гражданское общество современной России | Статья в сборнике.

гражданское общество, Россия, государство, объединение, общество, проблема, массовая информация, качественное развитие, демократическое государство, государственная власть.

Государство и право являются продуктом развития общества. Именно этим объясняются их взаимосвязь и взаимозависимость. Каждое из этих понятий имеет отличительные признаки. На протяжении всей истории развития цивилизации лучшие умы человечества в силу переживаемой эпохи пытались в виде учений или практической деятельности создать общество справедливости и равных возможностей. Всемирный опыт революций, социальных открытий, народовластия, новых систем управления обществом - аккумулировался буквально по крупицам. Его разумное использование с учетом системных условий в виде форм государства и национальных систем права является гарантом постоянного прогресса человечества в настоящем и будущем.

Таким образом, одной из целей российских реформ является построение гражданского общества. Но мало кто может толком объяснить, что это такое. Выдвинутая идея звучит привлекательно, но малопонятно для подавляющей части населения, в том числе и для чиновников государственного аппарата.

Целью настоящей контрольной работы является изучение основных концепций гражданского общества и анализ его состояния в современной России.

Исходя из цели задачами работы являются:

- изучение основных концепций гражданского общества;

- выявление проблем и тенденций становления гражданского общества в современной России.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.

1. Основные концепции гражданского общества

1.1. Концепции гражданского общества античности и средних веков

1.2. Концепции гражданского общества Нового времени

Так как Дж. Локк исходил из договорной теории происхождения государства, он обосновывал право народа на сопротивление государству в том случае, если оно пренебрегает его правами и интересами. Он доказывал, что, заключив общественный договор, государство получает от людей ровно столько власти, сколько необходимо и достаточно для достижения главной цели политического сообщества - создания условий для того, чтобы все и каждый могли обеспечивать свои гражданские интересы, и не может посягать на естественные права человека - на жизнь, свободу, собственность и т.д.

Хотя Дж. Локк еще не разграничивал общество и государство, различения им прав личности и прав государства имело большое значение для становления современной концепции гражданского общества.

1.3. Концепции гражданского общества Гегеля и Маркса

По Гегелю, гражданское общество - это прежде всего система потребностей, основанная на частной собственности, а также религия, семья, сословия, государственное устройство, право, мораль, долг, культура, образование, законы и вытекающие из них взаимные юридические связи субъектов.

Из естественного, некультурного состояния люди должны вступить в гражданское общество, ибо только в последнем правовые отношения обладают действительностью.

Таким образом, Гегель поставил точку в разграничении трех основных общественных форм: семьи, гражданского общества и государства.

Гражданское общество в трактовке Гегеля – это опосредствованная трудом система потребностей, покоящаяся на господстве частной собственности и всеобщем формальном равенстве людей. Гражданское общество и государство являются самостоятельными, но взаимодействующими институтами. Гражданское общество вместе с семьей составляют базис государства. В государстве представлена всеобщая воля граждан. Гражданское общество – это сфера особенных, частных интересов отдельных индивидов.

Из гегелевской концепции вышли идеи К. Маркса, который понимает гражданское общество как форму экономических отношений, адекватных определенному уровню развития производительных сил. Семья и гражданское общество являются движущими силами, превращающими себя в государство.

Маркс в своих ранних произведениях довольно часто использовал понятие гражданского общества, обозначая им организацию семьи, сословий, классов, собственности, распределения, реальную жизнь людей, подчеркивая их исторически обусловленный характер, детерминированность экономическими и другими факторами.

Критически анализируя права человека, К. Маркс указывал, что они суть ни что иное, как права члена гражданского общества. Среди них К. Маркс, как и Г. Гегель, особо выделяет право на индивидуальную свободу. Эта индивидуальная свобода, как и пользование ею, образуют основу гражданского общества. В гражданском обществе каждый индивид представляет собой некоторый замкнутый комплекс потребностей и существует для другого лишь постольку, поскольку они обоюдно становятся друг для друга средством.

1.4. Современные концепции гражданского общества

Важнейшей особенностью западной концепции гражданского общества является органическое соединение этой концепции с идеей толерантности, которую можно охарактеризовать следующими принципами:

- истинно толерантный человек верит, что каждый вправе защищать при помощи рациональных аргументов свое понимание того, что является для индивидов благом, независимо от того - будет ли это понимание истинным или ложным, а также стремиться убедить других в том, что он прав;

- ни один толерантный человек не будет терпеть действий, разрушающих внутреннее право выбора его самого и других;

- зло должно быть терпимо исключительно в тех случаях, когда его подавление создает равные или большие препятствия к благам того же самого порядка или же препятствия ко всем благам высшего порядка.

Однако законодательно закрепленных определений гражданского общества на международном и национальном уровнях нет и не должно быть, как не может быть и единого подхода к понятию демократии.

Для возникновения и развития гражданского общества необходимо создание государством населению реальных условий и возможностей для самовыражения в виде предоставления прав и свобод, а также гарантий (политических, правовых, организационных, экономических, идеологических и иных) их осуществления.

По настоящему гражданским обществом можно считать такую общность людей, где достигнуто оптимальное соотношение всех сфер общественной жизни: экономической, политической, социальной и духовной.

При существовании гражданского общества государство выступает выразителем компромисса различных сил в обществе. Экономической основой гражданского общества является право на частную собственность. В противном случае создается ситуация, когда каждый гражданин вынужден служить государству на тех условиях, которые ему диктует государственная власть.

По сути дела, интересы меньшинств в гражданском обществе выражают различные социальные, политические, культурные и прочие союзы, группы, блоки, партии. Они могут быть как государственными, так и независимыми. Это позволяет отдельным людям осуществлять свои права и обязанности граждан демократического общества. Посредством участия в этих организациях разнообразными способами можно оказывать влияние на принятие политических решений.

Общепризнанными типовыми признаками высокоразвитого гражданского общества являются:

- наличие собственности в распоряжении людей (индивидуальное или коллективное владение);

- наличие развитой структуры различных объединений, отражающей многообразие интересов различных групп и слоев, развитой и разветвленной демократии;

- высокий уровень интеллектуального, психологического развития членов общества, их способность к самодеятельности при включенности в тот или иной институт гражданского общества;

- функционирование правового государства.

Гражданское общество включает всю совокупность межличностных отношений, развивающихся вне рамок и без вмешательства государства. Оно имеет разветвленную систему независимых от государства общественных институтов, реализующих повседневные индивидуальные и коллективные потребности.

В гражданском обществе разрабатывается единый комплекс основополагающих, осевых принципов, ценностей, ориентации, которыми руководствуются в своей жизни все члены общества, какое бы место в общественной пирамиде они не занимали. Этот комплекс, постоянно совершенствуясь, обновляясь, скрепляет воедино общество и определяет основные характеристики как экономической, так и политической его подсистемы. Экономическая и политическая свободы считаются формой проявления более фундаментальной свободы человека как члена общества, как самоценной и самодостаточной личности.

А.В. Мелехин отмечает: «Гражданское общество можно представить как своего рода социальное пространство, в котором люди взаимодействуют в качестве независимых друг от друга и от государства индивидов. Это сфера социальных отношений, существующих вне, помимо, а нередко и в противовес более строгим правилам, устанавливаемым государством в различных сферах.

Возникновение гражданского общества обусловило разграничение прав человека и прав гражданина. Права человека обеспечиваются гражданским обществом, а права гражданина – государством. Очевидно, что в качестве важнейшего условия существования гражданского общества выступает личность, обладающая правом на самореализацию. Оно утверждается благодаря признанию права индивидуальной и личной свободы каждого человека.

Говоря о признаках, свидетельствующих о наличии гражданского общества необходимо учитывать следующее обязательное условие: они должны отражать менталитет населения, систему экономических отношений, существующие в обществе мораль и религию, и другие поведенческие факторы.

Таким образом, гражданское общество предполагает активное проявление творческих возможностей личности во всех сферах социальных связей, а основными признаками такого общества является экономическая, политическая и духовная свобода личности.

Наличие частной собственности способствует созданию финансово-экономических условий формирования структур гражданского общества, автономных по отношению к государственной власти.

Основным политическим признаком гражданского общества является функционирование в таком обществе правового государства. Правовое государство, как отмечают исследователи, фактически является политической ипостасью гражданского общества, соотносясь друг с другом как форма и содержание. Их единство олицетворяет целостность общества как системы, в которой прямые и обратные связи находят нормальное и прогрессивное проявление.

В духовной сфере гражданское общество характеризуется приоритетом общечеловеческих ценностей. Одним из главных идеалов гражданского общества (как и правового государства) является стремление к созданию условий для наиболее полного раскрытия творческого потенциала и интеллекта человека. Именно отсюда проистекает возрастающее значение прав и свобод личности.

3. Реалии формирования гражданского общества в современной России

Гражданское общество не нашло четкого отражения в российской Конституции, которая даже не содержит этого термина, хотя отдельные элементы гражданского общества в ней все же закреплены (частная собственность, рыночная экономика, права человека, политический плюрализм, свобода слова, многопартийность и др.).

В начале XXI в. Россия попыталась встать на путь построения гражданского общества. Однако в настоящее время этот процесс остановился.

Исходя из понятия гражданского общества, параллельно его становлению должен идти процесс развития правового демократического государства, когда личность и государственная власть образуют равные субъекты права. Постепенное развитие правового государства, являющееся условием существования демократического строя, содержит в себе не только традиционное разделение власти на три ветви, но и дополняющее их разделение между гражданским обществом и государством. В этом отношении российское государство, отягощенное авторитарными чертами, трудно назвать правовым и демократическим. В России все ветви государственной власти неэффективно выполняют свою ролевую функцию, в том числе и законодательная, постоянно меняющая, а то и вовсе не принимающая необходимые для общества законы.

Несмотря на то, что собственность в большинстве своем перестала быть государственной, по-прежнему используется не очень эффективно и далеко не всегда в интересах государства и общества. Экономическая политика государства пока недостаточно последовательно стимулирует формирование предпосылок для увеличения численности среднего класса. Достаточно высокий уровень инфляции, сильный налоговый пресс, ограничивающий предпринимательскую деятельность, отсутствие развитой частной собственности на землю – не позволяют делать серьезные вложения средств в производство, в землю, не способствуют становлению зрелого гражданина с неотъемлемыми правами и обязанностями.

Основу гражданской жизни составляют предприятия среднего и мелкого бизнеса. Они либо поглощаются крупными, сращенными с государственным аппаратом финансово-промышленными группами, либо умирают под действием налогового и финансового прессинга государственной власти. В результате уничтожается конкурентоспособный сектор малой экономики, а вместо главных принципов гражданской жизни (конкуренции, индивидуализации и сотрудничества) утверждается монополизм экономической и политической власти. Наиболее негативным последствием снижения регулятивной функции государства в экономической сфере является формирование существенного разрыва в уровне доходов небольшой группы людей и большинства бедного населения. В условиях современной России, при наличии огромной бюджетной сферы, когда единственным источником существования оказывается заработная плата, говорить о массовости гражданских отношений пока не приходится.

Кроме того, по своей сущности гражданское общество имеет этнорегиональный характер. Разрыв в степени зрелости и по уровню развития гражданских отношений в различных регионах слишком велик (достаточно сравнить, к примеру, жизнь в мегаполисах типа Москвы и существование в глубинке Приморского края или Сибири).

Одним из препятствий на пути к созданию в условиях Российского государства гражданского общества является высокий уровень коррупции и преступности. Широкое распространение коррупции негативно сказывается на принятии населением ценностей демократии как системы управления обществом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Понятие "гражданское общество" возникло задолго до формирования современных неолиберальных теорий, служащих основой общепринятой риторике. Первые концепции государства, гражданской деятельности, самоорганизации граждан и в конечном счете гражданского общества появились в античности. Элементы гражданского общества присущи всем существовавшим государственным образованиям, начиная с античного полиса, и присутствовали даже в жестко стратифицированных сообществах. Поэтому понимание гражданского общества как современного евроатлантического культурного феномена, активно внедряющееся в общественное сознание с помощью масс-медиа, очень упрощено и политизировано.

Формирование и развитие гражданского общества заняло несколько веков. Этот процесс не завершен ни в нашей стране, ни в мировом масштабе.

Законы, призванные придать формированию в стране гражданского общества цивилизованный характер, должны отвечать некоторой совокупности необходимых принципов взаимодействия общества и государства, выработанных мировой и отечественной демократической теорией и практикой.

К их числу относятся:

- обеспечение прав человека в полном объеме, в соответствии с Всеобщей декларацией прав человека и международно-правовыми нормами;

- обеспечение добровольной гражданской кооперации посредством свободы ассоциаций;

- обеспечение полноценного общественного диалога, идейного плюрализма и терпимости к различным взглядам;

- правовая защищенность гражданского общества и его структур;

- ответственность государства перед гражданином;

- осознанное самоограничение власти.

Правовая база гражданского общества должна представлять собой систему содержательно взаимосвязанных блоков законодательства, отражающего федеративный характер государственного устройства России, проблемы взаимоотношений граждан и государства в экономической, социальной сферах и создающего правовые основы деятельности институтов гражданского общества.

Степень развитости институтов гражданского общества определяется и уровнем правовой культуры населения, его готовностью соблюдать принцип законности во всех сферах общественной жизни.

Деятельность по созданию благоприятных условий для развития гражданского общества в России должна осуществляться всеми субъектами Федерации, на любом уровне власти. Только при успешном решении всего комплекса перечисленных выше задач возможно поступательное движение и, в конечном счете, построение гражданского общества в России. Обязательным условием этого процесса должно стать восприятие гражданами идей и действий государства.

Однако в настоящее время в России отсутствует всесторонне разработанная единая концепция защиты прав и свобод человека, которая разделялась бы и поддерживалась всеми ветвями власти, органами местного самоуправления, средствами массовой информации и обществом в целом, а соответственно, отсутствует и гражданское общество.

Читайте также: