Что такое калфак кратко
Обновлено: 06.07.2024
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
МБОУ "Сульмашинская ООШ"
Калфак -татарский головной убор.
ученица 6 класса
Глава 1.Что такое калфак. 5
1.1. Татарские узоры на калфаке ……. 5
1.2 Возрастная дифференциация в женских головных уборах . ……. 6
Глава 2.Описание и изготовление головного убора –калфак для праздника..8
Список литературы. 10
Приложение (фото). 11
Актуальность исследования
Я по национальности татарка, мои родители говорят на татарском языке. Я плохо знаю свой язык. Про традиции и обычаях своего народа знаю только по рассказам мамы и бабушки. Хотелось бы больше узнать о корнях, об истории своего народа а именно о головном уборе - калфак.
С раннего детства я вместе со своей семьёй езжу в деревню к своей любимой бабушке. Летом там у нас очень хорошо, особенно интересно бывает в татарской деревне на праздниках. Один из таких замечательных, традиционных праздников у татарского народа это Сабантуй бәйрәме.
После праздника я задумалась, почему мои сверстники не надевают в повседневной жизни такую красивую, самобытную, национальную одежду? И мне захотелось побольше узнать об истории татарского костюма, одежде и обуви… Мне было интересно узнать, что носили наши предки. Одевают ли татарский костюм в наши дни и в моей семье?
Тема моей исследовательской работы: Женский головной убор татар - калфак .
Объектом моего исследования стал калфак, как национальный головной убор татар.
Предметом же исследования я выбрала особенности, виды, орнаменты, историю головного убора.
Итак, цель моей работы: Изучение истории и исследование видов калфака, элементов орнамента национального татарского головного убора.
1. Изучить литературу по истории головного убора.
2.Описатьголовнойубор татарского народа.
3.Выявить особенности калфака и сшить калфак для себя.
Возможно изучая особенности калфака, в современном мире носить и сшить вручную головной убор-калфак.
Что такое КАЛФАК?
Вторая половина XIX века явилась эпохой возрождения новых сил – серьезные изменения испытала женская одежда. Формируется новый утонченный стиль татарского костюма. Невозможно представить татарский костюм без искусно расшитых калфаков и тюбетеек, в лучших своих образцах поднявшихся до уровня художественных произведений.
С древнейших времен в костюмах всех народов головные уборы являлись обязательным атрибутом. Они входили в единый стилевой комплекс, оберегали голову от дурных воздействий. Не случайно любая религия также предусматривает покрытие головы.
Раньше были популярны белые мягкие трикотажные или вязанные калфачки с вышивкой, которые надевались на всю голову. Затем появились большие бархатные калфаки с крупным золотошвейным узором и бахромой, свисающей до самых плеч.
К середине XIX века калфаки становятся короче, изящнее, исчезают тяжелые кисти и бахрома. Часто такие калфачки носились под платком или шалью. В орнаментации калфаков широкое применение получает белый, реже - цветной бисер.
Татарские женщины вкладывали много труда и умения в изготовление калфаков, они входили в состав приданого и передавались по наследству.
1.1.Татарские узоры на калфаке.
Узоры в татарской вышивке чаще всего цветочно-растительного характера, они черпались из окружающей природы. Так можжевельник, шиповник, рябина считались растениями счастья. По сей день принято использовать их цветы, ветки как талисман. Роза считается знаком красоты и любви. А один из первых весенних цветов и излюбленный элемент в татарском орнаменте – тюльпан,
является символом возрождения. Если рассматривать период с конца XVIII до начала XX века, то форма, размеры, орнаментация калфаков, впрочем, как и весь национальный костюм, постоянно изменялись.
1.2.Возрастная дифференциация в женских головных уборах .
Головной убор татарки состоял из трех частей. Это нижние, основные и верхние уборы. Нижние головные уборы должны были собирать и закрывать волосы, и поэтому их формы были связаны с прической. Мусульманки заплетали волосы в две косы, которые спускались на спину, поэтому волосы у них состояли из шапочки и накосника.
У сельских девушек и кряшен калфак был вязанным из белых хлопчатобумажных ниток. "Городские" калфаки вязались в полоску из цветных шелковых нитей.
Головные уборы замужних женщин закрывали не только голову и волосы женщины, но и ее шею, плечи и спину. Головной убор татарки состоял из трех обязательных частей. Нижние основные уборы (волосники) использовались, чтобы собрать и закрыть волосы. Мусульманки заплетали волосы в две косы, которые спускались на спину, кряшенки же укладывали свои косы так же, как и русские женщины, вокруг головы и под чепец. Основные (средние) уборы – покрывала – больше характерны для пожилых женщин. Они были различными по форме: треугольные, квадратные, полотенцеобразные. Верхние головные уборы одевались поверх покрывал, прочно удерживая их на голове. Это были разные повязки, платки и шапки.
Девичьи уборы имели калфаковую и шапкообразную форму. Косы находились на спине и оставались открытыми или прикрывались специальным украшением (чеч тенкесе). Самым популярным девичьим убором был калфак. Он надевался на голову в комплекте со специальной повязкой-украшением (ука чачак), а конусообразный конец с кисточкой откидывался назад или набок.
Особый интерес представляют старинные монетные шапки. Это каркасная шапочка на твердой основе (такыя бурек) , которая имела вид высокого конуса, покрытого шелковой материей, ушитого золочёными кораллами и жемчугом. Сверху конус оканчивался золочёной верхушкой. Основной головной убор пожилой татарки представлял собой покрывалообразную косынку (орпек) длиной 2.5 метров. Изготовляли его из белого или нежно-кремового коленкора, тюля, украшали богатой многоцветной тамбурной вышивкой. Лицевая часть убора (битлек) оформлялась несколькими монетками. Поверх орпек надевалась традиционная для казанских татар шапка с широким меховым околышем и плоским верхом (камчат-бурек) или монетная шапочка (ука-бурек).
Калфак стал неотъемлемой частью классического национального татарского костюма . Богато украшался вышивкой, расшивался золотыми и серебряными нитями, бисером . В начале XX века среди татарских женщин, в большей степени у интеллигенции и горожан, распространилась европейская форма одежды, однако калфак, несмотря на уменьшение в размерах, остался традиционным головным убором, подчеркивавшим национальность женщины.
В советское время калфак перестал быть повседневным головным убором и стал надеваться лишь на праздники или в качестве элемента национального сценического костюма.
В группе женских головных уборов я выделила богато украшенный праздничный калфак, имеющий несколько вариантов и разнообразный по материалу изготовления и способу декорирования.
На основании исследования из подготовленного материала я сшила женский
национальный головной убор - калфак.
В группе женских головных уборов мы выделим богато украшенный праздничный калфак, имеющий несколько вариантов и разнообразный по материалу изготовления и способу декорирования. Этот девичий головной убор, бытовавший среди татарок в XIX – начале XX вв., по своей форме представлял, как это ни прозаично, простой колпак. Именно так называет его Н. И. Воробьев.
Головной убор молодой девушки из семьи состоятельных горожан богато украшен: вся его поверхность покрыта вышивкой, а в свисающей на лоб золотой бахроме видны также нитки жемчуга. В уборе городских красавиц укачачак, которую прежде повязывали сверху, пришита и украшает калфак по периметру. Золотой и серебряной бахромой часто бывает обшита не только налобная, но и ниспадающая назад часть убора; покачивающаяся масса сверкающей металлической бахромы, местами унизанной бусинами и жемчугом, создает при движении шумящий эффект, вторя легкому позвякиванию закрывающих волосы накосников-чулп, длинных серег, воротниковых застежек с подвесками.
Бумажная марка, наклеенная на подкладку, не только указывает имя производителя, но и содержит сведения о содержании серебра в золоченой нити - 94%. На её качестве стоит остановиться особо, поскольку поверхность, выложенная серебряной, тонко золоченной нитью, не имеет однородного слепящего блеска, но таинственно мерцает.
В узорных композициях околышей и верха закрепились, стали традицией многие декоративные мотивы и схемы. Излюбленные букеты и отдельные цветочные мотивы сочетаются с полумесяцем и звездами, формируют цветущие кусты с изображениями животных, бабочек и птиц.
Обращаясь к старинным образцам, мастерицы создавали в традиционных композициях новые акценты, умело используя нити серебряные и золотые, плоские и фактурные, а также блестки разной формы. В орнаментации околышей, восходящей к древней традиции украшения налобной части женского головного убора, еще прослеживаются компоненты, связанные с прежней охранительной функцией. Таковы узкие околыши, заполненные спиралями, побегами, листьями и завитками.
В высоких налобниках поздних калфачков-наколок узор укрупняется, самостоятельную ценность приобретает повторенный трижды сложный мотив или отдельная композиция. Шитые золотом казанские калфачки ныне украшают коллекции многих музеев России.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: ширить — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Синонимы к слову «калфак»
Предложения со словом «калфак»
- Удивлённая его дерзостью, она, резко вскинула голову, зазвенев золотыми монетками, украшавшими высокий калфак.
Саукеле́ (каз. сәукеле, кирг. шөкүлө) — высокий конусообразный головной убор, высотой около 70 сантиметров, украшенный серебряными и золотыми монетами, жемчугом и кораллами, один из древних головных уборов, бытовавший у казахов до самого конца 19 века.
Туркменский национальный костюм — национальное одеяние туркмен. Основные цвета — красный, чёрный, жёлтый и белый; воротники, рукава и края женской традиционной одежды украшаются вышивкой. До 1970-х годов женский национальный костюм туркмен оставался сложнейшим из иранских племенных.
Узбекский национальный костюм — созданный в древние времена и используемый до наших дней, отражает национальную специфику узбекского народа, тесно связан с его культурой и историей. Имеет характерные для каждого региона отличия и особенности.
Азербайджанский национальный костюм (азерб. Azərbaycan Milli geyimləri) создавался в результате длительных процессов развития материальной и духовной культуры азербайджанского народа, он тесно связан с его историей и отражает её национальную специфику.
Калфак – веяние моды или неотъемлемый атрибут татарки?
Мы продолжаем с вами знакомиться с историей и трансформацией традиционного облачения татарской девушки. Сегодня более подробно остановимся на головных уборах и узнаем, как раньше украшали калфак, когда он трансформировался в заколку и как по одному головному убору можно было понять социальный статус носящей его девушки.
Среди главных женских головных уборов татарок особое место принадлежит богато украшенному праздничному калфаку. Сегодня из чего только его не создают и как только не украшают! А раньше, этот девичий головной убор, бытовавший среди татарок в XIX – начале XX вв., по своей форме представлял собой простой колпак.
Как умело сохранить свое национальное достояние и суметь при этом его приумножить? Современные молодые татары стремятся обозначить свою национальную принадлежность и отдать должное своим предкам.
Такой калфак мог достигать в длину 80 сантиметров, так что неудивительно, что татарки могли прятать под ним свои длинные косы, надвигая его на самый лоб, а тот самый конец калфака откидывать слегка набок или назад.
Если обратить внимание на старинные фотографии и гравюры, то можно заметить, что вместе с калфаком надевалась специальная налобная повязка укачачак. Так головной убор становился ещё красивей.
Если вы думаете, что калфак просто представлял собой однотонную ткань, то сильно ошибаетесь: уже в первой половине XIX в. традиционный девичий калфак имел разнообразные варианты фасона и отделки. Например, появились калфаки из трикотажного полотна с поперечными цветными полосками.
Вообще каждый отдельный калфак украшался, исходя из мастерства его обладательницы. В декорировании использовались техники золотного шитья или вышивки лентами, различные цвета и нитки – ограничением могла стать только фантазия мастерицы.
Бытует мнение, что татарские бабушки не покрывались. Также, можно услышать, что хиджаб – чуждый для татарского народа обычай. Мол наши татарки в прошлом всегда одевались по-другому. Но так ли это в действительности?
Головной убор молодой девушки из семьи состоятельных горожан был богато украшен: вся его поверхность покрывалась вышивкой, а в свисающей на лоб золотой бахроме часто виднелись нитки жемчуга. В уборе городских красавиц укачачак, которую прежде повязывали сверху, уже пришивалась и украшал калфак по всему его периметру.
Золотой и серебряной бахромой часто обшивали не только налобную, но и ниспадающую назад часть убора. А теперь представьте, какой шумящий эффект производила покачивающаяся на голове масса сверкающей металлической бахромы, местами унизанной бусинами и жемчугом, вторившая лёгкому позвякиванию закрывающих волосы накосников-чулп, длинных серёг, воротниковых застёжек с подвесками. Теперь популярное в народе мнение о том, что татарскую девушку сначала услышишь, а потом увидишь, обретает особый смысл.
Сегодня мы с вами поговорим о том, как издревле была устроена татарская изба, в чём заключается её принципиально отличие от русских домов и какие правила не стоит нарушать, если вас пригласили в татарскую семью.
Интересны особенности калфака и в зависимости от семейного положения его обладательницы. Так, к примеру, у замужней женщины калфак должен был скрывать от посторонних не только волосы, но также шею, плечи и спину.
Конечно, когда всё вокруг меняется, странно надеяться, что национальный костюм останется неизменным. Так случилось и с традиционным калфаком, который уже во второй половине XIX в. стал претерпевать некоторые изменения.
Сначала его шили преимущественно из однотонного бархата, а позже и налобная повязка трансформировалась в расшитый околыш на жесткой основе. Следующим этапом стало появление миниатюрных калфаков-наколок – особой разновидности старинного убора.
Особую популярность такие калфачки получили в начале XX в. Неизменным атрибутом по-прежнему оставалось наличие поверх платка (кстати, подобные сочетания можно встретить и на современных татарках на праздничных или народных гуляниях).
Интересно, что самыми популярными узорами стали конечно же цветочные принты и изображения полумесяца и звёзд, в едином орнаменте они смотрятся органично.
Читайте также:
- Использование икт в начальной школе как средство повышения качества работы учителя
- Проект по английскому языку 3 класс меню на неделю для ученика лесной школы
- В чем причины малой химической активности простого вещества азота кратко
- Что такое ноумен в философии определение кратко
- Как сделать дерево своими руками для детского сада из фанеры