Что такое калфак кратко

Обновлено: 06.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

МБОУ "Сульмашинская ООШ"

Калфак -татарский головной убор.

ученица 6 класса

Глава 1.Что такое калфак. 5

1.1. Татарские узоры на калфаке ……. 5

1.2 Возрастная дифференциация в женских головных уборах . ……. 6

Глава 2.Описание и изготовление головного убора –калфак для праздника..8

Список литературы. 10

Приложение (фото). 11

Актуальность исследования

Я по национальности татарка, мои родители говорят на татарском языке. Я плохо знаю свой язык. Про традиции и обычаях своего народа знаю только по рассказам мамы и бабушки. Хотелось бы больше узнать о корнях, об истории своего народа а именно о головном уборе - калфак.

С раннего детства я вместе со своей семьёй езжу в деревню к своей любимой бабушке. Летом там у нас очень хорошо, особенно интересно бывает в татарской деревне на праздниках. Один из таких замечательных, традиционных праздников у татарского народа это Сабантуй бәйрәме.

После праздника я задумалась, почему мои сверстники не надевают в повседневной жизни такую красивую, самобытную, национальную одежду? И мне захотелось побольше узнать об истории татарского костюма, одежде и обуви… Мне было интересно узнать, что носили наши предки. Одевают ли татарский костюм в наши дни и в моей семье?

Тема моей исследовательской работы: Женский головной убор татар - калфак .

Объектом моего исследования стал калфак, как национальный головной убор татар.

Предметом же исследования я выбрала особенности, виды, орнаменты, историю головного убора.

Итак, цель моей работы: Изучение истории и исследование видов калфака, элементов орнамента национального татарского головного убора.

1. Изучить литературу по истории головного убора.

2.Описатьголовнойубор татарского народа.

3.Выявить особенности калфака и сшить калфак для себя.

Возможно изучая особенности калфака, в современном мире носить и сшить вручную головной убор-калфак.

Что такое КАЛФАК?

Вторая половина XIX века явилась эпохой возрождения новых сил – серьезные изменения испытала женская одежда. Формируется новый утонченный стиль татарского костюма. Невозможно представить татарский костюм без искусно расшитых калфаков и тюбетеек, в лучших своих образцах поднявшихся до уровня художественных произведений.

С древнейших времен в костюмах всех народов головные уборы являлись обязательным атрибутом. Они входили в единый стилевой комплекс, оберегали голову от дурных воздействий. Не случайно любая религия также предусматривает покрытие головы.

Раньше были популярны белые мягкие трикотажные или вязанные калфачки с вышивкой, которые надевались на всю голову. Затем появились большие бархатные калфаки с крупным золотошвейным узором и бахромой, свисающей до самых плеч.

К середине XIX века калфаки становятся короче, изящнее, исчезают тяжелые кисти и бахрома. Часто такие калфачки носились под платком или шалью. В орнаментации калфаков широкое применение получает белый, реже - цветной бисер.

Татарские женщины вкладывали много труда и умения в изготовление калфаков, они входили в состав приданого и передавались по наследству.

1.1.Татарские узоры на калфаке.

Узоры в татарской вышивке чаще всего цветочно-растительного характера, они черпались из окружающей природы. Так можжевельник, шиповник, рябина считались растениями счастья. По сей день принято использовать их цветы, ветки как талисман. Роза считается знаком красоты и любви. А один из первых весенних цветов и излюбленный элемент в татарском орнаменте – тюльпан,

является символом возрождения. Если рассматривать период с конца XVIII до начала XX века, то форма, размеры, орнаментация калфаков, впрочем, как и весь национальный костюм, постоянно изменялись.

1.2.Возрастная дифференциация в женских головных уборах .

Головной убор татарки состоял из трех частей. Это нижние, основные и верхние уборы. Нижние головные уборы должны были собирать и закрывать волосы, и поэтому их формы были связаны с прической. Мусульманки заплетали волосы в две косы, которые спускались на спину, поэтому волосы у них состояли из шапочки и накосника.

У сельских девушек и кряшен калфак был вязанным из белых хлопчатобумажных ниток. "Городские" калфаки вязались в полоску из цветных шелковых нитей.

Головные уборы замужних женщин закрывали не только голову и волосы женщины, но и ее шею, плечи и спину. Головной убор татарки состоял из трех обязательных частей. Нижние основные уборы (волосники) использовались, чтобы собрать и закрыть волосы. Мусульманки заплетали волосы в две косы, которые спускались на спину, кряшенки же укладывали свои косы так же, как и русские женщины, вокруг головы и под чепец. Основные (средние) уборы – покрывала – больше характерны для пожилых женщин. Они были различными по форме: треугольные, квадратные, полотенцеобразные. Верхние головные уборы одевались поверх покрывал, прочно удерживая их на голове. Это были разные повязки, платки и шапки.

Девичьи уборы имели калфаковую и шапкообразную форму. Косы находились на спине и оставались открытыми или прикрывались специальным украшением (чеч тенкесе). Самым популярным девичьим убором был калфак. Он надевался на голову в комплекте со специальной повязкой-украшением (ука чачак), а конусообразный конец с кисточкой откидывался назад или набок.

Особый интерес представляют старинные монетные шапки. Это каркасная шапочка на твердой основе (такыя бурек) , которая имела вид высокого конуса, покрытого шелковой материей, ушитого золочёными кораллами и жемчугом. Сверху конус оканчивался золочёной верхушкой. Основной головной убор пожилой татарки представлял собой покрывалообразную косынку (орпек) длиной 2.5 метров. Изготовляли его из белого или нежно-кремового коленкора, тюля, украшали богатой многоцветной тамбурной вышивкой. Лицевая часть убора (битлек) оформлялась несколькими монетками. Поверх орпек надевалась традиционная для казанских татар шапка с широким меховым околышем и плоским верхом (камчат-бурек) или монетная шапочка (ука-бурек).

Калфак стал неотъемлемой частью классического национального татарского костюма . Богато украшался вышивкой, расшивался золотыми и серебряными нитями, бисером . В начале XX века среди татарских женщин, в большей степени у интеллигенции и горожан, распространилась европейская форма одежды, однако калфак, несмотря на уменьшение в размерах, остался традиционным головным убором, подчеркивавшим национальность женщины.

В советское время калфак перестал быть повседневным головным убором и стал надеваться лишь на праздники или в качестве элемента национального сценического костюма.

В группе женских головных уборов я выделила богато украшенный праздничный калфак, имеющий несколько вариантов и разнообразный по материалу изготовления и способу декорирования.

На основании исследования из подготовленного материала я сшила женский

национальный головной убор - калфак.


В группе женских головных уборов мы выделим богато украшенный праздничный калфак, имеющий не­сколько вариантов и разнообразный по материалу изготовления и способу декорирования. Этот девичий голо­вной убор, бытовавший среди тата­рок в XIX – начале XX вв., по своей форме представлял, как это ни проза­ично, простой колпак. Именно так на­зывает его Н. И. Воробьев.

Головной убор молодой девушки из семьи состоятельных горожан богато украшен: вся его поверхность покрыта вышивкой, а в сви­сающей на лоб золотой бахроме видны также нитки жемчуга. В уборе городских красавиц укачачак, которую прежде повязывали свер­ху, пришита и украшает калфак по периметру. Золотой и серебряной бахромой часто бывает обшита не только налобная, но и ниспадающая назад часть убора; покачивающаяся масса сверкающей металлической бахромы, местами унизанной бусинами и жемчугом, создает при движении шумящий эффект, вторя легкому позвякиванию закрывающих волосы накосников-чулп, длинных серег, воротниковых застежек с подвесками.

Бумажная марка, наклеенная на подкладку, не только указывает имя производителя, но и содержит сведения о содержании серебра в золо­ченой нити - 94%. На её качестве стоит остановиться особо, поскольку поверхность, выложенная серебря­ной, тонко золоченной нитью, не имеет однородного слепящего блеска, но таинственно мерцает.

В узорных композициях околышей и верха закрепи­лись, стали традицией многие декоративные мотивы и схемы. Излюбленные букеты и отдельные цветочные мотивы сочетаются с полумесяцем и звездами, фор­мируют цветущие кусты с изображениями животных, бабочек и птиц.

Обращаясь к старинным образцам, мастерицы создавали в традиционных ком­позициях новые акценты, умело используя нити се­ребряные и золотые, плоские и фактурные, а также блестки разной формы. В орнаментации околышей, восходящей к древней традиции украшения налобной части женского головного убора, еще прослеживают­ся компоненты, связанные с прежней охранитель­ной функцией. Таковы узкие околыши, заполненные спиралями, побегами, листьями и завитками.

В вы­соких налобниках поздних калфачков-наколок узор укрупняется, самостоятельную ценность приобретает повторенный трижды сложный мотив или отдельная композиция. Шитые золотом казанские калфачки ныне украшают коллекции многих музеев России.


Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: ширить — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Синонимы к слову «калфак»

Предложения со словом «калфак»

  • Удивлённая его дерзостью, она, резко вскинула голову, зазвенев золотыми монетками, украшавшими высокий калфак.

Саукеле́ (каз. сәукеле, кирг. шөкүлө) — высокий конусообразный головной убор, высотой около 70 сантиметров, украшенный серебряными и золотыми монетами, жемчугом и кораллами, один из древних головных уборов, бытовавший у казахов до самого конца 19 века.

Туркменский национальный костюм — национальное одеяние туркмен. Основные цвета — красный, чёрный, жёлтый и белый; воротники, рукава и края женской традиционной одежды украшаются вышивкой. До 1970-х годов женский национальный костюм туркмен оставался сложнейшим из иранских племенных.

Узбекский национальный костюм — созданный в древние времена и используемый до наших дней, отражает национальную специфику узбекского народа, тесно связан с его культурой и историей. Имеет характерные для каждого региона отличия и особенности.

Азербайджанский национальный костюм (азерб. Azərbaycan Milli geyimləri) создавался в результате длительных процессов развития материальной и духовной культуры азербайджанского народа, он тесно связан с его историей и отражает её национальную специфику.

Калфак – веяние моды или неотъемлемый атрибут татарки?

Калфак – веяние моды или неотъемлемый атрибут татарки?

Мы продолжаем с вами знакомиться с историей и трансформацией традиционного облачения татарской девушки. Сегодня более подробно остановимся на головных уборах и узнаем, как раньше украшали калфак, когда он трансформировался в заколку и как по одному головному убору можно было понять социальный статус носящей его девушки.

Одна деталь, которая расскажет всё о статусе и положении девушки

Среди главных женских головных уборов татарок особое место принадлежит богато украшенному праздничному калфаку. Сегодня из чего только его не создают и как только не украшают! А раньше, этот девичий головной убор, бытовавший среди татарок в XIX – начале XX вв., по своей форме представлял собой простой колпак.

Как умело сохранить свое национальное достояние и суметь при этом его приумножить? Современные молодые татары стремятся обозначить свою национальную принадлежность и отдать должное своим предкам.

Одна деталь, которая расскажет всё о статусе и положении девушки

Такой калфак мог достигать в длину 80 сантиметров, так что неудивительно, что татарки могли прятать под ним свои длинные косы, надвигая его на самый лоб, а тот самый конец калфака откидывать слегка набок или назад.

Одна деталь, которая расскажет всё о статусе и положении девушки

Если обратить внимание на старинные фотографии и гравюры, то можно заметить, что вместе с калфаком надевалась специальная налобная повязка укачачак. Так головной убор становился ещё красивей.

Если вы думаете, что калфак просто представлял собой однотонную ткань, то сильно ошибаетесь: уже в первой половине XIX в. традиционный девичий калфак имел разнообразные варианты фасона и отделки. Например, появились калфаки из трикотажного полотна с поперечными цветными полосками.

Одна деталь, которая расскажет всё о статусе и положении девушки

Вообще каждый отдельный калфак украшался, исходя из мастерства его обладательницы. В декорировании использовались техники золотного шитья или вышивки лентами, различные цвета и нитки – ограничением могла стать только фантазия мастерицы.

Бытует мнение, что татарские бабушки не покрывались. Также, можно услышать, что хиджаб – чуждый для татарского народа обычай. Мол наши татарки в прошлом всегда одевались по-другому. Но так ли это в действительности?

Головной убор молодой девушки из семьи состоятельных горожан был богато украшен: вся его поверхность покрывалась вышивкой, а в свисающей на лоб золотой бахроме часто виднелись нитки жемчуга. В уборе городских красавиц укачачак, которую прежде повязывали сверху, уже пришивалась и украшал калфак по всему его периметру.

Одна деталь, которая расскажет всё о статусе и положении девушки

Золотой и серебряной бахромой часто обшивали не только налобную, но и ниспадающую назад часть убора. А теперь представьте, какой шумящий эффект производила покачивающаяся на голове масса сверкающей металлической бахромы, местами унизанной бусинами и жемчугом, вторившая лёгкому позвякиванию закрывающих волосы накосников-чулп, длинных серёг, воротниковых застёжек с подвесками. Теперь популярное в народе мнение о том, что татарскую девушку сначала услышишь, а потом увидишь, обретает особый смысл.

Сегодня мы с вами поговорим о том, как издревле была устроена татарская изба, в чём заключается её принципиально отличие от русских домов и какие правила не стоит нарушать, если вас пригласили в татарскую семью.

Одна деталь, которая расскажет всё о статусе и положении девушки

Интересны особенности калфака и в зависимости от семейного положения его обладательницы. Так, к примеру, у замужней женщины калфак должен был скрывать от посторонних не только волосы, но также шею, плечи и спину.

Конечно, когда всё вокруг меняется, странно надеяться, что национальный костюм останется неизменным. Так случилось и с традиционным калфаком, который уже во второй половине XIX в. стал претерпевать некоторые изменения.

Сначала его шили преимущественно из однотонного бархата, а позже и налобная повязка трансформировалась в расшитый околыш на жесткой основе. Следующим этапом стало появление миниатюрных калфаков-наколок – особой разновидности старинного убора.

Особую популярность такие калфачки получили в начале XX в. Неизменным атрибутом по-прежнему оставалось наличие поверх платка (кстати, подобные сочетания можно встретить и на современных татарках на праздничных или народных гуляниях).

Интересно, что самыми популярными узорами стали конечно же цветочные принты и изображения полумесяца и звёзд, в едином орнаменте они смотрятся органично.

Читайте также: