Почему школа вредит здоровью

Обновлено: 05.07.2024

Мой сын — 11-классник и сейчас готовится сдавать ЕГЭ. Он учится в хорошем лицее, у него отличная классная руководительница и прекрасные отношения с одноклассниками, но если бы я могла повернуть время вспять, то всерьез задумалась бы о домашнем образовании.

Огромное количество сложных теоретических знаний, которые никогда не пригодятся в жизни

Моя подруга живет в Азии, ее сын, ровесник моего, учится там в международной школе. Он понятия не имеет, как выглядит интеграл, и не знает, как записать структурную формулу органического соединения. Зато умеет планировать свой бюджет, знает симптомы распространенных заболеваний, разбирается в принципах правильного питания и выращивает листовой салат у себя в комнате. Всему этому его научили на уроках по основам здоровья и гигиены, садоводству, домашней экономике.

Одна из моих главных претензий к системе образования — огромное количество абстрактных знаний, которыми пичкают детей в школе, но при этом не объясняют, как эти знания помогут им в будущем и помогут ли вообще. Я бы предпочла, например, чтобы вместо никому не нужных морфологических и фонетических разборов в начальной школе и среднем звене моего сына научили тому, что ему действительно пригодится в жизни. Да хотя бы составлять список покупок и правильно питаться.

Вряд ли можно однозначно ответить на вопрос, что важнее: пресловутые интегралы, бесконечные дискуссии об Анне Карениной, квантовая физика или умение заботиться о собственном здоровье, планировать расходы и выращивать еду. Однако я уверена, что у составителей школьной программы есть повод серьезно об этом задуматься.

Форма важнее содержания

Слишком много бессмысленной зубрежки

Почему-то правила нужно до сих пор учить наизусть и запрещено рассказывать своими словами. Но ведь именно так учитель может быть уверен, что ученик понял материал. Бессмысленная зубрежка давно уже не используется в прогрессивных школах, а у нас продолжают снижать оценки, если ребенок немного перепутал порядок слов.

В программе любого предмета обязательно найдется что-нибудь для зазубривания. Учить наизусть стихи или неправильные глаголы — это еще можно понять. Но запоминать даты разных исторических событий или атомный вес химических элементов и потом писать по ним диктанты — процесс совершенно бессмысленный. Все это забывается сразу после диктанта. Не важнее ли вызвать (или не отбить) у ребенка интерес к предмету — так, чтобы он сам захотел почитать, разобраться, глубже вникнуть в тему?

Оценки не отражают знаний и создают неправильную мотивацию

Оценки — другая проблема современного образования. Существующую пятибалльную (а по сути — четырехбалльную) систему я считаю пережитком прошлого. Оценки часто бывают субъективны даже по точным предметам. Одному ученику за 2 ошибки ставят тройку, другому — четверку. Почему? Просто первый — бездельник, а второй — отличник. А чтение стихов наизусть у доски? Ведь актерские способности и хорошая дикция есть далеко не у каждого. И получается, что за одну и ту же работу один ученик может получить пятерку, другой — тройку.

Оценка практически всегда связана с психологическим давлением. За плохие оценки ругают родители. Учителя и одноклассники по-разному относятся к отличникам и двоечникам. Таким образом, именно оценка, а не знание, становится целью для ученика и средством манипуляции для учителя.

Иностранные языки преподаются очень плохо

Когда сын учился в 9-м классе, я с удивлением узнала, что некоторые его одноклассники понятия не имеют о неправильных глаголах в английском языке, а домашнюю работу делают так: пишут текст на русском языке в Google.Translate, а потом списывают из окошка перевода, иногда полную белиберду, и получают за это хорошие оценки — четверки и пятерки. Об устном общении не идет и речи, старшеклассники даже читают на английском языке с трудом.

Те, кто хочет овладеть языком, записываются на курсы или ходят к репетиторам. Почему-то в школе иностранный язык превратили во второстепенный предмет вроде музыки или технологии, хотя, казалось бы, куда сейчас без него. И это не только в нашем лицее. Более-менее сносно английский преподают только в школах с углубленным изучением языков.

Предполагается, что к 11-му классу ученики должны владеть английским языком на уверенном уровне B1 (хотя, положа руку на сердце, за 11 лет можно было бы дойти до B2). На деле большинство не дотягивает даже до A2. Ситуация с изучением этого предмета столь катастрофическая, что уровень владения английским языком россиян за последние годы упал, и мы перешли в группу стран, где плохо говорят по-английски.

Другие языки — французский, немецкий — вообще практически нигде не изучаются, потому что на них нет спроса, да и специалистов днем с огнем не сыщешь.

Большинство родителей отправляют детей в школу, даже не подозревая, какой вред приносит школа детям.

Цель родителей, чтобы их дети были умными и здоровыми, цель системы образования, сделать ребенка послушным рабом, а те, кто не попадают в группу послушных, делают неудачниками и умственно отсталыми.

Смена школы, не вариант, смена учителей также, по той причине, что действует одна и та же система, которая не меняется несколько веков. Мир поменялся, а нас учат тому, чего нет.

Нас учили в школе, что успех в жизни, если не является синонимом, то, по крайней мере, сильно зависит от школьного обучения, но исторически это неверно ни в интеллектуальном, ни в финансовом смысле. И множество людей во всем мире сегодня находит способ научиться чему-либо, не обращаясь к системе обязательного среднего образования, которая слишком часто напоминает тюрьму.

Что если настоящая проблема заключается в самой школе? Печальный факт заключается в том, что школа по своей природе обманывает ожидания наших детей и нашего общества.

Обязательное школьное обучение уже несколько поколений является твердо установленной истиной, закрепившейся в нашей культуре. Большинство людей исходит из того, что базовая концепция школьного образования, которая известна нам сегодня, появилась на основе научных данных о том, как дети смогут учиться наилучшим образом. Но на самом деле, это далеко не так.

Массовое обучение принудительного характера было задумано и активно навязывалось в течение большей части девятнадцатого века. Декларированная цель государственного образования заключалась в том, чтобы наполнить молодёжь знанием и пробудить их ум.

А на самом деле это очень далеко от правды. Настоящая цель состоит в том, чтобы просто воспитать как можно больше людей посредственного интеллекта, чтобы не позволить ученикам сформировать навыки лидерства и гарантировать воспитание послушных и несовершенных граждан, и тем самым сделать население легко управляемым.

Когда контроль над школами взяло в свои руки государство, сделавшее образование обязательным, основные структуры и методы обучения остались без изменений. Последующие попытки проведения реформ потерпели неудачу, поскольку, хотя они и предусматривали некие изменения в школьной структуре, но основы образования никто менять не собирался. Централизованная, иерархическая система и методика обучения с последующими проверками и экзаменами, в которой мотивом для учебы и приобретения знаний являлась система поощрений и наказаний, но не любознательность и не реальное и глубоко прочувствованное стремление к познанию, очень хорошо подходили для воспитания послушания.

Нынешняя система образования, созданная несколько веков назад, немножко подкорректирована, но полностью осталась неизменной. В итоге, мы живем в 21 веке, а в школе нас учат жить совершенно в другом мире, далеко в прошлом. Нам сегодня нужны знания, а не оценки, нам нужны новые ответы на вопросы о жизненных проблемах и обстоятельствах. Применяя то, чему нас учит школа на практике, мы видим, как 80% людей живут несчастной жизнью, едва сводя концы с концами. И самое главное то, что школа, принося детям и нам только вред, ничего не меняет в системе образования. Строятся новые школы, на работу нанимаются новые учителя, профессионалы, уменьшается количество учеников в классе, с целью улучшить образование. Все это, не решит проблему, по одной простой причине, система остается неизменной.

Действительно ли мы нуждаемся в школе? Мы имеем в виду образование, а всего лишь принудительное обучение: по шесть уроков в день, пять дней в неделю, девять месяцев в году, в течение двенадцати лет. На самом ли деле этот заведенный порядок так уж необходим? И если он нужен, то для чего? Не надо прикрываться необходимостью в обучении чтению, письму, арифметике в качестве объяснения причины, потому что это уже давно опровергнуто как домашним образованием, так и альтернативными формами образования.

Целью нынешней является снижение уровня индивидуальности, насколько это возможно, до примерно одного уровня, чтобы воспроизводить и тренировать стандартизированных граждан, для подавления инакомыслия и оригинальности. Такова цель школьного образования везде.

Современные школы выполняют следующие обязательные функции:

Адаптивная функция . Школы должны воспитать устойчивые привычные реакции на власть, что конечно полностью устраняет способность к критическому суждению. При этом в школе не может преподаваться полезный или интересный материал, потому что невозможно проверить рефлексивное повиновение, пока не заставишь детей учить и делать глупые и скучные вещи.

Функция интегрирования . Ее предназначение состоит в том, чтобы сделать детей максимально похожими друг на друга. Люди, которые соответствуют ожиданиям - легко предсказуемы, что имеет большое значение для тех, кто хочет использовать и управлять многочисленной рабочей силой.

Дифференцирующая функция . Дети должны быть отсортированы в соответствии со своей ролью и обучены ровно настолько, каково их предназначение в социальной машине - и ни на один шаг далее.

Функция отбора. Предназначение школ - отмечать неугодных плохими отметками, помещением в группы для отстающих и другими наказаниями, чтобы эффективно устранить их из репродуктивной деятельности.

Пропедевтическая функция . Небольшую часть детей будет потихоньку обучать тому, как следить и управлять сознательно оглупленным населением, чтобы правительство могло продолжать свою деятельность без волнений, и у корпораций никогда не было недостатка в послушной рабочей силе.

В чём еще заключается вред школьного образования?

Дело в том, что пока учащийся учится в школе, вузе, ему приходится так много запоминать информации, что от этого его аналитические способности, практически угасают. За годы обучения, то есть закачивания в мозг огромного объёма информации, в значительной степени лишает человека способности логически мыслить.

И когда ему предлагаю новую, верную схему мира – он не принимает её, поскольку способность к анализу была убита ещё в школе. Человек, который неправильно воспринимает мир, получает в жизни массу неприятных проблем. Так, у него появляются болезни и социальные проблемы.

Скука.

Большинство учеников, будь то отличники, середняки или неуспевающие, в средних и старших классах уже утрачивают интерес к познанию. В школе им зачастую было скучно, потому, что задания глупые, бессмысленные, они это все уже и так знают. Они хотели бы делать что-то настоящее, а не просто сидеть без дела. Учителям точно так же скучно как и учащимся.

Скука - всеобщее состояние школьных учителей. Для них характерен низкий уровень энергии, жалобы и подавленное настроение. Причина заключается в том, что учителя сами продукт той же самой программы обязательного обучения, которая наводит скуку на их учеников и, являясь школьными сотрудниками, они пойманы в ловушку системы, еще более жесткой, чем та, в которой находятся их ученики.

Система школьных оценок.

Больше половины школьников считают, что для их будущего важны хорошие оценки. Низкие баллы часто влекут за собой строгие санкции со стороны родителей, а потому, взрослея, люди вырабатывают алгоритм, где риск ошибиться минимален.

Боязнь совершать ошибки в последующем порождает не самых эффективных участников рынка труда. Такие люди, как правило, не проявляют творческой инициативы, не генерируют новые идеи и т.п., что в свою очередь негативно сказывается и на экономике страны, и в целом на обществе

Знания, которые не пригодились в жизни.

Школа оторвана от реальности. Она стремится вложить в головы учеников как можно больше готовой информации без навыков ее практического применения. Она не учит детей учиться, получать знания, не отвечает запросам рынка труда.

Единые педагогические требования.

Это абсурд. При таком подходе не процесс обучения приспосабливают к ребенку, а вгоняют ученика под изобретенный системой стандарт.

Домашнее задание.

Задания такого типа, в современном обществе, не эффективны: у человека должны четко разделяться: рабочая часть дня и часть отдыха. Для того что бы учебный материал хорошо усваивался, нужно дать мозгу время и отдых для анализа всей полученной информации. Тем более, времени проведенного в школе вполне достаточно, что бы усвоить материал в достаточной степени.

Насильственность школьного образования.

Растянутость по времени.

Такое ощущение, что ради того, чтобы родители могли дольше работать, всю информацию растянули на года. Хотя многое можно было бы изучить в несколько раз быстрее.

Его отсталость и несовременность.

Любые новейшие открытия вы в школе не узнаете. Вам там расскажут о том, что написано в учебнике, даже если недавно кто-то это смог опровергнуть.

Кто определяет правила в детском коллективе? Обычно тот, кто наглее, смелее и сильнее. При этом такой человек не обязательно умен, далеко не всегда обладает нравственной чистотой. И правила создаются такие же.

Любой, кто выделялся, всегда проходил серьезную травлю. Сколько же нужно потратить душевных сил на переваривание всей этой гадости!

Убивает мотивацию и любознательность.

В школе единственная мотивация – это оценка – плохая или хорошая. Из страха перед двойкой стараешься сделать лучше. Делать что-то хорошо просто так, изучать что-то глубже просто так – никто не будет. Зачем? Школа убивает в ребенке его природную любознательность своим насильственным вдалбливанием. Потому что лишние вопросы не задавай – а вдруг учитель сам ответа не знает? И вообще не мешай всем остальным, мало ли что тебе интересно.

Минимум двигательной активности.

Что делают в школе дети в течение 5-6 часов? Сидят на одном месте. Несколько перемен, где можно побегать, но часто даже это нельзя. Пару раз в неделю у них физкультура – и все. Какой тут активный образ жизни? А куда деть всю внутреннюю энергию и силу? И откуда черпать разрядку, вдохновение.

Критика и удар по самооценке.

Система, когда тебя публично спрашивают у доски, и потом ставят оценку, может нанести ребенку много ран. Потому что некоторые боятся отвечать у доски, кто-то все забывает от волнений, кому-то нужно время на то, чтобы включиться. Все дети разные. А публичный опрос подходит лишь некоторым. Остальным он может принести лишний стресс, переживания, в том числе и по поводу публичного выставления оценки учителем.

Нет связи с природой.

Нет в школе природы. Дети весь день в каменных стенах. И городские дети изучают природу в теории, хотя можно было бы выйти на улицу и изучить ее на практике – в лесу, в парке, в огороде.

Школа уничтожает таланты ребенка.

Неважно, что ты любишь. В школе даже очень любимое тобой могут так старательно в тебя засовывать, что это вызовет отторжение.

Школа лишает родителей и детей общения.

Люди любого возраста учатся лучше всего тогда, когда у них имеется собственная мотивация, когда они изучают вопросы, на которые им самим хочется найти ответы, когда они сами ставят перед собой цели в жизни. В таких обстоятельствах учеба обычно доставляет удовольствие и радость.
В нашей сегодняшней культуре существует множество путей, следуя которым дети могут применить свои естественные устремления и инстинкты, направленные на познание всего того, что может пригодиться им во взрослой жизни

Все больше семей сегодня отказываются от обязательных школьных программ, отдавая предпочтение самоуправляемому процессу познания и учебы.

Главное преимущество такого подхода заключается в том, что дети сохраняют любознательность, инициативность и стремление к учебе, а также освобождающейся от школьных нагрузок и расписаний, от необходимости силой и хитростью заставлять детей делать домашнее задание, которое им не интересно.

Однако, не у каждой семьи есть возможности и желание заниматься самоуправляемым обучением детей на дому. Для таких семей выходом является система альтернативного образования.

Школа обучает детей быть служащими и потребителями - учите своих детей быть лидерами и авантюристами.

Школа обучает детей повиноваться рефлективно - учите своих детей думать критически и независимо.

Хорошо обученным школой детям все быстро надоедает - помогите своему ребенку развить свой внутренний мир , чтобы ему никогда не было скучно.

Убеждайте своих детей браться за серьезный материал по истории, литературе, философии, музыке, искусстве, экономике, – все то, что школьные учителя стараются избегать.

Как только вы понимаете логику современного обучения, его уловок и ловушек довольно легко избежать.

Мы можем легко и недорого избавиться от старой системы и помочь детям получить образование, а не просто пройти обучение. Мы можем поощрять лучшие качества молодости: любопытство, стремление к приключениям, упорство и удивительную способность к проникновению в суть изучаемого, предоставляя детям действительно компетентных взрослых и давая каждому ученику ту степень автономии, в которой он или она нуждается, для того чтобы брать на себя время от времени риск. Для этого существуют возможности альтернативного образования.



О школьных тяготах наш сегодняшний разговор с Владиславом Кучмой, директором НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН, завкафедрой гигиены детей и подростков Первого МГМУ им. И. М. Сеченова.


Всё это - последствия хронического стресса. Постоянно растущие нагрузки не соответствуют возможностям детей. Если ничего не менять, мы получим армию юных неврастеников и гипертоников. Но грамотный и при этом больной ребёнок просто не сможет воспользоваться своими знаниями.

Свободу учителям?

В.К.: - В нём декларировано много полезного - вопрос в том, как это выполняется на практике. В своё время все ратовали за введение третьего урока физкультуры в школе. Его ввели. И что? Во многих школах третий урок физкультуры - теоретический, дети делают доклады о пользе здорового образа жизни. Но если ребёнок на физкультуре не вспотел и частота пульса у него не увеличилась до 160-170 - грош цена такому уроку.

В.К.: - Опросы учащихся показывают, что даже в благополучной Москве 30-40% детей имеют горячее питание один раз в день. Но ребёнок, который проводит в школе по 7-8 часов, должен там не только завтракать, но и обедать!


Мы наблюдаем тревожную тенденцию - с одной стороны, вес 20% детей меньше положенного, с другой - около 17% детей имеют лишний вес. Хотя ещё пять лет назад мы с гордостью говорили европейским коллегам, что незнакомы с проблемой лишнего веса. И недостаток, и избыток веса - следствие неправильного питания.

В детдоме лучше?

В.К.:- Этот процесс необратим. Но я всегда настойчиво призываю чиновников не дарить школам ноутбуки. Это средст­во абсолютно не подходит для ребёнка: у ноутбуков фиксированная клавиатура, не приспособленная к детской руке, и экран, который невозможно удалить на нужное расстояние от глаз.

В.К.:- Мы регулярно выезжаем с осмотрами в детские дома, и, поверьте, показатели здоровья этих детей в конце обучения нередко лучше, чем у домашних. Детдомовские дети находятся под постоянным контролем - они регулярно, по часам, питаются, занимаются спортом, своевременно вакцинируются, а в случае возникновения заболевания все предписания врачей выполняются своевременно и в полном объёме.

Вредит ли учеба здоровью?

Как гласит народная мудрость, ученье – свет, а неученье – тьма. Издавна считалось, что именно тяга к знаниям способна развивать личность, профессионализм, технологии и другие отрасли. Если человек длительное время не работает или не учится, то его навыки теряют былую эффективность, он начинает деградировать.

Учеба и здоровье

Что приносит с собой учеба

Польза образования

Во время обучения человек активирует работу мозга: он концентрируется на конкретных вещах, разбирается в материалах, учится работать с информацией, вырабатывает определенные навыки.

Вузовское обучение

Чем полезно обучение

Обучение предполагает постановку цели и ее достижение. При таком подходе индивид учится планировать свои действия, выбирать наиболее оптимальный вариант решения проблемы, иметь при себе альтернативный вариант, анализировать ситуацию.

В ходе обучения студенты получают основной материал в форме лекций. Как правило, там разъясняются сложнейшие или ключевые моменты в рамках конкретной дисциплины. Здесь закладывается фундамент или раскрывается алгоритм действий. На лекциях не нужно самостоятельно работать: достаточно вникать в материал и мотать его на ус.

На семинарах же учащиеся должны показать, что они усвоили и чему научились. Здесь они отвечают на конкретные вопросы, заранее подготовив ответ.

Таким образом, обучение позволяет студентам развить такие способности, как анализ и оценка ситуации, планирование действий, усидчивость, концентрация внимания, самостоятельность и организованность и пр.

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Вред обучения

Несмотря на то, что обучение в школе, СУЗе или ВУЗе прививает новые знания и навыки, образовательный процесс привносит в жизнь учащихся ряд неудобств. В некоторых случаях обучение может вредить здоровью студентов и школьников.

Негативные черты образовательного процесса выглядят следующим образом:

Просидев всю ночь или несколько часов за одним и тем же делом, мозг теряет работоспособность, устает, голова становится тяжелой (появляется головная боль) и плохо усваивает новую информацию. Если злоупотреблять подобными действиями, то можно заработать невроз, расстройство ЦНС и пр.

  • Утрата зрения или ухудшение состояния здоровья

Если студент страдает офтальмологическими отклонениями, то необходимо тщательнее подбирать рабочее место (ряд, парта и пр.). В школе обычно учеников рассаживает учитель, но если он не учтет всех требований (медицинский показаний и пр.), то состояние здоровья ученика может ухудшиться (например, зрение может испортиться еще больше).

Также, если на физкультуре учащийся не будет соблюдать рекомендаций врача (при наличии у него хронических или иных заболеваний), то он может усугубить свое положение.

Студенты привыкли перекусывать на бегу. Множество событий, серьезная учебная нагрузка способны привести к изнеможению или отсутствию свободного времени. Несвоевременное или неполноценное питание сказывается не только на работе головного мозга, но и иммунной системе. Поэтому неправильное питание может вызвать сбой в работе ЖКТ, частые ОРВИ и пр.

Самый страшный враг любого учащегося – стресс, паника и страх. Эти состояния буквально парализуют студентов и школьников. Порой на экзамене они не могут дать ответ даже на простейший вопрос. Из-за стресса учащиеся становятся рассеянными, неорганизованными, забывчивыми, может быть нарушен сон.

Таким образом, учеба или образование двояко сказываются на здоровье студентов и школьников. Чтобы минимизировать вредное воздействие, необходимо грамотно пользоваться принципами тайм-менеджмента.

Читайте также: