Основные библейские идеи человек как цель и венец творения кратко

Обновлено: 04.07.2024

Какое отношение к человеку могут иметь все эти бесчисленные звезды, рассыпанные по бесконечным далям внеземного пространства?

День шестой (часть 2)

Человек как венец творения

КНИГА БЫТИЯ, ГЛАВА 1

27. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. 28. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле. 29. И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя: вам cue будет в пищу.

ВОПРОСЫ

В конце шестого дня творения, как он описан в Книге Бытия 1: 27—29, содержится явное указание на то, что вся Вселенная существует исключительно ради человека. Эта же идея развивается и в Талмуде, где она проиллюстрирована следующим сравнением:

Адам был создан накануне Субботы; почему же? Это может быть уподоблено тому, как земной царь из плоти и крови строит дворец, и обставляет его, и готовит трапезу, а затем приводит в него своих гостей. 1

Чтобы убедиться, насколько абсурдно такое утверждение, достаточно взглянуть на далекие звезды. Во Вселенной миллиарды звезд. Какое отношение к человеку могут иметь все эти бесчисленные звезды, рассыпанные по бесконечным далям внеземного пространства? До недавнего времени, до того, как были изобретены мощные телескопы, никто даже и не знал, что существует так много звезд. Вера в то, что существует связь между человеком и далекими звездами, является предрассудком или предметом астрологии.

Таков распространенный взгляд на вещи. А теперь рассмотрим научные данные, которые дают объяснение библейскому тексту.

ОТДАЛЕННЫЕ ЗВЕЗДЫ

Новейшие достижения астрономии сделали очевидной поразительную связь между жизнью на Земле и отдаленными звездами. Не будет, в сущности, преувеличением сказать, что без звезд жизнь на Земле была бы невозможна.

Тела всех живых организмов содержат такие химические элементы, как углерод, водород, кислород и азот, с небольшой, но жизненно-необходимой добавкой других элементов. Откуда взялись эти элементы?

Согласно хорошо обоснованной современной космологической теории, 2 через несколько мгновений после возникновения Вселенной в ней существовали лишь два элемента: водород и гелий. Не было ни углерода, ни кислорода, ни всех прочих необходимых для жизни элементов. Эти элементы образовались лишь значительно позже, в раскаленных внутренних сферах гигантских звезд. Вот как объясняет это профессор университета в Нью-Мексико Майкл Зейлик:

Таковы результаты новейших исследований. А вот что говорится в Кембриджской Астрономической Энциклопедии:

Огромность межзвездных пространств ослабляет концентрацию космических лучей настолько, что они не могут изжарить нас заживо или, по меньшей мере, стерилизовать. Не будь этих гигантских пространств, изолирующих спокойные области Вселенной от неспокойных, никакая [биологическая] система не могла бы существовать. 5

БИБЛЕЙСКИЙ ТЕКСТ

Ознакомившись с некоторыми из новейших астрономических открытий, касающихся человека, мы можем теперь сопоставить библейский текст с данными современной науки. Рассмотрим вопрос, поднятый в начале данной главы.

Когда мы вглядываемся во Вселенную, изучая многочисленные стечения обстоятельств в области физики и астрономии, в совокупности своей пошедшие нам на пользу, начинает казаться, что Вселенная словно бы знала заранее о нашем предстоящем появлении. 8

Обратите внимание, как полно слова знаменитого ученого гармонируют с высказываниями мудрецов-талмудистов.

ЧЕЛОВЕК ПО ОБРАЗУ БОЖИЮ

Общение
Жажда знания

Человек — единственное живое существо, проявляющее интеллектуальный интерес к вещам, которые не повышают непосредственно его шансы на выживание. Все другие виды заботятся исключительно о пище, об укрытии от непогоды, о том, чтобы избежать опасности, найти себе пару и т.п. — каждый для себя, а также для своего семейства, племени или колонии. В отличие от них, люди с огромным интересом и с большой затратой времени отдаются накоплению знаний и искусствам, не влекущим за собой никаких практических последствий.

Совесть

Самая поразительная форма проявления уникальности человека относится к нравственной области. Человек — и только человек — способен принимать решения, исходя из абстрактных принципов добра и зла. Человек в состоянии пожертвовать своим личным благополучием и даже жизнью из нравственных соображений.

1. Талмуд, Синедрион, 38а.

3. М. Zeilik, Scientific American, т. 238, апрель 1978, стр. 110.

4. S. Mitton,ed.-in-chief. The Cambridge Encyclopedia of Astronomy (London: Jonathan Cape, 1977) стр. 121, 123, 125.


Библейское учение о человеке утверждает: 1) человек есть творение Божие; 2) по своей духовной природе человек есть творение, глубоко отличное от всех других земных тварей, несравненно совершеннее их и представляет собой образ и подобие Божие; 3) по телесной природе своей человек также является совершеннейшим творением Божиим, венцом всего земного творения; 4) и по телесной, и по духовно-нравственной своей природе человек сотворен в совершеннейшем виде, как чистейшая разумная нравственная личность. По своему назначению человек бессмертен, но вследствие грехопадения подвергся проклятию и смерти, от чего может быть спасен и избавлен через искупление.

Эти истины Божественного откровения о человеке резко отличаются от всех натуралистических учений о человеке и превосходят их. Превосходство это заключается: 1) в том, что разрешается неразрешимый для естественных познавательных сил человека вопрос о его происхождении; 2) в том, что разрешается другой неразрешимый для человека вопрос о происхождении зла и его ликвидации.

Родоначальники человеческого рода из животных существуют только в сочинениях дарвинистов, а нигде в природе не существуют и не существовали. Уже один объем мозга обезьян (до 500 граммов ) по сравнению с объемом мозга самых диких народов (свыше 600 граммов ) свидетельствует о том, что данные чисто биологической структуры обезьяны и человека несоизмеримы. Но главное отличие человека от животных – его речь и мышление.

Попытки считать некоторые черепа первобытных людей за переходные звенья между черепами человека и обезьяны всегда терпели поражение. Так, например, знаменитый так называемый неандертальский череп, по заключению ученых, оказался лишь патологическим явлением (уродством).

В остальном дарвинизм не противоречит библейскому откровенному учению о сотворении животных существ, ибо эволюция не разрешает вопроса о том, кто же сотворил первых животных.

По библейскому учению, сначала была создана сама материя земли, затем особым творческим актом были созданы животный мир и человек как животное и наконец особым творческим актом было одухотворение человека.

Для опровержения этого учения необходимо было бы доказать, что материя существовала вечно и что, сама собой развиваясь, она произвела растения, животных и человека с его речью и мышлением и привела к глубоко мудрому и целесообразному строению вселенной, а также привела и к истории всего человечества. Но современная честная наука, в лице своих величайших гениев, не может признать ничего подобного.

Реституциональная (восстановительная)
богословская гипотеза (дополнение)

Нет, конечно, не опровергнет. Но рассмотрим все по порядку.

Что же до инопланетян, то Библия посвящена вопросу спасения людей и просто не рассматривает вопрос о том, есть ли жизнь на других планетах. Если окажется, что есть – это никак не разрушит нашу веру в Бога.

Однако хорошим ответом на вопрос об инопланетянах выглядит тот, который дал блаженный Августин на вопрос о кентаврах. Кто-то спросил у этого великого богослова и мыслителя – можно ли крестить кентавра? Кентавр – это мифологический персонаж, наполовину человек, наполовину конь. Коня крестить, понятно, нельзя, человека – можно. А кентавра?

И блаженный Августин на это сказал: приводите кентавра, будем разбираться. Понятно, что вопрошающие кентавра так и не привели – и вопрос был снят.

Также с инопланетянами – приведите инопланетян, будем разбираться. Пока что все многочисленные инопланетяне, с которыми мы имеем дело – дружелюбные и агрессивные, привлекательные и отвратительные, те, которых находят звездоплаватели на далеких планетах, и те, кто сами прилетают к нам, – это только и исключительно литературные персонажи.

При всей власти космических мифов над воображением современного человека, никаких свидетельств реальности инопланетян у нас нет.

Тора не исключает того, что в процессе Творения из более примитивных форм могли образовываться более сложные, однако не потому, что развитие шло как случайный процесс, а потому, что все происходит из Единого Источника и Творение в своем развитии, отражая этот аспект, проходит весь путь от простейшего, общего для всех, к более сложному, к разнообразию все более развитых форм. При этом, с точки зрения Торы, вообще неправомерно задаваться вопросом, за какое время происходили подобные изменения, т.к. время в обычном понимании определяется восприятием человека, а человек был создан последним.

Эта фраза, подводящая черту всему рассказу о сотворении мира, подчеркивает, что вопрос о том, куда уходят биологические корни человечества, не имеет значения: Тора говорит об этом только для того, чтобы указать, что Творение, как единый процесс, направлено на создание существ, имеющих особые отношения со Всевышним, способных понять Его речь, как подобный понимает Подобного, и вести с Ним диалог.

Интересно, что современные философы вообще приходят к мысли, что любая научная теория в принципе не может противоречить Торе.

Тот, кого беспокоит факт, что в Тору не включена новейшая из научных теорий, пусть попробует представить себе приведенный выше перечень в первой главе Торы, где описано сотворение мира.

Читайте также: