Владимир мономах план урока

Обновлено: 06.07.2024

Планируемые результаты: предметные: объяснять причины княжеских междоусобиц; применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия роли личности в истории; определять исторические процессы и события во времени, применять основные хронологические понятия и термины; устанавливать синхронистические связи истории Руси и стран Европы и Азии; соотносить и систематизировать информацию из различных исторических источников; метапредметные УУД — I) коммуникативные: осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владеть устной и письменной речью; 2) регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план действий; владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; 3) познавательные: привлекать ранее изученный материал для решения познавательных задач; работать с различными источниками информации; выделять главную и второстепенную информацию; ставить репродуктивные вопросы по изученному материалу; устанавливать аналогии; классифицировать явления; личностные УУД: формировать и развивать познавательный интерес к изучению истории России, уважительное отношение к историческому наследию; оценивать исторические события и роль личности в истории; развивать навыки анализа, индивидуального и коллективного проектирования.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Мотивационно-целевой этап

— Как вы думаете, о чем мы будем говорить?

— На какие вопросы нам предстоит ответить?

(Ученики высказывают свои предположения.)

План урока

1. Правление Ярославичей.

2. Княжеские усобицы.

3. Любечский съезд князей.

4. Киевское восстание 1113 г.

5. Правление Владимира Мономаха в Киеве.

Проблемный вопрос

— Как Владимиру Мономаху удалось приостановить распад Древнерусского государства?

III . Введение в новый материал

IV. Работа по теме урока

1. Правление Ярослаиичей

— Работая с п. 1 § 8, ответьте на вопросы.

Вопросы к классу

— Какой новый свод закон придумали Ярославичи?

— Какая новая угроза пришла на Русь?

(Проверка выполнения задания.)

2. Княжеские усобицы

— Работая с п. 2 § 8 учебника, заполните таблицу и ответьте на вопросы.

Сыновья Ярослава Мудрого

Годы пребывания на киевском престоле

Вопросы к классу

— Почему на юге нашей страны обострилась ситуация после смерти Ярослава Мудрого?

— Как вели себя половцы?

— Почему киевляне подняли восстание в 1068 г.?

— Как сложилась судьба князя Изяслава?

— Как повел себя второй сын Ярослава Мудрого — черниговский князь Святослав?

— Как борьба Изяслава и Святослава отразилась на общей обстановке в стране?

— Какие последствия имела борьба Изяслава и Святослава?

— Кто стал киевским князем в 1078 г.?

— Кому и как был передан киевский престол в 1093 г.?

— Какие последствия имела вражда между князьями?

(Проверка выполнения задания.)

Ярослав Мудрый разделил между сыновьями Русскую землю: Изяславу — Киев и Новгород, Святославу — Чернигов и Муромо-Рязанскую землю, Всеволоду — Переяславль и Ростово-Суздальскую землю. Остальные сыновья получили меньшие наделы. Сложился очередной порядок престолонаследия: киевский престол занимал старший в роде, следующий по значению черниговский — второй брат. Смерть любого из князей влекла за собой переход всех нижестоящих на одну ступень вверх. Если князь умирал, не успев занять киевский престол, его дети теряли право на продвижение вверх по лестнице старшинства.

В 1093 г. сын Всеволода Владимир Мономах без борьбы уступил Киев двоюродному брату Святополку Изяславичу. Поскольку Изяслав был старшим братом, то и его сын имел преимущество перед сыновьями младших братьев.

— Каковы основные причины княжеских усобиц?

— Можно ли было избежать усобиц в изучаемый период?

(Учитель записывает на доске версии учеников.)

Причины княжеских усобиц:

1) сложность очередного порядка престолонаследия;

2) рост могущества каждого отдельного княжества;

3) личные амбиции князей.

3. Любечский съезд князей

— Работая с п. 3 § 8 учебника и историческим документом, ответьте на вопросы.

Вопросы к классу

— С какой целью собрались князья в Любече?

— Какое они приняли решение?

— Какими городами владели Владимир, Давид, Олег, Ярослав?

— Как вы думаете, какие положительные последствия имел съезд в Любече?

Вскоре решения съезда о поддержании мира и согласия на Руси были нарушены. Началась новая кровавая усобица. Давид и Святополк заманили в ловушку Василько Теребовльского и ослепили его.

В 1100 г. в городе Витичеве, неподалеку от Киева, князья съехались на новый съезд для того, чтобы договориться о совместном походе против половцев.

К этому времени Руси противостояли две наиболее сильные половецкие орды — приднепровских половцев во главе с ханом Боняком и донских половцев во главе с ханом Шаруканом. Оба хана были опытными полководцами, дерзкими и смелыми воинами. И тому, и другому русские князья за мир платили огромный выкуп. Мономах призвал князей освободиться от этого тяжкого бремени, нанести половцам упреждающий удар, пойти походом в степь.

В 1111 г. против половцев был организован грандиозный поход, который достиг сердца половецких земель. В поход вышли Святополк, Мономах, Давид Святославич с сыновьями. Шли дружины и простые воины со всех русских земель. Вместе с Мономахом ехали его четыре сына — Вячеслав, Ярополк, Юрий и де вятилетний Андрей. Половцы отступали в глубь своих владений. Вскоре русское войско подошло к городу Шаруканю — это были сотни глинобитных домов, кибиток, опоясанных невысоким земляным валом. Ни хана Шарукана, ни его войска в городе не было. Депутация горожан вынесла русским князьям на огромных серебряных блюдах рыбу и чаши с вином. Это означало сдачу города на милость победителей и желание дать выкуп. Жители другого города, Сугрова, куда русское войско подошло на следующий день, отказались сдаться, и тогда город был взят. Пленных в этом бою не брали.

4. Киевское восстание в 1113 г.

По лиственничному праву Владимир Мономах не должен был занять киевский престол. И тем не менее это произошло.

— Работая с п. 4 § 8, проследите путь князя к власти.

(Проверка выполнения задания.)

5. Правление Владимира Мономаха в Киеве

— Разделитесь на две группы, изучите п. 5 § 8 и дополнительный материал, выполните задание и ответьте на вопросы.

Первая группа составляет исторический портрет Владимира Мономаха.

Вторая группа анализирует внутреннюю и внешнюю политику Владимира Мономаха.

Дополнительный материал для первой группы

Князь Владимир Всеволодович был внуком византийского императора Константина Мономаха. Он был невысок ростом, но крепок и силен. С младых лет Владимир закалял свое тело, проводя время в военных упражнениях и походах. На охоте он не страшился схваток с медведем или диким вепрем [кабаном]. В сражениях князь часто сам с мечом в руках врубался в строй врагов. Владимир Мономах много читал, мог вести богословскую беседу.

Б.А. Рыбаков отмечал, что Владимир Мономах — это, прежде всего, живой человек, который был честолюбив и не гнушался никакими средствами для достижения цели.

Вопросы к классу

— Каково было происхождение Владимира Мономаха?

— Какие положительные черты Мономаха выделяли историки?

— Какие отрицательные черты они отмечают у этого политического деятеля?

— Как вы воспринимаете личность Владимира Мономаха? (Проверка выполнения задания.)

Дополнительный материал для второй группы

Пожалуй, ни об одном из деятелей Киевской Руси не сохранилось столько ярких воспоминаний, как о Владимире Мономахе. Его вспоминали и во дворцах, и в крестьянских избах спустя много веков. Народ сложил о нем былины как о победителе грозного половецкого хана Тугоркана — Тугарина Змея. Владимир Мономах — князь деятельный, сильный волею, обладавший здравым умом. Совершив за свою жизнь 83 крупных похода, выиграв десятки сражений, Владимир Мономах стал для потомков не только героем-воином. Н.И. Костомаров описывал время его княжения как самый цветущий период в древней истории Киевской Руси.

Суть его политики была простой и здравой: искать мира при перевесе сил у половцев и наступать, когда удавалось собрать сильный союз различных княжеств. При нем Русь побеждала половцев, и они на время перестали быть постоянной угрозой.

Владимир Мономах сумел на время не только приостановить естественный процесс распада Руси на отдельные земли, но значительно укрепил русскую государственность. Он сокрушил своеволие отдельных князей, заставил их подчиняться себе. Мономах считал, что важнейшей задачей политической деятельности было, с одной стороны, установление порядка и согласия между князьями, а уж потом укрепление могущества Руси на мировой арене. С этой задачей Владимир Мономах справился: власть киевского князя простиралась на все земли, заселенные древнерусской народностью. Усобицы мелких князей решительно пресекались тяжелой рукой великого князя.

Не забывал Владимир Мономах и о том, что одного единения внутри государства недостаточно для крепких позиций на мировой арене. Его внешнеполитическая деятельность была направлена на создание нового образа Киевской Руси. При этом князь одновременно действовал во многих направлениях: расширял и укреплял границы Российского государства путем быстрых и решительных завоеваний, а также создавал условия для культурного роста Киевской Руси. Таким образом, с уверенностью можно сказать, что во времена правления Владимира Мономаха Киевская Русь стала крупным государственным и культурным центром.

(Проверка выполнения задания.)

V. Подведение итогов урока. Рефлексия

Проверим, насколько хорошо вы усвоили новый материал.

— Как развивалось древнерусское законодательство от Ярослава Мудрого до Владимира Мономаха?

Нажмите, чтобы узнать подробности

I Орг. момент.

Приветствие, рапорт дежурного об отсутствующих, настрой на работу, оценочный лист.

Цель нашего урока узнать, что же стало с русской землей после смерти Ярослава Мудрого? (записана на доске)

III Изучение нового материала.

1.Рассказ учителя (или чтение текста стр.170)

Кто становился великим киевским князем после смерти Ярослава? (Его старший сын.) гр.№3
- Кем стали остальные сыновья князя? гр.№1
Словарная работа: удельный князь.гр.№3
Удельный князь – правитель удела.( Записывают в тетрадь)
2.Работа с текстом учебника. Стр. 171 (1-4 абзац., выборочное чтение)

- Почему на Руси наступил мир? гр.№2

- Что известно о князе Владимире? гр.№3

- Почему его назвали Владимиром Мономахом? гр №2

5) Рассказ учителя о Шапке Мономаха (чтение рассказа для дополнительного чтения)

Словарная работа: бармы, царский венец.

Что такое бармы? (Бармы - накидка на плечи, вышитая драгоценными камнями и жемчугом. (в тетрадь)
- Что такое царский венец? (Царский венец - украшенная драгоценностями золотая шапка, которой венчали на царство).(в тетрадь)

Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнусь.
6.Работа с текстом учебника (самостоятельное чтение)

- Какие поучения давал Владимир Мономах детям?

IVЗакрепление нового материала.

1.Какое положение сложилось на Руси в начале вXII.?

2. Почему Владимир Мономах стал известным среди русских людей?

V Итог урока.

Что же стало с русской землей после смерти Ярослава Мудрого?
Как вы оценили, свою работу на уроке? (оценочный лист)


Урок поможет создать образное представление об одном из самых известных князей Древней Руси и его внутренней и внешней политике, способствовавшей стабилизации страны.

Описание разработки

Цель урока: создать образное представление об одном из самых известных князей Древней Руси и его внутренней и внешней политике, способствовавшей стабилизации страны.

Задачи:

1) Охарактеризовать процесс усиления великокняжеской власти при Владимире Мономахе и доказать, на примерах его внутренней и внешней политики, что в период его правления Киевская Русь переживает период расцвета;

2) развивать умение учащихся давать характеристику историческому деятелю, определять его место в историческом процессе;

3) убедить учащихся в силе единства на примере деятельности Владимира Мономаха.

Основные идеи и понятия: междоусобные войны, половцы, Владимир Мономах.

Оборудование: карта, портрет Владимира Мономаха, интерактивная доска, ЦОРы.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний:

каждому ряду задается по вопросу:

2) Какое значение для жизни общества имел письменный закон?;

III. Изучение нового материала.

Со времени междоусобной борьбы между русскими князьями половцы стали постепенно вмешиваться в борьбу русских князей. Сами русские князья для решения своих распрей приглашали и нанимали половецкие войска, что еще больше разоряло Русь. Вот как описывает летописец, очевидец событий, последствия одного половецкого набега:

Сотворился плач великий в земле нашей. Опустели села наши и города наши. Одних ведут в плен, других рассекают саблями, иных в отместку убивают, мучительной смертью, другие трепещут, видя эти убийства пленных. . . Города сжигают, а жителей ведут в свои кочевья. . . Измученных, печальных, костенеющих от холода, голодных, со скорбными лицами и почерневшими телами. . .

Доклад. Владимир Всеволодович Мономах с юных лет показал себя как смелый воин , талантливый полководец и умелый дипломат. Долгие годы он княжил в разных городах Руси - Ростове, Владимире - Волынском , Смоленске , но больше всего в Переяславле, рядом с половецкой степью. Уже в те годы он приобрел большой военный опыт.

К началу 90 - х годов 19 века он стал самым сильным и влиятельным князем на Руси , который не знал поражений на поле брани. В народе он слыл как князь - патриот, который не жалел ни сил , ни жизни ради обороны русских земель.

В 1007г. Русские князья решили положить конец междоусобицам и сплотить свои силы в борьбе с половцами. Местом встречи был выбран родовой замок Мономаха в городе Любече. Уже этот факт может сказать, кто был инициатором съезда.

В Любеч собрались Святополк Изяславич , братья Олег и Давид Святославовичи, Владимир Мономах , Давид Игоревич из Владимира - Волынского и его противник Василько Ростиславович из соседнего города Теребовля , смелый и предприимчивый молодой князь. Все они приехали со своими боярами и дружинами. Князья и их ближайшие соратники сели за общий стол в громадной гриднице замка.

Причиной такой возросшей независимости отдельных земель Руси стало усиление их хозяйственной и военной мощи , рост городов , увеличение в них населения. И Чернигов , и Переяславль , и Смоленск, и Новгород, и Ростов, и Владимир - Волынский , и другие города не нуждались в такой степени , как раньше , в защите со стороны центральной власти: у них были свои многочисленные бояре , дружины , крепости , у них были свои храмы , епископы , монастыри , сильное купечество , ремесленники. А главное - в то время во главе Руси стоял слабый правитель , у которого не было воли и сил подчинить себе свою страну. Единственное , что еще объединяло все земли, - это страх перед половецкими нашествиями. За единство Руси выступала церковь.

Хрупкий мир на Руси был восстановлен , что позволили усилить борьбу с половцами.

Вопрос учителя: Перечислите основные решения Любечского съезда князей. О чем на ваш взгляд, они говорят?

Рассказ учителя про русский крестовый поход в степь.

Смуты на Руси усиливали активность половецких орд. Они ежегодно предпринимали набеги на русские земли. Князья же попытались сплотить свои силы для борьбы с кочевниками. . .

Доклад. В конце 11 - начале 12в. еще более значимой в русском обществе стала роль князей, бояр, дружин. Именно они были в центре всех событий, сражались друг с другом и с кочевниками, обороняли города, захватывали добычу во время побед, теряли имущество во время поражений. Для поддержания их силы и могущества, их вооружения и снабжения требовались все больше средств. Их брали в виде повышения налогов с простого населения. Все большее количество свободных земель князья передавали своим вассалам. Межкняжские битвы сопровождались разорением городского и сельского населения, дополнительными приборами. Для простого человека все это оборачивалось сущей трагедией. Половецкие грабежи и увод пленных дополняли тяготы. К тому же смердов и горожан все чаще привлекали не бесчисленные сечи со степняками. Лежали запустевшими их пехотные земли, затухал огонь в кузнечных горнах, приостанавливал свой нескончаемый бег гончарный круг в ремесленных мастерских, страдала торговля.

В это время тревожно загудел торгово – ремесленный Подол – нижняя часть города, где жили мелкие торговцы, ремесленники, городская беднота.

Сотни людей с топорами, косами, вилами, палками в руках двинулись в центр Киева. Раздавались угрозы в адрес бояр, ростовщиков. Толпа разгромила двор одного из бояр, удар пришелся и по европейским купцам и ростовщикам. В Софийском соборе по зову митрополита сошлись бояре и старшие дружинники, епископы, игумены монастырей. Их решение было однозначным: немедленно звать в Киев Владимира Мономаха, только он мог унять выступление народа. Но поначалу Переяславский князь не внял этому призыву. Он боялся вновь ввергнуть страну в междоусобицу, ведь он не был старшим среди потомков Ярослава Мудрого. Страшился Мономах и киевской верхушки, которая долгие годы служила его скрытому противнику Святополку. У него также не было желания противопоставлять себя восставшим киевлянам.

На следующее утро народ снова высыпал на улицы Киева. В осаде оказался княжеский дворец. Большая толпа бросилась в сторону монастырей. Мятеж нарастал, вовлекая в свой водоворот все новые и новые сотни людей. Поднялись против своих господ окрестные смерды, закупы, рядовичи. Должники отказывались выплачивать проценты и расправлялись с ростовщиками, холопы вышли из повиновения господам.

Учитель: Можно ли считать, что с момента завершения восстания в Киеве началось правление Владимира Мономаха? (дать полный ответ).

Доклад. Ему за шестьдесят, однако стариком его никак не назовешь. Он прями широкогруд. Твердый взгляд больших, очень ярких темно - карих глаз полон жизни. О привычке к степным непогодам да к лесным ночлегам говорит ровная смуглость тонко очерченного лица с резкими морщинами. В легких волосках широкой седой бороды засели две - три лапки желтого березового семени.

Одежда на нем простая – походная, поношенная. Красный бархат высокой круглой шапки повыгорел. Её бобровая оторочка где посвалялась, где повытерлась…

Что говорить – много сделано за полстолетия. Сбылось, кажется всё , о чем мечталось смолоду.

Если золотой киевский престол достался Мономаху лишь на склоне дней, так ведь только оттого, что сам не захотел брать его раньше , чтобы не ввязываться в кровавые споры со сварливой княжеской братией. Но и задолго до того, когда съезжались, бывало, русские князья для устранения мира и когда в знак любви и родства рассаживались все в одном ковре, Владимиру отводилось на этом ковре почетнейшее место. И когда, дав другим откричаться , он принимался говорить своим ровным голосом, никто не смел его перебить, даже ветер как будто унимался , переставая трепать шелковые полы княжеского шатра.

А утвердившись в Киеве, Владимир сразу заставил вспомнить забытое после Ярослава старейшинство матери городов русских. Под тяжести руки Мономаха присмирели завистливые князья , притихло ненасытное боярство, примолк строптивый Новгород.

Владимир знал, что добытой власти и уступит, пока жив , а умирая, без препятствий передаст потомству, для того ныне весною и перевел в Белгород старшего и лучшего из сыновей, чтоб был вблизи и в смертный ею час сразу перенял киевский престол.

Отцово наследство расширил и укрепил за своим родом, рассадив по всем городам сыновей, а владения двоюродных братьев, опасных родовым старшинством, замкнул в полукольцо своих земель.

Половецкой беде положил своими победами предел хоть на время. Загнал грабителей за Дон и надолго отбил у них охоту соваться к Киеву.

Кого только не рубил этот старый меч! Все самые сильные враги сокрушены и один за другим сошли в могилу…

Молва о победах Мономаха прошла по всем западным странам, докатилась до Рима…

Учитель: Корректно ли утверждать, что в короткий промежуток правления Владимира Мономаха и его сына Киевская Русь вновь стала централизованным государством? Свое мнение докажите.

IV. Итоги урока.

Затем проводится кластер ( На доске прописано имя Владимир Мономах, дети отвечают на вопрос какой?). Проводится тестирование.

Урок истории

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Данный конспект урока разработан с использованием приемов технологии смыслового чтения: синквейн, кластер. Класс делится на группы. На уроке дети работают с текстами урока, в которых рассматривается внутренняя и внешняя политика Владимира Мономаха. Урок ориентирован на развитие умения связать информацию, предъявленную в тексте, со сведениями, полученными из других источников, для обоснования представленной точки зрения.

Читайте также: