Психологическое познание как деятельность кратко

Обновлено: 29.06.2024

это может вам помочь Электроника для вашего здоровья: электронные сигареты Мы все знаем, что курение - это вредно! Невероятное количество роликов на тему вреда табакокурения лишний раз заставляют нас задуматься над своим здоровьем и бросить пагубную привычку раз и навсегда

Психологическое познание человека

Психологически познать человека - это значит получить информацию о его психологических особенностях, понять внутреннее состояние и на основании этих знаний предсказать его действия, поступки, поведение в различных жизненных ситуациях. Понятие "человеческая психология" составляют познавательные процессы, состояния, свойства, отношения. Познавательные процессы включают в себя ощущения, восприятие, память, воображение, мышление и речь. К психологическим состояниям относятся эмоциональные, мотивационные и волевые состояния. Психологические свойства - это способности, темперамент, характер. Отношения охватывают отношения человека к себе, к другим людям, к событиям в жизни, к различным объектам и предметам. Все это необходимо знать для того, чтобы лучше понимать человека. Это в свою очередь, позволяет предвидеть, предсказывать его поведение. Зная, например, особенности внимания человека, можно судить о том, способен ли он длительно и сосредоточенно трудиться. Более или менее точное представление об особенностях памяти человека подскажет, сможет ли он запомнить нужные сведения, вовремя, точно и полно воспроизвести их, а также, сколько времени ему может понадобиться для запоминания материала, и как долго этот материал будет храниться в памяти.

Знания о мышлении позволят нам представить особенности интеллекта данного человека, оценить его способности, определив, в частности, где, в чем и каким образом они больше всего проявляются: в решении практических задач с помощью реальных действий с материальными предметами (практическое или наглядно-действенное мышление) или при внутренних манипуляциях с образами (образное мышление), а возможно, в решении абстрактно-логических, теоретических проблем при помощи понятий и по законам логики (словесно- логическое мышление).

Психологические знания о состояниях человека включают представления о его положительном или отрицательном эмоциональном настрое, об общем тонусе (повышенном или пониженном), о внутренней напряженности, об особенностях внимания, а также о характере эмоций: аффектов, чувств, страстей и стрессов. Изучив мотивацию человека, также можно получить немало важных сведений о нем: каковы его основные потребности и интересы, мотивы поведения, цели и ценности, каким образом он принимает и реализует разнообразные решения.

Немаловажно иметь представление и о типе темперамента человека, знать, например, холерик он, флегматик, сангвиник или меланхолик. Еще более важно точно знать черты характера, так как именно они определяют непосредственное поведение человека, его действия, реакции, поступки в тех или иных социальных ситуациях. Особый интерес представляет выявление акцентуированных черт характера, степени развитости тех свойств личности, от которых зависит отношение к людям, например отзывчивость, доброта, готовность прийти на помощь, порядочность, честность и другие.

Наконец, далеко не последнюю роль в психологическом познании человека играет выяснение его отношения к самому себе и к окружающим людям: доволен ли он собой и своими взаимоотношениями с окружающими, любит или не любит себя и людей, удовлетворен или не удовлетворен своим местом в системе человеческих отношений, добр или жесток, честолюбив или без особых претензий, сговорчив или несговорчив, контактен или замкнут, общителен или малообщителен по своей натуре.

Знание психологических состояний человека позволяет находить способы общения с ним, соответствующие его сиюминутному настрою, и тем самым избегать недоразумений и конфликтов (например, человек в данный момент находится в состоянии аффекта, стресса, или просто пребывает в плохом настроении и не расположен к общению). Представление о мотивах и потребностях человека поможет найти общий язык с ним, заинтересовать его и организовать взаимодействие с ним таким образом, чтобы оно в наибольшей степени отвечало актуальным интересам и потребностям данного человека.

Имея информацию о том, как человек принимает и практически реализует принятые решения, мы можем привести наши ожидания в соответствие с психологической индивидуальностью этого человека. Зная, например, о том, что он принимает решение сразу, не раздумывая, и тут же старается его реализовать, общаясь, взаимодействуя с ним, мы настраиваемся на быструю реакцию с его стороны и тщательно продумываем свои действия. Напротив, если известно, что человек не склонен сразу принимать решение, и начинает действовать лишь тогда, когда всё до мелочей обстоятельно обдумано и взвешено, мы не ожидаем от него немедленных реакций и действий. Точное представление о темпераменте и характере человека также позволяет прогнозировать, предвидеть его реакции. Кроме того, поскольку темперамент и характер достаточно устойчивы, приходится принимать как неизбежные некоторые поступки человека, строить личные и деловые взаимоотношения с ним с учетом уже сложившихся особенностей.

Как сказал Бернард Ингхем, бывший в 1979-1990г.г. пресс-секретарем М.Тэтчер: "Следует различать манеру или темперамент и личность. Первые могут быть модифицированы или спрятаны имиджмейкерами, если это необходимо сделать. Холодный или нерешительный темперамент может быть улучшен, грубость может быть спрятана, по крайней мере, на время, нервный темперамент может быть смягчен, а тщеславие осторожно занижено. Однако ни один имиджмейкер не имеет другого выбора как принять личность своего объекта. Личность формируется задолго до того, как имиджмейкер прикоснется к ней и она не может быть существенно изменена или спрятана".

Наконец, зная отношения человека к себе и другим людям, мы можем или подстраиваться под эти отношения или заранее настраиваться на то, чтобы, в конечном счете, изменить их в нужную сторону. Мы можем и должны знать о психологии человека как можно больше, и все эти знания можно, так или иначе, использовать в жизни. В настоящее время мы располагаем накопленными веками знаниями о психологии человека, весомый вклад в этот процесс внесли профессиональные психологи, а также писатели, философы, представители других областей науки и искусства. Зачастую люди, не имеющие отношения к науке, по мере развития цивилизации собирали и передавали из поколения в поколение полезные сведения о психологии человека и об отношениях людей в виде житейских мудростей, обычаев, традиций. И, тем не менее, по сей день мы не можем с уверенностью говорить о том, что знания наши о психологии человека и его поведении достаточно полны и объективны.

На чем основывается такая критическая оценка? Дело в том, что психологические знания касаются самых сложных и труднопознаваемых из всех существующих в мире явлений, так как значительная, а точнее сказать, большая часть внутренней психологической жизни человека протекает на так называемом бессознательном уровне, о котором мы до сих пор конкретно почти ничего не знаем.

Но, тем не менее, кое-какие достоверные знания о психологии человека есть. Мы, например, более или менее определенно знаем о том, как человек воспринимает и перерабатывает элементарную информацию об окружающем его мире в виде ощущений и образов, формируется на базе работы центральной нервной системы и органов чувств. Нам доступны многие знания, относящиеся к области восприятия.

С достаточной уверенностью можно судить о внимании человека, о его памяти, о многих других вещах, связанных с использованием человеком имеющейся у него информации для решения разнообразных задач. В психологии это относится к сферам воображения, мышления и речи. В целом немалыми, но, конечно, далеко не исчерпывающими знаниями мы располагаем о психологии познавательных процессов. Несколько хуже дело обстоит в области познания личности и индивидуальности человека, объяснения его поступков. О способностях людей, например, до сих пор известно очень мало: не до конца ясна их природа, нет достаточных сведений о том, как их формировать или изменять. Вместе с тем мы все же научились более или менее хорошо оценивать уровень развития способностей человека при помощи различных тестов.

Сложившееся много веков назад представление о типах темперамента человека сохранилось до сих пор. К нему в XX веке добавились знания, касающиеся органических основ темперамента, а также методики, позволяющие проводить психодиагностику свойств темперамента, определять его тип у человека. Примерно то же самое можно сказать и о характере человека. Зная с древнейших времен множество черт характера (эти знания отражены в языках, на которых говорят представители разных народов), психологи только в XX веке научились его оценивать с помощью разнообразных тестов. Но ученные до сих пор ещё не получили ответа на вопрос, как возникают и развиваются те или иные черты характера у человека. И здесь практические умения, касающиеся управления темпераментом и характером человека, несколько опережают развитие научно достоверных знаний об этих личностных особенностях.

Знания и объяснения мотивации человека, его ценностей, целей, интересов и потребностей, во-первых, в большинстве случаев имеют характер интуитивных догадок, то есть научно не вполне обоснованных предположений и гипотез, во - вторых, касаются в основном лишь отдельных мотивационных образований человека, например, осознаваемых потребностей, интересов и целей.

Не менее сложно изучение межличностных отношений. Связано это с тем, что, с одной стороны, познание последних сложнее, чем, например, познание психических процессов, с другой стороны - область науки, специально исследующая человеческие отношения, - социальная психология - возникла относительно недавно. Тем не менее, мы уже сейчас вполне в состоянии оценить личные взаимоотношения человека с окружающими людьми, его деловые взаимоотношения, отношение к себе или другим людям.

По сравнению с традиционной печатью фотоальбомов и фотографий, фотопечать онлайн имеет ряд преимуществ

как своеобразная форма познания наука возникла в европе в 16-17 веках в эпоху деференциации единого ранее знания на философию и науку.

В античности и в средние века имело место философское познание а понятие философия, знание и наука практически совпадали . Процесс деференциации шел в 3х направлениях.

а. отделение науки от философии

б. выделение в рамках науки как единого целого отдельных частных наук

в. оформление в целостном философских знание таких философских наук как онтология гносеология диалеектика и т.д.

объект исследования — та область непосредственно наблюдаемой реальности для которой выявлены устойчивые необходимые связи между отдельными её составляющими, и закреплены в системе научных абстракций

субъект исследования- сам исследователь в плане его личностных особенностей научных позиций, компетентности, и авторской позиции использования научного инструментария.субъектом может выступать группа или коллектив.

Если за критерий переодизации развития науки взять соотношение (противоречие) объектка и субъекта познания то можно выделить 3 основных этапа в общем процессе развития науки.

а) классическая наука (17-19 век) ньютон и бекон у истоков.классическая наука исследуя свои объекты стремилаь при их описании и объяснении устранить все что касается субъекта. Такое устранение рассматривалось как необходимое условие в получение истинного объективного знания.

б) неклассическая наука.(конец 19-первая половина 20) она началась с квантовой теории, отвергает объективизм класической науки, настивает на относительности знания. Она осмысливает связи между знаниями объекта и харатером средств и операций деятельности субъекта.

Некласика- субъект включен в объект познание, т.е. От него заисит выбор средств(методик) т.е. он вляет на процедуру исселедования и на её результат. Относительность знания множественность истины (Склоность к релетявистским теориям.)

в) пост неклассическая наука(2я полоивина 20 века — н.в) существинным признаком пост неклассики является включенность субъективной деятельности в тело науки. Она учитывает соотнесеность характера получаемых знаний об объекте не только с особеностью средств и операций деятельности субъекта, но и с его ценностно- целевыми структурами. Появляетья общественная цель и исселование подчинено ему. Постнеклассика допускает не просто двойственнсть а именно множественность истины. Современная наука развивваеться в напавлении интеграции и создания межнаучных и междисциплинарных научных комплексов, которые изучают или глобальные и универсальные процессы и сложные объекты.(глобальные- потепление, задействовано много наук, унверсальные- которые идут на любом ур-не соц и биол ур-не- самоорганизующиеся системы.)

каждая из основных стадий развития науки имеет свою парадигму - это совокупность фундаменталных досижений в данной области науки, задающих общепризнанные образцы, модели, методы научного исследования.

Существует целый ряд особенностей психологического знания, которые делают взаимозависимости между психологией и методологией науки особенно тесными, а развитие их — взаимообусловленным. К числу важнейших особенностей такого рода относятся сле­дующие.

Объект психологии — одна из самых сложных и пока еще плохо опре­деленных реальностей, которые когда-либо становились предметом научного анализа. Широкую известность получил каламбур А. Эйн­штейна о том, что физическая теория — это детская игра по сравнению с теорией детской игры.

В психологии совпадают субъект познания (кто познает) и объект познания (что познается). В частности, объектом научного познания становится и сам процесс познания. Это дает основание многим нау­коведам, начиная с таких универсальных мыслителей, как Платон и Аристотель, отводить психологии центральное место в различных клас­сификациях наук. Б. М. Кедров (1903-1985), схематично представляя систему наук, помещает психологию в центр треугольника, на трех вершинах которого располагаются фило­софские, естественные и социальные науки. При этом математика, ло­гика и кибернетика находятся на стыке философских и естественных наук; техника и медицина — на стыке естественных и социальных, а педагогика — на стыке социальных и философских наук.

Психические процессы и феномены в принципе недоступны объек­тивному внешнему наблюдению, но зато значительная их часть от­крывается субъекту в процессе самонаблюдения (интроспекции), не опирающегося на какие-то средства и не требующего особых органов восприятия, аналогичных органам чувств, при наблюдении за внеш­ними объектами.

Психологические свойства и особенности человека находятся в непре­рывном изменении и развитии, и скорость этих изменений гораздо выше, чем в геологических, биологических и других сложных системах. В силу этой особенности психологии конкретного человека полученные о нем знания часто устаревают раньше, чем мы успеем их использовать.

После проведения психологического исследования изменяется не только изучаемый объект, но и сам исследователь, ибо, узнав нечто но­вое о психике человека, он узнает и нечто новое о себе. Как справедливо отмечается сегодня многими авторами, например, Ю.Б. Гиппенрейтер, психология — это наука не только познающая, но и конституиру­ющая, созидающая человека.

Психологическое знание обладает сильно выраженной активной, действующей составляющей. Психолог не только изучает человека, но он также конструирует, помогает ему стать человеком, родиться как личность, изменяться, развиваться как человеку. Эта созидательная функция в качестве оборотной стороны несет в себе опасность техно­кратического, манипулятивного подхода к человеку. Осознание и при­вивку против этой опасности может обеспечить прежде всего методо­логическое знание в его аксиологической составляющей.

Психологическое знание несет большую мировоззренческую нагруз­ку, поскольку оно имеет самое непосредственное отношение к ответам на вопросы о сущности личности; о природе человеческих ценностей, определяющих отношение к миру; о смысле существования человека и его месте в мире.




Поскольку идеи, внедряемые сообществом психологов в обществен­ное сознание, оказывают прямое влияние на формирование норм и пра­вил поведения, ценностей и идеалов отдельных людей, групп и обще­ства в целом, психологи несут особую ответственность за научную обоснованность и достоверность публикуемых результатов исследо­ваний, корректность выводов, честность, искренность и открытость своей научной позиции. В психологии теснее, чем в любой другой на­уке, объективные компоненты знания спаяны с его субъективными (личностными и моральными) компонентами.

Наряду с ответственностью за результаты фундаментальных иссле­дований и вызываемый их обнародованием общественный резонанс психологи-практики несут не меньшую ответственность за качество и обоснованность заключений по результатам психологических обсле­дований и экспертиз, выполняемых по заказу отдельных людей, рабо­тодателей, учреждений образования, здравоохранения или судебных органов. Здесь необходимо строго выполнять требования профессио­нального морального кодекса не только в плане соблюдения стандар­тов проведения обследований и экспертиз, по и в отношении исполь­зования их результатов. Психология, являясь одновременно естественной и гуманитарной наукой, использует самый широкий спектр методов и процедур иссле­дования по сравнению с любой другой наукой.

Таким образом, познавательная деятельность в психологии имеет свою специфику. Она обусловлена особыми отношениями субъекта и объекта исследования, опосредованностью процесса исследования, многомерностью психических феноменов, сложностью процесса верификации психилогического знания, высокой степенью субъективности интерпретации результатов психологического исследования, повышенной динамикой исследуемых явлений.

Существует целый ряд особенностей психологического знания, которые делают взаимозависимости между психологией и методологией науки особенно тесными, а развитие их — взаимообусловленным. К числу важнейших особенностей такого рода относятся сле­дующие.

Объект психологии — одна из самых сложных и пока еще плохо опре­деленных реальностей, которые когда-либо становились предметом научного анализа. Широкую известность получил каламбур А. Эйн­штейна о том, что физическая теория — это детская игра по сравнению с теорией детской игры.

В психологии совпадают субъект познания (кто познает) и объект познания (что познается). В частности, объектом научного познания становится и сам процесс познания. Это дает основание многим нау­коведам, начиная с таких универсальных мыслителей, как Платон и Аристотель, отводить психологии центральное место в различных клас­сификациях наук. Б. М. Кедров (1903-1985), схематично представляя систему наук, помещает психологию в центр треугольника, на трех вершинах которого располагаются фило­софские, естественные и социальные науки. При этом математика, ло­гика и кибернетика находятся на стыке философских и естественных наук; техника и медицина — на стыке естественных и социальных, а педагогика — на стыке социальных и философских наук.

Психические процессы и феномены в принципе недоступны объек­тивному внешнему наблюдению, но зато значительная их часть от­крывается субъекту в процессе самонаблюдения (интроспекции), не опирающегося на какие-то средства и не требующего особых органов восприятия, аналогичных органам чувств, при наблюдении за внеш­ними объектами.

Психологические свойства и особенности человека находятся в непре­рывном изменении и развитии, и скорость этих изменений гораздо выше, чем в геологических, биологических и других сложных системах. В силу этой особенности психологии конкретного человека полученные о нем знания часто устаревают раньше, чем мы успеем их использовать.

После проведения психологического исследования изменяется не только изучаемый объект, но и сам исследователь, ибо, узнав нечто но­вое о психике человека, он узнает и нечто новое о себе. Как справедливо отмечается сегодня многими авторами, например, Ю.Б. Гиппенрейтер, психология — это наука не только познающая, но и конституиру­ющая, созидающая человека.

Психологическое знание обладает сильно выраженной активной, действующей составляющей. Психолог не только изучает человека, но он также конструирует, помогает ему стать человеком, родиться как личность, изменяться, развиваться как человеку. Эта созидательная функция в качестве оборотной стороны несет в себе опасность техно­кратического, манипулятивного подхода к человеку. Осознание и при­вивку против этой опасности может обеспечить прежде всего методо­логическое знание в его аксиологической составляющей.

Психологическое знание несет большую мировоззренческую нагруз­ку, поскольку оно имеет самое непосредственное отношение к ответам на вопросы о сущности личности; о природе человеческих ценностей, определяющих отношение к миру; о смысле существования человека и его месте в мире.

Поскольку идеи, внедряемые сообществом психологов в обществен­ное сознание, оказывают прямое влияние на формирование норм и пра­вил поведения, ценностей и идеалов отдельных людей, групп и обще­ства в целом, психологи несут особую ответственность за научную обоснованность и достоверность публикуемых результатов исследо­ваний, корректность выводов, честность, искренность и открытость своей научной позиции. В психологии теснее, чем в любой другой на­уке, объективные компоненты знания спаяны с его субъективными (личностными и моральными) компонентами.

Наряду с ответственностью за результаты фундаментальных иссле­дований и вызываемый их обнародованием общественный резонанс психологи-практики несут не меньшую ответственность за качество и обоснованность заключений по результатам психологических обсле­дований и экспертиз, выполняемых по заказу отдельных людей, рабо­тодателей, учреждений образования, здравоохранения или судебных органов. Здесь необходимо строго выполнять требования профессио­нального морального кодекса не только в плане соблюдения стандар­тов проведения обследований и экспертиз, по и в отношении исполь­зования их результатов. Психология, являясь одновременно естественной и гуманитарной наукой, использует самый широкий спектр методов и процедур иссле­дования по сравнению с любой другой наукой.

Таким образом, познавательная деятельность в психологии имеет свою специфику. Она обусловлена особыми отношениями субъекта и объекта исследования, опосредованностью процесса исследования, многомерностью психических феноменов, сложностью процесса верификации психилогического знания, высокой степенью субъективности интерпретации результатов психологического исследования, повышенной динамикой исследуемых явлений.

Деятельность в сфере науки — научное исследование — особая форма процесса познания, такое систематическое и целенаправленное изучение объектов, в котором используются средства и методы наук и которое завершается формированием знаний об изучаемых объектах.

Стихийно-эмпирическое познание первично. Оно существовало всегда и существует поныне. Это такое познание, при котором получение знаний не отделено от общественно-практической деятельности людей. Источником знания служат разнообразные практические действия с объектами. Из собственного опыта люди узнают свойства этих объектов, усваивают наилучшие способы действия с ними — их обработки, использования. Таким образом в древности люди узнали свойства полезных злаков и правила их выращивания. Точно так же накапливались и медицинские знания. В памяти народа хранится множество рецептов и полезных знаний о целебных свойствах растений, многие из которых не устарели и по сей день. Стихийно-эмпирическое знание и в эпоху научно-технической революции сохраняет свое значение. Это не какое-то второсортное, а полноценное знание, проверенное многовековым опытом.

В области педагогики стихийно-эмпирическое знание живет в народной педагогике. Народная мудрость хранит множество педагогических советов (в виде пословиц и поговорок), выдержавших проверку временем. В них отражены определенные педагогические закономерности. Знание такого рода получает и сам учитель в процессе практической работы с детьми. Он узнает о том, как лучше поступить в ситуации определенного рода, какие результаты дает то или иное конкретное педагогическое воздействие на конкретных учащихся.

Специфика научного познания, в отличие от стихийно-эмпирического, состоит прежде всего в том, что познавательную деятельность в науке осуществляют не все, а специально подготовленные группы людей — научных работников. Формой ее осуществления и развития является научное исследование.

В науке создаются и разрабатываются специальные средства познания, методы научного исследования, в то время как стихийно-эмпирическое познание такими средствами не располагает. К числу средств научного познания относится, например, моделирование, применение идеализированных моделей, создание теорий, гипотез, экспериментирование.

Наука, в отличие от стихийно-эмпирического процесса познания, изучает не только те предметы, с которыми люди имеют дело в своей непосредственной практике, но и те, которые выявляются в ходе развития самой науки.

Нередко их изучение предшествует практическому использованию. Так, например, практическому применению энергии атома предшествовал достаточно длительный период изучения строения атома как объекта науки.

В науке начинают специально изучать сами результаты познавательной деятельности — научные знания. Разрабатываются критерии, согласно которым научные знания можно отделить от стихийно-эмпирических знаний, от мнений, от умозрительных, спекулятивных рассуждений и т. д.

Научные знания фиксируются не только в естественном языке, как это всегда происходит в стихийно-эмпирическом познании, но и в специально создаваемых знаковых системах и системах символов (например, в математике, химии).

В отличие от таких наук, как математика, физика или логика, педагогическая наука пользуется естественным языком, общеупотребительными словами. Но в научном изложении слова естественного языка должны приобрести неотъемлемое качество научного термина — однозначность, позволяющую достичь единого понимания их всеми учеными данной отрасли. Слово общеупотребительной лексики, став научным термином, несет на себе отпечаток огромного научного труда. Поэтому нельзя понимать справедливый протест против наукообразности в изложении как призыв к отказу от научной терминологии.

Следует, однако, признать, что с научной терминологией в педагогике дело обстоит не лучшим образом. Довольно часто нагромождение в педагогической работе самой разнообразной терминологии — кибернетической, психологической, физиологической — прикрывает отсутствие у автора собственной мысли или новых результатов. Как правило, это можно обнаружить, если упростить изложение, пробравшись сквозь частокол терминов. Попытки таким способом намеренно или непроизвольно приукрасить мысль или прикрыть ее отсутствие лишь компрометирует правильное и необходимое употребление научной терминологии, не всегда, может быть, понятной всем, поскольку ее понимание требует от читателя профессионализма.

Чтобы в корне пресечь подобные попытки, в педагогике иногда предлагают заменить научное изложение популярным, общедоступным, предполагая, что это позволит сразу выяснить, есть ли в работе что-либо новое. Считают также, что переход на популярное изложение будет способствовать сближению педагогической науки с практикой, с жизнью. Популяризация, конечно, нужна, но сводить к ней науку нельзя. Вопреки приведенному выше мнению, педагогика — вовсе не массовая наука. Это педагогическая деятельность массовая, и она может найти отражение как в научно-теоретическом знании, так и в популярной форме. Необходимость популяризации научных результатов не отменяет научного изложения этих результатов, а предполагает его. Сама эта необходимость появляется, когда есть что популяризировать, т.

Новое научное знание, которое дает исследователь, требует активного отношения, оно меньше всего приспособлено для пассивного восприятия. Без самостоятельного осмысления его читающими оно так и останется лежать мертвым грузом, малопонятным собранием ученых рассуждений.

Не следует думать, что сказанное не относится к популяризации. Поучительно было бы соотнести с нашей темой слова В. А. Сухомлинского, да и многих других, о бесплодности ухищрений педагога, направленных на то, чтобы в своем изложении (рассказе, объяснении) сделать буквально все совершенно понятным, нетрудным и тем самым освободить учеников от необходимости мыслить. Усвоения нет, если учитель стремится до предела облегчить умственный труд учащихся.

Если представить читателя на месте учащегося, а автора — на месте учителя, станет ясно, что сказанное еще в большей степени относится к распространению педагогического знания, независимо от того, изложено ли оно в строго научной или же в популярной форме.

Наконец, кардинальное отличие научного познания от стихийно-эмпирического состоит в том, что научное исследование носит систематический и целенаправленный характер. Оно направлено на решение проблем, которые сознательно формулируются как цель исследования.

Эмпирическое знание, если оно включено в систему науки, теряет свой стихийный характер

Читайте также: