Преемственность в дошкольном и школьном образовании как залог успешной адаптации ребенка к школе

Обновлено: 01.07.2024

Работа по преемственности между детским садом и школой - одна из важнейших составляющих в обучении и воспитании младших школьников.

Цель преемственности:

  • обеспечить систему непрерывного образования с учетом возрастных особенностей дошкольников и первоклассников.
  • создание благоприятных условий в детском саду и школе для развития познавательной активности, самостоятельности, творчества каждого ребенка.
  • с детского сада увлечь детей перспективой школьного обучения, вызвать желание учиться в школе.
  • создание преемственности и успешной адаптации при переходе из детского сада в школу.

Основные задачи сотрудничества ДОУ и школы.

  • создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих благоприятное течение процесса адаптации первоклассников к школьному обучению (естественность перехода из детского сада в школу);
  • улучшение подготовки к обучению в школе 5–6-летних детей;
  • углубление интереса к жизни в школе;
  • оказание помощи семье в новой ситуации, возникающей при подготовке к обучению в школе и при поступлении ребенка в школу.

Сотрудничество детского сада, семьи и школы может решаться через следующие виды работ:

О преемственности дошкольного образования и начальной ступени школьного образования много говорят в последнее время.. Преемственность предусматривает, с одной стороны, передачу детей в школу с таким уровнем общего развития и воспитанности, которая отвечает требованиям школьного обучения, с другой – опору школы на знания, умения, навыки, которые уже приобретены дошкольниками, активное использование их для дальнейшего всестороннего развития учащихся.

ВложениеРазмер
shkolnoe_obuchenie_nikogda_ne.docx 21.83 КБ

Предварительный просмотр:

О преемственности дошкольного образования и начальной ступени школьного образования много говорят в последнее время.. Преемственность предусматривает, с одной стороны, передачу детей в школу с таким уровнем общего развития и воспитанности, которая отвечает требованиям школьного обучения, с другой – опору школы на знания, умения, навыки, которые уже приобретены дошкольниками, активное использование их для дальнейшего всестороннего развития учащихся.

Одним из главных факторов, обеспечивающих эффективность образования, является преемственность и непрерывность в обучении. Эти факторы предполагают разработку и принятие единой системы целей и содержания образования на всем протяжении обучения от детского сада до окончания всех ступеней школьного обучения. Необходимо создать условия, обеспечивающие формирование готовности ребенка к школе.

Общая цель непрерывного образования детей дошкольного и начального возраста: Гармоничное физическое и психическое развитие ребёнка, обеспечивающее сохранение его индивидуальности, адаптацию к изменяющейся социальной ситуации, готовность к активному взаимодействию с окружающим миром. Непрерывность дошкольной и начальной образовательной программ предполагает достижение следующих приоритетных целей.

На дошкольной ступени:

Укрепление здоровья и физическое развитие ребёнка, развитие его общих психологических и умственных способностей;

Развитие познавательной активности, коммуникативности и уверенности в себе, обеспечивающих его эмоциональное благополучие и успешное образование на следующем этапе.

Личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребёнком.

Формирование игровой деятельности как важнейшего фактора развития ребёнка

Создание образовательной среды, способствующей личностному и познавательному развитию ребёнка.

На ступени начальной школы:

Познавательное развитие и социализация, соответствующие возрастным возможностям ребенка.

Освоение разных форм взаимодействия с окружающим миром.

Направленность процесса обучения на формирование умения учиться как важнейшего достижения этого возрастного периода развития.

Конкретные цели каждого возрастного этапа образования с учётом его непрерывности формулируются по содержательным линиям, которые отражают важнейшие стороны развития личности:

  1. Физическое развитие
  2. Познавательное развитие
  3. Социально-личностное развитие
  4. Художественно-эстетическое

Анализ педагогического опыта позволяет говорить о преемственности как о двустороннем процессе. В этом случае на дошкольной ступени образования формируются фундаментальные личностные качества ребенка, служащие основой успешности обучения школьного типа. В то же время школа, как восприемник дошкольной ступени, не строит свою работу с "нуля", а "подхватывает" достижения ребенка-дошкольника и развивает накопленный им потенциал.

Ключевым моментом преемственности является определение готовности ребенка к началу систематического школьного обучения.

Проблема готовности к школьному обучению в отечественной психологии и педагогике изучалась очень глубоко. Существует общая и специальная готовность, формирующие в целом готовность детей к школе.

К общей готовности относят физическую, личностную и интеллектуальную, а к специальной - способность детей к усвоению предметов курса начальной школы, обеспечивающую и общее развитие, и приобретение первоначальных навыков счета и чтения.

Физическая готовность включает состояние здоровья будущего школьника, правильное телосложение, хорошую осанку, развитие двигательных навыков и качеств (произвольности, выносливости, координации, тонкой моторной координации), физическую и умственную работоспособность. Большое значение в определении готовности ребенка 6 - 7 лет к школьному обучению приобретает учет так называемой "школьной зрелости". Под ней понимается уровень морфологического и функционального развития, который позволяет заключить, что требования систематического обучения, нагрузки разного рода, новый режим жизни не будут чрезмерно обременительны для ребенка и не ухудшат его здоровья.

Личностная готовность детей к школе охватывает три основные сферы жизненных отношений ребенка:

- отношения с окружающими взрослыми; здесь важна произвольность, т.е. способность действовать в соответствии с сознательно поставленной целью, понимать условность учебных ситуаций; принимать взрослого в новом качестве - в качестве учителя;

- взаимоотношения со сверстниками; они характеризуются явлением кооперативно-соревновательного типа общения, который начинает формироваться еще в игре. Содержательное общение детей, происходящее в совместно-распределенной деятельности (игре, конструировании и др.) позволяет им понимать и учитывать действия и позиции партнеров;

- отношение ребенка к самому себе. К концу старшего дошкольного возраста завышенная самооценка у ребенка начинает сменяться более адекватной и объективной. Это - один из важнейших показателей готовности к обучению школьного типа и новому образу жизни.

Центральным показателем умственного развития детей к концу дошкольного возраста считается сформированность у них образного и основ словесно-логического мышления.

Достижения в развитии образного мышления подводят ребенка к умению мыслить логически. Он уже способен устанавливать простейшие причинно-следственные связи и классифицировать объекты в соответствии с общепринятыми понятиями. Дети начинают понимать общие принципы, связи и закономерности, лежащие в основе научного знания. Однако мышление дошкольника остается, прежде всего, образным и опирается на реальные действия с предметами и их заместителями, что позволяет использовать разного рода предметные и графические (материализованные) средства.

Специальная подготовка ребенка к школе особое внимание уделяет тем областям знания, которые будут востребованы в начальной школе - чтению, письму и элементарной математике. К концу дошкольного возраста, овладев элементами грамоты и специфически детскими видами деятельности, прежде всего игрой, конструированием и рисованием, ребенок проявляет осознанность и произвольность. Эти качественно новые образования делают возможным планирование и контроль, осознание и обобщение способов решения самых разных задач, что является важнейшими предпосылками учебной деятельности.

Обеспечение преемственности, создающей благоприятный фон для физического, эмоционального и интеллектуального развития ребенка в ДОУ и начальной школе, будет способствовать сохранению и укреплению его физического и психического здоровья.

Для обеспечения преемственности необходимо учитывать сложные переживания ребенка, возникающие у него на пороге школы, в промежутке между дошкольным и школьным детством. Ему предстоит еще пережить и печаль расставания, и радостное нетерпение, и боязнь неизвестного, и многое другое. Здесь нет мелочей для ребенка, который стал учеником.

Поэтому учителям и воспитателям следует проявить особое внимание к детям, так как их эмоциональное благополучие и формирование у них образа "настоящего школьника" всецело будут зависеть от того, как взрослые помогут ему в этом.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Преемственность в дошкольном и школьном образовании как залог успешной адапта.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Преемственность в дошкольном и школьном образовании как залог успешной адапта.

По определению Д.Б. Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст – это о.






 Знакомство учителей с будущими первоклассниками

Знакомство учителей с будущими первоклассниками

Экскурсия дошкольников в школу

Экскурсия дошкольников в школу



Проблема преемственности школы и дошкольного образовательного учреждения все.

Проблема преемственности школы и дошкольного образовательного учреждения всегда занимала и занимает видное место в истории педагогического образования. Мы знаем, что вопросами преемственности занимались многие педагоги и ученые. Исследования продолжаются и на современном этапе. Специалисты выделяют три направления подготовки детей дошкольного возраста к школе, обеспечивающих преемственность: - всестороннее воспитание и развитие; - формирование психологической готовности к к обучению в 1 -ом классе; - формирование учебной мотивации. Всестороннее воспитание и развитие ребенка-дошкольника является фундаментом преемственности.

Подготовка детей к школе – одна из актуальных проблем российского образовани.

Подготовка детей к школе – одна из актуальных проблем российского образования. Учитывая то, что одних детей готовят в детском саду, других – в учреждениях дополнительного образования, а третьих – в семье, в школу они приходят с разным уровнем знаний. Перед учителем младших классов встает задача "выровнять" их знания. Между тем это не основная проблема, на которую жалуются учителя. У детей различные индивидуальные возможности и способности, поэтому вполне закономерно, что у них разный уровень подготовки.

Проблема заключается в том, что подход учителей и родителей к понятию "готов.

Проблема заключается в том, что подход учителей и родителей к понятию "готовность к школе" различается. Родители считают, что если они научат детей считать и писать до школы, то это и будет залогом их успешной учебы. Однако согласно многочисленным исследованиям педагогов-психологов "правильная" подготовка должна быть сосредоточена на игровой деятельности, физическом, физиологическом и психологическом развитии дошкольника. Физиологами доказано, что развитие мелкой моторики активизирует развитие речевого центра. Поэтому в дошкольном возрасте ребенку полезно лепить, составлять композиции из мелких частей, конструировать, раскрашивать карандашами. Не менее важно вырабатывать умение слушать, говорить.

Существенно различаются ролевые функции воспитателя и учителя начальной школ.

Существенно различаются ролевые функции воспитателя и учителя начальной школы. У них разные права, обязанности, предписанные различными нормативными документами (программами, инструкциями и т.д.). Если от воспитателя детского сада требуется создание в группе комфортной атмосферы тепла и заботы, способствующей физическому, духовному и нравственному развитию детей; то от учителя в первую очередь требуют, чтобы учащиеся освоили предусмотренный программой материал; для контроля освоения используется пятибалльная система отметок.

Без игровой деятельности в старшем дошкольном возрасте невозможно полноценно.

Без игровой деятельности в старшем дошкольном возрасте невозможно полноценное психическое развитие ребенка-дошкольника. Готовность к школьному обучению возникает как результат полноценного проживания ребенком дошкольного периода детства, предполагающим наличие ведущей игровой деятельности. А также всех традиционных видов детской деятельности, которыми дети занимаются в своем коллективе самостоятельно и со взрослыми. Преемственность в работе Д/Г и начальной школы заключается в том,что в первый класс приходят дети, которые хотят учиться и могут учиться.


ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ДОУ И НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ КАК ЗАЛОГ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Возможны и другие сценарии развития событий. Характерной общей особенностью любого сценария - высокая степень напряженности, тревожности у ребенка. И это вполне естественно, поскольку окончание дошкольного обучения и начало школьного – переходный период, который, как правило, сопряжен с чувством неопределенности. Обострить ситуацию может и то, что большинство родителей начинают относиться к детям в зависимости от их успехов в учебе. Это, вполне объяснимо, приводит к появлению депрессивных настроений.

Таким образом, процесс адаптации к началу обучения в школе, к необходимости решать новые, более сложные задачи и соответствовать новым, более высоким требованиям негативно отражается на самочувствии и самовосприятии ребенка, что в свою очередь может повлиять на темпы его развития, снизить их. Эта проблема, на мой взгляд, одна из самых острых, ее актуальность обусловлена тем, что она имеет массовый характер, с ней сталкивается практически каждый первоклассник.

Проблема адаптации к началу обучения в школе требует комплексного решения. Прежде всего, необходимо обеспечить преемственность детского сада и школы. На сегодняшний день, это считается одним из самых эффективных способов решения проблемы адаптационного периода [1].

Преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом определяется степенью готовности ребенка к обучению в школе, которая оценивается по ряду показателей. Прежде всего, это уровень общего физического развития - хорошее состояние здоровья ребенка, выносливость, сопротивляемость неблагоприятным воздействиям, нормальные антропометрические данные, хороший уровень развития двигательной сферы, готовность руки к овладению письмом, наличие устойчивой умственной работоспособности. Физически развитый ребенок легче справляется с трудностями, связанными с систематическим обучением в школе [2]. Следующим показателем оценки готовности ребенка к школе является его интеллектуальная готовность, которая определяется владением достаточным объемом некоторых элементарные понятий и рядом фактологических сведений общего характера, а также владением связной, грамматически и фонетически правильной речью. Немаловажным показателем является и психологическая (нравственно-волевая) готовность, о которой можно судить по сформированности познавательных интересов, наличию желания учиться, развитию таких качеств как умение общаться, сотрудничать, контролировать свое поведение. Также учебная деятельность требует произвольного внимания, целенаправленного запоминания, дисциплинированности, ответственности, самостоятельности, организованности и т.д.

Таким образом, обеспечение преемственности дошкольного и школьного образования гарантирует наилучшую готовность ребенка к обучению в школе. Это, в свою очередь, помогает оптимизировать адаптацию к новым условиям, устранить перегрузку ученика, предотвратить школьные стрессы, сделает учебу в школе единым образовательным процессом, базирующемся на идеях гуманизации образования, а самое главное — заложит прочный фундамент для дальнейшего успешного развития личности ребенка.

1. Должикова, Р.А. Реализация преемственности при обучении и воспитании детей в ДОУ и начальной школе./ Р.А. Должикова, Г.М. Федосимов, Н.Н. Кулинич, И.П. Ищенко – М.: Школьная Пресса, 2008. – 128 с.

2.Доскин, В.А. Здоровье ребенка и его готовность к школе: пособие для родителей./ В.А. Доскин – М.: Просвещение, 2007. – 48 с.

3.Ядэшко, В.И. Дошкольная педагогика. Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ. /В.И. Ядэшко, Ф.А.Сохин – М.: Просвещение, 1986. – 415 с.

О преемственности дошкольного образования и начальной ступени школьного образования много говорят в последнее время. Преемственность предусматривает, с одной стороны, передачу детей в школу, с таким уровнем общего развития и воспитанности, которая отвечает требованиям школьного обучения, с другой — опору школы на знания, умения, навыки, которые уже приобретены дошкольниками, активное использование их для дальнейшего всестороннего развития учащихся. Завершение дошкольного периода и поступление в школу — это сложный и ответственный этап в жизни ребенка.

Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь. Став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений

В.А. Сухомлинский
  • уважение и принятие ценностей семьи и общества;
  • готовность самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
  • доброжелательность, милосердие.


Дошкольное воспитание — это первое звено единой системы образования. Период дошкольного детства является очень важным в формировании личности ребенка, ведь после детского сада дети пойдут учиться в школу, поэтому необходимо дать детям не багаж знаний, а научить их добывать знания. Работа в этом направлении начинается еще в детском саду. Воспитатели организуют совместную образовательную деятельность в игровой форме. Это путешествия, сказки, загадки, эксперименты и т.д. Именно во время такой деятельности дети учатся наблюдать, сопоставлять, рассуждать, устанавливать причинно-следственные связи. Такая исследовательская деятельность значительно повышает у ребят уровень развития мышления, памяти, речи, внимания, воображения, мотивации к учебной деятельности, что очень важно для будущих первоклассников. На занятиях по подготовке к обучению грамоте и математики педагоги используют современные информационно-компьютерные технологии и наиболее эффективные методы работы. Подготовка руки к письму осуществляется на занятиях по изобразительному искусству и ручному труду. Для нас будущий первоклассник — это здоровый ребёнок. Поэтому большое внимание уделяем физическому воспитанию детей. Для этого с детьми проводятся физкультурные занятия, занятия плаванием, закаливание, массаж, физиопроцедуры и т.д. Необходимо отметить и значение психолого-педагогического сопровождения каждого ребёнка. Задача психолога на основе диагностики совместно с родителями вывести каждого выпускника до нормы личностного развития и психологической зрелости.

Начало обучения в школе — один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей. Необходимо обеспечить ребенку поддержку на этапе этого перехода. Главная цель совместной деятельности — это создание условий для личностно ориентированного обучения.

Мы предполагаем три основных направления: методическая работа, работа с детьми, работа с родителями. В работе используются разные формы методической работы: совместные педсоветы, круглые столы, посещение открытых занятий. На них обсуждается выбор программ и технологий, а также, как проходит школьная адаптация выпускников, отслеживаем их успеваемость. Воспитатели рассказывают учителям об их будущих учениках, достижениях и проблемах. Это помогает учителям осуществлять индивидуальный подход к каждому нашему воспитаннику.

Работа с родителями ведётся на протяжении всего учебного выпускного года. Воспитатели совместно с учителями проводят родительские собрания, семинары-практикумы, консультируют родителей по подготовке детей к школе, дают рекомендации. Проведение открытых мероприятий способствует определению единых подходов обучения и воспитания, выбору оптимальных средств развития детей.

Психология дошкольников и младших школьников имеет очень много общего:

  • доверчивое подчинение авторитету взрослого;
  • повышенная восприимчивость ко всему новому, наивно-игровое отношение ко всему с чем сталкивается;
  • преобладание образных форм познания окружающего мира (образная память, образное мышление).

При поступлении выпускников ДОУ в начальную школу происходит их приспособление к новым условиям, которое осуществляется на основе формирования их готовности к обучению в начальной школе. Процесс адаптации выпускников в начальной школе многообразен и включает приспособление к режиму работы школы; школьному и ученическому коллективу; организационным формам обучения и воспитания; традициям и ценностям начальной школы.

Практика преемственности между семьей, дошкольным учреждением и школой еще не достигла уровня, когда ребенок незаметно для себя, педагогов и родителей пересаживается из-за столика детского сада за школьную парту. Зачастую такой процесс чувствителен и болезнен для участников, в первую очередь для самого ребенка. Об этом свидетельствует ежегодное ухудшение физического и психологического здоровья первоклассников.

В настоящее время одной из наиболее актуальных проблем современного образования становится достижение современного качества, которое невозможно без обеспечения преемственных связей между всеми ступенями обучения.

Задачи каждой образовательной ступени в ФГОС ДО четко определены на дошкольной ступени:

  • обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения;
  • развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;
  • формирование различных знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и другой активности детей в различных видах деятельности;
  • развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе; включение детей в различные формы сотрудничества (с взрослыми и детьми разного возраста);
  • приобщение детей к ценностям здорового образа жизни; на ступени начальной и средней школы:
  • готовность к активному взаимодействию с окружающим миром (эмоциональная, интеллектуальная, коммуникативная, деловая и др.);
  • желание и умение учиться, готовность к образованию в основном звене школы и самообразованию;
  • инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности:
  • совершенствование достижений дошкольного развития (на протяжении всего начального образования, специальная помощь по развитию сформированных в дошкольном детстве качеств, индивидуализации процесса обучения, особенно в случаях опережающего развития или отставания;
  • осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними.

Обеспечение полноценных преемственных связей между всеми системами образования будет способствовать полноценному развитию личности ребенка, формированию системы непрерывного образования в течение всей жизни. В случае, если такие связи будут формальными, результата достигнуть не удастся.

Исследуя особенности психического развития детей, Л.С. Выготский выделяет стабильные и критические периоды, сопровождаемые возрастным кризисом. Особое внимание он уделял переходу к школьному обучению, считая, что ребёнок должен быть подготовлен к нему всем ходом предшествующего развития. При этом переходе происходит изменение всей системы его отношений с окружающим миром.

Таким образом, преемственность заложена в самой природе обучения, воспитания детей, является их атрибутом. Очень многие первоклассники испытывают трудности на уроках письма. У детей в дошкольном возрасте медленно развиваются мелкие мышцы кисти. Только к 6-7 годам ребёнок начинает овладевать более сложными и точными движениями кисти и пальцев.


При подготовке детей к письму рисование является превосходной тренировкой графических умений. Рисование совершенствует координацию движений, развивает контроль мелких движений руки (кисти, пальцев). Можно порекомендовать рисовать как можно больше и хорошими карандашами.

Для успешного осуществления преемственности мы предлагаем следующие формы работы:

  • взаимопосещение занятий учителями и воспитателями, анализ дидактических мероприятий;
  • индивидуальные беседы учителей и педагогов ДОУ с родителями и детьми;
  • изучение личных дел, карт развития, диагностических материалов развития ребёнка;
  • совместный анализ деятельности по осуществлению преемственности в ДОУ и начальной школе.

Сложный блок работы учителя — родительские ожидания. Сколько родителей мечтают, чтобы ребёнок и английским владел, и на каком-либо инструменте играл, и пел, и изящно двигался. Действительно, всё это очень хорошо. Только период обучения в первом классе — не самое удачное время делать из ребёнка гармонично развитую личность. Ребёнку нужно здоровье.

Принятие новых ФГОС начального школьного образования — важный этап преемственности детского сада и школы. Программы детского сада и начальной школы отличаются по цели. У программы детского сада — это воспитание и всестороннее развитие личности ребёнка, его психических процессов. На этой основе формируются навыки учебной деятельности в разных формах (игре, экспериментировании, наблюдении, воображении). Программа же начальной школы главной целью ставит обучение детей конкретным навыкам (письму, чтению).

Преемственность в работе школы и детского сада предусматривает использование комплексных программ, обмен опытом, поиск оптимальных путей совершенствования педагогической работы, формирования у детей интереса к знаниям, учебной деятельности. Программы, как детского сада, так и начальной школы должны комплексно решать познавательные, воспитательные и развивающие задачи, поэтому необходимо предусматривать преемственность в содержании по всем темам обучения.


Авторы:

Н.Ф. Борисова, учитель начальных классов г. Астрахань,

А.Н. Колесникова, учитель начальных классов г. Астрахань

Читайте также: