Как римские императоры относились к христианам кратко

Обновлено: 01.07.2024

Но в наше время объективность и рациональный анализ одерживает верх даже над такими крайне закостенелым понятиям и в истории христианства. Так христианский историк Кернс пишет:

«Несмотря на то что римляне шли путем идолопоклонства, исповедания мистических религий и поклонения императору, прежде всего они оказали влияние на политические условия, в которых явился Христос. И именно они были избраны Богом, чтобы выполнить Его волю.

  1. Римляне, как никакой другой народ до того времени, сумели выработать в себе чувство единства в подчинении всеобщим законам. Солидарность людей внутри Империи благоприятствовала принятию Евангелия, провозглашавшего единство человеческих рас на основе того, что все люди в равной степени находятся под бременем греха и всем предлагается прощение, которое делает их частью единого организма христианской Церкви — Тела Христа. Ни одна империя древнего Ближнего Востока, даже империя Александра Македонского, не смогла привить человеку чувство единства внутри политической организации. Политическое единство было специфической особенностью Римской империи. Под власть римских законов подпадали граждане во всех ее уголках, и все они могли быть подвержены непредвзятому римскому суду…

Следующий фактор, благоприятствовавший формированию единства, заключался в том, что иноземцы могли стать гражданами Империи. Этот процесс начался еще до рождения Христа и закончился в 212 г., когда Каракалла разрешил свободном чужеземцам принимать римское гражданство. Таким образом, все люди Римской империи, в то время включавшей в себя основные страны Средиземноморья, начали подчиняться одним законам и стали гражданами единого государства.

Римский закон, который придавал большое значение достоинству каждой личности, ее праву на юридическую защиту и на римское гражданство, а также тенденция к слиянию людей различных национальностей в одну политическую организацию предвосхитили Евангелие, которое провозгласило равенство всех перед наказанием за грех и перед освобождением от греха. Павел, к примеру, напоминал Филиппийской Церкви, что христиане имеют одно жительство — на небесах (Флп. 3:20)…

  1. Успешная завоевательная политика Рима приводила к тому, что многие народности теряли веру в своих богов, неспособных защитить от чужеземного нашествия. Такие народности оставались в духовном вакууме, который не в состоянии были заполнить существовавшие тогда религии.

Вдобавок заменители веры, которые предлагались самими римлянами, оставляли все-таки в создании людей место для поисков более духовной религии. Культ же римского императора, появившийся во время, соответствующее ранним этапам христианства, приводил людей к мысли об уязвимости Римской империи.

На мой взгляд, наиболее точный и не предвзятый анализ соответствия условия существования Римской Империи к появлению и распостранению христианства. Но, таким образом, получается всё ровно наоборот: именно римская культура и политическая структура стала основой развития христианства.

Так были ли гонения?!

«Пока что с теми, на кого донесли как на христиан, я действовал так. Я спрашивал их самих, христиане ли они; сознавшихся спрашивал во второй и третий раз, угрожая наказанием; упорствующих отправлял на казнь. Я не сомневался, что в чем бы они ни признались, но их следовало наказать за непреклонную закоснелость и упрямство. Были и такие безумцы, которых я, как римских граждан, назначил к отправке в Рим. Затем, пока шло разбирательство, как это обычно бывает, преступников стало набираться все больше, и обнаружились случаи разнообразные.

Мне был предложен список, составленный неизвестным и содержащий много имен. Тех, кто отрицал, что они христиане или были ими, я решил отпустить, когда они, вслед за мной, призвали богов, совершили перед изображением твоим, которое я с этой целью велел принести вместе со статуями богов, жертву ладаном и вином, а кроме того похулили Христа: настоящих христиан, говорят, нельзя принудить ни к одному из этих поступков.

Второе: карательные меры против христиан носили исключительно защитный характер государственного официального язычества. К счастью, для христиан, эти меры носили отрывочный и крайне эпизодический характер в силу указанной причины в первом пункте. Если бы римляне захотели, то они бы уничтожили христианство как было сделано с последователями культа Бахуса и кельтскими друидами, обвиненных в человеческих жертвоприношениях. Как первые, так и вторые совершенно исчезли уже к концу второго века.

При­нято с древ­них времен счи­тать десять гоне­ния на хри­стиан, именно со сто­роны импе­ра­то­ров: Нерона, Доми­ци­ана, Траяна, М. Авре­лия, С. Севера, Мак­си­мина, Деция, Валеpи­ана, Авре­ли­ана и Дио­кле­ти­ана. Такой счет – искус­ствен­ный, осно­ван­ный на числе казней еги­пет­ских или рогов, вою­ю­щих против агнца в Апо­ка­лип­сисе ( Апок.17:12 ). Он не соот­вет­ствует фактам и плохо объ­яс­няет собы­тия. Общих, повсе­мест­ных систе­ма­ти­че­ских гоне­ния было меньше десяти, а част­ных, мест­ных и слу­чай­ных – несрав­ненно больше. Гоне­ния не имели оди­на­ко­вой сви­ре­по­сти всегда и во всех местах. Самые пре­ступ­ле­ния, взво­ди­мые на хри­стиан, напр. sacrilegium, могли быть нака­зы­ва­емы строже или мягче, по усмот­ре­нию судьи. Лучшие импе­ра­торы, как Траян, М. Авре­лий, Деций и Дио­кле­тиан, пре­сле­до­вали хри­стиан, потому что для них важно было охра­не­ние основ госу­дар­ствен­ной и обще­ствен­ной жизни.

Рим­ское пра­ви­тель­ство сна­чала не знало хри­стиан: оно счи­тало их иудей­скою сектою. В этом каче­стве хри­сти­ане поль­зо­ва­лись тер­пи­мо­стью и в то же время были так же пре­зи­ра­емы, как иудеи. Первым гоне­нием счи­та­ется пред­при­ня­тое Неро­ном (64); но оно не было соб­ственно пре­сле­до­ва­нием за веру и, кажется, не рас­про­стра­ня­лось за пре­делы Рима. Тиран хотел за пожар Рима, в кото­ром народ­ное мнение обви­няло его самого, нака­зать тех, кото­рые в глазах народа были спо­собны на постыд­ное дело. Вслед­ствие этого про­изо­шло извест­ное бес­че­ло­веч­ное истреб­ле­ние хри­стиан в Риме. С тех пор хри­сти­ане почув­ство­вали полное отвра­ще­ние к Рим­скому госу­дар­ству, что видно из апо­ка­лип­ти­че­ского опи­са­ния вели­кого Вави­лона, жены, опья­нен­ной кровью муче­ни­ков. Нерон в глазах хри­стиан был анти­хри­стом, кото­рый еще раз явится для борьбы против народа Божия, а Рим­ская импе­рия – цар­ством демо­нов, кото­рое в скором вре­мени уни­что­жится совер­шенно с при­ше­ствием Христа и осно­ва­нием бла­го­дат­ного цар­ства Мессии. При Нероне в Риме постра­дали, по древ­не­цер­ков­ному пре­да­нию, апо­столы Павел и Петр. Второе гоне­ние отно­сят к импер. Доми­ци­ану (81–96); но оно не было систе­ма­ти­че­ским и повсе­мест­ным. Было несколько казней в Риме, по мало­из­вест­ным при­чи­нам; из Пале­стины пред­став­лены были в Рим род­ствен­ники Христа по плоти, потомки Давида, в невин­но­сти кото­рых, впро­чем, убе­дился сам импе­ра­тор и доз­во­лил им воз­вра­титься бес­пре­пят­ственно на родину.

Впер­вые Рим­ское госу­дар­ство начало дей­ство­вать против хри­стиан как против опре­де­лен­ного обще­ства, подо­зри­тель­ного в поли­ти­че­ском отно­ше­нии, при импер. Траяне (98–117), кото­рый на запрос Плиния Млад­шего, пра­ви­теля Вифи­нии, указал, как должны власти посту­пать с хри­сти­а­нами. По доне­се­нию Плиния, за хри­сти­а­нами не было заме­чено ника­ких пре­ступ­ле­ний поли­ти­че­ских, кроме разве суе­ве­рия гру­бого и упор­ства непо­бе­ди­мого (не хотели перед импе­ра­тор­скими изоб­ра­же­ни­ями делать воз­ли­я­ний и куре­ний). Ввиду этого импе­ра­тор опре­де­лил не разыс­ки­вать хри­стиан и не при­ни­мать против них ано­ним­ных доно­сов; но, если их будут обви­нять закон­ным обра­зом и по рас­сле­до­ва­нии они ока­жутся упор­ными в своем суе­ве­рии, под­вер­гать их смерт­ной казни. Этого опре­де­ле­ния отно­си­тельно хри­стиан дер­жа­лись и бли­жай­шие пре­ем­ники Траяна. Но число хри­стиан быстро умно­жа­лось, и уже в неко­то­рых местах начи­нали пустеть язы­че­ские храмы. Мно­го­чис­лен­ное и везде рас­про­стра­нен­ное тайное обще­ство Христа не могло уже более быть тер­пимо со сто­роны пра­ви­тель­ства, как иудей­ская секта: оно явля­лось, в его глазах, опас­ным не только для госу­дар­ствен­ной рели­гии, но и для граж­дан­ского порядка. Неспра­вед­ливо при­пи­сы­вают импер. Адри­ану (117–138) и Анто­нину Пию (138–160) эдикты, бла­го­склон­ные хри­сти­а­нам. При них оста­ва­лось во всей силе поста­нов­ле­ние Траяна. Но пре­сле­до­ва­ния их вре­мени могли казаться незна­чи­тель­ными срав­ни­тельно с тем, что испы­тали хри­сти­ане в послед­ние годы прав­ле­ния М. Авре­лия (161–180).

М. Авре­лий пре­зи­рал хри­стиан, как фило­соф-стоик, и нена­ви­дел их, как пра­ви­тель, забо­тя­щийся о бла­го­со­сто­я­нии госу­дар­ства. Поэтому он пред­пи­сал разыс­ки­вать хри­стиан и опре­де­лил пытать и мучить их, чтобы отвра­тить от суе­ве­рия и упор­ства; оста­вав­ши­еся твер­дыми под­вер­га­лись смерт­ной казни. Гоне­ние одно­вре­менно сви­реп­ство­вало в раз­лич­ных частях импе­рии: в Галлии, Греции, на Востоке. Мы имеем обсто­я­тель­ные све­де­ния о пре­сле­до­ва­нии хри­стиан в это время в галль­ских горо­дах Лионе и Вьене. При М. Авре­лии в Риме постра­дал св. Иустин фило­соф, апо­ло­гет хри­сти­ан­ства, в Лионе – Пофин, 90-летний старец, епи­скоп; твер­до­стью в пере­не­се­нии муче­ний и геро­и­че­скою смер­тью про­сла­ви­лись девица Блон­дина и 15-летний юноша Понтик. По улицам Лиона кучами лежали тела муче­ни­ков, кото­рые потом сожгли и пепел бро­сили в Рону. Пре­ем­ник М. Авре­лия, Коммод (180–192), вос­ста­но­вил более мило­сти­вое для хри­стиан зако­но­да­тель­ство Траяна. С. Север до 202 г. был срав­ни­тельно бла­го­скло­нен к хри­сти­а­нам, но с этого года вспых­нули жесто­кие гоне­ния в раз­лич­ных частях импе­рии; с осо­бен­ною силою они сви­реп­ство­вали в Египте и в Африке; здесь осо­бен­ным геро­из­мом муче­ни­че­ства про­сла­ви­лись две моло­дые жен­щины, Пере­пе­туя и Фели­ци­тата. Рели­ги­оз­ный син­кре­тизм имп. Гелио­га­бала (218–222) и Ал. Севера (222–235) побуж­дал их бла­го­склонно отно­ситься к хри­сти­а­нам.

В корот­кое цар­ство­ва­ние Мак­си­мина (235–238) и нерас­по­ло­же­ние импе­ра­тора, и фана­тизм черни, воз­буж­ден­ной против хри­стиан раз­ными бед­стви­ями, были при­чи­ною жесто­ких пре­сле­до­ва­ний во многих про­вин­циях. При пре­ем­ни­ках Мак­си­мина и осо­бенно при Филиппе Ара­ви­тя­нине (244–249) хри­сти­ане поль­зо­ва­лись такою снис­хо­ди­тель­но­стью, что послед­него даже счи­тали самого хри­сти­а­ни­ном. Со вступ­ле­нием на пре­стол Деция (249–251) раз­ра­зи­лось над хри­сти­а­нами такое гоне­ние, кото­рое по систе­ма­тич­но­сти и жесто­ко­сти пре­вос­хо­дило все пред­ше­ство­вав­шие, даже гоне­ние М. Авре­лия. Импе­ра­тор, забо­тясь о старой рели­гии и о сохра­не­нии всех древ­них госу­дар­ствен­ных поряд­ков, сам руко­во­дил гоне­нием; про­вин­ци­аль­ным началь­ни­кам были даны обсто­я­тель­ные на этот счет инструк­ции. Было обра­щено серьез­ное вни­ма­ние на то, чтобы никто из хри­стиан не укрылся от розыс­ков; число каз­нен­ных было чрез­вы­чайно велико. Цер­ковь укра­си­лась мно­гими слав­ными муче­ни­ками; но много было и отпад­ших, осо­бенно потому, что пред­ше­ство­вав­ший долгий период спо­кой­ствия усыпил у неко­то­рых геро­изм муче­ни­че­ства.

При Вале­ри­ане (253–260), в начале прав­ле­ния снис­хо­ди­тель­ном к хри­сти­а­нам, им при­шлось вновь вытер­петь жесто­кое пре­сле­до­ва­ние. Чтобы рас­стро­ить хри­сти­ан­ское обще­ство, пра­ви­тель­ство обра­щало теперь осо­бен­ное вни­ма­ние на хри­стиан из при­ви­ле­ги­ро­ван­ных сосло­вий и прежде всего на пред­сто­я­те­лей и руко­во­ди­те­лей хри­сти­ан­ского обще­ства, епи­ско­пов. В Кар­фа­гене постра­дал еп. Киприан, в Риме папа Сикст II и диакон его Лав­рен­тий, герой между муче­ни­ками. Сын Вале­ри­ана Гал­лиен (260–268) пре­кра­тил гоне­ние, и хри­сти­ане около 40 лет поль­зо­ва­лись рели­ги­оз­ною сво­бо­дой – до эдикта, издан­ного в 303 г. импе­ра­то­ром Дио­кле­ти­а­ном.

Дио­кле­тиан (284–305) сна­чала не пред­при­ни­мал ничего против хри­стиан; неко­то­рые хри­сти­ане зани­мали даже видные места в войске и в пра­ви­тель­стве. Пере­мену в настро­е­нии импе­ра­тора неко­то­рые при­пи­сы­вали сопра­ви­телю его Гале­рию (см.). При съезде их в Нико­ми­дии был издан эдикт, в кото­ром пред­пи­сы­ва­лось хри­сти­ан­ские собра­ния запре­тить, церкви раз­ру­шить, свя­щен­ные книги отобрать и сжечь, хри­стиан лишить всех долж­но­стей и прав. Гоне­ние нача­лось с того, что раз­ру­шили вели­ко­леп­ный храм нико­ми­дий­ских хри­стиан. Вскоре после этого слу­чился пожар в импе­ра­тор­ском дворце. В этом обви­нили хри­стиан; явился второй эдикт, гоне­ние запы­лало с осо­бен­ною силою в разных обла­стях импе­рии, кроме Галлии, Бри­та­нии и Испа­нии, где управ­лял бла­го­склон­ный к хри­сти­а­нам Кон­стан­ций Хлор. В 305 г., когда Дио­кле­тиан отка­зался от прав­ле­ния, сопра­ви­те­лем Гале­рия сде­лался Мак­си­мин, ярый враг хри­стиан. Стра­да­ния хри­стиан и мно­го­чис­лен­ные при­меры муче­ни­че­ства нашли крас­но­ре­чи­вого опи­са­теля в Евсе­вии, еписк. Кеса­рий­ском. В 311 г., неза­долго перед смер­тью, Гале­рий пре­кра­тил гоне­ние и тре­бо­вал от хри­стиан молитв за импе­рию и импе­ра­тора. Мак­си­мин, управ­ляв­ший ази­ат­ским Восто­ком, и после смерти Гале­рия про­дол­жал пре­сле­до­вать хри­стиан.

Мало-помалу, однако, крепло убеж­де­ние в невоз­мож­но­сти достиг­нуть уни­что­же­ния хри­сти­ан­ства. За первым эдик­том веро­тер­пи­мо­сти, издан­ным при Гале­рии, после­до­вали в 312 и 313 гг. второй и третий эдикты в том же духе, издан­ные Кон­стан­ти­ном вместе с Лици­нием. По Милан­скому эдикту 313 г. хри­сти­ане полу­чили полную сво­боду в испо­ве­да­нии своей веры; им были воз­вра­щены их храмы и все кон­фис­ко­ван­ные прежде иму­ще­ства. Со времен Кон­стан­тина хри­сти­ан­ство поль­зо­ва­лось пра­вами и при­ви­ле­ги­ями гос­под­ству­ю­щей рели­гии в Рим­ской импе­рии, за исклю­че­нием крат­ко­вре­мен­ной язы­че­ской реак­ции при импе­ра­торе Юлиане (361–363).

Гоне­ния на хри­стиан со сто­роны рим­ских импе­ра­то­ров в первые три века

Нерон (54–68 г) При нем про­изо­шло первое насто­я­щее гоне­ние на хри­стиан. Он сжег для своего удо­воль­ствия более поло­вины Рима, обви­нил в под­жоге хри­стиан и как пра­ви­тель­ство, так и народ начали их пре­сле­до­вать. Многие пре­тер­пели ужас­ные муче­ния, пока не были заму­чены до смерти.

В это гоне­ние постра­дали в Риме апо­столы Пётр и Павел; Пётр был распят на кресте вниз голо­вой, а Павел усечён мечом.

Гоне­ние при Нероне, начав­ше­еся в 65 г., про­дол­жа­лось до 68 г. (Нерон покон­чил жизнь само­убий­ством), и едва ли огра­ни­чи­лось одним Римом.

Вес­па­сиан (69–79) и Тит (79–81), оста­вили хри­стиан в покое, так как тер­пимо отно­си­лись ко всем рели­ги­оз­ным и фило­соф­ским уче­ниям.

Доми­циан (81–96), враг хри­стиан, в 96 г. ап. Иоанна Бого­слова сослал на остров Патмос. Св. Антипа, еп. Пер­гам­ский, был сожжён в медном быке.

Нерва (96–98) воз­вра­тил из зато­че­ния всех сослан­ных Доми­ци­а­ном, в том числе и хри­стиан. Он запре­тил рабам доно­сить на господ и, вообще, боролся с доно­сами, в том числе и на хри­стиан. Но и при нем хри­сти­ан­ство оста­ва­лось ещё недоз­во­лен­ным.

Траян (98–117). В 104 году хри­стиан впер­вые пыта­лись под­ве­сти под закон о запрете тайных обществ. Это первый год госу­дар­ствен­ных (зако­но­да­тель­ных) гоне­ний.

Резуль­та­том пере­писки с Пли­нием млад­шим ста­но­вится рас­по­ря­же­ние Траяна о пре­сле­до­ва­нии хри­стиан, но только в том случае, когда их обви­няют и дока­зы­вают обви­не­ние; тем же, кото­рые отка­зы­ва­ются от хри­сти­ан­ства (это должно дока­зы­ваться жерт­во­при­но­ше­нием язы­че­ским богам), даро­вать про­ще­ние.

Потер­пели, в числе многих хри­стиан, св. Кли­мент, еп. Рим­ский, св. Игна­тий Бого­но­сец, и Симеон, еп. Иеру­са­лим­ский, 120-летний старец, сын Клеопы, пре­ем­ник по кафедре ап. Иакова.

Адриан (117–138) гоне­ния про­дол­жал, но он принял меры для обуз­да­ния неистов­ства толпы против хри­стиан. Обви­ня­е­мые должны были под­вер­гаться судеб­ному раз­би­ра­тель­ству и только по при­зна­нии их вины наказываться.(См. Евсе­вий. Церк. ист. IV, 8,6) При нём впер­вые высту­пают защит­ники хри­стиан – апо­ло­геты. Таковы были Ари­стид и Кон­драт. Их апо­ло­гии спо­соб­ство­вали изда­нию ука­зан­ного закона.

Марк Авре­лий Фило­соф (Анто­нин Вер) (161–180) в 177 году запре­тил хри­сти­ан­ство зако­ном. До него гоне­ния на Цер­ковь были фак­ти­че­ски анти­за­кон­ными и спро­во­ци­ро­ван­ными. Хри­стиан пре­сле­до­вали, как уго­лов­ни­ков (при­пи­сы­вая, напри­мер, поджог Рима или орга­ни­за­цию тайных сооб­ществ).

При нем при­няли муче­ни­че­скую смерть в Риме св. Иустин Фило­соф и его уче­ники. Осо­бенно сильны были гоне­ния в Смирне, где был заму­чен св. Поли­карп, еп. Смирн­ский, и в галль­ских горо­дах Лионе и Вене (См. Евсе­вий. Церк. ист. V, 1–2 главы).

Коммод (180–192) был даже, скорее, бла­го­скло­нен к хри­сти­а­нам, под вли­я­нием на него одной жен­щины, Марции, веро­ятно – тайной хри­сти­анки. Но и при нём были отдель­ные случаи пре­сле­до­ва­ния хри­стиан. Так в Риме был казнен сена­тор Апол­ло­ний, защи­щав­ший в сенате хри­стиан, обви­нён­ный своим рабом в при­над­леж­но­сти к хри­сти­ан­ству. Но за донос казнён был и раб (см. Евсе­вий. Церк. ист. V, 21).

Сеп­ти­мий Север (193–211) При нем:

  • в числе других был обез­глав­лен Леонид, отец зна­ме­ни­того Ори­гена,
  • бро­шена в кипя­щую смолу девица Пота­ми­ена,
  • принял муче­ни­че­ский венец Васи­лид, один из испол­ни­те­лей казни над Пота­ми­е­ной, обра­тив­шийся ко Христу увидев муже­ство девицы.
  • В Лионе был заму­чен св. Ириней, тамош­ний епи­скоп.

В кар­фа­ген­ской обла­сти гоне­ния были силь­нее, чем в других местах. Здесь Фивия Пер­пе­туя, моло­дая жен­щина бла­го­род­ного про­ис­хож­де­ния, была бро­шена в цирк на рас­тер­за­ние зве­рями и добита мечом гла­ди­а­тора.

Та же участь постигла и другую хри­сти­анку, рабыню Фели­ци­тату, мучив­шу­юся родами в тем­нице, и её мужа Рево­ката.

Кара­калл (211–217) про­дол­жал част­ные и мест­ные пре­сле­до­ва­ния.

Гелио­га­бал (218–222) не пре­сле­до­вал хри­стиан, потому что сам не был при­вя­зан к рим­ской госу­дар­ствен­ной рели­гии, а увле­кался сирий­ским куль­том солнца, с кото­рым стре­мился объ­еди­нить и хри­сти­ан­ство.

К тому же к этому вре­мени народ­ные воз­му­ще­ния против хри­стиан начи­нают осла­бе­вать. При бли­жай­шем зна­ком­стве с ними, осо­бенно, в лице хри­сти­ан­ских муче­ни­ков, народ начи­нает раз­убеж­даться в своих подо­зре­ниях отно­си­тельно их жизни и учения.

Алек­сандр Север (222–235), сын почтен­ной Юлии Маммеи, почи­та­тель­ницы Ори­гена. Усвоив миро­со­зер­ца­ние нео­пла­то­ни­ков, искав­ших истины во всех рели­гиях, он позна­ко­мился и с хри­сти­ан­ством. Не при­знав его без­условно-истин­ной рели­гией, он, однако, нашёл в нем много достой­ного ува­же­ния и многое из него принял в свой культ. В его бож­нице, наряду с при­зна­ва­е­мыми им боже­ствен­ными суще­ствами, Авра­амом, Орфеем, Апол­ло­нием, стояло изоб­ра­же­ние Иисуса Христа.

Алек­сандр Север даже раз­ре­шил некий спор между хри­сти­а­нами и языч­ни­ками в пользу хри­стиан.

Мак­си­мин Фра­ки­я­нин (Фра­киец) (235–238), был врагом хри­стиан из нена­ви­сти к своему пред­ше­ствен­нику, кото­рого убил.

Издал эдикт о пре­сле­до­ва­нии хри­стиан, в осо­бен­но­сти, пас­ты­рей Церкви. Но гоне­ние раз­ра­зи­лось лишь в Понте и Кап­па­до­кии.

Гор­диан (238–244) Пре­сле­до­ва­ний не было.

Филипп Ара­ви­тя­нин (244–249), был настолько бла­го­скло­нен к хри­сти­а­нам, что впо­след­ствии воз­никло мнение, что он и сам был тайным хри­сти­а­ни­ном.

Деций Траян (249–251) Решил пол­но­стью истре­бить хри­стиан. Пре­сле­до­ва­ния, кото­рые нача­лись после эдикта 250 г., пре­вос­хо­дили все пред­ше­ству­ю­щие своей жесто­ко­стью, за исклю­че­нием, разве, гоне­ния Марка Авре­лия.

В это жесто­кое гоне­ние многие отпали от хри­сти­ан­ства.

Основ­ная тяжесть гоне­ния обру­ши­лась на пред­сто­я­те­лей церк­вей.

В Риме в начале гоне­ний постра­дал еп. Фабиан, при­няли муче­ни­че­скую кон­чину Карп, еп. Фиа­тир­ский, Вавила, еп. Антио­хий­ский, Алек­сандр, еп. Иеру­са­лим­ский и др. Зна­ме­ни­тый же учи­тель Церкви Ориген пре­тер­пел мно­же­ство истя­за­ний.

Неко­то­рые из епи­ско­пов поки­дали на время места, где они жили, и издали управ­ляли церк­вями. Так посту­пили св. Киприан Кар­фа­ген­ский и Дио­ни­сий Алек­сан­дрий­ский.

А св. Гри­го­рий Неоке­са­рий­ский вместе со своей паст­вой уда­лился на время гоне­ния в пустыню, вслед­ствие чего у него совсем не было отпав­ших.

Гоне­ние про­дол­жа­лось только около двух лет.

Галл (252–253) пово­дом для гоне­ния послу­жил отказ хри­стиан от язы­че­ских жерт­во­при­но­ше­ний, назна­чен­ных импе­ра­то­ром по случаю обще­ствен­ных бед­ствий. В это гоне­ние постра­дали в Риме Кор­ни­лий и Луций, сме­нив­шие друг друга епи­скопы.

Вале­риан (253–260) в начале своего прав­ле­ния был бла­го­скло­нен к хри­сти­а­нам, но под вли­я­нием друга Мар­ки­ана, фана­тика-языч­ника, начал в. пре­сле­до­ва­ния.

Эдик­том 257 г. он при­ка­зал ссы­лать в зато­че­ние свя­щен­но­слу­жи­те­лей, и запре­тил хри­сти­а­нам созы­вать собра­ния. Сослан­ные епи­скопы из мест зато­че­ния управ­ляли своими паствами, и хри­сти­ане по-преж­нему соби­ра­лись на собра­ния.

В 258 г. после­до­вал второй эдикт, пове­ле­вав­ший каз­нить свя­щен­но­слу­жи­те­лей, хри­стиан высших клас­сов обез­глав­ли­вать мечом, знат­ных женщин ссы­лать в зато­че­ние, при­двор­ных, лишив прав и имений, отправ­лять на работы в цар­ские поме­стья. О низших клас­сах ничего не гово­ри­лось, но с ними тогда и без этого посту­пали жестоко. Нача­лось жесто­кое изби­е­ние хри­стиан. В числе постра­дав­ших были рим­ский епи­скоп Сикст II с четырьмя диа­ко­нами, св. Киприан, еп. Кар­фа­ген­ский, при­няв­ший муче­ни­че­ский венец на глазах паствы.

Гал­лиен (260–268). Он двумя эдик­тами объ­явил хри­стиан сво­бод­ными от пре­сле­до­ва­ний, воз­вра­тил им кон­фис­ко­ван­ное иму­ще­ство, молит­вен­ные дома, клад­бища и пр. Таким обра­зом, хри­сти­ане обрели право на иму­ще­ство.

Для хри­стиан надолго насту­пило спо­кой­ное время.

Доми­ций Авре­лиан (270–275), как грубый языч­ник, не был рас­по­ло­жен к хри­сти­а­нам, но и он при­зна­вал за ними предо­став­лен­ные им права.

Так, в 272 г., будучи в Антио­хии, он решил дело иму­ще­ствен­ных инте­ре­сов церкви (еп. Павел Само­сат­ский, низ­ло­жен­ный за ересь, не хотел отдать храм и дом епи­скопа вновь постав­лен­ному еп. Домну) и в пользу закон­ного епи­скопа.

В 275 г. Авре­лиан решил воз­об­но­вить пре­сле­до­ва­ния, но в том же году был убит во Фракии.

На протяжении двух первых веков противодействие римлян христианам носило спорадический неактивный характер. Так как распространялось христианство в это время в основном в восточной части империи, римскую власть оно практически не беспокоило. Общегосударственные законы против христиан в это время не появлялись, немногочисленные прецеденты санкций были локальными. На протяжении этого периода христианство испытывало определенное притеснение в основном от общества, относившегося к христианам настороженно, как к членам секты сомнительного свойства.

К 3-му веку, когда христианство получило уже достаточно широкое распространение (по разным оценкам от 4 до 10% населения империи в 300 г.), а среди его адептов появились и представители знати, римские власти, наконец, спохватились и начали принимать какие-то меры. Одним из первых антихристианских законов стал предполагаемый эдикт Септимия Севера 192 года, налагающий запрет на обращение в христианство и иудаизм. Пришедший к власти в 235 г. к власти Максимин Фракиец преследовал христиан и казнил христианских лидеров.

Валериан, начиная с 258 г. издал два антихристианских указа. Первый из них под угрозой ссылки предписывал христианскому духовенству осуществлять жертвоприношения римским божествам и запрещал богослужения под страхом смерти, которая и настигла двух римских пап. Второй был направлен против знати и предполагал конфискацию имущества за неповиновение и казнь в случае упорства.

Последний эдикт обязывал всех без исключения участвовать в коллективных жертвоприношениях. Предполагается, что Диоклетиан изначально не собирался применять в отношении христиан смертную казнь, однако его соправитель Галерий, отличавшийся религиозной нетерпимостью, инициировал в отношении наиболее ярых христиан казнь через сожжение, особенно активно применявшуюся в этот период на Востоке империи.

Инициированный Константином Миланский эдикт 313 г. легализовал христианство и положил конец преследованиях. Впрочем, гонения против христиан продолжились и после того, как христианство стало государственной религией в Римской империи – теперь уже церковь при поддержке государства боролась с ересями. Эдикт Феодосия 380 г. предполагал лишение прав еретиков и изгнание их из городов.

Если вам понравилась эта статья — поставьте лайк. Это сильно поможет развитию нашего канала, а также новые статьи из нашего канала будут чаще показываться в вашей ленте. Также будем рады, если вы подпишетесь на наш канал.

Конфликт ранних христианских общин с языческим миром в Римской империи приобрёл особую остроту не столько потому, что христиане отказывались почитать языческих богов, сколько потому, что они отрицали культ императоров.



Г.И. Семирадский. Христианская Дирцея в цирке Нерона. 1897.

Римляне вообще проявляли большую терпимость к религиям других племён и народов. Объявляя неприкосновенным богопочитание каждого из покорённых народов, римские власти надеялись расположить к себе побежденных и снискать покровительство их богов. Различные чужеземные культы свободно отправлялись повсюду в империи — не только в провинциях, но и в самом Риме, где от чужеземцев требовалось лишь соблюдать уважение по отношению к римскому государственному культу и отправлять свои обряды частным образом, не навязывая их другим.

Поэтому можно сказать, что гонения на христиан в Римской империи не были собственно религиозными. Но почти одновременно с появлением христианской проповеди римская религия пополнилась новым культом, ставшим источником многих бед для христиан. Это был культ цезарей.

Римская религия сочетала в себе натуралистическое и государственное начала. В отличие от эллинского Зевса, олицетворявшего светлое небо, Юпитер в Риме был также олицетворением высшего государственного порядка, он представлялся невидимым главой именно государства. С появлением в Риме императорской власти появилось и представление о новом божестве: гении императора. Но очень скоро почитание гения императоров переросло в личное обожествление венценосцев. Поначалу обожествляли только умерших цезарей. Этот культ как бы увенчал римскую религию, так как был для всех принудительным. Так, после смерти Марка Аврелия сенат постановил считать безбожником всякого, кто не имел у себя в доме хоть какого-нибудь его изображения.

Обычная сцена того времени. Проконсул провинции замечает христианину, что тот должен любить императора как прилично человеку, живущему под покровительством римских законов, и, чтобы свидетельствовать свою покорность императору, предлагает принести ему жертву.

Наконец, христианство выходит из подполья и становится государственной религией. И что же? Противостояние с властью сразу же прекращается. Может быть, цезари образумились? Отнюдь нет. Христианский император Константин так же имеет храмы и алтари, как и императоры-язычники. Впрочем, он принял крещение лишь незадолго до смерти…

Отныне и на долгие столетия церковь забывает, что её подлинным историческим врагом является не язычество, а Антихрист.
________________________________________ ________________ __________
Любителям исторического чтения предлагается моя новая книга исторических миниатюр "Карлик Петра ВЕЛИКОГО"
Вышла моя книга "Последняя война Российской империи" (см. описание книги и цены)
Мой сайт Забытые истории — всемирная история в очерках и рассказах

Читайте также: