Программа по туристско краеведческой деятельности начальная школа

Обновлено: 03.07.2024

Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время учащиеся не знакомы в достаточной степени с прошлым и настоящим своей малой родины. Уральский регион является крупнейшим промышленным и индустриальным центром России, что позволяет знакомить учащихся с развитием техники. Изучение краеведения является одним из основных источников обогащения обучающихся знаниями о родном крае, воспитание любви к нему, формирование гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании.

Цель программы: создание условий для формирования гражданского самосознания через туристско-краеведческую деятельность.

Задачи программы:

- способствовать формированию представлений о краеведении как о предмете исторического и культурного развития общества, в том числе о технических достижениях, созданных на Урале, а также о природе родного края;

- обучать навыкам туризма;

- способствовать развитию познавательного интереса к занятиям, связанным с повышением интеллекта и развитием кругозора;

- воспитывать уважительное отношение и любовь к своей малой Родине.

Данная программа дополнительного образования педагогически целесообразна, так как она способствует осознанию своего места в окружающем мире, значения Нижнего Тагила в истории и культуре России и в то же время содействует формированию гражданственности. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края.

Объем образования

- Краеведение и геология;

-Биология и медицина.

Практические занятия составляют большую часть программы.

Занятия предполагаются: 2 раза в неделю (1 час теоретическое занятие, 3 часа практическое занятие) или 1 раз в неделю 4 часа. Продолжительность занятия 35-40 минут, с перерывом 10-15 минут.

В группе не менее 15 человек, которая делится на подгруппы для эффективной организации образовательного процесса, проектной и исследовательской деятельности учащихся. Каждая подгруппа получает знания в объёме 144 часа.

Походы и выездные учебные занятия производятся с учетом погодно-климатических особенностей среднего Урала. Погодно-климатическими особенностями являются: межсезонный период с температурой воздуха + / - 5 о С с дождем или мокрым снегом; Проливные дожди; Штормовое предупреждение; Температура воздуха ниже - 25 о С. При перечисленных погодных условиях в учебно-тематический план могут быть внесены изменения в соответствии с резервным тематическим планом.

Содержание образования

Адресатом программы является школьник подросткового возраста 11-16 лет, обучающийся в средней общеобразовательной школе, лицее, гимназии. Занятия спортивным туризмом представляют собой эффективное средство физического оздоровления, воспитания и развития детей. Воспитание, обучение и развитие происходит в процессе организации коллективной походной жизни на туристском маршруте и активной деятельности обучающихся в естественных природных условиях, что особенно важно в условиях всё возрастающей гиподинамии школьников с её негативными последствиями для здоровья. Активная и самостоятельная деятельность обучающихся в походных условиях спортивного маршрута способствует приобретению ими необходимого социального опыта, опыта общественных и личностных отношений, облегчает процессы самоутверждения, особенно остропротекающие в подростковом возрасте.

Формы предъявления результатов освоения Программы: участие в краеведческих, экологических, патриотических конкурсах, предлагаемых социокультурным пространством района, города, области, страны. А также, участие в туристических слётах, соревнованиях по туризму. Кроме этого, участие в заочных конкурсах, предлагаемых в информационных ресурсах (например, интернет).

1.1.3. Планируемые результаты образования

К личностным результатам обучающихся, освоивших программу, относится сформированность у обучающихся мотивации к познанию и основ гражданской идентичности.

К метапредметным результатам обучающихся относится освоенные ими УУД, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.

К предметным результатам обучающихся относится освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфическойдля данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания.

- имеют представление о краеведении;

-знают особенности уральской природы и взаимосвязь с географическим расположением;

-имеют представление об истории развития техники на Урале;

-имеют представления о туристских навыках;

- имеют представление о полезных ископаемых, минералах Уральского региона;

-знают о животных и растениях леса;

-имеют представление об оказании первой медицинской помощи;

-проявляют познавательный интерес к истории города;

-проявляют познавательный интерес к туристским навыкам и быту;

-проявляют уважительное отношение к своей малой Родине;

- самостоятельно определяют цель учебной деятельности;

-определяют план выполнения заданий;

-умеют составлять план проектной деятельности.

-отвечают на простые и сложные вопросы педагога;

-умеют находить нужную информацию в книгах и других информационных источниках;

-участвуют в диалоге с педагогом и сверстниками;

- высказывают свою точку зрения на события, поступки;

-оформляют свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

Одним из условий реализации программы является материально-техническое оснащение.

Теоретические занятия проводятся в помещении при наличии столов и стульев, рассчитанных на 15 человек.

Средства обучения и воспитания:

-для теоретических занятий используются канцелярские принадлежности (карандаши простые и цветные, линейка, ластик).

- Для походов используется туристическое снаряжение: палатки, спальные мешки, костровой инструментарий.

-учебно-наглядные пособия: картинки с условными обозначениями для ориентирования на местности, географические карты, фотографии или картинки с правилами по туристическому быту, видам костров и т.д.

-печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы:

Для педагога:

Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор : пособие для учителя / Григорьев Д.В., Степанов П.В. – М. : Просвещение, 2011 г.

Венгер А.Л., Цукерман Г.А.. Психологическое обследование младших школьников. - М.: Владос-Пресс, 2005 г.

Даринский А. Краеведение.- М. Просвещение, 1987 г.

Дереклеева Н.И. Мастер-класс по развитию творческих способностей учащихся .- М.: 5 за знания, 2008 г.

Династия Демидовых. Нижний Тагил, 2002 г.

Нижний Тагил на перекрёстках веков. Зримые образы прошлого и настоящего. Нижний Тагил, 2002 г.

Рекомендации по разработке дополнительной общеобразовательной программы и учебно-методического комплекса: нормативные и методические аспекты. / Сост. И.А. Дмитриевская, С.В. Новикова.-МБУ ДО ГДДЮТ. – 2014 г.

Система оценивания планируемых результатов с учетом требований ФГОС: начальная школа. Комплексно-целевые программы / А.Н. Трофимова – Волгоград: Учитель, 2015 г.

Я-гражданин своего города, своей страны. 1-4 классы: комплексные программы духовно-нравственного воспитания / авт.-сост. Н.В. Терещенко – Волгоград: Учитель, 2015 г.

Для учащихся:

Архипова Н.П. Окрестности Свердловска. Свердловск, Средне-уральское кн. изд-во ,1981 г.

Анимица Е.Г. Города Среднего Урала. Свердловск. Средне-уральское кн. изд-во ,1975 г.

Красная Книга Среднего Урала. Свердловская и Пермская области. Екатеринбург, Издательство Уральского университета, 1996 г.

Рассказы об уральской истории / Сост. Н.М. Лушникова.- Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1990 г.

Нижний Тагил на перекрёстках веков. Зримые образы прошлого и настоящего. Нижний Тагил, 2002 г.

2.1 Формы аттестации

(контроля освоения программы)

Оценка знаний, полученных в результате работы по программе, проводится с помощью устных экспресс-опросов, а также при проведении викторин, тестов и в ходе подготовки индивидуальных и коллективных проектов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Популяризация краеведческих знаний, формирование обучающихся целостного представления о регионе, сохранение и развитие социально-экономических, культурных достижений.

Министерство образования и науки Республики Татарстан

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Нижнекамского муниципального района

Республики Татарстан

Принята на заседании

Директор МБУ ДО ДТДиМ

Дополнительная общеразвивающая программа

туристско-краеведческой направленности

Срок реализации: 2 года

Галимова Золфира Котдусовна,

педагог дополнительного образования

первой квалификационной категории

г. Нижнекамск, 2017 г.

Пояснительная записка …………………………………………………. 3-9

Содержание учебного плана

Календарный учебный график

Методическое, дидактическое и материально-техническое

обеспечение реализации программы …………………………………. 24-29

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Комплексный подход в изучении родного края позволяет сформировать глубокие знания и умения краеведческого содержания, так как программа включает характеристику основных объектов природы, населения. Сильной стороной программы является её прикладная направленность. Реализация регионального компонента ориентирует учащихся на организацию личностного познания родного края от непосредственного восприятия, изучения, ощущения к осмыслению.

Обучающиеся не только самостоятельно изучают особенности краеведения с помощью специально организованных наблюдений, зарисовок, сравнений, проведения практических работ, высказывая собственные гипотезы, но и как бы проживают явления природы и культуры, пропуская их через собственное творчество.

Новизна данной дополнительной общеразвивающей программы является то, что установление причинно-следственных связей в окружающем мире проходит на многообразном материале природы, истории и культуры родного края: микрорайона проживания, города Нижнекамск и в целом Республики Татарстан.

Содержание данной программы отражает комплексно-системный подход к изучению родного края, что позволяет учащимся увидеть свой край как сложный, многообразный, противоречивый, но целостный компонент в структуре единого государства. Такой подход даёт возможность рассматривать природные, экономические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние родного региона, в их взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования научного мировоззрения, целостной картины среды обитания, системы социальных, культурных и экологических взглядов, ценностного отношения учащихся к родному краю, как на эмоциональном, так и на рациональном уровне.

Программа является актуальной и потому, что вопросы интеграции и сотрудничества школы и учреждений дополнительного образования по-прежнему остаются одними из главных.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ

Популяризация краеведческих знаний, формирование у обучающихся целостного представления о регионе, сохранение и развитие социально-экономических и культурных дости­жений и традиций, эффективное функционирование системы патрио­тического воспитания детей и подростков по отношению к родному краю и городу.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Формирование представлений о малой Родине, развитие гордости за героическое прошлое своего родного края, интереса к культуре родного края.

Формирование информационной грамотности, т.е. совокупности знаний, умений и навыков, позволяющих самостоятельно выявлять и использовать информацию с целью удовлетворения потребностей, имеющих образовательное и практическое значение.

Формирование умения оперировать краеведческими знаниями, извлекать их из различных культурно – исторических источников, применять их в новой ситуации.

Формирование элементов творческой деятельности.

Развивающие

Развитие творческих способностей, всестороннее развитие учащихся.

Формирование нравственной основы личности, повышение уровня духовной культуры.

Развитие у ребенка чувства собственного достоинства, осознания своей роли в жизни родного края.

Развитие внимания к собственной речи и речи собеседника.

Развитие образного и логического мышления.

Воспитывающие

Осознание ребенком ценности, целостности и многообразия окру­жающего мира, своего места в нём;

Формирование уважительного отношения к своему родному краю, его природе и культуре, истории и современной жизни;

Воспитание бережного отношения к истории своего края, историческим памятникам, объектам природы.

При составлении программы использованы принципы:

1.Принцип гуманизации:

- использование личностно-ориентированного подхода к каждому ребенку для оптимальной возможности усвоения данной программы;

- варьирование темпов прохождения программ в зависимости от уровня обученности ребенка и группы в целом.

2. Принцип разноуровневости базируется на:

- движении и личности ребенка;

- на развитии индивидуальности обучающегося;

- на праве выбора обучающихся;

- на сочетании требований педагога и желания ребенка.

Содержание занятий дифференцированно, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей и подростков. В ней отражены условия для индивидуального творчества, а также для раннего личностного и профессионального самоопределения детей, их самореализации и саморазвития. Приведенный в программе перечень практических занятий является примерным и может быть изменен педагогом в зависимости от желаний, интересов воспитанников. Теоретические и практические занятия проводятся с использованием наглядного материала (чертежи, схемы, готовые модели, плакаты по космическому моделированию, видеосюжеты).

Отличительные особенности данной дополнительной программы призвана дать достаточно полное и целостное представление территории и границы Нижнекамского района. Практические, частично-поисковые и исследовательские методы и приёмы организации учебной деятельности нацелены на выработку у учащихся навыков работы со всевозможными источниками краеведческой информации: справочными и учебными пособиями, рукописными материалами, иллюстрациями, фотоматериалами, средствами телевидения, радио и печатными периодическими изданиями, а также художественной литературой.

Изучение краеведения в детском объединении является одним из основных источников обогащения обучающихся знаниями о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании.

Сегодня ни один предмет в учебном плане не обходится без включения в него элементов краеведения. И это понятно, так как каждому человеку, каждому народу надо осознавать себя и своё место в мире природы, среди других людей, среди других народов, а это невозможно без знания истории, без изучения культуры, обычаев и традиций своей Родины. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края.

Изменения, произошедшие в общественном строе, внесли изменения в нравственные ценности. В младшем школьном возрасте происходит формирование характера, мышления, речи человека, начинается длительный процесс формирования нравственных ценностей, которые лежат в основе любви к Родине. Любовь к родине подрастающего поколения начинается с ощущения родного края, родной земли. Материал по краеведению является богатым источником, дающим возможность восполнить пробелы в нравственном воспитании обучающихся, которые возникли в последнее время.

Сроки реализации. Рассчитана на 2 года обучения.

Формы и режим занятий. Занятия проводятся два раза в неделю: по 2 часа для первого года обучения, общим объемом 144 часа в год; для второго года обучения по 3 часа, общим объемом 216 часов в год с 10-минутным перерывом между занятиями.

Программа предусматривает организацию активных форм проведения занятий с обучающимися. Это и традиционные занятия с применением иллюстративных и интерактивных презентаций, с применением индивидуальных, парных и групповых творческих работ, тематические консультации. А также устные журналы, диспуты, выставки, коллективные игры, встречи с интересными людьми, конкурсы и викторины, тематические и обзорные экскурсии, выход в театры и библиотеки города.

Диагностика результативности и качества освоения программы.

Текущая диагностика осуществляется после изучения отдельных тем, раздела программы. В практической деятельности результативность оценивается качеством выполнения практических работ, поиску и отбору необходимого материала, умению работать с различными источниками информации. Анализируются положительные и отрицательные стороны работы, корректируются недостатки. Контроль знаний осуществляется с помощью заданий педагога (тесты, кроссворды, викторины); взаимоконтроль, самоконтроль и др. Они активизируют, стимулируют работу учащихся, позволяют более полно проявлять полученные знания, умения, навыки.

Промежуточный контроль осуществляется в конце I полугодия учебного года. Формы оценки: тестирование, кроссворды, викторины, участие в конкурсах.

Предполагаемый результат реализации программы

На предметном уровне

К концу первого года обучения обучающийся будет

- краткую историю рождения города и его государственную символику;

- основные исторические, архитектурные и культурные достопримечательности города;

- основные отрасли промышленности Нижнекамска;

- основные сферы занятости жителей города и возможности получения соответствующего образования;

- этапы организации проектной деятельности;

- особенности сезонных изменений природы, характерных для местности проживания;

- названия водоёмов области их значение и способы охраны;

- находить на карте города площади и проспекты;

- находить на улицах города социально-значимые городские объекты;

- использовать различные справочные издания и литературу для поиска познавательной информации;

- организовать самостоятельную поэтапную творческую работу.

На личностном уровне

- проявлять активность, готовность к выдвижению идей и предложений;

- проявлять силу воли, упорство в достижении цели;

- владеть навыками работы в группе;

- понимать ценность здоровья;

- уметь принимать себя как ответственного и уверенного в себе человека.

На метапредметном уровне

- понимать творческую задачу;

- работать с дополнительной литературой, разными источниками информации;

- работать индивидуально, в группе;

- оформлять результаты деятельности;

- представлять выполненную работу.

На предметном уровне

К концу второго года обучения обучающийся будет

- историю своего населенного пункта в контексте основных исторических событий, традициях и культуре;

- замечательных людей своего населенного пункта;

- историю своей семьи;

- природу родного края,

- необходимость бережного отношения к природному, историческому, культурному наследию, сохранению исторической памяти.

- описывать основные этапы развития населенного пункта;

- систематизировать информацию о родном крае, о своей семье;

- проводить исследовательские и поисковые работы по заданным темам, подбирать литературу по заданной теме и пользоваться различными источниками краеведческой информации;

- определять географические координаты и границы населенного пункта;

- оформлять памятки, буклеты, презентации, газеты и др.

На личностном уровне

- объяснять, что такое Краеведение, что оно изучает;

- называть и объяснять значение государственной символики РФ, РТ и города Нижнекамск;

- ориентироваться на карте, называть соседей нашей республики, знать - историю заселения нашего края;

- зная архитектуру района, рассказать об истории края;

- знать знаменитых людей края и их роль в истории края;

- наблюдать и выделять характерные особенности промышленных предприятий города;

- соблюдать общепринятые правила поведения в обществе, правила дорожного движения;

- выбирать способ поведения в соответствии с этими правилами;

- добросовестно выполнять обязанности обучающихся дворца;

- ставить перед собой цель и достигать ее самостоятельно или с помощью педагога;

- анализировать свою работу, исправлять ошибки, восполнять пробелы в знаниях из разных источников информации;

- создавать творческие работы, поделки, рисунки, доклады, фото-коллажи с помощью взрослых или самостоятельно.

На метапредметном уровне

- освоение способов решения проблем творческого и поискового ха­рактера;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- определять наиболее эффективные способы достижения результата;

- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

- излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Ожидаемые результаты и способы их проверки. Освоение курса, помимо посещения коллективных занятий, предполагает выполнение домашних заданий. Это всевозможные практические и творческие задания, предусмотренные в рабочей тетради после изучения конкретных тем. Изучение дополнительной литературы, поиск иллюстративного материала и фотоматериалов. А также выполнение письменных творческих и проектных работ.

Оценка знаний и умений учащихся проводится с помощью анализа тестовых контрольных, письменных творческих и проектных работ, диагностических заданий. А также оценивается активность участия в парных, групповых и коллективных работах. Изучение курса завершается комплексным контрольным тестом, который включает вопросы по всем темам и разделам программы, а также совокупность самостоятельно выполненных творческих работ.

Формы подведения итогов: наблюдение, беседа, фронтальный опрос, контрольная работа, практикум, самостоятельная работа. Участие обучающихся в краевых научно-практических конференциях, конкурсах, выставках. Открытое занятие для родителей, защита рефератов.

Абельганс Людмила Павловна,

педагог дополнительного образования,

МБОУ ДОД ДДТ г. Белово

Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Изучение краеведения в начальной школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитание любви к нему, формирование гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью и обеспечивает межпредметные связи.

Сегодня ни один предмет в учебном плане не обходится без включения в него элементов краеведения. И это понятно, так как каждому человеку, каждому народу надо осознавать себя и своё место в мире природы, среди других людей, среди других народов, а это невозможно без знания истории, без изучения культуры, обычаев и традиций своей Родины. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края. Известно, что этому нельзя научить, ограничиваясь рассказом или показом. Для этого нужна соответствующая деятель-ность учащихся.

Цель: создание условий для духовно–ценностной ориентации ребёнка в окружающем мире, воспитание его гражданского самосознания через ознакомление с историей, природой и культурой родного края.

Задачи:

- дать представление о краеведении, как о предмете исторического и культурного развития общества;

- дать определенные знания о природе родного края, о культуре, обычаях и традициях своего народа;

-научить применять полученные знания на практике.

- формировать уважительное, бережное отношение к историческому наследию своего края, его истории, культуре, природе;

- воспитать уважительное отношение к окружающим людям, усвоение общепринятых норм поведения в общественных местах, в кругу знакомых и близких;

- научить анализировать своё поведение и принимать правильное решение в различных жизненных ситуациях.

- способствовать развитию психических процессов (воображение, память, мышление, речь);

- развивать кругозор обучающихся;

Цели и задачи данной программы полностью соответствуют целям и задачам основной образовательной программы образовательного учреждения.

Содержание программы отражает единство учебной и внеучебной деятельности и связано с содержанием учебной деятельности по предметам:

- окружающий мир: исторические, географические сведения о родном крае;

- литературное чтение: сведения о традициях, культуре, литературе родного края, работа с письменными источниками;

- русский язык: грамотность и активный словарный запас устной и письменной речи при реализации проектов и других формах работы;

- изобразительное искусство: умение грамотно и эстетично оформить работу.

Особенностью данной программы является организация коллективной и индивидуальной творческой деятельности обучающихся по приобретению новых знаний об истории и культуре родного края, работа с различными источниками информации, творческая переработка информации и создание самостоятельных исследований проектов.

Формы работы:

- экскурсии в музеи, учреждения культуры, предприятия;

- устные журналы, беседы;

- конкурсы и викторины;

- коллективные творческие дела;

- встречи с известными людьми, ветеранами, уроки мужества;

- художественное творчество учащихся;

- просмотры и обсуждения кинофильмов;

- сбор, оформление материалов поисковой и исследовательской деятельности;

- выступления перед сверстниками по итогам проделанной работы;

- проектная и исследовательская деятельность учащихся;

- походы, подвижные игры.

Таким образом, в основе программы – реализация личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании школьников, интеграция научных знаний и образовательных технологий. При этом социальными партнерами школы могут выступать учреждения дополнительного образования, культуры (музеи, выставочные залы, библиотеки).

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности

У выпускника будут сформированы:

- внутренняя позиция школьника, направленная на положительное отношение к школе, уче-нию;

- положительная мотивация к учебной деятельности;

- понимание причины успеха в учебной деятельности;

- способность к самооценке;

- основы гражданской идентичности личности через осознание себя как гражданина России, чувство сопричастности и гордости за свою страну, регион, город; осознание ответственно-сти человека за общее благополучие; осознание своей исторической принадлежности;

-ориентация в нравственном содержании и смысле собственных поступков и поступков дру-гих людей;

- эстетические чувства на основе знакомства с культурой родного края.

Выпускник получит возможность для формирования:

- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

- компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

- устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям на основе учета позиций партнеров по общению;

- осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

1.Регулятивные универсальные учебные действия.

- понимать и сохранять учебную задачу;

- планировать свои действия в связи с поставленной задачей;

- осуществлять плановый и итоговый самоконтроль по результату;

- вносить коррективы в учебные действия после их оценки и учета сделанных ошибок.

Выпускник получит возможность научиться:

- ставить познавательную задачу;

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий по решению по-знавательной задачи;

- вносить необходимые коррективы, как в ходе, так и после выполнения действия.

2. Познавательные универсальные учебные действия.

- осуществлять поиск и использование необходимой информации с использованием детской справочной и энциклопедической литературы;

- использовать рисунки, схемы, модели при решении познавательных и поисковых задач;

- осуществлять анализ с выделением существенных и несущественных признаков;

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения в форме простых суждений об объекте, его строении, свойствах и свя-зях.

Выпускник получит возможность научиться:

- создавать рисунки, модели, схемы для решения познавательных и поисковых задач;

- осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от ус-ловий;

- осуществлять синтез, сравнение, классификацию;

- строить логическое суждение, включающее установление причинно-следственных связей.

3.Коммуникативные универсальные учебные действия.

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе и не-совпадающих с его собственными и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

- формировать собственное мнение;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

-строить монологические высказывания;

-владеть диалогической формой речи.

Выпускник получит возможность научиться:

- учитывать мнения и интересы других людей, обосновывать собственную позицию;

- продуктивно разрешать конфликты с учетом интересов всех участников;

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

- различать символику Кемеровской области и города Белово;

- описывать достопримечательности родного края;

- соотносить по карте свой регион с Российской Федерации и другими регионами;

- различать прошлое, настоящее и будущее;

- соотносить изученные исторические события с датами;

- использовать дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к об-разу жизни, обычаям и верованиям предков;

- на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;

- оценивать характер взаимоотношений в различных социальных группах (семья, общество сверстников, коллеги и т.п.);

- различать и описывать объекты природы и жизнедеятельности человека, выделяя их существенные признаки;

- определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих взаимоотношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;

- соблюдать правила оповещения и безопасности в чрезвычайных ситуациях.

Выпускник получит возможность научиться:

- осознавать причастность себя и своей семьи к родному городу, региону, стране;

- осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами людей;

- ориентироваться в важнейших для города, региона, страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего;

- оценивать возможность своего участия в жизни города, региона, страны;

- наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидатель-ной деятельности на благо семьи, в интересах школы, города и региона;

- проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила общения с взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы;

- осознавать ценность природного и культурного наследия и необходимость нести ответственность за ее сохранение;

- соблюдать правила экологического поведения в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и в природе;

- регулировать свое поведение адекватно современным условиям в природной и социальной среде.

Формы подведения итогов.

1. Анкетирование обучающихся и родителей на начальном этапе и при подведении итогов и сравнительный анализ результатов анкетирования.

2. Представление проектов перед сверстниками.

3. Участие в краеведческих играх и мероприятиях района, города, области, страны.

Возможен способ оценки деятельности обучающегося с помощью портфолио обучающегося, как коллекции его работ и результатов, которая демонстрирует усилия, прогресс и достижения обучающегося в данной области.



Приказ Минобрнауки России от19.12.2014 г. № 1599"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью"




Главная - Методическая копилка - Учебные программы

Аналитическая справка методиста Е.Г. Меркушиной

Дополнительные общеразвивающие программы, реализуемые в МБУДО "Центр детского и юношеского туризма и экскурсий" г. Брянска в 2020-2021 учебном году

1. Программы туристско-краеведческой направленности

2. Программы физкультурно-спортивной направленности

3. Программы художественной направленности

4. Программы социально-педагогической направленности

Перечень ранее реализуемых учебных программ

В этом разделе вы можете ознакомится с учебными программи, а также посмотреть планы-конспекты к занятиям.

1.Программы туристско-краеведческой направленности

2.Программы физкультурно-спортивной направленности

3. Программы естественнонаучной направленности

4. Программы художественной направленности

5. Программы социально-педагогической направленности

Читайте также: