Творчество как педагогическая проблема кратко

Обновлено: 01.07.2024

Проблема творчества и творческих способностей в современной педагогике.

Развитие детского творчества является важнейшей актуальной проблемой нынешней педагогики и ставит перед системой образования главную задачу - воспитание у растущего поколения творческого восприятия окружающей среды, а также активности и самостоятельности мышления, которые способствуют достижению положительных перемен в обществе и государстве. Жизнь в современном информационном обществе сопровождается быстрым устареванием и обновлением знания, быстрым увеличением его объемов, что требует от сегодняшних дошкольников, завтрашних взрослых членов общества такие качества как: смекалку, воображение и фантазию, инициативу, изобретательность, предприимчивость, способность быстро и правильно принимать решения, т. е. те качества, которые наиболее ярко отражаются в детском творчестве. Создание творческой личности является одной из важнейших задач педагогической теории и практики на данный момент времени.

Вопрос состоит в том, как выявить и развить творческие способности детей. Первое, что необходимо для этого сделать, это уделять большое внимание поиску и формированию предпосылок (условий) в группе для развития духовно-богатой, творчески-мыслящей личности, выявлению и развитию данных способностей каждого ребенка, при учете его интересов и наклонностей.

Кандидаты психологических наук В.Т. Кудрявцев и В. Синельников, основываясь на широком историко-культурном материале (история философии, социальных наук, искусства, отдельных сфер практики) выделили следующие универсальные креативные способности, сложившиеся в процессе человеческой истории .

1. Реализм воображения - образное схватывание некоторой существенной, общей тенденции или закономерности развития целостного объекта, до того, как человек имеет о ней четкое понятие и может вписать её в систему строгих логических категорий.

2. Умение видеть целое раньше частей.

3. Надситуативно - преобразовательный характер творческих решений - способность при решении проблемы не просто выбирать из навязанных извне альтернатив, а самостоятельно создавать альтернативу.

4. Экспериментирование - способность сознательно и целенаправленно создавать условия, в которых предметы наиболее выпукло обнаруживают свою скрытую в обычных ситуациях сущность, а также способность проследить и проанализировать особенности "поведения" предметов в этих условиях.

Ученые и педагоги, занимающиеся разработкой программ и методик творческого воспитания на базе ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) и АРИЗ (алгоритм решения изобретательских задач) считают, что один из компонентов творческого потенциала человека составляют следующие способности;

1. Способность рисковать.

2. Дивергентное мышление.

3. Гибкость в мышлении и действиях.

4. Скорость мышления.

5. Способность высказывать оригинальные идеи и изобретать новые.

6. Богатое воображение.

7. Восприятие неоднозначности вещей и явлений.

8. Высокие эстетические ценности.

9. Развитая интуиция.

Анализируя представленные выше точки зрения по вопросу о составляющих творческих способностей можно сделать вывод, что несмотря на различие подходов к их определению, исследователи единодушно выделяют творческое воображение и качество творческого мышления как обязательные компоненты творческих способностей.

Говоря о формировании способностей, необходимо остановиться на вопросе о том, когда, с какого возраста следует развивать творческие способности детей. Психологи называют различные сроки от полутора до пяти лет. Также существует гипотеза, что развивать творческие способности необходимо с самого раннего возраста. Эта гипотеза находит подтверждение в физиологии. Дело в том, что мозг ребёнка особенно быстро растет и "дозревает" в первые годы жизни. Это дозревание, т.е. рост количества клеток мозга и анатомических связей между ними зависит как от многообразия и интенсивности работы уже существующих структур, так и от того, насколько стимулируется средой образование новых. Этот период "дозревания" есть время наивысшей чувствительности и пластичности к внешним условиям, время наивысших и самых широчайших возможностей к развитию. Это самый благоприятный период для начала развития всего многообразия человеческих способностей. Но у ребенка начинают развиваться только те способности, для развития которых имеются стимулы и условия к "моменту" этого созревания. Чем благоприятнее условия, чем ближе они к оптимальным, тем успешнее начинается развитие. Если созревание и начало функционирования (развития) совпадают по времени, идут синхронно, а условия благоприятны, то развитие идет легко - с наивысшим из возможных ускорений. Развитие может достичь наибольшей высоты, и ребенок может стать способным, талантливым и гениальным.

Однако возможности развития способностей, достигнув максимума в "момент" созревания, не остаются неизменными. Если эти возможности не используются, то есть соответствующие способности не развиваются, не функционируют, если ребенок не занимается необходимыми видами деятельности, то эти возможности начинают утрачиваться, деградировать и тем быстрее, чем слабее функционирование. Это угасание возможностей к развитию - необратимый процесс. Борис Павлович Никитин, в течение многих лет занимающийся проблемой развития творческих способностей детей назвал это явление НУВЭРС (Необратимое Угасание Возможностей Эффективного Развития Способностей). Никитин считает, что НУВЭРС особенно негативно влияет на развитие творческих способностей. Разрыв во времени между моментом созревания структур, необходимых формирования творческих способностей и началом целенаправленного развития этих способностей ведет к серьезному затруднению их развития, замедляет его темпы и ведет к снижению конечного уровня развития творческих способностей. По мнению Никитина именно необратимость процесса деградации возможностей развития породило мнение о врожденности творческих способностей, так как обычно никто не подозревает, что в дошкольном возрасте были упущены возможности эффективного развития творческих способностей. И малое количество в обществе людей с высоким творческим потенциалом объясняется тем, что в детстве лишь очень немногие оказались в условиях, благоприятствующих развитию их творческих способностей.

С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И родители, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно еще не задавлено догмами и стереотипами, оно более независимо. А это качество необходимо всячески развивать. Дошкольное детство также является сенситивным периодом для развития творческого воображения. Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Татар Валентина Михайловна

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО: ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

В. А. Сухомлинский. [7, c .5]

Творчество – одно из сложных и таинственных явлений человеческой жизни. Ему свойственны одновременно и знание известного, доказанного, и фантазия, добросовестность, опора на закономерности, и случайность. Современная наука дает следующее определение творчества: деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Академик В.А. Энгельгард писал, что творчество в своем первоисточнике есть результат врожденной, физиологической потребности, “результат некоего инстинкта, ощущаемого также властно, как потребность птицы петь или стремление рыбы подниматься против течения бурной горной реки”. Действительно, человек в любой, даже самый, качалось бы, далекий от творчества труд, не осознавая того сам, вносит элементы творчества [1, с. 232].

В.И. Андреев (1988), определяя творчество как вид человеческой деятельности, отмечает ряд признаков, характеризующих ее как целостный процесс:

-наличие противоречия проблемной ситуации или творческой задачи;

- социальная и личная значимость и прогрессивность. которая вносит вклад в развитие общества и личности (антисоциальная деятельность, даже в ее самой изобретательной форме, — это не творчество, а варварство);

- наличие объективных (социальных, материальных) предпосылок, условий для творчества;

- наличие субъективных (личностных качеств — знании, умений, особенно положительной мотивации, творческих способностей личности) предпосылок для творчества;

- новизна и оригинальность процесса или результата [1, с.401 ].

К тому же перед педагогом огромное число нередко труднопрогнозируемых, а иногда и непредсказуемых факторов, влияющих на формирование личности (например условия, характеры, вкусы, наследственность, традиции, судьбы, окружение и др.). Все это, с одной стороны, создает большие трудности в работе, с другой, - предоставляет огромный простор для творчества..

Особое место в характеристике черт современного творческого учителя занимает такое качество, как способность видеть проблему, выявлять противоречия. А воображение, творческая фантазия – важные источники эвристического мышления человека. Не случайно, кроме специфических черт современного стиля педагогического мышления, для всех творческих учителей характерны проблемное видение, альтернативность мышления, творческая фантазия, развитое воображение и т.п.

Современного творческого учителя отличает стремление достигать наиболее эффективных для конкретных условий результатов, даже если условия работы неблагоприятны. Нетворческие учителя причины неудач ищут прежде всего в объективных трудностях (ленивые, запущенные предыдущим учителем дети, сложные семьи, перегруженные программы, плохие учебники, неудачные руководители , недостаточная материальная база и т.п.). Творческие же, даже при этих объективных трудностях причины неудовлетворяющей их результативности обучения и воспитания ищут прежде всего в себе, в методике своей работы, совершенствуют, модернизируют, развивают ее, и в тех же условиях добиваются лучших результатов, чем их коллеги. Как показывает жизнь, успех в педагогической деятельности сопутствует только тем учителям, у кого и общечеловеческие качества, общая культура личности являются высоко развитыми. Последнее понятие многогранно, оно включает в себя разносторонность интересов, развитый интеллект, широкий кругозор, эрудицию, общественную активность, корректность мышления и поведения, скромность и такт, чувство меры во всем, умение общаться, работать в коллективе, доброжелательность, оптимизм, порядочность.

Постоянное развитие общей культуры личности – категорическое требование, предъявляемое к любому учителю, но особенно к творческому, так как именно общая культура человека является тем фундаментом, на котором строится дидактическая, воспитательная, методическая, управленческая – любая творческая педагогическая технология [2, c .102]. Анализ практики, сама жизнь убедительно показывает, что даже при развитой в учителе способности к творчеству, но при недостаточном уровне общей культуры, его находки, изобретения не дают не обучающего, ни воспитательного эффекта, а нередко приводят и к отрицательным результатам.

Поскольку каждый учитель обладает в той или иной мере творческим потенциалом, то полезно рассмотреть механизмы толчка к творческой активности педагога. Как правило, они связаны либо с деятельностью руководителя или же следуют из того, что каждый учитель работает не сам по себе, а является членом педагогического коллектива. Одно из наиболее часто встречающихся в практике явлений – подражание. Если оно не механическое, органично соответствует личности того, кто заимствует, то по отношению к учителю, который воспроизводит чьи-то находки, по отношению к его прежнему опыту, подражание лучшему можно считать первой ступенью творчества.

Другой механизм возникает в процессе официального или неофициального наставничества, общения, влияния личности одного педагога на других, директора – на коллектив. При виде оригинального у учителя проявляется чувство изумления и доброй зависти. Сопоставляя увиденное с тем, что он сделал сам, видит, что может сделать больше, лучше, оригинальнее, т. е. происходит своеобразная индукция творчества от одного педагога к другому.

Творчество в деятельности педагога характеризуется разными уровнями. В.А. Кан-Калик, Н.Д. Никандров (1990) выделяют следующие уровни педагогического творчества:

-уровень элементарного взаимодействия с классом: педагог использует обратную связь, корректирует свои воздействия по ее результатам, но он действует "по методичке", по шаблону", по опыту других учителей;

-уровень оптимизации деятельности на уроке, начиная с его планирования, когда творчество проявляется в умелом выборе и целесообразном сочетании уже известного педагогу содержании, методов и форм обучения;

- эвристический, когда педагог использует творческие возможности живого общения с учениками;

- высший уровень творчества педагога, который характеризуется его полной самостоятельностью, использованием готовых приемов, но в которые вкладывается личностное начало, поэтому они соответствуют его творческой индивидуальности, особенностям личности воспитанника, конкретному уровню развития класса.

Данные уровни условно можно назвать как уровни воспроизведения готовых рекомендаций, оптимизации, эвристический, личностно самостоятельный [ 4, с. 18 ].

Педагог всегда творит в соавторстве с учениками, что позволило В,А. Кан-Калику и Н.Д. Никандрову описать варианты сотворчества педагога с учащимися:

- педагог не соотносит свой творческий процесс с деятельностью учащихся, творит для себя и от себя;

- педагог соотносит свое творчество с деятельностью класса, управляет общим творческим процессом;

- педагог учитывает нюансы деятельности отдельных учащихся;

- педагог создает общую концепцию урока, учитывает особенности отдельных учеников, обеспечивает им индивидуальный подход [4, с.129].

Осознание и принятие педагогом того факта, что формирование творческой направленности личности должно стать основной функцией обучения, а учет различий в темпах развития у разных учащихся - непременное условие самореализации, очень часто становится важным стимулом, мотивом самосовершенствования личности самого педагога. При этом самостоятельные усилия по освоению достижений психолого-педагогической науки, передовой практики, совершенствование оценочной деятельности педагога и руководителей педагогического коллектива, позитивная мотивация педагогического труда, неформальное творческое содружество мастеров педагогического труда - вот те основные факторы, которые влияют на профессиональный рост и мастерство учителя.

Вывод: творчество педагога представляется как высшая форма активной деятельности учителя по преобразованию педагогической действительности, в центре которой стоит Ученик [5, с.29]. При этом педагогическое творчество будет иметь место, если преобразовательная деятельность Учителя характеризуется такими показателями, как систематическое переосмысление своей деятельности в свете научных теоретико-педагогических знаний, создание своеобразных и эффективных путей решения профессионально-творческих задач в конкретный момент педагогической действительности, способствующих выработке самостоятельной профессиональной позиции.

Список литературы

Педагогическое творчество: проблемы развития на современном этапе. Аннотация. Творчество педагога представляется как высшая форма активной деятельности учителя по преобразованию педагогической действительности, в центре которой стоит Ученик. В статье раскрываются сущность педагогического творчества, механизмы его активизации, условия для развития творческого потенциала учителей.

Ключевые слова:

Специфика педагогического творчества, выработка профессиональной позиции педагога.

Pedagogical creativity: problems of development nowadays. Summary.

The creativity of a teacher is a high form of a teacher’s activity on the transformation of pedagogical reality with a child in the centre of it. The article deals with the essence of pedagogical creativity, ways of its activation, conditions for development of teachers’ potential.

Specific of pedagogical creativity, development of professional attitude of a teacher

Формирование и развитие спо­собностей детей к творчеству — одна из актуальных проблем совре­менной педагогики, которая особен­но остро стоит перед учителями, ра­ботающими с младшими школьника­ми. Ведь именно в этом возрасте у детей закладывается умение мыс­лить, рассуждать, творчески подхо­дить к разрешению проблем.

Психологи установили, что 37 % шестилетних детей обладают высо­ким потенциалом творческой актив­ности, у семилетних этот показатель снижается до 17 %. Среди взрослых выявлено лишь 2 % творчески актив­ных личностей.

Творческие способности школь­ника проявляются в том, насколько он нетрадиционно подходит к реше­нию тех или иных вопросов, отказы­вается от общепринятых шаблонов, разнообразит свою деятельность, проявляет инициативу, активность и самостоятельность.

Как же научить ребенка мыслить творчески? Прислушаемся к советам известного советского педагога В. А. Сухомлинского: "Не обруши­вайте на ребенка лавину знаний, не стремитесь рассказать на уроке о предмете изучения все, что вы зна­ете, — под лавиной знаний могут быть погребены пытливость и лю­бознательность. Умейте открыть пе­ред ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте что-то недосказанное, чтобы ребен­ку захотелось еще и еще раз возвра­титься к тому, что он узнал".

Творчество предполагает сво­бодное развитие личности, и в этом развитии школа занимает одно из центральных мест. Но такая школа должна быть построена на нетради­ционных принципах организации

учебно-воспитательного процесса. Творчество и нестандартный подход в построении школьного обучения тесно взаимосвязаны.

Ш. А. Амонашвили в книге "Здравствуйте, дети" пишет: "Уве­ренность в силах ребенка, которые могут развиваться и крепнуть в опти­мистически-творческом учебно-вос­питательном процессе, становится главнейшей чертой педагога. Нет пределов способностям ребенка, если педагог проявляет к нему опти­мистическое и творческое отноше­ние". Дж. Родари, автор знаменитой "Грамматики фантазии", утверждает, что "воображение не есть привиле­гия немногих выдающихся индиви­дов, им наделены все".

Как пробудить в детях фанта­зию? Как инициировать творчество? Оказывается, это совсем нетрудно. Дж. Родари рекомендует играть в слова, сочинять истории, разгады­вать и придумывать загадки и "сказ­ки наизнанку".

Почему дети так любят загадки? Дж. Родари считает, что загадка в концентрированной, почти символи­ческой форме отражает детский опыт познания действительности. Для ребенка мир полон таинствен­ных предметов, непонятных со­бытий, непостижимых форм. Само присутствие ребенка в мире — тай­на, в которую ему еще предстоит проникнуть, загадка, которую еще надо отгадать.

Игра в "сказки наизнанку" также способствует полету фантазии ре­бенка. Золушка — боевая девчонка, умеет за себя постоять, защищает отца от нападок мачехи. Волк, узнав, что мама-коза оставила своих козлят одних, занялся их воспитанием. И т. п.

Сказки и необыкновенные исто­рии способствуют развитию вообра­жения, фантазии ребенка, формиру­ют мотив учения. Во-первых, они

близки и понятны детям. Во-вторых, сказочные герои отличаются наблю­дательностью, смекалкой, они знают законы природы и поэтому побежда­ют. А тот, кто не обладает такими ка­чествами, терпит поражение. Это убеждает ребят в полезности и не­обходимости знаний.

Исследователь феномена твор­чества Л. С. Выготский большое зна­чение придавал развитию воображе­ния и детскому творчеству. Он по­лагал, что "высшие выражения твор­чества доступны не только немногим избранным гениям человечества. И в каждодневной окружающей нас жиз­ни творчество есть необходимое условие существования, и все обязано своим происхождением творческому процессу человека". Ученый пришел к выводу, что твор­ческие процессы имеют место уже в самом раннем детстве.

Между тем практика свидетель­ствует, что, перейдя в IV класс, уча­щиеся не справляются с выполнени­ем творческих работ (сочинениями, описаниями сюжетов картин, со­ставлением планов текстов и т. п.). Почему слабо развиты словарный запас школьников, их речь, культура общения? В I класс приходят шести­летние дети, которые используют от трех до пяти-шести тысяч слов и практически владеют грамматикой, т. е. правильно склоняют, спрягают, строят предложения. Одаренные дети сочиняют стихи, придумывают сказки, фантастические и реальные истории. Но вот проходят первые три года обучения в школе. Начиная постигать основы наук, учащиеся, естественно, усваивают много спе­циальных слов, некоторые книжные конструкции — овладевают учебно-научным стилем речи. Однако развитие их связной речи тормозит­ся, она становится менее раскован­ной и эмоциональной, более трафа­ретной, даже обедняется. И эта

Пачатковая школа 11.2006

Навучанне. выхаванне

намечающаяся тенденция приводит, как правило, к печальным резуль­татам: многие выпускники школ так и не овладевают в должной мере языком.

Учитель начальных классов мо­жет многое сделать для развития творческих способностей детей. Особенно широкие возможности в этом плане открывают уроки рус­ского языка и литературного чтения. Именно на таких уроках младшие школьники получают эле­ментарные представления об осо­бенностях различных жанров лите­ратурных произведений (загадок, скороговорок, пословиц и погово­рок, сказок, басен, рассказов, сти­хотворений); накапливают знания об авторах; наблюдают за образны­ми словами и выражениями; знако­мятся со средствами выразитель­ности произведения (паузой, логи­ческим ударением, тоном голоса, темпом речи) и практически осваи­вают художественные средства вы­разительности (эпитеты, сравне­ния, метафоры); получают первона­чальные представления о постро­ении произведения, его главной мысли, героях и событиях.

Развитие творческих

Способностей на уроках

Литературного чтения

В современной школе необходи­мо гармонично сочетать учебную деятельность, в рамках которой фор­мируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творчес­кой, связанной с развитием индиви­дуальных задатков учащихся, их по­знавательной активности, способ­ности самостоятельно решать не­стандартные задачи.

Развитие детского творчества на­прямую зависит от чуткого, тактично­го, все понимающего учителя, перед которым стоят следующие задачи:

■ замечать любые творческие про­явления учеников;

■ создавать условия для развития творческих способностей на уро­ках и во внеклассной работе.

В этом смысле интересна пе­дагогическая идея К. А. Москаленко: "Нестесненное слово" ребенка, от­крытый диалог на уроке, свободная мысль являются непременными условиями детского творчества". Урок чтения как никакой другой под­ходит для открытого диалога. В пер­вые годы обучения в школе ребенок учится ориентироваться в речевом

потоке, различать звуки и буквы, от­личать текст от набора предложений, приобретает навыки правильного и осознанного чтения.

Поделюсь с читателями опытом своей работы, направленной на формирование и развитие творчес­ких способностей младших школь­ников.

Знакомство с литературой начи­нается с первых уроков обучения грамоте, на которых я использую различный стихотворный матери­ал о звуках и буквах.

Вот два столбика наискосок,

А между ними — поясок.

Ты эту букву знаешь? А?

Перед тобою буква А.

Буква Б с большим брюшком,

В кепке с длинным козырьком.

Рядом две ровные дужки —

Очки. для лягушки.

И, подобно кочерге,

Горбит спину буква Г.

Вот стоит, дымок пуская,

Буква Д — труба печная.

6. Степанов.

Ева гребнем причесалась —

В нём три зубчика осталось.

Е и Ё — родные сестры,

Различать сестёр непросто.

Но у буквы Ё две точки,

Словно к лесенке гвоздочки.

Эта буква широка И похожа на жука.

На эту букву посмотри:

Она совсем как цифра 3.

На калитку посмотри:

Чем она не буква И?

Между двух прямых досок

Одна легла наискосок.

Й на хвостах у птиц и зверей:

Вот — горностай, вот — воробей.

Ай да клоун! Знаешь, кто он?

Этот клоун — буква К!

Алфавит продолжит наш

Буква Л — лесной шалаш.

Хорошо известно всем:

Где метро, там буква М.

Пойдём отсюда по тропе,

И мы дойдём до буквы П.

Р похожа на флажок:

Палочка, на ней кружок.

М. Погарский.

Шёл конь, подковами звеня.

Как буква С следы коня.

Молоток стучит: "Тук-тук!

Букве Т я старый друг!"

У — сучок. В любом лесу

Ты увидишь букву У.

6. Степанов.

Филин, в книжку залетев,

Притворился буквой Ф.

X всё ходит, ходит, ходит —

Места, что ли, не находит?

Буква Ц — внизу крючок,

Точно с краником бачок.

Часовщик, прищурив глаз,

Чинит часики для нас.

Посмотри на букву Ш — Буква очень хороша!

Буква Щ поможет нам Чистить зубы по утрам.

Из ведра не просто так

Нам воды напиться:

Нужен ковшик — твёрдый знак, —

Чтобы не облиться.

Мы услыхали от совы,

Что нету слов на букву Ы.

Буква Р перевернулась —

Мягким знаком обернулась.

Это — Э с открытым ртом

И большущим языком.

Чтобы О не укатилось,

Крепко к столбику прибью.

Ой, смотри-ка, что случилось:

Получилась. буква Ю.

Каждый знает: буква Я

С помощью слоговых упражне­ний, считалок, чистоговорок и скоро­говорок ученики знакомятся с поня­тием "рифма".

Слоговые упражнения

БУ-БА-БЫ — на дворе стоят столбы.

БУ-БЫ-БА — из окна торчит труба.

ДО-ДУ-ДА — гудят провода.

Пачатковая школа 11.2006

Навучанне. выхаванне

УЖ-ЖУ-ЖУ — молока дадим ужу. ЖА-ЖА-ЖА — есть иголки у ежа. ЖИ-ЖИ-ЖИ — здесь живут ежи. ЗА-ЗА-ЗА — уходи домой, коза. МУ-МУ-МУ — молока кому? МО-МО-МО — едим эскимо. РЫ-РЫ-РЫ — не заметили жары.

Считалки

Голубь, гусь и галка — вот и вся считалка.

Я пойду куплю дуду, Я на улицу пойду. Громче, дудочка, дуди. Мы играем, ты води!

Если чиж летит к стрижу, Ты выходишь, я вожу. Если стриж летит к чижу, Водишь ты, я выхожу.

В лес дремучий я пойду, Зайца серого найду, Принесу его домой, Будет этот зайка мой.

Ёжик-ёжик, чудачок, Сшил колючий пиджачок. Встал в кружок — и ну считать, Нам водилку выбирать!

Петушок, петушок, Покажи свой кожушок. Кожушок горит огнём. Сколько перышек на нём? Раз, два, три, четыре, пять. Невозможно сосчитать!

Шёл баран По крутым горам, Вырвал травку, Положил на лавку. Кто её возьмёт, Тот и вон пойдёт.

Дождик, дождик, поливай — Будет хлеба каравай, Будут булки, будут сушки, Будут вкусные ватрушки!

Утёнок — Уточкин! Цыплёнок — Курочкин! Щенок — Собачкин! Жеребёнок — Клячкин! Барашек — Овечкин! А я? — Человечкин!

Ехал Фома по дороге, Сломал колесо на пороге. Сколько нужно гвоздей? Говори поскорей, Не задерживай добрых людей.

Роль химии в жизни человека: Химия как компонент культуры наполняет содержанием ряд фундаментальных представлений о.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Психологи (Д.Е. Богоявленская, А.Н. Леонтьев. Я.А. Пономарев и др.) рассматривают творчество как продукт мыслительной деятельности, что имеет принципиальное значение для нашего исследования, как один из важнейших механизмов развития личности.

Определения, даваемые в специализированных изданиях, характеризуют творчество как деятельность по созданию качественно нового, никогда ранее не бывшего (по замыслу и материальном) воплощению. Это относится к материальным и культурным ценностям в области производства, науки, литературы, искусства и т.д.

В педагогической литературе творчество или творческая деятельность определяется как деятельность, дающая новые, впервые создаваемые оригинальные продукты, имеющие общественное значение (В.И. Андреев, Ю.Л. Козырева. Ю.Н. Кудюткин и др.).

Исследователи (Л.К. Веретенникова, С.Г. Глухова, П.Ф. Кравчук и др.) рассматривают сущность творчества как через личность, ее характеристики, так и через процессы, имеющие место в творческой деятельности. Однако большинство ученых выделяет в качестве характерных признаков творчества новизну, оригинальность и уникальность, и определяют творчество как деятельность, порождающую нечто новое, никогда ранее не имевшее место.

а) развитие общественного человека, общества, создающего более благоприятные условия для расцвета каждой индивидуальности:

б) самореализация личности, опредмечивание ее творческих способностей, достижение определенных объективных результатов, благодаря которым и происходит развитие общества.

В.И. Андреев рассматривает ряд существенных признаков, присущих творчеству как виду человеческой деятельности:

а) наличие противоречия, проблемной ситуации или творческой задачи;

б) социальная и личная значимость и прогрессивность, т.е. она вносит вклад в развитие общества и личности (антисоциальная деятельность, даже в ее самой изобретательной форме - это не творчество, а варварство);

в) наличие объективных (социальных, материальных) предпосылок, условий для творчества;

г) наличие субъективных (личностных качеств - знаний, умений, положительной мотивации, творческих способностей личности) предпосылок для творчества;

д) новизна и оригинальность процесса или результата.

Для нашего исследования является важным, что некоторые авторы (В.И. Андреев. Ю.Н. Кулюткин. М.Г. Мерзлякова. В.Г. Рындак и др.) характеризуют творчество как сложное системное образование, подчеркивая взаимосвязь его отдельных элементов.

Современные отечественные исследователи творчества (П.А.Бескова, Б.С. Мейлах и др.) исходят из понимания творческого процесса как сложного психического акта, обусловленного объективными факторами и соединяющего в себе элементы образного и логического познания, синтезирующего аналитический и непосредственно чувственный моменты восприятия и воспроизведения действительности.

Современные зарубежные ученые по-разному подходят к определению творчества или креативности (от лат. сгео - творить). Так, например, в понимании П. Торренса это естественный процесс, порождаемый сильной потребностью человека в снятии напряжения, возникающего в ситуации незавершенности и неопределенности.

Общей проблемой для всех направлений исследования творчества является выявление стадий (актов, этапов, ступеней, фаз, моментов и т.п.) творческой деятельности и их классификация. В отечественной науке уже на первом этапе развития психологии творчества этой проблеме уделялось повышенное внимание.

П.К. Энгельмейер предложил процесс работы изобретателя подразделять на акты: 1) желания. 2) знания и 3) умения. Первый акт (интуиции и желания, происхождения замысла). Начинается с интуитивного проблеска идеи и заканчивается уяснением ее самим изобретателем. Здесь на лицо пока гипотетическая идея, вероятный принцип изобретения (в научном творчестве - это гипотеза, в художественном - замысел). Второй акт (знания и рассуждения, выработки схемы или плана). Механизм этого акта состоит в производстве опытов как в мыслях, так и на деле. Третий акт (умения, конструктивного выполнения изобретения). Не требует творчества. По П.К. Энгельмейеру, в первом акте изобретение предполагается, во втором - доказывается, в третьем - осуществляется. Первый акт дает замысел, второй - план, третий - поступок (действие). Для нас представляется важным, что П.К. Энгельмейер выдвигает на первое место проблему интереса, связывая с ней все специфические способности творческой личности.

На основе анализа характеристик одарённых детей психологи Дж.Рензулли и Р.Хартман предложили оценивать творческий потенциал ребёнка по следующим параметрам:

Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задаёт вопросы;

склонен к рискованным действиям; обладает богатой фантазией, воображением; часто озабочен преобразованием, улучшением общества, предметов, систем; обладает хорошо развитым чувством юмора и видит юмор в ситуациях, которые другим не кажутся смешными; чувствителен к красоте, обращает внимание на эстетические характеристики вещей, предметов; нонконформист, не боится отличаться от других;

конструктивно критичен, не принимает авторитарных указаний без критического изучения.

Читайте также: