Как в истории общества изменялось представление о его цивилизованности кратко

Обновлено: 03.07.2024

Типы цивилизаций (последоват-ые ступени ист. развития):

1.Доиндустриальная (аграрная) Осн. признаком —примит-й уровень техники, требующий примен-я мускульной силы. Согласно Д. Беллу, аграрное хозяйство отлич-ся от индуст-го: в качестве осн. ресурса оно использует сырье, а не энергию, предполагает извлечение продуктов из природных материалов, а не их производство, и вынуждено наиболее интенсивно использовать труд, а не капитал. Жизнь в доиндустр-х обществах — взаимодействие с природой. Рабочая сила занята преимущественно в добывающей промышленности: сельском и лесном хозяйстве, горном деле и рыболовстве. Восприятие окруж. мира форм-ся под влиянием прир. условий определенной местности.

3.Постиндустриальная. Осн. черты — услуги, информация, наука, образование, проведению исследований, повышение качества жизни; внедрение нововведений зависит от достижений теоретического знания. Осн. ресурс — знание. Возник-ие нового класса — консультантов, экспертов или технократов.(Р. Арон, У. Ростоу, Д. Белл, О. Тоффлер, А. Турен, Г. Канн и др.)

Возникновение техногенной цивилизации, информационного общества не означает исчезновения противоречий и проблем в существовании человечества. Снижение удельного веса аграрного и индустриального производства в экономике развитых стран возможно благодаря перемещению малоприбыльных, экологически вредных видов производства в менее развитые страны с относительно дешевой, непритязательной рабочей силой.

1. Фил-фия, мировоззрение, культура.

2. Природа философских проблем. Проблема научности фил-фии.

3. Социокультурный статус и ф-ции фил-фии в современном мире.

4. Культурные традиции Востока, Запада и типы философского мышления. Фил-фия и национальное самосознание.

5. Основные исследовательские стратегии в постклассической западноевропейской фил-фии.

6. Онтология как учение о бытии и его освещение фил-фии. Основные формы бытия и их взаимосвязь.

7. Бытие и материя. Эволюция представления о материи. Современная наука о материи.

8. Пространственно-временная организация материального мира. Субстанц-ная и реляционная концепции пространства и времени.

9. Природа как предмет фил-ского и научного познания. Биосфера и ноосфера. Социально-экологич. стратегия природопользования.

10. Диалектика как философская теория развития. Понимание диалектики в истории фил-фии.

11. Сущность глобального эволюционизма. Эвристический потенциал глобальн. эв-зма и проблемы развития совр. картины мира.

12. Ч еловек как предмет философского и научного анализа. Образы человека в истории фил-фии и культуры.

13. Происхождение человека. Основные концепции антропосоциогенеза. Человек как биосоциальный феномен.

14. Проблема сущности и существования человека. Индивид, индивидуальность, личность.

15. Сознание как предмет философского осмысления. Генезис, структура и ф-ции сознания.

16. Сознание, язык, коммуникация. Проблема искусств. интеллекта.

17. Личностный выбор и проблема смысла жизни человека, философское осмысление феномена смерти и бессмертия.

18. Свобода и ответств-ть как экзистенц. оппозиция бытия ч-ка.

19. Понятие социальной реальности. Общество как система.

20. Основные стратегии исследования соц. реальн-ти в совр. фил-фии.

21. Понятие социальной структуры общества. Типы социальных структур. Современные концепции социальной стратификации.

22. Общество как развивающаяся система. Проблема источников и движущих сил социальной динамики.

23. Линейные и нелинейные интерпретации исторического процесса. Формационная и цивилизационная парадигмы в фил-фии истории.

24. Основные концепции социального прогресса и их альтернативы. Критерии прогресса.

25. Понятие культуры. Основные парадигмы философского анализа культуры.

26. Традиции и новации в динамике культуры. Проблема единства многообразия культур. Диалог культур.

27. Мораль и искусство как формы нормативной регуляции и эстетического отношения к миру.

28. Религия как форма духовного освоения реальности.

29. Понятие науки. Наука как деятельность, социальный институт и система знаний.

30. Роль науки в жизни современного общества. Наука и образование. Наука и политика. Наука и идеология.

31. Наука в её историческом развитии. Наука и типы цивилизационного развития.

32. Структура научного познания. Эмпирический и теоретический уровни

научного познания, их единство и различие.

33. Научная теория и ее системная организация. Проблема и гипотеза как формы развития научного знания.

34. Диалектика развивающейся науки. Развитие науки как единство процессов дифференциации и интеграции научного знания.

35. Природа научной революции. Типы научных революций.

36. Понятие метода и методологии. Специфика философско-методологического анализа науки. Ф-ции общенаучной методологии познания.

37. Методы эмпирического исследования: наблюдение, описание, измерение, эксперимент.

38. Методы теоретического исследования: идеализация, формализация, мысленный эксперимент, гипотетико-дедуктивный метод.

39. Язык науки. Определения и их роль в формировании научной терминологии.

40. Методологическое значение основных законов диалектики. Противоречие — источник развития научного знания.

41. Категории общего и особенного, целого и части, сущности и явления, абстрактного и конкретного, необходимости и случайности, исторического и логического и их методологическое значение.

42. Аргументация, ее структура, виды и роль в научной дискуссии. Культура ведения научной дискуссии.

43. Наука как ценность в современной культуре. Сциентизм и антисциентизм в оценке настоящего и будущего науки. Возможности и границы науки.

44. Специфика естественнонаучного познания. Особенности объекта, метода и познавательных средств в естествознании.

45. Философские аспекты специальной и общей теории относительности, квантовой механики и космологии.

46. Феномен экологизации науки. Историческое развитие естественно-научного познания: от ценностно-нейтрального к этически и аксиологически нагруженному знанию.

47. Социальные ценности и нормы научного этоса. Творческая свобода и социальная ответственность ученого.

48. Техника как объект философской рефлексии. Историческая эволюция понятия техники и его современные интерпретации. Человек и техносфера.

49. Виртуальная реальность как социокультурный феномен информационного общества. Компьютерная революция в социальном контексте.

50. Общество как предмет социально-гуманитарного познания. Специфика объекта и субъекта социально-гуманитарного познания.

51. Исследовательские программы в обществознании (натуралистическая, культурно-историческая, социо-психологическая, социологизм, материалистическое понимание истории).

52. Проблема истины в социогуманитарном познании. Истина и ценность, истина и правда.

53. Фил-фия постмодернизма. Ценности и цели фил-фии в эпоху постмодерна.

54. Фил-фия и футурология. Глобализация как процесс формирования нового миропорядка. Основные модели и сценарии глобализации.

55. Типы цивилизаций в истории общества (доиндустриальный, индустриальный, постиндустриальный) и их важнейшие характеристики. Противоречия и проблемы современного информационного общества.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.007)

1)Общество – это некая система, выделившаяся из природы, это система отношений между людьми, реализующихся в процессах жизнедеятельности (социальный институт семьи, социальный институт государства, в различных негосударственных объединениях, в жизнедеятельности отдельного человека, этноса).

Социодинамика — сложный многогранный процесс, который можно описывать через разнообразные подходы: историографический подход (история общества), культурологический подход (внимание на сферу культуры и её качественное обновление), формационный подход (развитие общества как движение по ступенькам-формациям с изменением типа производственных отношений) и цивилизационныйподход — предмет нашего анализа в этом вопросе.

2)Существуют различные определения цивилизации.

Цивилизация – вершина развития общества (18 в., вершина - капитализм).

Цивилизация – период человеческой истории, следующий за периодами дикости и варварства (19 в.): есть парная семья, частная собственность, богатая культура.

Цивилизация – общество, не имеющее творческого потенциала (Шпенглер).

Цивилизация – локально-культурная историческое образование, объединенное едиными духовными ценностями, единством политической жизни, экономической деятельности, языком, образом жизни, менталитетов, территорией.

Цивилизации как стадии, которые проходит общество (аграрное общества, индустриальное общество, постиндустриальное общество).

Нас будет интересовать цивилизация, которая представлена в двух последних определениях.

3)Cтадиальный подход. Суть стадиального подхода — цивилизация как фаза в развитии общества. В 19 в.: цивилизация — это стадия, которое приходит на смену первобытному варварству и первобытной дикости. В рамках рождающегося стадиального подхода Цивилизацию отличают от дикости и варварства такие параметры, как: частная собственность, парная семья, государство(именно парная семья позволяет по-новому структурировать общество). В 20в. стадиальный подход вновь обнаруживает себя с ускорением темпов научно-технического прогресса. Начинается проработка этого подхода в концепциях теории индустриального общества, теории постиндустриального общества, теории информационного общества. Когда идёт проработка различных версий этой модели, выделяются следующие стадии в развитии общества:

1. аграрное (традиционное) общество,

2. индустриальное (техногенное) общество,

3. постиндустриальное (информационное) общество.

Строится определённая типология — цивилизации выделяются по следующим признакам:

· доминирующая сфера экономики. В аграрном обществе - аграрное производство, в индустриальном обществе — машинное производство, в постиндустриальном — сфера услуг;

· структура занятости. Ресурсы рабочей силы сконцентрированы: в аграрном — в сельском хозяйстве, в индустриальном — в промышленном производстве, в постиндустриальном — в сфере услуг;

· социально-политическая система. В аграрном - различные виды абсолютизма, противостояние властных структур и основной массы населения, лишенной каких бы то ни было полномочий. В индустриальном — представительная демократия в разных версиях, в этом обществе власть не сосредоточена в руках у политической элиты, присутствует и разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви. Формирующееся постиндустриальное общество демонстрирует такие особенности, как гражданское общество, без разнообразных ячеек гражданского общества как и без демократии невозможна социально-политическая система постиндустриального общества, поскольку на уровне властных отношений невозможно проследить все процессы самоорганизации.

· стиль жизни. В аграрном обществе основной тип поселения — деревня, город представляет собой инородное образование. В индустриальном обществе — урбанизация, рост городского населения. В постиндустриальном обществе, с одной стороны — развитие мегаполисов, с другой — пригородный стиль жизни.

Ведущая группа параметров — это социально-экономические и социально-политические параметры. Стадиальный подход поддерживают, подпитывают реальные процессы, происходящие в современном мире — глобализация (поскольку стадии — это ступеньки в развитии, которые проходит всё общество в целом) как процесс распространения техногенной и постиндустриальной цивилизации по всему миру (индустриализация всех тех, кто ещё не успел, и ускоренный переход в следующую фазу — фазу постиндустриального развития).




Регионального подход: цивилизация — это локальное, укорененное на определённой части земной поверхности культурно-историческое образование. Когда появляется такой подход? Конец 19 в. (Данилевский, Шпенглер), 19 в. (Сорокин, Тойнби). Каким образом может строиться типология, что при этом принимается во внимание в качестве критериев в этом подходе? Это в том числе и общность социально-экономической и социально-политической жизни. Однако прежде всего это общность традиций, культуры (в рамках которой особую роль играет язык и религиозное сознание), системы ценностей, на которой базируется данная цивилизация, и того типа личности (менталитета), который характерен для неё.

В рамках этого подхода можно выделить разные типы цивилизационного развития — Западная цивилизация (Европа, Северная Америка, Австралия, Южная Африка, в разных вариациях и Латинская Америка) и Восточная цивилизация (Китайская цивилизация, Индийская цивилизация, мусульманская цивилизация, буддистская цивилизация по Тойнби). Сорокин обращает своё внимание на то, что в основе каждой цивилизации лежит некий фундамент — цивилизационная матрица, она задаётся системой ценностей. Итак, система ценностей определяет сущность процессов, протекающих в рамках данного социального организма.

4)Система ценностей:

1. Западная: частная собственность как естественное право человека. Частная собственность, рождающая власть. Восточная: власть рождает собственность. Незыблемость, целостность, неотчуждаемость этой собственности на Западе — несомненная ценность, на Востоке — вовсе нет.

3. Западная: государство стоит на службе общества, контуры общества и государства не совпадают. Восточная: они тождественны, государство представляет особую ценность, как и тотальность, социальная общность вообще.

5. Западная: развивается за счёт инноваций, постоянного обновления социальной жизни в самых разных её проявлениях (вплоть до крайностей — примеры из мира моды), во всех сферах жизни. Восточная: трансляция традиции, её воспроизведение.

В этой типологии возникает очень интересный вопрос о Восточнославянской цивилизации, которую невозможно причислить ни к одному из двух полюсов (Запад — Восток).

6. Западная: преобладает Прометеевский тип личности, то есть деятельностный (человек действия). Восточная: созерцательный тип личности, действие только в рамках традиции, не более того, растворение в традиции. И буддизм, и даосизм, и конфуцианство, и все разнообразные философско-религиозные системы Востока в качестве эталона рассматривают тип личности, воспроизводящий традицию наиболее точным образом. Восточнославянская: — Иоанновский тип личности, своеобразие которого заключается в том, что практика его не особенно волнует. Его внимание устремлено к проблемам мирового значения, его задача не переустроить мир, а освятить его, внести в него новые смыслы. Система ценностей Иоанновского типа личности включает терпение (до определённого момента. ).

Итак, современная типология может исходить из двух подходов: в качестве регионов могут рассматриваться огромные пространства земного шара или локальные области.

1)Общество – это некая система, выделившаяся из природы, это система отношений между людьми, реализующихся в процессах жизнедеятельности (социальный институт семьи, социальный институт государства, в различных негосударственных объединениях, в жизнедеятельности отдельного человека, этноса).

Социодинамика — сложный многогранный процесс, который можно описывать через разнообразные подходы: историографический подход (история общества), культурологический подход (внимание на сферу культуры и её качественное обновление), формационный подход (развитие общества как движение по ступенькам-формациям с изменением типа производственных отношений) и цивилизационныйподход — предмет нашего анализа в этом вопросе.

2)Существуют различные определения цивилизации.

Цивилизация – вершина развития общества (18 в., вершина - капитализм).

Цивилизация – период человеческой истории, следующий за периодами дикости и варварства (19 в.): есть парная семья, частная собственность, богатая культура.

Цивилизация – общество, не имеющее творческого потенциала (Шпенглер).

Цивилизация – локально-культурная историческое образование, объединенное едиными духовными ценностями, единством политической жизни, экономической деятельности, языком, образом жизни, менталитетов, территорией.

Цивилизации как стадии, которые проходит общество (аграрное общества, индустриальное общество, постиндустриальное общество).

Нас будет интересовать цивилизация, которая представлена в двух последних определениях.

3)Cтадиальный подход. Суть стадиального подхода — цивилизация как фаза в развитии общества. В 19 в.: цивилизация — это стадия, которое приходит на смену первобытному варварству и первобытной дикости. В рамках рождающегося стадиального подхода Цивилизацию отличают от дикости и варварства такие параметры, как: частная собственность, парная семья, государство(именно парная семья позволяет по-новому структурировать общество). В 20в. стадиальный подход вновь обнаруживает себя с ускорением темпов научно-технического прогресса. Начинается проработка этого подхода в концепциях теории индустриального общества, теории постиндустриального общества, теории информационного общества. Когда идёт проработка различных версий этой модели, выделяются следующие стадии в развитии общества:

1. аграрное (традиционное) общество,

2. индустриальное (техногенное) общество,

3. постиндустриальное (информационное) общество.

Строится определённая типология — цивилизации выделяются по следующим признакам:

· доминирующая сфера экономики. В аграрном обществе - аграрное производство, в индустриальном обществе — машинное производство, в постиндустриальном — сфера услуг;

· структура занятости. Ресурсы рабочей силы сконцентрированы: в аграрном — в сельском хозяйстве, в индустриальном — в промышленном производстве, в постиндустриальном — в сфере услуг;

· социально-политическая система. В аграрном - различные виды абсолютизма, противостояние властных структур и основной массы населения, лишенной каких бы то ни было полномочий. В индустриальном — представительная демократия в разных версиях, в этом обществе власть не сосредоточена в руках у политической элиты, присутствует и разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви. Формирующееся постиндустриальное общество демонстрирует такие особенности, как гражданское общество, без разнообразных ячеек гражданского общества как и без демократии невозможна социально-политическая система постиндустриального общества, поскольку на уровне властных отношений невозможно проследить все процессы самоорганизации.

· стиль жизни. В аграрном обществе основной тип поселения — деревня, город представляет собой инородное образование. В индустриальном обществе — урбанизация, рост городского населения. В постиндустриальном обществе, с одной стороны — развитие мегаполисов, с другой — пригородный стиль жизни.

Ведущая группа параметров — это социально-экономические и социально-политические параметры. Стадиальный подход поддерживают, подпитывают реальные процессы, происходящие в современном мире — глобализация (поскольку стадии — это ступеньки в развитии, которые проходит всё общество в целом) как процесс распространения техногенной и постиндустриальной цивилизации по всему миру (индустриализация всех тех, кто ещё не успел, и ускоренный переход в следующую фазу — фазу постиндустриального развития).

Регионального подход: цивилизация — это локальное, укорененное на определённой части земной поверхности культурно-историческое образование. Когда появляется такой подход? Конец 19 в. (Данилевский, Шпенглер), 19 в. (Сорокин, Тойнби). Каким образом может строиться типология, что при этом принимается во внимание в качестве критериев в этом подходе? Это в том числе и общность социально-экономической и социально-политической жизни. Однако прежде всего это общность традиций, культуры (в рамках которой особую роль играет язык и религиозное сознание), системы ценностей, на которой базируется данная цивилизация, и того типа личности (менталитета), который характерен для неё.

В рамках этого подхода можно выделить разные типы цивилизационного развития — Западная цивилизация (Европа, Северная Америка, Австралия, Южная Африка, в разных вариациях и Латинская Америка) и Восточная цивилизация (Китайская цивилизация, Индийская цивилизация, мусульманская цивилизация, буддистская цивилизация по Тойнби). Сорокин обращает своё внимание на то, что в основе каждой цивилизации лежит некий фундамент — цивилизационная матрица, она задаётся системой ценностей. Итак, система ценностей определяет сущность процессов, протекающих в рамках данного социального организма.

4)Система ценностей:

1. Западная: частная собственность как естественное право человека. Частная собственность, рождающая власть. Восточная: власть рождает собственность. Незыблемость, целостность, неотчуждаемость этой собственности на Западе — несомненная ценность, на Востоке — вовсе нет.

3. Западная: государство стоит на службе общества, контуры общества и государства не совпадают. Восточная: они тождественны, государство представляет особую ценность, как и тотальность, социальная общность вообще.

5. Западная: развивается за счёт инноваций, постоянного обновления социальной жизни в самых разных её проявлениях (вплоть до крайностей — примеры из мира моды), во всех сферах жизни. Восточная: трансляция традиции, её воспроизведение.

В этой типологии возникает очень интересный вопрос о Восточнославянской цивилизации, которую невозможно причислить ни к одному из двух полюсов (Запад — Восток).

6. Западная: преобладает Прометеевский тип личности, то есть деятельностный (человек действия). Восточная: созерцательный тип личности, действие только в рамках традиции, не более того, растворение в традиции. И буддизм, и даосизм, и конфуцианство, и все разнообразные философско-религиозные системы Востока в качестве эталона рассматривают тип личности, воспроизводящий традицию наиболее точным образом. Восточнославянская: — Иоанновский тип личности, своеобразие которого заключается в том, что практика его не особенно волнует. Его внимание устремлено к проблемам мирового значения, его задача не переустроить мир, а освятить его, внести в него новые смыслы. Система ценностей Иоанновского типа личности включает терпение (до определённого момента. ).

Итак, современная типология может исходить из двух подходов: в качестве регионов могут рассматриваться огромные пространства земного шара или локальные области.

Читайте также: