План урока эвенкийского языка
Обновлено: 04.07.2024
Книга предназначена для учителей эвенкийского языка в начальной школе. В ней даётся учебный план, тематическое и поурочное планирование, лексический минимум по классам, представлены также разработки некоторых уроков.
Содержание
- Объяснительная записка
- Содержание обучения эвенкийскому языку
- Обучение грамоте и развитию речи
- Обучение грамоте
- Чтение и развитие речи
- Учебный план по родному языку
- Введение
- Требования к знаниям, умениям и навыкам в 1-м классе
- Примерный тематический план
- Примерное поурочное планирование
- Устный разговорный курс
- Примерные разработки уроков
- Словарь
- Введение
- Требования к знаниям, умениям и навыкам во 2-м классе
- Примерный тематический план
- Примерное поурочное планирование
- Примерные разработки уроков
- Словарь
- Введение
- Требования к знаниям, умениям и навыкам в 3-м классе
- Примерный тематический план
- Примерные разработки уроков
- Словарь
- Введение
- Требования к знаниям, умениям и навыкам в 4-м классе
- Примерный тематический план
- Примерные разработки уроков
- Словарь
Дать представление о мировоззрении эвенков; познакомить детей с легендами и преданиями о представлениях эвенков о луне, солнце, происхождении земли и жизни на ней.
Внеклассное занятие по эвенкийскому языку.
Образовательная: Дать представление о мировоззрении эвенков; познакомить детей с легендами и преданиями о представлениях эвенков о луне, солнце, происхождении земли и жизни на ней.
Воспитательная: Воспитывать умение работать в коллективе. Воспитывать уважение к обрядам и обычаем своего народа.
Развивающая: Развитие воображения; вырабатывать активное внимание и трудолюбие; анализировать и обобщать материал, получаемый из различных источников.
Средства обучения: материал с преданиями и легендами.
Форма организации занятия: беседа, монолог.
Форма организации работы в классе: фронтальная, коллективная.
Основные понятия и термины: угу буга, дулин буга, хэргу буга, Санарин, сэргэ, оми, энекан буга, буга, энекан того, агды, сэвэки, харги, баха, сэли, кулин.
Представления о трех мирах.
Верхний мир и его ярусы. Представление о солнце, луне, звездах.
Нижний мир и его ярусы. Обитатели нижнего мира.
Подведение итогов урока. Домашнее задание.
1)Космологии эвенков свойственно трехчленное деление мироздания, а каждый мир был многоярусен: верхний (угу буга), средний (дулин буга), нижний (хэргу буга).
По представлениям эвенков, в верхнем ярусе верхнего мира располагалось солнце, луна, звезды. Солнце имело образ женщины, и называли его бабушка-солнце. От солнца зависела смена времен года. Смена дня и ночи интересно объясняется в легенде, рассказанной в 1976 г. Н.И. Антоновым из рода Чакагир (1902 г.р.).
Прочитав легенду объясните, как эвенки представляли себе смену дня и ночи.
Внимание эвенков привлекала очень яркая звезда, которая после солнечного заката появлялась на небе с западной стороны. Эту звезду эвенки называют Чалбон. Путь на Чалбон открыт только сильным шаманам. Луну (бега) эвенки представляют в образе зеркала энекан буга – хозяйки вселенной и рода человеческого.
Во втором ярусе верхнего мира, по представлениям эвенков, жизнь такая же, как на земле. Только живут здесь не реальные звери, птицы, растительность, а живые души умерших предков.
На третьем ярусе верхнего мира, или первом от земли, живет энекан буга. Эвенки представляют ее как очень старую сгорбленную женщину с добрым лицом, в длинном платье из ровдуги. Энекан буга обходит свои владения и наблюдает за охраной устоев вселенной. Наиболее почитаемая помощница энекан буга – энекан того (бабушка-огонь). Эвенки представляли ее в образе очень старой сгорбленной женщины, за плечами у которой мешочек с углями. По верованиям эвенков, огонь обладал сверхъестественной силой изгонять злых духов. Эвенки часто обращались к огню с мелкими просьбами. При этом они приносили ему жертвы. Постоянным местом обитания энекан того был очаг. В связи с этим у эвенков сложилось доброжелательное отношение к огню, появились всевозможные запреты.
Как вы думаете какие это могли быть запреты?
Гром и молнию эвенки называли одним словом агды (гроза). Считали, что это – железная птица, похожая на орла, с огненными глазами. При ее полете происходит гром, а от сверкания глаз – молния.
Одним из влиятельных помощников энекан буга на земле считался сэвэки – добрый дух, постоянно заботящийся о человеке.
2) Нижний мир, как и верхний делился на ярусы. Попасть в него можно было через расщелины и пещеры на земной поверхности. Нижний мир является землей умерших предков (буни). Там жизнь является точной копией мира людей. Отличие в том, что они питаются не земной пищей, а одними кузнечиками, и тела их холодные, без дыхания и биения сердца. Вторым ярусом нижнего мира является река тунето (букв. Обломки). Река тунето вся в сплошных завалах, водоворотах и порогах. Третий ярус нижнего мира (наиболее близкий к земле) – владения харги. Это самый злой дух. Он постоянно приносит людям горе. По внешнему облику харги напоминает обычного эвенка, только он в несколько раз выше и массивнее. Наиболее близкий помощник харги – его правая рука с человеческой головой вместо кисти. Другой помощник харги – кандыках. Третий ярус нижнего мира заселен не только злыми духами, есть там и благожелательные духи – охранители спокойствия на земле и помощники шаманов при хождении в нижний мир: лягушка (баха), мамонт (сэли) и змея (кулин).
кто знает какие- то предание или легенды о происхождении земли и человека?
3) Средний мир - это земля. О происхождении земли у эвенков-орочонов существует два представления. Одни считают, что появлением земли они обязаны лягушке (баха), другие предпочтение отдают гагаре (укан). О происхождении гор, рек, озер говорят, что когда появилась земля, то энекан буга поселила там мамонта сэли. Змее это не понравилось, и она начала сгонять мамонта с земли. Они дрались до тех пор, пока не провалились под землю. После этого они помирились и стали духами охранителями в нижнем мире. Кучи земли, которые они наворотили во время драки, превратились в горы, а углубления – в реки и озера. Многие эвенки считают, что землю сотворила гагара: вначале была вода. Жили тогда два брата – харги и сэвэки. Сэвэки был добрый и жил вверху, а злой харги – внизу. Помощниками у сэвэки были гоголь и гагара. Гагара нырнула и достала землю. Постепенно земля разрослась и приняла современный облик. Относительно возникновения растительного мира эвенки считали, что это произошло само собой: появилась земля, ее пригрело солнце и начали расти разные деревья, кустарники, трава и т. д. О процессе появления человека и животных Ф.Г. Боярковская рассказывала, что когда возникли земля и растительный мир, на земле жили два брата – харги и сэвэки. Они изготавливали из глины и железа разных животных. Из глины делали мышцы, а из железа - сердце. Кровью, чтобы оживить их, служила красная охра, разведенная в воде. Сэвэки делал полезных для человека животных, харги – вредных. Помощником у сэвэки была собака, разговаривавшая на человеческом языке. Она должна была охранять изваяния людей от харги, который стремился испортить их. Однажды в отсутствие сэвэки пришел харги. Собака впустила его и рассказала, где находятся скульптуры людей. Харги испортил изваяния, вселил в них разные болезни. Сэвэки за это наказал собаку, лишив ее дара человеческой речи. Сама земля выглядит как меховой коврик (кумалан). С одной стороны над ней расположено солнце, с другой – луна, между ними – звезды.
Дети записывают в тетради тему и на протяжении всего занятия под диктовку учителя записывают новые слова на эвенкийском языке с переводом.
- ознакомить детей с новыми эвенкийскими словами, воспитание уважительного отношения друг другу, развитие мотивации к усвоению знаний о родном языке.
Материалы и оборудование: эвенкийская музыкальная композиция, экран, проектор, сувениры, ручки, тетради.
Звучит эвенкийская музыка.
Учитель: Ребята, сейчас прозвучит песня. Подумайте, народу какой национальности относится эта музыка?
Учитель: - Молодцы! А какие еще народы Севера вы знаете? (дети перечисляют, отвечают эвенки).
Учитель: - Правильно. Это эвенкийская песня (включает слайд 1)
Учитель:- Сегодня я проведу у Вас урок эвенкийского языка.
Учитель: - Кто знает, кто такие эвенки? (Дети рассказывают.) (на слайде 2 демонстрируется короткая информация об эвенках, учитель читает).
Учитель: - А теперь поднимите, пожалуйста, руки, есть ли среди вас эвенки? (если есть,учитель спрашивает) А вы знаете свой родной язык? (нет). Ребята, эвенкийский язык относится к исчезающему языку. И поэтому у каждого эвенка есть долг перед своим народом. Долг состоит в том, чтобы сохранить и передать потомкам язык и культуру своих предков.
Учитель: Давайте попробуем определить тему урока. Мы с вами сегодня встретились в первый раз в жизни, урок эвенкийского языка тоже новое знание для вас, и чтоб наш урок прошел весело и дружно, что нужно нам сделать? (познакомиться)
2. Усвоение нового материала.
Учитель: - Дороово, кунаакар! (Дороово - здравствуйте, кунакар - дети!) Давайте произнесем эти слова вместе (учитель знакомит детей с новыми словами)
Дети;- Дороово алагумни!
Учитель (слайд 5) -Дороово, омолгичан! - Здравствуй, мальчик! Дорово, хунаткан!- Здравствуй, девочка! (к каждому подходит, и дарит сувениры)
Учитель:- Вот мы с вами поздоровались, а теперь познакомимся поближе.
Учитель, показывая на себя, произносит фразу: читает (слайд 6) с конструкциями ( БИ, СИ, НУНАН, МИННИ, СИННИ,)
Учитель:- Би алагумни.( указывает жестами на себя.)
Учитель: - Си омолгичан. (указывает жестами на мальчика) Си это ты ,омолгичан это мальчик. ) Си хунаткан (указывает жестами на девочку) (Си это ты, хунаткан это девочка).Нунан омолгичан, нунан хунаткан (он мальчик, она девочка) .
Учитель: - Но, чтобы узнать друг друга ближе нам надо представится. (читает (слайд 7 )
Минни гэрбив Наталия Викторовна. (Минни Меня гэрбив зовут Наталия Викторовна)
-Омолгичан, ни гэрбис? Мальчик, как тебя зовут?
Мальчик: (должен ответить Минни гэрбив…)
Учитель:-Хунаткан, ни гэрбис?
Девочка: (должна ответить Минни гэрбив…)
Учитель: Сот аят. Учитель: Очень хорошо.
Учитель: Друзья, я хочу познакомить вас с персонажем фольклора эвенков Синильгой. Посмотрите на нее. Какая она? (слайд8) Нунан экуды? (красивая, добрая, веселая, умная, храбрая, работящая) (слайд9)
Учитель: - Теперь немного поиграем. Сейчас я буду задавать вам вопросы, а вы все хором должны мне дать ответ ДА или НЕТ, но только на эвенкийском языке ДА это Е-Е, НЕТ это ЭЧИН. (слайд 11)
3. Игра. Учитель: - Вы любите учиться?
- Вам нравиться лениться?
- Вы любите трудиться?
- Быть может хулиганить?
- А может погулять?
- И трудится тоже?
- И бабушек и дедушек?
- И двойки получать?
- Но лучше нам пятерку?
Учитель: - Сот аят! Прекрасно!
4. Закрепление нового материала.
Учитель: - Для закрепления нашего занятия, я разделю вас на две группы. Задание: Каждая группа записывает новые слова, которые сегодня мы с вами узнали. Общаемся шепотом. Время пошло. (Слайд 12 заставка)
(Класс делится на 2 группы.)
Задание: (Запись по памяти новых слов, группы по очереди читают)
5. Итог урока. Наш урок подходит к концу. И я хотела бы у вас спросить, что нового вы узнали на уроке?
- Что больше всего понравилось?
- Пасибо! Спасибо всем! Я была очень рада нашему знакомству. До новых встреч! Аят бидекэллу!
До 40-х годов ХХ столетия почти все эвенки общались между собой на родном языке и были живы жанры фольклора – вершины духовной культуры эвенков нимнгаканы. Эвенки водили свои хороводы, пели песни-импровизации, рассказывали сказки, детям загадывали загадки.
В настоящее время владеющих родным эвенкийским языком осталось около 0,6% коренных жителей. В школах ведётся обучение родному языку в начальных классах, в старших факультативно.
Таким образом, на фоне промышленного освоения Севера, социально-экономических, полиэтнических изменениях перед нами стаё т вопрос: в каких образовательных условиях возможен диалог культур. Мы пришли к выводу о том, что эти и другие проблемы могут быть решены путём этнопедагогизации учебно-воспитательного процесса. Этнопедагогизация – это естественно организованный процесс интеграции традиционных (народных, национальных, этнических) культур с современными воспитательными системами, технологиями, создающими воспитательную среду.
• основные занятия взрослых;
• сезонные явления в природе;
В результате якутско-русской разговорной речи в селе эвенкийский язык затерялся. Обучить детей эвенкийскому языку особенно стремятся родители – эвенки, которые вследствие объективных и субъективных причин не владеют своим генетическим родным языком. Анкетирование родителей (приложение 1) показало, что 93% одобряют организацию обучения эвенкийскому языку в детском саду.
Обучение детей дошкольного возраста требует неотлагательного решения в виду своей значимости в настоящее время, когда гуманизация становится одной из основных тенденций воспитания и образования, предполагающей также всестороннее развитие личности. Преодоление трудностей при обучении произношению и пониманию эвенкийского языка носит не только методический характер но, и сугубо национальный (сохранение национального языка). Исходя из этого положения, можно утверждать, что одной из задач при обучении родному языку становится сохранение его специфических особенностей и норм.
• Создавать условия для овладения первичной коммуникацией на втором языке, формировать элементарные навыки общения;
• Способствовать приобретению детьми лингвистических знаний (в области фонетического, словесного, системного, частично морфологического и синтаксического строения эвенкийской речи);
• Формировать интерес к своему народу, его языку, к традиционным занятиям местного населения;
• Воспитывать стремление к общению на родном языке.
В процессе обучения родному языку дети должны научиться:
• Слушать и понимать родную речь;
• Вести диалог в определенной речевой ситуации;
• Читать наизусть стихи, петь детские песни, считать, знать несколько загадок.
Практическая значимость работы.
• Разработка учебно-тематического плана обучения эвенкийскому языку по возрастным группам;
• Рекомендация воспитателям и логопедам национальных детских садов.
Новизной и отличительной особенностью проекта является введение занятий по обучению эвенкийскому языку в дополнительное образование и интеграция с образовательными областями (речевое, социально-коммуникативное, познавательное, художественно-эстетическое, физическое).
Срок реализации проекта:
1 этап: 2013 - 2014 гг. Изучение литературы и методических пособий по обучению
эвенкийскому языку. Разработка учебно-тематического плана обучения эвенкийскому языку по возрастным группам; составление конспектов занятий; введение проекта в дополнительное образование.
2 этап: 2014 - 2017 гг. Апробация программы дополнительного образования в образовательный процесс.
3 этап: 2017 – 2020 гг. Введение программы по обучению родному (эвенкийскому) языку в образовательный процесс детского сада, начиная со средней группы. Составление рекомендаций и методического пособия по обучению детей дошкольного возраста эвенкийскому языку.
Непосредственная образовательная деятельность по обучению эвенкийскому языку в проводятся 1 раз в неделю со средней группы во второй половине по расписанию.
В проекте участвуют воспитатели, дети, родители.
Для того чтобы занятия были интересными, предусмотрены разные виды деятельности: игровая, творческая, театральная.
Основными принципами данного проекта являются:
• учет возрастных, психологических, творческих особенностей;
• интеграция учебной и самостоятельной деятельности.
Группа Речевое развитие Познавательное развитие Социально – коммуникативное развитие Художественно-эстетическое развитие Физическое развитие
Средняя Умеет проговаривать слова и двустишия на эвенкийском языке;
Стремится самостоятельно понимать и выражать действие. Знает предметы обихода и названия частей тела на эвенкийском языке.
Знает название наступившего месяца на родном языке. Выражает радость от общения на эвенкийском языке, улыбаться в ответ на улыбку;
В игре выполняет танцевальные движения. Знает короткие стихи и песни на эвенкийском языке.
Знает простые игры с ловлей и прятками.
Старшая Умеет рассказывать по картинке предложениями из двух – трех слов;
Умеет вести диалог в речевой ситуации (вопросы-ответы)
Знает значения слов на эвенкийском языке.
Знает название и определяет
следующий месяц на родном языке. В свободной игре использует слова родной речи. Знает и читает наизусть стихотворения;
Поет хороводные песни, исполняя танцевальные движения. Знает и играет подвижные народные игры.
Подготовительная к школе группа Умеет вести диалогическую речь;
Самостоятельно употребляет высказывания, состоящие из существительных
Умеет в высказывании пользоваться фразами, выражающими решения действия;
Умеет составлять рассказ – описание по картинке,
Знает на эвенкийском языке названия предмета обихода, утвари и игрушек;
Знает обряды и традиции своего народа.
Знает все название месяцев на родном языке.
Умеет пользоваться междометиями в игре (учо!учу! (как шумно) итд) Знает и выразительно читает наизусть стихотворения;
Эмоционально поет песни;
Знает хороводные песни. Умеет играть национальные игры с правилами и словами.
Читайте также: