План урока эвенкийского языка

Обновлено: 04.07.2024

Книга предназначена для учителей эвенкийского языка в начальной школе. В ней даётся учебный план, тематическое и поурочное планирование, лексический минимум по классам, представлены также разработки некоторых уроков.

Содержание

  • Объяснительная записка
  • Содержание обучения эвенкийскому языку
  • Обучение грамоте и развитию речи
    • Обучение грамоте
    • Чтение и развитие речи
    • Учебный план по родному языку
    • Введение
    • Требования к знаниям, умениям и навыкам в 1-м классе
    • Примерный тематический план
    • Примерное поурочное планирование
    • Устный разговорный курс
    • Примерные разработки уроков
    • Словарь
    • Введение
    • Требования к знаниям, умениям и навыкам во 2-м классе
    • Примерный тематический план
    • Примерное поурочное планирование
    • Примерные разработки уроков
    • Словарь
    • Введение
    • Требования к знаниям, умениям и навыкам в 3-м классе
    • Примерный тематический план
    • Примерные разработки уроков
    • Словарь
    • Введение
    • Требования к знаниям, умениям и навыкам в 4-м классе
    • Примерный тематический план
    • Примерные разработки уроков
    • Словарь

    Берелтуева Д. М.. Книга для учителя эвенкийской начальной школы

    Нажмите, чтобы узнать подробности

    Дать представление о мировоззрении эвенков; познакомить детей с легендами и преданиями о представлениях эвенков о луне, солнце, происхождении земли и жизни на ней.

    Внеклассное занятие по эвенкийскому языку.

    Образовательная: Дать представление о мировоззрении эвенков; познакомить детей с легендами и преданиями о представлениях эвенков о луне, солнце, происхождении земли и жизни на ней.

    Воспитательная: Воспитывать умение работать в коллективе. Воспитывать уважение к обрядам и обычаем своего народа.

    Развивающая: Развитие воображения; вырабатывать активное внимание и трудолюбие; анализировать и обобщать материал, получаемый из различных источников.

    Средства обучения: материал с преданиями и легендами.

    Форма организации занятия: беседа, монолог.

    Форма организации работы в классе: фронтальная, коллективная.

    Основные понятия и термины: угу буга, дулин буга, хэргу буга, Санарин, сэргэ, оми, энекан буга, буга, энекан того, агды, сэвэки, харги, баха, сэли, кулин.

    Представления о трех мирах.

    Верхний мир и его ярусы. Представление о солнце, луне, звездах.

    Нижний мир и его ярусы. Обитатели нижнего мира.

    Подведение итогов урока. Домашнее задание.

    1)Космологии эвенков свойственно трехчленное деление мироздания, а каждый мир был многоярусен: верхний (угу буга), средний (дулин буга), нижний (хэргу буга).

    По представлениям эвенков, в верхнем ярусе верхнего мира располагалось солнце, луна, звезды. Солнце имело образ женщины, и называли его бабушка-солнце. От солнца зависела смена времен года. Смена дня и ночи интересно объясняется в легенде, рассказанной в 1976 г. Н.И. Антоновым из рода Чакагир (1902 г.р.).

    Прочитав легенду объясните, как эвенки представляли себе смену дня и ночи.

    Внимание эвенков привлекала очень яркая звезда, которая после солнечного заката появлялась на небе с западной стороны. Эту звезду эвенки называют Чалбон. Путь на Чалбон открыт только сильным шаманам. Луну (бега) эвенки представляют в образе зеркала энекан буга – хозяйки вселенной и рода человеческого.

    Во втором ярусе верхнего мира, по представлениям эвенков, жизнь такая же, как на земле. Только живут здесь не реальные звери, птицы, растительность, а живые души умерших предков.

    На третьем ярусе верхнего мира, или первом от земли, живет энекан буга. Эвенки представляют ее как очень старую сгорбленную женщину с добрым лицом, в длинном платье из ровдуги. Энекан буга обходит свои владения и наблюдает за охраной устоев вселенной. Наиболее почитаемая помощница энекан буга – энекан того (бабушка-огонь). Эвенки представляли ее в образе очень старой сгорбленной женщины, за плечами у которой мешочек с углями. По верованиям эвенков, огонь обладал сверхъестественной силой изгонять злых духов. Эвенки часто обращались к огню с мелкими просьбами. При этом они приносили ему жертвы. Постоянным местом обитания энекан того был очаг. В связи с этим у эвенков сложилось доброжелательное отношение к огню, появились всевозможные запреты.

    Как вы думаете какие это могли быть запреты?

    Гром и молнию эвенки называли одним словом агды (гроза). Считали, что это – железная птица, похожая на орла, с огненными глазами. При ее полете происходит гром, а от сверкания глаз – молния.

    Одним из влиятельных помощников энекан буга на земле считался сэвэки – добрый дух, постоянно заботящийся о человеке.

    2) Нижний мир, как и верхний делился на ярусы. Попасть в него можно было через расщелины и пещеры на земной поверхности. Нижний мир является землей умерших предков (буни). Там жизнь является точной копией мира людей. Отличие в том, что они питаются не земной пищей, а одними кузнечиками, и тела их холодные, без дыхания и биения сердца. Вторым ярусом нижнего мира является река тунето (букв. Обломки). Река тунето вся в сплошных завалах, водоворотах и порогах. Третий ярус нижнего мира (наиболее близкий к земле) – владения харги. Это самый злой дух. Он постоянно приносит людям горе. По внешнему облику харги напоминает обычного эвенка, только он в несколько раз выше и массивнее. Наиболее близкий помощник харги – его правая рука с человеческой головой вместо кисти. Другой помощник харги – кандыках. Третий ярус нижнего мира заселен не только злыми духами, есть там и благожелательные духи – охранители спокойствия на земле и помощники шаманов при хождении в нижний мир: лягушка (баха), мамонт (сэли) и змея (кулин).

    кто знает какие- то предание или легенды о происхождении земли и человека?

    3) Средний мир - это земля. О происхождении земли у эвенков-орочонов существует два представления. Одни считают, что появлением земли они обязаны лягушке (баха), другие предпочтение отдают гагаре (укан). О происхождении гор, рек, озер говорят, что когда появилась земля, то энекан буга поселила там мамонта сэли. Змее это не понравилось, и она начала сгонять мамонта с земли. Они дрались до тех пор, пока не провалились под землю. После этого они помирились и стали духами охранителями в нижнем мире. Кучи земли, которые они наворотили во время драки, превратились в горы, а углубления – в реки и озера. Многие эвенки считают, что землю сотворила гагара: вначале была вода. Жили тогда два брата – харги и сэвэки. Сэвэки был добрый и жил вверху, а злой харги – внизу. Помощниками у сэвэки были гоголь и гагара. Гагара нырнула и достала землю. Постепенно земля разрослась и приняла современный облик. Относительно возникновения растительного мира эвенки считали, что это произошло само собой: появилась земля, ее пригрело солнце и начали расти разные деревья, кустарники, трава и т. д. О процессе появления человека и животных Ф.Г. Боярковская рассказывала, что когда возникли земля и растительный мир, на земле жили два брата – харги и сэвэки. Они изготавливали из глины и железа разных животных. Из глины делали мышцы, а из железа - сердце. Кровью, чтобы оживить их, служила красная охра, разведенная в воде. Сэвэки делал полезных для человека животных, харги – вредных. Помощником у сэвэки была собака, разговаривавшая на человеческом языке. Она должна была охранять изваяния людей от харги, который стремился испортить их. Однажды в отсутствие сэвэки пришел харги. Собака впустила его и рассказала, где находятся скульптуры людей. Харги испортил изваяния, вселил в них разные болезни. Сэвэки за это наказал собаку, лишив ее дара человеческой речи. Сама земля выглядит как меховой коврик (кумалан). С одной стороны над ней расположено солнце, с другой – луна, между ними – звезды.

    Дети записывают в тетради тему и на протяжении всего занятия под диктовку учителя записывают новые слова на эвенкийском языке с переводом.

    - ознакомить детей с новыми эвенкийскими словами, воспитание уважительного отношения друг другу, развитие мотивации к усвоению знаний о родном языке.

    Материалы и оборудование: эвенкийская музыкальная композиция, экран, проектор, сувениры, ручки, тетради.

    Звучит эвенкийская музыка.

    Учитель: Ребята, сейчас прозвучит песня. Подумайте, народу какой национальности относится эта музыка?

    Учитель: - Молодцы! А какие еще народы Севера вы знаете? (дети перечисляют, отвечают эвенки).

    Учитель: - Правильно. Это эвенкийская песня (включает слайд 1)

    Учитель:- Сегодня я проведу у Вас урок эвенкийского языка.

    Учитель: - Кто знает, кто такие эвенки? (Дети рассказывают.) (на слайде 2 демонстрируется короткая информация об эвенках, учитель читает).

    Учитель: - А теперь поднимите, пожалуйста, руки, есть ли среди вас эвенки? (если есть,учитель спрашивает) А вы знаете свой родной язык? (нет). Ребята, эвенкийский язык относится к исчезающему языку. И поэтому у каждого эвенка есть долг перед своим народом. Долг состоит в том, чтобы сохранить и передать потомкам язык и культуру своих предков.

    Учитель: Давайте попробуем определить тему урока. Мы с вами сегодня встретились в первый раз в жизни, урок эвенкийского языка тоже новое знание для вас, и чтоб наш урок прошел весело и дружно, что нужно нам сделать? (познакомиться)

    2. Усвоение нового материала.

    Учитель: - Дороово, кунаакар! (Дороово - здравствуйте, кунакар - дети!) Давайте произнесем эти слова вместе (учитель знакомит детей с новыми словами)

    Дети;- Дороово алагумни!

    Учитель (слайд 5) -Дороово, омолгичан! - Здравствуй, мальчик! Дорово, хунаткан!- Здравствуй, девочка! (к каждому подходит, и дарит сувениры)

    Учитель:- Вот мы с вами поздоровались, а теперь познакомимся поближе.

    Учитель, показывая на себя, произносит фразу: читает (слайд 6) с конструкциями ( БИ, СИ, НУНАН, МИННИ, СИННИ,)

    Учитель:- Би алагумни.( указывает жестами на себя.)

    Учитель: - Си омолгичан. (указывает жестами на мальчика) Си это ты ,омолгичан это мальчик. ) Си хунаткан (указывает жестами на девочку) (Си это ты, хунаткан это девочка).Нунан омолгичан, нунан хунаткан (он мальчик, она девочка) .

    Учитель: - Но, чтобы узнать друг друга ближе нам надо представится. (читает (слайд 7 )

    Минни гэрбив Наталия Викторовна. (Минни Меня гэрбив зовут Наталия Викторовна)

    -Омолгичан, ни гэрбис? Мальчик, как тебя зовут?

    Мальчик: (должен ответить Минни гэрбив…)

    Учитель:-Хунаткан, ни гэрбис?

    Девочка: (должна ответить Минни гэрбив…)

    Учитель: Сот аят. Учитель: Очень хорошо.

    Учитель: Друзья, я хочу познакомить вас с персонажем фольклора эвенков Синильгой. Посмотрите на нее. Какая она? (слайд8) Нунан экуды? (красивая, добрая, веселая, умная, храбрая, работящая) (слайд9)

    Учитель: - Теперь немного поиграем. Сейчас я буду задавать вам вопросы, а вы все хором должны мне дать ответ ДА или НЕТ, но только на эвенкийском языке ДА это Е-Е, НЕТ это ЭЧИН. (слайд 11)

    3. Игра. Учитель: - Вы любите учиться?

    - Вам нравиться лениться?

    - Вы любите трудиться?

    - Быть может хулиганить?

    - А может погулять?

    - И трудится тоже?

    - И бабушек и дедушек?

    - И двойки получать?

    - Но лучше нам пятерку?

    Учитель: - Сот аят! Прекрасно!

    4. Закрепление нового материала.

    Учитель: - Для закрепления нашего занятия, я разделю вас на две группы. Задание: Каждая группа записывает новые слова, которые сегодня мы с вами узнали. Общаемся шепотом. Время пошло. (Слайд 12 заставка)

    (Класс делится на 2 группы.)

    Задание: (Запись по памяти новых слов, группы по очереди читают)

    5. Итог урока. Наш урок подходит к концу. И я хотела бы у вас спросить, что нового вы узнали на уроке?

    - Что больше всего понравилось?

    - Пасибо! Спасибо всем! Я была очень рада нашему знакомству. До новых встреч! Аят бидекэллу!

    До 40-х годов ХХ столетия почти все эвенки общались между собой на родном языке и были живы жанры фольклора – вершины духовной культуры эвенков нимнгаканы. Эвенки водили свои хороводы, пели песни-импровизации, рассказывали сказки, детям загадывали загадки.

    В настоящее время владеющих родным эвенкийским языком осталось около 0,6% коренных жителей. В школах ведётся обучение родному языку в начальных классах, в старших факультативно.

    Таким образом, на фоне промышленного освоения Севера, социально-экономических, полиэтнических изменениях перед нами стаё т вопрос: в каких образовательных условиях возможен диалог культур. Мы пришли к выводу о том, что эти и другие проблемы могут быть решены путём этнопедагогизации учебно-воспитательного процесса. Этнопедагогизация – это естественно организованный процесс интеграции традиционных (народных, национальных, этнических) культур с современными воспитательными системами, технологиями, создающими воспитательную среду.

    • основные занятия взрослых;

    • сезонные явления в природе;

    В результате якутско-русской разговорной речи в селе эвенкийский язык затерялся. Обучить детей эвенкийскому языку особенно стремятся родители – эвенки, которые вследствие объективных и субъективных причин не владеют своим генетическим родным языком. Анкетирование родителей (приложение 1) показало, что 93% одобряют организацию обучения эвенкийскому языку в детском саду.

    Обучение детей дошкольного возраста требует неотлагательного решения в виду своей значимости в настоящее время, когда гуманизация становится одной из основных тенденций воспитания и образования, предполагающей также всестороннее развитие личности. Преодоление трудностей при обучении произношению и пониманию эвенкийского языка носит не только методический характер но, и сугубо национальный (сохранение национального языка). Исходя из этого положения, можно утверждать, что одной из задач при обучении родному языку становится сохранение его специфических особенностей и норм.

    • Создавать условия для овладения первичной коммуникацией на втором языке, формировать элементарные навыки общения;

    • Способствовать приобретению детьми лингвистических знаний (в области фонетического, словесного, системного, частично морфологического и синтаксического строения эвенкийской речи);

    • Формировать интерес к своему народу, его языку, к традиционным занятиям местного населения;

    • Воспитывать стремление к общению на родном языке.

    В процессе обучения родному языку дети должны научиться:

    • Слушать и понимать родную речь;

    • Вести диалог в определенной речевой ситуации;

    • Читать наизусть стихи, петь детские песни, считать, знать несколько загадок.

    Практическая значимость работы.

    • Разработка учебно-тематического плана обучения эвенкийскому языку по возрастным группам;

    • Рекомендация воспитателям и логопедам национальных детских садов.

    Новизной и отличительной особенностью проекта является введение занятий по обучению эвенкийскому языку в дополнительное образование и интеграция с образовательными областями (речевое, социально-коммуникативное, познавательное, художественно-эстетическое, физическое).

    Срок реализации проекта:

    1 этап: 2013 - 2014 гг. Изучение литературы и методических пособий по обучению

    эвенкийскому языку. Разработка учебно-тематического плана обучения эвенкийскому языку по возрастным группам; составление конспектов занятий; введение проекта в дополнительное образование.

    2 этап: 2014 - 2017 гг. Апробация программы дополнительного образования в образовательный процесс.

    3 этап: 2017 – 2020 гг. Введение программы по обучению родному (эвенкийскому) языку в образовательный процесс детского сада, начиная со средней группы. Составление рекомендаций и методического пособия по обучению детей дошкольного возраста эвенкийскому языку.

    Непосредственная образовательная деятельность по обучению эвенкийскому языку в проводятся 1 раз в неделю со средней группы во второй половине по расписанию.

    В проекте участвуют воспитатели, дети, родители.

    Для того чтобы занятия были интересными, предусмотрены разные виды деятельности: игровая, творческая, театральная.

    Основными принципами данного проекта являются:

    • учет возрастных, психологических, творческих особенностей;

    • интеграция учебной и самостоятельной деятельности.

    Группа Речевое развитие Познавательное развитие Социально – коммуникативное развитие Художественно-эстетическое развитие Физическое развитие

    Средняя Умеет проговаривать слова и двустишия на эвенкийском языке;

    Стремится самостоятельно понимать и выражать действие. Знает предметы обихода и названия частей тела на эвенкийском языке.

    Знает название наступившего месяца на родном языке. Выражает радость от общения на эвенкийском языке, улыбаться в ответ на улыбку;

    В игре выполняет танцевальные движения. Знает короткие стихи и песни на эвенкийском языке.

    Знает простые игры с ловлей и прятками.

    Старшая Умеет рассказывать по картинке предложениями из двух – трех слов;

    Умеет вести диалог в речевой ситуации (вопросы-ответы)

    Знает значения слов на эвенкийском языке.

    Знает название и определяет

    следующий месяц на родном языке. В свободной игре использует слова родной речи. Знает и читает наизусть стихотворения;

    Поет хороводные песни, исполняя танцевальные движения. Знает и играет подвижные народные игры.

    Подготовительная к школе группа Умеет вести диалогическую речь;

    Самостоятельно употребляет высказывания, состоящие из существительных

    Умеет в высказывании пользоваться фразами, выражающими решения действия;

    Умеет составлять рассказ – описание по картинке,

    Знает на эвенкийском языке названия предмета обихода, утвари и игрушек;

    Знает обряды и традиции своего народа.

    Знает все название месяцев на родном языке.

    Умеет пользоваться междометиями в игре (учо!учу! (как шумно) итд) Знает и выразительно читает наизусть стихотворения;

    Эмоционально поет песни;

    Знает хороводные песни. Умеет играть национальные игры с правилами и словами.

    Читайте также: