План работы с одаренными детьми по физкультуре в доу

Обновлено: 05.07.2024

В каждом человеке заключается целый ряд способностей и наклонностей, которые стоит лишь пробудить и развить, чтобы они, при приложении к делу, произвели самые превосходные результаты. Лишь тогда человек становится настоящим человеком.

В наше время система дошкольного образования постоянно меняется. Огромное влияние на это оказывает современная эпоха, которая отличается активным информационно-техническим пространством. Оно, в свою очередь, влияет на педагогическую деятельность всех образовательных учреждений. Общество диктует современные требования к воспитанию и образованию личности. Эти требования раскрыты в единых федеральных государственных образовательных стандартах. Современная личность должна уметь гибко использовать приобретенные умения и знания в разных жизненных ситуациях. Воспитание такой личности закладывается в семье, поддерживается с раннего возраста в дошкольном учреждении. Современный педагог непременно должен использовать все возможности для развития каждого дошкольника, при этом он умело должен разглядеть личность в каждом ребенке, создать такие условия, при которых раскрываются все его способности.

Несомненно, придется рассмотреть понятие одаренности. Это понятие интересовало ученых в течение многих лет, каждый из них давал свою трактовку. Ясно одно, – одаренность тесно граничит со способностями. Одарённость или общая одарённость — уровень развития каких-либо способностей человека, связанный с их развитием, но, тем не менее, от них независимый. Понятие как таковое впервые было сформулировано в середине XIX века английским психологом Фрэнсисом Гальтоном.

Одарённость обеспечивает не успех в какой-либо деятельности, а только возможность достижения этого успеха. Кроме наличия комплекса способностей, для успешного выполнения деятельности человеку необходимо обладать определённой суммой знаний, умений и навыков. Кроме того, необходимо отметить, что одарённость может быть специальной – то есть одарённостью к одному виду деятельности, и общей – то есть одарённостью к разным видам деятельности. Часто общая одарённость сочетается со специальной. Многие композиторы, например, обладали и другими способностями: рисовали, писали стихи и т. д.

Одаренность обычно проявляется в разносторонних способностях и граничит с талантом. Талант — это способности к определенной деятельности, проявляющиеся как творчество. Не просто отличить ребенка со способностями от одаренного и талантливого ребенка. Но нам и не надо этого делать, нам надо просто увидеть в каждом ребенке то, что у него получается лучше всего и попробовать развить эту способность так, чтобы в дальнейшей жизни она ему помогала.

Дошкольные учреждения ориентированы на выявление таких детей с раннего возраста. Ведь у каждого ребенка с рождения есть шанс проявить себя в чем-то! Инструктора по физической культуре стараются не отставать от других педагогов. Несомненно, мы встречаемся с определенными трудностями при организации работы с такими детьми в условиях ФГОС:

• Необходимость усиления материально-технической базы.

• Низкая культура социума, в котором растут и развиваются дети.

• Общая недостаточность знаний в области психологии дошкольника и педагогов, и родителей.

Основная цель работы нашего педагогического коллектива: организация необходимых условий (материально-технической базы, методического обеспечения, подготовки педагогов) для выявления одаренных дошкольников и комплексного решения проблемы развития личности ребёнка, его физических способностей.

Задачи, которые мы будем решать для реализации данной цели:

• разработка системы мониторинга для выявления одаренных дошкольников;

• объединение педагогов в творческие группы для дальнейшей работы с детьми;

• разделение дошкольников на группы по видам физических способностей, а также сопутствующих им (творческих, музыкальных);

• организация проектной деятельности для системного развития физических способностей дошкольников, где будут задействованы педагоги и родители детей;

• организация просветительской работы с родителями;

• приобретение дополнительного методического обеспечения для реализации проекта;

• улучшение материально-технической базы.

Как распознать детей, наделенных физическими способностями? Какие они?

Они очень старательные, упорные, они прикладывают все усилия для достижения определенной цели. Любят соревноваться, бегают, прыгают — и не боятся упасть, пораниться, ушибиться, не проливают слезы по каждому пустяковому синяку. Занятия в спортивных секциях тренируют силу воли, выносливость, целеустремленность, что, несомненно, приходится ребенку не только в школе, но и в жизни. В то же время они могут быть наделены и творческими способностями: например, умением слушать музыку и сочетать гимнастические упражнения с музыкальным сопровождением, при этом проявляя артистизм. Важной психологической чертой спортивно одаренных детей является умение соревноваться. Она проявляется в стремлении к победе, умении рисковать, доводить результаты своей деятельности до их соответствия самым высоким требованиям.

Ежегодная диагностика физического развития детей, проводимая на занятиях физической культурой, выявляет количество воспитанников, имеющих высокий уровень развития двигательных качеств. У таких детей преобладает высокий уровень двигательной активности. Занятия физкультурой и спортом таким детям доставляют массу радостных эмоций и переживаний. В спортивных и подвижных играх они получают уникальную возможность проявить собственную активность и утвердить себя. Это говорит о наличии у таких детей спортивных способностей или психомоторной одаренности.

Одной из актуальных проблем в современном дошкольном воспитании является гиподинамия (ограничение движений). Для ребенка – человека с постоянной потребностью в движении – обездвижение – самое страшное наказание, которое отражается не только на физическом, но и на нервно-психическом состоянии детей. Возрастает объем и интенсивность образовательной деятельности, вводятся дополнительные занятия статического характера, дети много времени проводят в сидячем положении, что приводит к снижению и без того недостаточного объема двигательной деятельности детей.

Для определения физических способностей мы используем и дополнительные методы:

• метод наблюдения, который доступен для использования на любом занятии; здесь значительную роль играет воспитатель и музыкальный руководитель, которые могут проследить за детьми во время выполнения упражнений, помочь выделить лучших;

• метод игры, который выявляет не только физические способности, такие как ловкость, скоростно-силовые качества, но и творческие возможности, умение сочетать музыку и движения, показывать характер персонажа, что просто необходимо для выполнения спортивных упражнений под музыкальное сопровождение.

На основе проведенного мониторинга и дополнительного диагностирования мы выделили две группы дошкольников:

Первая группа - девочки и мальчики, которые хорошо выполняют упражнения на гибкость, с акробатическими элементами при этом умеют сочетать эти движения с музыкой.

Вторая группа – ребятки, которые обладают потенциальными данными для обучения в спортивных секциях: по обучению игре в пионербол и баскетбол.

Обе группы, на наш взгляд, заслуживают пристального внимания, ведь именно от нашей работы может зависеть дальнейшие спортивные пристрастия дошкольников.

Следующим нашим шагом является организация проектной деятельности для ребят обеих групп. На каждую группу составляем долгосрочный проект. Реализация проекта предполагает дополнительные занятия один раз в неделю.

Коротко хотелось бы рассказать о работе по каждому из проектов.

Ритмическая гимнастика — традиционный вид гимнастики оздоровительно-развивающей направленности. Он основан на подчинении двигательных действий задающему ритм и темп музыкальному сопровождению.

Особенности гимнастики - многократные повторения каждого движения, их сочетаний, что определяет их аэробный характер. Эти упражнения стимулируют работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а также обеспечивают нагрузку опорно-двигательного аппарата.

Одна из основных задач – объяснить родителям пользу от занятий ритмикой.

Основу занятий ритмической гимнастки составляют комплексы физических и танцевальных упражнений различной направленности, различные по своему характеру, выполняемые в согласовании и взаимосвязи с музыкой, передавая ее ритм, темп и характер с помощью движений.

Цель гимнастики – развитие координационных способностей, выразительности движений, чувства ритма, активизация музыкального восприятия через движения. Кроме того, во время ритмической гимнастики идет одновременное развитие физических качеств и формирование базы красивых движений тела.

Выполнение комплексов упражнений по ритмической гимнастике обеспечивает решение следующих взаимосвязанных задач:

• повышение интереса к занятиям физическими упражнениями через игровую деятельность;

• создание разнообразной базы движений и жестов;

• формирование выразительности движений;

• развитие двигательного воображения и творческой фантазии;

• развитие музыкального слуха и чувства ритма ребенка.

Реализуя данный проект, педагоги и родители увидели, что дети стали более творческими, эмоциональными, у них четко выделяются такие физические способности как гибкость, ловкость, выносливость, пластичность, прекрасно сформирована осанка.

Достижения дошкольников в условиях реализации проекта по ритмике можно увидеть в отдельных выступлениях воспитанников на праздниках ДОУ, а также номерах, подготовленных для совместной образовательной деятельности с родителями. Очень приятно видеть улыбки на лицах родителей воспитанников, которые приятно удивлены способностями своих чад. Мы выступаем не только на праздниках внутри учреждения, но и на городских соревнованиях.

Особенно приятно осознавать, что в работу с детьми внес свою лепту коллектив ДОУ: и инструктор по ФК, и музыкальные руководители, и воспитатели, и родители.

Здесь особенно хочется обратить внимание на работу с родителями: они могут оказывать помощь не только в подготовке ребят, но и в продумывании образов для выступлений, а конкретнее – в создании костюмов, изготовлении инвентаря (султанчиков, гимнастических лент).

Основными задачами при реализации данного проекта являются:

• расширять представления детей о видах спорта (мы выбрали баскетбол и пионербол – в данном направлении очень широко мы используем презентации и просмотр реально записанных игр);

• обучать правилам спортивных игр;

• регулировать отношений между детьми и родителями путем организации совместной деятельности;

• улучшать нормативы по общей физической подготовке выше уровня своих сверстников;

• совершенствовать умение детей владеть мячом;

• способствовать проявлению разумной смелости, решительности, уверенности в своих силах с помощью подбора физических упражнений, способствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей;

• формировать умение достигать положительных результатов, работать в команде, ориентироваться на партнеров по игре;

• учить распределять свои усилия, действовать рационально и целесообразно планируемому результату.

Основной результат плодотворной работы педагогов – это рекомендации для посещения спортивной секции в подготовительной группе дошкольного возраста и в перспективе – в начальной школе. Так как преемственность между образовательными учреждениями обязательна. Многие воспитанники по нашим рекомендациям посещают цирковую студию, секции волейбола и баскетбола.

Хочется отметить, что способности есть в каждом ребенке. Надо лишь уметь найти в каждом изюминку, которая сделает его сильнее, увереннее в себе. Современный педагог, чуткий, отзывчивый, понимающий, следует трем разумным правилам при развитии способностей своих воспитанников:

1. Подскажи, помоги, но не навреди!

2. Заинтересуй, мотивируй, но не настаивай!

3. Каждый ребенок индивидуален!

Использование современных оздоровительных технологий и реализация принципа интеграции на занятиях по физической культуре Великая ценность каждого человека – здоровье. Вырастить ребенка сильным, крепким, здоровым – это желание родителей и одна из ведущих задач,.

Нестандартное оборудование на занятиях по физической культуре Не секрет, что большую часть времени дети проводят в статическом положении: у телевизоров, компьютеров, за столами. Поэтому в детских садах.

Спортивная форма на занятиях по физической культуре в осенний период на улице Верхняя одежда в осенний период для занятий по физической культуре на улице. Подготовил инструктор по ФК: Кузнецова А. И. Одежда для занятий.

Здоровьесберегающие технологии на занятиях по физической культуре в ДОУ Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ

Полное название программы : Программа дополнительного образования с одаренными детьми по физическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) "Олимпийцы"

Автор программы: Горбова Юлия Анатольевна, инструктор по физической культуре

Территория: Муниципальное образование Октябрьский район, ХМАО-Югра

Адрес организации: 628109, ХМАО-Югра, Тюменская обл., Октябрьский р-н, с. Перегребное, ул. Лесная д. 36

Цель программы: сохранение и укрепление здоровья детей путем использования детских тренажеров, формирование у воспитанников, педагогов, родителей ответственности в деле сохранения собственного здоровья.

Форма проведения: подгрупповые занятия

Сроки реализации программы : 1 год

I . ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. 3

1.1. Законодательная база. 4

1.2. Выявление одаренности…………. 4

II . ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, НАПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ

2.1. Цель программы. 5

III . ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В ДОО………………………………………………………………………………..7

IV . СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ, РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНЫХ ЧАСОВ ПРОГРАММЫ………………………………………………………………………………….8

V . ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ………………9

5.1.Основные движения……. 10

5.2. Общеразвивающие упражнения (ОРУ). 11

5.3. Упражнения на формирование правильной осанки. 11

5.5. Упражнения для развития и укрепления мышечного корсета. 11

5.6. Упражнения на расслабление мышц – снижение тонуса различных групп мышц…………………………………………………………………………………….11

5.7. Дыхательные упражнения. 11

VI . МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАБЛЮДЕНИЯ И КОНТРОЛЬ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ…………………………………………………………………………..13

VII . ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ 5-7 ЛЕТ…………………………………………………………………………………. …………14

7.1. Содержание диагностических тестов…………………………………………………….15

7.2. Таблица оценки уровня физической подготовленности детей 6-7 лет…………………17

7.3. Показатели эффективности реализации программы…………………………….………17

VIII . КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ …………………………….18

IX . СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…. 26

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В Концепции развития детско-юношеского спорта в Российской Федерации на 2009-2015 г.г. отмечается о важной роли двигательной активности, физической культуры и спорта как ведущих компонентов гармоничного развития детей, формирования здоровья нации.

Возрастающий уровень спортивных достижений в различных видах спорта чаще всего связывается с совершенствованием системы управления тренировочным процессом. Однако параметры, по которым это осуществляется, со временем меняются. В прошлые годы возможность достижения выдающихся результатов связывалась с интенсификацией процессов подготовки, в настоящее время - с оптимизацией различных компонентов тренировочного процесса на фоне максимальной реализации индивидуальных резервов на различных этапах тренировочного процесса. Главная проблема в системе воспитания одаренного ребенка - это преодоление противоречий между унифицированной системой и ярко выраженными личностными особенностями одаренного ребенка, который часто с трудом вписывается в общепринятые педагогические нормы и правила.

Часто на начальных этапах тренировочного процесса из поля зрения выпадают одаренные дети и чаще попадают дети средних способностей, в силу определенных факторов показывающие относительно высокие спортивные результаты в детском возрасте. Также в системе тренировочного процесса мало внимания уделяется разработке программ по осуществлению работы с талантливыми и одаренными спортсменами. В связи с этим, актуальность разработки программы дополнительного образования с одаренными обучающимися "Олимпийцы" в дошкольной образовательной организации (далее ДОО) не вызывает сомнений.

При разработке программы учитывался имеющийся опыт и условия работы в этом направлении.

При организации учебно-тренировочной работы проводится отбор детей в спортивную группу с учетом группы здоровья, уровня физической подготовленности; создан списочный состав одаренных детей; созданы условия для участия юных спортсменов в соревнованиях различного уровня; осуществляется индивидуальная работа с родителями детей, показывающих высокие результаты в спорте.

Законодательная база:

Вся работа по программе дополнительного образования регламентируется:

Федеральный Закон об Образовании в Российской Федерации №273-ФЗ;

Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций (санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13, глава XII Требования к организации физического воспитания;

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 1467 от 24.03.2014;

1.2. Выявление одаренности в спортивной сфере :

э нергичен, производит впечатление ребенка, нуждающегося в большом объеме движений;

л юбит участвовать в спортивных играх и состязаниях;

ч асто выигрывает в разных спортивных играх у сверстников;

б ывает быстр ее всех в детском саду ;

д вижется легко, грациозно, имеет хорошую координацию движений;

л юбит играть на открытых спортивных площадках;

п редпочитает проводить свободное время в подвижных и грах;

ф изически выносливее сверстников.

II . ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, НАПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ

2.1. Цель программы : создание условий, способствующих гармоничному развитию личности ребенка с признаками спортивной одаренности, его самореализации в детском спорте с высокими достижениями.

2.2. Задачи программы :

Целенаправленное выявление и отбор одаренных детей;

Отслеживать каждого ребенка с признаками одаренности;

Разработать и поэтапно внедрять новые технологии в работе с одаренными детьми;

Создать условия одаренным детям для реализации их способностей в процессе соревновательной деятельности;

Разработать психолого-педагогическое и медико-биологическое сопровождение учебно-тренировочного процесса детей с признаками одаренности;

Изучать, обобщать и распространять передовой педагогический опыт по данному направлению.

Дополнительно организованная деятельность физическими упражнениями в сочетании с обязательной программой непосредственной образовательной области (далее НОД) по физической культуре и правильной организацией работы с одаренными детьми могут быть представлены в качестве модели режима двигательной активности детей в ДОО.

В соответствии с вышеизложенным, понимая необходимость совершенствования процесса физического образования детей дошкольного возраста в условиях детского сада, в целях наилучшей реализации работы тренировочной направленности физического образования дошкольников, разработана программа с одаренными детьми "Олимпийцы" в ДОО для детей 5-7 лет, которая соответствует основным требованиям процесса обучения и воспитания:

соответствие физических упражнений возрастным особенностям и физической подготовленности дошкольников;

применение упражнений согласно научному пониманию физиологии детского организма;

рациональный подбор форм, средств и методов;

рациональная организация работы с детьми.

2.3. Основные направления программы представлены на рис. 1.

Основные направления программы представлены на рис.1.

Рис. 1. Основные направления программы дополнительного физического образования для одаренных детей 5-7 лет

III . ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В ДОО

Программа построена с учетом программ основных занятий физической культурой в дошкольной организации. Она основывается на знании закономерностей физического развития ребенка дошкольного возраста, наличия двигательных способностей, обусловливающих подбор средств и методов физического образования. Но, в отличие от НОД по базовым программам в дошкольном учреждении, деятельность физической культурой по программе с одаренными детьми требуют выполнения дополнительного ряда условий (рис. 2).

Рис. 2. Основные условия реализации программы дополнительного физического образования для одаренных детей 5-7 лет

IV . СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ, РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНЫХ ЧАСОВ ПРОГРАММЫ

Программа с одаренными детьми "Олимпийцы" для детей 5-7 лет включает в себя 5 основных разделов:

Совершенствование двигательных умений;

Развитие координационных способностей, функции равновесия, мелкой моторики;

Укрепление сердечно-сосудистой и дыхательной систем;

Профилактика нарушения осанки;

Данная программа рассчитана на один год для детей старшего дошкольного возраста и предполагает подгрупповые и индивидуальные формы организации работы.

Комплектование групп детей для занятий по программе проводится с учетом общего функционального состояния детей, данных медицинского осмотра, результатов проверки исходного уровня физической подготовленности. Образовательная деятельность проводится с учетом предусмотренного учебного плана при соблюдении санитарно-гигиенических норм. Способ организации детей на занятии зависит от поставленной цели и задач.

V . ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ

С учетом специфики ОД в программу работы включаются следующие основные виды физических упражнений (рис. 3) .

Рис. 3. Основные виды физических упражнений, включаемых в ОД по программе дополнительного физического образования для одаренных детей 5-7 лет

5.1.Основные движения

Бег. Бег обычный, мелким и широким шагом, в колонне по одному, по два; бег в медленном, среднем темпе; бег в чередовании с ходьбой, с выполнением имитационных движений, с выполнением различных заданий.

Ползание, лазание. Ползание на четвереньках змейкой между предметами, в прямом направлении; ползание на животе по гимнастической скамейке, на спине по гимнастической скамейке; ползание с опорой на предплечья и ладони. Лазание по гимнастической стенке одноименным и разноименным способом, приставным шагом, произвольным способом, по диагонали, с перехода с пролета на пролет.

Прыжки. Прыжки на двух ногах на месте в чередовании с ходьбой, разными способами (ноги скрестно, ноги врозь; одна нога вперед, другая назад) , с поворотом, с продвижением вперед (на расстояние 3-4 м) . прыжки на одной ноге (правой и левой) на месте и продвигаясь вперед. Прыжки и подскоки в подвижных играх и игровых упражнениях.

Бросание, ловля, метание. Бросание мяча об пол на месте, ловля его двумя руками; подбрасывание мяча и ловля его одной рукой; перебрасывание мяча с одной руки в другую; перебрасывание мяча друг другу и ловля его стоя и сидя разными способами; прокатывание мяча по гимнастической скамейке, доске. Метание мячей, мешочков с песком в горизонтальную и вертикальную цели.

Упражнения в равновесии, на развитие координационных движений. Ходьба по гимнастической скамейке прямо, боком, на носках, перешагивая через предметы. Ходьба по наклонной доске приставным шагом, прямо и боком. Ходьба по шнуру, приставляя пятку одной ноги к другой (прямо, по кругу, зигзагообразно) . Сохранение равновесия, стоя на гимнастической скамейке на носках, приседая на носках. Сохранение равновесия после бега и прыжков, приседая на носках, стоя на одной ноге.

5.2. Общеразвивающие упражнения (ОРУ)

Упражнения для рук и плечевого пояса, упражнения для ног, для туловища, без предметов, с предметами (гимнастические палки, мячи разного диаметра, кегли) , с использованием снарядов (гимнастические скамейки, лестницы).

5.3. Упражнения на формирование правильной осанки

Фиксация тела в правильном положении у стены, подтягивание, выпрямление, приседания, наклоны, повороты в упражнениях с палкой, балансирование с грузом на голове. Упражнения, связанные с разгрузкой и вытяжением позвоночника в положении лежа, стоя в упоре на коленях, в висах, во время ползания.

5.4. Упражнения для укрепления мышц стопы, развития ее сводов

Использование специальных физических упражнений, способствующих укреплению мышц нижних конечностей, выравниванию тонуса мышц, которые поддерживают стопу в нормальном положении, укреплению связок и суставов, участвующих в нормальной деятельности свода стопы.

5.5. Упражнения для развития и укрепления мышечного корсета

Упражнения для укрепления мышц спины, мышц брюшного пояса, укрепления мышц боковой поверхности туловища, корригирующие симметричные упражнения для укрепления мышечно-связочного аппарата плечевого пояса, нижних и верхних конечностей.

5.6. Упражнения на расслабление мышц – снижение тонуса различных групп мышц

Определение оптимального количества повторений, частоты выполнения действий в единицу времени, темпа, их общей продолжительности и величины интервалов между ними. Использование игр и игровых упражнений на расслабление.

5.7. Дыхательные упражнения

Частота и глубина дыхания связаны с интенсивностью и характером физической и эмоциональной нагрузки. Движение, которое сопровождается натуживанием, вызывает временную задержку дыхания. Упражнения, требующие динамического равновесия, выполняются с равномерным дыханием. Педагог подсказывает детям наиболее удобный в каждом случае ритм дыхания, привлекает их внимание к наиболее удобному согласованию вдоха и выдоха с определенными моментами движения.

Все дыхательные упражнения делятся на динамические и статические. Динамические сочетаются с движением рук, плечевого пояса, туловища. Статические осуществляются только при участии диафрагмы и межреберных мышц. Общие дыхательные упражнения улучшают легочную вентиляцию, укрепляют дыхательную мускулатуру. Это достигается динамическими и статическими упражнениями. Специальные дыхательные упражнения – активное средство профилактики и борьбы с ОРЗ, ОРВИ. Используются различные методики и игровые упражнения: обучение диафрагмальному дыханию, обучение правильному вдоху и выдоху (через нос, через рот), упражнения на дыхание с использованием речи, фонетическая гимнастика и др.

РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ДОУ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС

Одарённость детей является одной из важных проблем общества в настоящее время. Значимость данного вопроса заключается не только в передаче знаний и умений, но и в создании условий для того, чтобы дети могли углублять эти знания, умения и разрабатывать на их основе новые, необходимые для жизни общества.

В ходе наблюдения за двигательной активностью воспитанников дошкольных образовательных организаций всегда выделяется группа детей:

· с повышенной и разнообразной двигательной активностью, стремлением к овладению сложно координированными движениями;

· умеющих различать движения по пространственным, силовым и временным параметрам;

· выступающих инициаторами двигательной деятельности, имеющих собственную позицию;

· проявляющих настойчивость, самостоятельность, азарт в достижении цели.

Таких детей принято называть моторно-одаренными или наделенными физическими способностями .

Такие дети очень старательные, упорные, они прикладывают все усилия для достижения определенной цели. Любят соревноваться, бегают, прыгают — и не боятся упасть, пораниться, ушибиться, не проливают слезы по каждому пустяковому синяку. Занятия в спортивных секциях тренируют силу воли, выносливость, целеустремленность, что, несомненно, приходится ребенку не только в школе, но и в жизни. В то же время они могут быть наделены и творческими способностями : например, умением слушать музыку и сочетать гимнастические упражнения с музыкальным сопровождением, при этом проявляя артистизм. Важной психологической чертой спортивно одаренных детей является умение соревноваться. Она проявляется в стремлении к победе, умении рисковать, доводить результаты своей деятельности до их соответствия самым высоким требованиям.

Ежегодная диагностика физического развития детей , проводимая на занятиях физической культурой , выявляет количество воспитанников, имеющих высокий уровень развития двигательных качеств. У таких детей преобладает высокий уровень двигательной активности. Занятия физкультурой и спортом таким детям доставляют массу радостных эмоций и переживаний. В спортивных и подвижных играх они получают уникальную возможность проявить собственную активность и утвердить себя. Это говорит о наличии у таких детей спортивных способностей или психомоторной одаренности .

Когда эти дети вынуждены заниматься по одной программе вместе с другими сверстниками, они как бы сдерживаются в развитии и желании идти вперед. В результате у них может угаснуть познавательных интерес, желание заниматься . В соответствии с ключевым принципом современного ФГОС дошкольного образования — индивидуализацией образовательного процесса — таким детям необходимо создавать условия, наилучшим образом обеспечивающие их физическое развитие.

Формы работы с одаренными детьми:

· развивающее обучение, работа в малых группах;

· задания творческого и нестандартного характера;

· участие в олимпиадах;

· работа по индивидуальным планам;

Работа с одарёнными детьми в условиях современного ДОУ выступает одним из вариантов конкретной реализации права личности на индивидуальность. При создании в ДОУ благоприятных условий за период дошкольного детства ребенок может пройти путь от первых проявлений склонностей до яркого расцвета способностей, одаренности. Одним из таких условий является использование альтернативных, нетрадиционных физкультурных занятий в дошкольных организациях. Всё разнообразие в проведении альтернативных физкультурных занятий помогает педагогу развить в детях интерес к физкультуре, повысить двигательную активность детей и моторную плотность занятий.

Современные научно-методические представления об альтернативных занятиях по физкультуре основываются на научных исследованиях и опыте практических работников. Обоснованы определенные подходы к структуре, содержанию, типам занятий, определены критерии оценки их эффективности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Потенциал общества во многом определяется выявлением одаренных детей и работой с ними. Кроме того, вопросы одаренности в настоящее время волнуют многих. Это связанно с развитием образования, которому присущи унификация и профильность, с ужесточением требований молодежного рынка труда, отсутствием механизма социальной поддержки для талантливой молодежи. В современную эпоху, эпоху становления

постиндустриального общества, когда значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно возрастает, работа с одаренными и высоко мотивированными детьми является крайне необходимой. Работа с одаренными детьми продолжает осваиваться одним из приоритетных направлений в школе.

с талантливыми детьми по физической культуре

на 2015/2016 учебный год

учитель физической культуре

Боробова Наталья Георгиевна

Составление и уточнение списков учащихся, успешных в освоении видов физкультурно-спортивной деятельности.

Учителя физической культуры

Создание банка данных одарённых детей физкультурно-спортивной направленности

Учителя физической культуры

Организация системы дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности

Учителя физической культуры

Организация и проведение I тура (школьных) соревнований по физической культуре

В течение года согласно плана внутришкольных СММ

Учителя физической культуры

Подготовка учащихся и команд школы к участию во II туре (районных) соревнований и Олимпиады по физической культуре

В течение года согласно плана внутришкольных СММ

Учителя физической культуры

Подготовка учащихся и команд школы к участию в III туре (зональных краевых) соревнований

В течение года согласно плана внутришкольных СММ

Учителя физической культуры

Участие в семинаре для учителей школы по вопросам организации научно-исследовательской работы с учащимися

Учителя физической культуры

Методическая помощь учителям физической культуры в работе с одарёнными учащимися

Создание банка данных результатов работы одарённых детей

Учителя физической культуры

Организация работы одарённых учащихся

Учителя физической культуры

Проведение предметной декады с активным участием одарённых детей

Учителя физической культуры

Организация и проведение дополнительных занятий с одарёнными детьми

Учителя физической культуры

Поощрение и стимулирование одарённых учащихся

Учителя физической культуры

Цель системы:

1. Создание благоприятных условий для развития талантливых учащихся через оптимальную структуру школьного и дополнительного образования.

2. Формирование системы социально-психологической поддержки одаренных и способных детей.

Задачи системы:

- совершенствование системы выявления, развития и сопровождения одарённых учащихся;

-выбор оптимальных форм и методов работы;

- создание условий для укрепления здоровья одарённых детей;

- расширение возможностей для участия способных и одарённых

учащихся в олимпиадах, соревнованиях и конкурсах.

Ожидаемые результаты реализации системы:

Реализация системы призвана способствовать:

- созданию условий для выявления, развития, сопровождения одарённых учащихся;

- созданию системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации

педагога для работы с одарёнными детьми;

- созданию условий для укрепления здоровья одарённых детей;

- повышению качества образования и воспитания школьников;

- формирование банка, технологии и программ для ранней диагностики

способных и одаренных детей.

Основные мероприятия:

- разработка и внедрение индивидуальных подпрограмм учителей для

- организация школьных олимпиад, соревнований, конкурсов и др. мероприятий;

- приобретение инвентаря и оборудования для оптимизации работы

с одарёнными детьми;

- приобретение научной и учебно-методической литературы, необходимой

для работы с одарёнными детьми;

- организация тесного взаимодействия с ДЮСШ, спортивными клубами, медработниками и психологической службой.

Обоснование проблемы

Анализ ее исходного состояния

Потенциал общества во многом определяется выявлением одаренных детей и работой с ними. Кроме того, вопросы одаренности в настоящее время волнуют многих. Это связанно с развитием образования, которому присущи унификация и профильность, с ужесточением требований молодежного рынка труда, отсутствием механизма социальной поддержки для талантливой молодежи. В современную эпоху, эпоху становления

постиндустриального общества, когда значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно возрастает, работа с одаренными и высоко мотивированными детьми является крайне необходимой. Работа с одаренными детьми продолжает осваиваться одним из приоритетных направлений в школе.

На базе школы действуют спортивные группы ДЮСШ и ЦВР:

-по баскетболу: 5 групп по 15-20 человек,

-футболу: 5 групп по 15-20 человек;

-волейболу: 4 группы по 20 человек;

-лёгкой атлетике: 2 группы по 20 человек;

-лыжному спорту: 1 группа 15 человек;

-настольному теннису: 1группа 20 человек;

Цели и задачи работы с одаренными детьми

1. Выявление одаренных детей

1.Знакомство педагога с научными данными

о психологических особенностях и

методических приемах работы с одаренными детьми.

2.Обучение через методическую учебу, педсоветы, самообразование, курсы повышения квалификации.

3. Накопление методического фонда по

4. Знакомство педагога с приемами

педагогического наблюдения, диагностики.

5. Проведение олимпиад, соревнований, конкурсов и других мероприятий,

позволяющих учащимся проявить

2. Создание условий

развития одаренных детей, чья одаренность на данный

момент может быть

еще не проявившейся,

а также просто одаренных

детей, в отношении которых

есть серьезная надежда

на качественный скачок

в развитии их способностей.

1.Отбор оптимальных форм, методов, систем и приемов работы с одарёнными детьми.

2.Предоставление возможностей развивать свои способности на более высоком уровне.

3.Сопровождение одарённых детей ( в отдельных случаях и после окончания школы).

Формы работы с одаренными учащимися:

 индивидуально-групповые занятия с одаренными учащимися;

 спортивные секции и клубы;

 участие в олимпиадах;

 работа по индивидуальным планам;

Работа с одаренными детьми на уроках и во внеурочное время

В соответствии с основными принципами концепции физической культуры и спорта в Российской федерации реализация стратегических задач предполагает активизировать меры по поиску спортивно одаренных детей и создать оптимальные условия для их развития. Поэтому изучение закономерностей формирования и развития спортивно одаренной личности позволит выйти на новый уровень понимания потенциальных возможностей индивида для самореализации в процессе жизнедеятельности, так как спортивная деятельность –одна из важнейших моделей для изучения состояния человека в различных жизненных проявлениях. Недобросовестные популяризаторы проблемы детской одаренности во все времена старательно формировали в общественном сознании представление о том. что одаренные дети обычно отстают в физическом развитии от сверстников. Исследования Л.Термена и других ученых показали, что чаще бывает наоборот. Одаренный ребенок нередко опережают сверстников и по этому параметру. На сегодня определенны виды одаренности :умственная ,социальная, моторная, практическая. Ведущим в познании спортивной одаренности является определение возможностей моторной организации человека и его психических способностей ,которые могут быть как врожденными, так и приобретенными в процессе деятельности. Точнее двигательную одаренность можно определить как сочетание врожденных антропометрических ,морфологических, психологических, физиологических и биохимических особенностей человека ,однонаправлено влияющих на успешность какого-либо вида двигательной деятельности.

Задача учителя состоит в том, чтобы создать такую ситуацию, которая максимально нагружала бы ведущую способность каждого ребенка – в данном случае его спортивную активность или создавать образовательную среду для развития уже проявившихся способностей, условий для раскрытия его потенциала, на удовлетворение потребностей данного учащегося.

В своей работе мы используем следующие признаки одаренности -быстрое освоение деятельности и ее выполнения, использование новых типов деятельности ,проявление максимума самостоятельности в овладении и развитии деятельности, устойчивость интересов, упорство в достижении цели, широта интересов, анализ реальных достижений детей в спортивных соревнованиях и конкурсах, наблюдение.

В этом возрасте мы стараемся привлекать ребят к участию в соревнованиях и конкурсах, участвовать в подготовке и разработке работ для научной деятельности учащихся и для учителей, привлекаем к участию в предметных олимпиадах различного уровня, к выступлениям с пропагандой ЗОЖ, занятиям спортивной деятельностью перед младшими школьниками .Важным фактором, влияющим на развитие одаренных учащихся и на выявление скрытой одаренности и способностей, является система внеурочной и внеклассной воспитательной работы в школе.

Система развития одаренности ребенка должна быть тщательно выстроена, строго индивидуализирована и ее реализация должна приходиться на достаточно благоприятный возрастной период.

Практика нашей школы показала, что более всего в работе с одаренными учащимися по физической культуре подходят следующие формы работы:

-секционные занятия по видам спорта;

- участие в олимпиадах;

- работа по индивидуально-группвым планам;

-сотрудничество с родителями, медиками, психологами, тренерами спорт. Школ и спорт. клубов; сотрудничество с другими школами.

Мы в своей работе стараемся делать все, для выявления одаренных и способных детей. Стараемся, чтобы им в школе было интересно учиться, показывать пример другим учащимся, приобщать их к спортивной деятельности и саморазвитию.

Читайте также: