Школьная анкета что это

Обновлено: 03.07.2024

Когда её носят?-4

Почему используют именно её?-14

Почему её называют так?-14

Анализ результатов опроса


Большая часть учащихся знают, что такое Георгиевская лента и честь какого праздника ее носят – более 70%. Как она выглядит, и ты хотел бы носить георгиевскую ленточку 9 мая - более 85%.

Также большинство опрошенных знают, как правильно носить Георгиевскую ленту - 85%. Есть среди учащихся небольшой процент, которые не правильно её носят или не знают, как правильно это делать – 14% опрошенных.

Кроме того по результатам опроса было выявлено что у учащихся есть потребность в восполнении таких пробелов знаний в вопросах: история появления георгиевской ленты -57%, почему черно-оранжевая 57%, почему используют именно её 33% , почему её называют так 33%. 14% вообще не интересуют эти вопросы.

Подведя итоги нашего исследования мы можем сделать вывод:

2. Небольшая часть обучающихся не хотят участвовать в патриотической акции и не хотят ничего знать о данном символе.

С начала учебного года в сети все чаще попадаются возмущенные тексты родителей, которых в школе или в детском саду просят заполнить анкеты с личными данными.

Вот отзывы возмущенных родителей.

"Информация о социальном паспорте и хронических заболеваниях явно лишняя! Чтобы вызвать скорую, не нужно знать кто чем болеет!"

А вот, к примеру, и сама анкета.

Я помню, что такие анкеты заполняли мои родители, родители моих воспитанников и теперь их заполняю я.

Итак, для чего же это нужно?

В целом эта информация нужна для связи с родителями. Для рационального планирования работы с детьми. Для того чтобы найти индивидуальный подход к ребенку. Чтобы вовремя заметить или предотвратить проблемы в общении со сверстниками.

Чем больше у педагога будет информации, тем проще ему будет работать с классом в целом и с каждым ребёнком отдельно.

  • Данные о месте работы родителей очень могут пригодиться для связи .

Бывает так, что ребенок не приходит в школу, родители на звонки не отвечают и вообще поставили учителя в черный список. По домашнему адресу тоже никого нет. Приходится разыскивать через работу.

  • Данные о составе семьи, инвалидностях, многодетности и т.д. могут понадобиться для предоставления льгот.

Бесплатное питание, путевка в санаторий, различного рода пособия. Эти данные постоянно меняются, поэтому их могут запрашивать ежегодно.

Крайне неверно делать из здоровья ребенка медицинскую тайну от учителя.
Вы, конечно, имеете на это право и если что случится учитель вызовет скорую, когда заметит проблему. Но иногда, чтобы эту проблему вовремя заметить, лучше о ней знать. Я уже не говорю о возможности оказания доврачебной помощи.
Лучше знать, в какой ситуации ученик может упасть в обморок или получить аллергический приступ.

Это может значить только одно, что педагогу проще и быстрее обработать родительские анкеты, чем выписывать информацию из каждого личного дела.

ВАЖНО: вы можете заполнить только те графы, которые считаете нужным.


Вчера мой ребенок принес из школы анкету. Он сказал, что ее нужно заполнить и сдать завтра. Если честно, вопросы в ней меня немного удивили - отвечать на них я не стала, так как точно знаю, что ни классный руководитель, ни директор школы - никто в образовательном учреждении не имеет права спрашивать подобные вещи у ребенка.


Какие вопросы показались мне самыми странными

Оценив содержание анкеты, я поняла, что на некоторые вопросы точно не будут отвечать. В частности, меня сильно возмутили вопросы о состоянии жилищных условий нашей семьи, например: "Кто является законным владельцем жилья, в котором вы проживаете?", "Сколько людей прописаны в квартире?" и "Каков метраж вашей квартиры?". Я уверена, что эта информация точно не должна интересовать никого в школе.

Другая категория весьма странных вопросов касалась воспитания нашего ребенка. В частности, в анкете интересовались, кто вносит наибольший вклад в воспитание ученика: мама или папа. Но больше всего меня возмутил другой вопрос, который был адресован семьям, в которых ребенка воспитывает неродной отец или мать - просили указать сведения об этом человеке. Зачем?

Вопросы о доходах семьи тоже, мягко говоря, неуместны. Школа - это не налоговая, поэтому не имеет права интересоваться материальны положением как всей нашей семьи в общем, так и отдельных ее членов.


Почему я не стала отвечать на некоторые вопросы

Я посчитала, что подобные вопросы точно никоим образом не связаны с образовательным процессом и я имею полное право не отвечать на них. Более того, я не считаю нужным озвучивать подобную информацию вот так вот, по первому запросу.

Любой родитель имеет полное право отказаться от заполнения подобных анкет - оно закреплено Конституцией, в ст. 24, в которой говорится о том, что без согласия лица запрещается сбор, хранение, распространение и какое-либо использование личной информации о нем и его частой жизни.

Лично я позвонила классному руководителю и сказала, что не буду отвечать на некоторые вопросы такой анкеты, объяснив почему. Никаких возражений с ее стороны я не услышала. Не хотите пререкаться с преподавателем, но и изливаться о жилищных условиях тоже не горите желанием - лучше ответьте на поставленные вопросы общими фразами. Например, у вас хотят узнать, в каких условиях проживает школьник - напишите, что они полностью соответствуют требованиям, хотят знать, сколько вы зарабатываете - пишите "достаточно" (все равно никто не имеет права заставить вас признаться о реальной сумме ежемесячных доходов в конкретных цифрах). И так далее.

Вопросы о родителях: допустимы ли?

В целом, классный руководитель имеет право узнавать некоторую информацию о родителях школьника, но далеко не всю. Все, что ему нужно знать - это сведения о месте проживания ученика, а также основную информацию о его родителях и номера их телефонов. Родители не то чтобы могут - они, скорее, обязаны предоставить эту информацию классному руководителю, чтобы в случае чего он имел возможность связаться с ними.

Однако любые вопросы, связанные с уровнем дохода родителем и суммами их ежемесячных трат - недопустимы. Единственное, что я могу понять - вопрос о месте работы матери и отца, чтобы чуть что была возможность найти их (хотя, думаю, в наше время и это необязательно - у всех есть мобильные телефоны, да и домашнего адреса будет вполне достаточно).


О чем еще может спрашивать классный руководитель

Допустимыми считаются вопросы, касающиеся интересов ребенка. Так, например, классный руководитель вполне может поинтересоваться о том, какие кружки посещает ученик и по каким дням - это необходимо ему для определения круга интересов ребенка и степени его занятости. Однако вопросы, связанные с устройством жилищно-бытовых условий недопустимы - учитель не имеет права интересоваться тем, в какой квартире проживает школьник, какие в ней есть условия и сколько людей в ней проживают, кроме него.

В целом, учителя и, в частности, классный руководитель, имеют право задавать любые вопросы, так или иначе имеющие отношение к образовательной деятельности ребенка. Это обусловлено основной задачей образовательных учреждений - осуществлять образовательную деятельность, причем, качественно.

А что касается школьных анкет странного содержания, то имейте в виду, что любой опросник должен сопровождаться вполне законным основанием, в котором указывается с какой целью и на каких основаниях производится сбор информации. Связано это с тем, что любой родитель, которого уверяют в необходимости предоставления личных данных о нем и его ребенке, имеет право знать, для каких именно целей он предоставляет всю запрашиваемую информацию и каким образом будет осуществляться защита этих сведений. Именно поэтому, если вас уверяют в необходимости предоставления точных данных, составляющих вашу персональную информацию, попросите преподавателя сослаться на любой нормативный документ, в котором об этом говорится. Скорее всего, такого просто не найдется.

Утром ты всегда с радостью идёшь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

чаще хочется остаться дома

Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, ты пошёл бы или остался дома?

пошёл бы в школу;

остался бы дома

Тебе нравится, когда отменяются какие-нибудь уроки?

Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали никаких домашних заданий?

Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

Ты часто рассказываешь о школе своим родителям и друзьям?

Ты хотел бы, чтобы у тебя был другой, менее строгий учитель?

мне нравится наш учитель;

У тебя в классе много друзей?

Тебе нравятся твои одноклассники?

Анализ результатов. За каждый первый ответ – 3 балла, за промежуточный – 1 балл, последний – 0 баллов.

Максимальная оценка – 30 баллов. Чем выше балл, тем выше школьная мотивация.

25 – 30 баллов: сформировано отношение к себе как к школьнику, высокая учебная активность.

20 – 24 балла: отношение к себе как к школьнику практически сформировано (средняя норма мотивации).

15 – 19 баллов: положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами (внешняя мотивация).

10 – 14 баллов: отношение к себе как к школьнику не сформировано (низкий уровень мотивации).

Ниже 10 баллов: негативное отношение к школе (школьная дезадаптация).

Анкетирование может проводиться неоднократно, что позволяет оценить динамику школьной мотивации. Снижение уровня школьной мотивации может служить показателем школьной дезадаптации ребёнка, а его повышение – признаком положительной динамики в обучении и развитии ребёнка, что соответствует более лёгкой адаптации.

Детям показывают лист бумаги с изображёнными на нём четырьмя пронумерованными кругами и дают следующую инструкцию.

“Посмотри на эти кружки. Представь, что все дети из твоего класса встали внутрь этих кругов.

В первый круг встали дети, у которых в школе всё получается. Они знают всё, что спрашивает учитель, отвечают на все вопросы, никогда не делают ошибок, всегда правильно себя ведут, им не делают ни одного замечания.

Во второй круг встали дети, у которых в школе почти всё получается: они отвечают почти на все вопросы учителя, но на некоторые ответить не могут, они почти всегда всё правильно решают, но иногда делают ошибки. Они себя правильно ведут почти всегда, но иногда забывают, и им делают замечания.

В третий круг встали дети, у которых в школе многое не получается: они отвечают только на самые лёгкие вопросы учителя, часто делают ошибки. Они часто плохо ведут себя, и учитель много раз делает им замечания.

В четвёртый круг встали дети, у которых в школе почти ничего не получается. Они не могут дать ответа почти ни на один вопрос учителя, у них очень много ошибок. Они не умеют себя вести, и учитель постоянно делает им замечания.

Покажи, в какой кружок встанешь ты. Почему?”

Показателями дезадаптации являются попадание в четвёртый круг (заниженная самооценка) и в первый (завышенная).

Определение различий в развитии интеллектуальной рефлексии у детей 7–10 лет.

3. На доске нарисованы девять кругов. Это домики. В них живут жители — буква и цифра. Между кругами есть линии. Это дорожки. По ним ходит почтальон и разносит письма. При этом почтальон соблюдает правило своего движения: если дорожка соединяет домики, где есть одинаковый житель, то по такой дорожке можно идти. Если дорожка соединяет домики, где разные жители, то по такой дорожке идти нельзя. Давайте решать задачи, где почтальон ходит по дорожкам. Куда может пойти почтальон из В1. Этот домик в самом низу, в углу. Кто догадался. Верно, он может пойти только в домик В2, потому что в домики А2 и ГЗ ему нельзя идти — домики В1 и А2, В1 и ГЗ не имеют одинаковых жителей.

Подумайте еще: куда может пойти почтальон и A3. Верно, только в ГЗ, потому что в ГЗ и A3 есть одинаковый житель.

Теперь давайте решим другую задачу: почтальон был в А1, затем пошел по дорожке и попал в неизвестный домик, оттуда снова вошел по дорожке и попал в Б2. Нужно узнать, кто живет в неизвестном домике. Кто скажет. Домик Г1. Неверно, потому что почтальон может по своему правилу попасть по дорожке из А1 в Г1, но из Г1 он не может по дорожке сразу попасть в Б2, потому что у Г1 и Б2 нет одинакового жителя.

Кто придумал. Правильно, неизвестный домик — А2, потому что почтальон может из А1 сразу попасть в А2 и из А2 сразу попасть в Б2.

4. Еще одна задача, где нужно узнать один промежуточный домик", — учитель записывает на доске условие новой задачи:

"Здесь записано, что из ГЗ почтальон попал в неизвестный домик (он обозначается знаком вопроса) и далее в Б2. Кто скажет ответ. Верно, неизвестный, промежуточный домик — Г2. Ответ к задачам "почтальон" записывает радом с условием задачи в круге: вот так", — учитель записывает ответ на доске:

5. "Теперь одну задачу с двумя дорожками и одним неизвестным домиком решите сами. У себя на листах с фамилиями запишите такое условие задачи", — учитель записывает на доске:

"Подумайте и напишите рядом ответ — название неизвестного промежуточного домика в круге".

6. Дети решают задачу, а учитель проходит по классу и контролирует работу детей, помогая тем, кому трудно.

7. "Проверим задачу. Кто скажет. Верно, промежуточный домик — А2, потому что из A3 сразу можно попасть в А2 и из А2 сразу попасть в В2. Запишем ответ в круге", — учитель записывает ответ на доске:

8. "Вот так решаются задачи "почтальон", где нужно найти промежуточные домики. Если один домик нужно найти, то один ответ пишется в круге, а если два промежуточных домика, то рисуют два круга и два ответа.

9. Теперь я раздам вам листы, где есть задачи "почтальон", которые вы будете сегодня решать", — учитель раздает бланки (см. приложение, где приведены 4 равноценных варианта диагностического задания).

10. "Посмотрите на лист с задачами. На верху листа имеются две задачи: № 1 и № 2. В середине листа одна задача — № 3. В каждой задаче нужно найти два неизвестных промежуточных домика и написать их названия в кругах. Для этого на листе с фамилией нужно написать номер задачи и рядом названия неизвестных домиков в кругах, — так, как мы это делали на доске.

Для каждой задачи нужно использовать свои домики. Приступайте к решению задач. Это — первая часть нашей работы".

11. Дети решают три задачи, а учитель проходит по классу и помогает записывать ответы (но не решать задачи).

12. Спустя некоторое время, (обычно это 10–15 минут), когда большинство детей уже решило три задачи, учитель снова обращается к детям: "Теперь посмотрите, что написано в нижней части листа с задачами. Там написаны пять мнений об этих трех задачах. Прочитайте эти мнения, подумайте и выберите одно мнение, которое вы считаете самым правильным. После этого укажите номер этого мнения на листе с фамилией и коротко напишите, почему это мнение самое правильное. Выбирайте мнение самостоятельно, потому что у всех задачи разные".

Бланки с задачами собираются. Проведение изложенного диагностического занятия занимает обычно 40–45 минут.

Результаты решения задач, находящиеся на листах с фамилиями, можно обрабатывать, сверяясь с КЛЮЧОМ, в котором представлено правильное решение трех задач каждого из четырех вариантов бланка (см. приложение). Относительно выбора мнений, представленных на каждом бланке, следует отметить, что правильным мнение 4, поскольку задачи 1 и 3 относятся по построению маршрута передвижений почтальона к одному типу задач, где прямой путь от начального пункта к конечному блокирован. В то же время в задаче 2 от начального пункта к конечному возможен именно прямой путь.

В методике "почтальон" используются три задачи двух типов. К первому типу относятся задачи № 1 и № 3, а ко второму № 2. В задачах № 1 и № 3 почтальон от начального домика к конечному движется по ломаной линии, а в задаче № 2 по прямой. Переход от решения задачи № 1 к задаче № 2 и далее к задаче № 3 создает благоприятные возможности для обращения детей к собственным действиям по решению задач, к рассмотрению особенностей перемещения почтальона в каждой задаче и, следовательно, для обобщения способа решения задач № 1 и № 3, для узнавания в способе решения задачи № 3 способа решения задачи № 1.

Если ребенок после успешного решения трех задач выбрал мнение № 4, считая его правильным, ". потому что там и там почтальон ходит углами. ", или ". потому что в этих задачах почтальон идет по извилистой линии. ", то можно полагать, что при решении задач он обобщенно рассматривал способы своих действий, осуществлял содержательную рефлексию.

Если ребенок успешно решил три задачи, но после этого выбрал мнения № 1, № 2, № 3 и № 5, (считая, например, эти три задачи похожими или разными), то можно полагать, что при решении задач он не соотносил способы своих действий в разных условиях (т.е. при решении разных задач), не обобщал эти способы, рассматривал их как отдельные, никак не связанные, осуществляя, тем самым, формальную рефлексию.

В целом, таким образом, проведение диагностического занятия на материале методики "почтальон" позволяет среди младших школьников выделить детей, осуществляющих при решении задач либо формальную рефлексию, либо содержательную.

Цель: выявить в коллективе типы личности детей для формирования учебных групп с учетом психологических особенностей личности.

Ход игры: Дать детям несколько заданий на определение психологических функций.

1.Нарисовать: дом; 5 предметов или живых существ; портреты своих друзей и свой собственный; несуществующее фантастическое животное и придумать его название. Желательно, чтобы придуманное животное и его название не были похожи на уже существующие в природе.

У интуитивных детей в рисунках много фантазии, выдумки, творчества. Изображаемые предметы очень образны, без тщательной проработки деталей.

Сенсорики тщательно вырисовывают отдельные детали и предметы, они обычно копируют то, что им хорошо известно из личного опыта.

Логики любят порядок и симметрию в расположении предметов, предпочитая прямые линии и угловатость очертаний.

Этики любят рисовать предметы с округлыми формами, цветы, солнышко. Люди и животные на рисунках обычно улыбаются или держатся за руки.

2. Придумать: известны первая и последняя буквы неизвестного слова. Нужно заполнить пропущенные буквы, чтобы получилось это слово. Составить рассказ из слов: поле, лес, солнце, птицы, трава, звери (5-10 предложений).

Раздать листки с кляксами каждому участнику игры. Каждый должен написать на листке, что он видит в кляксе. (Чем больше названий, тем лучше).

Хорошие литературные способности, как правило, заложены в детях с развитой интуицией, которая способствует богатому воображению. Любимой темой в рассказах и определениях детей-этиков будут люди и их отношения. Логики отдадут предпочтение описанию каких-либо предметов или явлений.

В детских играх роль лидеров и организаторов обычно берут на себя экстравертные дети, а в качестве исполнителей выступают интроверты — сдержанные и недемонстративные. Наиболее оригинальные и разнообразные предложения выдвигают дети с развитой интуицией.

4. Выбрать понравившуюся фигурку: каждый игрок должен выбрать одну фигурку из четырех предложенных: квадрат, треугольник, круг и зигзаг.

В игре с геометрическими фигурками треугольник обычно выбирают сенсорные дети - с лидерскими задатками, властные и уверенные в себе; квадрат - логически мыслящие дети, уважающие порядок и дисциплину, подвергающие все строгому анализу, сдержанные в чувствах, рассудочные; круг - дети с этическим типом характера — ласковые, открытые, легко входящие в контакт с окружающими, первыми идущие к примирению; зигзаг - интуитивные дети с творческим, неординарным мышлением, поступки которых часто непредсказуемы для окружающих.

5. Перечислить как можно больше любимых блюд.

Еда и ее вкусовые качества очень интересуют сенсориков и часто бывают главной темой их разговоров. Они лучше ориентируются в качестве продуктов и их разнообразном ассортименте.

О рациональности детей можно судить, наблюдая их склонность во всех занятиях доводить начатое до конца. Иррациональные дети чаще склонны переключать внимание и отвлекаться на новые занятия, не закончив прежних. Рационального ребенка трудно переубедить в чем-то, заставить изменить свое мнение.

Иррационалы могут сами легко менять свои убеждения по ходу игры или занятий.

Тест школьной тревожности Филипса.

Эта методика поможет вам определить уровень и характер тревожности у детей младшего и среднего школьного возраста.

Школьная тревожность – это самое широкое понятие, включающее различные аспекты устойчивого школьного эмоционального неблагополучия. Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников. Ребенок постоянно чувствует собственную неадекватность, неполноценность, не уверен в правильности своего поведения.

Трудно ли тебе держаться на одном уровне со всем классом?

Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, что собирается проверить, насколько ты знаешь материал?

Трудно ли тебе работать в классе так, как этого хочет учитель?

Снится ли тебе временами, что учитель в ярости от того, что ты не знаешь урок?

Случалось ли, что кто-нибудь из твоего класса бил или ударял тебя?

Часто ли тебе хочется, чтобы учитель не торопился при объяснении нового материала, пока ты не поймешь, что он говорит?

Сильно ли ты волнуешься при ответе или выполнении задания?

Случается ли с тобой, что ты боишься высказываться на уроке, потому что боишься сделать глупую ошибку?

Дрожат ли у тебя колени, когда тебя вызывают отвечать?

Часто ли твои одноклассники смеются над тобой, когда вы играете в разные игры?

Случается ли, что тебе ставят более низкую оценку, чем ты ожидал?

Волнует ли тебя вопрос о том, не оставят ли тебя на второй год?

Стараешься ли ты избегать игр, в которых делается выбор, потому что тебя, как правило, не выбирают?

Бывает ли временами, что ты весь дрожишь, когда тебя вызывают отвечать?

Часто ли у тебя возникает ощущение, что никто из твоих одноклассников не хочет делать то, чего хочешь ты?

Сильно ли ты волнуешься перед тем, как начать выполнять задание?

Трудно ли тебе получать такие отметки, каких ждут от тебя родители?

Боишься ли ты временами, что тебе станет дурно в классе?

Будут ли твои одноклассники смеяться над тобой, ли ты сделаешь ошибку при ответе?

Похож ли ты на своих одноклассников?

Выполнив задание, беспокоишься ли ты о том, хорошо ли с ним справился?

Когда ты работаешь в классе, уверен ли ты в том, что все хорошо запомнишь?

Снится ли тебе иногда, что ты в школе и не можешь ответить на вопрос учителя?

Верно ли, что большинство ребят относится к тебе по-дружески?

Работаешь ли ты более усердно, если знаешь, что результаты твоей работы будут сравниваться в классе с результатами твоих одноклассников?

Часто ли ты мечтаешь о том, чтобы поменьше волноваться, когда тебя спрашивают?

Боишься ли ты временами вступать в спор?

Чувствуешь ли ты, что твое сердце начинает сильно биться, когда учитель говорит, что собирается проверить твою готовность к уроку?

Когда ты получаешь хорошие отметки, думает ли кто-нибудь из твоих друзей, что ты хочешь выслужиться?

Хорошо ли ты себя чувствуешь с теми из твоих одноклассников, к которым ребята относятся с особым вниманием?

Бывает ли, что некоторые ребята в классе говорят что-то, что тебя задевает?

Как ты думаешь, теряют ли расположение те из учеников, которые не справляются с учебой?

Похоже ли на то, что большинство твоих одноклассников не обращают на тебя внимание?

Часто ли ты боишься выглядеть нелепо?

Доволен ли ты тем, как к тебе относятся учителя?

Помогает ли твоя мама в организации вечеров, как другие мамы твоих одноклассников?

Волновало ли тебя когда-нибудь, что думают о тебе окружающие?

Надеешься ли ты в будущем учиться лучше, чем раньше?

Считаешь ли ты, что одеваешься в школу так же хорошо, как и твои одноклассники?

Часто ли ты задумываешься, отвечая на уроке, что думают о тебе в это время другие?

Обладают ли способные ученики какими-то особыми правами, которых нет у других ребят в классе?

Злятся ли некоторые из твоих одноклассников, когда тебе удается быть лучше их?

Доволен ли ты тем, как к тебе относятся одноклассники?

Хорошо ли ты себя чувствуешь, когда остаешься один на один с учителем?

Высмеивают ли временами твои одноклассники твою внешность и поведение?

Думаешь ли ты, что беспокоишься о своих школьных делах больше, чем другие ребята?

Если ты не можешь ответить, когда тебя спрашивают, чувствуешь ли ты, что вот-вот расплачешься?

Когда вечером ты лежишь в постели, думаешь ли ты временами с беспокойством о том, что будет завтра в школе?

Работая над трудным заданием, чувствуешь ли ты порой, что совершенно забыл вещи, которые хорошо знал раньше?

Дрожит ли слегка твоя рука, когда ты работаешь над заданием?

Чувствуешь ли ты, что начинаешь нервничать, когда учитель говорит, что собирается дать классу задание?

Пугает ли тебя проверка твоих знаний в школе?

Когда учитель говорит, что собирается дать классу задание, чувствуешь ли ты страх, что не справишься с ним?

Снилось ли тебе временами, что твои одноклассники могут сделать то, чего не можешь ты?

Когда учитель объясняет материал, кажется ли тебе, что твои одноклассники понимают его лучше, чем ты?

Беспокоишься ли ты по дороге в школу, что учитель может дать классу проверочную работу?

Когда ты выполняешь задание, чувствуешь ли ты обычно, что делаешь это плохо?

Дрожит ли слегка твоя рука, когда учитель просит сделать задание на доске перед всем классом?

Обработка результатов и интерпретация

Ответы, не совпадающие с ключом, свидетельствуют о наличии у ребенка проявлений тревожности. При обработке результатов подсчитывается:

1) Общее число несовпадений по всему тесту: если она больше 50%, можно говорить о повышенной тревожности ребенка, если более 75% от общего числа вопросов теста - о высокой тревожности.

2) Число совпадений по каждому из 8 факторов, выделяемых в тесте. Уровень тревожности определяется по той же схеме, что и в первом случае.

Начался новый учебный год, и в школах родителям снова предлагают заполнять разного вида анкеты. Например, такую:


Контакты для связи, это понятно. Но зачем образовательный уровень, жилищные условия и материальная обеспеченность? Нет, если не видите ничего страшного, пишите, только вопрос всё равно остается – зачем? Тем более учитывая наши сегодняшние реалии - утверждённый Порядок межведомственного взаимодействия, когда такие сведения передаются в общую базу данных, формируемую в "уполномоченном органе" и она может попасть в руки недобросовестного служащего, а также, вопреки требованию закона о защите персональных данных, уйти на сторону. Помните: каждое написанное вами слово может быть использовано против вас, и следует воздерживаться от передачи личной информации о себе, о своей семье и вообще о своей частной жизни кому бы то ни было, включая образовательные и другие государственные учреждения, если только это не является необходимым лично для вас или не обусловлено прямым требованием закона.

И закон на вашей стороне.

Конституция Российской Федерации провозглашает: "Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени" (ст.23, ч.1) и "Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускается" (ст.24, ч.1)

Кроме того, статья 152.2 ГК РФ "Охрана частной жизни гражданина" установила, что "сбор, хранение, распространение и использование любой информации о частной жизни гражданина без его согласия не допускаются, если иное не предусмотрено законом".

А статья 137.2 УК РФ "Нарушение неприкосновенности частной жизни" - определяет наказание за "деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения".

Регламентирует обработку ваших данных, включая их передачу третьим лицам и организациям, Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" , опять же предусматривая ваше на то согласие.

Так что можно спокойно отказываться от заполнения этой и других подобных анкет. Тем более что никакими законами и подзаконными актами анкетирование в учебных заведениях не регламентируется – типовой утверждённой формы анкет, а также и форм "Социального паспорта семьи" и "Социального паспорта класса", куда заносится информация, полученная в ходе анкетирования, опросов, собеседований, наблюдений, тестирования, доносов и пр., нет (сужу по тому разнообразию форм паспортов, которое наблюдается на сайтах образовательных учреждений и профессиональных учительских сайтах). Тем не менее такие паспорта создаются и с течением времени становятся все более информационно насыщенными.

Для сравнения: здесь, здесь и здесь. Объем информации о семье, который предполагается собрать, впечатляет, не так ли?

Зачем? Для профилактики и раннего выявления семейного неблагополучия и семей, находящихся в социально опасном положении, – как это декларируется? Но дело пед- и соцработников, впрочем как и медработников, – маленькое: собрать первичную информацию. Они и собирают, нарушая при этом закон и совершенно не задумываясь о том, что же, собственно, они делают. "Бенефициарами" этих стратегий будут не они. Кто же. И почему учителя, медработники и другие "винтики" системы межведомственного взаимодействия соглашаются на это – отдельный разговор.

"Семейное неблагополучие" законодательно никак не определяется, также как впрочем и "социально опасное положение". Термин "семья в социально опасном положении" есть, а что такое само это "положение", или СОП, – нет. Посудите сами:

"Семья, находящаяся в социально опасном положении: семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном для их жизни и здоровья положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение или жестоко обращаются с ними."

Правда, есть "критерии" СОП. Но они столь же расплывчаты, сколь и вариативны, и определяются авторами различных "методических пособий" в основном исходя из их собственных представлений, но выглядят примерно так.

Критерии социально-опасного положения (СОП):

- неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями и иными законными представителями (опекунами, попечителями несовершеннолетних) своих обязанностей по жизнеобеспечению детей (отсутствие у детей необходимой одежды, регулярного питания, несоблюдение санитарно-гигиенических условий, попустительство вредным привычкам ребёнка – алкоголизм, наркомания и т.п.);

- злоупотребление родителями (законными представителями) спиртными напитками, употребление наркотических (психотропных) веществ, аморальный образ жизни;

- вовлечение детей в противоправные или антиобщественные действия (попрошайничество, бродяжничество, проституция и т.д.);

- наличие признаков жестокого обращения с детьми (признаки физического, психического, сексуального или иного насилия) со стороны родителей (законных представителей).

Под определение "жестокое обращение" можно подвести практически всё, что вы делаете или не делаете, потому что действует презумпция ВИНОВНОСТИ родителей.

Обратим внимание на Типологию семейного неблагополучия.

". Как правило, проблемы, с которыми сталкиваются подобные [неблагополучные] семьи, касаются социальной, правовой, материальной, медицинской, психологической, педагогической и других сторон ее жизни".

Широко загребают. Хотя нельзя не согласиться, что сторон семейной жизни действительно много, и проблемы есть с каждой из них, причём практически у всех. В разной степени, конечно. Но это уж кто как измерит.

"С учетом доминирующих факторов неблагополучные семьи условно делят на две большие группы, каждая из которых включает несколько разновидностей.

Первую группу составляют семьи с явной (открытой) формой неблагополучия: это так называемые конфликтные, проблемные семьи, асоциальные, аморально-криминальные и семьи с недостатком воспитательных ресурсов (в частности, неполные)" .

И обратите особое внимание:

"Вторую группу представляют внешне благополучные семьи, образ жизни которых не вызывает беспокойства и нареканий со стороны общественности, однако ценностные установки и поведение родителей в них резко расходятся с общечеловеческими моральными ценностями, что не может не сказаться на нравственном облике воспитывающихся в таких семьях детей. Отличительной особенностью этих семей является то, что взаимоотношения их членов на внешнем, социальном уровне производят благоприятное впечатление, а последствия неправильного воспитания на первый взгляд незаметны, что иногда вводит окружающих в заблуждение. Тем не менее, они оказывают деструктивное влияние на личностное формирование детей. Эти семьи относят к категории внутренне неблагополучных (со скрытой формой неблагополучия)". (Выделено мной)

Так что быстренько приводите ваши ценностные установки в соответствие с "общечеловеческими моральными ценностями".

Но это ещё не всё про "внутренне неблагополучные семьи". Они подразделяются на множество категорий, среди которых и "недоверчивая семья", и "легкомысленная", и "семья с нарушениями нравственных устоев", и "семья, ориентированная на успех ребёнка". И "псевдовзаимосвязанная", и "псевдовзаимовраждебная". Читайте и наслаждайтесь.

А также задумайтесь, какой диагноз будут ставить вашей семье на основании информации, включённой в её, вашей семьи, социальный паспорт, если вы позволите его составить в таком виде, как это предполагается. Кстати, вводиться эти паспорта стали со второй половины 2000 г. по инициативе небезызвестной Екатерины Лаховой и теперь широко шагают по стране.

3. Социально-психологические услуги во всех формах (в том числе, на дому — прим. моё) социального обслуживания:

а) социально-психологическое консультирование (в том числе по вопросам внутрисемейных отношений);

б) социально-психологический патронаж;

в) оказание консультационной психологической помощи анонимно (в том числе с использованием телефона доверия).

4. Социально-педагогические услуги во всех формах социального обслуживания:

в) социально-педагогическая коррекция, включая диагностику и консультирование.

Про телефон доверия мы уже писали много и подробно. "

Но что же делать, если вы уже успели предоставить избыточную информацию о своей частной семейной и личной жизни? И здесь закон на нашей стороне. 152-ФЗ "О персональных данных" предусматривает не только наше добровольное согласие на сбор и обработку персональных данных (ст.9 п.1 152-ФЗ), но и возможность в любой момент отозвать ранее данное согласие. А статья 21 п.3 152-ФЗ предусматривает, что при отзыве согласия, оператор ("государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными;") обязан в трёхдневный срок уничтожить ранее собранные персональные данные.

Читайте также: