Психика как системное качество головного мозга кратко

Обновлено: 03.07.2024

  1. Психические процессы: познавательные — ощущения, восприятие, память, мышление, воображение, речь и т.д.; эмоциональные — активные и пассивные переживания; волевые — решение, исполнение, волевое усилие и т. д.
  2. Психические состояния, которые представляют из себя собственную активность личности, повышенную или пониженную. Можно перечислить такие состояния, как апатия, устойчивый интерес, творческий подъем, усталость.
  3. Психические свойства — темперамент, характер, способности.
  4. Поведение.

На основе анализа клинических данных еще в 40-е годы XX века в России была разработана общая структурно-функциональная модель работы мозга. Эта модель предлагается для анализа наиболее общих закономерностей работы мозга как единого целого и является основой для объяснения его интегративной деятельности. Согласно данной модели, весь мозг может быть подразделен на 3 основных структурно-функциональных блока: I-й — энергетический — блок, или блок регуляции уровня активности мозга; II-й блок — приема, переработки и хранения информации; III-й блок — программирования, регуляции и контроля за протеканием психической деятельности.

Психические явления осуществляется при участии всех 3-х блоков мозга, вносящих свой вклад в их реализацию. Блоки мозга характеризуются определенными особенностями строения, физиологическими принципами, лежащими в основе их работы, и той ролью, которую они играют в осуществлении психических функций.

I ФБМ — энергетический блок (блок регуляции общей и избирательной активации мозга).

Функции: а) общая генерализованая активация — обеспечивает активность всей нервной системы человека и лежит в основе функциональных состояний человека — для разных видов деятельности нужны разные уровни активности. б) локальная активация — обеспечивает избирательные селективные изменения тех или иных структур мозга, которые в данный момент участвуют в деятельности человека (одни системы активированы, другие заторможены).

Функциональное значение первого блока в обеспечении психических функций состоит, прежде всего, в регуляции процессов активации, в обеспечении общего активационного фона, на которых осуществляются все психические функции, в поддержании общего тонуса ЦНС, необходимого для любой психической Деятельности. Этот аспект работы первого блока имеет непосредственное отношение к процессам внимания — общего, неизбирательного и селективного, а также в сознании в целом.

Первый блок мозга непосредственно связан с процессами памяти, с запечатлением, хранением и переработкой информации. Он является непосредственным мозговым субстратом различных мотивационных и эмоциональных процессов и состояний. Первый блок мозга воспринимает и перерабатывает разную информацию о состояниях внутренней среды организма и регулирует эти состояния с помощью нейрогуморальных, биохимических механизмов.

Таким образом, первый блок мозга участвует в осуществлении любой психической Деятельности и особенно — в процессах внимания, памяти, регуляции эмоциональных состояний и сознания в целом. Роль его очень важна и он отдыхает только во сне. Если сон менее 6 часов, то возникают изменения в когнитивной функции. Но человек не замечает этого.

II ФБМ — блок приёма, переработки и хранения информации. Основной функцией 2 блока мозга является отображение и синтез той информации которая имеется перед человеком каждый момент времени. Он включает основные анализаторные системы: зрительную, слуховую и кожно-кинестетическую, корковые зоны которые расположены в задних отделах больших полушарий головного мозга. Работа этого блока обеспечивает модально-специфические процессы, а также сложные интегративные формы переработки экстероцептивной, поступающей извне, информации, необходимой для осуществления всей психической деятельности человека.

Это операциональный уровень заложенных и приобретенных в течение жизни навыков и автоматизмов в любой сфере человеческого бытия: письма и речи, различных сенсомоторных паттернов (от сосания соски, еды ложкой, завязывания шнурков, пользования носовым платком и мытья посуды до игры на фортепиано и живописи), памяти, алгоритмов мышления.

III ФБМ — блок программирования, контроля и регуляции сложных форм психической деятельности. Этот блок анатомически связан с передними отделами коры больших полушарий, включает моторные, премоторные и префронтальные отделы коры лобных долей мозга. Лобные доли характеризуются большой сложностью строения и множеством двухсторонних связей с корковыми и подкорковыми структурами.

Это уровень произвольной саморегуляции, самостоятельного, активного программирования (соответственно — прогнозирования результатов) человеком протекания любого психического процесса и своего поведения в целом (на ближайшие 10 минут или на длительный отрезок времени). Построение им перспективных планов, целей, задач; выбор способов и условий их решения, упорядочивание и ранжирование этапов; контроль за их протеканием и реализацией, оперативное реагирование, определение ошибок и их своевременное исправление.

Очевидно, что способность и возможность качественного быстрого анализа поступающей многочисленной зрительной, акустической, логической, эмоциональной и другой информации (2 -й ФБМ), а также возможности произвольной саморегуляции (3 -й ФБМ) формируются у человека по мере взросления и зависят как от особенностей нервной системы, соматического статуса, наследственных факторов, так и от социального окружения.

Общая структурно-функциональная модель организации мозга, предложенная А.Р. Лурией, имеет огромную практическую ценность. Это теоретическая модель, которая выросла и продолжает развиваться из данных практической работы с пациентами, взрослыми и детьми. Данные, получаемые клиническими психологами, последние годы значительно обогащаются результатами аппаратных исследовательских методик, таких как ЭЭГ, ПЭТ, МРТ. Нейропсихологическое обследование и последующий факторный анализ данных позволяет тонко и точно определить недостаточную сформированность или дефицитарность мозговых зон, обеспечивающих познавательные процессы и навыки памяти, восприятия, внимания, мышления, речи, письма и чтения, объяснить многие особенности поведения и эмоционального реагирования, мотиваций, установок и личных целей.

Нейропсихологическое обследование как часть диагностического обследования наиболее актуально для людей, находящихся на лечении у невропатолога, страдающих от последствия инсультов, черепно-мозговых травм и опухолей головного, мозга, для людей пожилого возраста и для детей, с целью подбора рекомендаций и методик реабилитации, коррекции и адекватных педагогических приемов.

Анализ взаимосвязи человеческого мозга и психики: психика человека, её функции (психические процессы, состояния, свойства); структурные образования личности; сравнение психики человека и животного; нейрофизиологические основы психики человека; сознание.

Рубрика Психология
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 08.05.2014
Размер файла 32,4 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

2. Психика человека и ее функции.

3. Сравнение психики животных и человека.

4. Нейрофизиологические основы психики человека. Сознание и мозг.

1. Вступление

Что же появилось сначала - материя (мозг) или сознание (психика), зависит ли психика от работы мозга, функционирует ли сознание по тем же законам. Первичность сознания и вторичность материи отстаивают идеалисты, а первичность материи - материалисты. Истина же, как всегда, находится где-то посередине.

В последнее время психику ставят в зависимость от высшей нервной системы человека и считают функцией мозга. И как следствие этого, психику связывают с развитием высшей нервной системы человека.

Мне бы хотелось рассмотреть этот подход, поскольку, опираясь на него, можно раскрыть психику и психическое с иных позиций.

мозг психика нейрофизиологические сознание

2. Психика человека и ее функции

Этимологически слово “психика” (греч. душа) имеет двойственное значение. Одно значение несет смысловую нагрузку сущности какой-либо вещи. Психика - это сущность, где сложность и многообразие природы собирается к своему единству, это виртуальное сжатие природы, это отражение объективного мира в его связях и отношениях

Психическое отражение не является зеркальным, механически пассивным копированием мира (как зеркало или фотоаппарат), оно сопряжено с поиском, выбором, в психическом отражении поступающая информация подвергается специфической обработке, т.е. психическое отражение - это активное отражение мира в связи с какой-то необходимостью, с потребностями, это субъективное избирательное отражение объективного мира, так как принадлежит всегда субъекту, вне субъекта не существует, зависит от субъективных особенностей. Психика- это “субъективный образ объективного мира”.

Психику, конечно, нельзя свести просто к нервной системе. Многие ученые считают, что психические свойства являются результатом нейрофизиологической деятельности мозга, однако содержат в себе характеристики внешних объектов, и с помощью внутренних физиологических процессов психическое и возникает. Преобразования сигналов, совершающиеся в мозгу, воспринимаются человеком как события, разыгрывающиеся вне его, во внешнем пространстве и мире. Мозг выделяет психику, мысль подобно тому, как печень выделяет желчь. Недостаток этой теорий в том, что ученые отождествляют психику с нервными процессами, и не видят качественных отличий между ними.

Психика сложна и многообразна по своим проявлениям. Обычно выделяют три крупные группы психических явлений, а именно:

1) психические процессы,

2) психические состояния,

3) психические свойства.

Психические процессы - динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений.

Психический процесс - это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющееся в виде реакции. При этом нужно иметь в виду, что конец психического процесса тесно связан с началом нового процесса. Отсюда непрерывность психической деятельности в состоянии бодрствования человека.

Под психическим состоянием следует понимать определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности.

Каждый человек ежедневно испытывает различные психические состояния; При одном психическом состоянии умственная или физическая работа протекает легко и продуктивно, при другом - трудно и неэффективно.

Психические состояния имеют рефлекторную природу:

они возникают под влиянием обстановки, физиологических факторов, хода работы, времени и словесных воздействий (похвала, порицание и т.п.)

Каждое психическое свойство формируется постепенно в процессе отражения и закрепляется в практике. Оно, следовательно, является результатом отражательной и практической деятельности.

Свойства личности многообразны, и их нужно классифицировать в соответствии с группировкой психических процессов, на основе которых они формируются. А значит, можно выделить свойства интеллектуальной, или познавательной, волевой и эмоциональной деятельности человека:

Для примера приведем некоторые интеллектуальные свойства - наблюдательность, гибкость ума; волевые - решительность, настойчивость; эмоциональные - чуткость, нежность, страстность, аффективность и т. п.

Психические свойства не существуют вместе, они синтезируются и образуют сложные структурные образования личности, к которым необходимо отнести:

1) жизненную позицию личности (систему потребностей, интересов, убеждений, идеалов, определяющую избирательность и уровень активности человека);

2) темперамент (систему природных свойств личности - подвижность, уравновешенность поведения и тонус активности,- характеризующую динамическую сторону поведения);

3) способности (систему интеллектуально волевых и эмоциональных свойств, определяющую творческие возможности личности) и, наконец,

4) характер как систему отношений и способов поведения.

Многочисленные исследования позволили определить, что есть психика - это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в способности отражать объективный мир в его связях и отношениях. Способность отражать, то есть передавать характеристики объекта взаимодействия, является свойством любой материи. Самый низший и простой уровень отражения - физико-химический, - можно наблюдать в природе при взаимодействии материальных тел; оно связано с разрушением или перемещением материальных частиц. Например, следы на песке, сломанная ветром ветка дерева, смытая дождем пыль и т. п.

Более сложный уровень отражения, проявляющийся только у живой материи, - раздражимость. Это способность избегать вредных, опасных для жизнедеятельности воздействий путем внутренних биохимических изменений. Ярким примером этого является стремление организма к сохранению гомеостаза - биологического равновесия: если животное голодно, то, не поев, оно может умереть, поэтому в мозг быстро идет сигнал о том, что надо поесть, и тогда тигр идет на охоту. Человек коснулся пальцем горячего утюга - и сигнал боли заставляет его отдернуть руку, иначе бы сгорел весь палец.

Следующим уровнем отражения является чувствительность - способность живой материи реагировать на такие воздействия, которые сами по себе для жизни не опасны, но несут информацию о возможной угрозе. Этой способности служат органы чувств - зрение, слух, обоняние, осязание и прочие. Например, хруст ветки сам по себе не опасен для жизни, но для оленя он служит сигналом приближения хищника. Чувствительность помогает высокоорганизованным живым существам эффективно ориентироваться в окружающем мире.

Высшим уровнем отражения является психическое отражение - собственно, психика. В процессе эволюции она возникла и развилась у животных, а затем у человека, именно потому, что иначе они не смогли бы существовать. Психика человека - это качественно иной, более высокий, чем у животных, уровень развития психики.

3. Сравнение психики человека и животного

История сравнительных исследований дала немало примеров того общего, что обнаруживается в психике человека и животных. Тенденция выстраивания фактов, добытых в этих исследованиях, такова, что в них между человеком и животными со временем выявляется все больше сходства. Получается, что животные психологически как бы наступают на человека, отвоевывая у него одну привилегию за другой, а человек, напротив, отступает, без особого удовольствия признавая в себе наличие выраженного животного и отсутствие преимущественного разумного начала.

Примерно до середины XYII века многие думали, что между человеком и животными нет ничего общего ни в анатомо-физиологическом устройстве, ни в поведении, ни тем более в происхождении. Затем была признана общность механики тела, но оставалась разобщенность психики и поведения (XYII - XYIII вв.).

Речь, с самого начала ее использования людьми стала действенным средством влияния человека на самого себя, управления своим восприятием, вниманием, памятью, другими познавательными процессами. Наряду с первой, данной человеку от природы сигнальной системой (И.П.Павлов), которая представляла собой органы чувств, человек получил вторую сигнальную систему, выраженную в слове.

Обладая известными людям значениями, слова стали оказывать на их психологию и поведение такое же воздействие, как и замещаемые ими предметы, а иногда даже большее, если они обозначали явления и предметы, которые трудно представить (абстрактные понятия). Вторая сигнальная система стала мощным средством самоуправления и саморегуляции человека. Восприятие приобрело такие качества, как предметность(свойство восприятия представлять мир не в виде отдельных ощущений, а в форме целостных образов, относящихся к воспринимаемым предметам), константность, осмысленность (свойство человеческого восприятия приписывать воспринимаемому объекту или явлению определенный смысл, обозначать его словом, относящейся к определенной языковой категории), структурность (свойство восприятия человека объединять воздействующие стимулы в целостные и сравнительно простые структуры); внимание стало произвольным, память - логической; мышление - словесным и абстрактным. Практически все психические процессы человека вследствие использования речи для управления ими вышли за пределы своей природной ограниченности, получили возможность дальнейшего, потенциально безграничного совершенствования.

Слово стало основным регулятором человеческих поступков, носителем нравственных и культурных ценностей, средством и источником цивилизации человека, его интеллектуального и морального совершенствования [Немов, 1997].

Различия психики человека и животных следующие:

- животные не могут анализировать (если лев не догнал антилопу, он не может понять, почему так получилось и в следующий раз сделать по-другому);
- у животных нет речи и речевого общения (есть звуки и сигналы, означающие всегда одно и то же, тогда как слова человеческой речи могут иметь разное значение);

- нет слов, которые бы что-то значили (попугай может произносить слова, но для него они - пустой звук);

- нет способности планировать свою деятельность, рассматривать различные варианты ситуаций;

- животное по собственной инициативе не передает индивидуальные навыки потомству или другой особи (если собака усвоила, что она получает кусочек мяса при нажатии красной, а не синей кнопки, то ее щенки этого не узнают, пока сами не научатся);

- у животных нет сознания (кроме обезьян и дельфинов).

Сознание - это высшая форма психического отражения и саморегуляции, присущая человеку, то, что отличает его от животных. Этими особенностями являются:

- умение логически мыслить (находить причинно-следственные связи),

- умение планировать свою деятельность,

- наличие мира внутренних переживаний,

- наличие отношения к миру,

- человек не просто отражает окружающий мир, он может его моделировать в сознании по своему усмотрению,

- появление мышления как самостоятельной внутренней деятельности.

4. Нейрофизиологические основы психики человека. Сознание и мозг

Основой психического мира являются сознание, мышление, интеллектуальная деятельность человека, представляющие собой высшую форму адаптивного приспособительного поведения. Психическая деятельность - это качественно новый, более высокий, чем условно-рефлекторное поведение, уровень высшей нервной деятельности, свойственный человеку. В мире высших животных этот уровень представлен лишь в зачаточном виде.

"Хранимая личностью информация, выражающая её жизненный опыт, свойственные ей особенности эмоциональной и интеллектуальной оперативности, все её высшие психические регистры так или иначе фиксированы в её головном мозгу, воплощены в специфической организации мозговых систем, подсистем и элементов", - пишет Д.И. Дубровский.

По словам психолога Г. С. Костюка, психическое и физиологическое не являются процессами, разграниченными во времени и пространстве; нейродинамическая характеристика необходима и важна для раскрытия закономерностей в психике. Но нужно видеть и отличия.

Раскрытие движения нейродинамический процессов «не дает информации о том, что именно человек ощущает, воспринимает, представляет, о чем и как он думает, к чему стремится, какие цели ставит перед собой, какими интересами, взглядами и убеждениями руководствуется в своем поведении. А именно в этом проявляется специфика психического, его особенность. (М. И. Варий)

Как связаны сознание и мозг? В результате исследований установлено, что сознание есть функция мозга, его производная. Именно в головном мозге сознание возникает, так как при повреждении головного мозга оно исчезает. Мозг влияет на сознание: при очень низкой активности нейронов коры (например, при повреждении ретикулярной формации) человек теряет сознание; при очень высоком уровне активности нейронов коры (при эпилептическом припадке) происходит то же самое. Головной мозг - это физиологическая база, на которой сознание возникает и посредством которой оно функционирует. Если происходят изменения в мозгу, то изменяется и сознание. Этому посвящено множество экспериментов, посредством которых изучается сознание, его структура и свойства.

В следствии такого подхода даже мозг и всю нервную систему стали рассматривать как параллельные и генетически никак не связанные с развитием и функционированием сознания.

И действительно, со временем проявилась неспособность психологии объяснить сложность психической жизни, принимая во внимание только категорию сознания. Даже практика, особенно клиническая, убедительно доказывает, что существенную роль в становлении, развитии и функционирования сознания играет именно несознательное, подсознательное и даже неосознаное.

Человек рождается с зачатками сознания, но так как он - существо социальное, то развитие сознания и становление человеческого детёныша человеком происходит только в обществе людей. Всем известен феномен Маугли: дети, с раннего детства изолированные от человеческого общества, уже никогда не становились полноценными людьми, у них отсутствовала речь, мышление, интересы, нравственные ценности, они вели себя как животные и не могли жить как люди.

Исследователи не оставляют попыток проникнуть в суть проблемы, предлагая иногда в высшей степени необычные варианты решения. Например, такие выдающиеся физиологи как Экллс и Барт считают, что мозг не "продуцирует дух", но "обнаруживает его". Получаемая органами чувств информация, "материализуется" в химические субстанции и изменения в состоянии нейронов, которые физически накапливают символические значения чувственных ощущений. Так происходит взаимодействие внешней материальной реальности с духовным субстратом мозга. При этом, однако, возникают новые вопросы: что является "носителем" духа вне мозга, с помощью каких именно рецепторов воспринимается организмом человека внешний "дух" и т.д.

Ныне классические учения о мозге и его деятельности нужно переосмыслить, потому что в науке накопилось очень много фактов, которые отрицают его возвышенность над психикой. Мозг человека есть материальным инструментом, который обеспечивает взаимодействие психики с реальным миром.

Я думаю, что Психическое, хотя и обусловлено физиологической (высшей нервной) деятельностью мозга, тем не менее, НЕ ТОЖДЕСТВЕННО ей. Психическое не сводимо к физиологическому как идеальное к материальному или как социальное к биологическому.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бехтерева Н. П. Нейрофизиологические аспекты психической деятельности человека. - 2-е изд. - Л., 1988.

2. Варий М. И. Общая психология. Учебник. К., 2007.

3. Годфруа Д. Что такое психология. В 2-х т. М., 2002.

4. Дубровский Д. И. Психика и мозг // Вопросы философии, 1968, № 11.

5. Немов Р. С. Психология. Книга 1., 1997.

6. Сравнение психики человека и животного // Зоотон.нет. 06. 2010.

Подобные документы

Характеристика психических явлений: психические процессы, психические состояния, психические свойства. Основы теории эволюции Ч. Дарвина. Нейрофизиологические основы психики человека, соотношение психического и физиологического в науке психофизиологии.

контрольная работа [30,1 K], добавлен 09.04.2009

Основные функции психики человека: отражательная, регулирующая, побуждающая, смыслообразующая, контролирующая и ориентирующая. Развитие психики в филогенезе и онтогенезе. Мир психических явлений человека: процессы, свойства, состояния и образования.

презентация [337,3 K], добавлен 10.11.2015

Функции и структура психики, этапы ее развития. Особенности психического отражения. Психика и специфика строения мозга. Сознание - высшая ступень развития психики. Психические состояния человека. Краткая характеристика методов исследования в психологии.

лекция [278,0 K], добавлен 12.02.2011

Психика человека как сложная система, состоящая из отдельных иерархически организованных подсистем. Психические процессы, свойства, состояния. Строение головного мозга. Взаимодействие психики и особенностей головного мозга. Строение нервной системы.

реферат [17,1 K], добавлен 28.11.2015

Психика как функция головного мозга: проблема соотношения психики и мозга; основные положения системной динамической локализации высших психических функций (ВПФ); структурно-функциональные принципы работы мозга. Характеристика сознания человека.

Проблема взаимосвязи психики и мозга очень сложна. Новейшие фактические данные позволяют предполагать, что психика не просто является свойством нервной системы, а имеет свой собственный специфический субстрат. Действительно, как уже было отмечено, психику нельзя свести к работе нервной системы. Ее совершенно невозможно понять, исследуя только нервную систему. Эти и некоторые другие факты заставляют думать, что психика имеет свой собственный, возможно, еще не известный человечеству субстрат. Тем не менее тесная, неразрывная связь психики и деятельности мозга не подлежит сомнению. Повреждения или физиологическая неполноценность мозга однозначно приводят к неполноценности психики. Однако следует помнить, что, хотя головной мозг обусловливает своей деятельностью психику, содержание психики определяется не мозгом и его работой, а внешним миром. Другими словами, несмотря на то что психические свойства и являются результатом физиологической деятельности мозга, они содержат в себе хактеристики внешних объектов, а не внутренних физиологических процессов, при помощи которых возникает психическое отражение от факт еще раз свидетельствует в пользу, что характеристики психических процессов не могут быть сведены к закономерностям функционирования мозга.

Существует несколько точек зрения, теорий, призванных ответить на вопрос о взаимосвязи психики и мозга.

Теория единства.Психические и физиологические процессы возникают одновременно, но они качественно отличаются. Поэтому психические явления соотносятся не с отдельными нейрофизиологическими процессами, а с организованными их совокупностями. Тем самым утверждается, что психика — это системное качество мозга, которое реализуется через функциональные многоуровневые системы мозга, формирующиеся у человека на протяжении жизни в процессе общения, обучения и деятельности.

Нервно-физиологические механизмы психических процессов человека имеют много общего с механизмами психики животных. Строение и работа нервной системы у всех млекопитающих имеют единый характер. Поэтому изучение мозга животных важно не только для физиологии, но и для понимания психики животных и человека. Однако при этом не следует забывать, что различия между психической деятельностью человека и животных носят не только количественный, но и качественный характер. Эти различия возникли под влиянием труда — могучего фактора, преобразившего все структуры и функции организма человека. Изменился и орган психики — головной мозг. Его качественное отличие от мозга животных ярко выступает при изучении механизмов высших познавательных процессов и прежде всего мышления. Эти процессы не локализуются в определенных участках мозга подобно процессам ощущений и восприятий. Если у человека поражена затылочная часть коры, то утрата им зрительных ощущений неизбежна. Повреждение же участков мозга, связанных с высшими познавательными процессами, носит иной характер. В этом случае функции поврежденного участка может взять на себя другой. Нервной ткани, функционирование которой обеспечивает умственные и речевые акты,

свойственны высокая пластичность и взаимозаменяемость.

В психической деятельности человека особая роль принадлежит лобным долям, занимающим 30% поверхности коры больших полушарий. Поражение лобных долей (в результате заболевания, ранения и т.п.) сказывается не на элементарных, а на высших формах поведения. Например, больные с пораженными лобными долями при сохранности зрения, речи, письма, решая арифметическую задачу, не пытаются проанализировать ее условия. При составлении плана решения у них выпадает конечный вопрос. Полученный ответ они не сопоставляют с исходными данными, не замечают своих ошибок и т.д. Многочисленные клинические факты показывают, что поражение лобных долей мозга, наряду со снижением умственных способностей, влечет за собой ряд нарушений в личностной сфере человека, в его характере. Больные, которые до заболевания отличались тактичностью, уравновешенностью, становятся невыдержанными, вспыльчивыми, грубыми.




Установлено, что психические функции определенным образом распределены между левым и правым полушариями. Оба полушария способны получать и перерабатывать информацию как в виде образов, так и в форме слов, но существует функциональная асимметрия головного мозга — различная степень выраженности тех или иных функций в левом и правом полушариях. Функциями левого полушария являются чтение и счет, вообще преимущественное оперирование знаковой информацией (словами, символами, цифрами и т.д.). Левое полушарие обеспечивает возможность логических построений, без которых невозможно последовательное аналитическое мышление, Расстройство деятельности левого полушария, как правило, ведет к нарушению речи (появлению афазий), блокирует возможность нормального общения, при глубоком поражении нервной ткани — к серьезным дефектам мыслительной деятельности. Правое полушарие оперирует образной информацией, обеспечивает ориентацию в пространстве, восприятие музыки, эмоциональное отношение к воспринимаемым объектам. Оба полушария функционируют во взаимосвязи.

Функциональная асимметрия присуща только человеку. Она формируется в процессе общения, в котором может сложиться относительное преобладание функционирования левого или правого полушария, что сказывается на его индивидуально-психологических характеристиках личности.

Анализ системы мозг — психика неизбежно приводит к вопросу: зачем организму психическое отражение, если существует физиологический уровень отражения. Действительно, до тех пор пока все реакции человека или животного понимаются как автоматические, среди физиологических процессов психическое отражение не имеет места.

Кстати, именно исследования высшей нервной деятельности выявили существенные различия автоматических и неавтоматических реакций. С точки зрения физиологии речь идет об отношении между условным рефлексом и ориентировочно-исследовательской деятельностью.

Условный рефлекс есть автоматическая реакция, и закрепление условного рефлекса — процесс автоматический. Автоматичность наступает тогда, когда условия протекания рефлекса остаются постоянными, стереотипными. Когда в этих условиях появляется нечто новое, какое-то рассогласование, не укладывающееся в рамки стереотипной реакции, последнюю необходимо изменить, или, по крайней мере, задержать. Это позволит выяснить, в чем состоит эта новизна, а затем действовать. Биологический смысл и целесообразность такого механизма вполне понятны и не вызывают сомнений.

Таким образом, ориентировочно-исследовательская деятельность в своем операционном составе обязательно содержит психическое отражение, которое оперирует не объектами действительности, а образами. Образы объективного мира составляют непременное условие перехода от автоматических реакций к неавтоматическим. Образ какого-нибудь предмета, процесса, явления в психике человека является идеальным. Психический образ идеален в двух отношениях.

Во-первых, его черты изолированы, отделены от других свойств оригинала, без которых не может существовать никакой материальный объект.

Психологическое преимущество такого отражения предмета (процесса, явления) в виде его образа, в котором представлено лишь то, что важно для физического или мысленного действия, очевидно. Однако тот факт, что образ открывается как нечто совершенно свободное от ограничений материального мира, приводит к идее существования идеального бытия.

В отличие от материального, существующего независимо от сознания, от психики, образ существует только в сознании, только в психике. Идеальное есть не вид бытия, а та совокупность черт объекта, которая открывается, является субъекту в психическом отражении.

В качестве такого явления субъекту идеальное есть лишь содержание психического отражения объективного мира.

Проблема взаимосвязи психики и мозга очень сложна. Новейшие фактические данные позволяют предполагать, что психика не просто является свойством нервной системы, а имеет свой собственный специфический субстрат. Действительно, как уже было отмечено, психику нельзя свести к работе нервной системы. Ее совершенно невозможно понять, исследуя только нервную систему. Эти и некоторые другие факты заставляют думать, что психика имеет свой собственный, возможно, еще не известный человечеству субстрат. Тем не менее тесная, неразрывная связь психики и деятельности мозга не подлежит сомнению. Повреждения или физиологическая неполноценность мозга однозначно приводят к неполноценности психики. Однако следует помнить, что, хотя головной мозг обусловливает своей деятельностью психику, содержание психики определяется не мозгом и его работой, а внешним миром. Другими словами, несмотря на то что психические свойства и являются результатом физиологической деятельности мозга, они содержат в себе хактеристики внешних объектов, а не внутренних физиологических процессов, при помощи которых возникает психическое отражение от факт еще раз свидетельствует в пользу, что характеристики психических процессов не могут быть сведены к закономерностям функционирования мозга.

Существует несколько точек зрения, теорий, призванных ответить на вопрос о взаимосвязи психики и мозга.

Теория единства.Психические и физиологические процессы возникают одновременно, но они качественно отличаются. Поэтому психические явления соотносятся не с отдельными нейрофизиологическими процессами, а с организованными их совокупностями. Тем самым утверждается, что психика — это системное качество мозга, которое реализуется через функциональные многоуровневые системы мозга, формирующиеся у человека на протяжении жизни в процессе общения, обучения и деятельности.

Нервно-физиологические механизмы психических процессов человека имеют много общего с механизмами психики животных. Строение и работа нервной системы у всех млекопитающих имеют единый характер. Поэтому изучение мозга животных важно не только для физиологии, но и для понимания психики животных и человека. Однако при этом не следует забывать, что различия между психической деятельностью человека и животных носят не только количественный, но и качественный характер. Эти различия возникли под влиянием труда — могучего фактора, преобразившего все структуры и функции организма человека. Изменился и орган психики — головной мозг. Его качественное отличие от мозга животных ярко выступает при изучении механизмов высших познавательных процессов и прежде всего мышления. Эти процессы не локализуются в определенных участках мозга подобно процессам ощущений и восприятий. Если у человека поражена затылочная часть коры, то утрата им зрительных ощущений неизбежна. Повреждение же участков мозга, связанных с высшими познавательными процессами, носит иной характер. В этом случае функции поврежденного участка может взять на себя другой. Нервной ткани, функционирование которой обеспечивает умственные и речевые акты,

свойственны высокая пластичность и взаимозаменяемость.

В психической деятельности человека особая роль принадлежит лобным долям, занимающим 30% поверхности коры больших полушарий. Поражение лобных долей (в результате заболевания, ранения и т.п.) сказывается не на элементарных, а на высших формах поведения. Например, больные с пораженными лобными долями при сохранности зрения, речи, письма, решая арифметическую задачу, не пытаются проанализировать ее условия. При составлении плана решения у них выпадает конечный вопрос. Полученный ответ они не сопоставляют с исходными данными, не замечают своих ошибок и т.д. Многочисленные клинические факты показывают, что поражение лобных долей мозга, наряду со снижением умственных способностей, влечет за собой ряд нарушений в личностной сфере человека, в его характере. Больные, которые до заболевания отличались тактичностью, уравновешенностью, становятся невыдержанными, вспыльчивыми, грубыми.

Установлено, что психические функции определенным образом распределены между левым и правым полушариями. Оба полушария способны получать и перерабатывать информацию как в виде образов, так и в форме слов, но существует функциональная асимметрия головного мозга — различная степень выраженности тех или иных функций в левом и правом полушариях. Функциями левого полушария являются чтение и счет, вообще преимущественное оперирование знаковой информацией (словами, символами, цифрами и т.д.). Левое полушарие обеспечивает возможность логических построений, без которых невозможно последовательное аналитическое мышление, Расстройство деятельности левого полушария, как правило, ведет к нарушению речи (появлению афазий), блокирует возможность нормального общения, при глубоком поражении нервной ткани — к серьезным дефектам мыслительной деятельности. Правое полушарие оперирует образной информацией, обеспечивает ориентацию в пространстве, восприятие музыки, эмоциональное отношение к воспринимаемым объектам. Оба полушария функционируют во взаимосвязи.

Функциональная асимметрия присуща только человеку. Она формируется в процессе общения, в котором может сложиться относительное преобладание функционирования левого или правого полушария, что сказывается на его индивидуально-психологических характеристиках личности.

Анализ системы мозг — психика неизбежно приводит к вопросу: зачем организму психическое отражение, если существует физиологический уровень отражения. Действительно, до тех пор пока все реакции человека или животного понимаются как автоматические, среди физиологических процессов психическое отражение не имеет места.

Кстати, именно исследования высшей нервной деятельности выявили существенные различия автоматических и неавтоматических реакций. С точки зрения физиологии речь идет об отношении между условным рефлексом и ориентировочно-исследовательской деятельностью.

Условный рефлекс есть автоматическая реакция, и закрепление условного рефлекса — процесс автоматический. Автоматичность наступает тогда, когда условия протекания рефлекса остаются постоянными, стереотипными. Когда в этих условиях появляется нечто новое, какое-то рассогласование, не укладывающееся в рамки стереотипной реакции, последнюю необходимо изменить, или, по крайней мере, задержать. Это позволит выяснить, в чем состоит эта новизна, а затем действовать. Биологический смысл и целесообразность такого механизма вполне понятны и не вызывают сомнений.

Таким образом, ориентировочно-исследовательская деятельность в своем операционном составе обязательно содержит психическое отражение, которое оперирует не объектами действительности, а образами. Образы объективного мира составляют непременное условие перехода от автоматических реакций к неавтоматическим. Образ какого-нибудь предмета, процесса, явления в психике человека является идеальным. Психический образ идеален в двух отношениях.

Во-первых, его черты изолированы, отделены от других свойств оригинала, без которых не может существовать никакой материальный объект.

Психологическое преимущество такого отражения предмета (процесса, явления) в виде его образа, в котором представлено лишь то, что важно для физического или мысленного действия, очевидно. Однако тот факт, что образ открывается как нечто совершенно свободное от ограничений материального мира, приводит к идее существования идеального бытия.

В отличие от материального, существующего независимо от сознания, от психики, образ существует только в сознании, только в психике. Идеальное есть не вид бытия, а та совокупность черт объекта, которая открывается, является субъекту в психическом отражении.

В качестве такого явления субъекту идеальное есть лишь содержание психического отражения объективного мира.

Выделение нейромедиатора в синаптическую щель

Наш мозг состоит из нервных клеток - нейронов. Нейроны постоянно общаются друг с другом, передавая от одного другому информацию, закодированную в виде химических молекул. Именно это позволяет мозгу ежедневно выполнять свои функции: обеспечивать двигательную активность, речь, процесс мышления, восприятие зрительной и слуховой информации, ее понимание и запоминание, управление работой органов и систем тела, и многие другие.

Химические цепочки

Все чувства и эмоции, которые испытывают люди, возникают путем химических изменений в головном мозге. Прилив радости, который человек ощущает после получения положительной оценки, выигрыша в лотерею или при встрече с любимым, происходит вследствие сложных химических процессов в головном мозге. Мы можем испытывать огромное количество эмоций, например таких, как печаль, горе, тревога, страх, изумление, отвращение, экстаз, умиление. Если мозг дает телу команду на осуществление какого-либо действия, например, сесть, повернуться или бежать, это также обусловлено химическими процессами. "Химический язык" нашей нервной системы состоит из отдельных "слов", роль которых исполняют нейромедиаторы (их еще называют нейротрансмиттерами).

Миллиарды нейронов мозга общаются, передавая друг другу сигналы через крошечные зазоры между ними. Эти зазоры называются нервными синапсами. Когда один нейрон получает информацию, он посылает в синапс химический сигнал в виде молекул нейромедиатора. Нейромедиатор преодолевает пространство синапса, направляясь к следующему нейрону, где он присоединяется - как лодка к причалу - к специально предназначенному для его "швартовки" на поверхности нейрона месту, которое называется химическим рецептором. Химическая молекула нейромедиатора будет принята только тем рецептором, который предназначен специально для нее. Это своего рода система "ключ и замок", где каждый ключ подходит только к своему замку. После того, как молекула нейромедиатора соединилась с рецептором на поверхности нового нейрона, этот нейрон получает сигнал либо к действию - и тогда начинает передавать сигналы другим нервным клеткам, - либо к остановке передачи тех или иных сигналов.

нервный синапс

Изменение нейротрансмиссии с помощью лекарств

Большое число неврологических расстройств - от эмоциональных нарушений, таких как депрессия, - до двигательных, таких как болезнь Паркинсона, связано с нарушениями работы определенных медиаторов головного мозга. Ученые создали большое количество лекарств, задачей которых является устранение этих нарушений и связанное с этим улучшение качества жизни людей. В то же самое время, многие вещества, вызывающие зависимость (алкоголь, никотин, наркотики), действуют, используя тот же самый механизм, изменяя баланс медиаторов в головном мозге. Люди испытывают приливы "хорошего самочувствия", когда начинают принимать эти вещества, но скоро нейроны в их мозге настолько адаптируются к повышенным количествам того или иного химического агента, что для того, чтобы самочувствие оставалось хорошим, требуется принимать все большие и большие дозы препарата. Мозг начинает "требовать" вещество для нормальной работы. Возникает химическая зависимость или аддикция.

Рассмотрим, что происходит при изменении уровней нейромедиаторов мозга на примере трех из них (серотонин, дофамин и гамма-аминомасляная кислота (ГАМК).

Серотонин

Многие исследования показывают, что низкий уровень серотонина в головном мозге приводит к депрессии, импульсивным и агрессивным формам поведения, насилию, и даже самоубийствам. Лекарственные вещества под названием антидепрессанты создают блок на пути обратного захвата серотонина, тем самым несколько увеличивая время его нахождения в пространстве синапса. Как итог, в целом увеличивается количество серотонина, участвующего в передаче сигналов с нейрона на нейрон, и депрессия со временем проходит.

Депрессия, социофобия, панические атаки, гиперактивность - только некоторые из нарушений, которые можно успешно излечивать, изменяя уровни медиатора в головном мозге. До того, как эти лекарства стали доступны, люди были обречены всю жизнь испытывать психические проблемы, а те, кто мог себе позволить психотерапию, длительное время работали с психиатром или психологом, пытаясь наладить работу своих чувств. Теперь мы знаем, что на многие расстройства работы головного мозга можно воздействовать с помощью лекарств, позволяя людям преодолевать трудности в эмоциональной и социальной жизни.

Сейчас специалисты обращают внимание на то, что мы перестали считать отрицательные эмоции нормальной частью жизни. Все чаще и чаще нам кажется, что тоска или трудности в социальном функционировании - это признак патологии, а значит нужно идти к психиатру и просить лекарство. Безусловно, люди, которые нуждаются в лечении у психиатра, есть. И, тем не менее, определенную часть пациентов, приходящих на прием к врачу, составляют те, кто не страдает никаким психическим расстройством. Такие люди должны проходить курсы терапии с психологами или психотерапевтами. Медикаментозное же лечение необходимо назначать только тогда, когда симптомы психического расстройства достаточно сильно вторгаются в привычную жизнь человека, серьезно нарушая ее. В большинстве случаев, несмотря на то, что лекарства могут помочь облегчить симптомы, более полное и длительное излечение может быть достигнуто только с помощью психотерапии, которая помогает изменить привычное поведение, которое, собственно, и приводит к болезни. Изменения чувств, возникновение различных, в том числе негативных, эмоций в ответ на перемены в жизни, а также жизненные испытания - это часть нормального функционирования человеческой психики. Поэтому не следует каждый раз, когда Вы испытываете печаль или испортили отношения с любимым человеком, требовать у врача назначения успокоительного. Этим Вы не только навредите себе, но и пропустите важный урок, который готова преподать Вам жизнь. И даже в случаях, когда симптомы приносят серьезные страдания или создают чрезмерные трудности, в дополнение к медикаментозному лечению необходима работа с психологом или психотерапия.

СДВГ

В последние годы ведутся бурные дискуссии вокруг психического расстройства, носящего название "синдром дефицита внимания с гиперактивностью" (СДВГ, ADHD). Это расстройство, как правило, диагностируется в детском возрасте. Таким детям очень сложно сохранять концентрацию внимания в течение длительного времени, они совершенно не могут сидеть, не двигаясь; они постоянно находятся в движении, импульсивны и чрезмерно активны. К сожалению, СДВГ диагностируют у все большего числа детей, и многие из них получают лекарства, увеличивающие деятельность медиатора дофамина. Это помогает ребенку быть готовым к работе, более внимательным и сосредоточенным, и поэтому более способным последовательно выполнять задания.

Большинству детей (70 - 80 процентов) с диагнозом СДВГ лечение, направленное на коррекцию обмена дофамина помогает. Однако некоторые специалисты опасаются, что иногда родители слишком поспешно обращаются к врачам, а доктора слишком часто ставят диагноз СДВГ. В итоге то, что просто является плохим поведением, рассматривается как психическая патология, и дети, которым не нужны медикаменты, начинают их получать. Ученые считают, что часть детей, получающих медикаментозное лечение, должны получать терапию у психологов, потому что именно такая помощь была бы для них гораздо более полезна. Однако, нет простого решения этой проблемы, и очевидно, дискуссии на эту тему будут вестись еще долго.

Наркотическое вещество, известное как "экстази" или МДМА, также изменяет уровень серотонина в мозге, но намного более радикально. Он заставляет выделяющие серотонин нейроны выплескивать все содержимое сразу, затапливая этим химикатом весь мозг, что, конечно, вызывает ощущение чрезвычайного счастья и гиперактивность (чрезмерную двигательную активность). Однако, за это приходится расплачиваться позже. После того как экстази израсходовал весь мозговой запас серотонина, включаются компенсаторные механизмы, быстро разрушающие избыток нейромедиатора в мозге. После того, как спустя несколько часов действие наркотика заканчивается, человек, вероятно, будет чувствовать себя подавленным. Этот период "депрессии" продлится до тех пор, пока мозг не сможет восполнить запасы и обеспечить нормальный уровень медиатора. Повторное использование на этом фоне экстази может привести к глубокой депрессии или другим проблемам, которые будут тянуться в течение долгого времени.

Дофамин

Дофамин - медиатор, который обеспечивает процессы контроля движений, эмоционального ответа, а также способность испытывать удовольствие и боль. При болезни Паркинсона выходят из строя нейроны, передающие дофамин, что вызывает прогрессирующую потерю контроля движений. Вещество под названием Леводопа, которое мозг может преобразовать в дофамин, часто помогает контролировать эти симптомы.

Ученые обнаружили, что люди с расстройством психики, известным как шизофрения, фактически чрезмерно чувствительны к дофамину в мозге. Как следствие, при лечении шизофрении используются лекарства, которые блокируют дофаминовые в головном мозге, таким образом, ограничивая воздействие этого нейромедиатора.

С другой стороны, вещества, известные как амфетамины, увеличивают уровень дофамина, заставляя нейроны его высвобождать, и препятствуя его обратному захвату. В некоторых странах врачи используют разумные дозы этих препаратов при лечении некоторых заболеваний, например, синдрома гиперактивности с дефицитом внимания. Тем не менее, иногда люди абсолютно необдуманно неправильно используют эти вещества, пытаясь обеспечить себе повышенный уровень бодрствования и способность решать любые задачи.

Гамма-аминомасляная кислота

Гамма-аминомасляная кислота, или ГАМК, является главным медиатором, чья роль заключается в передаче нейронам команды "стоп". Исследователи полагают, что определенные типы эпилепсии, которые характеризуются повторными припадками, затрагивающими сознание человека и его двигательную сферу, могут являться результатом снижения содержания ГАМК в головном мозге. Передающая система мозга, не имея адекватного "тормоза", входит в состояние перегрузки, когда десятки тысяч нейронов начинают сильно и одновременно посылать свои сигналы, что приводит к эпилептическому приступу. Ученые полагают, что за разрушение слишком большого количества ГАМК могут быть ответственны мозговые ферменты, в связи с чем появились лекарства, которые помогают остановить этот процесс. Время показало их эффективность в лечении не только эпилепсии, но и некоторых других нарушений работы мозга.

Гормоны

Химическое взаимодействие

Норадреналин - медиатор, который обеспечивает работу различных мозговых систем, связанных с активацией и бодрствованием, обеспечивающих бдительность и внимание, а также является переносчиком сигналов в симпатической нервной системе. В симпатической нервной системе норадреналин вызывает сужение кровеносных сосудов, подъем артериального давления, увеличивает частоту дыхания и сердцебиения. Норадреналин также работает как гормон, который выделяют надпочечники, расположенные с обеих сторон чуть выше почек. Результаты его выделения надпочечниками те же самые: спазм сосудов, подъем давления, ускорение работы сердца и учащение дыхания. Адреналин, норадреналин, а также другие гормоны, вырабатываемые надпочечниками, играют важную роль в ответе организма на стресс.

Читайте также: