Какие отрицательные и положительные стороны имела новая советская школа кратко

Обновлено: 06.07.2024

Ответ. Ликвидации неграмотности советская власть придавала огромное значение. Во-первых она изначально ориентировалась на рост числа пролетариата, а развитие техники в то время уже давно достигло такой стадии, когда для работы на предприятии требовался по крайней мере минимальный уровень образования. Во-вторых образование было организовано абсолютно отлично от дореволюционных стандартов, и через него коммунистическая партия укореняла в массах свои идеалы.

Вопрос 02. Какие отрицательные и положительные стороны имела новая советская школа?

Ответ. Положительные стороны:

1) доступ к образованию получили группы населения, которые раньше по имущественным и национальным признакам доступа к нему почти не имели;

2) обучение стало полностью бесплатным;

3) в образование были внедрены элементы самоуправления;

4) были внедрены новые педагогические методики, включая большее время для самостоятельной работы учеников в группах;

5) возникла масштабная и довольно эффективная система работы с беспризорниками;

6) появилась эффективная система ликвидации безграмотности взрослых.

1) многие получали места в университетах не по знаниям, а по классовой принадлежности и верности партии;

2) многие преподаватели погибли или иммигрировали, новых набирали также по принципу лояльности новому режиму, из-за чего уровень образования упал.

Вопрос 03. Почему значительная часть российской интеллигенции не приняла большевистский режим? Каковы мотивы тех, кто признал советскую власть?

Ответ. Во-первых до революции значительная часть интеллигенции занимала активную политическую позицию, она не была монархической, но у большинства интеллигентов не было и коммунистических взглядов. Главное, во время Гражданской войны власть коммунистов показала свой лицо. Интеллигенты не относились к пролетариату, чью диктатуру провозгласила власть, многие прошли тюрьмы и концлагеря, куда попадали только за классовую принадлежность. Многих шокировало неприятие новой властью любого альтернативного мнения. Удивительно не то, что такое количество интеллигентов не приняло советскую власть, удивительнее то, что часть дореволюционной интеллигенции её приняла. Последние действительно поверили в то, что новая власть сможет создать нового человека и построить настоящий рай не земле.

Вопрос 05. Каковы причины гонений, направленных против православной церкви и её служителей?

Ответ. Социалистическое революционной движение изначально было атеистическим (это касалось представителей всех партий, не только большевиков). Но дело было не только в этом. После захвата власти большевики хотели остаться единственными, кто определяет духовную жизнь страны.

Ответ. Основные черты:

2) оценивать произведения требовалось с точки зрения не их художественных достоинств, но классовой принадлежности и политических пристрастий автора;

3) у искусства появились не только новые идеи, но и новые выразительные формы;

4) искусство должно было служить построению нового общества, потому, к пример, серьёзные художники и поэты стали создавать плакаты.

Существовавшие в царское время проблемы в образовании, усугубленные революцией и последующей гражданской войной, требовали от молодого советского государства незамедлительного решения, что предопределило создание новой системы образования, коренным образом отличавшейся от существовавшей ранее.

Преимущества новой советской школы

Недостатки новой советской школы

  1. В первую очередь, к ним можно отнести кадровый голод: за время революции и Гражданской войны число инженеров и ученых уменьшилось на 75%: многие образованные люди в эти неспокойные времена предпочли эмиграцию, некоторые – погибли. Впрочем, благодаря увеличению нагрузки на существующие кадры и усиленной подготовке новых эту проблему удалось решить уже к концу 1920-х.
  2. Также можно предположить, что наверняка не все эксперименты в этой сфере были успешными: например, отмена преподавания логики в настоящее время расценивается как ошибочное решение.
  3. Несмотря на доступность общего образования, высшее образование для некоторых категорий граждан было по-прежнему недоступно. Только теперь в этот список попали кулаки, предприниматели, бывшие полицейские и прочие неблагонадежные элементы. Также было непростым поступление и для детей из привилегированных в дореволюционный период сословий: дворянства, купечества, духовенства. В союзных республиках преимущество отдавалось представителям титульных национальностей.
  4. На смену религии в школы пришла идеология, что с определенной точки зрения усугубило проблему воспитания нравственности в обществе: новая установка на воспитание члена трудового коллектива была намного уже, нежели существовавшая ранее, которая концентрировалась на человеке как на части семьи и общества.
  5. Политизированность образования, начавшаяся в это время, впоследствии привела к ряду негативных явлений, начиная от низкого качества преподавания отдельных дисциплин (например, иностранного языка) и заканчивая отрывом советского научного сообщества от мирового.

Таким образом, можно сказать, что новая советская школа, несмотря на явные преимущества, позволившие решить актуальные для своего времени проблемы, не была лишена существенных недостатков, в какой-то предопределяющих развитие сферы образования и сегодня.

В советской школе основными положительными чертами образования являлась то, что была вседоступность образования,это выражалось тем, что по всем предметам был единый учебник. Во всех школах СССР была пионерская организация, которая воспитывала в детях патриотизм, любовь к родине и ко всему окружающему миру. К отрицательным чертам можно отнести то, что не было индивидуального подхода к ученику, а тех кто выделялся среди других своим мышлением и поведением, не соответствующим уставам общества того времени,не понимали и избегали.

Вопрос:

Какие отрицательные и положительные стороны имела новая советская школа?

Полный ответ:

В советской школе основными положительными чертами образования являлась то, что была вседоступность образования, это выражалось тем, что по всем предметам был единый учебник. Во всех школах СССР была пионерская организация, которая воспитывала в детях патриотизм, любовь к родине и ко всему окружающему миру.
К отрицательным чертам можно отнести то, что не было индивидуального подхода к ученику, а тех кто выделялся среди других своим мышлением и поведением, не соответствующим уставам общества того времени, не понимали и избегали.

Советское образование

Лучшее в мире – только так и не иначе говорили о советском образовании. А сегодня о том единого мнения нет. Большинство именно так о нем и вспоминает. Кто-то упорно твердит о несгибаемой идеологической направленности.

Но все же, почему лучшее? Вне всякого сомнения, есть что-то в этом от пропаганды. Так ведь на то были свои основания. В сжатые сроки была ликвидирована безграмотность населения. Да и число Нобелевских лауреатов в СССР, даже в экономике, науке, не являвшейся самой сильной стороной в советском государстве, говорит в пользу советского образования. Школьники советской школы становились неоднократно победителями международных олимпиад по естественнонаучным дисциплинам. И это все при том, что на Западе общее образование появилось раньше лет на сто.

Науки гуманитарные находились под сильнейшим идеологическим прессингом, а потому с ними дело было посложнее. Советская школа даже в самой глухой деревушке готовила к поступлению в ВУЗ. Достаточно было просто хорошо учиться, чтобы без привлечения репетиторов успешно сдать экзамены в институт или университет. И при этом уровень образования в семье не имел значения. Чтобы поступить в более престижный ВУЗ, достаточно было учиться в специализированной школе.

Образование в СССР

Каждый выпускник был трудоустроен, более того, как молодой специалист он обеспечивался жильем. Конечно, выпускник мог оказаться по распределению в любом регионе, городе либо деревне. Но отработав там положенные три года, он мог вернуться домой и сменить работу. И не было массы молодых педагогических кадров, стоящих за прилавками магазинов.

Выпускник высшей школы получал фундаментальное образование и глубокие знания, пусть к работе он был подготовлен не всегда хорошо.

Дети учатся в СССР

Плюсы

  • Массовость. Именно советское образование позволило достичь в стране всеобщей грамотности. И пусть немало людей старшего возраста сумели окончить лишь 3-4 класса школы. Кому-то помешала война, кто-то был подвергнут выселению, а для кого-то гораздо важней было идти работать и кормить семью. Им не удалось завершить полный курс школьного обучения, но читать и писать почти все из них научились. Кстати, к революции почти половина населения Российской империи уже знала грамоту.
  • Доступ к образованию для всех национальных и языковых меньшинств. Именно большевики занимались внедрением образования на языках многих малых народов. Часто для этих самых языков создавались и внедрялись и письменность, и алфавит. Приобщиться к грамоте могли представители самых окраинных народов, сначала на своем родном, затем – на русском языке.
  • Доступность (всеобщее среднее, довольно распространенное высшее бесплатно). Были сняты все сословные ограничения. И любой ребенок имел право получить сначала начальное, затем вреднее образование, которое чуть позже встало всеобщим. Имея хорошие знания и высокий балл аттестата, реально было, успешно сдав вступительные экзамены на конкурсной основе поступить в ВУЗ.
  • Мотивированность образования. Уважение общества к образованию. Продвинуться в жизни можно было только получив достойное образование, равно как и получить хорошую работу, прилично зарабатывать. Что партийная, что военная карьера требовали повышения уровня образования, что служило неплохим стимулом для того, кто к этому стремился.
  • Уважение к учительскому труду. Часто люди наиболее грамотные и способные становились учителями. Эта профессия была в числе наиболее уважаемых и востребованных. К тому же работа в школе составляла реальную альтернативу тяжкому труду колхозников и рабочих.
  • Высокий уровень подготовки поступивших в высшие учебные заведения. Конкурсы на место в любом советском вузе были довольно высокими, чтобы стать студентом, необходим был не только хороший аттестат, но высокие оценки на вступительных экзаменах. Вот и выходило, что студентами становились способные и грамотные ребята.
  • Высокое качество высшего технического образования. Об этом говорят, прежде всего, выдающиеся открытия и технические изобретения, которыми так богата была советская эпоха. А как внушительно выглядит список прославивших страну ученых и изобретателей.
  • Система спортивного образования – нет лучше в мире. Медали Олимпийских игр – лучшее тому подтверждение.
  1. Удовлетворение потребностей государства в новых кадрах, когда наблюдался резкий подъем в промышленности, создание новых отраслей, появлялась новая техника.
  2. Относительно высокие стипендии, составлявшие почти треть от средней зарплаты в стране.
  3. Бесплатное внешкольное образование.

Советские студенты

Минусы

  • Сомнительное качество гуманитарного образования по причине идеологической направленности.
  • Очернение досоветского периода истории, деформация нравственных ориентиров.
  • Утечка и другие потери академических кадров под влиянием идеологии и политической борьбы
  • Ограничения в доступе к высшему образованию которые существовали для некоторых групп населения (дети дворянских семей, купеческих, духовенства и т.п.).
  • Препятствия в общении с учеными разных (особенно, западных) стран.
  • Низкое качество преподавания иностранных языков.
  • Отсутствие домашнего образования
  • Массовое развитие детских домов с очень низким уровнем социализации воспитанников в позднем Союзе.
  • Отсутствие альтернативы совместному обучению девочек и мальчиков.
  • Вырождение системы профтехобразования в позднем Советском Союзе, когда ПТУ-шники перестали восприниматься, как будущие квалифицированные рабочие, а ассоциировались уже с пьяницами и хулиганами.

Можно, конечно, продолжать этот список. Но все-таки, хочется верить, что было лучшим то самое, советское образование. Ложка дегтя найдется всегда. Но почему бы не использовать то, что было реально лучшим.


В данной статье рассматривается советская система образования с точки зрения её достоинств и недостатков.

Советская система следовала задаче воспитания и формирования личности, достойной реализовывать для будущих поколений главную национальную идею Советского Союза — светлое коммунистическое будущее. Данной задаче были подчинены не только преподавание знаний о природе, обществе и государстве, но и воспитание патриотизма, интернационализма и нравственности. В достижении этих целей были как успехи, так и неудачи.

Содержание

Плюсы (+)

  • Массовость. В советское время впервые в истории России была достигнута практически всеобщая грамотность, близкая к 100 %.
  • Широкий доступ к образованию для национальных и языковых меньшинств. В ходе процесса так называемой коренизации большевики в 1920-х и 1930-х гг. впервые внедрили образование на языках множества малых народов России (зачастую — попутно создавая и внедряя алфавиты и письменность для этих языков). Представители окраинных народов получили возможность приобщаться к грамоте сначала на своём родном языке, а потом уже на русском, что ускорило ликвидацию безграмотности.
  • Высокая доступность для большинства населения (всеобщее бесплатное среднее образование, весьма распространённое высшее). В царской России образование было связано с сословными ограничениями, хотя по мере роста его доступности эти ограничения слабели и размывались, и к 1917 г. при наличии денег или особых талантов получить хорошее образование могли представители любого сословия. С приходом к власти большевиков сословные ограничения были окончательно сняты. Начальное, а затем и среднее образование стало всеобщим, а число студентов в высших учебных заведениях выросло многократно.
  • Высокая мотивированность учащихся, уважение общества к образованию. Молодые люди в СССР действительно очень хотели учиться. В советских условиях, когда право частной собственности было серьёзно ограничено, а предпринимательская деятельность практически подавлена (особенно после закрытия артелей при Хрущёве), получение образования было основным способом продвинуться в жизни и начать хорошо зарабатывать (это касалось как инженерных, так и рабочих специальностей — причём квалифицированный рабочий мог заработать больше инженера). Альтернатив было мало: на тяжёлый неквалифицированный ручной труд здоровья хватало далеко не у всех, а для успешной партийной или военной карьеры также нужно было повышать свой уровень образования (безграмотных пролетариев без оглядки набирали лишь в первое десятилетие после революции).
  • Уважение к труду учителя и преподавателя. По крайней мере до 1960-х и 1970-х гг., пока в СССР шла ликвидация безграмотности и становление системы всеобщего среднего образования, профессия учителя оставалась одной из самых уважаемых и востребованных в обществе. В учителя шли сравнительно грамотные и способные люди, к тому же мотивированные идеей нести просвещение в массы. Кроме того, это была реальная альтернатива тяжёлой работе в колхозе или на производстве. Аналогичная ситуация была и в высшей школе, где вдобавок во времена Сталина были очень хорошие зарплаты (уже при Хрущёве, однако, зарплаты интеллигенции были снижены до уровня рабочих и даже ниже). Про школу сочиняли песни, снимали фильмы, многие из которых вошли в золотой фонд отечественной культуры.
  • Сравнительно высокий уровень начальной подготовки поступивших в высшие учебные заведения. Число студентов в РСФСР на излёте советской эпохи было по крайней мере в два раза ниже, чем в современной России, а доля молодых людей в населении была выше. Соответственно, при сходной численности населения в РСФСР и в современной РФ, конкурс на каждое место в советских вузах был в два раза выше, чем в современных российских, и в результате контингент там набирался более качественный и способный. Именно с этим обстоятельством в первую очередь связаны жалобы современных преподавателей на резкое падение уровня подготовки абитуриентов и студентов.
  • Очень качественное высшее техническое образование. Советская физика, астрономия, география, геология, прикладные технические дисциплины и, разумеется, математика вне всякого сомнения были на высочайшем мировом уровне. Само за себя говорит огромное число выдающихся открытий и технических изобретений советской эпохи, и весьма внушительно выглядит список всемирно известных советских учёных и изобретателей. Впрочем, и здесь надо сказать отдельное спасибо ещё дореволюционной российской науке и высшей школе, которые послужили прочной основой для всех этих достижений. Но нельзя не признать, что Советскому Союзу удалось — даже несмотря на массовую эмиграцию русских учёных после революции — в полной мере возродить, продолжить и развить на высочайшем уровне отечественную традицию в области технической мысли, естественных и точных наук.
  • Удовлетворение колоссального запроса государства на новые кадры в условиях резкого роста промышленности, армии и науки (благодаря масштабному государственному планированию). В ходе массовой индустриализации в СССР было создано несколько новых отраслей промышленности и существенно, в разы и десятки раз, увеличен масштаб производства во всех отраслях. Для подобного впечатляющего роста требовалось обучить множество специалистов, способных работать с самой современной техникой. К тому же, надо было восполнять значительные потери кадров в результате революционной эмиграции, гражданской войны, Великой Отечественной войны. Советская система образования успешно справилась с подготовкой многих миллионов специалистов по сотням специальностей — благодаря этому были решены важнейшие государственные задачи, связанные с выживанием страны.
  • Качественное среднее техническое и среднее специальное образование. Помимо превосходного высшего образования, в Советском Союзе было широко распространено среднее техническое и среднее специальное образование. Выпускники техникумов могли впоследствии занимать инженерные должности, но без возможности продвижения на руководящие — для этого было необходимо повысить квалификацию, отучившись в вузе, каковые возможности предоставлялись.
  • Сравнительно высокие стипендии. Средняя стипендия в позднем СССР составляла 40 рублей, тогда как зарплата инженера составляла 130—150 руб.[1] То есть стипендии достигали порядка 30 % от зарплат, что значительно выше, чем в случае с современными стипендиями, которые достаточно велики только у отличников, аспирантов и докторантов. [2]
  • Развитое и бесплатное внешкольное образование. В СССР действовали тысячи дворцов и домов пионеров, станций юных техников, юных туристов и юных натуралистов, множество других кружков. В отличие от большинства сегодняшних кружков, секций и факультативов, советское внешкольное образование было бесплатным.
  • Лучшая в мире система спортивного образования. Советский Союз с самого начала уделял огромное внимание развитию физкультуры и спорта. Если в Российской Империи спортивное образование только зарождалось, то в Советском Союзе оно вышло на передовые позиции в мире. Успех советской спортивной системы хорошо виден по результатам на Олимпийских играх: советская сборная постоянно занимала первое или второе место на каждой Олимпиаде [1] начиная с 1952 года, когда СССР начал участвовать в международном олимпийском движении. Впрочем, со спортивным обучением в обычных школах, разумеется, дела обстояли несколько хуже.

Минусы (−)

Выводы

Советская система обладала как неоспоримыми преимуществами, так и серьёзными недостатками.

Положительные моменты:

  • Окончательная ликвидация безграмотности и обеспечение всеобщего среднего образования.
  • Мировое лидерство в сфере высшего технического образования, в естественных и точных науках.
  • Ключевая роль образования в обеспечении индустриализации, победы в Великой Отечественной войне и научно-технических достижений в послевоенный период.
  • Высокий престиж и уважение к профессии учителя, высокий уровень мотивации учителей и учащихся.
  • Высокий уровень развития спортивного образования, широкое поощрение спортивной деятельности.

Упор на техническое образование позволял эффективно решать многие важнейшие для советского государства задачи.

Отрицательные моменты:

  • Отставание от Запада в сфере гуманитарного образования ввиду негативного влияния идеологии и внешнеполитической ситуации. Особенно сильно досталось преподаванию истории, экономики и иностранных языков.
  • Чрезмерная унификация и централизация школьного и, в меньшей степени, вузовского образования вкупе с его малыми контактами с внешним миром. Это привело к потере множества успешных дореволюционных практик и к нарастающему отставанию от зарубежной науки по ряду направлений.
  • Художественное образование страдало от цензуры и высокой заидеологизированности, а также от препятствий для освоения зарубежных методик; одно из важнейших следствий этого — упадок дизайна, архитектуры и градостроительства в позднем СССР.
  • Частичная вина системы образования в деградации семейных ценностей и в общем падении нравов в поздний период СССР, что привело к негативным тенденциям в развитии демографии и общественных отношений.
  • Недостаточное воспитание критического мышления у граждан, что в итоге привело к неспособности общества эффективно противостоять манипуляциям в ходе информационной войны.

То есть в своём гуманитарном аспекте советская система образования в конечном счёте не помогла решить ключевые задачи по сохранению и укреплению государства в мирный период. Что, впрочем, не отменяет наличия множества достижений СССР в области гуманитарных наук и искусства.

Читайте также: