Особенности философии как науки кратко

Обновлено: 05.07.2024

София, согласно с античной традицией, - высшая мудрость, которую вначале приписывали только богам. Владеть полной и определенной истиной могли только боги. Человек не может слиться с Софией, поскольку он - смертен, ограничен в познании. Таким образом, человеку оставалось доступно только непрерывное стремление к истине, никогда не законченное полностью, любовь к мудрости, которая вытекает из самого понятия.

Существуют следующие точки зрения на предмет философии:

1. Предмет философии отличается от предмета науки и других отраслей знания.

А) Для античных философов было характерно различать веру и философию, которая включала в себя знания о конкретных предметах и знания об общем. Аристотель, например, выделял три пласта знаний в философии: теоретическое (Математика, физика, метафизика); практическое (этика, экономика, политика); изобразительное знание (поэтика, риторика, искусство).

Б) В Новое время философия воспринималась как всё научное знание. Ф. Бэкон – физика, метафизика, медицина. Рене Декарт рассматривал философию как дерево: корни – метафизика, ствол – физика, ветви – медицина, механика, этика. Философия воспринималась как всё теоретическое знание, как преднаука, как фундамент наук.

В середине XIX века происходит становление современной системы научного знания. Знания человечества разделяется на естественные, общественно-экономичсекие, гуманитарные дисциплины. Происходит отделение философии от других наук.

В) На современном этапе предмет философии можно рассматривать как целостное отношение человека к миру.

Предметом философии является:

1) вся действительность, всё бытиё.

2) теоретическое знание о действительности

3) знание о всеобщем, углубление и дифференциация этого знание.

Кроме этой традиционной точки зрения существуют и другие:

2. Философия не имеет четко выделенного из какой-либо области действительности предмета.

А) Философия не имеет самостоятельного предмета, поэтому можно считать предметом философии совокупность точек зрения философов.

Б) Философия - “ничья земля" между теологией и наукой (так трактовал философию английский философ Б. Рассел);

В) Философия - промежуточноеположение идей, этап в их развитии от теологического или фиктивного до научного или (это точка зрения родоначальника позитивизма О. Конта);

Г) Философия - всего лишь форма политической идеологии (видимость чего создавалась и в эпоху Просвещения, и – тем более в советскую эпоху) и т.д.

Основными аспектами философского знания являются взаимоотношения отношения человека и мира вне времени (т.е. существуют на всех этапах истории человечества и лежат в основе любого вида человеческой деятельности) и не изучаются другими науками. Это аспекты:

Онтологический (изучает бытие, отношение человека и мира)

Гносеологический (познание мира человеком)

Аксиологический (ценностный мир человека)

Праксиологический (практическая деятельность человека в мире)

Специфика философии, как науки. Функции философии.

Специфика философии, как науки состоит в том, что она сводит воедино знания из различных сфер, поэтому можно определить её, как науку о наиболее общих закономерностях природы, общества и мышления. Философия проявляет самые распространенные идеи, представления, формы опыта, на которых базируется культура и общественная жизнь в целом.

В отличии от других наук, специализированных на конкретных вопросах (математических, исторических, экономических, педагогических), философия занимается универсальными, фундаментальными проблемами. По отношению к науке философия традиционно играет роль методологии познания.

Философия переводит в логичную, понятную форму суммарные результаты человеческого опыта.

Существует точка зрения, о том, что философия не может считаться наукой, поскольку она не обладает безличностью, объективностью, которые характерны для любого научного знания. Вопрос – спорный.

Философия объединяет ценности истины, добра и красоты в жизни человека.

Прогресс философских знаний в определенном смысле имеет место. (Вообще прогресс философских знаний – это описание приключений идей). Он принципиально отличается от прогресса в научном знании. Здесь нет наслаивания знаний. Есть углубление, приближение к истине. (истина где-то рядом, но как правило человеческой жизни не хватает, чтобы её поймать).

Философии как особому типу мировоззрения присущи только ей единственной функции, которых не имеют ни миф, ни религия, ни научный кругозор.

Они совпадают с разделами философии. Это онтологическая, гносеологическая, аксиологическая, антропологическая, праксиологическая.

1. Поскольку философия - это особенный тип мировоззрения, то ей присущи все мировоззренческие функции: познавательная, ориентирующая, воспитательная (идеологическая) и даже коммуникационная.

2. Методологическая функция состоит в определении способов достижения какой-либо цели.

3. Социальная функция – формирование гражданского самосознания.

«Философия есть понимание всего сущего как единого и внедрением этого понимания в художественный образ и моральное действие. Она является процессом отождествления мнения, образа и действия. Философия, отличаясь от остальной деятельности человеческого духа, оживляет их всех, наделяет их человеческими качествами, осмысливает их для человека. Без нее наука - собрание фактов, искусство - вопрос техники, жизнь - механизм. Философствовать - это развивать в себе человека как стройную единую сущность"./Лавров П. Л. Три беседы о современном значении философии / /Философия и социология. М. 1965 Т. 1. С. 571-572.

Было дано определение философии, как целостного понимания отношения человека к миру. Развернутая система философского знания включает в себя следующие разделы.

1. Учение о мире в целом, о движущих им глобальных силах, о всеобщих законах его организации – это онтология (ontos – бытие).

2. Учение о человеке, его природе и организации его деятельности – это антропология (антропос – человек).

3. Учение о познании, его основаниях, возможностях и границах – это гносеология.

4. Учение об обществе и истории человечества, которое рассматривает человечество в целом – это социальная философия.

5. Учение о природе ценностей – это аксиология.

Как правило, в творчестве конкретных философов не все разделы представлены одинаково полно.

К комплексу общего философского знания примыкают:

1. Этика – учение о нравственности.

2. Эстетика – учение о прекрасном, о художественном творчестве.

3. Логика – учение о правилах мышления.

Особая область – история философии. Большинство философских проблем рассматриваются в контексте предшествующего опыта их решения. В отдельные периоды истории разные разделы философии поочередно выходят на первый план.

В истории философии выделяются следующие этапы:

1. Философия Древнего Востока (Древние Индия и Китай)

2. Античная философия (Философия Древней Греции)

3. Средневековая философия (Философия Западной Европы V – XV вв.)

4. Философия эпохи Возрождения (Философия Западной Европы XVI в.)

5. Философия эпохи Просвещения (Философия Западной Европы XVII –XVIII вв).

Если рассматривать определение науки ad hoc, т. е. применительно к данному случаю, данной конкретной ситуации, то в содержательном плане науку можно определить как знание, пости­гающее реальность на уровне закона , т. е. предельной сущности познавае­мой реальности, ибо за законом уже нет никакой реальности.

Форма (структура) научного знания включает:

  1. принципы;
  2. законы;
  3. категории;
  4. понятия.

Понятие - отображённое в мышлении единство существенных свойств, связей и отношений предметов или явлений; мысль или система мыслей, выделяющая и обобщающая предметы некоторого класса по общим и в своей совокупности специфическим для них признакам.

Понятие философии

Философия - это наука о всеобщих свойствах, связях, отношениях, присущих явлениям всех сфер действительности (неживой, живой природе, обществу, процессам мышления); это синтезированное знание, в котором в обобщенной форме выражены достижения всей человеческой культуры.

Иначе, философия - это наука наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления.

В современном понимании философия включает в себя не всякие знания: она представляет собой, прежде всего, систему теоретических знаний. Философия – это теоретическое осмысление действительности.

Рассматривая всеобщие связи и отношения, философия дает общее представление о мире, о бытии, о человеке и его отношении к миру. Круг философских проблем связан непосредственно с основными вопросами человеческого бытия:

    • Что такое мир? Закономерен он или хаотичен?
    • Кто такой человек? Какое место он занимает в мире? Каково его отношение к миру?
    • Познаваем ли мир?

    Некоторые ученые (см., например, Режеп С.В., Свечников В.П) замечают, что философия не представляет собой целостного единого учения, единых общих положений для философов всех стран мира. Философия предстает как совокупность различных философских учений, различных философских направлений, философских школ, философских систем. Каждое философское учение, направление, школа, система формирует свою философскую базу, свои философские концепции, обеспечивая единство своего философского учения.

    Различные философские учения конкурируют между собой, обосновывая свои положения, критикуют другие школы и направления.

    Исторически каждая философская система предполагает критическое преодоление предшествующих философских систем. И хотя различные философские учения рассматривают в сущности, одни и те же проблемы, но видение этих проблем и их теоретическое решение в различных учениях оказываются различным. И не одно из этих учений, направлений не отвергается с течением времени всеми философами.

    Каждое из них имеет своих сторонников, каждое из них имеет право на существование, поскольку исходят из таких всеобщих свойств, таких всеобщих положений, которые не могут быть проверены практикой, и не могут быть ни подтверждены, ни опровергнуты. Они принимаются как исходные на веру.

    Отличие философии от других наук и форм теоретического осмысления действительности:

      1. рассматривает мир как целое, с точки зрения всеобщих свойств, связей и отношений (носит предельно общий теоретический характер);
      2. познает природу мира и устанавливает причины ее развития;
      3. изучает наиболее общие законы природы, общества и мышления;
      4. исследует пути и средства познания мира и его преобразования (содержит базовые, основополагающие идеи и понятия, кото­рые лежат в основе иных наук).

      Специфика философского знания:

        • является знанием о всеобщих свойствах, связях, отношениях, присущих явлениям всех сфер действительности (неживой, живой природе, обществу, процессам мышления), дает общий взгляд на мир, устанавливая общие принципы и закономерности его проявления;
        • является синтезированным знанием, в котором в обобщенной форме выражены достижения всей человеческой культуры;
        • во многом субъективно (несет в себе отпечаток личности и мировоззрения отдельных философов);
        • является совокупностью объективного знания и общественных ценностей (нравственных идеалов) своего времени (испытывает на себе влияние эпохи);
        • имеет качество рефлексии (обращенности мысли на саму себя);
        • неисчерпаемо по своей сути;
        • ограничено познавательными способностями по­знающего субъекта (человека).

        Предмет и объект философии

        Объект науки – это фрагмент реальности, который исследуется именно этой наукой. Напри­мер, экономическая реальность есть объект изучения экономической тео­рии, социологии, социальной философии, истории. Понятно, что каждая из наук берет свой срез экономической реальности, но в принципе они изучают одно и то же.

        Предмет науки – это объект науки, данный нам через призму ее категориально-понятийного аппарата, специфическое, присущее только данной науке видение ее объекта. Предмет науки – это какая-либо специфическая область реальности, препарированная и презентированная субъекту посредством категориаль­но-понятийного аппарата науки. Предмет науки - это результат исследовательских действий.

        Объек­т философии как науки - реальность (мир) и человек в совокупности их сложных отношений. Таким образом, философия изучает мир в целом, мир как целое; она исследует отношение человека к миру, мир, взятый в отношении к нему.

        Предмет философии - наиболее общие законы развития природы, общества и человеческого мышления, разработанные на основе и в процессе изучения объекта ее исследования.

        Иногда под предметом философского исследования понимается определенная область действительности или круг проблем, изучаемых философами в данный момент времени или в определенную эпоху, или область исследования определенной философской науки.

        Предмет и объект изучения философии постоянно изменяется: они одновременно и сужаются, и расширяются. Сужаются потому, что философия все время освобождается от проблем, не входящих в ее компетенцию. Если, скажем, в эпоху античности фило­софия – это синкретичное знание фактически обо всех проблемах миро­здания (от космоса до медицины), то уже в Новое время мы обнаруживаем достаточно четкую дифференцированность наук. Отмеченная тенденция к сужению предмета философии реально су­ществует. Именно поэтому, например, из структуры философского знания выделились и обрели самостоятельность в качестве нефилософских дис­циплин формальная логика, психология.

        Но одновременно предмет фило­софии расширяется: обнаруживаются все новые грани, стороны реально­сти, требующие философского осмысления. Так появились отрасли фило­софского знания, имеющие свою четкую предметную область:

          • аксиология (философское учение о ценностях и оценках);
          • семиотика (учение о знани­ях и значениях);
          • философская герменевтика (учение о понимании и ин­терпретациях).

          Структура философии как науки

          По этому вопросу нет единой точки зрения.

          Традиционно принято разграничивать философское знание на следующие области:

            1. онтология (учение о бытии), которое включает учения:
              • о сущности бытия (метафизика);
              • о фор­мах бытия (материя, движение, пространство, время);
              • о способах бытия (природное, социальное, материальное, духовное, бытие человека, общества).
            2. гносеология (учение о познании бытия: о начале познания, его ступенях, уровнях, детерминантах, объекте и субъекте познания; центральная проблема – проблема истины);
            3. социальная философия (философское учение об обще­стве):
              • философия экономики, политики, культуры, истории;
              • философская ан­тропология.

            Но место истины указать даже в этом многообразии можно: она, как отмечал известный отечественный философ А. Ф. Лосев, всегда где-то между высказываемыми позициями. Правда, каждый философ субъектив­но убежден (и это тоже нормально), что истина – в его собственной кон­цепции, поскольку без такой убежденности заниматься философией бес­смысленно.

            В структуру философского знания входит и специализированное знание: философские проблемы естествознания, гуманитарных и социаль­ных наук, социального познания. К числу философских дисциплин можно отнести этику (философское учение о морали), эстетику (учение о пре­красном, об эстетических свойствах реальности), философию религии и атеизм.

            Мальчик с книгой

            Философия – одна из древнейших наук. Во все времена находились люди, стремившиеся к знаниям и посвящавшие их поиску всё своё время. Древние мыслители прекрасно понимали, что им нужен эффективный инструмент, который позволил бы систематизировать знания и обмениваться ими. И таким инструментом стала философия. Сегодня мы поговорим о том, что она собой представляет, на какие вопросы отвечает, какие функции выполняет и какое место занимает среди современных наук.

            Что такое философия?

            Вопрос про курицу и яйцо также считается одним из классических философских вопросов. Рассуждения на эту тему есть у Аристотеля, Плутарха и многих других известных мыслителей.

            Характерной особенностью философии является то, что в ней всегда существовало множество школ и течений. Их названия могут отражать ключевые идеи и концепции (материализм, идеализм). Иногда названия связаны с именами основателей (пифагорейство, гегельянство, кантианство). Также названия философских школ могут быть связаны с определенными культурами (эллинизм) или архитектурными объектами (стоицизм). Фактически философия состоит из большого количества учений, в чём-то дополняющих друг друга, а в чём-то противоречащих.

            Объект и предмет философии

            Объектом изучения называют определенную часть объективной реальности, представляющую интерес для науки. Предметом изучения называют процесс или явление, позволяющее понять свойства изучаемого объекта. К примеру, объектом изучения для социологии является общество, а предметом – взаимоотношения в обществе.

            • Объектом философии является весь материальный и духовный мир, поэтому её можно считать самой всеобъемлющей наукой.
            • Предметом философии являются в первую очередь законы существования природы, особенности взаимодействия различных объектов, познание этих законов и особенностей, познание самого познания. В философии существует огромное количество направлений, школ и течений, поэтому перечислить все явления и свойства, которые могут считаться предметом её изучения, просто невозможно.

            Материализм, идеализм и дуализм

            Фундаментальный вопрос философии заключается в том, что первично: материальный мир (бытие) или идеальный (мысленный прообраз). Таким важным этот вопрос делают два тезиса:

            В мире не существует ничего иного, кроме материального и идеального.

            Ответ на этот вопрос определяет ответы на остальные вопросы философии.

            Поскольку возможно только два ответа на данный вопрос, сторонники каждого из них образовали свои течения: материализм и дуализм. Кроме того, существует концепция дуализма, согласно которой существует два неразрывно связанных между собой начала. Рассмотрим все три воззрения подробнее.

            Материализм

            Идеализм

            В рамках данного мировоззрения полагается, что идеальное первично по отношению к материальному. В рамках идеализма существует два направления: объективный и субъективный идеализм. Первый подразумевает существование нематериальной реальности, не зависящей от разума, второй утверждает, что реальность не может существовать независимо от воли и сознания субъекта.

            Дуализм

            С точки зрения дуализма, материальное и идеальное представляют собой две равные по значению субстанции, ни одну из которых нельзя признать первичной. Основоположником дуализма считается Аристотель, а полнее всего его суть раскрыл в своих работах французский философ XVII века Рене Декарт.

            Структура философии

            Философия – это самая обширная и всеобъемлющая наука, и у неё достаточно сложная внутренняя структура, некоторые составляющие которой могут претендовать на роль самостоятельных научных дисциплин. Рассмотрим наиболее важные элементы данной структуры:

            Функции философии

            Поскольку философия – это очень сложная и многогранная наука, список её функций весьма обширен. В качестве наиболее важных можно назвать такие функции как:

            • Мировоззренческая. На протяжении многих веков ключевой задачей философии было формирование целостной и непротиворечивой картины мира. Она пытается понять и объяснить, как устроен мир, какое место занимает в нём человек и как он взаимодействует с окружающей действительностью.
            • Методологическая. Другая важная задача философии состоит в том, чтобы создавать механизмы и методы познания окружающего мира.
            • Мыслительно-теоретическая. Философия учит нас рассуждать логически, выстраивая схемы, которые достаточно точно и однозначно отражали бы явления окружающего мира.
            • Гносеологическая. Это фундаментальная функция философии, цель которой состоит в том, чтобы обеспечить механизм максимально точного и адекватного познания действительности.
            • Критическая. Данная функция состоит в том, чтобы подвергать сомнению существующие и новые знания об окружающем мире, находить противоречия, разрушать догмы, бороться с недостоверностью и окостенелостью накопленных знаний.
            • Аксиологическая (ценностная). Суть данной функции заключается в оценке объектов и явлений с учетом имеющихся систем ценностей.
            • Социальная. Эта функция заключается в объяснении процессов, которые привели к возникновению общества, а также в описании основных законов, по которым общество существовало на разных этапах своего развития.
            • Воспитательно-гуманитарная. Одна из важных задач философии всегда заключалась в том, чтобы развивать и прививать людям гуманистические ценности.
            • Прогностическая. В рамках данной функции философия пытается спрогнозировать, как будет развиваться человечество, общество и весь мир.
            • Общекультурная. Суть данной функции заключается в том, чтобы согласовывать достижения во всех сферах жизни, формируя единую культуру, общую для человечества.
            • Практическая. Данная функция состоит в практическом подтверждении теоретических суждений.

            Методы философии

            Философии, как и любой науке, необходимы инструменты для проведения исследований и постижения истины – методы. В качестве основных можно назвать следующие методы философии:

            • Диалектика. Это способ теоретического размышления, при котором изучаются противоречия исследуемых объектов и явлений, наличие в них противоположных качеств, меняющихся свойств и сложных причинно-следственных связей.
            • Метафизика. Данный метод в некотором смысле противопоставляется диалектике. Он изучает каждый объект обособленно (игнорируются его внешние связи и зависимости от других объектов), статично (игнорируется то, как он меняется с течением времени) и однозначно (противоречия отбрасываются, истина должна быть абсолютной и единственной).
            • Догматизм. Этот метод свойственен теологическим течениям в философии. Убеждения принимаются и больше не оспариваются, несмотря на отсутствие доказательств и логического обоснования.
            • Эклектика. В рамках данного метода соединяются разносторонние идеи, понятия, факты и концепции, в результате чего делаются поверхностные выводы – недостоверные, но выглядящие правдоподобно. Эклектика может использоваться, например, чтобы обосновывать сомнительные идеи, делая их привлекательными для масс (для популяризации религии или идеологии, в политической пропаганде или в рекламе).
            • Софистика. Цель данного метода не в поиске истины и даже не в имитации этого поиска, как у эклектики. Центральная идея софистики заключается в том, что умелый оратор способен доказать что угодно так, чтобы это выглядело вполне логичным. Первые софисты считались мудрецами и мастерами красноречия, но со временем за ними закрепилась дурная слава, поскольку в полемике они прибегали к нечестным приёмам.
            • Герменевтика. Это искусство толкования текстов. Суть герменевтики заключается в том, чтобы при прочтении текста максимально полно учесть всё, что могло повлиять на смысл высказываний: культурную среду, образование автора, его социальный статус и другие факторы.

            Философия в системе наук

            Для полного понимания того, что такое философия, необходимо осознать её место среди современных наук и связь с отдельными дисциплинами. Различные течения могут соотноситься с разными видами наук. Так философская антропология исследует человека, его сущность, предназначение, систему ценностей и стоящие перед ним вызовы. Таким образом, она может считаться гуманитарной наукой.

            Онтологию можно отнести к естественным наукам, поскольку она изучает объективный мир и зачастую сосредоточена на тех же объектах, что и другие естественные науки (пространство, материя, время, движение и прочее). С античных времён и вплоть до XVIII века существовала также натурфилософия – учение, сочетающее в себе философские и естественнонаучные знания.

            Таким образом, философия одновременно является естественной, гуманитарной и технической наукой. При этом у неё есть точки соприкосновения с каждой из двух с половиной тысяч наук, признаваемых современным научным миром. И ни одна другая наука не может похвастаться подобной универсальностью.

            Заключение

            Философия считается самой обширной и многогранной из всех наук. Она состоит из большого количества разделов, имеет множество функций и методов. Это единственная наука, соприкасающаяся со всеми остальными двумя с половиной тысячами научных дисциплин. Иногда её называют родоначальницей всех наук, считая, что именно из её ответвлений так или иначе сформировались все естественные науки.

            София, согласно с античной традицией, - высшая мудрость, которую вначале приписывали только богам. Владеть полной и определенной истиной могли только боги. Человек не может слиться с Софией, поскольку он - смертен, ограничен в познании. Таким образом, человеку оставалось доступно только непрерывное стремление к истине, никогда не законченное полностью, любовь к мудрости, которая вытекает из самого понятия.

            Существуют следующие точки зрения на предмет философии:

            1. Предмет философии отличается от предмета науки и других отраслей знания.

            А) Для античных философов было характерно различать веру и философию, которая включала в себя знания о конкретных предметах и знания об общем. Аристотель, например, выделял три пласта знаний в философии: теоретическое (Математика, физика, метафизика); практическое (этика, экономика, политика); изобразительное знание (поэтика, риторика, искусство).

            Б) В Новое время философия воспринималась как всё научное знание. Ф. Бэкон – физика, метафизика, медицина. Рене Декарт рассматривал философию как дерево: корни – метафизика, ствол – физика, ветви – медицина, механика, этика. Философия воспринималась как всё теоретическое знание, как преднаука, как фундамент наук.

            В середине XIX века происходит становление современной системы научного знания. Знания человечества разделяется на естественные, общественно-экономичсекие, гуманитарные дисциплины. Происходит отделение философии от других наук.

            В) На современном этапе предмет философии можно рассматривать как целостное отношение человека к миру.

            Предметом философии является:

            1) вся действительность, всё бытиё.

            2) теоретическое знание о действительности

            3) знание о всеобщем, углубление и дифференциация этого знание.

            Кроме этой традиционной точки зрения существуют и другие:

            2. Философия не имеет четко выделенного из какой-либо области действительности предмета.

            А) Философия не имеет самостоятельного предмета, поэтому можно считать предметом философии совокупность точек зрения философов.

            Б) Философия - “ничья земля" между теологией и наукой (так трактовал философию английский философ Б. Рассел);

            В) Философия - промежуточноеположение идей, этап в их развитии от теологического или фиктивного до научного или (это точка зрения родоначальника позитивизма О. Конта);

            Г) Философия - всего лишь форма политической идеологии (видимость чего создавалась и в эпоху Просвещения, и – тем более в советскую эпоху) и т.д.

            Основными аспектами философского знания являются взаимоотношения отношения человека и мира вне времени (т.е. существуют на всех этапах истории человечества и лежат в основе любого вида человеческой деятельности) и не изучаются другими науками. Это аспекты:

            Онтологический (изучает бытие, отношение человека и мира)

            Гносеологический (познание мира человеком)

            Аксиологический (ценностный мир человека)

            Праксиологический (практическая деятельность человека в мире)

            Специфика философии, как науки. Функции философии.

            Специфика философии, как науки состоит в том, что она сводит воедино знания из различных сфер, поэтому можно определить её, как науку о наиболее общих закономерностях природы, общества и мышления. Философия проявляет самые распространенные идеи, представления, формы опыта, на которых базируется культура и общественная жизнь в целом.

            В отличии от других наук, специализированных на конкретных вопросах (математических, исторических, экономических, педагогических), философия занимается универсальными, фундаментальными проблемами. По отношению к науке философия традиционно играет роль методологии познания.

            Философия переводит в логичную, понятную форму суммарные результаты человеческого опыта.

            Существует точка зрения, о том, что философия не может считаться наукой, поскольку она не обладает безличностью, объективностью, которые характерны для любого научного знания. Вопрос – спорный.

            Философия объединяет ценности истины, добра и красоты в жизни человека.

            Прогресс философских знаний в определенном смысле имеет место. (Вообще прогресс философских знаний – это описание приключений идей). Он принципиально отличается от прогресса в научном знании. Здесь нет наслаивания знаний. Есть углубление, приближение к истине. (истина где-то рядом, но как правило человеческой жизни не хватает, чтобы её поймать).

            Философии как особому типу мировоззрения присущи только ей единственной функции, которых не имеют ни миф, ни религия, ни научный кругозор.

            Они совпадают с разделами философии. Это онтологическая, гносеологическая, аксиологическая, антропологическая, праксиологическая.

            1. Поскольку философия - это особенный тип мировоззрения, то ей присущи все мировоззренческие функции: познавательная, ориентирующая, воспитательная (идеологическая) и даже коммуникационная.

            2. Методологическая функция состоит в определении способов достижения какой-либо цели.

            3. Социальная функция – формирование гражданского самосознания.

            «Философия есть понимание всего сущего как единого и внедрением этого понимания в художественный образ и моральное действие. Она является процессом отождествления мнения, образа и действия. Философия, отличаясь от остальной деятельности человеческого духа, оживляет их всех, наделяет их человеческими качествами, осмысливает их для человека. Без нее наука - собрание фактов, искусство - вопрос техники, жизнь - механизм. Философствовать - это развивать в себе человека как стройную единую сущность"./Лавров П. Л. Три беседы о современном значении философии / /Философия и социология. М. 1965 Т. 1. С. 571-572.

            Было дано определение философии, как целостного понимания отношения человека к миру. Развернутая система философского знания включает в себя следующие разделы.

            1. Учение о мире в целом, о движущих им глобальных силах, о всеобщих законах его организации – это онтология (ontos – бытие).

            2. Учение о человеке, его природе и организации его деятельности – это антропология (антропос – человек).

            3. Учение о познании, его основаниях, возможностях и границах – это гносеология.

            4. Учение об обществе и истории человечества, которое рассматривает человечество в целом – это социальная философия.

            5. Учение о природе ценностей – это аксиология.

            Как правило, в творчестве конкретных философов не все разделы представлены одинаково полно.

            К комплексу общего философского знания примыкают:

            1. Этика – учение о нравственности.

            2. Эстетика – учение о прекрасном, о художественном творчестве.

            3. Логика – учение о правилах мышления.

            Особая область – история философии. Большинство философских проблем рассматриваются в контексте предшествующего опыта их решения. В отдельные периоды истории разные разделы философии поочередно выходят на первый план.

            В истории философии выделяются следующие этапы:

            1. Философия Древнего Востока (Древние Индия и Китай)

            2. Античная философия (Философия Древней Греции)

            3. Средневековая философия (Философия Западной Европы V – XV вв.)

            4. Философия эпохи Возрождения (Философия Западной Европы XVI в.)

            5. Философия эпохи Просвещения (Философия Западной Европы XVII –XVIII вв).

            Читайте также: