Проект мы за здоровье в детском саду

Обновлено: 04.07.2024

В проекте обощен приобретенный и накопленный опыт практической работы по здоровьесбережению детей, система работы, интересные находки, т. е. все то, что помогает достичь педагогам наибольших результатов в профессиональной деятельности.

Основания разработки проекта.

Здоровье человека только на 7-8% зависит от здравоохранения и более чем на половину - от его образа жизни. Забота о здоровом образе жизни - это основа физического и нравственного здоровья, а обеспечить укрепление здоровья можно только путем комплексного решения педагогических, медицинских и социальных вопросов. Именно в дошкольном возрасте в результате целенаправленного педагогического воздействия формируется здоровье, привычка к здоровому образу жизни, общая выносливость, работоспособность организма и другие качества, необходимые для полноценного развития личности.

Социальная значимость проекта.

Здоровье является ценностью для человека, необходимой предпосылкой для полноценной жизни, удовлетворения его материальных и духовных потребностей, участия в труде и социальной жизни, в экономической, научной, культурной и других видах деятельности.

- вид проекта - практико-ориентированный;

- по предметно-содержательной области проекта – междисциплинарный;

- по продолжительности выполнения – три года;

- по характеру доминирующей проектной деятельности - прикладной (практико-ориентированного характера).

- Создание условий для формирования социально активной личности.

- Содействие сохранению и укреплению психофизического здоровья детей и их эмоциональному благополучию.

- Профилактическая, пропедевтическая, просветительная работа со всеми участниками образовательного процесса (педагогами и родителями) по формированию привычки здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.

- Содействие личностно-ориентированному взаимодействию взрослых и детей.

- Развитие сетевого взаимодействия участников образовательного процесса с внешними партнерами.

- Привлечение детей к различным видам спорта.

1. Пояснительная записка

Здоровые дети - в здоровой семье.

Здоровые семьи – в здоровой стране.

Здоровые страны - планета здорова, Здоровье! Какое прекрасное слово! Так пусть на здоровой планете,

Растут здоровые дети!

Здоровье человека является высшей ценностью государства. Итоги Российской ассамблеи, посвященной проблемам здоровья населения, свидетельствуют об отчетливой тенденции к ухудшению состояния здоровья, как взрослых, так и детей. Причины этого кроются не только в ухудшении экологического состояния, но и в современном образе жизни подавляющего большинства людей. Массовая компьютеризация, увлечение планшетами, телефонами, интернетом, телевизорами приводят к малоподвижному образу жизни. На сегодняшний день даже для детей раннего возраста более привлекателен современный гаджет, нежели спортивное оборудование. А ведь всем известно, что двигательная активность является важным условием, стимулирующим фактором развития речевой, интеллектуальной, эмоциональной и других сфер подрастающего человека.

Здоровые дети - это основа жизни нации, можно с уверенностью сказать: здоровые дети - здоровая нация. Здоровье - это физическая, гигиеническая, душевная, социальная культура человека, которая закладывается в раннем детстве.

Поэтому одной из актуальных задач дошкольного образования является сохранение и укрепление здоровья дошкольников.

1.1. Актуальность

Забота о здоровом образе жизни - это основа физического и нравственного здоровья, а обеспечить укрепление здоровья можно только путем комплексного решения педагогических, медицинских и социальных вопросов. Самой актуальной проблемой на сегодняшний день является сохранение и укрепление здоровья детей.

1.2. Концептуальные идеи проекта

Дошкольное детство рассматривается нами как уникальный период, в котором закладываются основы всего будущего развития человека. Ребенок как самоценность: его здоровье, интересы, потребности.

Педагог как личность, носитель образования, проводник общечеловеческих ценностей.

Семья как основная необходимая социальная среда, определяющая путь развития личности ребенка; ориентация на ее потенциал, образовательные потребности и запросы семьи; установление партнерских, доверительных отношений с семьей каждого воспитанника.

Командная работа, как основа достижения успеха.

Культура организации как культура жизнедеятельности детского сада, культура взаимоотношений с родителями, культура деловых и личных отношений с социальными партнерами.

Качество как единственно возможная работа, постоянное стремление к совершенству.

Цель проекта: обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитанников и воспитания валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и охранять его.

- сохранять и укреплять здоровье детей;

- совершенствовать физическое развитие;

- повышать сопротивляемость защитных свойств организма;

- улучшать физическую и умственную работоспособность;

- формировать осознанное отношение к своему здоровью;

- способствовать усвоению правил соблюдения гигиенических норм и культуры быта;

- создать оптимальный режим дня, обеспечивающий комфортное самочувствие, нервно-психическое и физическое развитие.

1.3. Принципы реализации проекта

Принцип активности и сознательности — участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей. Обеспечение высокой степени инициативы и творчества всех субъектов образовательного процесса.

Принцип систематичности и последовательности организация здоровьесберегающего и здоровьеобогащающего процесса. Принцип предполагает систематическую работу по оздоровлению и воспитанию валеологической культуры дошкольников, постепенное усложнение содержания и приемов работы с детьми на разных этапах педагогической технологии, сквозную связь предлагаемого содержания, форм, средств и методов работы;

Доступности и индивидуализации – оздоровительная работа в нашем детском саду строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Системного подхода – оздоровительная направленность образовательного процесса достигается через комплекс избирательно вовлеченных компонентов взаимодействия и взаимоотношений, которые направлены на полезный результат – оздоровление субъектов образовательного процесса (из теории функциональных систем П.К. Анохина).

Оздоровительной направленности — нацелен на сохранение и укрепление здоровья в процессе воспитания и обучения. Оздоровительную направленность имеют не только физкультурные мероприятия, но и в целом вся организация образовательного процесса в детском саду.

Комплексного междисциплинарного подхода. Работа учитывает тесное сетевое взаимодействие педагогического коллектива МАДОУ с социальными партнерами.

1.4. Планируемый результат

- Увеличение количества детей, привлеченных к занятиям физической культурой и спортом;

- Повышение уровня подготовленности и развития физических качеств у дошкольников;

- Стабилизация эмоционального фона;

- Сформировано умение использовать резервы своего организма для сохранения, укрепления здоровья и повышения его уровня;

- Снижение уровня заболеваемости воспитанников МАДОУ;

- Сформирована потребность в ведении здорового образа жизни у детей и родителей;

- Сформированы представления у родителей о физических возможностях детей, возрастных требованиях к их физическим качествам.

1.5. Этапы реализации проекта

I этап – подготовительный: июнь-август 2015 г.

Цель: анализ имеющихся в МАДОУ условий, выявление проблем, прогнозирование результатов работы с целью определения основной концепции проекта и направлений работы.

- разработка нормативно-правовой базы реализации проекта;

- создание творческих групп из высококвалифицированных и творческих специалистов для работы по проекту;

- анализ состояния здоровья детей и физического развития детей;

- оценка организационных и материально – технических условий;

- формирование информационного банка данных по здоровому образу жизни (анализ психолого – педагогической и методической литературы по вопросам здоровьесбережения);

- организация работы творческой группы по выявлению проблем и прогнозированию результатов работы.

II этап – организационно-практический: сентябрь 2015 - май 2017 г.

Цель: разработка и реализация системы работы по здоровьесбережению,

организация эффективного взаимодействия участников образовательного процесса.

- обучение педагогов и родителей эффективным технологиям здоровьесбережения и формирования стратегии здорового образа жизни;

- подготовка методических материалов по обучению воспитанников и родителей современным подходам к сохранению здоровья;

- организация сотрудничества с ЛПУ, ДЮСШ;

- организация оперативного контроля использования системы работы по здоровьесбережению

- планирование комплекса мероприятий, обеспечивающих реализацию проекта;

- разработка перспективных планов работы с педагогами и родителями;

- формирование единого здоровьесберегающего пространства в детском саду и семье для эффективной организации оздоровительной работы с дошкольниками;

- систематизация сетевого взаимодействия;

- разработка системы мониторинга промежуточных и итоговых результатов реализации проекта.

Организация работы творческой группы:

- по внедрению проекта и использованию здоровьесберегающих технологий;

- по отслеживанию промежуточных результатов и при необходимости корректировки работы по реализации проекта.

III этап – заключительный: июнь-август 2017 г.

Цель: подвести итоги работы в проекте, проанализировать полученные результаты деятельности, определить перспективы на будущее.

- педагогический мониторинг, анкетирование педагогов, опрос родителей;

- анализ достигнутых результатов;

- обобщение и трансляция педагогического опыта на городских и областных мероприятиях;

Тип проекта : познавательно- исследовательский.

Срок реализации проекта : краткосрочный (ноябрь).

Участники проекта : дети старшей группы, родители воспитанников, педагоги группы.

Цель проекта : формирование положительного отношения к здоровому образу жизни, потребности в положительных привычках.

сформировать положительное отношение к необходимости беречь и укреплять своё здоровье;

повысить интерес к занятиям физической культурой и спортом;

расширять двигательные возможности ребёнка за счёт освоения новыфх упражнений и здоровьесберегающих технологий;

воспитывать социально значимые личностные качества: целеустремлённость, организованность, инициативность, трудолюбие;

повышать эмоциональное благополучие ребёнка за счёт проведения разнообразных, интересных и увлекательных мероприятий физкультурной направленности;

формирование у детей и их родителей осознанного отношения к своему здоровью;

привлечение родителей к организации оздоровительной работы с детьми в дошкольном учреждении и дома.

с точки зрения детей:

расширятся представления о здоровье, необходимости физических упражнений; появятся первичные представления о здоровом образе жизни.

С точки зрения родителей: активизируется родительское участие в жизни детского сада, появится атмосфера общности интересов детей родителей и коллектива детского сада.

Продукт проекта : изготовление совместно с родителями, нетрадиционного физоборудования.

Тема и её актуальность:

Дошкольный возраст- это важный период формирования человеческой личности и прочных основ физического здоровья. Именно в этом возрасте закладываются основы физического развития, формируются двигательные навыки, создаётся фундамент для воспитания физических качеств. Поэтому сегодня в дошкольном возрасте наблюдается особый интерес к физическому воспитанию и пропаганде здорового образа жизни.

О, В. Чермашенцева пишет: " Каждый ребёнок хочет быть сильным, бодрым, энергичным: бегать не уставая, кататься на велосипеде, мастерски плавать, играть с ребятами во дворе, а не мучиться головными болями или бесконечными насморками. Плохое самочувствие и болезни являются причинами отставания в росте5, неуспеваемости, неважного настроения. Поэтому каждый должен думать о своём здоровье, знать своё тело, научиться заботиться о нём и т. д. "

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с человеческим организмом является основной частью раздела " Что я знаю о себе", включённого в парциальную программу доктора педагогических наук, профессора С. А. Козловой " Я - человек". По её мнению, усвоение ребёнком- дошкольником знаний о человеческом организме будет способствовать лучшему самопознанию, пониманию зависимости своей жизни от окружающей действительности, от умения ориентироваться в ней.

Парциальная программа экологического воспитания дошкольников А. И. Ивановой " Живая экологгия" включает в себя расширенный блок рубрики " Человек". В данном пособии даго теоретическое обоснование программы, прослеживается возрастная динамика формирования представлений о человеке у детей первых семи лет жизни.

В парциальную программу Н, Н. Авдеевой, О. Л. Князевой, Р. Б. Стёркиной " Безопасность" включён раздел " Здоровье ребёнка", " Эмоциональное благополучие ребёнка".

Поэтому, сохранение и укрепление здоровья детей, формирование привычки к здоровому образу жизни остаются первостепенной задачей. Здоровье ребёнка зависит не только от полноценного физического развития и воспитания в детском саду, а также от условий жизни в семье, так как семья - это среда, где формируется здоровье ребёнка и закладывается в его сознании основа к постоянному стремлению к здоровью. Одним из важных аспектов реализации программ по здоровьесбережению детей является совместная работа ДОУ и семьи.

СТРАТЕГИЯ ДОСТИЖЕНИЯ ПОСТАВЛЕННЫХ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ

Вопросы к детям по предполагаемому проекту :

Что нужно делать, чтобы быть здоровым?

Кого называют спортсменами?

Кто помогает людям быть здоровыми?

Что ты хочешь узнать о ЗОЖ?

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

1 этап - подготовительный.

Определение темы проекта. Обоснование его актуальности.

Постановка целей и задач работы.

Определение уровня знаний детей о здоровье, о ЗОЖ.

Опрос и беседа с детьми: " как я буду заботиться о своём здоровье?", " Что нужно делать, чтобы быть здоровым?2

Чтение художественной и познавательной литературы.

Подбор конспектов познавательных занятий и бесед.

Подбор консультативного материала для родителей.

2 этап - познавательно- исследовательский (основной)

ЕЖЕДНЕВНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЙ ТЕХНОЛОГИЙ В РЕЖИМНЫХ МОМЕНТАХ

рассматривание иллюстраций по теме проекта

экскурсии: в медицинский кабинет, в аптеку №5, на стадион.

СЮЖЕТНО- РОЛЕВЫЕ ИГРЫ: " Поликлиника", " Аптека", " Больница", " Магазин" ( Сюжеты: " Таня простудилась", " Дети съели немытые овощи (фрукты)", " Покупаем продукты, полезные для здоровья")

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ: " Овощи- фрукты", " Узнай на ощупь", " Узнай по запаху", " Доскажи словечко"(предметы личной гигиены, " Послушаем тишину", " Разрезные картинки", " Подбери пару", " Подбери движение" (по основным видам движения, " Полезное - неполезное", " Четвёртый лишний"(продукты питания, " " Назови вид спорта".

ИГРЫ С ЗЕРКАЛОМ: " Мои зубки", " Мои глазки", " Мои ушки" и т. д.

БЕСЕДЫ :" Чистота и здоровье", " как я буду закаляться", " Солнце, воздух и вода - мои лучшие друзья", " как надо одеваться, чтобы не болеть", " Помоги Незнайке сберечь здоровье", " Мои помощники - глаза (и др. органы чувств)", " О гигиене кожи (зубов, органов чувств)"," Что умеют наши руки (ноги)", " О неполезных продуктах", " О пользе спорта".

ЧТЕНИЕ И ЗАУЧИВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ :

Ф. Афонькин " Как победить простуду", " Откуда берётся болезнь"

В. Голявкин " Про Вовкину тренировку", " Голыши- крепыши", " Письмо детям. "

К Чуковский " Мойдодыр", " Айболит"

В Маяковский " Что такое5 хорошо и что такое плохо"

А Барто " Девочка чумазая" и т. д.

ЗАГАДКИ на тему: " Овощи- фрукты", " Спорт", " Полезные и вредные продукты".

ХУДОЖЕСТВЕННО_ ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАзВИТИЕ: изодеятельность: " Виды спорта", " Цветок здоровья", " Полезные- вредные продукты"; прослушивание песен про спорт и здоровье.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

КОНСУЛЬТИАЦИИ: " О Соблюдении режима дня", Ещё раз о вакцинации", " опасные вкусности", " Какие продукты нежелательны в детском питании", " О вредном влиянии некоторых продуктов на здоровье зубов", " Оздоровление детей в ДОУ", " Простые правила ЗОЖ".

ПОРЕКОМЕНДОВАТЬ: просмотр муьтфильмов " Про бегемотика, который боялся прививок", " Королева- зубная щётка", " Витамин роста".

посещение спортивных клубов и секций.

3- этап - заключительный.

НОД " Я здоровье берегу, сам себе я помогу"

Оформление выставки творческих работ " Я расту сильным и здоровым"

Проект не ставит целью достижение высоких результатов за короткий отрезов времени. Главное в нём - помочь детям проявить их собственные потенциальные возможности, чтобы, взрослея, они были готовы вестиЗОЖ, цн\енили своё здоровье и здоровье окружающих.

С точки зрения детей:

- расширятся представления о здоровье, необходимости физ. упражнений;

- появятся начальные представления о ЗОЖ;

- обогатится словарный запас;

- пополнится физ. уголок нетрадиционным оборудоваем перчатки с пуговицами).

С точки зрения родителей:

- активизируется родительское участие в жизни детского сада;

- возникнет атмосфера общности интересов детей, родителей и коллектива детского сада.

1. Н,Н, Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стёркина " Безопасность", - СПб: " Детство- Пресс", 2004, - 144с.

2. А. И. Иванова " Естественно- научные наблюдения и эксперименты в детском саду" (ЧЕЛОВЕК, - М. : ТЦ " Сфера", 200,- 224с.

3. О. В. Чермашенцева " Основы безопасного поведения дошкольников" - Волгоград: Учитель, 2012.- 207с.

4. С. Е. Шукшина " Я и моё тело".- М. : Школьная пресса, 2004.-48с.

Осенний утренник (старший дошкольный возраст) Вед. Осень нас к себе на бал нынче пригласила. Чтоб никто не опоздал, Осень попросила. И вот мы здесь, сверкает зал, теплом согреты лица.

Развлечение на 8 Марта (старший дошкольный возраст) РАЗВЛЕЧЕНИЕ НА 8 МАРТА Ребята! Сегодня в честь праздника 8 марта мы с вами вспомним, чем занимаются мамы и бабушки, как им помогают папы.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Борисоглебского городского округа

Детский сад № 21 комбинированного вида

Лаптева О.В.,Ряскова С.Б;

Шипилова С.В., Лукьянова М.А.

Виссарион Григорьевич Белинский.

Проблема: недостаточная заинтересованность детей и родителей в сохранении и укреплении своего здоровья.

Тип проекта: информационно-практико-ориентированный.

Вид проекта: межгрупповой.

Сроки реализации проекта: с 20 марта по 28 апреля 2017 года.

Участники проекта: педагоги, дети старшей и младшей разновозрастных групп, родители.

-Создать необходимые условия воспитания и развития ребенка, направленных на сохранение и укрепление физического и нравственного здоровья детей;

- Формировать у всех участников проекта мотивацию к занятиям физической культурой и спортом, а также потребности в новых знаниях о способах сохранения и укрепления здоровья;

- Заинтересовать детей и родителей в понимании необходимости заботиться о своем здоровье, беречь его, вести здоровый образ жизни.

- создать условия для благоприятного физического развития детей;

- содействовать расширению и развитию эмоциональной сферы;

- сформировать осознанное отношение к необходимости беречь и укреплять свое здоровье;

- повысить интерес к занятиям физической культурой и спортом;

- расширить двигательные возможности ребенка за счет освоения новых движений и упражнений здоровьесберегающих технологий;

- воспитывать социально-значимые личностные качества: целеустремленность, организованность, инициативность, трудолюбие.

- активизация познавательных интересов;

- повышать эмоциональное благополучие ребенка за счет проведения разнообразных, интересных и увлекательных мероприятий физкультурной направленности.

Для педагогов:

- повышать уровень профессиональной компетентности на семинарах, вебинарах, мастер-классах в ходе реализации проектной деятельности;

- обогащать физкультурно-оздоровительную среду в ДОУ за счет приобретения физкультурного инвентаря, нестандартного физкультурного оборудования;

- обеспечить тесное взаимодействие с родителями, специалистами ДОУ и общественностью.

Для родителей:

- повысить педагогическую культуру родителей в области формирования, сохранения и укрепления здоровья детей;

- приобщить родителей к жизнедеятельности ДОУ через поиск и внедрение наиболее эффективных форм сотрудничества;

- укрепить детско-родительские взаимоотношения путем проведения совместных мероприятий;

- уделять особое внимание пропаганде здорового образа жизни личным примером;

- оказать посильную помощь ДОУ в обогащении физкультурно-оздоровительной среды в целях профилактики детских заболеваний и повышения интереса к физическим упражнениям.

Условия для реализации проекта: тесное взаимодействие с инструкторами по физической культуре, музыкальными руководителями, учителем-логопедом, социальным педагогом, медицинским работником, образовательными организациями, организациями спорта, родителями.

Ожидаемые результаты:

- повышение мотивации к двигательной активности, занятиям физической культуры;

- расширение представлений о важности и значимости физкультуры;

- снижение заболеваемости и повышение уровня здоровья детей;

- формирование гигиенической культуры у детей и наличие потребности в здоровом образе жизни;

- активная помощь и заинтересованность родителей в организации работы по оздоровлению детей.

Предметно-развивающая среда:

-групповая комната, в которой для проведения занятий имеется: пианино, музыкальный центр, дидактические игры; массажные коврики для профилактики плоскостопия, сенсорная тропа, резиновые коврики, массажеры для стоп, мячи, обручи, мешочки с песком, кегли и другое;

- имеются различные виды картотек: подвижные игры с необходимыми шапочками и другими атрибутами; для развития основных видов движений, картотека физкультминуток и пальчиковых игр, гимнастик для глаз, психогимнастик, бодрящих гимнастик после сна, прогулок, картотека упражнений игрового стретчинга, картотека упражнений на фитбол - мячах, картотека игр игротерапии, и др.

- в группе имеется спортивный центр, где дети занимаются как самостоятельно, так и под наблюдением педагогов;

-развивающие игры, центр воды и песка;

- информационный стенд с консультациями для родителей от узких специалистов: педагог – психолог; учитель – логопед; инструктор по физическому воспитанию.

Анализ результатов: презентация проектов.

Этапы проекта:

Первый этап: подготовительный.

1.Диагностика знаний о ЗОЖ (воспитатели).

2.Беседа о способах закаливания организма (медсестра).

3.Составление плана совместной работы с детьми, педагогами и родителями.

4.Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, игр с детьми.

5.Анкетирование для родителей.

Второй этап: основной.

Работа с детьми.

Комплексно - целевая работа по формированию здорового образа жизни у детей младшей и старшей разновозрастных групп:

Познавательное развитие.

Младшая группа.

Речевое развитие.

Младшая группа.

Чтение художественной литературы:

пословицы, поговорки, потешки.

Художественное творчество.

Младшая группа.

Закрепление полученных знаний в игровой деятельности:

Использование здоровьесберегающих технологий.

Закаливающие мероприятия:

- соблюдение температурного режима в течение дня;

- правильная организация прогулки и ее длительности;

- соблюдение сезонной одежды во время прогулок с учетом индивидуального состояния здоровья детей;

- облегченная одежда для детей в детском саду;

- дыхательная гимнастика после сна;

- мытье прохладной водой рук по локоть, шеи.

Технологии сохранения и стимулирования здоровья:

Динамические паузы (физкультминутки)

Подвижные и спортивные игры

Гимнастика: пальчиковая, для глаз, дыхательная, после сна.

Технологии обучения здоровому образу жизни:

Физкультурное занятие - 2 раза в неделю в групповой комнате, 1 раз – на улице. Занятия проводятся в соответствии с программой ДОУ. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение.

Активный отдых: на участке ДОУ имеется спортивное оборудование, позволяющее обеспечить максимальную двигательную активность детей на прогулке.

Самомассаж в различных формах физкультурно-оздоровительной работы с младшего возраста.

Коррекционные технологии.

Технологии музыкального воздействия

Современные здоровьесберегающие технологии.

Упражнения на фитбол - мячах .

Проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия) .

Работа с родителями:

Технологии валеологического просвещения родителей :

Информационные стенды для родителей: в каждой группе работают рубрики, освещающие вопросы ЗОЖ;

Информационные стенды медицинских работников о профилактической работе с детьми в ДОУ;

Информационные стенды инструкторов по физической культуре;

Приобщение родителей к участию в физкультурно-массовых мероприятиях ДОУ (соревнования, спортивные праздники, дни открытых дверей, Дни и Недели здоровья, и др.);

Ситуационные беседы с родителями по вопросам здоровьесбережения.

Третий этап – заключительный.

В результате реализации данного проекта, поставленные задачи были реализованы в полном объеме.

Проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения в последние годы приобретает все большую актуальность. Перед детским садом в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и в целом физическому развитию детей, как фундаментальной составляющей общечеловеческой культуры.

Двигательная активность дошкольников является важнейшим компонентом их образа жизни и поведения. Она зависит от организации физического развития и воспитания детей, от уровня их подготовленности, от условий жизни, индивидуальных особенностей и функциональных возможностей растущего организма. Также установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи, мышлением.

Поэтому искусству сохранения и укрепления здоровья, формирования осознанной потребности в здоровом образе жизни должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном возрасте. Кроме этого, именно в этом возрасте отмечается более тесная связь ребенка с семьей, что помогает наиболее эффективно воздействовать не только на ребенка, но и на членов его семьи.

Анализ анкетирования показывает, что во многих семьях потребность дошкольников в движении удовлетворяется далеко не полностью, предпочтение отдается просмотру телепередач, компьютерным играм, занятиям статического плана и малоподвижным играм. Большая загруженность родителей ведет к сокращению прогулок на свежем воздухе, тем самым естественная потребность ребенка в движении в семье пусть неосознанно, но подавляется. Основными причинами таких результатов является то, что родители недооценивают роль двигательной активности, обеспечивающей здоровую жизнедеятельность ребенка, недостаточно осознанно подходят к процессу физического воспитания детей, занижая свою роль в этом процессе и перекладывая основную нагрузку на образовательное учреждение. И как следствие не понимают важности всех критериев, способствующих формированию здорового образа жизни у детей.

Забота о здоровом образе жизни - это основа физического и нравственного здоровья, а обеспечить укрепление здоровья можно только путем комплексного решения педагогических, медицинских и социальных вопросов.

Проблема: Как укрепить и сохранить здоровье наших детей?

если мы в процессе организованной, оздоровительной деятельности будем формировать у воспитанников осознанное отношение к своему здоровью, понимать значение и преимущество хорошего самочувствия, то это поможет сохранению, укреплению, оздоровлению детей.

создание необходимых условий воспитания и развития ребёнка, направленных на сохранение и укрепление физического и нравственного здоровья детей.

Формирование у всех участников проекта мотивации к занятиям физической культурой и спортом, а также потребности в новых знаниях о способах сохранения и укрепления здоровья.

  • совершенствовать здоровьесберегающее пространство;
  • расширять и обогащать опыт детей по способам и правилам сохранения его здоровья;
  • продолжать приобщать родителей к активной совместной работе и объединять совместные усилия по оздоровлению, воспитанию и физическому развитию воспитанников;
  • расширять и обогащать опыт родителей по способам и правилам сохранения здоровья детей.
  • прививать привычку повседневной физической активности;
  • проанализировать состояние здоровья воспитанников на момент начала проекта;
  • сохранять и укреплять здоровье детей на основе комплексного и системного использования доступных для детского сада средств физического воспитания, оптимизация двигательной деятельности при помощи нетрадиционных форм и методов;
  • способствовать укреплению сердечно – сосудистой, дыхательной систем, стимулировать нервно – мышечную систему;
  • использовать нетрадиционные методы оздоровления воспитанников;
  • повышать сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям;
  • улучшать психоэмоциональное состояние детей.
  • содействовать развитию физических качеств (ловкости, быстроты, гибкости, равновесия, глазомера, силы и выносливости);
  • повышение активности и общей работоспособности;
  • формировать интерес к занятиям физической культуры;
  • воспитывать дружеские чувства;
  • воспитывать интерес к физкультуре и спорту;
  • способствовать выработке у детей привычки соблюдения режима дня, потребности в ежедневных физических упражнениях и играх.

Успешное решение поставленных задач возможно лишь при усвоении комплексного использования всех средств физического воспитания.

является сохранения и укрепления здоровья, развитие физических качеств у детей дошкольного возраста.

особенности взаимодействия с родителями в процессе развития физических качеств у детей через использование современных здоровьесберегающих технологий.

дети 5-7 лет, инструктор по физической культуре, воспитатели, преподаватель изобразительной деятельности, музыкальный руководитель, учитель – логопед, медицинский работник, родители.

Практическая значимость проекта:

  • внедрена в практику модель организации работы по физическому развитию;
  • обновлена и пополнена развивающая предметно – пространственная среда в соответствии с требованиями ФГОС ДО;
  • разработано примерное перспективное планирование по физическому развитию детей 5 - 7 лет;
  • подготовлены методические материалы по теме (конспекты НОД, сценарии спортивных праздников, досугов и развлечений, презентации, доклады, консультации для родителей и педагогов и другое).

Ожидаемые результаты проекта:

  • создание модели организации работы по физическому развитию детей;
  • обновление и пополнение развивающей предметно – пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС ДО;
  • разработка примерного перспективного планирования по физическому развитию детей 5 - 7 лет, методических разработок;
  • разработка методических материалов по теме (конспектов НОД, сценариев спортивных праздников, досугов и развлечений, видеопрезентаций для детей и родителей, консультаций для родителей и педагогов и другое).
  • совершенствование уровня профессионального мастерства педагогов по физическому развитию детей дошкольного возраста;
  • использование в образовательном процессе инновационных форм работы с детьми;
  • повышение качества воспитательно – образовательной работы с детьми;
  • использование условий социума для физического развития детей 5 – 7 лет;
  • расширение сотрудничества детского сада с организациями города;
  • рост престижа дошкольного образовательного учреждения.

Предполагаемые результаты проекта:

  • увеличилось количество детей с высоким уровнем физической подготовленности;
  • снизилась заболеваемость;
  • у дошкольников сформировано желание вести здоровый образ жизни;
  • появление у детей возможности активного и постоянного участия во всех мероприятиях общеобразовательного процесса;
  • сформированы элементарные представления о пользе занятий физической культурой и освоения культурно-гигиенических навыков;
  • дети знают большое количество упражнений, много подвижных игр, пальчиковых, дыхательных, зрительных, артикуляционных гимнастик;
  • активизировалось участие родителей в физкультурно-оздоровительном процессе;
  • повысилась педагогическая компетентность родителей в вопросах физического развития и здоровья.

Механизмы реализации проекта:

Реализация проекта обеспечивается без дополнительного финансирования из местного бюджета, за счет привлечения благотворительных пожертвований физических и юридических лиц (приобретение спортивно – игрового оборудования, наглядных материалов).

Проект будет реализовываться через систему индивидуальных и групповых форм деятельности с детьми, через видеопрезентации для детей и родителей. Участие детей, родителей и педагогов в подготовке спортивных соревнований, досугов, праздников и развлечений.

оздоровительный, информационно – игровой, практический, поисковый, групповой.

Срок реализации проекта:

I этап 01.09.2016 – 31.07.2017 учебный год.

II этап 01.09.2017 – 31.06.2018 учебный год.

Главные принципы работы по физическому развитию по реализации проекта:

Формы работы с детьми по данному направлению разнообразны:

1. Специально организованная деятельность:

  • гибкий режим дня и оптимальная организация режимных моментов;
  • гимнастика (сюжетная, с предметами, из подвижных игр, ритмическая, на свежем воздухе и т.д.);
  • занятия по физической культуре в зале и на свежем воздухе (игровые, сюжетные, тематические, комплексные, контрольно-диагностические, тренирующие с пособиями подарками);
  • подвижные игры, спортивные эстафеты, ОРУ, основные движения;
  • оздоровительный бег, босохождение;
  • динамические паузы;
  • бодрящая гимнастика (включающая коррегирующие упражнения на профилактику плоскостопия, нарушения осанки; дыхательную, артикуляционную, зрительную, пальчиковую гимнастику, развитие речевого дыхания, гимнастику на развитие слухового внимания, упражнения на напряжение и расслабление, игровой массаж);
  • гимнастика пробуждения;
  • закаливающие мероприятия (босохождение, облегченная одежда, хождение по массажным коврикам, обильное мытье рук, утренний прием на улице, солнечные ванны);
  • чесночно-луковая ингаляция;
  • массаж;
  • рациональное питание;
  • проектная деятельность;
  • прием детей на улице в теплое время года;
  • оснащение спортинвентарем, оборудованием, наличием спортзала, спортплощадки, спортивных уголков в группах;

2. Совместная деятельность с детьми:

индивидуальная здоровьесберегающая работа, подвижные игры, праздники и развлечения, участие в соревнованиях, кружковая работа, коммуникативные игры, походы, минута тишины, музыкальные паузы, игровые беседы с элементами движений, Дни здоровья.

3. Самостоятельная деятельность детей:

в спортивном уголке, на спортплощадке с использованием пиктограмм основных движений, схем наблюдения за поведением ребенка.

4. Интеграция с другими образовательными областями:

Познавательное развитие, речевое развитие, художественно - эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Все формы работы позволят повысить двигательную активность детей.

  • народные игры, подвижные игры, спортивные игры;
  • игровые упражнения, игровые задания;
  • гимнастика коррегирующая;
  • гимнастика пальчиковая;
  • гимнастика для глаз;
  • динамическая пауза;
  • релаксация;
  • прогулка;
  • утренняя гимнастика;
  • закаливание;
  • бодрящая гимнастика;
  • индивидуальная профилактическая работа;
  • свободная двигательная активность.

Все проводится в игровой форме!

Этапы реализации проекта

План работы по реализации проекта на 2016 –2017 учебный год

Пропаганда здорового образа жизни.

Развитие личности ребёнка на основе овладения физической культурой и спортом.

Пропаганда здорового образа жизни.

Развитие личности ребёнка на основе овладения физической культурой и спортом.

Выявить отношение детей к

занятиям утренней гимнастикой.

2. «Путешествие на

1. Физкультурно – логопедический досуг для детей группы компенсирующей направленности

свободно выполнять упражнения, направленные на укрепление мышц и суставов, профилактику плоскостопия и осанки. Укреплять дыхательную систему, согласовывать
движения с речью и музыкой.
Привлечь мам к участию в развлечении с проведением эстафет, конкурсов,

Формировать гармоничную личность

(чувство уважения, доброты к близким людям).

Закрепление знаний о зимних видах

спорта, воспитывать желание заниматься спортом.

Формирование двигательной активности детей, направленной на

укрепление осанки и координации движений.

Расширять знания о
Российской Армии:
- сформировать чувство патриотизма, гордости за свое Отечество, за воинов российской армии, за их

доблесть, смелость;
- воспитывать желание быть похожими на них.

Расширить представления о празднике –

Дне защиты детей; способствовать формированию двигательной активности детей - развивать быстроту, ловкость, умение работать в команде.

План работы по реализации проекта на 2017 – 2018 учебный год

Развивать быстроту, ловкость, выносливость.

Развивать волевые качества, стремление к победе.

Научно - методическое обеспечение проекта

Условия реализации проекта по развитию физического развития детей

  • Создание благоприятного психологического климата в коллективе.
  • Оптимизация оздоровительной деятельности в ДОУ путем организации здоровьесберегающего педагогического процесса, соответствующего возрастным и индивидуальным возможностям, использующего адекватные технологии развития и воспитания и способствующего усвоению детьми ценностей здоровья и здорового образа жизни.
  • Соблюдение рационального режима дня, обеспечивающего смену разнообразной деятельности и отдыха.
  • Использование современных методов и приемов оздоровления.
  • Создание условий для удовлетворения потребности детей в движении
  • Реализация различных форм систематической работы с родителями, ее модернизацию и совершенствование ее качества.
  • Создание условий для проявления положительных эмоций.
  • Формирование на доступном уровне необходимых знаний в области гигиены, медицины, физической культуры.
  • Единые требования к предметно – развивающей среде развития ребенка, учитывающие запросы субъектов образовательного пространства – педагогов, родителей, детей, учитывается принцип интеграции.
  • Использование системы мониторинга (педагогической диагностики): сочетание разнообразных методов (наблюдений, бесед, экспертной оценки, тестов), обеспечивающих объективность и точность получаемых данных.

Развивающая – предметно пространственная среда:

В музыкально – спортивном зале создана развивающая – предметно пространственная среда, которая рассматривается как система, представляющая собой обогащающий фактор детского развития, способствующая физическому развитию дошкольников. Развивающая – предметно пространственная среда структурирована с учетом интересов и потребности ребенка, предоставляет возможность ребенку продвигаться в своем развитии.

Развивающая предметно-пространственная среда спортивного зала содержательно насыщена и соответствует возрастным возможностям детей. Образовательное пространство спортивного зала оснащено в соответствии с требованиями образовательных программ, реализуемых в дошкольном учреждении и создано таким образом, что дает возможность эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.

Для основных видов движения: гимнастическая скамейка, доска с ребристой поверхностью, дорожка – змейка (канат, коврик массажный, коврик со следочками, скакалки, маты гимнастические, гимнастический мяч (фитбол, кегли, кольцеброс, мешочек с грузом, мяч набивной, мячи большие, мячисредние, мячи малые, мяч для волейбола, мяч для футбола, мяч для баскетбола, мишени для метания настенные, кольцо баскетбольное, стенка гимнастическая деревянная, дуга большая, дуга средняя, дуга малая, туннель.

Для общеразвивающих упражнений: флажки, кубики, ленточки, платочки, гимнастические палки, кегли, теннисные мячики, мячики массажные (обручи, султанчики, мячи средние, мячи малые, гантели).

Для подвижных игр и эстафет: Маски, шапочки, кольца, обручи, кегли, ориентиры, кубики, мячики, клюшки, шайбы, ворота, платочки, прищепки, (пальчиковая гимнастика, муляжи овощей и фруктов, ракетки для бадминтона, маленькие мячики: футбольный, баскетбольный, волейбольный, теннисные мячи (настольный, для большого тенниса). Маски из бумаги, ориентиры для эстафет из бросового материала, маленькие мячики: футбольный, баскетбольный, волейбольный.

Все пространство предметно-пространственной среды и оборудование спортивного зала безопасное, эстетически привлекательное, здоровьесберегающее, развивающее, соответствует санитарно-гигиеническим требованиям и требованиям пожарной безопасности, с учетом свободного доступа детей к местам эвакуации. Спортивное оборудование зала соответствует возрасту и росту детей.

Дети могут легко пользоваться любым спортивным инвентарем и пособиями, которые находятся в свободном доступе детей разных возрастных групп. Использование мягких красочных модулей помогает трансформировать пространство, а полифункциональность материалов помогает изменить его в зависимости от образовательной ситуации. Все пособия спортивного зала полифункциональны и пригодны для использования в разных видах детской активности.

Организация предметно-пространственной среды в спортивном зале построена в соответствии с возрастными и гендерными особенностями воспитанников.

Особенности взаимодействия педагогов с родителями детей в ДОУ

Взаимодействие с семьей по оптимизации физкультурно-оздоровительной работы

Как инструктор по физической культуре для достижения положительного результата, в своей работе я сочетаю разные формы работы с семьёй, такие как:

Читайте также: