Урок музыки в общеобразовательной школе план

Обновлено: 06.07.2024

Предмет музыка в общеобразовательной школе - это, прежде всего, предмет эстетической направленности, который дает нам возможность широко и достаточно полно прикоснуться к искусству, духовному наследию, нравственному эталону, образу жизни всего человечества.

Оценить 776 0

Негосударственное Образовательное Учреждение

Центр Образование

Педагогическая статья

Работу выполнила:

Учитель музыки

Лошакова Ирина Анатольевна

Москва, 2015

Предмет музыка в общеобразовательной школе

Предмет музыка в общеобразовательной школе - это, прежде всего, предмет эстетической направленности, который дает нам возможность широко и достаточно полно прикоснуться к искусству, духовному наследию, нравственному эталону, образу жизни всего человечества.

Ученики приобретают колоссальный опыт эмоционального и образного восприятия, изучая мировые шедевры классической и современной музыки.

Огромную роль имеет и начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности, благодаря которым обеспечивается понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни, постижение культурного многообразия мира.

Музыкально-эстетическое воспитание школьника имеет особую значимость именно в современном мире, когда потребность в высоко- культурных и образованных людях особенно высока. Музыкальные уроки помогают формировать способности для оценки и эстетического отношения к себе и другим людям.

Отличительная особенность предмета - охват исторического пространства, которое постоянно выводит нас за рамки самого предмета музыки и заставляет совершать каждый раз увлекательные путешествия в мир литературы (проза, поэзия), изобразительного искусства, что как нельзя лучше помогает развивать эмоционально-эстетический фон и усиливает понимание детьми содержания музыкального произведения.

Предмет музыка учит рассуждать, импровизировать, выходя за поставленные рамки урока, нарушая какие-то правила, что всегда очень нравится особенно маленьким ученикам. Вот так, постепенно, незаметно, казалось бы играючи, музыкальный урок решает невероятно сложные задачи, развивая ассоциативное мышление, "внутренний слух" и "внутреннее зрение".

В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: ансамблевое, хоровое и сольное пение, ритмические движения под музыку, использование шумовых музыкальных инструментов, инсценировка стихотворений, картин, музыкальных сказок, рассказов.

Азы музыкальной грамоты, которые школьники получают на уроках, помогают лучше и глубже понимать музыкальные произведения, решать непростые гармонические задачи.

Посещая занятия хорового класса и класс ансамбля, ребята учатся ответственности за общее дело, ведь от работы каждого, зависит общий успех.

Рабочая программа по музыке для 5-7 классов составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по искусству и является ориентиром при составлении авторских, рабочих программ и других документов, определяющих содержание, формы и методы музыкального образования в основной школе разных типов общеобразовательных учреждений.

Примерная программа включает в себя пояснительную записку , в которой дается общая характеристика предмета, его цели, место предмета в базисном учебном плане, основные содержательные линии, обще учебные умения, навыки и способы деятельности, также результаты обучения.

В данной программе нашли отражение изменившиеся социокультурные условия деятельности современных образовательных учреждений, новые педагогические технологии.

Программа ориентирована на реализацию компенсаторской функции искусства: восстановление эмоционально – энергетического тонуса подростков, снятие нервно-психических перегрузок учащихся.

Цель направлена на формирование и развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемая часть духовной культуры.

Приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений, овладение культурой отношений, запечатленной в произведениях искусства, раскрывающих духовный опыт поколений;

Развитие в процессе музыкальных занятий творческого потенциала, ассоциативности мышления, воображения через потребности в общении с искусством.

Освоение языка музыки, его выразительных возможностей в создании музыкального образа, общих и специфических средств художественной выразительности разных видов искусства.

Требования к уровню подготовки учащихся.

должен знать, уметь и понимать :

знать специфику музыки как вида искусства;

понимать значение музыки в художественной культуре и её роль в синтетических видах творчества;

знать возможности музыкального искусства в отражении вечных проблем жизни;

знать основные жанры народной и профессиональной музыки; многообразие музыкальных образов и способов их развития; основные формы музыки;

знать характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов; имена композиторов и музыкантов-исполнителей;

уметь эмоционально-образно воспринимать и характеризовать муз. произведения;

узнавать на слух изученные произведения, выделять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений, выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве разных композиторов;

различать звучание музыкальных инструментов, виды хора и оркестра, певческие голоса;

распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров;

устанавливать взаимосвязи между разными видами искусства на уровне общности идей, тем, художественных образов;

размышлять о музыке, анализировать, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки;

определять свое отношение к музыкальным явлениям действительности.

Использовать приобретённые знания и умения

в практической деятельности и повседневной жизни для:

размышления о музыке, выражения собственной позиции относительно прослушанной музыки;

певческого и инструментального музицирования на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках;

самостоятельного знакомства с музыкальной культуры и оценки их эстетической значимости;

определения своего отношения к музыкальным явлениям действительности.

Место предмета в базисном учебном плане

I четверть - 9 часов

II четверть – 8 часов

III четверть – 10 часов

IV четверть – 8 часов

Из них 4 часа отводится на контрольные работы (тестовые задания) и 2 часа на административно - проверочные работы.

Содержание программы (6 класс)

Раздел I : Тема года «В чём сила музыки?

Раздел II : Тысяча миров музыки (7 часов)

Раздел III . Как создаётся музыкальное произведение (26 часов)

Музыкальная динамика – 2 ч.

Раздел III . Чудесная тайна музыки (2 часа)

Итоги (обсуждение с учителем)

Контроль осуществляется в следующих видах:

Форма контроля:

музыкальные викторины по итогам полугодия

Учебно-методический комплект

Музыка. 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / Т.И. Науменко, В.В. Алеев. – 5-е изд., перераб. – М.: Дрофа, 2005г.

Музыка. 6 класс. Нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя: учебно-методическое пособие /Т.И. Науменко, В.В. Алеев. – 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2005г. CD - дисках )

Дополнительная литература для учителя

2. Алеев В.В, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак. Музыка. 1-4 кл., 5-8.: программы для общеобразовательных учреждений. 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007.

3. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. – М.: Гуманитарный издательский Центр ВЛАДОС, 2000.

4. Алиев Ю.Б. Пение на уроках музыки. - М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005.

5. Владимиров В.Н., Лагутин А.И. Музыкальная литература. М.: Музыка, 1984.

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

Главное требование к современному человеку, который живет в мире глобальных перемен и интеграционных процессов, чрезвычайно стремительного развития техники и информационных ресурсов, – является умение творить. Поэтому одной из задач современного образования является создание условий для формирования компетентной, творческой личности. Важное место в процессе гуманизации образования принадлежит художественно-эстетическому циклу, который влияет на развитие эмоционально-чувствительной сферы учащегося. Искусство – своеобразный камертон цивилизации, универсальный способ мышления, способный синтезировать истину, добро и красоту, формировать человека-творца. Художественно-эстетическое образование является посредником между общественно значимыми культурными ценностями и личностными ценностями человека и обеспечивает формирование базовых компетентностей (общекультурных, художественно-познавательных, художественно-коммуникативных и др.), формирует стремление и способность к художественно-творческой самореализации духовного самосовершенствования на протяжении всей жизни. Важную роль во всей этой деятельности играет эмоционально-чувствительная сфера и творческая активность личности, развитие которой непосредственно связано с занятиями искусством.

Многие проблемы, решаемые современной российской школой, связаны со значительным обновлением содержания образования, с качественной реализацией государственного стандарта общего образования, с созданием условий для самореализации и самоопределения личности обучающегося.

Актуальными задачами современного школьного музыкального образования являются:

  • развитие сознания, музыкального мышления детей;
  • развитие эмоциональной сферы обучающихся;
  • развитие волевой, активной стороны личности, связанной с освоением различных видов деятельности.

Актуальными проблемами современного музыкального образования являются:

  • использование комплексного подхода в преподавании на основе взаимодействия различных видов искусства;
  • внедрение новых образовательных технологий;
  • использование инновационных форм работы;
  • использование современных методов музыкального воспитания;
  • использование принципов художественной дидактики.

Урок музыки – это, прежде всего, урок творчества, и не должен стать только фактом встречи ребенка с музыкой, его результатом должны стать изменения в самом ребенке.

Современный школьный урок музыки: какой урок имеет право называться современным?

В общепринятом понимании современный урок музыки - это урок, созвучный времени, в котором гармонично сочетаются приоритетные задачи образовательной сферы и специфика восприятия музыки. Сегодня задачи школьного образования центрируются вокруг РЕБЕНКА, раскрытия его индивидуальности и неповторимости, умения найти себя в обществе, быть преобразователем себя и окружающей действительности.

Цель учителя в современном школьном уроке музыки ориентирована на изменения, происходящие в обучающихся. Это означает, что процесс обучения должен быть направлен не на передачу готового опыта музыкальной деятельности, а на освоение способов быть сопричастным к этому опыту, самому осваивать, преобразовывать и пополнять его.

Изменения, происходящие в ребенке, проявляются во всех компонентах его музыкальной культуры: его музыкальном опыте, музыкальной грамотности, музыкальном творчестве. Формирование каждого из компонентов музыкальной культуры ребенка является предметом педагогической деятельности учителя музыки.

Качественной реализации государственного стандарта общего образования способствует внедрение новых образовательных технологий.

  • научном - как часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;
  • процессуальном - как описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств достижения планируемых результатов обучения;
  • деятельностном - осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.

Внедрение новых образовательных технологий направлено на совершенствование образовательного процесса, формирование художественно-практической компетентности обучающихся.

Наиболее показательным является использование инновационных технологий: технология развивающего обучения – проблемное изложение учебного материала, частично-поисковая деятельность, самостоятельная проектная исследовательская деятельность.

Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою работу и работу учеников на разнообразные виды самостоятельной деятельности обучающихся, на приоритет деятельности поискового, исследовательского, творческого характера.

Структура музыкальной деятельности ребенка содержит элементы: цель - средства - процесс - результат. Это условие является для учителя ориентиром, позволяющим организовать продуктивную музыкальную деятельность школьников. Продуктивность при этом выступает не только как результат творческого акта, представленный в создании чего-то нового и оригинального, а, прежде всего, как качество активности обучающихся.

Во все времена музыку, как мощную психологическую силу, старались использовать для оказания влияния на чувства и волю людей. Этот энергетический потенциал музыки успешно применяется и современным шоу-бизнесом, сформировавшим с помощью музыкальной продукции часто низкого качества не только "вкусы", но и устойчивое нежелание молодёжи вообще замечать величайшее богатство высокого искусства. В этой ситуации особую актуальность приобретает проблема организации музыкального обучения и воспитания в средней школе, что может составить альтернативу массовой экспансии суб-культуры.

Урок – зачастую не бросающаяся в глаза напряжённая работа, которая требует от учителя огромных нравственных и физических усилий, максимальной концентрированности внимания, гибкого мышления и моментальной реакции во всевозможных психологических ситуациях.
Уроки музыки отличаются особо эмоциональной атмосферой, и это вполне нормально, т.к. музыка – язык чувств. Она шевелит, будоражит чувства школьников, создавая определенные настроения, влияя, в конечном итоге, на поведение и взаимоотношения учеников.

Урок музыки нацеливает учителя на воспитание у школьников музыкальной культуры как части их общей духовной культуры. При такой постановке цели музыкального воспитания особенно важно владеть искусством своей профессии. "Есть искусство и есть творчество", - говорил В.Немирович-Данченко. Это противопоставление неслучайно. Оно закономерно возникает тогда, когда речь идёт не о внешних, а о глубинных творческих процессах в искусстве. Так, творческий урок музыки становится антитезой другого урока, в котором царит ремесло, пусть даже самое умелое. В связи с этим и возникает проблема "внешнего" и "внутреннего" в искусстве ведения урока музыки. Одно дело, если урок – лишь привнесение неких новых слуховых добавлений к музыкальным впечатлениям школьников. Другое дело, если это – особенная, неповторимая встреча с искусством. Проблема "внешнего" и "внутреннего" на уроках музыки есть, по сути, реальное взаимоотношение музыки как искусства и искусства проведения урока музыки. Изучая музыку на таких уроках, дети должны будут почувствовать, что они изучают жизнь, что музыка – это сама жизнь.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подготовка и прежде всего планирование музыкального занятия — про­цесс творческий. По сути, планирование — это конкретное воплощение учителем своего творческого видения того, как реализовать цели и выполнить те задачи, которые призвана решать система общего музыкального образова­ния, как целенаправленно и последовательно подготовить своих учеников к творческому, живому общению с музыкой, вовлечь их в мир музыкального искусства, подготовить к музыкальному самообразованию.

Необходимым условием планирования урока музыкального искусства является знание буду­щим учителем учебных программ по музыке для общеобразовательной школы и умение определять содержание урока и его организацию в соответствии с кон­цептуальными установками той или иной из них.

Планирование музыкальных занятий можно разделить на два уровня:

планирование занятий учителем;

планирование, осуществляемое студентом в период педагогической прак­тики.

В первом случае планирование осуществляет учитель-музыкант, уже обла­дающий опытом организации музыкальных занятий и определенным уровнем мастерства. Во втором случае — студент-практикант, который только начина­ет овладевать своей профессией. Таким образом, планирование учителем и студентом практикантом имеют существенные отличия. В чем же раз­ница между ними и каковы общие черты?

Практикующий учитель-музыкант обладает знаниями нормативных доку­ментов (Государственные стандарты начальной и основной школы, пример- ные программы для разных уровней образования), многих учебных; программ общего и дополнительного образования. Исходя из собственных профессиональных ориентаций, учитель имеет возможность выбрать ту про­грамму, которая представляется ему наиболее предпочтительной. Более того. Учитель-музыкант имеет право создать и свою собственную программу (с соответствующим утверждением ее на педагогическом совете школы и на ме­тодическом объединении учителей музыки района или города). В целом же имеется в виду, что учитель музыки, остановивший свой выбор на той или иной программе и работающий по этой программе, хорошо представляет ее как в целом, так и поэтапно — от класса к классу. При этом важно иметь в виду, что учитель, выбрав ту или иную программу, неизбежно корректирует ее, исходя из уровня музыкальной и общей культуры учащихся конкретного

класса, своих личностных предпочтений, прежде всего относительно музы­кального материала, акцентов в преобладании того или иного вида музыкаль­ной деятельности, теоретических, исторических, межпредметных, опосредо­ванных знаний и т.д. Словом, подход к реализации той или иной программы может и должен быть творческим со стороны учителя в самых разных направ­лениях.

Кроме того, в практике постоянно возникает необходимость корректиро­вать, дополнять и обогащать программу с учетом профессиональной позиции конкретного учителя, особенностей того или иного класса. Так, в одном клас­се учитель делает акцент на творчестве одних композиторов, а в параллельном классе их выбор иной. В одном классе в занятиях преобладает хоровое пение, в другом — слушание музыки и т. д. И в таком подходе также проявляется твор­чество учителя.

Однако при этом необходимо самым внимательным образом отнестись к рекомендациям авторов той или иной программы.

Всеми этими преимуществами студент-практикант еще не обладает. По­этому его задачи в период педагогической практики в целом и относительно планирования музыкальных занятий, в частности, — значительно скромнее Тем не менее задача научиться планировать свою работу является чрезвычай­но важной.

Обратим внимание еще на один момент. Если учитель сам выбирает среди прочих приглянувшуюся ему учебную программу или сам составляет автор­скую программу, то студенту предстоит прежде всего научиться работать по той программе, по которой работают в школе, где он проходит практику).

Означает ли все сказанное выше, что студенту-практиканту только и оста­ется, что следовать заранее спланированной в данной школе программе? Нет. Для творческой работы ему предоставляются довольно широкие возможности даже в тех рамках, которые были обозначены выше.

Как известно, методика планирования урока может быть бесконечно раз­личной и выбор ее главным образом зависит от предпочтений самого учителя. Вряд ли даже самый опытный и знающий методист может предложить схему, следовать которой согласятся все другие учителя. Более того: опытный методист рекомендует студентам, как правило, на выбор разные схемы, разную степень подробности составления плана, конспекта, методической разработки урока. И все же на первых порах овладения студентом знаниями, умениями и навыка­ми подготовки к музыкальному занятию ему целесообразно выполнить ряд непременных условий, прежде чем приступать к занятиям с учащимися:

Тщательно изучить ту учебную программу, которой следует учитель, про­являя соответствующие знания о ней в беседе с методистом или учителем данной школы.

Планировать предстоящий урок музыкального искусства следует только после просмотра, по меньшей мере, двух предыдущих уроков в этом классе, что даст возмож­ность:

а) представить уровень музыкальных знаний, умений и навыков, опыта эмоционально-ценностного отношения к музыке и опыт творческой деятель­ности учащихся конкретного класса;

б) составить представление об общем уровне и особенностях развития уча­щихся;

в) изучить манеру, стиль общения учителя с учащимися, принципы, ме­тоды и приемы организации урока.

Что общее можно выделить в самых разных схемах планирования урока? Это тщательное обдумывание идеи, темы, логики урока и стремление реали­зовать их в самых разных видах музыкальной деятельности.

В связи с этим необходимо отметить, что к настоящему времени сложилось много различных вариантов построения урока. Метод эмоциональной драматургии, разработанный Э. Б. Абдуллиным, вклю­чает в себя такие пути и средства, как контраст настроений, видов и форм музыкального занятия, его кульминацию и многое другое. Все это с очевидно­стью указывает на связь музыкального занятия в рамках общего музыкального образования — с деятельностью сценариста, режиссера.

Всякого рода контрасты вот необходимое условие практически каждого успешно прове­денного урока. Важную роль играют и связки между фрагментами урока. Они должны быть направлены не только на органичный переход от одного эпизода занятия к другому, но и служить важнейшей функции установления целост­ности всего урока.

Разработанный студентом-практикантом план занятия можно представить себе как результат творческого осмысления им будущего урока, как определенную ступень в общей системе музыкально-образовательной работы с данным коллек­тивом учащихся.

Планы уроков могут принципиально отличаться по степени полноты их изложения. Обязательным для них является:

обозначение цели, темы, идеи урока, его основных задач;

определение образа урока и музыкально-педагогического жанра, в кото­ром он будет решен;

выстраивание порядка следования музыкального и другого учебного ма­териала на уроке в соответствии с драматургическим замыслом (включаю­щим, как минимум, форму проведения урока, его составные части и характер взаимосвязи между ними; виды и формы музыкальной деятельности);

определение способов и приемов достижения поставленных задач;

примерное время, отводимое на отдельные фрагменты урока;

перечисление необходимого оборудования.

Обратим внимание на то, что в последнее время в ряде методических посо­бий, обращенных к тем или иным программам по музыке, основной акцент ставится на слушательской деятельности и, как правило, отсутствуют конк­ретные указания на необходимость целенаправленного и последовательного развития музыкального исполнительства как необходимой части духовной куль­туры. В этой связи возникает необходимость подчеркнуть, что в плане урока должны быть раскрыты задачи:

воспитательные, направленные прежде всего на развитие приоритетных для музыкальных занятий качеств личности, опыта эмоционально-ценностных отношений, опыта музыкально-творческой деятельности и художествен­ного вкуса;

обучающие, предусматривающие усвоение знаний музыки и знаний о му­зыке, ее связь с другими искусствами; формирование музыкальных умений, навыков исполнения музыки, особенно в хоровом пении, а также в процессе игры на музыкальных инструментах и музыкально-пластического интониро­вания и на этой основе — развитие музыкальных способностей учащихся.

Продумывая планирование урока, необходимо иметь в виду, что даже са­мая подробная методическая разработка урока часто не может создать целос­тное и достаточно ясное представление о ходе урока. Вот почему по одной и той же методической разработке один учитель-практикант (или учитель музы­ки) может дать яркий и успешный урок, а у другого студента он может полу­читься маловыразительным и неубедительным. Почему?

Во-вторых, большое значение имеет интонационная выразительность сло­весных высказываний учителя. Если текст произносится вяло, дикционно не­ясно и не устанавливает при этом необходимый контакт с учащимися, ту атмосферу взаимопонимания, которая должна быть на уроке искусства, са­мый грамотно подготовленный урок не будет иметь успеха.

В-третьих, необходимо ясно представлять себе, в каком тоне, темпе и ха­рактере целесообразно вести урок с данным конкретным классом. Важно зара­нее отрепетировать тон, с которым практикант будет вести диалог с учащимися, пре­дусмотреть приемы, с помощью которых можно установить необходимую дис­циплину в классе с первых минут урока.

Опытный учитель может при подготовке к уроку ограничиться срав­нительно кратким планом или конспектом урока. Но даже опытные учителя, имеющие многолетний стаж педагогической работы, придают планированию занятий большое значение. Многие из них постоянно готовят развернутые поурочные разработки, считая их необходимым для себя этапом работы. При­чем созданию таких разработок нередко предшествует длительный процесс, в ходе которого первоначальный контур занятия не только обогащается, но иногда и претерпевает достаточно значительные изменения: учитель заменяет ранее отобранные музыкальные образцы другими, перестраивает драматур­гию занятия, вводит новые, ранее не запланированные элементы и т.д.

После проведения урока учитель мысленно возвращается к разработанному им плану или конспекту занятия. Анализируя полученные результаты, он пы­тается определить, что же из запланированного у него получилось, а что — нет, и т.д.

Добавим к сказанному, что выбранная студентом-практикантом форма планирования музыкального занятия должна быть много раз предварительно озвучена, а предполагаемый музыкальный материал проигран или спет.

Крайне желательно показать включенный в урок музыкальный материал преподавате­лю соответствующего класса, отработав при этом все необходимые детали. Это поможет мысленно увидеть и услышать созданную методическую разработку, представить ее целостно: в определенном ритме и темпе. При этом часто ста­новятся очевидными те или иные слабые стороны, которые удается предвари­тельно устранить.

Читайте также: