Как открыть платный кружок в школе

Обновлено: 07.07.2024

Публикуем новую версию нашего руководства для тех, у кого вдруг возникла мысль пойти поучить чему-то детей. К слову, в ближайшее время будем раздавать небольшие наборы для организации кружков, следите за новостями.

С чего начать?

Зайдите в школу, где вы учились сами или где учатся ваши дети, и договоритесь с кем-нибудь из учителей провести пару занятий (вам там будут рады, это точно совершенно). Любому технарю, если он своим предметом увлекается, есть что рассказать интересного детям. Они будут слушать внимательно, поскольку серьезных людей им сильно не хватает. Я в свое время начал с того, что освежил в памяти университетский курс по радиобиологии, пришел в родную школу и прочитал старшеклассникам лекцию про радиацию (есть у них такая тема в программе).

Далее по большому счету пути два. Первый — пойти преподавать детям основные школьные предметы, но это чрезвычайно хардкорно, большинство людей долго не выдерживает. Гораздо проще обучать в каком-нибудь кружке, это почти любому под силу, об этом дальше и пойдет речь.

Единственная техническая сфера, которая по настоящему сейчас интересна детям — это робототехника. На эту тему можно много спорить, но поверьте нашему опыту: в кружок с любой другой тематикой завлечь детей будет в разы сложнее.

Любой детский кружок намертво привязан к преподавателю, ушел преподаватель — закрылся кружок. Чтобы один преподаватель заменил другого — такого почти не бывает. Поэтому кружок вам придется делать самим. Опять же возникает два варианта — либо собственный кружок, либо на базе какого-нибудь близко знакомого вам детского учебного заведения. Рассмотрим сначала второй вариант.

В родной школе

Сейчас почти всем школам в России денег очень не хватает (насколько я знаю, исключение составляют только Москва и богатые сибирские регионы). Если руководство школы проявляет минимальную адекватность и активность, оно пытается организовывать платные кружки. Если вы придете с уже готовым кружком, вам очень обрадуются. Ни у кого нет таких возможностей для работы с детьми, как у школ, они их и на занятия приведут, и деньги с них соберут, и все остальное, вам останется только учить. Еще одно преимущество школ — все они в обязательном порядке оборудованы компьютерными классами, половина стоимость кружка — это компьютерный класс.

В то же время вас ожидают очень неприятные сюрпризы. Например: вы уже договорились о начале занятий, даже назначили дату, и вдруг директор вам говорит, что все отменяется. Он может испугаться какой-то проверки, которая оштрафует его за непонятные железки в кабинете, вдруг сообразит, что некому со стороны школы этим кружком заниматься, много всего может быть, организовать полноценный кружок — это не пару занятий провести. Большинство детских учреждений сейчас пребывает в не очень хорошем состоянии, поэтому если у вас есть минимальные организаторские способности, то лучше выбрать другой путь.

Собственный кружок

Для него вам понадобятся:

  1. Помещение
  2. Мебель
  3. Компьютеры
  4. Собственно железки, из которых делать роботов
  5. Дети

Лучше всего начинать привлекать детей с последней недели августа, занятия начинать в конце сентября. Вообще точками бифуркации для школьников являются даты начала и окончания каникул, в это время они чаще всего меняют род своей деятельности, в это время их нужно ловить.

Можно пробовать организовывать летние занятия, сейчас многим детям летом совершенно нечего делать. Если вы полдня будете чем-то детей занимать, родители вам будут благодарны.

Проще всего привлечь первоклассников, чем ребенок старше, тем более у него сформировавшийся круг интересов, тем сложнее его заманить. Десятый и одиннадцатый классы, как правило, не интересует ничего, кроме ЕГЭ и личной жизни. В то же время чем ребенок младше, тем сложнее с ним работать. В нашем кружке в основном 5-7 класс, старше не приходят, младше не задерживаются.

Для занятий подойдет любое помещение офисного типа. В крупных городах частные кружки чаще всего располагаются либо в бизнес-центрах, либо на первых этажах домов в спальных районах. На одно учебное место нужно примерно три квадратных метра.

Что касается мебели, то Икея — наше все. Вот, например, отличный стол за 1К, хотя для компьютера и железа мал будет, лучше вот такой за 1.7К. Вот еще стул за 700.

Компьютеры лучше всего найти где-нибудь списанные. Скорей всего вы будете работать с ардуиной, а для ее программирования достаточно Windows XP. В качестве системного блока компьютера можно использовать Raspberry. Проблемы с маломощными компьютерами могут возникнуть, если вы будете использовать софт для 3D-моделирования или тяжелые графические среды программирования.

С точки зрения юридического оформления ситуация следующая. С родителями первых учеников у вас скорей всего будут очень личные взаимоотношения, поэтому оформлять ничего не нужно будет.

В будущем можете зарегистрировать ИП (сейчас это очень просто, смотрите Эльбу или Мое дело). После этого будете выдавать родителям квитанции на оплату в банке (как эту квитанцию распечатать вам подскажут в том банке, где вы откроете счет). Родители могут еще попросить подписать договор на оказание образовательных услуг, есть утвержденная Минобром форма.

Если индивидуальный предприниматель сам ведет обучение, никого не нанимает, то лицензия на образовательную деятельность ему не нужна.

Как и чему учить

Наверно, лучше всего сравнить ребенка с младшим коллегой по работе: вы взяли стажера, который делать еще ничего не умеет, сначала его нужно поучить вашему предмету, потом вы вместе будете выполнять проект. Но есть существенные отличия.

Самое главное при работе с детьми — сдерживать эмоции, ни малейшим образом не проявлять раздражение, которое у вас неизбежно будет иногда возникать. В большинстве случаев это достаточное условие для успешной работы. В целом эмоциональная составляющая во взаимоотношениях с детьми важнее, чем предметная: если какое-то задание ребенку никак не дается, то можно подойти и выполнить все за него. Пусть он чего-то не освоит, чего-то не поймет, но зато будет вам доверять.

Второй момент я бы сравнил со взбиранием по лестнице — вы перепрыгиваете сразу через несколько ступенек, даже не замечая их, а ребенку каждая отдельная ступенька дается с трудом. Например: вы объясняете массивы в программировании, рисуете на доске в ряд квадратики, вроде все просто и понятно. Пропущенная ступенька здесь — это переменные. Массив — это последовательность переменных, и прежде нужно объяснить, что в ячейку памяти можно записать какое-то значение, а потом уже составлять последовательность из этих ячеек. Вы можете вести занятия на любом оборудовании, выполнять с детьми любые проекты, проблема только в этих ступеньках, не имея опыта на каждой из них будете набивать шишки. Для упрощения задачи можно взять методику, где все эти ступеньки перебираются. Для Лего, Robbo и других методики уже идут в комплекте. Мы такую методику написали для простейших китайских железок, лежит здесь.

Методики можно разделить на два типа. Первый — классические школьные, когда учитель в начале урока выходит к доске и говорит: “А сегодня мы будем изучать диоды!”, после чего все дружно выполняют задание по зажиганию диода. Таких подавляющее большинство. Второй тип — когда дети делают все по методичкам, а преподаватель ходит между ними и решает возникающие затруднения, иногда еще дополнительно что-то интересное рассказывает. Мы, естественно, только вторым путем идем.

Следующий важный момент — мотивация. В идеале дети должны уткнуться в монитор и беспокоить вас, только когда проблемы возникают. В этом случае (к сожалению, редко достижимом) от вас не требуется каких-то педагогических способностей, достаточно лишь уметь объяснять; вам даже не нужно будет убеждать их в необходимости изучения каких-то фундаментальных вещей, как только они потребуются для достижения цели, дети сами начнут упрашивать рассказать о них.
На начальном этапе главным мотивом школьников является естественный интерес к технике — магия преобразования строчек на экране в механическое движение. Со временем первичный интерес угасает, основной метод его поддержания — участие в соревнованиях. Если у детей появляется азарт, то они уже обо всем забывают. Менее распространенный вариант — делать что-то, имеющее практическое применение, например, элементы умного дома, и внедрять это.
Отметим еще следующим момент: на первом же уроке сразу нужно показать детям что-то большое и интересное, чтобы они этим загорелись.

Деньги

Ниже приведены данные для расчета окупаемости детского кружка. Суммы указаны для Екатеринбурга, для Москвы нужно умножить на два, для маленького сравнительно благополучного городка — разделить на полтора-два. Данные очень примерные, на практике все может сильно варьироваться.

Средняя стоимость одного занятия (2 академических часа) в кружке робототехники для одного ребенка — 420 руб. Оптимальный размер группы — 6 детей. Скорей всего в сентябре вы их наберете, в течение года половина разбежится, поэтому в среднем пусть будет 4 ребенка. Стандартная нагрузка преподавателя — 100 часов в месяц, то есть 50 занятий (в принципе можно работать и 200 часов, как в других сферах, но это очень тяжело, скорей всего вам этого не захочется). Таким образом месячный доход составить 420 руб. * 4 ребенка * 50 занятий = 84К.
Месячные расходы: 10К на аренду помещения + 5К на обновление железок и разную мелочевку + 1К на содержание ИП.

Первичные разовые вложения: 15К мебель + 36К мониторы + 30К Raspberry (в качестве системного блока компьютера) + 60К железки = 141К.

Если вы организуете кружок в школе — то как договоритесь, тут самые разные варианты могут быть, у каждого директора школы своя методика ведения коммерческой деятельности.

Для меня самым сложным во всем этом был сбор денег. Я не мог понять, как с детей в принципе можно брать деньги. В общем-то до сих пор у меня это до конца не укладывается. Хорошая новость в том, что на федеральном уровне собираются очень большие вливания делать, вот, например. По этому поводу сейчас очень большой кипишь идет, все, кто работает в сфере детского допобразования, в курсе. Так что в целом это занятие перспективное.

UPD:
Несколько дополнений в ответ на справедливые замечания к статье.
Поначалу двух занятий в неделю вам будет выше крыши, больше, вероятно, не сможете. Со временем освоитесь и выйдете на стандартную преподавательскую нагрузку, к этому времени и дети к вам подтянутся.
Допустим, вы купили 6 конструкторов роботов. На них могут заниматься 6 детей, каждый мастерит свой механизм. Либо 12 детей, но тогда каждый раз на занятии им придется свое творение заново собирать/разбирать. Мы для своих занятий используем Multiplo, помимо прочего он характерен тем, что собирать/разбирать его очень долго.
Исходя из всего этого расчет затрат на учебные наборы, наверно, правильнее сделать следующим образом: 20К — минимальный набор на 6 детей на первые несколько занятий, 5-10К — месячные затраты на обновление имеющихся и закупку новых наборов по мере увеличения количества детей и их запросов.
Брать деньги нужно сразу за месяц занятий, если брать за каждое занятие отдельно, то стимул ходить регулярно резко пропадает. К слову, в этом существенное преимущество платных кружков — на них ходят регулярнее.
Читайте так же опыт antonsnowy по организации кружка для самых маленьких в небольшом городке.

Все клубы, которые занимаются образованием детей и взрослых по закону должны получать лицензию. Но, оказывается, есть исключения.

В прошлой статье мы выясняли, когда детским центрам нужна лицензия и что будет, если работать без нее. Теперь консультант по юридическим вопросам Марина Петрова рассказывает о случаях, когда лицензия не нужна.

Если скучно разбираться с теорией, мотайте в конец статьи. Там откровение владельца детского центра: он знает законы, но у него нет лицензии и делать ее он не будет. Публикуем на условиях анонимности.

Марина Петрова

Когда лицензия не нужна

Напомним: если детский центр занимается образовательной деятельностью, ему нужна лицензия и без нее работать нельзя. Об этом мы рассказывали в прошлой статье. Но есть исключение: если ИП работает лично, без сотрудников-педагогов, лицензия не нужна.

Все остальные клубы без лицензии не должны ничему учить. Зато вот чем они могут заниматься:

  • присматривать за детьми;
  • развлекать;
  • проводить занятия для социализации и общего развития.

Разберем, что можно и чего нельзя детским центрам в каждом из этих случаев.

Не нужна лицензия, если ИП работает лично и не нанимает педагогов

В 2013 году закон разделил предпринимателей:

В штат можно нанять администратора, повара, инструктора, уборщицу или няню, но нельзя взять на работу человека с должностью воспитателя, педагога, учителя, преподавателя, методиста в трудовой книжке.

Ольга — музыкант, и занимается флейтой с малышами от трех лет. Она преподает сама, поэтому лицензия ей не нужна.

Если она возьмет на работу преподавателя по вокалу, придется получать лицензию. Без лицензии она может нанять администратора, чтобы он отвечал на звонки, вел социальные сети, следил за чистотой. Но учить детей музыке администратор не сможет.

Иногда предприниматели оформляют преподавателя администратором, чтобы не получать лицензию. Кажется, что всё равно никто не узнает. В реальности это рискованно. Если родители пожалуются на клуб, придет проверка. Тогда выяснится, что администратор учит детей. Доказать это будет несложно: достаточно опросить родителей.

В клубе без лицензии присматривают за детьми

Если с детьми гуляют и играют, их кормят и укладывают спать по режиму, лицензия не нужна. Клуб заключает с родителями договор на присмотр и уход. Закон говорит о присмотре и уходе так:


Суд согласился с прокуратурой, но заменил штраф на предупреждение. Судебное дело.

В клубе развлекают детей

Развлекательные клубы есть почти в каждом торговом центре: там можно оставить ребенка, пока ходишь по магазинам, или заказать праздник, шоу-программу, квест. В клубе много игрушек, лабиринты, батуты, горки, а с детьми работают аниматоры, инструкторы, организаторы. Прийти и уйти можно в любое время. Фиксированных занятий нет, а родители платят по часам или за мероприятие.

Клуб проводит общеразвивающие занятия

В клубе с детьми занимаются творчеством, танцами, спортом. Это похоже на образовательную деятельность, но у занятий не все признаки образовательной деятельности и другие коды ОКВЭД.

Клубную деятельность выбирают предприниматели, которые не считают свои занятия образовательными. Они называют центры досуговыми, нанимают специалистов по работе с детьми и инструкторов, работают без образовательной программы и фиксированного расписания.

Наташа ходит в клуб на занятия по лепке и арт-терапии. Иногда маме некогда водить дочь, и та пропускает занятия. Но это неважно: в клубе нет жесткого расписания, никто не оценивает результат. Главное, чтобы ребенку нравилось.

С клубной деятельностью не всё однозначно. В 2013 году Министерство образования описало, как организовывать дополнительное образование, и перечислило его формы:

  • клубы,
  • секции,
  • кружки,
  • лаборатории,
  • студии,
  • оркестры,
  • творческие коллективы,
  • ансамбли,
  • театры.

Ничто не мешает кружкам, клубам и секциям быть образовательными. Судебные решения по клубным делам разные. Иногда суды встают на сторону предпринимателей.

Суд рассмотрел такие факты о клубе:

  • с родителями заключали договоры о досуговой и воспитательной деятельности;
  • количество детей на занятиях всегда разное, посещение клуба несистематическое;
  • в клубе нет педагогогов, там работают руководитель кружка, администратор и организатор детского досуга;
  • в документах и рекламе нет ничего об обучении.

Суд не увидел в работе клуба образовательной деятельности и согласился с собственником. Судебное дело.

В другом деле прокуратура выиграла.

Суд решил, что клуб ведет образовательную деятельность, и оштрафовал его на 4000 рублей.

Эксперт портала Гарант.ру разобрал вопрос про кружок танцев и тоже не дал однозначного ответа на вопрос, нужна ли лицензия:


Образовательная деятельность — это набор признаков: системность, результат, обязательность, продолжительность, последовательность. Чтобы доказать, что лицензия не нужна, придется показать, что в занятиях таких признаков нет, и подтвердить это договорами и другими документами.

Мнение владельца детского клуба

У Михаила (это вымышленное имя) детские центры в двух городах и франчайзинговая сеть. Он рассказал, что думает о лицензиях.

— У меня два детских центра. В них мы готовим детей к школе, занимаемся ментальной арифметикой, скорочтением и каллиграфией. Такие центры не нужно было лицензировать, пока в 2013 году не приняли новый закон об образовании.

Один из моих детских центров работает с лицензией. Пятнадцать лет назад я начал заниматься дополнительным образованием взрослых, организовал курсы повышения квалификации и получил лицензию для дополнительного образования. Позже просто добавил занятия для детей.

Когда я открыл второй клуб в торгово-офисном центре, я тоже хотел его лицензировать. Мы пригласили пожарного инспектора для проверки помещения, он постучал по стенам и сказал, что перегородки из гипрока не пойдут. Как минимум одна стена должна быть несгораемой, поэтому разрешения работать в этом помещении он не дал.

Мы пригласили пожарного инспектора для проверки помещения, он постучал по стенам и сказал, что перегородки из гипрока не пойдут

Менять место было затратно, но проблема даже не в этом. У нас в городе почти нет помещений с пожарным выходом и тремя туалетами, как требуется для детских центров. Либо цена за аренду такая, что детскому клубу не потянуть.

Если лицензируешь клуб, раз в три года будут приходить проверки. К последней я готовился три месяца, похудел на четыре килограмма. Зато когда лицензии нет, ты в списках департамента образования не значишься, и проверка придет только если жалоба или форс-мажор. Поэтому один из центров я не стал лицензировать.

Я завуалировал образовательную деятельность: взял клубный ОКВЭД, педагогов оформил инструкторами-модераторами. Мы как бы не обучаем никого, просто проводим время за изучением английского. Многие центры работают именно так.

Чтобы центр развивался, нужны педагоги. Но если в штате педагоги, нужна лицензия. Чтобы избежать лицензирования, руководители или никак не оформляют педагогов, или оформляют по трудовому договору консультантами, инструкторами.

За образовательной деятельностью в области присматривают восемь сотрудников. Они по плану проверяют детские сады, школы, дома творчества и всех, у кого уже есть лицензия. Им некогда бегать по клубам. Мы тоже стараемся не давать повода для проверок и соблюдать законы: официально регистрируемся, платим налоги, по-честному занимаемся с детьми.

Мнение юридического консультанта

Юридический консультант Марина Петрова поделилась мыслями о мнении владельца детского клуба:

— Требования к небольшим клубам с образовательными занятиями кажутся избыточными. Клубу с двумя преподавателями и парой классов затруднительно работать по правилам, которые написаны для домов творчества с четырьмя сотнями детей. Но есть требования закона, которые касаются жизни и здоровья, их нужно выполнять. Например, закон запрещает открывать клубы в цоколе, потому что там не хватает дневного света и свежего воздуха.

С ограничениями можно работать. Если в цоколе полноценные окна и хорошая вентиляция, я рекомендую пригласить Роспотребнадзор для консультации. Они осмотрят помещение и могут его одобрить.

ИП не нужно получать заключение МЧС для оформления лицензии. Но правила пожарной безопасности соблюдать нужно. Иначе при проверке клуб могут оштрафовать. Чтобы просчитать пожарные риски, можно обратиться в компанию, которая делает пожарные аудиты. Она расскажет, как действовать.

Найти подходящее помещение сложнее всего. Понимаю тех, кто открывался пять—десять лет назад: место насиженное, уходить не хочется и затратно, как говорит Михаил. Но, если руководитель решил заниматься этим бизнесом всерьез, я бы порекомендовала готовиться к переезду.

Плановые проверки проходят обычно раз в три года. В образовании, социальных услугах, здравоохранении и некоторых других сферах — раз в два года. Бывает, что плановые проверки вовсе не приходят. Повод для внеплановой — жалоба или решение прокуратуры.

Если дети занимаются в клубе с лицензией, родители могут получать налоговые вычеты, оплачивать занятия материнским капиталом, а в будущем — и сертификатами дополнительного образования.

Большинство родителей традиционно стараются дать своим детям сверх того, что дает классическая школьная программа. Многие из них убеждены, школьные знания обязательно пригодятся во взрослой жизни, независимо от дальнейшей профессии и статуса. Но при этом даже самый опытный педагог не всегда способен обеспечить индивидуальный подход каждому из 20 - 40 учеников.

Именно поэтому спрос на услуги детских образовательных центров всегда остается высоким. Цель дополнительных занятий - это, в первую очередь, найти себя в профессии, улучшить свои знания по выбранному предмету, а для ребят помладше - это возможность найти таланты в самых разных областях, разнообразить свой досуг и иметь мотивацию учиться.

После окончания педагогического университета Марина несколько лет проработала в гимназии, а сегодня задумалась об открытии своего центра дополнительного школьного образования. Основательницы частных детских центров поделились с Мариной рекомендациями, с чего стоит начать этот вид бизнеса и к каким аспектам стоит подходить очень внимательно.

Какую юридическую форму мне необходимо выбрать?

Первое что вам придется сделать - зарегистрировать свой бизнес. И здесь вам подойдет как индивидуальное предпринимательство, так и общество с ограниченной ответственностью. Следующим шагом станет выбор системы налогообложения. В сфере дополнительного образования наиболее удобными принято считать упрощенную или патентную системы. При патентной системе (ПСН) вам предложат платить налоги с условного годового дохода. Его ставка определяется отдельным региональным законом и составляет 6%, а также предусмотрены налоговые каникулы для впервые зарегистрировавшихся ИП - в этом случае ставка 0%. Выбирая упрощенную систему, налог будет уплачиваться с доходов, либо с выручки за вычетом расходов. Налоговые ставки на доход - 6%, на доход минус расход - 15%, но региональным законодательством они могут быть снижены до 1% и 5 %.

Основательница театральной студии "Юнона" Елена Яковлева рекомендует:

Если вы не собираетесь продавать долю в бизнесе или масштабироваться через создание франшизы, то вам подойдет индивидуальное предпринимательство. К тому же, индивидуальные предприниматели также, как и ООО, могут получать лицензию на этот вид бизнеса, при этом оформление ИП потребует от вас минимум документов.

Нужно ли мне лицензировать свой бизнес?

Если вы планируете оказывать образовательные услуги, без дальнейшей аттестации и выдачи дипломов и сертификатов, то лицензия на ваш бизнес не требуется. Если вы все же хотите выдавать документы об образовании, то вам предстоит получить лицензию на образовательную деятельность. Оформить документ вы можете в региональном органе управления образованием. Сразу стоит отметить, что процедура - непростая, и требует серьезного подхода к сбору необходимых бумаг. Так, вам понадобятся заверенные нотариусом копии учредительных документов и копии документов, подтверждающие, что у вас имеется помещение для работы, заявление на лицензию, учебный план, документы, подтверждающие кадровое обеспечение. Кроме того, вам предстоит пройти проверку контрольно-надзорных органов, после которой необходимо получить заключение пожарного и санитарно-эпидемиологического надзоров, без которых получение лицензии невозможно. В среднем, вам придется потратить около двух месяцев на ее оформление.

Вопрос, как организовать досуг детей, волнует многих родителей. Кружки, студии, секции пользуются огромным спросом. Во многих населенных пунктах их хронически не хватает, да к тому же и круг занятий весьма ограничен. Родители, которые умеют делать что-то интересное и полезное, чему не учат в уже существующих творческих школах или студиях, могут сами научить этому детей, организовав кружок.

Как открыть детский кружок

  • Как открыть детский кружок
  • Как открыть детский клуб
  • Как открыть детский центр
  • - методические разработки по выбранному виду деятельности;
  • - типовая или авторская программа;
  • - примерная смета расходов;
  • - перечень материалов и оборудования.

Узнайте, какие кружки есть в ближайших школах, учреждениях культуры и дополнительного образования. Решите, чему бы вы хотели научить детей. От того, какой именно это будет кружок и на какой контингент рассчитан, зависит организационная форма.

Если вы хотите научить одноклассниц вашей дочери шить или вязать, кружок можно организовать прямо в классе. Поговорите с классным руководителем. О таком кружке можно заявить как о семейном клубе. С разрешения директора вам предоставят возможность пару раз в неделю занимать класс. Чтобы привлечь учащихся, необходимо будет просто повесить в школе объявление. Разумеется, при такой форме организации занятия должны быть бесплатными и к тому же безопасными. Это может быть кружок рисования, оригами, бумажной пластики, рукоделия и т.п., то есть того, что не требует больших затрат и не представляет какой-либо опасности для здоровья детей. Туристский или альпинистский кружок вряд ли может существовать в такой форме, поскольку там от преподавателя требуется специальная подготовка.

Требования к документации кружка при семейном клубе не особенно высоки. Вам достаточно определить его цели и составить примерный план занятий. В плане укажите темы, краткое содержание и количество часов на каждую. Отметьте также, в каких выставках или концертах вы собираетесь участвовать и когда. Это может быть включено и в план внеклассной работы самой школы.

Кружок для более широкого круга учащихся удобнее всего создать при каком-либо учреждении культуры или дополнительного образования. Обратитесь к руководителю. Объясните, чего вы хотите и на каких условиях будет работать ваш кружок. В учреждении дополнительного образования он может стать частью общей структуры. В учреждениях культуры кружки чаще всего создаются на условиях самоокупаемости.

Для кружка при учреждении дополнительного образования вам потребуется оформить общий для подобных учреждений пакет документов. В каждом доме детского творчества есть свои нюансы, но что вам точно потребуется - так это программа. Программу можно взять типовую, для многих видов кружков они есть. Разработайте на ее основе свою рабочую. Учтите возраст детей, количество отведенных вам часов. Не забудьте отразить участие в конкурсах и выставках, эти часы тоже входят в общее время занятий. Остальное - забота руководителя учреждения.

Судьбу кружка при учреждении культуры решает директор ДК. Здесь менее строгие требования к оформлению документации. От вас потребуется план работы и журнал посещаемости. Составьте смету. Обычно требуется фиксированная оплата аренды, а все остальное зависит от вас. Учтите необходимые затраты на материалы и т.п.

Вы можете создать детский кружок даже у себя на квартире. Для этого вам нужно зарегистрироваться в налоговой инспекции как индивидуальному предпринимателю и указать в разрешенных видах деятельности "образовательные услуги". Педагогическая деятельность физических лиц российским законодательством не регламентирована. Так что вы можете учить ребятишек интересному и полезному делу совершенно свободно, если нет необходимости выдавать им документы об окончании. Кстати, как индивидуальный предприниматель вы можете организовать детский кружок абсолютно в любом учреждении, которое согласится предоставить вам в аренду помещение.

Если ваш кружок войдет в структуру какого-то учреждения, ответственность за жизнь и здоровье детей несет руководство учреждения. В самостоятельном кружке ответственность берете на себя вы.

Может получиться и так, что у директора дома детского творчества нет возможности включить ваш кружок в структуру учреждения. В любом случае, на это потребуется какое-то время, ведь вопрос необходимо согласовать с комитетом образования. Вы можете создать кружок на условиях самоокупаемости. С директором вам нужно только договориться об аренде кабинета на несколько часов в неделю. В этом случае вы создаете фактически новое учреждение дополнительного образования. На него будут распространяться все требования российского законодательства. Вам нужно написать устав, выбрать учредителей, форму собственности и т.д. Если вы собираетесь выдавать выпускникам документы государственного образца, потребуется еще и лицензирование. Это достаточно длительная процедура, которая имеет смысл, если вы создаете учебный центр с большим количеством кружков.

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. Приступая к реализации какой –либо деятельности, нужно иметь план. Да, многие поспорят, сказав, что план вовсе не обязателен и все можно рассказать и показать на пальцах, но нет. Вспомним, что мы с вами грамотные и образованные люди, а потому вы должны иметь письменное подтверждение вашим задумкам, которое предварительно обязаны просмотреть дома. Итак, вы создаете план, в котором должно присутствовать:

- Необходимое помещение для проведения занятий в кружке. Напишите как можно подробнее о том, каким должно быть помещение для реализации вашего плана, а также пропишите и материальное обеспечение, то есть что должно находиться в этом кабинете. Если же вы решите самостоятельно купить необходимый реквизит, то так же рекомендую сделать об этом заметку. ( К примеру, для хореографического кружка потребуется: просторный зал с паркетом или линолеумом, гимнастический коврик для проведения партерной гимнастики, музыкальное оборудование с качественными колонками, хореографический станок, а также зеркала, расположенные напротив него. Первое время можно проводить работу и без использования хореографического станка, но вот в зеркале ваши обучающиеся нуждаться будут.)

- Количество человек, которые вы планируете принять на первый год обучения, а также возрастная категория.

- Указать временной интервал, то есть режим работы вашего кружка. Исходя из основных документов общеобразовательного учреждения, а также опираясь на ФГОС, могу сказать, что занятия у детей младшей группы 7-8 лет длятся 25 минут, 9-10 лет – 35 минут, начиная с 11 лет, занятия могут длиться от 40 минут. Работа кружка должна осуществляться от 2-3 раз в неделю, тем самым вы покажете себя заинтересованным руководителем, а также короткие паузы между занятиями не позволят детям забыть материал.

- Форма одежды для занятий. Если в вашем кружке предполагается включение определенного вида одежды, которая способствовала бы более плодотворной работе, то об этом стоит написать. Даже такой момент, как сменная обувь лишний раз напомнит о том, что ребенок находится в школе, а значит обязан быть опрятным.

- Работа с родителями. Как вы планируете организовать процесс общения и совместной деятельности с родителями обучающихся. Например, стоит указать, сколько раз в год вы хотите устраивать встречи ( родительские собрания), когда планируете проводить отчетные концерты или открытые уроки с целью демонстрации ваших успехов.

- Учебный план ( тематическое планирование). Без этого документа вы не сможете и вовсе начать реализовывать свое дело. Что должно быть в данном плане: расписаны названия тем, названия номеров, которые вы планируете ставить ( если это хореография или же театральная деятельность), одним словом, вы составляете такой же план, который вы пишите ежегодно, сдавая руководителю вашего образовательного учреждения.



Вот, в принципе, и все. Скажете, что этот процесс трудоемкий? Да, верно, но он стоит того, и не в материальном плане, а ценен тем, что у вас появится возможность работать с детьми, увлеченными творчеством так же, как и вы. Если еще сомневаетесь, то я могу создать публикацию о том, какие есть плюсы у кружка, в особенности, у кружка бюджетного. Уверена, вы будете рады прочесть ее, сомнения останутся за пределами вашего безумного желания организовать кружок на базе вашего образовательного учреждения.

Читайте также: