Почему дюйшена не пригласили на открытие новой школы

Обновлено: 05.07.2024

Главные герои

Дюшейн – первый сельский учитель, молодой парень, не очень грамотный, но очень инициативный, любящий свое дело.
Алтынай Сулайманова – юная сиротка, умная, способная девочка, полюбившая учебу благодаря своему учителю.

Другие персонажи

Художник – односельчанин Дюшейна и Алтынай, поведавший их историю.

Краткое содержание

Дюшейн принялся ремонтировать заброшенную конюшню своими силами. Во время работы он познакомился с девочкой по имени Алтынай, круглой сироткой, жившей у дяди. В чужом доме девочку не любили, грубо обращались, и поручали выполнять самую тяжелую работу.
Когда школа была готова, Дюшейн принялся обходить дворы, и приглашать ребятишек на учебу. Тетка Алтынай очень не хотела отпускать учиться сиротку, которая помогала ей по хозяйству, однако Дюшейну удалось переговорить с дядей девочки, и тот отпустил ее в школу.

Однако Дюшейн не опустил руки. Он вернулся за Алтынай в сопровождении милиционеров, которые арестовали ее мужа. Учитель попросил девушку забыть обо всем, как о страшном сне. Он отвез Алтынай в город, где ее ждала совершенно новая жизнь.

Алтынай исполнила завет учителя, и продолжила учебу в школе, затем на рабфаке, и уже после – в институте в Москве. На ее долю выпало немало испытаний, но она их достойно перенесла, добившись больших высот. Через всю жизнь Алтынай Сулайманова пронесла любовь, благодарность и безграничное уважение к своему первому учителю.

В центре сюжета учитель, который после службы в армии возвращается на малую родину, в глухой аил, и собственными усилиями создаёт первую в деревне школу.


Главные герои

  • Дюйшен – первый сельский учитель, молодой парень, не очень грамотный, но очень инициативный, любящий свое дело.
  • Алтынай Сулайманова – юная сиротка, умная, способная девочка, полюбившая учебу благодаря своему учителю.

Другие персонажи

  • Художник – односельчанин Дюйшена и Алтынай, поведавший их историю.

Краткое содержание

Дюйшен принялся ремонтировать заброшенную конюшню своими силами. Во время работы он познакомился с девочкой по имени Алтынай, круглой сироткой, жившей у дяди. В чужом доме девочку не любили, грубо обращались и поручали выполнять самую тяжелую работу.

Когда школа была готова, Дюйшен принялся обходить дворы и приглашать ребятишек на учебу. Тетка Алтынай очень не хотела отпускать учиться сиротку, которая помогала ей по хозяйству, однако Дюйшену удалось переговорить с дядей девочки, и тот отпустил ее в школу.

Однако Дюйшен не опустил руки. Он вернулся за Алтынай в сопровождении милиционеров, которые арестовали ее мужа. Учитель попросил девушку забыть обо всем как о страшном сне. Он отвез Алтынай в город, где ее ждала совершенно новая жизнь.

Алтынай исполнила завет учителя и продолжила учебу в школе, затем на рабфаке и уже после – в институте в Москве. На ее долю выпало немало испытаний, но она их достойно перенесла, добившись больших высот. Через всю жизнь Алтынай Сулайманова пронесла любовь, благодарность и безграничное уважение к своему первому учителю.

Заключение

Своим произведением Айтматов утверждает, что сильная человеческая воля и вера в свои силы способны противостоять системе и менять жизнь всего общества в лучшую сторону.

Анализ текста

В своем произведении Айтматов рассказывает о настоящей любви к людям. Писатель старается понять, сможет ли человек совершить настоящий подвиг ради другого и не побоится ли трудностей, которые ждут его впереди.

Главный персонаж повести — учитель Дюйшен — завораживает своей непростой и своеобразной судьбой. В начале повествования автор дает читателям представление о нем из слов односельчан. Люди не говорят о конкретной характеристике, а лишь коротко сообщают общие черты человека. Из этого можно подумать, что Айтматов описывает не героя, а обычного жителя села. Но все же в этом человеке присутствует что-то необычное. Он выглядит не так, как все, и одевается совсем по-другому.

Героическим поступком учителя является спасение маленькой девочки. Герой помогает ей выбраться из тисков старинных устоев и бедности. Благодаря его поступкам окружающие люди начинают задумываться о том, что живут неправильно и пришло время многое изменить.

Благодаря главным героям автор передает основную мысль произведения, которая заключается в том, что судьба человека зависит только от него самого. Кроме этого, одновременно раскрывается основная тема произведения, а именно преодоление трудностей и совершение добрых поступков несмотря ни на что.

Разбор по плану

Разделение произведения на смысловые категории поможет лучше понять структуру повести, а также подготовиться к пересказу. Рассказ имеет такие части:

План поможет полностью понять, о чем именно написал автор. В каждой части происходят определенные события из жизни главных героев.

Сюжетная линия

История начинается с того, как художник сидит в раздумьях и не знает, что сегодня изобразить на полотне. В голову ничего путного не приходило. Не в его правилах было идти и советоваться с близкими и друзьями по поводу того, что изобразить, так как он сам и не догадывался, какой шедевр из этого получится.

Однажды художник рассказал историю о родном ауле, которая оказала значительное влияние на его душевное состояние. Именно на эту тему он планировал написать картину.

Художник был приглашен в аул на открытие новой школы, которую построили сами местные жители. Среди особо важных гостей присутствовала Алтынай Сулайманова. Сегодня она научный деятель, заведующая кафедрой в известном университете. Пожилая женщина читала лекции, ездила на семинары и работала в академии.

Земляки сделали поздравительные открытки, и их развозил старик Дюйшен, который являлся основателем самой первой школы. Над стариком часто посмеивались, так как он был не особо грамотным. Эти насмешки послужили поводом отъезда Алтынай. Находясь в Москве, она прислала письмо художнику, в котором просила рассказать жителям села необычную историю.

Приезд главного героя

Все началось с 1924 года, когда в аул прислали молодого парня Дюйшена. Его целью было построить школу и обучить детей грамоте и письму. В те годы у деревенских жителей не было таких понятий, как учеба или школа.

Люди не понимали, как обучение поможет их детям в будущем, и именно поэтому активно сопротивлялись открытию учебного заведения. Спустя некоторое время Дюйшену все-таки удалось убедить односельчан в необходимости обучения. После этого он обратился к жителям с просьбой отремонтировать старую конюшню, привезти дрова и построить мост через реку. Когда люди узнали, что молодой учитель за свою работу будет получать деньги, предложили их и потратить на решение всех образовавшихся проблем.

Знакомство с девочкой

Дюйшену пришлось самому ремонтировать здание. В то время как он упорно трудился, ему посчастливилось познакомиться с маленькой девочкой — Алтынай. Она была сиротой и жила у родного дяди. В доме родственников ее недолюбливали, заставляли выполнять всю тяжелую работу и грубо обращались с ней.

Когда конюшня превратилась в школу, Дюйшен стал обходить дворы и приглашать детей на учебу. Тетя несчастной Алтынай не хотела отпускать ее, так как она помогала ей по хозяйству. Но молодому учителю все же удалось переговорить с дядей девочки, который дал свое согласие и отпустил Алтынай.

Было удивительно, как малограмотный человек, который сам едва читает по слогам, решился обучать других. Когда дети пришли, мужчина разложил книги на полу, положил по тетрадке и карандашу. Вот так для детей, которые никогда не выезжали за пределы родной деревни, открылся новый мир.

Когда наступила весна, злая и вечно недовольная тетка Алтынай стала жаловаться, что племянницу еще никто не сосватал. Вскоре ее мольбы были услышаны, появились долгожданные сваты. Алтынай узнала, что ее дядька решил продать ее богатому жениху. Об этом она рассказала Дюйшену, который приютил ее у себя. Ему было непонятно, почему родственники решили так рано отдать девочку замуж.

Смелый поступок

Дюйшен собрался с духом и отправился за Алтынай вместе с милиционерами. Ее мужа арестовали, а девочка ушла с учителем, который отвез ее в город и показал ей совершенно другую жизнь.

Сегодня уже пожилая Алтынай — сама учительница, профессор, она добилась многого и, несмотря на то что прошло немало времени, до сих пор благодарна своему первому учителю, который подарил ей счастливое будущее.

Своей повестью Чингиз Айтматов смело заявил, что сила воли и упорство помогут человеку в борьбе со старыми устоями, которые мешают развиваться дальше.

Учитель физики, информатики и вычислительной техники. Победитель конкурса лучших учителей Российской Федерации в рамках Приоритетного Национального Проекта "Образование".

книга Чингиза Айтматова

  • непростой для Киргизии период становления социализма;
  • трудности общественной организации, отрицание, с которым столкнулась новая власть;
  • борьбу с устаревшими традициями жесткого патриархата;
  • стремление молодежи к развитию и постоянному движению вперед.

Автор акцентирует внимание на том, что ломка стереотипов начинается с маленьких шагов каждого человека и ведет к большим переменам. Вот что открывает произведение Айтматова:

Экспозиция

Завязка

Прибыв в небольшую деревушку Куркуреу, художник становится свидетелем торжественного открытия новой колхозной школы. На церемонии присутствует много важных лиц, среди которых академик, философ и научный деятель Алтынай Сулайманова. Она была землячкой художника и приехала в аил по приглашению компартии.

В завязке знакомимся с образом главного героя — Дюйшена. Первые впечатления о нем у читателя формируются из обрывочных суждений односельчан, насмешливо характеризующих дедушку:

  • малограмотный чудаковатый старик;
  • часто и без причины улыбается;
  • добродушен и наивен, как ребенок.

Все эти слова почему-то больно ранили не самого Дюйшена, а Алтынай, которая в скором времени покинула родной аил, выслав художнику телеграмму с объяснениями.

Развитие событий

Располагалась она на холме, где раньше было здание старой конюшни. Парень самостоятельно подготовил место для будущих занятий, укрыл пол снопами соломы и на свое скудное жалованье закупил дрова. После он стал приглашать учеников — местных детишек. Вначале желающих обучаться грамоте было немного, но вскоре популярность учебного заведения выросла.

Одной из учениц Дюйшена была Алтынай — бедная сиротка, над которой издевалась ее тетка. Первый учитель расположил к себе детей и влюбил их в удивительный мир книг. Хоть сам он читал по слогам, но его запал к получению новых знаний пробудил в ребятах искру, что позже переросла в пламя — большое желание и стремление учиться.

Кульминация

Так проходили будни молодого парня Дюйшена: он ежедневно посещал школу, обучал детей грамоте и рассказывал им о важности образования. Но однажды к нему пришла заплаканная Алтынай и сообщила, что дядюшка отдает ее замуж в горный аул за старого деда.

Когда это событие состоялось, учитель не оставил в беде воспитанницу. Он явился в аил с отрядом милиции и забрал Алтынай, отправил ее в городе. Правда, ему пришлось поплатиться за свой благородный поступок: его избили родственники девушки.

Развязка

Первый учитель вернулся к преподавательской деятельности в родном аиле, а девушка продолжила учиться, со временем стала доктором философии, лектором и уважаемым научным сотрудником. В старости Дюйшен так и остался жить в деревне, а его подвиг односельчане забыли. Но первые ученики помнят и гордятся своим наставником, неся его человеколюбие в жизнь

История создания

Выходец из маленького киргизского аула, автор отобразил свои размышления на тему провинциальной жизни и сложностей обучения. Книга стала частью школьной программы, по ее мотивам режиссер Андрей Кончаловский снял одноименный фильм, вышедший на экраны в 1965 году.

Тема и конфликт

Пожалуй, одна из главных тем произведения — идея прославления труда педагогов. Дюйшен — яркий пример того, как любознательность и жажда новой информации перерастает в дело всей жизни и дает плоды.

Кроме того, Чингиз Айтматов поднимает острые конфликты в произведении:

  • конфликт поколений и мировоззрений;
  • энтузиазм, который сталкивается с безразличием;
  • отношение невеж и невежд, которые никогда не смогут оценить педагогический подвиг Дюйшена;
  • борьба с патриархальной системой, которая давно отжила свое.

Особенности композиции и жанр

Экранизация произведения Айтматова

  • прозаический жанр, который схож с коротким романом;
  • в сюжете задействовано небольшое количество героев;
  • фабула охватывает небольшой отрезок времени, а ретроспектива позволяет узнать детали подвига учителя.

Характеристика главных героев

Но все же главный герой произведения — учитель Дюйшен. Вначале он предстает пред нами малограмотным, милым и добродушным стариком, над которым подшучивают односельчане. Но они не способны оценить вклад этого мужчины в жизни их детей. Автор рисует такой портрет Дюйшена:

  • амбициозный, инициативный энтузиаст;
  • бесконечно верящий в людей, их доброту и бескорыстность;
  • не теряющий веру и влюбленный в свое призвание;
  • настойчивый и любознательный;
  • со сложной, но красивой судьбой;
  • он гуманист.

Узнавайте обо всем первыми

Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.

Читайте также: