Принципы педагогической деятельности в доу по воспитанию гражданственности

Обновлено: 04.07.2024

Принципами педагогической деятельности в ДОУ по воспитанию гражданственности являются: Индивидуализация обучения, включающая в себя учет индивидуальных особенностей детей старшего дошкольного возраста; постоянное стимулирование творческой, познавательной активности детей старшего дошкольного возраста; системность и последовательность воспитания и обучения, представленная формированием целостного процесса познания социального мира; обеспечение психологического комфорта при организации занятий; преемственность в организации разнообразных видов деятельности, способствующих целостному восприятию данного цикла.

Похожие презентации


ВОСПИТАНИЕ ОСНОВ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Гражданское воспитание молодого поколения осуществляется успешнее, если работа в данном направлении начинается с дошкольного возраста, когда формируются первые представления ребенка об окружающем мире, отношение к нему. Период дошкольного детства по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для начал гражданского воспитания, т.к. ребенка этого возраста отличает внушаемость, большая впечатлительность, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств, безграничное доверие взрослому, подражание ему.

Психологами и педагогами доказано, что на основе возросших умственных и познавательных способностей старший дошкольник способен проявить устойчивый интерес к родной стране, событиям в ней происходящим; у детей этого возраста под руководством взрослых может быть сформирована система знаний об окружающем мире, которая становится основой их сознательного отношения к нему. Выявленные психологами особенности свидетельствуют о том, что в дошкольном возрасте имеются необходимые предпосылки для успешного решения проблемы гражданского воспитания детей данного возраста. В реформе общеобразовательной и профессиональной школы подчеркнута необходимость организации специальной работы по воспитанию у детей дошкольного возраста любви к Родине, учитывая при этом особенности возраста, национальных культур и традиций народа.

Идея гражданского воспитания во все времена занимала особое место. О гражданском воспитании писали А.С. Макаренко, Н.К. Крупская, В.А. Сухомлинский.

Патриотизм (греч. Patris - отечество) - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защитить интересы родины.

Чувство гражданственности вытекает из самосознания человеком себя как личности, как самостоятельного, индивидуального члена общества, обладающего определенными правами и обязанностями, закрепленными в законодательстве, активно участвующего в принятии и осуществлении государственных решений, и руководствующегося в повседневной жизни определенными моральными нормами и ценностями.

Особое значение имеет степень развитости патриотизма и гражданственности у современного поколения молодежи. И от того, насколько это поколение обретет и освоит патриотические и гражданские ценности, во многом будет зависеть будущее нашей Родины.

Все это во многом по-новому ставит сейчас вопросы воспитания патриотизма и гражданственности в детском саду.

Гражданское воспитание создает определенные предпосылки гражданского поведения.

Дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувства патриотизма и гражданственности [1, с. 148].

В период старшего дошкольного возраста развиваются высокие социальные мотивы и благородные чувства. От того, как они будут сформированы в первые годы жизни ребенка, во многом зависит все его последующее развитие. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают его со своим народом, своей страной.

Изучая теорию формирования основ гражданственности у дошкольников, задачи гражданского воспитания в детском саду могут быть следующие: воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, дому, детскому саду, улице, городу; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о городах России; знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Критериями сформированности основ гражданственности у детей дошкольного возраста, по мнению Казаевой Е.А. являются: полнота представлений о Родине, гражданских правах, обязанностях, людях разных национальностей; сформированность положительного эмоционального отношения к Родине, потребности выполнять свои обязанности дома, в детском саду, испытывать положительные чувства к представителям других национальностей; готовность ребенка действовать позитивно как по отношению к близким, так и по отношению ко всем окружающим, в том числе представителям других национальностей. [2, с. 240].

В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка инновационных подходов к гражданскому воспитанию, реализация которых способствовала бы сознанию качественно новых подходов в организации этой деятельности с подрастающим поколением.

Чтобы проводить эту работу с детьми дошкольного возраста педагог должен правильно использовать источники педагогического мастерства, опыт, накопленный веками.

Условия гражданского воспитания:

Создание, благоприятного психологического климата в коллективе. Каждый день ребенка в школе должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родной школе, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование - чувство любви к своему Отечеству;

Интеграция содержания образования (проектирование такого содержания образования, которое бы способствовало усвоению ребенком культурных и других традиций своего народа, с традициями других народов)

Принципы гражданского воспитания:

Принцип личностно-ориентированного общения предусматривает индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека. Партнерство, соучастие и взаимодействие - приоритетные формы общения педагога с детьми. [3, с. 3].

Принцип свободы и самостоятельности. Позволяет ребёнку самостоятельно определить его отношение к культурным истокам: воспринимать, подражать, комбинировать, создавать и т.п.; самостоятельно выбирать цель, определиться в мотивах и способах действия, в дальнейшем применении результата данного действия (деятельности) и самооценке.

Чувство гражданственности вытекает из самосознания человеком себя как личности, активно участвующего в принятии и осуществлении государственных решений, и руководствующегося в повседневной жизни определенными моральными нормами и ценностями.

Гражданственность включают в себя взаимосвязанную совокупность нравственных чувств и черт поведения.

Проблема формирования гражданского воспитания у детей, всегда была и остается острой и одной из ведущих проблем формирования личности ребенка. На эту проблему оказывает влияние общественно-политическое устройство человеческого общества, его функционирование и развитие под воздействием различных факторов.

Дошкольный возраст является благоприятным для формирования гражданского воспитания. У детей младшего школьного возраста появляются представления о явлениях и событиях. К показателям сформированности знаний о родном городе относят такие, как знание дошкольниками герба, флага, гимна нашей страны, улиц и достопримечательностей города.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Барабаш Т., Вицко Е. и др. Мы - россияне! [Текст] //Дошкольное воспитание - 2014.- № 3. - с. 19-23.

Казакова Е. Наша Родина - Россия [Текст]//Дошкольное воспитание - 2012.- № 1. - с. 124-126.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: закрепление, уточнение и совершенствование знаний педагогов о воспитании духовно-нравственных качеств дошкольников в процессе повседневной деятельности.

Вступительное слово – ст.воспитатель

Воспитание души ребёнка средствами музыки – неотъемлемая составляющая системы духовно – нравственного воспитания - муз.руковод.

1.Вступительное слово – ст.воспитатель

Сл.2.В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности.

Сл.4.В последнее время в российском обществе стал очень остро ощущаться недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, отсутствие согласия в вопросах корректного и конструктивного социального поведения, выбора жизненных ориентиров.

Общество тогда может решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров. Эта система выстраивается постепенно путем формирования уважения к родному языку, самобытным национально-культурным ценностям, к памяти предков и истории своей страны.

Поэтому на современном этапе развития образования духовно-нравственное воспитание является одной из важнейших задач в воспитании подрастающего поколения.

Сл. 5.Актуальность этой задачи в современной России отражена и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. В методологическую основу разработки и реализации Федеральногогосударственного образовательного стандарта дошкольного образования была заложена Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Проблема духовно – нравственного воспитания представлена в ФГОС дошкольного образования в логике ценностного и социокультурного подходов.

Ценностный и социокультурный аспекты выделены в характеристике всех пяти образовательных областей дошкольного образования:

Сл.6, 7, 8. Дошкольный возраст – уникальный возраст, возраст – когда закладывается фундамент личности детей. Поэтому так важно дать детям не только набор знаний, умений и навыков, но, самое главное, заложить в их души основы нравственности. Очень важно это сделать именно в дошкольном возрасте, так как именно в этот период происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания имеет чрезвычайную значимость.

Развитие в ребёнке духовных, нравственных ценностей невозможно без воспитания патриотических чувств: любви к родному городу, уважительного отношения к государству, усвоения элементарных знаний по истории своего родного края.

Сл.9. Исходя из Концепции на этапе дошкольного образования формируем у детей:

3. Воспитание души ребёнка средствами музыки – неотъемлемая составляющая системы духовно – нравственного воспитания.Выступление муз.руковод.

Документ, охватывающий все основные моменты жизнедеятельности детей, иными словами – это модель учебно – воспитательного процесса в ДОУ? (Образовательная программа ДОУ).

Принцип заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний о родном городе с учетом возраста, пола ребенка, накопленного опыта? (Принцип дифференциации).

Система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его нравственно – патриотического воспитания. Что это? (Предметно – пространственная развивающая среда).

Земля, где ты родился? (Родина).

Древнее название России? (Русь).

Человек, который принадлежит к постоянному населению данного государства и пользуется всеми правами, выполняет все обязанности этого государства? (Гражданин).

Сохранение прошлых ценностей в настоящем? (Культурное наследие).

Своеобразие, непохожесть на других? (Самобытность).

Преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу? (Патриотизм).

Крупная территория, которая имеет определенные границы и пользуется государственным суверенитетом? (Страна).

Историческая наука, изучающая культуру и быт народов мира, их происхождение, этническую историю и культурные взаимовлияния? (Этнография).

Особый политический институт, который обеспечивает социальную защищенность населения, оборону и безопасность страны? (Государство).

Кто несет ответственность за воспитание ребенка? (Родители).

Символ государства, его суверенитета: прикрепленное к древу или шнуру полотнище установленных размеров и цветов? (Флаг).

Что означают цвета Российского флага? Кем и почему они расположены именно в таком порядке?(Красный – отвага, мужество, храбрость, а так же символизирует красоту.Синий цвет символизировал небо, целомудрие, верность, духовность, веру. Синий (голубой) считался цветом Богоматери, покровительницы русской церкви; голубые балдахины патриархов во время крестных ходов указывали на их причастность к служению ей.Белый цвет обозначал мир, чистоту, правду, благородство, свободолюбие. Он являлся символом свободы и величия.)

Кто определил именно такое расположение цветных полос?(Петр I определил точное расположение цветных горизонтальных полос, которое совпало с древним пониманием строения мира: внизу-физический, плотский (красный), выше-небесный (синий), еще выше- божественный(белый)).

Официальная эмблема государства? (Герб).

Перечислите основные элементы герба. Что они означают?(Двуглавый орел – символ власти, верховенства, силы, мудрости.Всадник олицетворяет святого воина и предстает в образе Георгия – змееборца ( святого Георгия Победоносца). Это символ - борьбы добра со злом, света с тьмой, защиты Отечества, готовности народа отстаивать и защищать свою свободу и независимость.Сейчас двуглавый орел - символ единения народов, живущих в европейской и азиатской частях Российской Федерации, а три короны можно трактовать как символы трех ветвей власти – исполнительной, законодательной и судебной.Скипетр в наше время он символизирует защиту суверенитета, как всего Российского государства, так и его отдельных территорий, республик. Держава, введенная в царский обиход Борисом Годуновым, является символом единства, целостности государства.)

Торжественная песня, принятая как символ государственного или социального единства (Гимн)

Кто автор слов и музыки гимна России?(слова С.В. Михалкова, музыка А.В. Александрова)

То, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовало от предшествующих поколений? (Традиция).


Воспитание гражданственности всегда считалось одной из главных задач нашего государства и общества в любые периоды истории. Актуальность гражданского воспитания обусловлена тем, что оно имеет огромное значение в социальном и духовном развитии человека. Гражданственность выступает составным элементом мировоззрения человека, его отношения к родной стране, другим нациям и народам.

Для реализации цели исследования в начале года был определен уровень сформированности основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста двух групп ДОУ. Использовалась методика В. М. Мельниковой и Л. Т. Ямпольского [5, с. 37]. Полученные данные показали недостаточно высокий уровень сформированности гражданственности у детей (обобщенные показатели обеих групп: 36 % — низкий, 50 % — средний, 14 % — высокий). В дальнейшем работа проводилась с группой, в которой были отмечены более низкие показатели данного качества.

Для детей старшего дошкольного возраста характерны конкретные и общие интересы и желания. Конкретные интересы детей связаны с различными типами активности и подразумевают конкретные сферы проявления. К ним относятся игры, физическое развитие, родственные и семейные отношения, познавательная деятельность, проявление себя в творчестве, стремление к самостоятельности, интерес к самопознанию, досуг и другие. Общие интересы детей старшего дошкольного возраста представляют собой познавательный интерес в широком понимании. Они выражаются у детей в стремлении к рассуждению на социально-гуманитарные темы — этические, религиозные, политические, социально-исторические и другие [7, с. 559].

Так, в задачи патриотического воспитания входило: формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности (совершать добрые дела и поступки, чувство сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность); приобщение к истокам национальной региональной культуры; формирование духовно-нравственного отношения к природе родного края и чувства сопричастности к ней; воспитание любви.

Межнациональная толерантность является той культурной направленностью, отношением личности, которая проживает в мире и согласии, и предполагает наличие у каждого таких человеческих качеств, как ответственность, доброжелательность, сдержанность, терпимость. Задачи ее воспитания у детей старшего дошкольного возраста: формирование уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства, как представителя своего народа, и толерантного отношения к представителям других национальностей (сверстникам и их родителям, соседям и другим людям).

Опираясь на поставленные задачи, в начале учебного года был разработан план проектной деятельности по формированию основ гражданственности для детей старшей группы дошкольного образовательного учреждения на текущий год. План включал структурные части гражданского воспитания детей: знание о родной стране; знание родного края; нравственная сфера личности ребенка; чувство гордости за свою родину. Каждый блок состоял из ряда проектов, обеспечивающих формирование основ гражданственности детей старшего дошкольного возраста.

Тематическое планирование системы мероприятий в ДОУ для детей экспериментальной старшей группы

Система мероприятий

Задачи

Сроки реализации

Блок 1 — Знание о родной стране.

Знакомство дошкольников с местоположением России на карте, с многонациональностью нашего государства, с принципами сосуществования людей с разной верой.

Знакомство дошкольников с государственными символами России; воспитание уважения к государственному флагу, гербу, гимну.

Пробуждение и развитие осознанного чувства интереса и любви к Родине (стране, России, природе, народному творчеству, традициям)

Система занятий по ознакомлению с объектами культурно-исторического наследия

Формирование интереса к истории и культуре своей родины

Блок 2. Знание родного края

Формирование способности к пониманию того, что забота о городе, улице, доме, где мы живем — долг каждого из нас; воспитание любви и гордости за родной край.

Знакомство учащихся с историей образования г. Саяногорска; формирование чувства привязанности к родному краю

Воспитание любви к родному краю, развитие межнациональной толерантности

Блок 3. Нравственная сфера личности дошкольника

Формирование нравственной сферы личности, развитие самооценки дошкольников. Создание условий для раскрытия детей, умения взглянуть на себя со стороны, проанализировать свои отношения с близкими, друзьями; развитие коммуникативных навыков дошкольников

Воспитание чувства самоуважения, уважения к членам своей семьи, своим друзья

Формирование у старших дошкольников эмоционально-нравственного отношения к окружающей среде

Блок 4 Чувство гордости за свою родину и любви к ней

Формирование умений и навыков учащихся в изучении своей родословной, истории, природы, культуры своей страны, развитие исследовательских способностей

Формирование гордости за исторические подвиги нашего народа, знакомство с историей Великой Отечественной войны, празднование 70-лет победы.

В результате проведенной работы было доказано, что правильно налаженное взаимодействие детского сада и семьи оказывает положительное влияние на формирование личности ребенка и его качеств, в том числе и на формирование гражданственности. Необходимость подключения семьи к процессу гражданского воспитания детей объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность [1, с. 16]. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств ребенка. Детский сад в своей работе с семьёй должен опираться на родителей, как на равноправных участников формирования детской личности.

Эффективность проделанной работы с экспериментальной группой показала свои положительные результаты. По результатам контрольного обследования детей, уровень сформированности данного качества вырос у них на 17,5 % по сравнению с констатирующим этапом. Таким образом, можно считать, что созданные педагогические условия оптимальны для реализации проектной деятельности в гражданском воспитании детей старшего дошкольного возраста в современных дошкольных образовательных учреждениях.

Основные термины (генерируются автоматически): старший дошкольный возраст, ребенок, родной край, гражданское воспитание детей, детский сад, межнациональная толерантность, проектная деятельность, родная страна, Саяногорск, правовая культура.

Похожие статьи

Воспитание толерантного отношения к культуре разных народов.

старший дошкольный возраст, родной край, ребенок, проектная деятельность, межнациональная толерантность, родная страна, детский сад, Саяногорск, гражданское воспитание детей, правовая культура.

Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного.

В статье раскрыта актуальность выдвижения на первый план ценностей и принципов, необходимых для общего выживания и свободного развития современного человека: этика и стратегия ненасилия, идея терпимости к чужим и чуждым позициям, ценностям, культурам.

По отношению к детям старшего дошкольного возраста, межнациональная толерантность рассматривается как интегративное качество личности

Диагностика сформированности у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к действительности.

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Свой край.

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с историей. детский сад, ребенок, патриотическое воспитание, День, родной край, дошкольный возраст, родной поселок, Печенга, Россия, ознакомление дошкольников.

Основы формирования межэтнической толерантности у детей.

дошкольный возраст, ребенок, этап воспитания толерантности, воспитание толерантности, обобщенное отношение, огромная

Воспитание толерантного отношения к культуре разных народов. ребенок, формирование толерантности, старший дошкольный.

Воспитание толерантности у старших дошкольников

дошкольный возраст, ребенок, этап воспитания толерантности, воспитание толерантности, обобщенное отношение, огромная роль, отношение, поведение.

Воспитание любви к родному городу у старших дошкольников.

дошкольное образование, родной город, ребенок, родной край, домашний адрес, Севастополь, задание, детский сад, патриотическое воспитание, патриотическое воспитание дошкольников. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.

Ознакомление с родным городом как средство патриотического.

Теоретические основы формирования межнациональной.

В определении Е.А. Ильинской по отношению к детям старшего дошкольного возраста, межнациональная толерантность рассматривается как интегративное качество личности и одновременно ее диспозиционная структура.

Читайте также: