Профилактические психолого педагогические программы в доу
Обновлено: 07.07.2024
Именно преобладание положительных эмоций над отрицательными и закреплением их в чертах характера и личности детей : положительная самооценка, доброжелательность, уверенность в себе, своих силах обеспечивают эмоциональное благополучие ребенка.
Предлагаю вашему вниманию программу профилактической работы, направленной на создание в детском саду условий для эмоционального комфорта и благополучия дошкольников.
Цель программы: развитие эмоциональной сферы и обеспечение эмоционального благополучия дошкольников.
- знакомство детей с основными эмоциями : радостью, удивлением, грустью, гневом, страхом, спокойствием.
- обогащение эмоциональной сферы детей положительными эмоциями;
- обучение детей способам выражения эмоций, выразительным движениям;
- развитие дружеских взаимоотношений через игру, общение детей в повседневной жизни;
- повышение психолого-педагогических компетентности педагогов и родителей;
- расширение знаний педагогов ДОУ о различных вариантах эмоционального развития детей, о возможности преодоления эмоциональных трудностей дошкольников;
- формирование навыков правильного реагирования родителей на различные эмоциональные проявления детей.
Решение данных задач во многом зависит от взаимодействия родителей, педагогов и психолога.
Психолог в данном случае является посредником между ребенком и взрослым, способствует созданию определенной среды в ДОУ, особого микроклимата для развития опыта взаимодействия детей, педагогов и родителей.
Ведь эмоциональное благополучие ребенка зависит от определенной благоприятной среды, которая включает в себя следующие компоненты: благополучие семейных отношений, психическое здоровье ребенка, своевременное эмоциональное развитие, физическое здоровье ребенка, конструктивное общение ребенка со сверстниками, личностно-ориентированный стиль общения педагогов с ребенком в ДОУ.
В профилактической программе отражена работа со всеми субъектами образовательного пространства.
С детьми проведена развивающая образовательная деятельность, осуществлены мероприятия по развитию эмоциональной сферы дошкольников : эмоциональные игры, проговаривание своих эмоций, чувств, поступков; рисование, решение практических ситуаций, беседы о различных эмоциональных состояниях и др.
Развивающая образовательная деятельность с детьми имеет следующую структуру:
1) игры и упражнения, направленные на положительное отношение к занятию, на сплочение и повышение эмоционального настроя;
2) игры и задания, направленные на развитие произвольности, мышления, воображения;
3) игры и упражнения, снижающие психомышечное напряжение, релаксация.
Основные методы и приемы:
- упражнения в выражении и узнавании эмоциональных состояний;
- решение проблемно-практических ситуаций,
- выражение своего эмоционального состояния через рисунок, танцы,
- использование эмоционально-символических методов;
Продолжительность 20-25 минут, один раз в неделю.
Основная роль в развитии и воспитании детей в детском саду принадлежит педагогу. Поэтому особое внимание уделено мероприятиям, развивающим коммуникативные умения и педагогическую компетентность педагогов в работе с детьми и общении с родителями.
С педагогами были проведены следующие мероприятия:
Наряду с решением задач развития коммуникативных умений педагогов проведены семинары и консультации, посвященные эмоциональному благополучию дошкольников.
Повышение педагогической компетентности родителей осуществлялось через следующие мероприятия:
В результате реализации профилактической программы психологического сопровождения по обеспечению эмоционального комфорта и благополучия дошкольников были отмечены позитивные изменения в поведении детей. Эмоциональный фон детей стал положительным, дети выражают свои эмоции более культурными формами, стараются сдерживать такие проявления как плач, крик и т. п., эмоциональное состояние намного улучшилось.
Значение арт-терапии в современной практике педагога-психолога ДОО Мое выступление посвящено арт-терапии. Все мы знаем, что дошкольное детство – один из самых важных этапов в жизни ребёнка. В этот период.
Работа педагога-психолога с детьми с ОВЗ Я, педагог-психолог, Близко Оксана Леонидовна. Вот уже десять лет работаю с детьми ОВЗ и инвалидами. Психологическое сопровождение детей.
Составляющие эмоционального комфорта в течение дня в разных возрастных группах Особое значение в детском саду придается задаче обеспечения эмоционального благополучия. Педагоги владеют технологиями, позволяющими решать.
Взаимодействие ДОУ и семьи по созданию условий для духовно-нравственного воспитания детей «Каждый ребенок рождается добрым и для доброй жизни. В том, что он постепенно теряет запас доброты, виноваты и детский сад, и школа, и,.
Конспект занятия педагога-психолога по развитию эмоционального интеллекта с детьми старшей группы Цель: развитие эмоционального и социального интеллекта детей. Задачи: 1. Закреплять знания детей об эмоциях, умение распознавать эмоциональное.
ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ И КОММУНИКАТИВНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ" (А.В.УХАНОВА)
Основная цель программы: создание условий для развития эмоционально-волевой и коммуникативной сферы старших дошкольников.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ "КАК МУРАВЬИШКА В ШКОЛУ СПЕШИЛ"
Авторы: Воробьева Н.Б., Казакова Е.О.
Целью программы является системное формирование психических функций, необходимых для освоения основных учебных умений и навыков.
ПРОГРАММА "ВСТРЕЧИ СО ЗВЕЗДОЧКОЙ"
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ
ПРОГРАММА РЕЛАКСАЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ "СБРОСЬ УСТАЛОСТЬ"
Детям старшего дошкольного и младшего школьного возраста просто необходимы паузы, чтобы снять накопившееся психоэмоциональное напряжение и запастись энергией для дальнейшей активной деятельности.
Цель программы: охрана и укрепление психического здоровья детей старшего дошкольного возраста.
ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ И КОММУНИКАТИВНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ" (А.В.УХАНОВА)
Основная цель программы: создание условий для развития эмоционально-волевой и коммуникативной сферы старших дошкольников.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ "КАК МУРАВЬИШКА В ШКОЛУ СПЕШИЛ"
Авторы: Воробьева Н.Б., Казакова Е.О.
Целью программы является системное формирование психических функций, необходимых для освоения основных учебных умений и навыков.
ПРОГРАММА "ВСТРЕЧИ СО ЗВЕЗДОЧКОЙ"
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ
ПРОГРАММА РЕЛАКСАЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ "СБРОСЬ УСТАЛОСТЬ"
Детям старшего дошкольного и младшего школьного возраста просто необходимы паузы, чтобы снять накопившееся психоэмоциональное напряжение и запастись энергией для дальнейшей активной деятельности.
Цель программы: охрана и укрепление психического здоровья детей старшего дошкольного возраста.
В данной программе описана поэтапная работа с детьми в период адаптации в ДОУ.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Вольского района Саратовской области
На педагогическом совете Заведующий МДОУ «Детский сад
по профилактике дезадаптации
Пояснительная записка
Возраст от 1 до 3 лет связан с быстрыми и качественными изменениями в развитии ребенка. Из существа, полностью зависимого от взрослого, он превращается в деятельную личность. С года до трех лет малыш осваивает речь, предметные действия, отражающие функциональное назначение предметов, делает первые попытки нарисовать и строить из кубиков. Малыш проявляет инициативу в общении со взрослыми и сверстниками, стремится участвовать в совместной деятельности. У него появляются первые формы сюжетной игры.
Итак, малыш приходя в детский сад попадает в новые условия жизни, что само по себе для него нелегко, уже имеет ряд психологических проблем или достаточно быстро их приобретает. Поскольку родители не обеспечивают ему ощущение безопасности. Чувство доверия к миру. Причины таких проблем чаще всего связаны с ошибками в воспитании ребенка и общении с ним, которые, по мнению специалистов (В.Н. Петрунек, Л.Н. Таран), приводят к нарушениям эмоциональной сферы и поведения, появлению вредных привычек, детских нервных заболеваний.
Данный блок работы ориентирован на обеспечение психологической безопасности ребенка раннего возраста в образовательном процессе в период адаптации к ДОУ. Реализация предлагаемого блока позволит повысить уровень психологического здоровья ребенка раннего возраста и создать тем самым задел для благополучного развития в период дошкольного детства.
В данный контекст включается диагностическая деятельность, связанная с реализацией диагностического минимума для определения того, как идет общий ход психического развития ребенка в образовательном процессе, развивающе-профилактическая деятельность, ориентированная на решение психологических задач в образовательном процессе при освоении ребенком образовательных областей: физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, труд, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество.
Психолого-педагогическая поддержка ребенка в
период адаптации к ДОУ.
Адаптация-это реакция организма и психики на меняющиеся условия среды. Она происходит постоянно, имеет защитный характер, потому что позволяет человеку перестраивать свою деятельность с учетом обстоятельств и повышать ее продуктивность, то есть развиваться. Изменения, происходящие в адаптационный период необходимо рассматривать на трех уровнях: психофизиологическом, индивидуально-психологическом, социально-психологическом.
Трудности адаптации обычно возникают в том случае, если ребенок изолирован от повседневной адаптации к меняющимся условиям. В новой обстановке такие дети забывают правила вежливости, не проявляют интереса к окружающему, стремятся находится рядом с близким взрослым или проявляют навязчивость в общении. Утрата многих традиций семейного воспитания привела к тому, что у многих детей, поступивших в детский сад, не формируются в соответствии навыки самообслуживания и общения. Их коммуникативный опыт ограничивается родителями. А общая нестабильность социальной ситуации приводит к дестабилизации детско-родительских отношений и, как следствие, к невротизации ребенка в ранние периоды развития.
В основу данного блока положен принцип развития и принцип концентричности.
Принцип развития предлагает, что смысл адаптационного периода состоит не в том. Чтобы приспособить ребенка к включению в процесс решения дидактических задач, а том чтобы в ходе игрового взаимодействия ребенка со взрослым помочь ему в выработке нового способа жизнедеятельности.
Принцип концентричности выражается в том, что программа адаптационного периода в ДОУ для ребенка 2 года жизни построена так, что все ее разделы имеют преемственные цели. Такой подход основан на особенностях усвоения знаний и формирования навыков в раннем возрасте, а именно детьми 2 года жизни.
Работа строится по трем этапам:
Первый этап – развитие контактов со взрослым (ко второму этапу переходят после установления доверительных контактов).
Цель: формирование привязанности в воспитателю.
Задачи: удержать внимание на новом взрослом, установить контакт глаз, эмоциональный контакт, вызывать инициативу в общении, совместные положительные переживания. Стимулировать подражание, учить действовать по инструкции.
Формы организации взаимодействия: тактильные игры, игры на подражание, игры с игрушками-забавами, игры-шутки.
Второй этап – освоение новых видов занятий, игрового пространства (к третьему этапу переходят после формирования у ребенка уверенного поведения в новой пространственно-игровой среде).
Цель: формирование предпочтений в новой предметной среде.
Задачи: освоить место расположения игрушек и игровых зон, учить ориентироваться в новой предметных условиях, подчинятся правилам, стимулировать самостоятельный выбор игрушек, занятий.
Формы организации взаимодействия: психотехнические игры, игры-имитации, предметные игры.
Третий этап – формирование контактов с ровесниками.
Цель: освоение совместного с ровесниками способа жизнедеятельности.
Задачи: стимулировать доброжелательное внимание к ровесникам, отклик на эмоции сверстника – сострадание; формировать умение действовать сообща; обучать обмену действиями как способу общения.
Формы организации взаимодействия: психотехнические игры, хороводные игры.
Технология психолого-педагогической
диагностики ребенка в период адаптации к ДОУ.
Психолого-педагогическая диагностика в период адаптации ребенка к ДОУ проводится в 3 этапа.
1-й этап. Первичная диагностика.
Цель: определить факторы, которые могут затруднить адаптацию. И сильные строны развития ребенка, его адаптационные возможности.( анкетирование родителей, наблюдение, беседа с родителями).(см. приложение).
2-й этап. Текущая диагностика.
3-й этап. Итоговая диагностика.
Цель: определить уровень адаптированности ( дезадаптации) ребенка в ДОУ. Метод: наблюдение ( за ребенком наблюдают в течении недели через 3 недели после посещения ДОУ. Затем составляется сводная таблица по уровням адаптации).
Учебно-тематическое планирование по направлению психологическая безопасность.
Группа: младшая группа
Проводятся адаптационные игры 1 раз в две недели.
Оснавная работа в данной группе – наблюдение за детьми в период адаптации и заполнение адаптационных карт детей.
Диагностика: при поступлении ребенка в ДОУ.
Читайте также:
- Что такое идеология какую роль играет в политической жизни кратко
- План работы по самообразованию воспитателя доу по фгос во 2 младшей группе
- Дайте оценку деятельности с ю витте что было характерно для него как личности профессионала кратко
- Какие требования выдвигала либеральная оппозиция во франции кратко
- О чем можно узнать о фразеологическом словаре кратко