Профилактические психолого педагогические программы в доу

Обновлено: 07.07.2024

Именно преобладание положительных эмоций над отрицательными и закреплением их в чертах характера и личности детей : положительная самооценка, доброжелательность, уверенность в себе, своих силах обеспечивают эмоциональное благополучие ребенка.

Предлагаю вашему вниманию программу профилактической работы, направленной на создание в детском саду условий для эмоционального комфорта и благополучия дошкольников.

Цель программы: развитие эмоциональной сферы и обеспечение эмоционального благополучия дошкольников.

- знакомство детей с основными эмоциями : радостью, удивлением, грустью, гневом, страхом, спокойствием.

- обогащение эмоциональной сферы детей положительными эмоциями;

- обучение детей способам выражения эмоций, выразительным движениям;

- развитие дружеских взаимоотношений через игру, общение детей в повседневной жизни;

- повышение психолого-педагогических компетентности педагогов и родителей;

- расширение знаний педагогов ДОУ о различных вариантах эмоционального развития детей, о возможности преодоления эмоциональных трудностей дошкольников;

- формирование навыков правильного реагирования родителей на различные эмоциональные проявления детей.

Решение данных задач во многом зависит от взаимодействия родителей, педагогов и психолога.

Психолог в данном случае является посредником между ребенком и взрослым, способствует созданию определенной среды в ДОУ, особого микроклимата для развития опыта взаимодействия детей, педагогов и родителей.

Ведь эмоциональное благополучие ребенка зависит от определенной благоприятной среды, которая включает в себя следующие компоненты: благополучие семейных отношений, психическое здоровье ребенка, своевременное эмоциональное развитие, физическое здоровье ребенка, конструктивное общение ребенка со сверстниками, личностно-ориентированный стиль общения педагогов с ребенком в ДОУ.

В профилактической программе отражена работа со всеми субъектами образовательного пространства.

С детьми проведена развивающая образовательная деятельность, осуществлены мероприятия по развитию эмоциональной сферы дошкольников : эмоциональные игры, проговаривание своих эмоций, чувств, поступков; рисование, решение практических ситуаций, беседы о различных эмоциональных состояниях и др.

Развивающая образовательная деятельность с детьми имеет следующую структуру:

1) игры и упражнения, направленные на положительное отношение к занятию, на сплочение и повышение эмоционального настроя;

2) игры и задания, направленные на развитие произвольности, мышления, воображения;

3) игры и упражнения, снижающие психомышечное напряжение, релаксация.

Основные методы и приемы:

- упражнения в выражении и узнавании эмоциональных состояний;

- решение проблемно-практических ситуаций,

- выражение своего эмоционального состояния через рисунок, танцы,

- использование эмоционально-символических методов;

Продолжительность 20-25 минут, один раз в неделю.

Основная роль в развитии и воспитании детей в детском саду принадлежит педагогу. Поэтому особое внимание уделено мероприятиям, развивающим коммуникативные умения и педагогическую компетентность педагогов в работе с детьми и общении с родителями.

С педагогами были проведены следующие мероприятия:

Наряду с решением задач развития коммуникативных умений педагогов проведены семинары и консультации, посвященные эмоциональному благополучию дошкольников.

Повышение педагогической компетентности родителей осуществлялось через следующие мероприятия:

В результате реализации профилактической программы психологического сопровождения по обеспечению эмоционального комфорта и благополучия дошкольников были отмечены позитивные изменения в поведении детей. Эмоциональный фон детей стал положительным, дети выражают свои эмоции более культурными формами, стараются сдерживать такие проявления как плач, крик и т. п., эмоциональное состояние намного улучшилось.

Значение арт-терапии в современной практике педагога-психолога ДОО Мое выступление посвящено арт-терапии. Все мы знаем, что дошкольное детство – один из самых важных этапов в жизни ребёнка. В этот период.

Работа педагога-психолога с детьми с ОВЗ Я, педагог-психолог, Близко Оксана Леонидовна. Вот уже десять лет работаю с детьми ОВЗ и инвалидами. Психологическое сопровождение детей.

Составляющие эмоционального комфорта в течение дня в разных возрастных группах Особое значение в детском саду придается задаче обеспечения эмоционального благополучия. Педагоги владеют технологиями, позволяющими решать.

Взаимодействие ДОУ и семьи по созданию условий для духовно-нравственного воспитания детей «Каждый ребенок рождается добрым и для доброй жизни. В том, что он постепенно теряет запас доброты, виноваты и детский сад, и школа, и,.

Конспект занятия педагога-психолога по развитию эмоционального интеллекта с детьми старшей группы Цель: развитие эмоционального и социального интеллекта детей. Задачи: 1. Закреплять знания детей об эмоциях, умение распознавать эмоциональное.

ПЕДАГОГИ-ПСИХОЛОГИ

ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ И КОММУНИКАТИВНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ" (А.В.УХАНОВА)
Основная цель программы: создание условий для развития эмоционально-волевой и коммуникативной сферы старших дошкольников.

ПЕДАГОГИ-ПСИХОЛОГИ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ "КАК МУРАВЬИШКА В ШКОЛУ СПЕШИЛ"
Авторы: Воробьева Н.Б., Казакова Е.О.
Целью программы является системное формирование психических функций, необходимых для освоения основных учебных умений и навыков.

ПЕДАГОГИ-ПСИХОЛОГИ

ПЕДАГОГИ-ПСИХОЛОГИ

⭐

ПРОГРАММА "ВСТРЕЧИ СО ЗВЕЗДОЧКОЙ"
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ

ПЕДАГОГИ-ПСИХОЛОГИ

ПРОГРАММА РЕЛАКСАЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ "СБРОСЬ УСТАЛОСТЬ"

Детям старшего дошкольного и младшего школьного возраста просто необходимы паузы, чтобы снять накопившееся психоэмоциональное напряжение и запастись энергией для дальнейшей активной деятельности.
Цель программы: охрана и укрепление психического здоровья детей старшего дошкольного возраста.

ПЕДАГОГИ-ПСИХОЛОГИ

ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ И КОММУНИКАТИВНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ" (А.В.УХАНОВА)
Основная цель программы: создание условий для развития эмоционально-волевой и коммуникативной сферы старших дошкольников.

ПЕДАГОГИ-ПСИХОЛОГИ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ "КАК МУРАВЬИШКА В ШКОЛУ СПЕШИЛ"
Авторы: Воробьева Н.Б., Казакова Е.О.
Целью программы является системное формирование психических функций, необходимых для освоения основных учебных умений и навыков.

ПЕДАГОГИ-ПСИХОЛОГИ

ПЕДАГОГИ-ПСИХОЛОГИ

⭐

ПРОГРАММА "ВСТРЕЧИ СО ЗВЕЗДОЧКОЙ"
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ

ПЕДАГОГИ-ПСИХОЛОГИ

ПРОГРАММА РЕЛАКСАЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ "СБРОСЬ УСТАЛОСТЬ"

Детям старшего дошкольного и младшего школьного возраста просто необходимы паузы, чтобы снять накопившееся психоэмоциональное напряжение и запастись энергией для дальнейшей активной деятельности.
Цель программы: охрана и укрепление психического здоровья детей старшего дошкольного возраста.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной программе описана поэтапная работа с детьми в период адаптации в ДОУ.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Вольского района Саратовской области

На педагогическом совете Заведующий МДОУ «Детский сад

по профилактике дезадаптации

Пояснительная записка

Возраст от 1 до 3 лет связан с быстрыми и качественными изменениями в развитии ребенка. Из существа, полностью зависимого от взрослого, он превращается в деятельную личность. С года до трех лет малыш осваивает речь, предметные действия, отражающие функциональное назначение предметов, делает первые попытки нарисовать и строить из кубиков. Малыш проявляет инициативу в общении со взрослыми и сверстниками, стремится участвовать в совместной деятельности. У него появляются первые формы сюжетной игры.

Итак, малыш приходя в детский сад попадает в новые условия жизни, что само по себе для него нелегко, уже имеет ряд психологических проблем или достаточно быстро их приобретает. Поскольку родители не обеспечивают ему ощущение безопасности. Чувство доверия к миру. Причины таких проблем чаще всего связаны с ошибками в воспитании ребенка и общении с ним, которые, по мнению специалистов (В.Н. Петрунек, Л.Н. Таран), приводят к нарушениям эмоциональной сферы и поведения, появлению вредных привычек, детских нервных заболеваний.

Данный блок работы ориентирован на обеспечение психологической безопасности ребенка раннего возраста в образовательном процессе в период адаптации к ДОУ. Реализация предлагаемого блока позволит повысить уровень психологического здоровья ребенка раннего возраста и создать тем самым задел для благополучного развития в период дошкольного детства.

В данный контекст включается диагностическая деятельность, связанная с реализацией диагностического минимума для определения того, как идет общий ход психического развития ребенка в образовательном процессе, развивающе-профилактическая деятельность, ориентированная на решение психологических задач в образовательном процессе при освоении ребенком образовательных областей: физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, труд, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество.

Психолого-педагогическая поддержка ребенка в

период адаптации к ДОУ.

Адаптация-это реакция организма и психики на меняющиеся условия среды. Она происходит постоянно, имеет защитный характер, потому что позволяет человеку перестраивать свою деятельность с учетом обстоятельств и повышать ее продуктивность, то есть развиваться. Изменения, происходящие в адаптационный период необходимо рассматривать на трех уровнях: психофизиологическом, индивидуально-психологическом, социально-психологическом.

Трудности адаптации обычно возникают в том случае, если ребенок изолирован от повседневной адаптации к меняющимся условиям. В новой обстановке такие дети забывают правила вежливости, не проявляют интереса к окружающему, стремятся находится рядом с близким взрослым или проявляют навязчивость в общении. Утрата многих традиций семейного воспитания привела к тому, что у многих детей, поступивших в детский сад, не формируются в соответствии навыки самообслуживания и общения. Их коммуникативный опыт ограничивается родителями. А общая нестабильность социальной ситуации приводит к дестабилизации детско-родительских отношений и, как следствие, к невротизации ребенка в ранние периоды развития.

В основу данного блока положен принцип развития и принцип концентричности.

Принцип развития предлагает, что смысл адаптационного периода состоит не в том. Чтобы приспособить ребенка к включению в процесс решения дидактических задач, а том чтобы в ходе игрового взаимодействия ребенка со взрослым помочь ему в выработке нового способа жизнедеятельности.

Принцип концентричности выражается в том, что программа адаптационного периода в ДОУ для ребенка 2 года жизни построена так, что все ее разделы имеют преемственные цели. Такой подход основан на особенностях усвоения знаний и формирования навыков в раннем возрасте, а именно детьми 2 года жизни.

Работа строится по трем этапам:

Первый этап – развитие контактов со взрослым (ко второму этапу переходят после установления доверительных контактов).

Цель: формирование привязанности в воспитателю.

Задачи: удержать внимание на новом взрослом, установить контакт глаз, эмоциональный контакт, вызывать инициативу в общении, совместные положительные переживания. Стимулировать подражание, учить действовать по инструкции.

Формы организации взаимодействия: тактильные игры, игры на подражание, игры с игрушками-забавами, игры-шутки.

Второй этап – освоение новых видов занятий, игрового пространства (к третьему этапу переходят после формирования у ребенка уверенного поведения в новой пространственно-игровой среде).

Цель: формирование предпочтений в новой предметной среде.

Задачи: освоить место расположения игрушек и игровых зон, учить ориентироваться в новой предметных условиях, подчинятся правилам, стимулировать самостоятельный выбор игрушек, занятий.

Формы организации взаимодействия: психотехнические игры, игры-имитации, предметные игры.

Третий этап – формирование контактов с ровесниками.

Цель: освоение совместного с ровесниками способа жизнедеятельности.

Задачи: стимулировать доброжелательное внимание к ровесникам, отклик на эмоции сверстника – сострадание; формировать умение действовать сообща; обучать обмену действиями как способу общения.

Формы организации взаимодействия: психотехнические игры, хороводные игры.

Технология психолого-педагогической

диагностики ребенка в период адаптации к ДОУ.

Психолого-педагогическая диагностика в период адаптации ребенка к ДОУ проводится в 3 этапа.

1-й этап. Первичная диагностика.

Цель: определить факторы, которые могут затруднить адаптацию. И сильные строны развития ребенка, его адаптационные возможности.( анкетирование родителей, наблюдение, беседа с родителями).(см. приложение).

2-й этап. Текущая диагностика.

3-й этап. Итоговая диагностика.

Цель: определить уровень адаптированности ( дезадаптации) ребенка в ДОУ. Метод: наблюдение ( за ребенком наблюдают в течении недели через 3 недели после посещения ДОУ. Затем составляется сводная таблица по уровням адаптации).

Учебно-тематическое планирование по направлению психологическая безопасность.

Группа: младшая группа

Проводятся адаптационные игры 1 раз в две недели.

Оснавная работа в данной группе – наблюдение за детьми в период адаптации и заполнение адаптационных карт детей.

Диагностика: при поступлении ребенка в ДОУ.

Читайте также: