План работы по самообразованию воспитателя доу по фгос во 2 младшей группе

Обновлено: 08.07.2024

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

Задачи:

1. Интегрировать пальчиковые игры, упражнения в речевой деятельности детей;

2. Совершенствовать мелкую моторику детей через пальчиковые игры;

3. Систематизировать работу по совершенствованию пальчиковой моторики;

4. Дать знания родителям о значимости пальчиковых игр, о нетрадиционных формах работы для развития речи дошкольников.

Период работы над темой: 1 год.

План самообразования:

  • Подготовительный этап (сентябрь – ноябрь)

Изучить литературу по теме самообразования.

  • Практический этап (декабрь-апрель)

Данный этап включает в себя практическую работу с детьми и родителями по теме самообразования.

Самоанализ проделанной работы.

Отчет по самообразованию:

Практический часть состоял из работы с детьми и родителями. В работе с детьми использовала следующие методы и приемы:

  • пальчиковые игры;
  • пальчиковый театр;
  • самомассаж кистей рук;
  • пальчиковый театр;
  • работа с конструктом;
  • различные виды аппликаций;
  • шнуровки;
  • пазлы, мозаика;
  • нанизывание бус;
  • рисование по трафаретам.

Работа с детьми

Работа с родителями

· разучивание пальчиковых игр;

· Разучивание пальчиковых игр;

· развитие мелкой моторики рук в процессе изобразительной деятельности;

· работа с конструктором

· Разучивание новых пальчиковых игр, повторение старых;

· различные виды аппликаций;

· Индивидуальные беседы с родителями по данной теме.

· Рекомендации родителям: давать больше самостоятельности детям при одевании: самостоятельно застегивать и расстегивать пуговицы, молнии, кнопки, т.к. эти действия являются базовыми, формируют ручную умелость.

· Чтение рассказов, потешек, стихотворений при помощи пальчиков;

· самомассаж кистей пальцев рук.

3. Этап. Представление опыта по теме самообразования.

В результате проведенной работы, можно сделать следующий вывод: дети научились слушать доступные по содержанию стихи, сказки. В процессе овладения пальчиковыми играми у дошкольников формировались память, мышление, воображение, внимание. Пальчики у детей стали более ловкими, гибкими, дети научились овладевать сложными упражнениями, речь детей значительно улучшилась.

Об авторе

Белова Наталья Александровна

Новые записи автора

Комментарии

Новое в блогах

Влияние музыки на психику ребенка

Малые формы фольклора- средство эмоционального развития малышей

Конспект по лего-конструированию для детей старшей группы «Мы с…

В блогах

Цель: - способствовать сохранению и укреплению здоровья детей. Задачи: - приобщать детей к здоровому образу жизни; - развивать двигательную активность; - закреплять правила и.

Навыки и умения детей 3-4 лет

Физическое развитие. 1. Ребенок умеет самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности. 2. Ребенок приучен к опрятности (замечает непорядок в одежде, устраняет.

Новое на сайте

Методические рекомендации использования гибких навыков Softskills в исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в условиях реализации…

Методические рекомендации использования гибких навыков Softskills в исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО В современном мире, чтобы быть успешным, недостаточно одних лишь глубоких знаний и опыта. Необходимы особые навыки, которые сегодня называют.

Самообразование педагога является неотъемлимой частью работы в детском саду.

ВложениеРазмер
samoobrazovanie.doc 44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Период работы над темой: 1 год

Месяц начала работы над темой: сентябрь 2019 г.

Месяц окончания работы: май 2020 г.

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

1. Интегрировать пальчиковые игры, упражнения в речевой деятельности детей;

2. Совершенствовать мелкую моторику детей через пальчиковые игры;

3. Систематизировать работу по совершенствованию пальчиковой моторики;

4. Дать знания родителям о значимости пальчиковых игр, о нетрадиционных формах работы с детьми.

5. Содействовать нормализации речевой функции.

6. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность.

Методы и приёмы работы:

Пальчиковый игро-тренинг.
Массаж кистей рук.
Пальчиковая гимнастика, физкультминутки.
Пальчиковые тигры со стихами, со скороговорками.
Пальчиковый театр.

Лепка из пластилина и солёного теста с использованием природного материла (крупы, ракушки и т.д.)
Конструирование из бумаги в технике оригами, работа с конструктом.
Различные виды аппликаций.
Шнуровки.
Пазлы, мозаика.
Работа со счётными палочками.
Самомассаж кистей и пальцев рук.
Нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцем, зубной щёткой, свечкой.
Ручной труд: нанизывание бус.
Рисование по трафаретам, штриховка.

В нашем дошкольном учреждении большое внимание уделяют развитию речи детей. Доказано, что мысль и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук является мощным средством повышения работоспособности головного мозга. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

План по самообразованию тема

Шишкина Юлия Александровна

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на развитие дошкольного образования в Российской Федерации. В то же время, он работает на развитие маленького ребенка. И основная задача детских садов – создавать условия, при которых дети развиваются, им интересно, а в итоге ребенок полноценно проживает дошкольный возраст, развит и мотивированным переходит на следующий уровень образования. Такие дети действительно хотят учиться в начальной школе.

Одной из основных задач дошкольного образования является создание условий для формирования у детей готовности к обучению в школе.

В федеральных государственных стандартах описаны интегративные качества ребёнка, которые он может приобрести в результате освоения программы дошкольного образования. Среди них - овладения предпосылками учебной деятельности. Формирование универсальных учебных действий , обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию можно считать важнейшей задачей современной системы образования.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности.

Оказывается, что у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у детей городских. Современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективны для развития мелкой моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания). Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас же на каждое занятие есть по машине.

Следствие слабого развития общей моторики, и в частности - руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием. С большой долей вероятности можно заключать, что если с речью не все в порядке, это наверняка проблемы с моторикой.

Среди многих видов учебной деятельности начинающего школьника овладение им навыком письма является наиболее сложным. Письмо служит одним из базовых навыков, т.е. на нем практически строится все дальнейшее обучение, следовательно, ребенок, не освоивший этот навык вовремя и качественно, непременно будет отставать в учебе. От того, насколько ребенок овладеет письмом, зависит успешность его дальнейшего обучения в школе, так как именно нарушения письма обычно становятся главными причинами неуспеваемости младших школьников .

Одной из важных составляющих готовности ребенка к письму является наличие у него развитой мелкой мускулатуры. Умение производить точные движения кистью и пальцами рук просто необходимо для овладения письмом. Поэтому при подготовке ребенка к школе важнее не учить его писать, а создавать условия для развития мелких мышц рук в дошкольном учреждении.

Актуальность опыта

Статистика свидетельствует, что в последние десятилетия число детей, имеющих речевые нарушения, значительно увеличилось. Что же делать? Как помочь нашим детям?

Все физиологи в один голос говорят: чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит. Почему же это так?

Дело все в том, что развитие рук ребенка и развитие речи взаимосвязаны. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.

Учёные - нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно показали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше развиты пальчики малыша, тем проще ему будет осваивать речь. Неуклюжесть детских пальчиков свидетельствует о том, что мелкая моторика ещё недостаточно развита.

Конечно, развитие мелкой моторики - не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребёнка будет прекрасна, развита моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь ребёнка будет не достаточно развита. То есть необходимо развивать речь ребёнка в комплексе много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. Необходимо читать ребёнку, рассказывать обо всём, что его окружает, показывать картинки, которые дети с удовольствием рассматривают. И плюс к этому, развивать мелкую моторику.

Развитие моторики пальцев как бы подготавливает почву для последующего формирования речи. Данная работа оказывает благотворное влияние не только на становление речи и её функций, но и на психическое развитие ребёнка.

Поэтому проблема развития мелкой моторики актуальна на всех этапах развития ребенка и работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста. В детском саду необходимо создавать условия для формирования навыков осязания и мелкой моторики через различные виды предметно-практической деятельности.

Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, решила провести с детьми углубленную работу в этом направлении, работая в контакте с родителями и специалистами детского сада.

Перед собой я поставила цель.

Целью моей педагогической работы является достижение положительной динамики в развитии мелкой моторики рук детей через использование разнообразных форм, методов и приемов.

Для достижения цели были обозначены

Улучшение мелкой моторики пальцев, кистей рук, координации и точности движений руки и глаза, гибкости рук, ритмичности;

Развитие воображения, логического мышления, произвольного внимания, зрительного и слухового восприятия, творческой активности;

Обогащение предметно - развивающей среды для развития у детей мелкой моторики рук, речи;

Повышение компетентности родителей в вопросе развития речи детей, мелкой моторики с использованием разнообразных форм, методов и приемов.

Объект: дети 3-4 лет.

Предмет: особенности развития тонкой моторики, как одного из средств развития речи и подготовки руки к письму.

Гипотеза: При создании педагогических условий развитие тонкой моторики даёт большие возможности детям для умственного развития, совершенствования качества письма и развития речи, расширения познавательных интересов.

- совместная деятельность воспитателя с детьми;

- индивидуальная работа с детьми;

- свободная самостоятельная деятельность самих детей;

- консультативная работа с родителями.

Методы и приемы работы:

пальчиковая гимнастика, физкультминутки;

пальчиковые игры со стихами, со скороговорками;

лепка из пластилина и соленого теста с использованием природного материала (семена, крупы, ракушки и т. д.);

нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцем, зубной щеткой, свечкой и т. д.;

работа с конструктором ЛЕГО;

различные виды аппликаций;

рисование по трафаретам, штриховка;

игры с мелкими предметами;

Описание собственного опыта работы:

Прежде чем приступить к работе, я написала план работы :

1. Изучить литературу по данной теме.

2. Внедрить в работу с детьми разнообразные формы, методы и приемы по развитию мелкой моторики.

3. Составить картотеку игр для развития мелкой моторики рук.

4. Составить консультации для родителей, буклеты, провести тематические родительские собрания, мастер-классы.

Для достижения поставленных задач я использую различные формы работы.

Одним из методов работы являются пальчиковые игры. В совместной и индивидуальной работе осуществляется тренировка пальцев.

Эффективность и интерес к этой деятельности повышается, если упражнения сопровождаются чтением стихов, потешек. Стихи, сопровождающие упражнения – это та основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма, создается благоприятный эмоциональный фон, благодаря которому ребенок увлекается игрой и с интересом выполняет движения, что обеспечивает хорошую тренировку пальцев. Сюжетность стихов и потешек развивает умение слушать и понимать.

Во время совместной и самостоятельной деятельности детей я использую пальчиковый театр. Он дает ребенку уникальную возможность быть одновременно сценаристом, режиссером-постановщиком и актером. Театрализованное представление способствует развитию не только творческого потенциала, но и речи, так как в них активно задействованы именно пальцы.

Деятельность по лепке также имеет большое значение для укрепления кистей рук и развития мелкой и крупной моторики. Лепка необходима для развития у детей сенсорных и пространственных ощущений, восприятия. В своей работе для лепки я использовала пластилин, соленое тесто; составление узоров из семян и другого природного материала. Это кропотливый, интересный труд, который развивает внимание, совершенствует сенсомоторику – согласованность в работе глаза и руки, координации движений, их точность.

Изготовление поделок из бумаги также является одним из средств развития мелкой мускулатуры кистей рук. Эта работа увлекает детей, способствует развитию воображения, конструктивного мышления. Один из видов работы с бумагой являлись рваные поделки. Разрывание бумаги на очень мелкие кусочки является хорошим упражнением для развития силы пальцев и навыков управления мелкими движениями.

В совместной деятельности я использовала различные нетрадиционные техники рисования: тампонирование, печать от руки и др. с помощью кисти, свечки, зубной щетки. В процессе рисования у детей развиваются не только общие представления, творчество, углубляется эмоциональное отношение к действительности, но и формируются элементарные графические умения.

Особое внимание уделялось раскрашиванию рисунков. Для этого использовались альбомы для раскрашивания или заготовки. Раскрашивание предполагало несколько видов штриховки, которые обеспечивают постепенность в развитии и укреплении мелкой мускулатуры кисти руки, в отработке координации движения. Для развития точности и уверенности движения руки я предполагала игры, в которых детям необходимо был проводить параллельные линии в определенном направлении.

Большой интерес для детей представляет конструирование (на базе конструктора ЛЕГО). Дети сооружают многочисленные и разнообразные постройки. Работая с мелкими деталями конструктора, развивается мелкая мускулатура пальцев рук, воображение, творческая активность. Еще одним из интересных занятий - собирание пазл.

Проводимые упражнения, игры на развитие мелкой моторики я комбинирую с различными видами деятельности. В своей работе я учитываю индивидуальные особенности каждого ребенка, его психофизиологическое развитие.

Таким образом, чтобы результат работы был эффективным необходимо использовать разнообразные приемы и методы работы по формированию тонких движений пальцев рук. Результаты своей работы я вижу в проявлении интереса детей к различным видам деятельности.

Я стараюсь предоставить детям возможность испытать удовольствие от творческого процесса, от того что он что-то сделал сам, учу тому, что любую работу и любое действие можно сделать с интересом.

В дальнейшем я буду продолжать искать новые методические приемы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук, общей моторики, самостоятельности, которые будут формировать интерес к различным видам деятельности.

Изучить литературу и опыты работ по данной теме.

Повышение своего уровня знаний

Создание картотеки пальчиковых игр и игр-драматизаций.

Обогащение развивающей среды.

Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения и задачами по развитию мелкой моторики дошкольников.

Знакомство родителей с условиями, содержанием, методами воспитания и развития мелкой моторики детей в дошкольном учреждении.

2.развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук; развивают пространственное ориентирование, способствуют усвоению понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева" развитие усидчивости терпения

Разучивание пальчиковых игр, физкультминуток, скороговорок

Развитие мелкой моторики рук. . Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность; Учить детей соприкасаться поочередно пальчики одной ладони с другой, начиная с большого пальчика.

- Анкетирование родителей по пальчиковой гимнастике. Анализ анкетирования.

Цель: укрепление и развитие мелкой моторики пальцев рук, повышение чувствительности пальцев; сенсомоторное развитие, формирование основных сенсорных эталонов: форма, величина, материал, вес; воспитание усидчивости и терпеливости в работе; снятие эмоционального напряжения.

Создание игровой среды для самостоятельной театрализованной деятельности детей. развивать мелкую моторику рук с использование пальчикового театра

Заучивание пальчиковых игр

Продолжать учить детей выполнять действия рук в соответствии словам; развитие мелкой моторики

Повысить компетентность родителей в значимости пальчиковых игр, упражнений для детей дошкольного возраста

работа с конструктором ЛЕГО;

различные виды аппликаций;

рисование по трафаретам, штриховка;лабиринты

Улучшать координацию движений кисти, активизировать речевые центры мозга. движения пальцев рук.

Учить детей поочередно соединять большой пальчик с остальными левой и правой рукой вместе. Развивать переключаемость общих и мелких движений.

Отгадывание детьми загадок,

разучивание физкультминуток, чтение скороговорок.

2.Разучивание новых пальчиковых игр.

Продолжать учить детей выполнять действия рук в соответствии словам

Развитие координации движений пальцев ведущей руки; Учить детей выкладывать из мелких геометрических фигур рисунок по образцу.

Доклад для воспитателе на тему:

Повышение профессионализма по развитию мелко моторики

Формирование мелкой моторики посредством пластилинографии.

развитие и совершенствование движения кистей и пальцев рук.

игры с мелкими предметами;

развивают моторику, зрительное восприятие, внимание, память, усидчивость, интуицию, помогают познакомиться со свойствами разных предметов и поверхностей.

Д/И-"Чудесный мешочек" определи игрушки на ощупь

Учить детей определять на ощупь предметы, развивать тактильные ощущения. Развивать речь ребенка.

Составление памяток, буклетов для родителей:

Ознакомление родителей с работо по развитию речи и мелко моторики рук. Привлечение родителей к работе по развитию речи у детей.

Чтение рассказов и стихотворений при помощи пальчиков (показ воспитателя)

Развивать соотносящие действия, координацию действий обеих рук, эмоциональное отношение к результату своей деятельности.

Развитие мелкой моторики рук в процессе изобразительной деятельности. Рисуем нетрадиционным способом.

Развивать пространственные представления, мелкую моторику;развивать фантазию и воображение

Создание пособия для игры с крышками от бутылок

Развивать пространственные представления, мелкую моторику; закреплять счётные навыки; развивать фантазию и воображение

Анкета для воспитателей по проблеме "Развитие мелкой моторики рук у дошкольников"

Повышение профессионализма по развитию речи и мелкой моторики

лепка из пластилина и соленого теста с использованием природного материала (семена, крупы, ракушки и т. д.);

развивать ручную умелость и мелкую моторику; формировать навыки выразительности, пластичности в движении. Формировать воображение и творческое мышление.

воспитатель готовится

Постоянное совершенствование своего педагогического мастерства, желание узнавать новое и внедрять это в работу с детьми — отличительные особенности профессии воспитателя дошкольного учреждения. Стремительно меняющийся мир предъявляет постоянно повышающиеся требования к специалистам, работающим в сфере образования, необходимо быть в курсе новейших методов и средств обучения. Вот почему вопрос самообразования по Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) включён в список обязательных требований к качеству подбора педагогических кадров.

Важные аспекты теории самообразования педагога младшей группы

По ФГОС, самообразование — это процесс осознанной познавательной деятельности педагога, направленный на пополнение методического багажа знаний, умений и навыков в работе с детьми. Эта работа носит непрерывный характер и отражает современные достижения в психолого-педагогической области знаний.

Самостоятельное пополнение методической копилки и практического опыта воспитателя второй младшей группы (дети 3–4 лет) имеет такие цели:

  • ознакомление и овладение новыми педагогическими технологиями, поиск оптимальных путей их сочетания с уже освоенными;
  • систематизация передового педагогического опыта для улучшения качества образовательного процесса во второй младшей группе;
  • создание условий для полноценного физического, психического и творческого развития малышей.

Воспитательница проводит физкультурное занятие в спортзале, дети сидят, вытянув руки вверх

Темы, связанные с физическим развитием детей, здоровьесберегающими технологиями, всегда актуальны для самообразования

Следует отметить, что обозначенные направления работы характерны не только для указанной возрастной группы, но и для образовательного процесса в дошкольном учреждении в целом.

Задачи

В процессе достижения поставленных целей работы по самообразованию воспитателю необходимо решить следующие задачи:

  • определить рациональность выбора тех или иных педагогических технологий в соответствии с возрастом подопечных (например, для проектной технологии, предполагающей индивидуальную работу, дети 3–4 лет ещё слишком малы, а вот для создания групповых работ вместе с родителями — поделок, совместных рисунков — это очень подходящий возраст);
  • чётко сформулировать проблемные вопросы, с которыми воспитатель встречается в данной группе (чаще всего это разный уровень речевого развития малышей, то есть одни дети хорошо говорят, правильно строят предложения, другие — больше молчат, а у третьих наблюдаются существенные дефекты речи);
  • ознакомиться с новыми методическими разработками, применяемыми коллегами в работе с воспитанниками второй младшей группы (например, использование возможностей ИКТ на занятиях, посвящённых изучению сказок народов мира или экологическому воспитанию в аспекте знакомства с представителями растений и животных разных классов);
  • способствовать развитию познавательной, трудовой и игровой активности у малышей (через совместную деятельность со взрослыми).

Мама и папа выполняют поделку вместе с девочкой и мальчиком

Совместная с родителями творческая деятельность детей — это один из приёмов развития познавательной активности у малышей

Задачи самообразования во второй младшей группе логично продолжают начатую работу в первой младшей, а также гармонично вписываются в перспективу образовательного процесса в средней группе.

Принципы самообразования

Рассматриваемый аспект профессионального мастерства опирается на 4 принципа работы:

  1. Непрерывность. Тема самообразования разрабатывается в течение учебного года, иногда двух. В целом этот вид работы по совершенствованию профессионального уровня сопровождает весь период педагогической деятельности воспитателя.
  2. Взаимосвязь. Завершив изучение одной темы, педагог переходит к работе над следующей, логично продолжающей предыдущую тему. Так, проблемы, связанные с развитием речи (очень важный вопрос для детей 2–4 лет), могут рассматриваться 2 года. В тех дошкольных учреждениях, где воспитатель во второй младшей группе меняется, методический вопрос может рассматриваться в рамках групповой формы самообразования, то есть педагог, занимаясь ребятами 3–4 лет, продолжает начатый опыт коллеги, которая работала с малышами в прошлом году.

Четверо детей за овальным столиком делают аппликацию — уточку

Некоторые темы, например, связанные с развитием речи через тренировку мелкой моторики на занятиях творчеством, могут продолжать начатую работу в прошлом году

Формы работы по самообразованию

Для всестороннего освещения выбранной темы самообразования педагог должен методически грамотно выстроить работу со всеми участниками образовательного процесса.

  • Собственное профессиональное становление проходит в форме ознакомления с информацией по теме по книгам, периодическим изданиям, интернет-публикациям, участия в мастер-классах, семинарах, вебинарах, конференциях, педагогических советах, научно-методических объединениях и т. д.
  • Взаимодействие с детьми, которое происходит в процессе учебно-воспитательной деятельности, проведения досуга в форме занятий, развлечений (утренников) и прогулок.

Дети стоят полукругом на траве, в центре сидит мальчик

Прогулка — одна из форм реализации теории самообразования на практике

Как выбрать тему: подборка вариантов

Как уже отмечалось, педагог выбирает вопрос для разработки самостоятельно, опираясь на те трудности в работе, с которыми сталкивается. Кроме того, методическая проблема должна отражать и общую стратегию программы работы детского сада (например, если в ДОУ особое внимание уделяется здоровьесберегающим технологиям, закаливанию, то и индивидуальная тема должна по возможности содержать этот компонент). В целом тематика самообразования по ФГОС в разных возрастных группах отличается только акцентом методической работы. Для второй младшей это темы, связанные с:

Две девочки сидят за столом, надевают прищепки на круг и ёлочку

Работа над развитием мелкой моторики во второй младшей группе продолжается

Дети стоят вокруг стола с разложенными на нём картинками, мальчик держит пожарную машину

Во второй младшей группе дети только учатся взаимодействовать друг с другом в малых группах

Список тем по самообразованию (автор-составитель Наталья Оноприенко):

Индивидуальный план и его выполнение

Для полноценного освещения выбранной проблемы самообразования воспитатель выстраивает свою работу в соответствии с планом для каждого из 3 этапов разработки.

Организационный период (август-сентябрь)

  1. Выбрать тему исследования и чётко её сформулировать. Для этого необходимо определить круг вопросов, с которыми сталкивается педагог в работе. Например, большинство детей не умеют аккуратно снять-надеть одежду — методы и приёмы, охваченные темами воспитания культуры здоровья и личной гигиены. Нелишним в таком контексте будет блок о работе с родителями, так как указанные навыки отрабатываются и дома в том числе. Или если, например, детский сад находится недалеко от проезжей части, то актуальными будут темы здоровьесберегающего блока, а именно знакомство с ПДД.
  2. Аргументировать актуальность выбранной проблемы. Для этого необходимо осветить вопрос с позиции того, какие знания, умения и навыки даёт изучение темы детям, родителям, самому педагогу.
  3. Выделить цели и задачи работы.
  4. Наметить формы работы с детьми, родителями, коллегами.

Воспитатель проводит открытое занятие с детьми

На организационном этапе воспитатель планирует приблизительные даты проведения открытых занятий

Это важно. Тема для самообразования подбирается воспитателем с учётом профессионального опыта и мастерства. Главное, чтобы она была связана с прогнозируемым результатом и направлена на достижение новых результатов образовательной деятельности.

Блок разработки теории и практики (октябрь-апрель)

  1. Изучение психолого-педагогической и методической литературы по теме, систематизация полученной информации в форме составления дайджеста по статьям, картотеки приёмов работы над тем или иным вопросом темы, примеров интересных игр или сценариев мероприятий.
  2. Разработка системы практической реализации изученной теории. Иными словами, педагог составляет серии конспектов занятий, прогулок, развлечений, родительских собраний, направленные на решение поставленных задач самообразования, проводит мероприятия и анализирует полученные результаты.

Итоги (май-июнь)

Завершающая стадия предполагает отчёт о проделанной работе, который проводится для всех участников образовательного процесса: родителей, коллег, детей. Это презентация полученных результатов практического освоения теории.

Формы презентации итогов

  1. Круглый стол для родителей или/и коллег. Чаще всего организуется на организационном этапе и на заключительном.
  2. Открытые занятия проводятся 2 раза в год — в начале и в конце.
  3. Мастер-классы. Этот вид итога самообразовательной деятельности особенно актуален, если педагог внедрял в разработку темы приёмы использования ИКТ (например, для развития речи с помощью составления описания сюжета на основе просмотренного видео).

Воспитатели сидят за круглым столом на мастер-классе, педагог в процессе работы указывает на зонт

Мастер-класс — это одна из самых кропотливых в подготовке, но наиболее запоминающихся и ярких в итоге форм презентации полученного опыта

Примеры планов по самообразованию

Оформление плана строится на основании принятого методическим советом ДОУ образца. Но в целом он отражает содержание этапов работы, сроки их выполнения, а также суть практической реализации. Ниже в таблицах приведены два варианта организации плана.

Таблица: пример плана по самообразованию, направленному на развитие речи

  1. Бородич А.М. Методика развития речи детей. — М., 2004.
  2. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. — М., 1999.
  3. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя. — М., 2005.
  4. Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста Санкт-Петербург. — Детство-Пресс, 2010.
  5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — М., 2009.
  6. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. — 2-е изд., испр. и доп. Гербова В.В. —М.: Мозаика-Синтез, 2010.
  7. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. — 2-е изд., испр. — М.: Просвещение, 2004.

Таблица: фрагменты плана по самообразованию на тему народной культуры

Оформление папки по самообразованию

Непременный атрибут отчёта на всех этапах работы над темой — составление папки. При этом её оформление — результат всего исследовательского опыта педагога, а не дело одного года, то есть каждый год-два в папку добавляются разработки по новой теме. И каждый из этих блоков определённым образом структурируется.

  1. Титульный лист, указывающий название работы, фамилию, имя, отчество воспитателя, стаж и опыт его работы, а также категорию.
  2. Актуальность проблемы.
  3. Тема, цели и задачи исследования.
  4. Перечень форм работы с детьми, родителями и коллегами.
  5. Список полезной литературы.
  6. Описание практической деятельности с датами проведения занятий, мероприятий и т. д.
  7. Презентация полученных результатов (собственные разработки, публикации, поделки детей, фото- и видеоматериалы по теме).

Воспитательница показывает пятерым ребятам цветы в палисаднике

В папку обязательно включаются фотоотчёты занятий, прогулок, развлечений — всех форм работы с детьми в рамках выполнения образовательной программы детского сада

Самообразование педагога второй младшей группы строится на общих принципах совершенствования профессионального мастерства. При этом, выбирая тему, воспитатель ориентируется на тот круг проблем, с которыми может столкнуться или уже столкнулся при работе с детьми 3–4 лет. Как правило, это темы, связанные с речевым развитием, физическим становлением и воспитанием нравственных качеств подрастающего поколения.

Высшее филологическое образование, 11 лет стажа преподавания английского и русского языков, любовь к детям и объективный взгляд на современность - ключевые линии моей 31-летней жизни. Сильные качества: ответственность, желание узнавать новое и самосовершенствоваться.

Нажмите, чтобы узнать подробности

План по спмообразованию для воспитателей второй младшей группу. Развитие мелкой моторики рук.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

План по самообразованию тема

Шишкина Юлия Александровна

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на развитие дошкольного образования в Российской Федерации. В то же время, он работает на развитие маленького ребенка. И основная задача детских садов – создавать условия, при которых дети развиваются, им интересно, а в итоге ребенок полноценно проживает дошкольный возраст, развит и мотивированным переходит на следующий уровень образования. Такие дети действительно хотят учиться в начальной школе.

Одной из основных задач дошкольного образования является создание условий для формирования у детей готовности к обучению в школе.

В федеральных государственных стандартах описаны интегративные качества ребёнка, которые он может приобрести в результате освоения программы дошкольного образования. Среди них - овладения предпосылками учебной деятельности. Формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию можно считать важнейшей задачей современной системы образования.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности.

Оказывается, что у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у детей городских. Современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективны для развития мелкой моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания). Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас же на каждое занятие есть по машине.

Следствие слабого развития общей моторики, и в частности - руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием. С большой долей вероятности можно заключать, что если с речью не все в порядке, это наверняка проблемы с моторикой.

Среди многих видов учебной деятельности начинающего школьника овладение им навыком письма является наиболее сложным. Письмо служит одним из базовых навыков, т.е. на нем практически строится все дальнейшее обучение, следовательно, ребенок, не освоивший этот навык вовремя и качественно, непременно будет отставать в учебе. От того, насколько ребенок овладеет письмом, зависит успешность его дальнейшего обучения в школе, так как именно нарушения письма обычно становятся главными причинами неуспеваемости младших школьников.

Одной из важных составляющих готовности ребенка к письму является наличие у него развитой мелкой мускулатуры. Умение производить точные движения кистью и пальцами рук просто необходимо для овладения письмом. Поэтому при подготовке ребенка к школе важнее не учить его писать, а создавать условия для развития мелких мышц рук в дошкольном учреждении.

Актуальность опыта

Статистика свидетельствует, что в последние десятилетия число детей, имеющих речевые нарушения, значительно увеличилось. Что же делать? Как помочь нашим детям?

Все физиологи в один голос говорят: чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит. Почему же это так?

Дело все в том, что развитие рук ребенка и развитие речи взаимосвязаны. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.

Учёные - нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно показали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше развиты пальчики малыша, тем проще ему будет осваивать речь. Неуклюжесть детских пальчиков свидетельствует о том, что мелкая моторика ещё недостаточно развита.

Конечно, развитие мелкой моторики - не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребёнка будет прекрасна, развита моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь ребёнка будет не достаточно развита. То есть необходимо развивать речь ребёнка в комплексе много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. Необходимо читать ребёнку, рассказывать обо всём, что его окружает, показывать картинки, которые дети с удовольствием рассматривают. И плюс к этому, развивать мелкую моторику.

Развитие моторики пальцев как бы подготавливает почву для последующего формирования речи. Данная работа оказывает благотворное влияние не только на становление речи и её функций, но и на психическое развитие ребёнка.

Поэтому проблема развития мелкой моторики актуальна на всех этапах развития ребенка и работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста. В детском саду необходимо создавать условия для формирования навыков осязания и мелкой моторики через различные виды предметно-практической деятельности.

Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, решила провести с детьми углубленную работу в этом направлении, работая в контакте с родителями и специалистами детского сада.

Перед собой я поставила цель.

Целью моей педагогической работы является достижение положительной динамики в развитии мелкой моторики рук детей через использование разнообразных форм, методов и приемов.

Для достижения цели были обозначены

Улучшение мелкой моторики пальцев, кистей рук, координации и точности движений руки и глаза, гибкости рук, ритмичности;

Развитие воображения, логического мышления, произвольного внимания, зрительного и слухового восприятия, творческой активности;

Обогащение предметно - развивающей среды для развития у детей мелкой моторики рук, речи;

Повышение компетентности родителей в вопросе развития речи детей, мелкой моторики с использованием разнообразных форм, методов и приемов.

Объект: дети 3-4 лет.

Предмет: особенности развития тонкой моторики, как одного из средств развития речи и подготовки руки к письму.

Гипотеза: При создании педагогических условий развитие тонкой моторики даёт большие возможности детям для умственного развития, совершенствования качества письма и развития речи, расширения познавательных интересов.

- совместная деятельность воспитателя с детьми;

- индивидуальная работа с детьми;

- свободная самостоятельная деятельность самих детей;

- консультативная работа с родителями.

Методы и приемы работы:

пальчиковая гимнастика, физкультминутки;

пальчиковые игры со стихами, со скороговорками;

лепка из пластилина и соленого теста с использованием природного материала (семена, крупы, ракушки и т. д.);

нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцем, зубной щеткой, свечкой и т. д.;

работа с конструктором ЛЕГО;

различные виды аппликаций;

рисование по трафаретам, штриховка;

игры с мелкими предметами;

Описание собственного опыта работы:

Прежде чем приступить к работе, я написала план работы:

1. Изучить литературу по данной теме.

2. Внедрить в работу с детьми разнообразные формы, методы и приемы по развитию мелкой моторики.

3. Составить картотеку игр для развития мелкой моторики рук.

4. Составить консультации для родителей, буклеты, провести тематические родительские собрания, мастер-классы.

Для достижения поставленных задач я использую различные формы работы.

Одним из методов работы являются пальчиковые игры. В совместной и индивидуальной работе осуществляется тренировка пальцев.

Эффективность и интерес к этой деятельности повышается, если упражнения сопровождаются чтением стихов, потешек. Стихи, сопровождающие упражнения – это та основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма, создается благоприятный эмоциональный фон, благодаря которому ребенок увлекается игрой и с интересом выполняет движения, что обеспечивает хорошую тренировку пальцев. Сюжетность стихов и потешек развивает умение слушать и понимать.

Во время совместной и самостоятельной деятельности детей я использую пальчиковый театр. Он дает ребенку уникальную возможность быть одновременно сценаристом, режиссером-постановщиком и актером. Театрализованное представление способствует развитию не только творческого потенциала, но и речи, так как в них активно задействованы именно пальцы.

Деятельность по лепке также имеет большое значение для укрепления кистей рук и развития мелкой и крупной моторики. Лепка необходима для развития у детей сенсорных и пространственных ощущений, восприятия. В своей работе для лепки я использовала пластилин, соленое тесто; составление узоров из семян и другого природного материала. Это кропотливый, интересный труд, который развивает внимание, совершенствует сенсомоторику – согласованность в работе глаза и руки, координации движений, их точность.

Изготовление поделок из бумаги также является одним из средств развития мелкой мускулатуры кистей рук. Эта работа увлекает детей, способствует развитию воображения, конструктивного мышления. Один из видов работы с бумагой являлись рваные поделки. Разрывание бумаги на очень мелкие кусочки является хорошим упражнением для развития силы пальцев и навыков управления мелкими движениями.

В совместной деятельности я использовала различные нетрадиционные техники рисования: тампонирование, печать от руки и др. с помощью кисти, свечки, зубной щетки. В процессе рисования у детей развиваются не только общие представления, творчество, углубляется эмоциональное отношение к действительности, но и формируются элементарные графические умения.

Особое внимание уделялось раскрашиванию рисунков. Для этого использовались альбомы для раскрашивания или заготовки. Раскрашивание предполагало несколько видов штриховки, которые обеспечивают постепенность в развитии и укреплении мелкой мускулатуры кисти руки, в отработке координации движения. Для развития точности и уверенности движения руки я предполагала игры, в которых детям необходимо был проводить параллельные линии в определенном направлении.

Большой интерес для детей представляет конструирование (на базе конструктора ЛЕГО). Дети сооружают многочисленные и разнообразные постройки. Работая с мелкими деталями конструктора, развивается мелкая мускулатура пальцев рук, воображение, творческая активность. Еще одним из интересных занятий - собирание пазл.

Проводимые упражнения, игры на развитие мелкой моторики я комбинирую с различными видами деятельности. В своей работе я учитываю индивидуальные особенности каждого ребенка, его психофизиологическое развитие.

Таким образом, чтобы результат работы был эффективным необходимо использовать разнообразные приемы и методы работы по формированию тонких движений пальцев рук. Результаты своей работы я вижу в проявлении интереса детей к различным видам деятельности.

Я стараюсь предоставить детям возможность испытать удовольствие от творческого процесса, от того что он что-то сделал сам, учу тому, что любую работу и любое действие можно сделать с интересом.

В дальнейшем я буду продолжать искать новые методические приемы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук, общей моторики, самостоятельности, которые будут формировать интерес к различным видам деятельности.

Изучить литературу и опыты работ по данной теме.

Повышение своего уровня знаний

Создание картотеки пальчиковых игр и игр-драматизаций.

Обогащение развивающей среды.

Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения и задачами по развитию мелкой моторики дошкольников.

Знакомство родителей с условиями, содержанием, методами воспитания и развития мелкой моторики детей в дошкольном учреждении.

2.развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук; развивают пространственное ориентирование, способствуют усвоению понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева" развитие усидчивости терпения

Разучивание пальчиковых игр, физкультминуток, скороговорок

Развитие мелкой моторики рук. . Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность; Учить детей соприкасаться поочередно пальчики одной ладони с другой, начиная с большого пальчика.

- Анкетирование родителей по пальчиковой гимнастике. Анализ анкетирования.

Цель: укрепление и развитие мелкой моторики пальцев рук, повышение чувствительности пальцев; сенсомоторное развитие, формирование основных сенсорных эталонов: форма, величина, материал, вес; воспитание усидчивости и терпеливости в работе; снятие эмоционального напряжения.

Создание игровой среды для самостоятельной театрализованной деятельности детей. развивать мелкую моторику рук с использование пальчикового театра

Заучивание пальчиковых игр

Продолжать учить детей выполнять действия рук в соответствии словам; развитие мелкой моторики

Повысить компетентность родителей в значимости пальчиковых игр, упражнений для детей дошкольного возраста

работа с конструктором ЛЕГО;

различные виды аппликаций;

рисование по трафаретам, штриховка;лабиринты

Улучшать координацию движений кисти, активизировать речевые центры мозга. движения пальцев рук.

Учить детей поочередно соединять большой пальчик с остальными левой и правой рукой вместе. Развивать переключаемость общих и мелких движений.

Отгадывание детьми загадок,

разучивание физкультминуток, чтение скороговорок.

2.Разучивание новых пальчиковых игр.

Продолжать учить детей выполнять действия рук в соответствии словам

Развитие координации движений пальцев ведущей руки; Учить детей выкладывать из мелких геометрических фигур рисунок по образцу.

Доклад для воспитателе на тему:

Повышение профессионализма по развитию мелко моторики

Формирование мелкой моторики посредством пластилинографии.

развитие и совершенствование движения кистей и пальцев рук.

игры с мелкими предметами;

развивают моторику, зрительное восприятие, внимание, память, усидчивость, интуицию, помогают познакомиться со свойствами разных предметов и поверхностей.

Д/И-"Чудесный мешочек" определи игрушки на ощупь

Учить детей определять на ощупь предметы, развивать тактильные ощущения. Развивать речь ребенка.

Составление памяток, буклетов для родителей:

Ознакомление родителей с работо по развитию речи и мелко моторики рук. Привлечение родителей к работе по развитию речи у детей.

Чтение рассказов и стихотворений при помощи пальчиков (показ воспитателя)

Развивать соотносящие действия, координацию действий обеих рук, эмоциональное отношение к результату своей деятельности.

Развитие мелкой моторики рук в процессе изобразительной деятельности. Рисуем нетрадиционным способом.

Развивать пространственные представления, мелкую моторику;; развивать фантазию и воображение

Создание пособия для игры с крышками от бутылок

Развивать пространственные представления, мелкую моторику; закреплять счётные навыки; развивать фантазию и воображение

Анкета для воспитателей по проблеме "Развитие мелкой моторики рук у дошкольников"

Повышение профессионализма по развитию речи и мелкой моторики

лепка из пластилина и соленого теста с использованием природного материала (семена, крупы, ракушки и т. д.);

развивать ручную умелость и мелкую моторику; формировать навыки выразительности, пластичности в движении. Формировать воображение и творческое мышление.

Читайте также: