Профессиональная этика как научная дисциплина кратко
Обновлено: 05.05.2024
В большинстве отечественных и зарубежных университетов преподается такая интересная дисциплина, как этика. Ну, интересная она кажется весьма немногим студентам. А зря!
Давайте разбираться, чем так важна этика, в каких сферах жизни без нее никак не обойтись, а также что будет, если ее не станет.
Глобальная истерия
В политических кругах нередки высказывания о том, что сегодня наблюдается сильнейший упадок ценностей. Все чаще можно услышать о том, что люди нуждаются в создании новой морали во избежание насилия и актов вандализма.
Посмотрим на пригород Парижа, где в порядке вещей стало выказывать свой протест путем выплеска ярости, адреналина, уничтожая все вокруг.
Люди у власти сетуют о потере нравственности, при этом сами нередко являются причинами разрушения структур социальной солидарности. Что к этому привело?
Все это ведет к лихорадочному ритму жизни, ведь люди представлены сами себе, самостоятельно отвечают за свою судьбу. Вот они и пытаются за короткий промежуток времени, который отведен им судьбой, добиться всего и побольше.
Итог: в мире все больше истерически настроенных субъектов, страдающий от собственной ограниченности. Их отличительная черта – краткосрочное планирование, хаотические действия без какой-либо привязки к будущему.
И этика – именно та наука, которая пытается привить людям стремление к неторопливости: к медленному образу жизни, искусству, мыслительному процессу. Ведь именно в медленном мышлении рождаются планы на будущее, прогнозирование, моделирование ситуаций.
В современном мире царит рыночная конкуренция как модель поведения и социального взаимодействия. Люди начинают бояться стать заменимыми, отчего и ускоряется темп жизни. И в результате все это приводит к вышеперечисленным упадкам ценностей.
Задача этики – усилить сопротивление этому процессу, помочь человеку выпутаться из сетей такого страха и научиться жить в мире с самим собой и окружающей средой.
А теперь обо всем по порядку.
Понятие и предмет этики
Этика - учение о добре и зле
Этика – это философская дисциплина. Предметом исследования и изучения этики являются нравственность и мораль.
- добра и зла,
- дружбы,
- сочувствия,
- самопрожертвования,
- смысла жизни.
Сегодня синонимами понятия этики являются милосердие, дружба, справедливость, солидарность – любые понятия, которые направляют моральное развитие отношений и социальных институтов.
Интересен тот факт, что этика свойственна только для человеческого социума и в животном мире ее аналоги совершенно отсутствуют
Что касается этики как дисциплины, то здесь есть следующее определение:
Этика – это область знаний, а предмет этики как науки (то есть то, что она изучает) – нравственность и мораль.
Иногда под этикой понимают систему нравственных и моральных ценностей внутри определенного социума.
Как вы уже понимаете, умные и хитрые люди умело используют погрешности меду этими понятиями, чтобы столкнуть людей с правильного пути. Впрочем, правильный путь у каждого свой. Этика относится к дисциплинам, которые лишь помогают человеку найти его, ни в коем случае не указывая единственно верный вариант.
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы
Классификация этических ценностей
По Гартману все нравственные ценности можно разделить на:
- основные – находятся в основе всех других ценностей, включают в себя благо и соседствующие с ним ценности благородства, чистоты и полноты;
- частные – ценности-добродетели.
Частные ценности делятся в свою очередь на три крупные группы:
Краткая история этики
Особенно четко прослеживается эволюция этой науки в юриспруденции
Мы уже выяснили, что изучает этика как наука и учебная дисциплина, каков ее объект, предметы, задачи и цели. Но когда и зачем возникла эта наука? Зачем нужно было выделять ее? В какой момент возникла необходимость в этике как учебной дисциплине?
В далеком 5 в. до н.э. софисты обнаружили, что законы природы не совпадают с проявлениями культуры. Природная необходимость всюду одинакова, а вот нравы, обычаи и законы людские везде отличаются.
В связи с этим остро встала проблема сравнения разных нравов и законов, чтобы выяснить, какие из них лучшие.
Интересен тот факт, что как только люди взялись за процесс сопоставления, сразу обнаружилось: многочисленные нравы и законы, меняющиеся не только от народа к народу, но и из поколения в поколение, по-разному трактуются еще и в зависимости от обоснования. Разум – единственный источник их оправдания.
Эту мысль быстренько подхватили Сократ и Платон и стали развивать далее.
Еще на этапе возникновения сразу стало ясно, что этику невозможно рассматривать в разрыве от философии.
Аристотель обозначил этику как особую отрасль практической философии, так как она пытается дать ответ на вопрос: что нам делать? Сам мыслитель считал главной целью нравственного поведения счастье. Тогда под этим словом понимали деятельность души в полноте добродетели или самореализацию – разумные деяния, далекие от крайностей и придерживающиеся золотой середины. И основными добродетелями учения Аристотеля были благоразумие и умеренность.
Ученик Платона был уверен и в том, что предмет и основные задачи этики заключались не в самих знаниях, а в поступках людей. И здесь прозрачной нитью наблюдалась неразрывная связь между тем, в чем заключалось благо, и тем, как его достичь.
Начальным пунктом этой науки являются не принципы, а опыт общественной жизни. Вот почему здесь не может быть та же точность, которая присуща математике, к примеру. Истину здесь можно установить лишь в общих чертах, приблизительно.
Аристотель учил, что цели бывают разные, образуя иерархию. Должна быть высшая, конечная цель, которую следует желать саму по себе, а не рассматривать как средство для достижения какой-либо иной цели. Именно она является высшим благом и может определять меру совершенства личности и социальных институтов. Высшее благо – есть счастье, для которого необходимы внешние блага, а также мадам удача. Но в основной степени оно будет зависеть от работы духовной – от деятельности, соотносимой с добродетелью. И предмет изучения и назначение этики как науки по Аристотелю – свойство души действовать по образу добродетелей.
В широком же смысле этика является наукой, которая задает основу для экономики и политики.
Именно из этики пришло к нам золотое правило: не делай другим того, чего сам себе не желаешь! Многие думают, что оно библейское, но существует на самом деле в разных культурах с древнейших времен, встречается в Мишне и у Конфуция.
Этические теории все развивались, и философы начали испытывать некоторые сложности в использовании унифицированных терминов. Дело в том, что в разных учениях базовыми объявлялись совершенно разные понятия.
Предметом религиозной этики в культурах с персонифицированным Богом сам Бог – это предмет морали. Тогда в основе лежат нормы, которые религия в приказном порядке объявила божественными. И этика общественных отношений как система моральных обязательств перед обществом подменяется божественной этикой – системой моральных обязательств перед Богом. И иногда этот факт может быть причиной конфликта (социального или даже массового) с моралью общества.
Современная этика
В современности есть место как нигилизму, так и расширению этических понятий. Понятие добра переходит на отношения с природой и научную сферу (биоцентрическая этика и биоэтика).
По мере развития феминизма этика стала толковаться с гендерной точки зрения. Теперь абстрактная гуманность и человечность как добродетели группируются по признакам мужественности и женственности.
Основанная Толстым и Ганди этика ненасилия получает продолжение в идеях Альберта Швейцера, который описал в своей книге историю этой науки и ее состояние в 20 веке, а также предположил пути ее дальнейшего развития.
А вот Тейяр де Шарден пошел по иному пути. Он проводит явные параллели между традиционной этикой и теорией эволюции.
Другие науки тоже внесли свои изменения в этику. Развивающиеся медицина и биотехнологии стали причиной быстрого развития биоэтики, в которой производится анализ сложных этических трудностей, возникающих при принятии судебно-юридических, медицинских и прочих решений.
Разделы этики
Несмотря на то что этику часто рассматривают как нравственную философию, которая указывает пути достойного поведения, она в то же время и система знаний о природе и происхождении морали. Именно поэтому выделяют два предмета и специфики задачи этики – нравственно-воспитательную и познавательно-просветительскую. Как следствие – выделение двух областей во второй половине 20 века, которые оформились в две совершенно самостоятельные (но взаимосвязанные) дисциплины:
- Нормативная этика – направлена на жизнеучение и теоретическую этику.
- Теоретическая этика – направлена на познание морали.
- Практическая этика – место морали в реальной жизни людей.
Теоретическая этика
Теоретическая этика рассматривает мораль как особое социальное явление, выясняет, что это такое, чем мораль отличается от других социальных явлений.
Предмет и объект науки теоретическая этика – происхождение, историческое развитие, закономерности функционирования, социальная роль и прочие аспекты морали и нравственности. В ее основе лежат знания, идеи и концепции со стороны научного познания морали.
Этика – не единственная из наук, предметной областью которой является мораль:
- Социология и социальная психология заняты изучением общественной функции морали, пропагандируемые ею правила по отношению к другим общественным явлениям.
- Психология личности изучает физиологическую основу морали.
- Лингвистика и логика изучают язык морали, формы и правила нормативно-этической логики.
Эти науки тоже внесли существенный вклад в развитие этики. Результаты х исследований положены в основу теоретической этики, обобщены и использованы ей.
Внутри теоретической этики следует выделить метаэтику.
Метаэтика – направление аналитической этики, в рамках которого производится анализ самой этике как научной дисциплине.
В рамках метаэтики можно выделить такое направление, как нонкогнитивизм – учение, которое подвергает сомнению когнитивный статус этики, познаваемость этических понятий из-за их неопределенности и самого факта допустимости существования ее как науки. С помощью этого направления метаэтика стремится объективно изучить разные этические концепции.
Нормативная этика
Предмет основы нормативная этика – поиск принципа, регулирующего поведение человека, направляющего его поступки, устанавливающего критерии оценки нравственного добра и правила, которое могло бы выступить в роли общего принципа, образца для всех последующих случаев.
Цель нормативной этики – поддержание в обществе основополагающих нравственных ценностей, создание норм поведения в обыденных жизненных ситуациях взывая к разуму, этот раздел этики применяет доводы, аргументы, доказательства. Это и делает ее привлекательной для любой критически мыслящей личности в отличие от морализаторства.
Положения морали принимают вид разумных рассуждений, которые превращаются во внутренние чувства, мотивирующие поведение.
А чтобы моральные понятия и оценки приобрели статус непреклонных, есть два основных пути:
- придать им мистический, божественный смысл;
- придать естественно-объективный смысл.
С нонкогнитивистской точки зрения нормативная этика является элементом морального сознания, а не моралью в целом.
Нормативной этике предшествовали такие направления, как стоицизм, гедонизм, эпикуреизм, а среди современных – консеквенциализм, утилитаризм, деонтология.
Прикладная этика
Прикладная (или практическая) этика занимается изучением частных проблем и применением моральных идей и принципов, сформулированных в нормативной этике, в частных ситуациях морального выбора.
Этот раздел этики довольно тесно связан с современными социально-политическими науками и включает следующие разделы:
- Биоэтика.
- Медицинская этика.
- Компьютерная этика.
- Профессиональная этика.
- Политическая этика.
- Социальная этика.
- Деловая этика.
- Экологическая этика.
- Юридическая этика.
В общем и целом мы изучили понятие, предмет, основы и функции этики. И хоть студенты в университетах этому предмету не придают должного значения (главная вина из-за этого на плечах преподавателей, неспособных привить любовь и понимание дисциплины), мы видим, насколько жизненно важное значение для всего человечества она имеет.
Впрочем, наука эта довольно сложная, и не всем будет по душе написание контрольных, курсовых иди дипломов по этике. Но не стоит переживать, ведь рядом всегда есть проверенный студенческий сервис, готовый оказать помощь в трудную минуту!
В сегодня, вся планета охвачена массовой истерией. У многих возникает ощущение, что времени жизненного цикла не хватает ни на что. Люди пытаются успеть за этот короткий промежуток успеть все. Главный фактор – это финансовое благополучие. Заработать миллионы и жить в роскоши, мечта практически всех. Но вот тут, как раз и можно сказать, что само человечество просто-напросто потеряло моральное начало. Всеобщая демократизация, практически развязала всем руки и мысли. У любого спросить, а чего он хочет добиться в жизни? Он ответит, что богатства и власти, однозначно.
В сегодня, вся планета охвачена массовой истерией. У многих возникает ощущение, что времени жизненного цикла не хватает ни на что. Люди пытаются успеть за этот короткий промежуток успеть все. Главный фактор – это финансовое благополучие. Заработать миллионы и жить в роскоши, мечта практически всех. Но вот тут, как раз и можно сказать, что само человечество просто-напросто потеряло моральное начало. Всеобщая демократизация, практически развязала всем руки и мысли. У любого спросить, а чего он хочет добиться в жизни? Он ответит, что богатства и власти, однозначно.
Все это приводит к тому, что человек лихорадочно бежит, пытается добиться этих неведомых сокровищ. Хаотичное стремление за короткий промежуток времени, сделать то, что их озолотит. Но если посмотреть реально, то таких целей добиваются единицы. Отсюда и возникает всеобщая истерия. Время идет – а я ничего не успел добиться. Такому мышлению поддаются те личности, потерявшие настоящую нить самой жизни. Во всех странах мира учебные заведения пытаются восстановить такой философский предмет, как – этикет. Дело в том, что как раз он показывает человеку, как можно испытывать удовольствие и чувство удовлетворенности, совершенно от других вещей. К примеру: искусство, наука, образование, религия, познание мира или даже спорт.
На многих мировых политических аренах, говорят о том, что люди потеряли понимание традиций в целом. И в этом случае они правы. Посмотрите вокруг, и вы увидите, как разрушаются исторические памятники во время непонятных войн. Войн, которые ведутся за полезные ископаемые, а в итоге это – власть и богатство. Наплевательски относятся к историческим памятникам и разрушают их. А нового мы ничего не создаем, для своих предков. Небоскребы и ядерные отходы, вот наследие наших детей.
Так что же такое – этика?
История этики
Ее изучение началась еще в Античные времена. Она содержала в себе такие моральные принципы, как стремление человека быть полезным для общества, восприятие земного существования как единственной целью и самое главное – познать себя. Сама природная потребность была везде однотипная, а поведение людей везде различалось. Появилась необходимость сравнить законы и правила поведения различных народностей.
Именно Аристотель считается основоположником этики, как науки. Систематизировав собранные к тому времени данные о морально-этических взглядах на людей и мир, он дал этой науке и название. Даже в трех написанных им работах, в названии присутствует это слово. На самом начале становления такой науки, было понятно, что ее нельзя отделять отдельно от философии. Аристотель считал основными параметрами умеренность и благоразумие. Он считал, что основой были в поступках людей. А знания были второстепенными. И вот тут появляется прочная связь, между благо, и способы его достижения.
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Очень интересен тот факт, который применим и к сегодняшнему дню. Теории очень сильно развивались и в разных направлениях. Подмена основных понятий присутствовала повсеместно. Самый яркий пример – религиозная этика. Религия объявила свои нормы божественными, так сказал Бог. И такая система – как бы обязывает людей перед Богом. А у не верующих людей, свои принципы. Вот на этой почве часто возникают социальные, и даже массовые конфликты.
Классификация этических норм
Разнообразие нравственных ценностей на сегодняшний день очень широко и разнообразно. Немецкий философ Николай Гертман, определил основную классификацию этических ценностей. И на сегодняшний день, большинство учебников и изданий опираются именно на эту теорию. По его мнению, они делятся на – основные и частные. Основные состоят из блага и благородства, полноты и чистоты. Частные в свою очередь состоят из трех направлений:
Разделы этики
Знания по этическим познаниям разделили на три основных раздела, поговорим о каждом из них по отдельности.
- Теоретическая этика. Итоги достижений в различных науках, легли в основоположение этого раздела. Происхождением человечества, принципу его исторических поступков. А также различные стороны морали и нравственности людей. Вот именно этими направлениями занимается предметная область – теоретическая этика. Методологической базой, значится идея научного познания этикета.
- Нормативная этика. Действенная практика этого раздела, значится разработка нравственных достоинств и одновременное поддержание их. Но не на пустом месте, а с помощью применения аргументированных доводов и доказательств. Любой критически мыслящий индивид, часто использует эти принципы в жизни. Нормативная этика способна превратить внешние для личности моральные нормы в чувства, и они будут мотивировать действия личности;
- Изучением проблем узкоспециализированного поведения личности. Занимается прикладной раздел этикета. К примеру, она учит людей конкретным действиям при различных жизненных ситуациях. Это может быть свод норм и правил при определенной профессиональной деятельности. С учетом самой профессии и определенных сложившихся условий.
Современная этика
Сегодня она переживает, честно сказать не лучшие времена. Традиции и принципы, которые присваивались обществу, начали терять свое значение. Объясняется это глобальными процессами, быстрым темпом производства и развивающееся общество. Происходит переориентация общества на массовое потребление. Появились такие направления в обществе, как феминизм, который очень сильно влияет на этическую сторону между половых отношений. Институт семьи практически разрушен и потерял свой смысл. Если собрать статистику, хотя бы по российской федерации, легко увидеть количеств разводов, стремится к количеству заключенных браков. Происходит это, благодаря средствам массовой информации, посмотрите любые западные фильмы. И вы увидите, что у них жизнь матери с ребенком без отца – норма. И также мы, постепенно скатываемся в эту бездну. Гуманность и человечность, стали разделять по половым признакам – мужественность и женственность.
В словаре русского языка под ред. С. И. Ожегова этика определяется как учение о морали, нравственности и ее классовой сущности, а также как совокупность норм поведения, мораль какой-нибудь общественной группы, профессии (партийная, врачебная, судейская этика, этика государственных служащих) [2].
Уже в данном определении прослеживается логика взаимосвязи этических норм и профессии.
Нравственность же, в свою очередь, определяет должную манеру поведения в типичных ситуациях, повторяющихся на протяжении многих поколений.
Задачами этики выступают:
- на описательном уровне — описывать мораль: нравы, обычаи в обществе;
- на нормативно-критическом — предписывать, ориентировать, как быть нравственным, какие нормы следует соблюдать;
- на теоретическом уровне — объяснять мораль, ее происхождение и тенденции развития, необходимость и специфику;
- на нормативно-педагогическом — учить морали, способствовать нравственному совершенствованию людей [4].
Способом воздействия на общество для соблюдения этики являются этические нормы, которые представляют собой общепринятые в рамках общества правила, образцы поведения или действия в определенной ситуации. Нормы представляют собой главный регулятор поведения людей в обществе, они необходимы для совершения согласованных коллективных действий.
Этические нормы долгое время не были нигде закреплены, а передавались из уст в уста десятилетиями, что позволяло им в более произвольной форме видоизменяться и эволюционировать. В какой-то степени они были закреплены в религиозных источниках, будь то Библия или Тора. Позднее религиозные нормы и этические отделились и стали существовать как самостоятельные, однако последние вобрали в себя некие уклады.
В настоящее время существует множество этических кодексов, которые в себе закрепляют конкретные запреты, ограничения на поведение людей. Конечно, большинство этих кодексов носят более профессиональный характер, и регулируют конкретную сферу профессиональной деятельности.
Общая этика является основой формирования профессиональной этики. Профессиональная этика определяется нравственным и моральным содержанием профессиональной деятельности.
Профессиональная этика — это учение о профессиональной морали, представляющей собой исторически сложившуюся систему нравственных принципов, предписаний, заповедей и норм применительно к особенностям определенных профессий [4].
Таким образом из определения следует, что профессиональная этика отличается от общей этики тем, что формируется в зависимости от профессиональной деятельности.
Профессиональная этика обуславливается особенностями профессии, корпоративными нормами и интересами, профессиональной культурой. На протяжении всего существования той или иной профессии в ее среде формировались те или иные модели поведения, ценности, устои., которые в последующем сформировали профессиональные этические нормы.
Профессиональная этика является обязательным условием здорового функционирования конкретной профессиональной сферы. В случае когда профессиональная деятельность непосредственно связана с работой с людьми, наличие урегулированных общественных отношений с точки зрения морали и нравственности просто необходимо.
Таким образом, профессиональная этика — это совокупность норма поведения определенных моралью и нравственностью, обязательные для исполнения конкретной профессиональной общностью людей. Сущность профессиональной этики раскрывается в решении основных задач здорового функционирования профессиональной деятельности: регулировании взаимоотношений между людьми; повышении качества исполнения трудовой функции.
- Сорокотягин И.Н., Маслеев А.Г. Профессиональная этика юриста// Юрайт- М.: 2016г. С. 58
- Словарь русского языка / составил С.И. Ожегов. – М., 1953. – С. 432.
- Носков И.Ю. Профессиональная этика юриста: Учебник//Юрайт. – М.: 2018. С. 99
- Титова Е.В. Профессиональная этика юриста: Учебно-методическое пособие// Орел.: ФГБОУВПО Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ . 2014г. С. 158
Основные термины (генерируются автоматически): профессиональная этика, профессиональная деятельность, мораль, норма, здоровое функционирование, нравственность, общая этика, этика.
Читайте также:
- Является ли недропользованием строительство подземного гаража ответ кратко
- Где живут и как питаются нематоды кратко
- При какой жаре нельзя учиться в школе
- Пояснительная записка к годовому плану педагога психолога в школе
- Из каких других растений можно получить полезный напиток 5 класс технология кратко