Пояснительная записка к годовому плану педагога психолога в школе
Обновлено: 18.05.2024
Перспективный план работы психолога в школе разрабатывается в начале каждого учебного года. Согласовывается и утверждается директором образовательного учреждения.
По форме план работы психолога является произвольным, т.е. выбирается педагогом-психологом с учетом требований к ведению аналогичной документации в образовательном учреждении, но обязательно должен включать следующие пункты: направление работы; цель и задачи; ответственный и ожидаемые результаты.
Планирование всего объема работы психологом определяется целями и задачами службы практической психологии в системе образования Российской Федерации, видом и запросами администрации данного образовательного учреждения.
- План работы психологической службы лицея.
- План работы психолога ДОУ.
- Шаблоны планов работы педагога-психолога в школе.
- Методические рекомендации по написанию перспективного план.
Образец плана
План работы
педагога – психолога
МОУ СОШ №___
Ивановой Лидии Ивановны
на 201_ — 201_ учебный год
Цели и задачи психолого-педагогической службы в МОУ СОШ №__ на 201_ -201_ учебный год, в связи с основными запросами администрации школы на виды работ психолога.
Цель: обеспечение условий способствующих сохранению психологического здоровья субъектов образовательного процесса .
Задачи:
1) подбор диагностических материалов для обследования учащихся;
2) психологический анализ социальной ситуации развития, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения;
3) изучение познавательных процессов и особенностей личности учащихся;
4) содействие личностному и интеллектуальному развитию обучающихся на каждом возрастном этапе;
5) профилактика девиантного поведения и дезадаптации учащихся;
6) содействие обеспечению деятельности педагогических работников школы научно-методическими материалами и разработками в области психологии;
7) психологическое сопровождение участников образовательного процесса в процессе подготовки и сдачи ЕГЭ.
Виды работ:
1. Диагностическая.
2. Консультативно – просветительская.
3. Коррекционная – развивающая.
4. Организационно – методическая.
создание благоприятных условий для наилучшей адаптации детей с учетом их психофизических возможностей и оказанию им специализированной помощи.
реализация системно-ориентированных программ сопровождения, направленных на профилактику проблем восвоении образовательной, социальной - личностной и эмоционально-волевой сферах;
способствовать созданию психолого-педагогических условий для успешного развития детей, опираясь на индивидуальные особенности, реальные личностные достижения каждого ребенка и зону его ближайшего развития;
повышать психологическую компетентность педагогов и родителей учащихся;
отслеживание динамики психологического развития учащихся на различных этапах обучения и воспитания;
участие в работе школьного ПМПк.
Основные направления деятельности педагога - психолога.
1. Психодиагностическая работа.
Проводится с целью составления социально-психологического портрета обучающихся; определение путей и форм оказания помощи обучающимся, испытывающим трудности в обучении, общении, психическом самочувствии. А также выбор средств и форм психологического сопровождения детей в соответствии с присущими им особенностями развития. Психологическая диагностика - проведение подразумевает под собой как индивидуальную, так и групповую работу с учениками. Обследования обучающихся происходит с помощью адаптированных методик. Диагностика проводится по предварительному запросу учителей, администрации или родителей, а также по инициативе психолога с исследовательской или профилактической целью. Психолог подбирает методику, валидную и надежную, направленную на изучение интересующих его особенностей ребенка. Полученные данные позволяют составить прогноз дальнейшей работы психолога.
2. Коррекционно-развивающая работа.
Коррекционные занятия могут быть индивидуальными и групповыми.
В ходе их психолог старается скорректировать нежелательные особенности психического развития ребенка. Эти занятия могут быть направлены как на развитие познавательных процессов (память, внимание, мышление), так и на решение проблем в эмоционально-волевой сфере, в сфере общения и проблемы самооценки учащихся. Занятия включают в себя разнообразные упражнения: развивающие, игровые, рисуночные и другие задания - в зависимости от поставленных целей и возраста школьников.
3. Психологическое консультирование.
Осуществляется с целью создания условий для активного усвоения и использование обучающимися, педагогами и родителями социально-психологических знаний в процессе межличностного, межгруппового взаимодействия в школе и за её пределами. Психолог проводит как индивидуальные, так и групповые консультации со всеми участниками образовательного процесса, как по личному желанию самого консультируемого, так и по запросу. Просветительская деятельность может проходить в виде семинаров, педагогических советов, групповых обсуждений, родительских собраний.
Консультирование родителей и педагогов - это работа по конкретному запросу. Психолог знакомит родителей или педагогов с результатами диагностики, дает определенный прогноз, предупреждает о том, какие трудности могут в будущем возникнуть у школьника в учебе и общении; при этом совместно вырабатываются рекомендации по решению возникающих проблем и взаимодействию со школьником.
Психологическое просвещение заключается в том, чтобы знакомить педагогов и родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка.
4. Просветительская работа. Профилактическая работа
5. Организационно - методическая работа.
Проводиться с целью осуществляется планирование и анализ своей деятельности (составление годового, еженедельного плана работы, годового анализа работы, статистической справки); ведения текущая документация (заполнение рабочего журнала, составление графика работы, оформление справок); а также осуществления подготовки материалов к консультированию, просвещению, коррекции и т.д. (изучение специализированной литературы, подбор диагностического инструментария, разработка коррекционно-развивающих программ, подготовка материалов для выступления на методических объединениях педагогов и оформления тематических стендов).
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Рабочая программа педагога-психолога
2016-2017 учебный год
Пояснительная записка
Содержание рабочей программы педагога-психолога
Прогнозируемые результаты
Годовой план работы педагога-психолога
Пояснительная записка
Цель: Содействие полноценному личностному, социальному и интеллектуальному развитию учащихся. Сопровождение всех участников образовательного процесса на различных этапах развития.
Способствовать формированию личности учащихся на каждом возрастном этапе;
содействовать становлению адекватной самооценки учащихся, снятию школьных страхов и тревожности;
принимать активное участие в развитии познавательной и эмоционально-волевой сфер учащихся;
обеспечить полноценное личностное и интеллектуальное развитие учащихся на каждом возрастном этапе, успешную адаптацию к требованиям обучения при поступлении в 1 класс и переходе на каждую новую ступень школы;
способствовать формированию у обучающихся установок на здоровый образ жизни;
организация работы с учащимися и родителями по вопросам психологической подготовки к ГИА и ГВЭ.
Основные циклы сопровождения:
адаптация в 1 классе;
переход в среднее звено;
адаптация и профориентация в старшем звене;
сопровождение обучающихся с ОВЗ.
В программе сочетаются разные направления деятельности педагога-психолога, которые объединены в блоки: диагностический, коррекционно-развивающий, консультативный, психопросветительский и психопрофилактический, организационно-методический.
Содержание рабочей программы педагога-психолога
Диагностический блок включает в себя методики выявления особенностей психического развития ребенка, сформированности определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований по возрастным ориентирам и требованиям общества. Программа обеспечивает изучение сформированности универсальных учебных действий (1-4, 5-6 классы).
I этап диагностической работы (1, 5, 10 класс) - адаптация к изменившимся условиям обучения. В рамках данного этапа предполагается:
1. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение уровня адаптации детей к школе (1 класс –сентябрь-ноябрь).
2. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение уровня адаптации пятиклассников при переходе из начальной школы в среднее звено (5 класс – октябрь-декабрь).
3. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение уровня адаптации десятиклассников при переходе в старшее звено (10 класс – декабрь)
II этап диагностической работы – Констатирующая диагностика. В конце года с учащимися проводится индивидуальное психолого-педагогическое обследование, в результате которого определяется уровень и особенности психического развития, уровень адаптации к обучению.
Кроме того, в рамках диагностического блока в течение года проводится работа по изучению профессиональных предпочтений, профессиональных склонностей учащихся 9 и 11классов, детей, имеющих трудности в обучении; проводится диагностика познавательных, личностных, эмоциональных особенностей учащихся (по запросу), диагностика акцентуации характера подростков, межличностных отношений в классном коллективе.
Коррекционно-развивающий блок осуществляется по следующим направлениям:
1. С первоклассниками, испытывающими трудности в обучении, в течение учебного года проводятся специально организованные (с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка) развивающие занятия, направленные на формирование и развитие необходимых познавательных навыков и умений, личностных качеств и коммуникативных способностей. Занятия проводятся с использованием игровых упражнений, изобразительных средств.
2. С учащимися 1, 5 классов, испытывающими трудности в адаптации к обучению в школе и к изменившимся условиям обучения, проводится групповая и индивидуальная развивающая работа, направленная на создание необходимых условий для благоприятного вхождения ребенка в учебный процесс, принятие нового школьного статуса.
3. С учащимися с ОВЗ индивидуальная коррекционно- развивающая работа, направленную на развитие и коррекцию эмоционально-волевой, познавательной и мотивационной сферы.
4. С учащимися 9 и 11 классов во втором учебном полугодии проводятся групповые занятия по психологической подготовке к экзаменам, направленные на формирование умения противостоять стрессу, навыков уверенного поведения.
5. В рамках работы по созданию благоприятных социально-психологических условий, способствующих максимальному развитию личностного и творческого потенциала всех участников образовательного процесса, в каждом школьном звене в течение года проводятся групповые (подгрупповые) развивающие занятия:
1) младшее звено (1-4 класс): занятия направлены на развитие познавательной, эмоциональной, коммуникативной сфер личности; формирование навыков самосознания и эмпатии; успешной адаптации к школе; повышение самооценки ребенка; развитие творческих способностей; создание благоприятной атмосферы в ученическом коллективе; снятие эмоционального напряжения; повышение уровня учебной мотивации;
3) старшее звено (9-11 класс): занятия направлены на развитие познавательной, эмоциональной, коммуникативной сфер личности; развитие самосознания, саморегуляции, личностного и профессионального самоопределения; развитие творческих способностей; создание благоприятной атмосферы в ученическом коллективе; формирование установок на здоровый образ жизни и саморазвитие.
Консультативный блок составляют три направления:
Работа с учащимися.
Работа с родителями.
Работа с учителями.
I направление. Работа с учащимися включает в себя проведение индивидуальной и групповой форм консультации:
- Индивидуальные консультации проводятся в течение учебного года по запросам учащихся для решения возникающих вопросов (обучение в школе, взаимоотношения в семье, с друзьями, учителями и одноклассниками, вопросы профориентации и самоопределения, сложные жизненные ситуации, стрессовые состояния).
- Групповые консультации проводятся в течение года с целью повышения уровня психологической культуры учащихся, для решения возникающих вопросов (отношения в коллективе, подготовка к экзаменам).
II направление. Работа с родителями заключается в проведении групповых и индивидуальных форм консультации:
- Групповые консультации (родительские собрания) проводятся в течение учебного года по плану с целью психолого-педагогического просвещения родителей, формирования установки ответственности по отношению к проблемам школьного обучения и развития ребенка
- Индивидуальные консультации проводятся в течение учебного года по запросам родителей для решения возникающих вопросов (особенности детско-родительских взаимоотношений, поведения и развития ребёнка, взаимоотношений учитель – родитель – ребёнок), составлении рекомендаций и создание ситуации сотрудничества в вопросах воспитания и обучения ребенка.
III направление. Работа с учителями включает в себя проведение индивидуальной и групповой форм консультации:
- Индивидуальные консультации проводятся в течение учебного года по запросам учителей для решения возникающих вопросов (особенности поведения ребёнка, взаимоотношения педагог – ребёнок).
- Групповые консультации проводятся в течение года с целью повышения уровня психологической компетенции учителей, создания единой стратегии психолого-педагогического сопровождения ребенка
Психопросветительский и психопрофилактический блок составляют три направления:
Работа с учащимися.
Работа с родителями.
Работа с учителями.
I направление. Работа с учащимися:
- включает в себя проведение занятий с элементами тренинга; дискуссий, круглых столов, лекций-бесед, презентаций с использованием ИКТ; оформление информационного материала на стендах и в уголке психолога;
- направлена на формирование навыков самопознания и самоконтроля, толерантности и навыков бесконфликтного общения; формирование мотивации на здоровый образ жизни, активную и позитивную жизненную позицию; организацию профориентации учащихся.
II направление. Работа с родителями:
- заключается в проведении родительских собраний; в оформлении информационного материала на стендах и в уголке психолога;
- направлена на повышение психологической культуры родителей с целью создания социально-психологических условий для привлечения семьи к сопровождению ребенка в процессе школьного обучения; развитие ситуации сотрудничества и формирование установки ответственности родителей по отношению к проблемам школьного обучения и развития ребенка.
III направление. Работа с учителями:
- включает в себя выступления по теме педагогического совета, МО; направлена на повышение уровня психологической компетентности педагогов.
Организационно-методический блок.
1. Оформление документации:
Обновление и пополнение базы диагностического инструментария.
Разработка, подготовка и проведение:
Разработка, подготовка и проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий.
Разработка, подготовка и проведение психологической диагностики, обработка полученных данных.
Разработка, дополнение, подготовка и проведение занятий в рамках психологического сопровождения подготовки учащихся к ГИА.
Составление выводов, рекомендаций, характеристик.
Анализ научной и практической литературы.
приобретение учебных пособий, методик, развивающих программ;
изготовление и приобретение наглядно-дидактического и демонстрационного материала
оформление уголка психолога, стендов.
3. Участие и выступление в педагогических и методических советах, плановых и внеплановых совещаниях, родительских собраниях.
Прогнозируемые результаты
Диагностический и развивающий блок.
• успешная адаптация, принятие статуса школьника в 1 классе;
• повышение уровня учебной мотивации;
• базовые способности к самопознанию и познанию других;
• формирование произвольности психических процессов, самоконтроля;
• положительное отношение к самому процессу обучения и познания;
• положительные отношения со сверстниками и учителями.
• стремление к сотрудничеству со сверстниками, уважительное отношение ко всем людям и к себе;
• осознание важности и смысла процесса обучения;
• осознанное отношение к своему образу жизни, стремление к здоровому образу жизни.
• способности к проявлению инициативы и способности принять за нее ответственность на себя;
• профессиональное и жизненное самоопределение;
• умение предотвращать и разрешать межличностные конфликты;
• стремление к самопознанию и саморазвитию как неотъемлемой части жизни;
• стремление и умение справляться с возникающими стрессовыми состояниями, негативными переживаниями;
• психологическая готовность к вступлению во взрослую жизнь;
• активная и позитивная жизненная позиция.
Консультативный блок.
Информирование учителей и родителей о возрастных и индивидуальных особенностях детей.
Ситуация сотрудничества и формирование установки ответственности родителей по отношению к проблемам школьного обучения и развития ребенка
Просветительский блок.
Повышение психологической культуры учащихся, родителей, учителей.
Методический блок.
Методическое и материально-техническое обеспечение процесса психологического сопровождения
Учебно-методическое обеспечение кабинета
Материально-технические условия:
- Наличие методического, дидактического и раздаточного материалов (пособия, литература и т.д.), комплект карт и игрового материала.
- Материалы для занятий: тетради в клетку; цветные карандаши; ручки шариковые; бумага писчая.
ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫ ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА
НА 2016-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД
Диагностика сформированности УУД
учащиеся 1-4, 5-6 классов
1 класс –октябрь, апрель
Проведение диагностики с целью выявления особенностей развития эмоционально-волевой и познавательной сфер личности учащихся
учащиеся 1-11 классы
в течение года по запросу родителей и педагогов
Диагностика социально дезадаптированных учащихся
учащиеся 1-11 классы
Диагностика когнитивно-познавательной сферы личности
Изучение динамики развития обучающихся с ОВЗ
Коррекционно-развивающая работа
Групповые развивающие занятия: повышение психологической адаптации к обучению в школе у учащихся 1 класса
учащиеся 1 класса
Групповые развивающие занятия: повышение психологической адаптации к обучению в среднем звене
учащиеся 5 класса
Групповые развивающие занятия: развитие учебно-познавательных мотивов младших школьников
учащиеся 1-4 классов
Индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия, по результатам психодиагностики.
Учащиеся 5-11 классов
Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия по коррекции познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сферы
1 час в неделю в течение учебного года для каждого обучающегося с ОВЗ
Психологическое консультирование
Консультирование родителей по вопросам воспитания детей, имеющих проблемы в обучении и отклонения поведения
в течение года по запросу
Консультирование педагогов и родителей по результатам диагностического исследования
в течение года по запросу
Консультирование учащихся, находящихся в трудной жизненной ситуации
в течение года по запросу
Консультирование педагогов по актуальным вопросам воспитания и обучения детей и подростков (социально-психологический аспект)
в течение года по запросу
Психопросветительская и психопрофилактическая работа
Родители учащихся 1 класса
Информирование о результатах фронтальной диагностики; информирование о процессе адаптации детей к обучению в школе, рекомендации
учащиеся 5 класса
Профилактика тревожности, связанной с переходом в среднее звено
учащиеся 2 класса
Выявление уровня сформированности коллектива
учащиеся 9,11 классов
Помощь старшеклассникам, не определившимся в выборе профессионального обучения, более ответственно подойти к своему будущему
учащиеся 6 класса
Оказание профилактической помощи родителям по проблемам подросткового суицида
родители учащихся 1-11 классов
Пропаганда психологических знаний
учащиеся 9,11 классов
Психологическая подготовка к сдаче ГИА и ГВЭ, профилактика стресса
Родительское собрание «Психопрофилактика экзаменов: приёмы,
мобилизующие интеллектуальные возможности школьников
родители учащихся 9,11 классов
учащиеся 4 класса
Выявление уровня готовности детей на этапе перехода из начального в среднее звено
родители учащихся 1-11 классов
Информирование родителей о возрастных и личностных особенностях детей.
Организационно-методическая работа
Составление и утверждение плана работы на 2016-2017 учебный год
Подготовка материалов к проведению диагностических исследований, коррекционно-развиваюших занятий, родительских собраний, консультаций.
Обработка и оформление полученных результатов диагностики
Разработка обобщающих таблиц результатов диагностики и рекомендаций для учителей
Цель: Оказать психолого-педагогическую помощь участникам образовательного процесса в соответствии с целями и задачами образовательного учреждения, способствовать созданию оптимальных условий для реализации права каждого ребенка по полноценное познавательное и личностное развитие.
Психолого-педагогическое сопровождение реализации ФГОС на НОО и ООО.
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся в адаптационный, предкризисный и кризисный периоды.
Психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса в рамках формирования ЗОЖ.
Выявление и психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ.
Мониторинг психолого-педагогического статуса ребенка и динамика его психологического развития в процессе школьного обучения, содействие в индивидуализации образовательного маршрута.
Осуществление помощи в развитии психологической компетентности обучающихся, родителей, педагогов.
Приоритетные направления в работе на 2020-2021 учебный год:
Психологическое сопровождение детей с ОВЗ.
Психологическое сопровождение учащихся группы риска (состоящих на различных видах учета).
Психологическое поддержка адаптации учащихся 1-х и 5-х классов.
Психологическое сопровождение учащихся 1-5 классов в реализации ФГОС НОО и ФГОС ООО.
Название работы
Категория сопровождения
Цели и задачи
Сроки проведения
Форма отчётности
ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Учащиеся 1-х классов
Определить стартовый уровень возможностей учащихся, выявить детей группы риска по возникновению школьной дезадаптации,
Справка, протокол, журнал диагностической работы
Диагностика адаптации первоклассников к школьному обучению
Учащиеся 1-х классов
Выявить учащихся группы риска по возникновению школьной дезадаптации
Справка, протокол, журнал диагностической работы
Диагностика адаптации пятиклассников к обучению в основной школе
Учащиеся 5-х классов
Выявить учащихся группы риска по возникновению школьной дезадаптации
Справка, протокол, журнал диагностической работы
Мониторинг уровня сформированности УУД у учащихся
Учащиеся 1 – 4-х классов
Мониторинг образовательных результатов в рамках ФГОС НОО
Справка, протокол, журнал диагностической работы
Повторная диагностика уровня адаптации учащихся группы риска (1,5 классы, вновь прибывшие учащиеся)
Учащиеся 1, 5 классов
Контроль динамики уровня школьной адаптации
Протокол, журнал диагностической работы
Диагностика в рамках индивидуальной и групповой коррекционной работы
Учащиеся 1-5 классов
Определение уровня развития познавательных и коммуникативных навыков, определение личностных особенностей, отслеживание динамики
Протокол, журнал диагностической работы
Определение готовности обучения в среднем звене
Учащиеся 4-х классов
Мониторинг образовательных результатов в рамках ФГОС НОО
Справка, протокол, журнал диагностической работы
КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА
Развитие личностных и коммуникативных УУД: групповые занятия, помощь в организации внеклассных мероприятий
Учащиеся 1 – 4-х классов
Создание условий для успешной социально-психологической адаптации обучающихся и их всестороннего личностного развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
Журнал учета групповых форм работы
Коррекционно-развивающие занятия с детьми ОВЗ по итогам ПМПК
Учащиеся 1 – 4 –х классов
Создание условий для успешной социально-психологической адаптации обучающихся и их всестороннего личностного развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
Журнал учета групповых и индивидуальных форм работ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
Консультирование по результатам диагностики и запросам других участников воспитательного процесса
Учащиеся, родители, педагоги
Повышение психологической компетентности родителей, педагогов
Журнал консультаций, протокол консультаций
Консультирование учащихся и их родителей, стоящих на различных видах учета
Повышение психологической компетентности родителей, решение проблем в воспитании детей
Журнал консультаций, протокол консультаций
Индивидуальные консультации по вопросам обучения детей с ОВЗ по АООП
Классные руководители, учителя-предметники, родители
Повышение психологической компетентности родителей, педагогов
Журнал консультаций, протокол консультации
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА И ПРОСВЕЩЕНИЕ
Работа с родителями
5. Повышение психологической культуры и грамотности родителей в сфере образования: выступления на родительских собраниях.
Родители: 1-х классов
Родители 5-х классов
Родители 5 - классов
Родители 1-х классов
Родители: 1 – 5-х классов
Повышение психологической компетентности родителей, решение проблем в воспитании детей
Читайте также: