Пояснительная записка к годовому плану педагога психолога в школе

Обновлено: 18.05.2024

Перспективный план работы психолога в школе разрабатывается в начале каждого учебного года. Согласовывается и утверждается директором образовательного учреждения.

По форме план работы психолога является произвольным, т.е. выбирается педагогом-психологом с учетом требований к ведению аналогичной документации в образовательном учреждении, но обязательно должен включать следующие пункты: направление работы; цель и задачи; ответственный и ожидаемые результаты.

Планирование всего объема работы психологом определяется целями и задачами службы практической психологии в системе образования Российской Федерации, видом и запросами администрации данного образовательного учреждения.

  • План работы психологической службы лицея.
  • План работы психолога ДОУ.
  • Шаблоны планов работы педагога-психолога в школе.
  • Методические рекомендации по написанию перспективного план.

Образец плана

План работы
педагога – психолога
МОУ СОШ №___
Ивановой Лидии Ивановны
на 201_ — 201_ учебный год

Цели и задачи психолого-педагогической службы в МОУ СОШ №__ на 201_ -201_ учебный год, в связи с основными запросами администрации школы на виды работ психолога.

Цель: обеспечение условий способствующих сохранению психологического здоровья субъектов образовательного процесса .

Задачи:
1) подбор диагностических материалов для обследования учащихся;
2) психологический анализ социальной ситуации развития, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения;
3) изучение познавательных процессов и особенностей личности учащихся;
4) содействие личностному и интеллектуальному развитию обучающихся на каждом возрастном этапе;
5) профилактика девиантного поведения и дезадаптации учащихся;
6) содействие обеспечению деятельности педагогических работников школы научно-методическими материалами и разработками в области психологии;
7) психологическое сопровождение участников образовательного процесса в процессе подготовки и сдачи ЕГЭ.

Виды работ:

1. Диагностическая.
2. Консультативно – просветительская.
3. Коррекционная – развивающая.
4. Организационно – методическая.

Нажмите, чтобы узнать подробности

создание благоприятных условий для наилучшей адаптации детей с учетом их психофизических возможностей и оказанию им специализированной помощи.

реализация системно-ориентированных программ сопровождения, направленных на профилактику проблем восвоении образовательной, социальной - личностной и эмоционально-волевой сферах;

способствовать созданию психолого-педагогических условий для успешного развития детей, опираясь на индивидуальные особенности, реальные личностные достижения каждого ребенка и зону его ближайшего развития;

повышать психологическую компетентность педагогов и родителей учащихся;

отслеживание динамики психологического развития учащихся на различных этапах обучения и воспитания;

участие в работе школьного ПМПк.

Основные направления деятельности педагога - психолога.

1. Психодиагностическая работа.

Проводится с целью составления социально-психологического портрета обучающихся; определение путей и форм оказания помощи обучающимся, испытывающим трудности в обучении, общении, психическом самочувствии. А также выбор средств и форм психологического сопровождения детей в соответствии с присущими им особенностями развития. Психологическая диагностика - проведение подразумевает под собой как индивидуальную, так и групповую работу с учениками. Обследования обучающихся происходит с помощью адаптированных методик. Диагностика проводится по предварительному запросу учителей, администрации или родителей, а также по инициативе психолога с исследовательской или профилактической целью. Психолог подбирает методику, валидную и надежную, направленную на изучение интересующих его особенностей ребенка. Полученные данные позволяют составить прогноз дальнейшей работы психолога.

2. Коррекционно-развивающая работа.

Коррекционные занятия могут быть индивидуальными и групповыми.

В ходе их психолог старается скорректировать нежелательные особенности психического развития ребенка. Эти занятия могут быть направлены как на развитие познавательных процессов (память, внимание, мышление), так и на решение проблем в эмоционально-волевой сфере, в сфере общения и проблемы самооценки учащихся. Занятия включают в себя разнообразные упражнения: развивающие, игровые, рисуночные и другие задания - в зависимости от поставленных целей и возраста школьников.

3. Психологическое консультирование.

Осуществляется с целью создания условий для активного усвоения и использование обучающимися, педагогами и родителями социально-психологических знаний в процессе межличностного, межгруппового взаимодействия в школе и за её пределами. Психолог проводит как индивидуальные, так и групповые консультации со всеми участниками образовательного процесса, как по личному желанию самого консультируемого, так и по запросу. Просветительская деятельность может проходить в виде семинаров, педагогических советов, групповых обсуждений, родительских собраний.

Консультирование родителей и педагогов - это работа по конкретному запросу. Психолог знакомит родителей или педагогов с результатами диагностики, дает определенный прогноз, предупреждает о том, какие трудности могут в будущем возникнуть у школьника в учебе и общении; при этом совместно вырабатываются рекомендации по решению возникающих проблем и взаимодействию со школьником.

Психологическое просвещение заключается в том, чтобы знакомить педагогов и родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка.

4. Просветительская работа. Профилактическая работа

5. Организационно - методическая работа.

Проводиться с целью осуществляется планирование и анализ своей деятельности (составление годового, еженедельного плана работы, годового анализа работы, статистической справки); ведения текущая документация (заполнение рабочего журнала, составление графика работы, оформление справок); а также осуществления подготовки материалов к консультированию, просвещению, коррекции и т.д. (изучение специализированной литературы, подбор диагностического инструментария, разработка коррекционно-развивающих программ, подготовка материалов для выступления на методических объединениях педагогов и оформления тематических стендов).

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Рабочая программа педагога-психолога

2016-2017 учебный год

Пояснительная записка

Содержание рабочей программы педагога-психолога

Прогнозируемые результаты

Годовой план работы педагога-психолога

Пояснительная записка

Цель: Содействие полноценному личностному, социальному и интеллектуальному развитию учащихся. Сопровождение всех участников образовательного процесса на различных этапах развития.

Способствовать формированию личности учащихся на каждом возрастном этапе;

содействовать становлению адекватной самооценки учащихся, снятию школьных страхов и тревожности;

принимать активное участие в развитии познавательной и эмоционально-волевой сфер учащихся;

обеспечить полноценное личностное и интеллектуальное развитие учащихся на каждом возрастном этапе, успешную адаптацию к требованиям обучения при поступлении в 1 класс и переходе на каждую новую ступень школы;

способствовать формированию у обучающихся установок на здоровый образ жизни;

организация работы с учащимися и родителями по вопросам психологической подготовки к ГИА и ГВЭ.

Основные циклы сопровождения:

адаптация в 1 классе;

переход в среднее звено;

адаптация и профориентация в старшем звене;

сопровождение обучающихся с ОВЗ.

В программе сочетаются разные направления деятельности педагога-психолога, которые объединены в блоки: диагностический, коррекционно-развивающий, консультативный, психопросветительский и психопрофилактический, организационно-методический.

Содержание рабочей программы педагога-психолога

Диагностический блок включает в себя методики выявления особенностей психического развития ребенка, сформированности определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований по возрастным ориентирам и требованиям общества. Программа обеспечивает изучение сформированности универсальных учебных действий (1-4, 5-6 классы).

I этап диагностической работы (1, 5, 10 класс) - адаптация к изменившимся условиям обучения. В рамках данного этапа предполагается:

1. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение уровня адаптации детей к школе (1 класс –сентябрь-ноябрь).

2. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение уровня адаптации пятиклассников при переходе из начальной школы в среднее звено (5 класс – октябрь-декабрь).

3. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение уровня адаптации десятиклассников при переходе в старшее звено (10 класс – декабрь)

II этап диагностической работы – Констатирующая диагностика. В конце года с учащимися проводится индивидуальное психолого-педагогическое обследование, в результате которого определяется уровень и особенности психического развития, уровень адаптации к обучению.

Кроме того, в рамках диагностического блока в течение года проводится работа по изучению профессиональных предпочтений, профессиональных склонностей учащихся 9 и 11классов, детей, имеющих трудности в обучении; проводится диагностика познавательных, личностных, эмоциональных особенностей учащихся (по запросу), диагностика акцентуации характера подростков, межличностных отношений в классном коллективе.

Коррекционно-развивающий блок осуществляется по следующим направлениям:

1. С первоклассниками, испытывающими трудности в обучении, в течение учебного года проводятся специально организованные (с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка) развивающие занятия, направленные на формирование и развитие необходимых познавательных навыков и умений, личностных качеств и коммуникативных способностей. Занятия проводятся с использованием игровых упражнений, изобразительных средств.

2. С учащимися 1, 5 классов, испытывающими трудности в адаптации к обучению в школе и к изменившимся условиям обучения, проводится групповая и индивидуальная развивающая работа, направленная на создание необходимых условий для благоприятного вхождения ребенка в учебный процесс, принятие нового школьного статуса.

3. С учащимися с ОВЗ индивидуальная коррекционно- развивающая работа, направленную на развитие и коррекцию эмоционально-волевой, познавательной и мотивационной сферы.

4. С учащимися 9 и 11 классов во втором учебном полугодии проводятся групповые занятия по психологической подготовке к экзаменам, направленные на формирование умения противостоять стрессу, навыков уверенного поведения.

5. В рамках работы по созданию благоприятных социально-психологических условий, способствующих максимальному развитию личностного и творческого потенциала всех участников образовательного процесса, в каждом школьном звене в течение года проводятся групповые (подгрупповые) развивающие занятия:

1) младшее звено (1-4 класс): занятия направлены на развитие познавательной, эмоциональной, коммуникативной сфер личности; формирование навыков самосознания и эмпатии; успешной адаптации к школе; повышение самооценки ребенка; развитие творческих способностей; создание благоприятной атмосферы в ученическом коллективе; снятие эмоционального напряжения; повышение уровня учебной мотивации;

3) старшее звено (9-11 класс): занятия направлены на развитие познавательной, эмоциональной, коммуникативной сфер личности; развитие самосознания, саморегуляции, личностного и профессионального самоопределения; развитие творческих способностей; создание благоприятной атмосферы в ученическом коллективе; формирование установок на здоровый образ жизни и саморазвитие.

Консультативный блок составляют три направления:

Работа с учащимися.

Работа с родителями.

Работа с учителями.

I направление. Работа с учащимися включает в себя проведение индивидуальной и групповой форм консультации:

- Индивидуальные консультации проводятся в течение учебного года по запросам учащихся для решения возникающих вопросов (обучение в школе, взаимоотношения в семье, с друзьями, учителями и одноклассниками, вопросы профориентации и самоопределения, сложные жизненные ситуации, стрессовые состояния).

- Групповые консультации проводятся в течение года с целью повышения уровня психологической культуры учащихся, для решения возникающих вопросов (отношения в коллективе, подготовка к экзаменам).

II направление. Работа с родителями заключается в проведении групповых и индивидуальных форм консультации:

- Групповые консультации (родительские собрания) проводятся в течение учебного года по плану с целью психолого-педагогического просвещения родителей, формирования установки ответственности по отношению к проблемам школьного обучения и развития ребенка

- Индивидуальные консультации проводятся в течение учебного года по запросам родителей для решения возникающих вопросов (особенности детско-родительских взаимоотношений, поведения и развития ребёнка, взаимоотношений учитель – родитель – ребёнок), составлении рекомендаций и создание ситуации сотрудничества в вопросах воспитания и обучения ребенка.

III направление. Работа с учителями включает в себя проведение индивидуальной и групповой форм консультации:

- Индивидуальные консультации проводятся в течение учебного года по запросам учителей для решения возникающих вопросов (особенности поведения ребёнка, взаимоотношения педагог – ребёнок).

- Групповые консультации проводятся в течение года с целью повышения уровня психологической компетенции учителей, создания единой стратегии психолого-педагогического сопровождения ребенка

Психопросветительский и психопрофилактический блок составляют три направления:

Работа с учащимися.

Работа с родителями.

Работа с учителями.

I направление. Работа с учащимися:

- включает в себя проведение занятий с элементами тренинга; дискуссий, круглых столов, лекций-бесед, презентаций с использованием ИКТ; оформление информационного материала на стендах и в уголке психолога;

- направлена на формирование навыков самопознания и самоконтроля, толерантности и навыков бесконфликтного общения; формирование мотивации на здоровый образ жизни, активную и позитивную жизненную позицию; организацию профориентации учащихся.

II направление. Работа с родителями:

- заключается в проведении родительских собраний; в оформлении информационного материала на стендах и в уголке психолога;

- направлена на повышение психологической культуры родителей с целью создания социально-психологических условий для привлечения семьи к сопровождению ребенка в процессе школьного обучения; развитие ситуации сотрудничества и формирование установки ответственности родителей по отношению к проблемам школьного обучения и развития ребенка.

III направление. Работа с учителями:

- включает в себя выступления по теме педагогического совета, МО; направлена на повышение уровня психологической компетентности педагогов.

Организационно-методический блок.

1. Оформление документации:

Обновление и пополнение базы диагностического инструментария.

Разработка, подготовка и проведение:

Разработка, подготовка и проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий.

Разработка, подготовка и проведение психологической диагностики, обработка полученных данных.

Разработка, дополнение, подготовка и проведение занятий в рамках психологического сопровождения подготовки учащихся к ГИА.

Составление выводов, рекомендаций, характеристик.

Анализ научной и практической литературы.

приобретение учебных пособий, методик, развивающих программ;

изготовление и приобретение наглядно-дидактического и демонстрационного материала

оформление уголка психолога, стендов.

3. Участие и выступление в педагогических и методических советах, плановых и внеплановых совещаниях, родительских собраниях.

Прогнозируемые результаты

Диагностический и развивающий блок.

• успешная адаптация, принятие статуса школьника в 1 классе;

• повышение уровня учебной мотивации;

• базовые способности к самопознанию и познанию других;

• формирование произвольности психических процессов, самоконтроля;

• положительное отношение к самому процессу обучения и познания;

• положительные отношения со сверстниками и учителями.

• стремление к сотрудничеству со сверстниками, уважительное отношение ко всем людям и к себе;

• осознание важности и смысла процесса обучения;

• осознанное отношение к своему образу жизни, стремление к здоровому образу жизни.

• способности к проявлению инициативы и способности принять за нее ответственность на себя;

• профессиональное и жизненное самоопределение;

• умение предотвращать и разрешать межличностные конфликты;

• стремление к самопознанию и саморазвитию как неотъемлемой части жизни;

• стремление и умение справляться с возникающими стрессовыми состояниями, негативными переживаниями;

• психологическая готовность к вступлению во взрослую жизнь;

• активная и позитивная жизненная позиция.

Консультативный блок.

Информирование учителей и родителей о возрастных и индивидуальных особенностях детей.

Ситуация сотрудничества и формирование установки ответственности родителей по отношению к проблемам школьного обучения и развития ребенка

Просветительский блок.

Повышение психологической культуры учащихся, родителей, учителей.

Методический блок.

Методическое и материально-техническое обеспечение процесса психологического сопровождения

Учебно-методическое обеспечение кабинета

Материально-технические условия:

- Наличие методического, дидактического и раздаточного материалов (пособия, литература и т.д.), комплект карт и игрового материала.

- Материалы для занятий: тетради в клетку; цветные карандаши; ручки шариковые; бумага писчая.

ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫ ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА

НА 2016-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД

Диагностика сформированности УУД

учащиеся 1-4, 5-6 классов

1 класс –октябрь, апрель

Проведение диагностики с целью выявления особенностей развития эмоционально-волевой и познавательной сфер личности учащихся

учащиеся 1-11 классы

в течение года по запросу родителей и педагогов

Диагностика социально дезадаптированных учащихся

учащиеся 1-11 классы

Диагностика когнитивно-познавательной сферы личности

Изучение динамики развития обучающихся с ОВЗ

Коррекционно-развивающая работа

Групповые развивающие занятия: повышение психологической адаптации к обучению в школе у учащихся 1 класса

учащиеся 1 класса

Групповые развивающие занятия: повышение психологической адаптации к обучению в среднем звене

учащиеся 5 класса

Групповые развивающие занятия: развитие учебно-познавательных мотивов младших школьников

учащиеся 1-4 классов

Индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия, по результатам психодиагностики.

Учащиеся 5-11 классов

Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия по коррекции познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сферы

1 час в неделю в течение учебного года для каждого обучающегося с ОВЗ

Психологическое консультирование

Консультирование родителей по вопросам воспитания детей, имеющих проблемы в обучении и отклонения поведения

в течение года по запросу

Консультирование педагогов и родителей по результатам диагностического исследования

в течение года по запросу

Консультирование учащихся, находящихся в трудной жизненной ситуации

в течение года по запросу

Консультирование педагогов по актуальным вопросам воспитания и обучения детей и подростков (социально-психологический аспект)

в течение года по запросу

Психопросветительская и психопрофилактическая работа

Родители учащихся 1 класса

Информирование о результатах фронтальной диагностики; информирование о процессе адаптации детей к обучению в школе, рекомендации

учащиеся 5 класса

Профилактика тревожности, связанной с переходом в среднее звено

учащиеся 2 класса

Выявление уровня сформированности коллектива

учащиеся 9,11 классов

Помощь старшеклассникам, не определившимся в выборе профессионального обучения, более ответственно подойти к своему будущему

учащиеся 6 класса

Оказание профилактической помощи родителям по проблемам подросткового суицида

родители учащихся 1-11 классов

Пропаганда психологических знаний

учащиеся 9,11 классов

Психологическая подготовка к сдаче ГИА и ГВЭ, профилактика стресса

Родительское собрание «Психопрофилактика экзаменов: приёмы,

мобилизующие интеллектуальные возможности школьников

родители учащихся 9,11 классов

учащиеся 4 класса

Выявление уровня готовности детей на этапе перехода из начального в среднее звено

родители учащихся 1-11 классов

Информирование родителей о возрастных и личностных особенностях детей.

Организационно-методическая работа

Составление и утверждение плана работы на 2016-2017 учебный год

Подготовка материалов к проведению диагностических исследований, коррекционно-развиваюших занятий, родительских собраний, консультаций.

Обработка и оформление полученных результатов диагностики

Разработка обобщающих таблиц результатов диагностики и рекомендаций для учителей

Цель: Оказать психолого-педагогическую помощь участникам образовательного процесса в соответствии с целями и задачами образовательного учреждения, способствовать созданию оптимальных условий для реализации права каждого ребенка по полноценное познавательное и личностное развитие.

Психолого-педагогическое сопровождение реализации ФГОС на НОО и ООО.

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся в адаптационный, предкризисный и кризисный периоды.

Психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса в рамках формирования ЗОЖ.

Выявление и психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ.

Мониторинг психолого-педагогического статуса ребенка и динамика его психологического развития в процессе школьного обучения, содействие в индивидуализации образовательного маршрута.

Осуществление помощи в развитии психологической компетентности обучающихся, родителей, педагогов.

Приоритетные направления в работе на 2020-2021 учебный год:

Психологическое сопровождение детей с ОВЗ.

Психологическое сопровождение учащихся группы риска (состоящих на различных видах учета).

Психологическое поддержка адаптации учащихся 1-х и 5-х классов.

Психологическое сопровождение учащихся 1-5 классов в реализации ФГОС НОО и ФГОС ООО.

Название работы

Категория сопровождения

Цели и задачи

Сроки проведения

Форма отчётности

ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Учащиеся 1-х классов

Определить стартовый уровень возможностей учащихся, выявить детей группы риска по возникновению школьной дезадаптации,

Справка, протокол, журнал диагностической работы

Диагностика адаптации первоклассников к школьному обучению

Учащиеся 1-х классов

Выявить учащихся группы риска по возникновению школьной дезадаптации

Справка, протокол, журнал диагностической работы

Диагностика адаптации пятиклассников к обучению в основной школе

Учащиеся 5-х классов

Выявить учащихся группы риска по возникновению школьной дезадаптации

Справка, протокол, журнал диагностической работы

Мониторинг уровня сформированности УУД у учащихся

Учащиеся 1 – 4-х классов

Мониторинг образовательных результатов в рамках ФГОС НОО

Справка, протокол, журнал диагностической работы

Повторная диагностика уровня адаптации учащихся группы риска (1,5 классы, вновь прибывшие учащиеся)

Учащиеся 1, 5 классов

Контроль динамики уровня школьной адаптации

Протокол, журнал диагностической работы

Диагностика в рамках индивидуальной и групповой коррекционной работы

Учащиеся 1-5 классов

Определение уровня развития познавательных и коммуникативных навыков, определение личностных особенностей, отслеживание динамики

Протокол, журнал диагностической работы

Определение готовности обучения в среднем звене

Учащиеся 4-х классов

Мониторинг образовательных результатов в рамках ФГОС НОО

Справка, протокол, журнал диагностической работы

КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА

Развитие личностных и коммуникативных УУД: групповые занятия, помощь в организации внеклассных мероприятий

Учащиеся 1 – 4-х классов

Создание условий для успешной социально-психологической адаптации обучающихся и их всестороннего личностного развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

Журнал учета групповых форм работы

Коррекционно-развивающие занятия с детьми ОВЗ по итогам ПМПК

Учащиеся 1 – 4 –х классов

Создание условий для успешной социально-психологической адаптации обучающихся и их всестороннего личностного развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

Журнал учета групповых и индивидуальных форм работ

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

Консультирование по результатам диагностики и запросам других участников воспитательного процесса

Учащиеся, родители, педагоги

Повышение психологической компетентности родителей, педагогов

Журнал консультаций, протокол консультаций

Консультирование учащихся и их родителей, стоящих на различных видах учета

Повышение психологической компетентности родителей, решение проблем в воспитании детей

Журнал консультаций, протокол консультаций

Индивидуальные консультации по вопросам обучения детей с ОВЗ по АООП

Классные руководители, учителя-предметники, родители

Повышение психологической компетентности родителей, педагогов

Журнал консультаций, протокол консультации

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА И ПРОСВЕЩЕНИЕ

Работа с родителями

5. Повышение психологической культуры и грамотности родителей в сфере образования: выступления на родительских собраниях.

Родители: 1-х классов

Родители 5-х классов

Родители 5 - классов

Родители 1-х классов

Родители: 1 – 5-х классов

Повышение психологической компетентности родителей, решение проблем в воспитании детей

Читайте также: