Почему молельные рощи мари считаются священными кратко

Обновлено: 04.07.2024

Марийцы — народ финно-угорской группы численностью 547 тысяч человек, согласно последней всероссийской переписи. Проживая, в основном, в республике Марий Эл, они соседствуют с русскими, удмуртами и татарами — в некоторых деревнях живут представители всех народов. В Советском Союзе были запрещены мольбища и жертвоприношения, но сегодня марийцы снова открыто исповедуют свою веру, стержень которой — почитание природы. Молитвы марийских картов уходят к богам мира неба и богам мира земли через дерево-алтарь, роль храма для них выполняет лесная роща.

Утро перед молением. Карт Вячеслав Актуганов вместе с семьёй хозяина дома ждёт, когда все будут готовы к выходу в рощу. На мольбище принято надевать белую одежду, символизирующую чистоту помыслов, с которыми верующие пришли в священную рощу. В правой руке Вячеслав Михайлович держит Теркупш — шапку, которую носят карты и их помощники.

Одним из народов, издавна населяющих нижегородскую область являются марийцы. Этнос мари заселил эти земли намного раньше русских, около четырех тысяч лет назад.

Содержание статьи

Что такое Священные Рощи Мари?

  • Что такое Священные Рощи Мари?
  • Священный брак
  • Какие богини плетут нити судьбы

В настоящее время в регионе проживает около восьми тысяч представителей народности и многие из них до сих пор придерживаются древних языческих верований. Кроме того, немало мари, как они себя порой называют, даже из тех, кто проповедует христианство или атеизм, продолжают поклоняться древним святыням из культурных побуждений, сохраняя таким образом, самобытные традиции предков.


История объектов.

Верования марийцев — это в основном поклонение дикой природе. Проживая в лесистой местности богатой водоемами, люди считали, одним из наиболее почитаемых объектов деревья. Мари приносили им жертвы и подарки, охраняли как высшие сущности, как памятники и как вместилища духов предков. Проявлением этих традиций, являются почитаемые до сих пор священные рощи, которых немало расположено в нижегородской области.

Это уникальные объекты, в некоторых из которых, до сих пор проводятся культурные и религиозные обряды, отмечаются языческие праздники. Рощи считаются местами силы, позволяющими войти в контакт с духами и иными высшими существами, чтобы попросить их защиты и покровительства. Иногда отдельным деревьям, поклоняются, как памятникам определенным событиям или хранителям каких-то тайн. Бывало же, что объектом поклонения выступали и целые рощи являясь хранителями духа племен, а позднее рядом расположенных поселений. Есть документальные свидетельства о символической сделке, по продаже священной рощи между марийскими деревнями, произошедшей уже в двадцатом веке. Нередко даже приняв христианство, марийцы продолжали использовать для молитв те же места в священных рощах, расставляя на пнях подсвечники, и отправляя обряды в лесу, как в храме.

Священные места тщательно оберегаются от человеческого вмешательства. Посещая их, ни в коем случае нельзя мусорить, что-то ломать или выносить. Там запрещается собирать грибы и ягоды, охотится, собирать хворост. Для разведения ритуальных костров в праздники дрова привозят с собой. Благодаря такому отношению, рощи остаются кусочками девственной природы, с нетронутой экосистемой, и достигшими серьезного возраста деревьями.


Как посмотреть Священные Рощи

Для желающих посетить одно из таких мест, подойдет Священная роща Цепельская, которая находится не далеко от Васильсурска. Роща и сейчас является священным местом для мари. Карты по сей день проводят здесь свои обряды. Меньше чем в километре на юго-восток от окраины селения, находится этот лес, площадью около четырех тысяч квадратных метров. Здесь растут дубы, липы и березы возрастом более сотни лет, такие же как те, которым поклонялись марийцы до прихода русских. Роща богата редкими растениями.

Днем, когда происходят самые масштабные действа язычников, является одиннадцатое сентября. Мари приносят жертвоприношения и оставляют подарки своим божествам и духам. Самые известные из них Шочынава, Поро Ош Кугу Юмо и Мланде-Ава. Чаще всего марийцы приносят сюда особые платки, деньги и хлеб.

Посредине Цепельской Рощи бьет Супротивный ключ. Называется он так потому, что течет в противоположную рекам Волге и Суре, сторону. По преданиям мари, в нем обитает древний дух, которому приносят монеты и бросают в воду. Их можно увидеть при посещении святыни.

Источник почитают не только язычники, но и христиане. Он всегда ухожен и украшен разноцветными лентами. Невдалеке от Супротивного ключа растет Хмелевская сосна. Ее высота более двадцати пяти метров, а диаметр ствола почти метр. С 1996 года она охраняется государством как природный памятник.


Московиты долго крестили и славянизировали финно-угров: эрзю, коми, удмуртов, карел, и все они вступили в тесный контакт с Москвой, и стали неотъемлемой её частью. Они усвоили христианскую религию и язык колонизаторов. И лишь один из этих народов до конца так и не покорился московитам — это были луговые марийцы (черемисы).

После взятия Казани Иваном Грозным марийцы сопротивлялись очень долго, и в итоге многие из них бежали в Уральские горы, как спустя сто лет староверы. Для марийцев язычников московская христианская культура была враждебна и чужеродна, и благодаря своему упорству в "отторжении" они сохранили множество собственных уникальных черт. В марийских деревнях до сих пор некоторые старики ходят в народных костюмах, до 20-30-х годов были живы традиции, утраченные к тому времени финно-уграми почти повсеместно. Но главное — и в 21-й век марийцы вступили язычниками. Точнее, само определение "язычество" они не признают. Религия их называется Марийской Традиционной Религией или "Чимари". И почти нигде более в Европе в наше время не увидеть настоящих, не прерывавшихся никогда исконных молений Родным Богам в Священных рощах.


Типичная Священная роща, или Кюсото — круглая, чистая, старая. В Марий Эл таких осталось около 500, и когда едешь по дорогам республики, постоянно видишь их — в Марий Эл Кюсото встречаются гораздо чаще, чем православные церкви. В таких рощах молятся высшим богам — Кугу-Юмо, Мланде-Ава и другим.
Были и более простые молельни — тошто-кереметы, то есть алтари низших духов, кереметей. Кереметь — это по сути "нечисть", "нежить", слуги темного бога Керемета. Уцелели ли такие молельни в республике никто не знает, но одну можно увидеть в музее.
А в домах многие марийцы вместо икон держали деревянных богов. Впрочем, чаще не "вместо", а "вместе" — насильственная христианизация дала о себе знать, лишь 10-15% марийцев являются чистыми чимари, при этом около 60% — двоеверы. В свое время под угрозой расправы марийцы формально принимали христианство, формально ходили в церковь, но при этом совершали обряды в Священных рощах. Со временем двоеверы пришли к выводу, что Кугу-Юмо и Бог Единый — это одно и то же, только в кюсото и церквях на него смотрят "с разных сторон". Чистых православных среди марийцев немного, а также есть некоторое количество мусульман (результат контактов с татарами).


Особую роль в двоеверии сыграла секта Кугу-Сорта, существовавшая в конце 19 века. Название это переводится как "Большая Свеча", и представители этой секты совершили попытку соединить христианство с чимари — то есть как бы создать особый вид христианства. Они чтили и Бога Единого, и Кугу-Юмо, отказались от жертвоприношений, заменив их сжиганием хлеба, и главным элементом их молебна была огромная свеча (до пуда весом) с несколькими фетилями, которую они зажигали и у которой молились. Однако объединения конфессий не произошло — пришли коммунисты и разогнали всех.


Уникальной была и народная, сельская культура марийцев. Например, нас несказанно потряс следующий сюжет — девушка, трубящая в трубу.
Что это была за труба и для чего в нее трубили? Оказалось, долгое время существовал обычай: когда девушке пора было выходить замуж, она трубила в специальную трубу, голос которой был хорошо узнаваем — и во всех окрестных деревнях знали: появилась новая невеста. Я не знаю аналогов этого обычая (сейчас, конечно, он не существует). Однако то, что можно увидеть в музее можно увидеть в живую, в реальной жизни.

Храм марийцев — Священная роща.


Причина в том, что в советское время Священные рощи были низведены до просто участков леса, и были отнесены к "особо ценным". Вырублено было относительно немного Священных рощ, зато в нашу эпоху на них часто зарятся "браконьеры". Такие выходки марийцы воспринимают как целенаправленную кампанию по удушению веры предков, но не стоит забывать, что и на Дальнем Востоке точно так же вырубаются заповедники.
Священных рощ в республике много — когда едешь по дорогам Марий Эл, постоянно видишь их то с одной, то с другой стороны. Кюсото стоят чаще, чем православные церкви в среднерусских областях. Располагаются такие рощи обычно скоплениями, причем образуют определенные фигуры: если соединить рощи прямыми линиями, чаще всего возникнет геометрическая фигура или древняя руна. В каждой роще молиться можно только 1 раз в год, причем молебны всегда совершаются при растущей Луне — никогда при убывающей.


Здесь нельзя ломать ветки, убивать животных (не жертвенных), жечь костры (опять же, не ритуальные), справлять нужду, сюда запрещено заходить женщинам в известный период (во время месячных). Запрещено здесь, естественно, и пьянство, и мусор — и надо сказать, в рощах действительно поразительная чистота.
Сердце Священной рощи — Онапу, то есть дерево-алтарь, дерево-канал, по которому проходит энергия между людьми и Богами. Сердце Священной рощи — Онапа, жрецы изначально выбирают именно онапу, и в зависимости от его силы очерчивают круг определенного диаметра — этот круг и становится Священной рощей. Изначально большинство рощ были внутри лесных массивов, но леса свели, а кюсото остались. Постороннему человеку на молебен надо ехать с сопровождением, так как в кюсото много правил поведения, которые нарушать не стоит. Есть места, куда нельзя заходить, есть допустимые и недопустимые действия.


Первый этап молебна — жертвоприношение. Приносят в жертву животных: гусей, кур, коз, овец, жеребца. Выбирают животных не просто так: животное должно подать определнный знак, что именно его выбрали боги, повести себя определенным образом. И в роще стояли длинные очереди людей с гусями в мешках или корзинах — преобладали именно гуси. Само по себе жертвоприношение — зрелище, конечно же, не для слабонервных. Если мы считаем варварством Священные рощи — что же такое тогда скотобойни и птицефабрики?!
В целом жертвоприношение животных происходит так: их разделывают, и несъедобные части (кости, перья, шкуры) сжигают, а съедобные готовят. Ведь боги питаются не плотью, а духом, и главное здесь — дым и пар, который уходит к небесам.


Всего в роще молились 5 богам. Главный жертвенник в центре рощи принадлежал Тун Ош Кугу-Юмо, что означает Верховный Белый Великий Бог. То есть бог-творец, демиург. Жертвенный хлеб — в начале молебна. К концу пребывания в роще хлеба становится больше раза в три.
У северной опушки рощи располагался жервтенник Курык-Кугыза — "Горного Старика". Вокруг хвойные деревья, и Курык-Кугыз считается кереметом, то есть темным божеством, а таким богам молились у хвойных пород. Жертвенный хлеб и полотенца — третья форма жертвоприношения. Жертвенник Курык-Кугыза — ближайший к опушке: обратите внимание на свечи — их зажигают во время молебна. Полагается самому слепить свечу из воска (не из парафина), и естественно, запрещается пользоваться церковными свечами. Особенно красивы эти свечи на ночных молебнах — такая традиция существовала со времен покорения Казани (и начала гонений на чимари), и закончилась лишь в 1990-е, когда народ "вышел из тени". В некоторых рощах (в частности, Цепельской — некогда главной роще горных марийцев) эта традиция сохраняется.


Еще одна очень странная традиция — жертвенные полотенца. Человек должен вышить и принести полотенца, они просто висят у жертвенника. Потом их возвращают владельцам. Однако марийская вышивка — это очень красиво. Четвертая форма жервтоприношения: в роще, напротив жертвенника Кугу-Юмо, сидит особый жрец-казначей. Он читает молитву, и на марийском, и на русском, когда оставляешь около него деньги. Репутацию "меркантильных" имеют обычно священники РПЦ, но у марийцев это поставлено на поток даже в большей степени. Однако для марийцев это нормально: ведь их богам вообще приносятся жертвы Такое жертвоприношение — наиболее простое и доступное почти каждому.


Одеты карты бывают по-разному, общая черта — войлочные шапки (у верховного карта Таныгина такая шапка еще и красная). Вообще, картов в Марий Эл не так много, учатся они друг у друга, чаще всего передавая навыки по наследству, из поколения в поколение. Для картов моление гораздо обширнее, чем действо в роще. И кроме того, карт, нарушающий законы чимари, рискует потерятьуважение и быть низложенным — хотя такое бывает довольно редко. Надо рассказать и о "прихожанах" Священной рощи. Такого рода моления собирают до 3000 человек, сюда приходят не только старики, много людей молодых, много городских. То есть старики, конечно же, преобладают, но они преобладают и в православных церквях. В кюсото соотношения стара и млада примерно такое же, как в церкви. А это значит — вера живет! Но все же наиболее колоритные персонажи в роще — бабушки, многие из которых носят народные костюмы.

Харисова Зилина Исламгалиевна

Республика Татарстан считается многонациональной республикой. У каждой национальности есть своя национально-культурная автономия. Автономия целенаправленно работает над расширением этнокультурного наследия нашего народа.

Совсем не многим народам на планете удалось сохранить свою уникальную культуру, и, конечно, такая многонациональная страна, как Россия не является исключением. Тем не менее, народ с финно-угорскими корнями – марийцы уберег и донес до сегодняшнего дня свой традиционный уклад: быт, культуру и даже религию, относящуюся к язычеству.

Обобщая тему, мы пришли к выводу, что наши праздники, обычаи сохранились с давних времён, передавались от поколения к поколению. Мы молодое поколение должны изучать и продолжить обряды и праздники наших предков.

ВложениеРазмер
svyashchennye_roshchi_mariytsev.docx 31.34 КБ

Предварительный просмотр:

Руководитель: Харисова Зилина Исламгалиевна

3. Марийские священные рощи. Описание священных рощ…….5-6

4. Виды рощ и их размещения…………………………………….7-9

5. Марийские моления в священных рощах. Обед с богами. 10

Список используемой литературы

Культура – душа народа…

Народ как единое целое жив,

пока жива и защищена его культура, его язык…

Республика Татарстан считается многонациональной республикой. У каждой национальности есть своя национально-культурная автономия. Автономия целенаправленно работает над расширением этнокультурного наследия нашего народа.

Совсем не многим народам на планете удалось сохранить свою уникальную культуру, и, конечно, такая многонациональная страна, как Россия не является исключением. Тем не менее, народ с финно-угорскими корнями – марийцы уберег и донес до сегодняшнего дня свой традиционный уклад: быт, культуру и даже религию, относящуюся к язычеству.

Обобщая тему, мы пришли к выводу, что наши праздники, обычаи сохранились с давних времён, передавались от поколения к поколению. Мы молодое поколение должны изучать и продолжить обряды и праздники наших предков.

Марийские священные рощи - уникальные историко-культурные и ландшафтные памятники народа мари. Располагаются недалеко от деревни на возвышенных местах посреди полей в виде зелёного островка. Нередко эти рощи достигают 0,3-0,5 га, а иногда могут занимать площадь до одного гектара.

Объект работы . Объектом исследования является историко-культурное наследие.

Предмет работы . Предметом исследования является марийские священные рощи.

Задачи работы . В соответствии с целью ставились следующие задачи:

- описать священные рощи их виды и размещение

- рассмотреть марийские моления в священных рощах

- описать обед с богами

Теоретическая значимость . Теоретическая значимость исследования заключается в том, что полученные в ходе исследования выводы и сформулированные на их основании предложения призваны обеспечить повышение научного и практического уровня совершенствования механизма в области историко-культурного наследия.

Структура работы . Структура работы включает в себя содержание, введение, три главы, заключение, а так же список используемой литературы.

Марийские священные рощи. Описание священных рощ

Перед тем как идти в рощу, обязательно моются одеваются в чистую белую одежду (сейчас уже не обязательно в белую). Отправляются туда ночью, незадолго до рассвета. В некоторых селах принято расстилать перед собой домотканые дорожки, чтобы не мять траву в кереметище. Дрова приносят из дому. Вслед за жрецом молящиеся призывают своих богов. Поро Кугу Юмо называют верховного Бога - “Добрый, великий Бог”. Кече Юмо - Бог Солнца, Вуд-Ава - Богиня воды, Чодыра-Юмо - Бог леса, Мардеж-Юмо - Бог ветра, Тылзе-Юмо-Бог Луны.

Жрецами-картами назначаются те, кто лучше других знает как и кому нужно молиться. Потом приносится жертва. В некоторых деревнях в качестве главной жертвы приносили жеребенка. В других - гуся, петуха, барана. Марийские боги любят белый цвет. Если нет белого животного, любое другое покрывали белой тканью. Хороши для пожертвования белые быки, бараны. Мясо жертвенного животного варили в котле. Самое главное в обряде - хорошо попировать с богами. И молящиеся поедят, и в роще что-то останется тем, кто там живет: зверям, птицам, богам.

Моление - обмен между человеком и растением. Понять бы чем. Сейчас в научно-популярной литературе привыкли в таких случаях говорить: “Энергией”. Но что это такое, никто не объясняет. Но ведь человек приходит и говорит какие-то добрые вещи дереву. А доброе слово, как известно, всем приятно. Да и человеку хорошо около живого старого дерева, он становится сильней.

Виды рощ и их размещения

Наиболее почитаемым местом вятских марийцев является святилище Чембулатова гора, расположенная возле деревни Чембулатово Советского района Кировской области. По мнению А.Спицына, вятского исследователя, моление Чембулату устраивали на таком месте, которое как бы самой природой назначено для храма. На высоком берегу реки Немда возвышался камень высотой в 11, толщиной в 36 аршин, напоминающий издали человека. По преданию, на этом месте был захоронен марийский князь, военный предводитель и руководитель укрепленного городка Чембулат - богатырь (слово “Чембулат” состоит из двух частей: “джум”- муж и “булат” - сталь, то есть “Человек, твердый как сталь”). Марийцы верили, что Чембулат при жизни обладал не только могучей силой, ловкостью, быстротой, но и умением находить нужные слова, способные умилостивить божества. Считалось, что своей праведной жизнью еще при жизни он заслужил признание богов и получил возможность лицезреть их и общаться с ними. Чембулат якобы обладал способностью творить чудеса, имел лыжи-самоходы.

Перед смертью заступник народа, как сообщает предание, уходит в горы и перестает общаться с людьми. В канун своей смерти богатырь сам себя замуровал в одном из подземелий, забрав с собой несметное войско, слуг, домашних животных. Однако, переселившись в мир иной, он не терял связи с народом: в трудную минуту выезжал на своем коне и прогонял прочь врагов.

Другим древнемарийским святилищем, непосредственно связанным с историей народа, является могила святого Акпатыра, расположенная недалеко от Больше-Китяковского кладбища. Исторические материалы показывают, что культ Акпатыра сложился в конце ХVI-ХVII вв. Историческим прообразом героя послужил мусульманский проповедник Иш-Мухамед сын Тугк-Мухамеда, праведный человек, который в течение 36 лет обучал марийцев и татар основам ислама, чтению Корана. В народе он прославился как искусный лекарь. Марийские предания Акпатыра называют приемным сыном этого проповедника, который отличался богатырской силой, ловкостью, умением налаживать добрые взаимоотношения с соседними народами. После его смерти на могиле народного героя была посажена березка. Возле этого дерева в 1998 г. была поставлена памятная плита. В наши дни в августе месяце здесь ежегодно проводятся коллективные моления.

В народной памяти хранятся ценные исторические сведения о каждой из сохранившихся священных рощ. Народ верил в них, свято чтил и берег их от любого покушения. Священные рощи являются зримым воплощением исторического самосознания народа, его идеалов о счастливой жизни, ценностей, переданных, завещанных предками. Почитаемые рощи, таким образом, являются живым памятником, связующим звеном между нынешним поколением и далекими предками.

Марийские священные рощи являются не только историческим, но и культурным и ландшафтными памятниками. Они свидетельствуют самобытную культуру народа, его почтительное и бережное отношение к природе, отражают народные представления о структуре мироздания, взаимосвязи человеческой культуры с ноосферой, космосом. Священные рощи можно рассматривать и как естественная природная лаборатория, которая независимо от человека отслеживает влияние человеческого фактора на природу. Анализируя почвенный состав этих культовых мест можно детально изучить происшедшие перемены в культуре землепользования. По состоянию деревьев легко можно узнать факторы, влияющие на заболевание естественных лесов.

Сегодня многие рощи находятся без должного присмотра. Они, как и люди, весь марийский народ, требуют к себе внимания, заботы. Там, где рощи болеют, страдают от варварского использования природы, исчезает и марийская культура, родной язык народа, люди теряют историческое и национальное самосознание. В тех же местах, где священные рощи оберегаются, ведется за ним соответствующий уход, - там сохраняется и национальная культура, люди верят в себя, свое будущее, активно участвуют в созидательном труде.

Читайте также: