Является ли недропользованием строительство подземного гаража ответ кратко

Обновлено: 18.05.2024

ЗК РФ Статья 39.36-1. Использование гражданами земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для возведения гаражей, являющихся некапитальными сооружениями, либо для стоянки технических или других средств передвижения инвалидов вблизи их места жительства

(введена Федеральным законом от 05.04.2021 N 79-ФЗ)

В схему размещения, предусмотренную данной статьей, могут быть включены объекты, возведенные/ предоставленные до 01.09.2021 (ФЗ от 05.04.2021 N 79-ФЗ).

1. Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для возведения гражданами гаражей, являющихся некапитальными сооружениями, либо для стоянки технических или других средств передвижения инвалидов вблизи их места жительства осуществляется на основании утверждаемой органами местного самоуправления поселений, городских округов или муниципальных округов, а на межселенных территориях органами местного самоуправления муниципальных районов схемы размещения таких объектов в порядке, определенном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

2. Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для возведения гражданами гаражей, являющихся некапитальными сооружениями, осуществляется за плату, порядок определения которой устанавливается:

1) Правительством Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности;

2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;

3) органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.

3. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть установлен перечень категорий граждан, имеющих право на бесплатное использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для возведения гражданами гаражей, являющихся некапитальными сооружениями.

4. Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для стоянки технических или других средств передвижения инвалидов вблизи их места жительства осуществляется бесплатно.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Письмо Федерального агентства по недропользованию от 28 сентября 2018 г. N ЕК-04-30/14572 "Об условиях застройки площадей залегания полезных ископаемых"


Обзор документа

Письмо Федерального агентства по недропользованию от 28 сентября 2018 г. N ЕК-04-30/14572 "Об условиях застройки площадей залегания полезных ископаемых"

Вступившим в силу 04.08.2018 Федеральным законом от 03.08.2018 N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в статью 25 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон "О недрах"), предусматривающие при строительстве объектов капитального строительства на земельных участках, расположенных в границах населенных пунктов, исключение необходимости получения заключения федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа об отсутствии полезных ископаемых в недрах, под участком предстоящей застройки, а также исключение необходимости получения разрешения на застройку земельных участков, которые находятся на площадях залегания полезных ископаемых.

В целях обеспечения единства применения законодательства Российской Федерации о недрах в сфере застройки площадей залегания полезных ископаемых сообщаем следующее.

1. Указанными поправками изменено наименование разрешения на осуществление застройки площадей залегания полезных ископаемых, а также размещение в местах их залегания подземных сооружений, которое переименовано на разрешение на застройку земельных участков, которые расположены за границами населенных пунктов и находятся на площадях залегания полезных ископаемых, а также на размещение за границами населенных пунктов в местах залегания полезных ископаемых подземных сооружений.

В связи с этим Административный регламент предоставления Федеральным агентством по недропользованию государственной услуги по выдаче заключений об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки и разрешения на осуществление застройки площадей залегания полезных ископаемых, а также размещение в местах их залегания подземных сооружений, утвержденный приказом Минприроды России от 13.02.2013 N 53 (далее - Административный регламент), подлежит применению в части не противоречащей ст. 25 Закона "О недрах".

2. Предоставление государственной услуги по выдаче заключений об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки и разрешений на застройку земельных участков, которые расположены за границами населенных пунктов и находятся на площадях залегания полезных ископаемых, а также на размещение за границами населенных пунктов в местах залегания полезных ископаемых подземных сооружений в соответствии с Законом "О недрах" Административным регламентом при проведении работ по реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства не предусмотрено.

3. Нормы, предусмотренные ст. 25 Закона "О недрах", не отменяют иных обязательных требований к осуществлению строительства или хозяйственной деятельности в границах территорий с особым режимом - лечебно-оздоровительных местностей и курортов.

Исходя из ст. 1 Федерального закона от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" (далее - Закон "О природных лечебных ресурсах") лечебно-оздоровительная местность и курорт относятся к используемым в лечебно-профилактических целях особо охраняемым территориям. В частности, Положение об особо охраняемом эколого-курортном регионе Российской Федерации - Кавказских Минеральных Водах утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.1992 N 462.

В ч. 3 ст. 16 Закона "О природных лечебных ресурсах" для лечебно-оздоровительных местностей и курортов устанавливаются границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны с ограничением или запрещением осуществления различных видов хозяйственной деятельности исходя из установленных зон охраны.

На территории первой зоны запрещаются проживание и все виды хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с исследованиями и использованием природных лечебных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях при условии применения экологически чистых и рациональных технологий.

На территории второй зоны запрещаются размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую среду, природные лечебные ресурсы и приводящих к их истощению.

На территории третьей зоны вводятся ограничения на размещение промышленных и сельскохозяйственных организаций и сооружений, а также на осуществление хозяйственной деятельности, сопровождающейся загрязнением окружающей среды, природных лечебных ресурсов и их истощением.

В связи с этим, независимо от нахождения территории с особым правовым режимом, в том числе лечебно-оздоровительной местности или курорта, в границах населенного пункта, осуществление на ней строительства и иной хозяйственной деятельности должно осуществляться с учетом установленных Законом "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" ограничений и запретов.

4. Необходимо учитывать особенности законодательства Российской Федерации в части застройки площадей залегания полезных ископаемых на земельных участках, предоставленных для ведения работ, связанных с пользованием недрами.

Учитывая, что в соответствии с Положением о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2010 N 118, приказами Минприроды России от 25.06.2010 N 218, от 08.07.2010 N 254 и от 27.10.2010 N 463 при подготовке и согласовании технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых рассматриваются, в том числе, вопросы размещения объектов обустройства месторождений.

Принимая во внимание вышеизложенное, при наличии у пользователя недр согласованного в установленном порядке технического проекта на разработку месторождения полезных ископаемых, самостоятельное обращение пользователя недр за получением разрешения на застройку земельных участков, которые находятся на площадях залегания полезных ископаемых, не требуется.

5. В соответствии с п. 2 ч. 5 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) и п. 5.3.14 Положения о Федеральном агентстве по недропользованию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.06.2004 N 293 (далее - Положение о Роснедрах), разрешение на строительство объекта капитального строительства выдается Роснедрами или его территориальным органом в случае осуществления строительства, реконструкции объекта капитального строительства на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для ведения работ, связанных с пользованием недрами (за исключением работ, связанных с пользованием участками недр местного значения).

Согласно ч. 2 ст. 55 Градостроительного кодекса и п. 5.3.15 Положения о Роснедрах, разрешение на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства, выдается Роснедрами, в случае, если разрешение на строительство, реконструкцию указанного объекта капитального строительства было выдано Роснедрами.

Таким образом, разрешение на застройку площадей залегания полезных ископаемых и разрешение на строительство объекта капитального строительства и разрешение на ввод указанного объекта в эксплуатацию в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации являются самостоятельными документами и, следовательно, в отношении объектов капитального строительства, строительство или реконструкция которых осуществляется на участке недр, предоставленном пользователю для ведения работ, связанных с пользованием недрами (за исключением работ, связанных с пользованием участками недр местного значения) необходимо получение разрешений на строительство и ввод объектов капитального строительства.

Порядок получения указанных разрешений установлен Административным регламентом предоставления Федеральным агентством по недропользованию государственной услуги по выдаче разрешения на строительство объектов капитального строительства, строительство или реконструкция которых осуществляется на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для ведения работ, связанных с пользованием недрами (за исключением работ, связанных с пользованием участками недр местного значения), утвержденным приказом Минприроды России от 25.06.2012 N 162, и Административным регламентом предоставления Федеральным агентством по недропользованию государственной услуги по выдаче разрешений на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, разрешение на строительство которых было выдано Федеральным агентством по недропользованию, утвержденным приказом Минприроды России от 26.06.2012 N 167, соответственно.

Обзор документа

4 августа 2018 г. вступили в силу поправки к ГрК РФ. Для строительства в границах населенных пунктов теперь не нужно получать заключение об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки. Также не требуется разрешение на застройку участков залегания полезных ископаемых.

В отношении объектов, которые возводятся (реконструируются) на участке, предоставленном для ведения работ, связанных с пользованием недрами (кроме недр местного значения), необходимо получить разрешения на строительство и ввод объекта в эксплуатацию.

Если у пользователя недр есть согласованный технический проект на разработку месторождения полезных ископаемых, то ему не нужно обращаться за получением разрешения на застройку земельных участков, которые находятся на площадях залегания полезных ископаемых.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

В законодательстве нет ясного ответа на вопрос о принадлежности к недвижимости подземных сооружений (шахты, гаражи и т.д.) высоковольтных линий электропередач, трубопроводов и т.д. Исходя из общего определения недвижимости, перечисленные объекты могут быть отнесены к недвижимому имуществу, если они соответствуют двум указанным признакам.

Незавершенное строительство, автомобильные дороги, подземные сооружения, имеющие прочную связь с землей, на наш взгляд, относятся к недвижимому имуществу. Линии высоковольтных электропередач в мировой практике не рассматриваются как недвижимое имущество. Кроме того, представляется, что в силу того, что всегда есть техническая возможность в перемещении такого имущества без причинения несоразмерного ущерба их назначению, высоковольтные линий электропередач не должны рассматриваться как недвижимость. Не отвечают признакам недвижимости, на наш взгляд, также трубопроводы. В двух последних случаях более целесообразно признавать за правообладателями указанных объектов соответствующие права на земельные участки. Учитывая длительную протяженность объектов, правильнее всего для их размещения предоставлять сервитуты. В Казахстане получила распространение практика точечного отвода земельных участков в собственность для установки и эксплуатации столбов линий электропередач. Установление права собственности на земельные участки, необходимые для прокладки линий электропередач или трубопроводов, существенно затруднит регистрацию прав на них. При большой протяженности объектов потребуется регистрация большого количества земельных участков, расположенных, кроме того, в регионах действия различных регистрирующих органов. При предоставлении для указанных целей сервитутов, правообладателя будут освобождены от их регистрации, если будет признано, что сервитуты прокладки трубопроводов или линий электропередач обусловлены общественными нуждами (ст.8 Закона о регистрации регистрации).

В настоящее время в п. 2 ст. 117 ГК РК линейная часть магистрального трубопровода приравнена к недвижимости.

Закон о регистрации содержит специальные положения о регистрации подземных сооружений. Так, в соответствии со ст. 51 Закона о регистрации при регистрации прав на подземные сооружения, являющиеся недвижимым имуществом, представляются:

1) правоустанавливающий документ на подземное сооружение;

2) правоустанавливающий документ на земельный участок, необходимый для эксплуатации подземного сооружения, в случае, если регистрация прав на земельный участок ранее не была произведена;

3) другие документы, предусмотренные п. 2 ст. 22 Закона о регистрации.

В Казахстане в связи с принятием законодательства о недрах содержание рассматриваемых понятий уточняется следующим образом. Говоря о земле как объекте права, законодатель имеет в виду не землю вообще, как природный объект, а только поверхность земли, включая почвенный слой. Все, что находится под почвенным слоем, в соответствии с подп. 12) ст. 1 Закона о недрах рассматривается как недра земли. Так, согласно определению, недра - это часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя, а при его отсутствии – ниже земной поверхности и дна водоемов, простирающаяся до глубин, доступных для проведения операций по недропользованию, с учетом научно-технического прогресса.




В Казахстане строительство подземных сооружений формально юридически также является формой недропользования (п. 1 ст. 28 Указа о недрах). Основанием возникновения права недропользования, как правило, является контракт. Вместе с тем в соответствии с п. 3 Правил предоставления права недропользования в Республике Казахстан, утвержденных постановлением Правительства РК от 21 января 2000 г. № 108, не требуется заключение контракта при строительстве тоннеля, метрополитена, подземных путепроводов и инженерных сооружений с глубиной залегания не свыше трех метров. Освобождение от необходимости заключения контракта при строительстве до определенной глубины некоторых объектов мы не рассматриваем как законодательное исключение такого использования недр из понятия недропользования. Скорее всего, это право недропользования, основанием возникновения которого является не контракт на недропользование, а иные юридические факты (юридический состав). Так, например, для некоммерческого использования общераспространенных полезных ископаемых, признаваемого недропользованием (п. 3 ст. 28 Закона о недрах), не требуется заключения контракта на недропользование. Достаточно приобрести в частную собственность или в землепользование земельный участок, на (в) котором находятся такие ископаемые. При строительстве подземных сооружений без заключения контракта в юридический состав, на основании которого возникает право недропользования, входят такие факты, как общее разрешение собственника, данное в законодательстве, приобретение земельного участка в собственность или землепользование, разрешение на строительство.

В законодательстве нет ясного ответа на вопрос о принадлежности к недвижимости подземных сооружений (шахты, гаражи и т.д.) высоковольтных линий электропередач, трубопроводов и т.д. Исходя из общего определения недвижимости, перечисленные объекты могут быть отнесены к недвижимому имуществу, если они соответствуют двум указанным признакам.

Незавершенное строительство, автомобильные дороги, подземные сооружения, имеющие прочную связь с землей, на наш взгляд, относятся к недвижимому имуществу. Линии высоковольтных электропередач в мировой практике не рассматриваются как недвижимое имущество. Кроме того, представляется, что в силу того, что всегда есть техническая возможность в перемещении такого имущества без причинения несоразмерного ущерба их назначению, высоковольтные линий электропередач не должны рассматриваться как недвижимость. Не отвечают признакам недвижимости, на наш взгляд, также трубопроводы. В двух последних случаях более целесообразно признавать за правообладателями указанных объектов соответствующие права на земельные участки. Учитывая длительную протяженность объектов, правильнее всего для их размещения предоставлять сервитуты. В Казахстане получила распространение практика точечного отвода земельных участков в собственность для установки и эксплуатации столбов линий электропередач. Установление права собственности на земельные участки, необходимые для прокладки линий электропередач или трубопроводов, существенно затруднит регистрацию прав на них. При большой протяженности объектов потребуется регистрация большого количества земельных участков, расположенных, кроме того, в регионах действия различных регистрирующих органов. При предоставлении для указанных целей сервитутов, правообладателя будут освобождены от их регистрации, если будет признано, что сервитуты прокладки трубопроводов или линий электропередач обусловлены общественными нуждами (ст.8 Закона о регистрации регистрации).

В настоящее время в п. 2 ст. 117 ГК РК линейная часть магистрального трубопровода приравнена к недвижимости.

Закон о регистрации содержит специальные положения о регистрации подземных сооружений. Так, в соответствии со ст. 51 Закона о регистрации при регистрации прав на подземные сооружения, являющиеся недвижимым имуществом, представляются:

1) правоустанавливающий документ на подземное сооружение;

2) правоустанавливающий документ на земельный участок, необходимый для эксплуатации подземного сооружения, в случае, если регистрация прав на земельный участок ранее не была произведена;

3) другие документы, предусмотренные п. 2 ст. 22 Закона о регистрации.

В Казахстане в связи с принятием законодательства о недрах содержание рассматриваемых понятий уточняется следующим образом. Говоря о земле как объекте права, законодатель имеет в виду не землю вообще, как природный объект, а только поверхность земли, включая почвенный слой. Все, что находится под почвенным слоем, в соответствии с подп. 12) ст. 1 Закона о недрах рассматривается как недра земли. Так, согласно определению, недра - это часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя, а при его отсутствии – ниже земной поверхности и дна водоемов, простирающаяся до глубин, доступных для проведения операций по недропользованию, с учетом научно-технического прогресса.

В Казахстане строительство подземных сооружений формально юридически также является формой недропользования (п. 1 ст. 28 Указа о недрах). Основанием возникновения права недропользования, как правило, является контракт. Вместе с тем в соответствии с п. 3 Правил предоставления права недропользования в Республике Казахстан, утвержденных постановлением Правительства РК от 21 января 2000 г. № 108, не требуется заключение контракта при строительстве тоннеля, метрополитена, подземных путепроводов и инженерных сооружений с глубиной залегания не свыше трех метров. Освобождение от необходимости заключения контракта при строительстве до определенной глубины некоторых объектов мы не рассматриваем как законодательное исключение такого использования недр из понятия недропользования. Скорее всего, это право недропользования, основанием возникновения которого является не контракт на недропользование, а иные юридические факты (юридический состав). Так, например, для некоммерческого использования общераспространенных полезных ископаемых, признаваемого недропользованием (п. 3 ст. 28 Закона о недрах), не требуется заключения контракта на недропользование. Достаточно приобрести в частную собственность или в землепользование земельный участок, на (в) котором находятся такие ископаемые. При строительстве подземных сооружений без заключения контракта в юридический состав, на основании которого возникает право недропользования, входят такие факты, как общее разрешение собственника, данное в законодательстве, приобретение земельного участка в собственность или землепользование, разрешение на строительство.

Вопрос: Кем выдаются разрешения на застройку площадей полезных ископаемых, а также разрешения на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов, связанных с пользованием недрами? В чьей компетенции находится выдача указанных разрешений в отношении площадей и объектов расположенных на территории субъекта Российской Федерации, сопредельных субъектов Российской Федерации, сопредельных федеральных округов, континентального шельфа Российской Федерации?

1. Центральным аппаратом Роснедр по объектам, строительство которых намечается на территории двух и более федеральных округов Российской Федерации, а также в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации;

2. Региональными департаментами Роснедр по объектам, строительство которых намечается на территориях двух или более субъектов Российской Федерации одного федерального округа Российской Федерации, находящегося в сфере деятельности регионального департамента Роснедр, а также по объектам, строительство которых намечается на территориях федерального округа Российской Федерации, находящегося в сфере деятельности регионального департамента, не входящих в сферу деятельности отделов регионального департамента Роснедр или территориальных управлений Роснедр;

3. Территориальными управлениями Роснедр по объектам, строительство которых намечается на территориях субъектов Российской Федерации, находящихся в сфере деятельности соответствующих территориальных управлений Роснедр.

Вопрос: Какими основными нормативно-правовыми документами регламентируются вопросы получения разрешений на застройку площадей полезных ископаемых, а также разрешений на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов, связанных с пользованием недрами?

Ответ: Основными нормативно-правовыми документами, регламентирующими вопросы получения разрешений на застройку площадей полезных ископаемых, а также разрешений на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов, связанных с пользованием недрами, являются:

2. Градостроительный кодекс Российской Федерации (ст. 36, 51, 55).

4. Гражданский кодекс Российской Федерации (ст.13, 222).

5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. 7.3, 7.4, 8.17, 9.4, 9.5, 9.5.1).

6. Административный регламент предоставления Федеральным агентством по недропользованию государственной услуги по выдаче заключений об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки и разрешения на осуществление застройки площадей залегания полезных ископаемых, а также размещение в местах их залегания подземных сооружений.

7. Административный регламент предоставления Федеральным агентством по недропользованию государственной услуги по выдаче разрешений на строительство объектов, строительство, реконструкция или капитальный ремонт которых планируется в целях выполнения работ, связанных с пользованием недрами.

Вопрос: Где можно детально ознакомиться с порядком подачи заявления на получение разрешения на застройку площадей полезных ископаемых и перечнем документов, необходимых для получения указанного разрешения?

Вопрос: Где можно детально ознакомиться с порядком подачи заявления на получение разрешения на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов, связанных с пользованием недрами, и перечнем необходимых для получения указанного разрешения документов?

Вопрос: Каким документом в настоящее время регламентируется порядок выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию построенного, реконструированного или капитально отремонтированного объекта, связанного с пользованием недрами? Кто должен выдавать указанное разрешение?

Ответ: Выдача разрешений на ввод в эксплуатацию построенных, реконструированных и капитально отремонтированных объектов, связанных с пользованием недрами, осуществляется в порядке, установленном ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации. В соответствии с ч. 2 данной статьи непосредственная выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию осуществляется органом власти, выдавшим разрешение на строительство, реконструкцию или капитальный ремонт объекта.

Вопрос: Кому могут быть выданы разрешения на застройку площадей полезных ископаемых, а также строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов, связанных с пользованием недрами для целей поисков, разведки и добычи полезных ископаемых? Может ли быть выдано данное разрешение дочернему предприятию, организации-подрядчику или оператору проекта, не являющемуся владельцем лицензии на право пользования недрами?

Ответ: Указанные разрешения выдаются только непосредственным владельцам лицензий на право пользования недрами и не могут быть выданы иным организациям и предприятиям, осуществляющим какие-либо работы в рамках данного проекта на договорной, подрядной или иных основах.

Вопрос: Требуется ли получение владельцем лицензии на право пользования недрами разрешения на застройку площадей полезных ископаемых в границах его лицензионного участка и горного отвода, предоставленного на основании лицензии на право пользования недрами?

Ответ: В случае осуществления владельцем лицензии на право пользованиями недрами застройки в пределах границ своего лицензионного участка, либо горного отвода, площади залегания того вида полезного ископаемого, на который предоставлена лицензия, получения разрешения на застройку площадей полезных ископаемых не требуется.

Вопрос: Чем вызвана необходимость получения разрешения на застройку площадей залегания полезных ископаемых? В связи с чем может быть ограничена или запрещена данная застройка?

Ответ: Получение разрешения на застройку площадей залегания полезных ископаемых, а также ограничение, вплоть до полного запрещения, данной застройки, необходимы в целях недопущения возможности негативного взаимовоздействия не связанных между собой рамками целевых назначений объектов, а также различного рода техногенных факторов, сопровождающих функционирование этих объектов.

Вопрос: Выдаются ли Роснедрами разрешения на проектно-изыскательские работы под объекты будущего строительства?

Ответ: Разрешительные функции в отношении проектно-изыскательской деятельности в сфере гражданского и промышленного строительства не входят в компетенцию Роснедр.

Вопрос: На какие виды строительства разрешения выдаются Федеральным агентством по недропользованию?

Вопрос: В каких случаях не требуется получения разрешения на застройку площадей залегания полезных ископаемых?

Ответ: Получения разрешения на застройку площадей залегания полезных ископаемых не требуется в следующих случаях:

1. При подтвержденном территориальным органом Роснедр отсутствии под участком предстоящей застройки месторождений полезных ископаемых.

2. В случае осуществления владельцем лицензии на право пользованиями недрами застройки в пределах границ своего лицензионного участка площади залегания того вида полезного ископаемого, на который предоставлена лицензия.

Вопрос: Каковы особенности застройки площадей залегания полезных ископаемых в пределах распределенного фонда недр, в числе линейно протяженными объектами - трубопроводами различного назначения, автомобильными и железными дорогами, линиями электропередач и т.п.?

Ответ: На основании п.5 ч. 1 ст. 22 Закона Российской Федерации «О недрах) любая застройка площадей залегания полезных ископаемых на участках распределенного фонда недр, вне зависимости от вида, категории и целевого назначения объекта строительства, должна быть в обязательном порядке согласована с владельцами находящихся на указанных участках горных отводов, предоставленных на основании лицензий на право пользования недрами.

Ответ: Да, возможна.

Вопрос: Требуется получить разрешение на ввод в эксплуатацию объекта построенного (реконструированного, капитально отремонтированного) на основании разрешения, выданного органом местного самоуправления после 1 января 2009 года. Как быть в этом случае?

Вследствие этого, любые разрешения на осуществление строительных работ, связанных с пользованием недрами, выданные какими-либо иными органами после даты делегирования Роснедрам вышеуказанных прав и полномочий (начиная с 01.01.2009 года), могут быть признаны недействительными, а осуществляемая на основании этих разрешений деятельность будет рассматриваться как незаконная.

На этом основании в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию подобного рода объекта будет отказано.

Вопрос: Требуется ли получение разрешения на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и ввод в эксплуатацию расположенных на континентальном шельфе Российской Федерации объектов, связанных с пользованием недрами, если лицензией ее владельцу предоставлено право на проведение буровых работ, создание, эксплуатацию, использование искусственных островов, установок, сооружений, прокладку подводных кабелей и трубопроводов в соответствии с проектной документацией, предусмотренной законодательством Российской Федерации о недрах и законодательством о градостроительной деятельности?

Вопрос: Какие объекты следует относить к категории связанных с пользованием недрами?

Ответ: В качестве объектов, связанных с пользованием недрами, следует понимать любые, находящиеся в пределах не подлежащих действию, либо установлению градостроительных регламентов территорий (ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации), промышленные, технологические и инфраструктурные объекты основного и вспомогательного назначения (в том числе объекты хозяйственно-бытового назначения и линейные коммуникации), строительство, реконструкция, капитальный ремонт и ввод в эксплуатацию которых предусматриваются утвержденной проектной документацией (технологическими схемами, проектами обустройства и т.п.) в целях обеспечения осуществления владельцами лицензий максимально эффективного и рационального пользования недрами в соответствии с условиями лицензионных соглашений.

Вопрос: Кем и за счет каких средств в настоящее время выполняются геологоразведочные работы по поискам месторождений нефти и газа?

Ответ: В настоящее время практически весь объем геологоразведочных работ на углеводородное сырье финансируется из негосударственных источников и выполняется предприятиями организациями негосударственного сектора экономики в соответствии лицензиями на право пользования недрами. За счет средств федерального бюджета Роснедрами, в рамках государственного заказа по воспроизводству минерально-сырьевой базы Российской Федерации, осуществляются лишь незначительные объемы региональных сейсморазведочных работ и параметрического бурения на нераспределенном фонде недр, с задачами определения общих перспектив нефтегазоносности новых слабоизученных территорий. Основная часть этих работ сконцентрирована в пределах Восточной Сибири, Дальнего Востока и континентального шельфа Российской Федерации.

Вопрос: Каковы возможности и перспективы использования нетрадиционных методов и технологий поисков месторождений полезных ископаемых при выполнении работ по воспроизводству минерально-сырьевой базы?

Ответ: Федеральное агентство по недропользованию не считает возможным использовать для целей воспроизводства минерально-сырьевой базы Российской Федерации за счет средств федерального бюджета, а также рекомендовать к внедрению различного рода разработки, в основу которых положены гипотетические природные явления, не нашедшие какого-либо подтверждения в результате экспериментальных исследований. В то же время не существует каких-либо ограничений на использование субъектами предпринимательской деятельности указанных разработок в инициативном порядке, либо на договорной основе, при проведении геологоразведочных работ за счет негосударственных источников финансирования.

Вопрос: Являются ли гидрогеологические скважины, проходка которых осуществляется при геологическом изучении недр объектами капитального строительства?

Ответ: Такие скважины не являются имуществом и, соответственно, объектами капитального строительства.

Вопрос: Какой вид проектной документации подлежит согласованию комиссией, создаваемой федеральным органом управления государственным фондом недр, при разработке месторождений питьевых и (или) технических вод?

Вопрос: Какие документы и в каких случаях должны прилагаться к проектной документации при согласовании проектов разработки месторождений подземных вод или использования недр в целях не связанных с добычей полезных ископаемых?

Ответ: К заявлению пользователя должны прилагаться копии:

- лицензии на пользование недрами;

- заключения государственной экспертизы запасов или геологической информации о предоставленном в пользование участке недр;

- в случае, если на согласование представлен проект водозабора или строительства и эксплуатации в пластах горных пород различных видов хранилищ углеводородного сырья и продуктов его переработки, размещения отходов производства и потребления; захоронения радиоактивных, токсичных и иных опасных отходов в глубоких горизонтах, обеспечивающих локализацию таких отходов - заключение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий;

- в случае, если объект недропользования находится в пределах внутреннего моря, континентального шельфа, Мирового океана, на площади особо охраняемой природной территории или связан с размещением (захоронением) отходов - заключения государственной экологической экспертизы;

- в случае, если объект недропользования относится к опасным производственным объектам - заключение экспертизы промышленной безопасности.

Читайте также: