Что общего у разных растений 1 класс школа россии карточка

Обновлено: 05.07.2024

Формировать представления о частях растения (корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами); познакомить с разнообразием плодов и семян, соцветий растений; развивать первоначальные умения практического исследования природных объектов

Решение частных задач

Планируемые образовательные результаты

Предметные (объем усвоения и уровень владения компетенциями): научатся находить у растений их части, показывать и называть их; получат возможность научиться понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре. Используя представленную информацию для получения новых знаний; различать цветки и соцветия; осуществлять самопроверку; отвечать на вопросы и оценивать свои знания..

Личностные : развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликты и находить выход из спорной ситуации; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы; формирование уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения

Формы и методы обучения

Частично-поисковый; индивидуальная, фронтальная, групповая работа;

Образовательные ресурсы

Гербарии, карточки с заданиями;

Организационная структура урока

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы совзаимодействия

Универсальные учебные действия

Промежуточный контроль

I. Организационный момент

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Проверяет готовность обучающихся к уроку, создаёт эмоциональный настрой.

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; положительно отзываются о школе; стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника

II . Актуализа ция знаний

Разгадать загадки (Приложение I)

Загадывает загадки и сопровождает ответы учеников вопросами:

- Мудрая Черепаха загадала Муравью Вопросику загадки, но без вашей помощи он не справится. Помогите ему разгадать загадки и ответить на вопросы:

- Что жжётся у крапивы?

- Чем является жёлудь?

- На всех ли деревьях бывают листья?

- Белая шапка у одуванчика - это что?

- Красные бусинки в гроздьях рябины чем являются? и т.д.

Разгадывают загадки, отвечают на вопросы.

- Нет. У еловых иголочки-хвоинки.

Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о том, из каких частей состоит растение; логические – осуществление поиска необходимой информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного опыта, из фильмов, стихотворений, рассказов, сказок)

III . Изучение нового материала

Работа по материалам учебника (стр.22) (схема частей растения кабачка)

Физкультминутка (Приложение 2)

Практическая работа. Класс делится на группы (по 3 человека). Командир каждой группы получает гербарий (астра, кабачок, настурция, календула) и конверт с карточкой-заданием. (Приложение 3)

Проводит беседу по вопросам:

- Вы изучили много растений. Они такие разные. А есть ли у них что-то общее? Какие части растений вы знаете?

Подводит детей к определению темы и цели урока.

Формулирует задание, организует диалог.

- В учебнике изображен кабачок. Найдем у него листья, посчитаем, сколько их у нарисованного растения.

- Посмотрите, какие длинные у листьев черешки. К чему они крепятся? Прочитайте, как называется эта часть растения?- - Какого цвета стебель?

- Проведите пальчиком вдоль стебля сверху вниз. Закончилась зелёная часть? Ведем пальчиком ниже. Какого цвета эта часть растения? Прочитаем, как она называется? Это подземная часть растения… Поднимемся вверх от корня по стеблю. Какие части растения мы еще не назвали? Итак, скажите, что мы видели?

Проводит физкультми нутку.

Формулирует задание, делит учащихся на группы, создает эмоциональный настрой, осуществляет индивидуальный контроль за выполнением задания.

Отвечают на вопросы.

Формулируют тему и цель урока.

Рассматривают иллюстрации, выполняют задания, отвечают на вопросы.

- Цветок, плод, семена.

Познавательные: общеучебные – извлечение необходимой информации из проведенной беседы; логические – дополнение и расширение имеющихся знаний и представлений о растениях;

Коммуникативные : принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения.

Личностные: проявляют интерес к новому материалу.

Познавательные: общеучебные – осуществляют поиск нужной информации в учебнике; логические - анализируют объект, выделяют главное.

Коммуникативные : принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения.

Регулятивные : действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя.

Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу.

Познавательные: общеучебные – осуществляют поиск в учебнике нужной информации о частях растения, выделяют и называют его части.

Регулятивные: действуют с учетом данных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя.

Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения.

IV .Первичное осмысление и закрепление

Выполнить задание 2 в рабочей тетради (стр.12)

Формулирует задание, создает эмоциональный настрой, осуществляет индивидуальный контроль за выполнением задания

Выполняют задания в рабочей тетради

Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения.

Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу.

Проверка заданий в рабочей тетради

V . Итоги урока. Рефлексия

Обобщить полученные на уроке сведения и определить своё эмоциональное состояние на уроке.

Проводит беседу по вопросам:

- Перечислите части растений. Какая часть растений находится под землей? Что образуется на месте цветка, когда он отцветает?

Отвечают на вопросы. Определяют своё эмоциональное состояние на уроке.

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.

Оценивание работы учащихся на уроке

Приложение 1

Только тронь, отдернешь ладонь: обжигает трава как огонь. (Крапива)

Рос шар бел, ветер дунул – улетел. (Одуванчик)

Весной зеленела, летом загорела, осень в сад пришла, красный факел зажгла. (Рябина)

В золотой клубочек спрятался дубочек. (Жёлудь)

Выросло из зёрнышка золотое солнышко. (Подсолнух)

На зелёном шнурочке белые звоночки. (Ландыш)

Стоит Алёна: платок зелёный, тонкий стан, белый сарафан. (Берёза)

Белая корзинка золотое донце, в ней лежит росинка и сверкает солнце. (Ромашка)

Эй, звоночек, синий цвет, с язычком, а звона нет. (Колокольчик0

Весной вырастают, осенью опадают. (Листья)

Круглый, зрелый, загорелый, попадался на зубок, расколоться всё не мог, а попался молоток, хрустнул раз - и треснул бок. (Орех)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формировать представления о частях растения (корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами); познакомить с разнообразием плодов и семян, соцветий растений; развивать первоначальные умения практического исследования природных объектов

Открытый урок окружающего мира

Учитель начальных классов МКОУ Дроздовская СОШ: Ступак В.И. К-1

Цели деятельности учителя

Формировать представления о частях растения (корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами); познакомить с разнообразием плодов и семян, соцветий растений; развивать первоначальные умения практического исследования природных объектов

Решение частных задач

Планируемые образовательные результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся находить у растений их части, показывать и называть их; получат возможность научиться понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний; различать цветки и соцветия; осуществлять самопроверку; отвечать на вопросы и оценивать свои знания.

Личностные: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и найти выход из спорной ситуации; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы; формирование уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения

Формы и методы
обучения

Частично-поисковый; индивидуальная, фронтальная, групповая

Образовательные
ресурсы

Гербарии; карточки с заданием, коробочки с образцами камней, таблица "Части растений", корзина с плодами ( листья капусты, укропа, петрушки, салата); листы картона, цветные карандаши, ножницы, клей. Яблоки, семена гороха, арбуза, мака.

Обучающие
и развивающие
компоненты, задания
и упражнения

Тема: Что общего у разных растений? Раздел: Что и кто?

Цель: Создать условия для ознакомления учащихся с общими для всех растений частями.

Задачи:

  • Формирование первоначальных понятий об общих частях растений.
  • Учить находить, показывать и называть части растений.
  • Систематизация полученных и имеющихся у учеников знаний по теме.
  • Формирование реалистических представлений об окружающем мире.
  • Развивать у учащихся навыки умственного труда, умения анализировать, обобщать, делать выводы, опираясь на изученный материал.
  • Развитие познавательной активности и интереса к изучаемому предмету.
  • Воспитание умения работать в коллективе, в паре.
  • Воспитание бережного отношения к природе.
  • Воспитывать потребность применять знания, полученные на уроках, в жизни.

Методы, методические приемы, технологии. ИКТ. Технология развивающего обучения Педагогика сотрудничества. Деятельностный подход.

Форма урока. Проблемно-диалоговый урок.

Планируемые результаты: ученики научатся находить, показывать и называть общие части у разных растений.

Тип урока: открытие нового знания и первичное закрепление.

Библиография:

  • Учебник 1 часть, рабочая тетрадь, тесты для 1 класса, по окружающему миру. Автор: Плешаков А.А.
  • Методические рекомендации по предмету.
  • Интернет-ресурсы.

Структура урока:

  1. Организационный момент
  2. Актуализация знаний
  3. Целеполагание и мотивация
  4. Изучение и первичное закрепление изученного материала
  5. Самостоятельная работа с проверкой по эталону
  6. Включение в систему знаний и повторение
  7. Рефлексия

Физкультаузы учитель проводит по своему усмотрению.

Ход урока

I. Организационный момент.

(Цель: организованное начало урока)

Учитель и дети приветствуют друг друга, проверяется готовность к уроку, создается положительный настрой на работу.

II. Актуализация знаний

– Вспомните основные вопросы нашего раздела.

– Отгадайте загадки и скажите, что это?

1. Масляна головушка, летом в огороде,
Светит, словно солнышко, при любой погоде? Подсолнух.

2. Сладок он, друзья, на вкус.
А зовут его… Арбуз.

3. Что за куст – ни с кем не знается.
Не собачка, а кусается. Крапива.

4. Стоит Алёна: платок зеленый,
тонкий стан, белый сарафан. Береза.

5. Вроде сосен, вроде елок
А зимою без иголок. Лиственница.

6. В сенокос – горька, а в мороз – сладка.
Что за ягодка? Рябина.

7. Стоят в поле сестрички, желтый глазок, белые реснички. Ромашки.

(По мере отгадывания на Слайде 1 (Приложение 1) появляются: фотографии цветка подсолнечника, плода арбуза, листьев крапивы, веточки березы, веточки лиственницы с иголками и шишками, кисти рябины, букета ромашек).

– Как назвать одним словом? Растения (Появляется слово на слайде: Растения)

– Что вы знаете о растениях? Где встречали эти растения? (Дети отвечают. Одновременно идет демонстрация классных фотографий, подходящих к теме урока, с осенней экскурсии и прогулок).

III. Целеполагание и мотивация

– Хотите узнать, что объединяет все растения?

IV. Изучение и первичное закрепление

(Цель: организовать деятельность учащихся по успешному восприятию и осмыслению нового материала через постановку вопросов)

– На какой вопрос будем отвечать сегодня на уроке? (Что общего у разных растений?)

– Муравьишка Вопросик и Мудрая черепаха выслушали ваши ответы и хотят вам помочь. Посмотрите, как они сгруппировали картинки – ответы на загадки. Слайд 3. Подумайте, почему так?

1 группа: листья березы, крапивы, лиственницы.

2 группа: плоды рябины, арбуз.

3 группа: цветы ромашки, подсолнечника.

(В результате такого подводящего диалога дети приходят к выводу, что у всех растений есть листья, плоды с семенами, цветы, стебель-ствол. Одновременно на магнитной доске прикрепляются карточки со словами – в виде схемы)

ПЛОДЫ С СЕМЕНАМИ

– Мы не указали еще одну часть растения. Она не всегда бывает видна сразу. Но без нее растение не живет. Что же это? (Добавляем слово КОРЕНЬ)

– Для чего нужен корень? (Растения получают через корни питательные вещества из земли).

– Что у нас получилось? (Целое растение)

– Из чего мы его собрали? (Из частей)

– Значит… (Общее у разных растений – это части. Называем их и сравниваем с ответом на экране) Слайд 4.

Давайте укажем общие части у растения, пользуйтесь карточками на магнитах. (На доске прикреплён рисунок гороха.)

рис.1

Дети по желанию выходят и прикрепляют рядом с каждой частью растения карточку с названием этой части) – Проверяем. Кто сделал бы так же? Молодцы!

– Где, на месте чего образуются плоды? (На месте цветка, после того, как он завянет)

Работа в учебнике на стр. 22.

– Какое растение нарисовано? (Кабачок) Что у него обозначено? (Все части) Покажите, назовите (работа в парах).

– Какие растения есть еще на рисунке? (Яблоня и крыжовник)

– Что мы должны сделать? (Показать и назвать части растений)

– Работаем в парах. Если что-то непонятно, задавайте вопросы. (Взаимопроверка)

– Каких частей растений вы здесь не увидели? (Цветов)

– Посмотрите на фотографии, которые я принесла. Узнаете наш город? А вот это фото цветущих яблонь. Рассмотрите внимательно: цветы каких деревьев и кустарников вы видите на других фотографиях? (Это вишня, сирень, черемуха. Очень красиво!)

– А вы знаете, что…Слайд 5. … у многих растений цветки собраны в группы. Найдите на стр. 23, как называются эти группы. (Соцветия) Чем интересно это слово? (Похоже на слово цвет)

– Узнайте по рисунку, у каких растений цветки собраны в соцветия. Почему вы так решили?

– Проверьте себя по стр. 88. Кто правильно определил? Молодцы! Встречали ли вы такие растения? Где?

V. Самостоятельная работа с проверкой по эталону

(Цель: применение знаний в типовых условиях и фиксация достижения индивидуальной цели)

– Мудрая Черепаха и Муравей прислали вам рисунки незнакомых растений – как вы думаете для чего? (у каждого ученика – карточка с рисунком – по вариантам)

рис.2

– Мудрая Черепаха проверила работу наших помощников. Дети, работающие у доски, выполнили всё правильно. Проверьте себя и сравните свои записи с образцом. (Проверка, выявление и исправления ошибок. Самооценка.)

– Что заметили? (На рисунках не нарисованы плоды с семенами.)

– Зачем растениям нужны семена? (С помощью семян растения размножаются.)

– Придумайте и дорисуйте семена вашим растениям, а дома можно раскрасить.

VI. Включение в систему знаний и повторение

(Цель: включение полученных знаний в общую систему представлений об окружающем мире).

– Посмотрите на предметы, которые есть у вас на партах. (Гербарии злаковых растений, листьев, шишки хвойных деревьев, муляжи овощей и фруктов, предметные картинки, классные комнатные растения небольших размеров: каждому ученику – один предмет)

– Подумайте, какие части растений вы видите. Если не понятно – спросите.

Выйдите к доске те, кто считает, что в его образце – листья. Назовите, от каких растений.

– Вторая группа: плоды. От каких растений?

– Третья группа: цветы. От каких растений?

– А теперь составим 4 группу. Что из всего названного человек использует в жизни? Для чего? (Ответы детей из личного опыта) Молодцы, вы много знаете про растения!

VII. Рефлексия.

(Цель: соотнесение цели у рока и результатов)

– На какой вопрос отвечали?

– Что нового узнали?

Выполнение тестов в тетради. Хорошо читающий ученик читает задания, дети выполняют. Взаимопроверка. Исправление ошибок. Поощрение учеников-помощников.

– Что бы хотели узнать о растениях? Слайд 6.

Для поддержания интереса к предмету учитель знакомит с некоторыми сведениями о растениях-рекордистах.

Слайд 7. (Бамбук – за сутки вырастает на 40 см;

Раффлезия – растение хищник;

Вольфия – водное растение размером, как маковое зернышко;

Баобаб – взрослое дерево может жить с пустой сердцевиной)

– Чем вы заинтересовались? Где можно подробнее узнать про эти растения?

Слайд 8. Оцените свою работу на протяжении всего урока.

– Какой момент урока запомнился? Где испытывали трудности? Удалось ли их преодолеть? Как? На чьи ответы обратили внимание? (Самооценка своей деятельности). Спасибо за работу!


I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
— Любопытный Муравьишка просит напомнить, о чем мы говорили на прошлом уроке. (О том, что у нас под ногами.)
(Учитель обращает внимание детей на полочку, где находятся образцы камней — гранита, известняка, кремня.)
— Что вы видите на полочке? (Это камни. С ними мы познакомились на прошлом уроке.)
— Положите камни так, чтобы гранит лежал правее кремня, но левее известняка.
(Проверка в парах.)
— Соедините названия камней с их характеристикой.
(Названия камней и характеристики записаны на доске.)


- Какое растение у вас получилось? (Колокольчик.)
V. Физкультминутка
Руки подняли и покачали —
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули —
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем —
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем —
Крылья сложили назад.
VI. Продолжение работы по теме урока
- Ребята, посмотрите на с. 23 учебника. Мудрая Черепаха к нам пришла с цветами. Что она хочет нам сказать? Прочитайте новую информацию об этом самостоятельно.
(Дети читают предложение о соцветиях.)
— О чем вы узнали? (Многие цветки имеют соцветия.)
— Рассмотрите рисунок на с. 23. У каких цветков есть соцветия? (У клевера, подсолнечника, календулы, георгина.)
Сегодня Муравьишка Вопросик принес нам целую корзину сюрпризов.
(Учитель показывает корзину, прикрытую платком.)
— Если отгадаете загадки, вы узнаете, что принес Муравьишка.
Само с кулачок,
Красный бочок,
Потрогаешь — гладко,
А откусишь — сладко. (Яблоко.)
(Учитель достает из корзины яблоко.)
Он большой, как мяч футбольный,
Если спелый — все довольны.
Так приятен он на вкус!
Что это за шар? (Арбуз.)
(Учитель достает дольку арбуза.)
На жарком солнышке подсох
И рвется из стручков. (горох).
(Учитель показывает стручки гороха.)
Голова на ножке,
В голове — горошки. (Мак.)
(Учитель показывает головку мака.)
— К какой же части растений относится все то, что я достала из корзинки? (Это плоды.)
— А что бывает в плодах у растений? (Семена.)
(Учитель разрезает яблоко и показывает семена, затем показывает семена арбуза, гороха, мака.)
— Что вы можете сказать о семенах и плодах разных растений? (Семена и плоды растений разнообразны.)
— А для чего растению нужны семена? (Чтобы появлялись новые растения.)
— А эти растения вы узнаете?
(Учитель показывает укроп, петрушку, капусту, салат.)
— Какие части этих растений человек использует в пищу? (Листья.)
— Что можно сказать о листьях разных растений? (Листья растений тоже разнообразны.)
VII. Рефлексия
— Отгадайте загадки о частях растения.
Он съедобен у моркови
И бывает в каждом слове.
У петрушки — ароматный,
У деревьев он с корой,
А в примерах он квадратный
И кубический порой.
Коль в смекалке ты проворен,
Ты узнаешь, это. (корень).

Я расту, бывает, вьюсь,
Прямо к солнышку тянусь.
У деревьев очень крепкий,
Можно даже делать мебель.
Травянистый я у репки,
Часть растенья, длинный. (стебель).

Белый я в твоей тетрадке,
А зеленый я на грядке,
На дубах и на березке,
А у кактуса я острый,
У капусты — шелковист.
Часть растенья — тонкий. (лист).

Читайте также: