Проектная деятельность в современной школе бондарева а в

Обновлено: 01.07.2024

Нажмите, чтобы узнать подробности

В докладе рассказывается о проектной деятельности в школе.

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

Гридасова Т.В.,

Основная и главная задача современного образования направлена на повышение качества образования и формирования активной самостоятельной личности. Ускоренные темпы развития общества влияют на ситуацию в образовании. Образование в современной школе направлено на развитие всесторонней, мобильной и динамичной личности, готовой как к будущей жизни, так и к переменам в ней. Такое образование не может быть обеспечено за счет усвоения определенных знаний, оно должно быть направлено на выработку умений делать выбор, сопоставление, сравнение, анализ. Эти умения невозможно приобрести с помощью теоретических знаний, а только в процессе выполнения проектных и исследовательских задач.

Важная роль в проектной деятельности отводится информационно-коммуникационным технологиям. Информационные технологии - рабочий инструмент для выполнения проектов. В процессе выполнения проекта собирается, рассматривается, систематизируется материал, добавляется наглядность, проводятся расчёты и эксперименты. Результат проекта демонстрируется с помощью информационных технологий и тогда ребенок совсем по-другому относится к своему помощнику - компьютеру. Это уже не развлекательная игрушка, а энциклопедия знаний, используемая для работы в любой сфере деятельности. Современные технологии позволяют даже воображаемый объект, заложенный определенной программой, получить в реальности с помощью 3D принтера.


3D моделирование является самым интересным и популярным направлением применения информационных технологий. Результаты технических возможностей моделируются в объемных фигурах. Создание такого продукта деятельности подразумевает детальное его изучение. Только вот печать 3D моделей на современном оборудовании – дело новое, пока еще сложное и для учителя, но любая сложность заставляет развиваться и изучать новое программное обеспечение, что ведет к саморазвитию педагога. Кроме 3D моделирования, можно использовать ряд и других программ, помогающих в работе с проектами. [4]


Применение информационных технологий нашло широкое применение в проектах при создании компьютерных моделей. Компьютерная модель- это виртуальный образ исследуемого процесса или явления. Создание такой модели предполагает первоначально проведение физического и математического моделирования. Физика помогает выделять в модели исследуемые свойства явления, математика задает параметры и связующие уравнения, а информатика создает модель. Моделирование помогает учащимся принимать обдуманные решения, предвидеть результат своего проекта. [2]

Результатом проекта может стать видеофильм, отснятый, отредактированный и смонтированный группой учащихся. Данный вид деятельности предусматривает знание и умение детей работать с профессиональными приборами: фото и видеокамерами, с компьютерными программами для обработки фотографий и монтажа звука. Любой отснятый материал требует большой кропотливой работы и внимания: состыковать отдельные куски видео, выполнить переход от одного фрагмента к другому, добавить спецэффекты и титры, отшлифовать звук. Это очень непростая, но творческая задача.

Для выполнения проектов необходимо владеть большим багажом теоретических знаний по тематике исследуемого явления. Большим помощником в этой области является всемирная глобальная сеть – Интернет. Интернет является огромной информационной средой. Существуют специальные образовательные порталы, на которых ребенок сможет найти полезную информацию по выбранной теме своего проекта. В всемирной сети можно посетить электронные библиотеки, справочники, специальные базы данных, виртуальные музеи и выставки. Ведь главное в море информации выбрать самое главное и нужное для проекта. Учащиеся, хорошо владеющие ИКТ-компетентностью, используют сеть Интернет не только для поиска информации, но и для распространения своего накопленного опыта и результатов своей деятельности, полученного во время выполнения проекта. Ребенок ощущает свою успешность со стороны других пользователей информационной сети, а это способствует эмоциональной уравновешенности и уверенности в собственных возможностях. Публично показанный результат позволяет самоутвердиться в обществе.

Метод проектов с использованием информационных технологий демонстрирует высокие развивающие способности учащихся, является стимулирующим ориентиром интереса и познавательных навыков, мышления; конструктором заложенных знаний в информационном пространстве. Для инновационной образовательной практики проектная и исследовательская деятельность учащихся достаточно актуальна в сфере развития творческого потенциала и является творческой по своей сути.

Список используемой литературы

Аннотация: в статье рассматривается важность использования метода проекта в современной школе. Раскрываются преимущества проектной деятельности по сравнению с традиционными способами образовательной деятельности.

Abstract: the article discusses the importance of using the method of the project in the modern school. Reveals the advantages of the project activity as compared to traditional methods of educational activities.

Ключевые слова: обучение, метод проектов, системно-деятельностный подход, ФГОС.

Keywords: training, project method, system-activity approach, federal state educational standard.

Публикация научной статьи. Пошаговая инструкция

telemarketer


3. Roland Molontay, Marcell Nagy. Two Decades of Network Science as seen through the co-authorship network of network scientists. arXiv:1908.08478 [cs.SI]. 2020. 6 p. DOI: 10.1145/3341161.334368.

Формирование в этих странах экономики, основанной на знаниях, неизбежно привело к изменению роли и значения университетов, которые являются центрами концентрации человеческого капитала и источниками нового знания. При этом очевидно, что в развитых странах к происходящим изменениям научное сообщество, бизнес и государство готовились на протяжении всего конца XX века: трансформировалось отношение к прикладной науке, формировалась необходимая инфраструктура, активно привлекался капитал. Университет стал рассматриваться не столько как образовательная структура для подготовки востребованных бизнесом будущих кадров, сколько как источник перспективных технологий. Не случайно при крупных университетах стали появляться структуры, обеспечивающие трансфер технологий. Это потребовало и изменений образовательных программ: большее внимание стало уделяться развитию компетенций технологического предпринимательства у будущих инженеров и способности к инновационному мышлению. Осознание возможностей цифровых технологий, их активное использование в бизнесе лишь подтвердило актуальность новой роли университетов.

Российская система высшего образования, опираясь на структуру и условия нашей экономики, значительно отстает от общемировых трендов, однако необходимость перехода университетов к новым форматам обучения очевидна. Некоторые изменения уже заметны, например быстро растут глобальные платформы МООС - массовые открытые онлайн-курсы. С их помощью можно изучать курсы Гарварда, Йельского университета, Лондонской школы экономики, Московского государственного университета, Высшей школы экономики и многих других. Однако в силу разных причин (языковой барьер, сложившаяся в России корпоративная культура) их использование не является повсеместным.

В ближайшие 2 года в российскую систему образования планируется внедрить метод проектной подготовки совместно с традиционными методами и практиками. Новый метод будет применен в школах и вузах с целью повышения качества образования.

Таким образом, цель исследования заключается в изучении сути проектного обучения, выявлении преимуществ и недостатков для всех участников нового метода обучения. Также в данной работе проанализируем, как применяется на практике проектное обучение на примере некоторых российских вузов.

Материал и методы исследования

Результаты исследования и их обсуждение

Проектное обучение – это вид отдельной деятельности студентов, которая ограничена во времени и специально организована для получения конечного продукта деятельности, позволяющего решить определенные проблемы.

Проектная деятельность позволяет раскрыть личностные характеристики студентов, а также развивает творческие и интеллектуальные способности в процессе работы над проектом и способствует увеличению интереса к учебной деятельности.

В процессе работы над проектами студенты образуют группы для решения конкретных задач. Для организации процесса назначается ментор, наставник или руководитель проекта. Он занимается управлением процесса, а также мотивацией и исследованием вместе с обучающимися объектов и задач, которые ставит перед собой конкретный проект. Конечным продуктом такой работы может быть патент, доклад, книга, инновация, аналитический отчет, бизнес-план или стартап. При этом важной представляется возможность успешной коммерциализации продукта проектной разработки.

Министерство науки и высшего образования РФ считает, что основная задача проектов - повысить качество образования, привести его содержание в соответствие с реалиями рынка. Интеграция студентов в проекты должна помочь решить проблему с трудоустройством выпускников по специальности. Осуществить эту задачу, по мнению министерства науки и высшего образования РФ, возможно путем привлечения представителей бизнеса и специалистов-практиков в проектные команды.

Выбор проекта основывается на уровне знаний студентов и направлении обучения. Старшим студентам и выпускникам предлагаются более сложные проекты, которым в будущем потребуется коммерциализация результатов. В первые годы обучения по программам бакалавриата и специалитета получили распространение проекты, ориентированные на закрепление знаний и приобретение навыков совместной деятельности.

Каждый проект начинается с выбора темы, затем производится разработка и организация плана проекта, далее осуществляется запланированная проектная деятельность, потом разрабатывается презентация проекта и подводится оценка результатов.

Первый этап включает в себя постановку проблемы, которую группа проекта расследует. При этом ментор должен выбрать такую тему, которая будет соответствовать направлению обучения и, самое главное, сможет заинтересовать студентов [2].

На втором этапе происходит обоснование выбранного проекта, описание объекта и предмета исследования, постановка целей и задач, согласовывается регламент работы и график встреч проектной группы.

На этапе реализации команда проекта действует согласно предложенному плану.

На последнем этапе команда подготавливает презентацию и проводит анализ результатов совместной деятельности. Но на этом процесс реализации проекта не заканчивается. Конечный продукт может быть представлен на научном, грантовом, профессиональном конкурсе, а также в дальнейшем коммерциализирован по согласованию с руководством университета.

К участникам проектного обучения не предъявляются традиционные университетские требования, что, в свою очередь, дает большую свободу группам молодых исследователей использовать весь спектр доступных средств, инструментов и знаний. Современные парадигмы многих отраслей знаний, как правило, используют сетевые онтологии и цифровые платформы [3]. Сопутствующие им передовые подходы дают возможность обучающимся изначально погрузиться в решение реальных крупномасштабных проблем со специалистами многих направлений, раздвигая междисциплинарные и межведомственные барьеры [4].

Все участники образовательного процесса могут проявить креативность в проектах, поэкспериментировать с междисциплинарными подходами к решению тех или иных задач.

Так как в России наблюдается позитивная динамика развития инноваций, сейчас нужны профессионалы, готовые принимать самобытные решения и подстраиваться под нынешние условия жизни.

Проект реализуется с привлечением всех заинтересованных лиц, в т.ч. из внешнего окружения [5].

В настоящий момент российская система высшего образования переживает процесс перехода на новые форматы обучения. В частности, с 2022 года в федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) приобретение проектных компетенций станет одной из важнейших задач обучения студента в вузе. В ближайшие 2 года планируется внедрить метод подготовки проектов в российскую систему образования, наряду с традиционными методами и практиками.

Проектное обучение не заменяет традиционные университетские занятия. Уже внедрившие этот метод российские вузы соединяют в своей учебной деятельности проекты в образовательные программы без ущерба для семинаров и лекций [5].

Проектное обучение в Южном федеральном университете было введено с целью активизации образовательного процесса с точки зрения стимулирования самостоятельной работы учащихся.

Проектное обучениеподразумевает вариативность использования базовых знаний и умений в реальных ситуациях, проживаемых учащимися.

Можно сказать, что проектное обучение несет в себе решение какой-либо реальной проблемы, которое подразумевает под собой использование разных приемов в процессе обучения; междисциплинарность – соединение знаний и умений из различных областей науки; коллаборативность - объединение усилий коллектива; сетевое мышление - построение онтологий с выделением ключевых связей между авторами предмета исследования.

Наиболее популярным видом проектов учащихся специалисты находят проекты, которые способствуют развитию личности студента; социально-педагогические, досуговые, образовательные, а также несущие в себе контекст педагогической деятельности, образовательных программ и учебных планов [6].

Сейчас нужна адаптация педагогов для современной школы. Такая подготовка содействует формированию у будущих учителей технологии и изобразительного искусства профессиональных компетенций в области проектного обучения, развитию у них проективного воображения, мышления.

С помощью проектного обучения можно привлечь студентов к активному участию в познавательной, коммуникативной, практической и другой деятельности, направленной на решение различных задач.

Главная идея внедрения проектного обучения в Московском политехническом университете (МПУ) - работа с заказчиком, где заказчик проекта является источником реальных задач, обеспечения ресурсами, проведения экспертизы. Источником идей для реализации проекта являются технологические партнеры вуза и факультетов, выставки, стартапы [7].

Проектная деятельность предполагает наличие четких временных границ выполнения проекта, а результат должен быть измеримым и оцениваемым. Проектные идеи поступают в университет от реальных заказчиков, выдвигающих требования к конечному результату и оценивающих работу студентов. Не менее важную роль в проектной деятельности играет куратор в лице преподавателя университета, совмещающий преподавание с работой в реальной отрасли. Существует разделение образовательного результата, полученного от реализации проекта, на четыре вида (в зависимости от способа их формирования): предметный, надпредметный, профессиональный, личностный.

Приобретение проектных компетенций становится одной из важнейших целей обучения студента в вузе. В Нижегородском государственном университете им. Н.И. Лобачевского проектный подход применяется при реализации лабораторных работ, производственной и преддипломной практики, курсовой и выпускной квалификационной работах.

Главная цель внедрения проектного обучения в Нижегородском национальном государственном университете (ННГУ) - формирование у студентов и сотрудников университета высокого уровня мотивации к самостоятельному получению новых знаний и практических навыков, ориентирующих на достижение конкретных результатов в инновационной деятельности и формирующих общее видение актуальных направлений деятельности в области современных технологий и связанных с ними бизнес-активностей [9].

В Уральском федеральном университете (УрФУ) целью внедрения технологий проектного обучения является повышение качества образовательного процесса за счёт распространения принципов и подходов организации и реализации проектного обучения, формирование принципиально нового профиля выпускника Уральского федерального университета, способного эффективно решать задачи современного общества. Для обеспечения перехода к проектно-ориентированным образовательным программам необходимо решить задачи обеспечения учебного процесса кадрами, способными применять проектный подход при реализации модулей, предполагающих командное выполнение проектов полного жизненного цикла, а также создание профессиональной, коммуникационной среды для реализации студенческих проектов в формате ресурсных центров и коворкингов [10]. Несмотря на существующий в Уральском федеральном университете успешный опыт локального ведения проектного обучения, масштабирование этих практик на весь университет является сложной, нетривиальной задачей. Причиной этого являются уникальные дисциплинарные особенности разных институтов. При этом общество (в лице работодателей – одних из постановщиков задач проектов) нуждается в комплексном подходе, что заставляет говорить о проектном обучении в междисциплинарном ключе. Выходом из этой ситуации станет формализация разработанной ранее методологии проектного обучения Уральского федерального университета в виде описания модели проекта, положения о проекте и измененного положения о Руководителе образовательной программы (предусматривающего его связь с проектным обучением) [11].

Под проектной деятельностью в Дальневосточном федеральном университете (ДВФУ) понимается систематическая целенаправленная самостоятельная работа студентов в рамках вуза по созданию конкретного продукта или технологии, имеющей коммерческий потенциал.

Цель проектной деятельности – создание предпосылок для образования в Дальневосточном федеральном университете стартапов, способных продолжать работу либо самостоятельно, либо в партнерстве с внешними заказчиками [12].

В таблице наглядно показано, как все вышеперечисленные вузы применяют проектное обучение на практике.

Проектная деятельность в школе: цели, задачи и виды

Что такое проекты для школьников, какие есть типы проектной деятельности, кто в них участвует и какими документами это регламентируется. Разбираемся в нашем материале.


Что такое проектная деятельность в школе

Проект в широком смысле — это деятельность, ограниченная во времени. У проекта всегда есть цель — прийти к какому-то выводу или создать продукт или услугу.

Если говорить о школьных проектах, то разницы в определениях нет. Ученические проекты тоже обычно регламентируются определёнными сроками и подразумевают под собой решение какой-то новой, зачастую злободневной и актуальной проблемы в рамках кругозора обучающихся. Многие проекты направлены на достижение социально-востребованных результатов.

Нельзя недооценивать роль проектной деятельности в школе, так как это активная форма обучения, направленная не только на предметные результаты, но и в большей мере на формирование универсальных, гибких умений и навыков (soft skills), а также конкретных, прикладных навыков (hard skills).

Кто участвует в проектной деятельности

В проекте есть три типа участников:

  • школьники — субъекты деятельности, авторы и инициаторы процесса;
  • педагоги и учителя — осуществляют тьюторский функционал и помогают в организационных вопросах;
  • родители школьников — консультируют детей и оказывают им мотивационно-моральную поддержку.

Виды проектной деятельности в школе

По методу деятельности проекты могут быть:

  • творческими,
  • игровыми,
  • информационными,
  • предметно-ориентированными.
  • исследовательскими,

По количеству участников: индивидуальные (каждый ученик работает над своим проектом) или групповые (в паре, мини-группе).

Цели и результаты проектной деятельности в школе

Одной из особенностей проектов можно считать наличие социально значимых результатов. Результаты проектов могут быть как минимум двух видов:

  • Продуктовыми — создание каких-то материальных или нематериальных продуктов, таких как: приобретение новых знаний, которые ученик обобщил в наглядной форме; создание арт-объекта, произведения искусства, оборудования, изобретения, технологии.
  • Образовательными — это уже упомянутые гибкие и жёсткие навыки (soft skills и hard skills), развитие ценностей, формирующихся за период работы над проектом.

В чём ценность проектной деятельности детей в школе

Ответы на вопросы

В первую очередь создание проекта позволяет ученику получить не только готовые знания из различных источников, но и возможность самостоятельно отыскать истину в волнующем его вопросе, углубить познания, отточить навыки либо научиться новым.

Поиск проблем и постановка целей

В ходе работы над проектом школьники учатся выявлять проблему из реальной ситуации, грамотно формулировать цель, которая будет измерима, достижима, амбициозна и реальна.

Развитие soft skills

Во время работы над проектами, особенно групповыми, школьники учатся грамотно планировать время, распределять нагрузку и делегировать задачи, договариваться и объяснять.

Видение продукта деятельности, умение представить его публике, аргументировать свою позицию — всё это важные навыки и умения, которые нужно приобрести для того, чтобы вход во взрослую и самостоятельную жизнь после выпуска из школы произошёл гораздо легче.

Профориентация

Не будем упускать также и тот факт, что для многих учеников проектная деятельность служит хорошим подспорьем в области профориентации, так как общение с профессионалами в избранной области, а также применение на себя их роли и функционала помогает ученикам определиться в дальнейшем если не с профессией, то уж точно со сферой и областью знаний, где ему хотелось бы осуществлять трудовую деятельность.

Структурность

Ещё один приятный и полезный бонус: структура написания текстовой части проекта в чём-то идентична структуре конкурсных исследовательских работ, а также курсовых работ ссузов и вузов. Подготовка школьного проекта — это отличная база для будущих работ аналогичного формата.

Как регламентируется проектная деятельность учащихся школ

Проектная и исследовательская деятельность учащихся регламентирована в следующих нормативных документах:

  1. ФГОС начального общего образования (НОО).
  2. ФГОС основного общего образования (ООО).
  3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа (1–4-е классы).
  4. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа (5–9-е классы).

Документы не столько нормативные, сколько методологические. Однако в них присутствует и нормативная составляющая: определено обязательное включение исследовательской и проектной деятельности в работу педагогов, в урочную и внеурочную деятельность, педагогические и материально-технические условия.

В основной образовательной программе прописаны разнообразные варианты включения данных видов деятельности в практику школы.

Читайте также: