Проектная деятельность в начальной школе методы исследования

Обновлено: 04.07.2024

Автор: Морозова Татьяна Ивановна

Населенный пункт: Кемеровская область, г. Кемерово

Сегодня проектная деятельность учащихся всех классов- неотъемлемый атрибут их школьной жизни. Но почему-то считается, что учащиеся начальной школы ещё не готовы заниматься проектной деятельностью, что у них нет достаточных знаний и навыков для этого. Возможно, такое мнение сложилось из-за того, что с младшими школьниками заниматься проектной деятельностью достаточно сложно (и физически, и морально) для самих педагогов.

Уже в начальной школе дети вовлекаются в разработку, выполнение, презентацию проектов. Конечно, чем младше дети, тем более “облегчённый” вариант проектной деятельности им предлагается. Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения и потому возбуждение сил ученика и его желание работать над другим проектом. Силы ребёнка невелики- пусть невелики будут и его дела, но пусть это будут всё-таки полезные дела

Каждый проект- вполне реальное дело для ученика: он знает цели, может своим умственным взором охватить весь процесс работы, может предвидеть затруднения, примерить к ним свои силёнки и составить план своей несложной работы.

Проекты школьников могут быть разнообразными по виду, типу, продолжительности, условиям, результатам и т. д. Однако при всём их разнообразии в основе любого проекта лежит идея развития ребёнка как субъекта деятельности при обеспечении максимальной её самостоятельности и продуктивности.

Поэтому, при работе по методу проектов необходимо учитывать психолого-физиологические особенности младших школьников. Темы проектов учащихся этого возраста должны быть тесно связаны с предметным содержанием, поскольку наглядно-образное мышление, характерное для данного возраста, любопытство, интерес к окружающему миру подталкивают учащихся к выбору темы на основе конкретного содержания предмета, а не на основе анализа своего опыта и своих проблем. Поэтому значительная часть учебного времени, отведенного на повторение и закрепление изученного материала, может быть использована для организации проектной деятельности.

Проблема проекта, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребёнка и находиться в зоне ближайшего развития.

Длительность выполнения проекта или исследования целесообразно ограничить 1-2 неделями в режиме урочно-внеурочных занятий или 1-2 сдвоенными уроками.

Психолого-педагогические особенности возраста не позволяют отрабатывать абстрактным приемам деятельности в отрыве от конкретного содержания проекта. Однако на традиционных занятиях, начиная с 1 класса, учитель постепенно должен формировать у младших школьников умения по отдельным элементам проектной и исследовательской деятельности (целеполагание, формулирование вопросов, рефлексия, планирование действий, работа с различными источниками информации и так далее).

На этой ступени обучения особую роль играют групповые проекты. Индивидуальные проекты также могут быть собраны под эгидой общей темы или формы презентации продукта (например, книга, выставка, викторина, панно и т.п.).

Цель проектного обучения:

  • Способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проекта.
  • Позволить каждому увидеть себя как человека способного и компетентного.
  • Развить у каждого позитивного образа себя и других.
  • Развить у учащихся умение истинно оценивать себя.
  • Развить у учащихся “командный дух” и “чувство локтя”; вдохновлять на развитие коммуникабельности и умение сотрудничать.
  • Обеспечить механизм развития критического мышления ребёнка, умение искать путь решения проблемы.
  • Развивать у учащихся исследовательские умения (выявление проблем, сбор информации),

Выделим два ведущих признака в проектной технологии:

  1. Прагматическая направленность учебно-познавательной деятельности учащихся на результат. Технология проектной деятельности включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих, по своей сути, направленных на самостоятельную реализацию школьником задуманного результата (проекта).
  2. Характер взаимодействия субъектов проектной деятельности- ученика и учителя.

Действия учителя при реализации проектного метода можно характеризовать такими словами:

  • помогает ученикам определить цель деятельности;
  • рекомендует источники получения информации;
  • раскрывает возможные формы деятельности;
  • содействует прогнозированию результатов выполняемого проекта;
  • создаёт условия для активности школьника;
  • является партнёром;
  • помогает ученику оценить полученный результат и т. д.

Действия ученика можно охарактеризовать так:

  • определяет цель своей деятельности;
  • открывает новые знания;
  • экспериментирует;
  • выбирает пути решения возникающих проблем;
  • несёт ответственность за свою деятельность и т. д.

Поэтому в работе над проектом у учеников должен быть определённый набор качеств и умений:

  • качества: самостоятельность, инициативность, целеполагание, креативность;
  • умения: исследовательские, оценочные, информационные, презентационные, рефлексивные.

Для успешных занятий проектной деятельностью необходимо наличие обязательных условий:

  • желание самого ребёнка;
  • благоприятная среда;
  • грамотный доброжелательный преподаватель – консультант.

Для того чтобы создать условия для эффективной самостоятельной творческой проектной деятельности ребёнка, необходимо:

1. Провести подготовительную работу.

Приступая к работе, обучающийся должен владеть необходимыми знаниями, умениями и навыками (стартовые ЗУН) в содержательной области проекта. Новое знание для обучающихся в ходе проекта учитель может дать, но в очень незначительном объеме и только в момент его востребованности обучающимися. Учащемуся понадобятся сформированные до определённой степени специфические умения и навыки проектирования для самостоятельной работы.

Формирование специфических умений и навыков самостоятельной проектной деятельности целесообразно проводить не только в процессе работы над проектом, но и в рамках традиционных занятий, когда они осваиваются поэтапно как общешкольные (надпредметные).

В рамках традиционных занятий используются специальные организационные формы и методы, уделяется отдельное внимание в канве урока. Например, проблемное введение в тему урока, постановка цели урока совместно с учащимися, совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания, групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе, самоанализ и самооценка, рефлексия.

Следующие умения и навыки проектной деятельности нужно формировать в процессе работы над проектом или вне его:

а) мыследеятельностные: выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы), формулировка предположения (гипотезы), обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия;

в) коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус;

г) поисковые: находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в гипертексте, в Интернет, формулирование ключевых слов;

д) информационные: структурирование информации, выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск;

е) проведение инструментального эксперимента: организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление материалов (реактивов), проведение собственно эксперимента, наблюдение хода эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов.

Каждый проект должен быть обеспечен всем необходимым:

  • материально-техническое и учебно-методическое оснащение;
  • кадровое обеспечение (дополнительно привлекаемые участники, специалисты);
  • информационные ресурсы (фонд и каталоги библиотеки, Интернет, CD-Rom аудио и видео материалы и т.д.);
  • информационно-технологические ресурсы (компьютеры и др. техника с программным обеспечением);
  • организационное обеспечение (специальное расписание занятий, аудиторий, работы библиотеки, выхода в Интернет);
  • отдельное от урочных занятий место (не ограничивающее свободную деятельность помещение с необходимыми ресурсами и оборудованием — медиатека).

При этом разные проекты потребуют разное обеспечение. Все виды требуемого обеспечения должны быть в наличии до начала работы над проектом. В противном случае за проект не надо браться, либо его необходимо переделывать, адаптировать под имеющиеся ресурсы. Недостаточное обеспечение проектной деятельности может свести на нет все ожидаемые положительные результаты.

2. Учитывать возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

Важно помнить, интерес к работе и посильность во многом определяют успех. В рамках проектной деятельности предполагается, что проблемный вопрос предлагают учащиеся. Но в условиях начальной школы допустимо представление вопроса учителем или помощь ученикам во время его формулирования.

3. Обеспечить заинтересованность детей в работе над проектом — мотивацию.

Мотивация является незатухающим источником энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности. Для этого нужно еще на старте педагогически грамотно сделать погружение в проект, заинтересовать проблемой, перспективой практической и социальной пользы. В ходе работы включаются заложенные в проектную деятельность мотивационные механизмы.

4. Внимательно относиться к выбору основополагающего вопроса проекта.

Весь проект имеет какой-либо основополагающий вопрос. Если этот вопрос интересен учащимся, то и проект будет успешен. Иначе говоря, вот откуда значимость проблемы для учащихся. При необходимости его нужно корректировать.

5. Создавать группу не более 5 человек.

6. Учитывать возможность учебных предметов для реализации проектной деятельности.

Первая опасность – подменить деятельность выполнением задания, сделать многое за детей, перепоручить родителям. Чтобы этого не случилось, учителю необходимо работать в стиле педагогической поддержки.

Например, во время работы над ошибками учитель предлагает детям подумать, каковы причины ошибок в написании безударных гласных, проверяемых ударением. Выписав типичные ошибки на доску, учитель помогает детям увидеть их проблемы: кто-то не всегда верно подбирает родственные слова, кто-то затрудняется в выделении корня, кто-то, подбирая однокоренные слова, не замечает, что гласный в проверочном слове не в сильной позиции.

Найти идею – самое главное и самое трудное. Если дети затрудняются, учитель сам предлагает 1-2 предложения в группах (например, составить словарик родственных слов, создать наглядное пособие с передвижными частями слов, сочинить стихи рифмовки на поверочные слова, сделать бланк карточек, настольную игру и др.).

Дети, оттолкнувшись от идеи учителя, предлагают свое или обсуждают предложенное, разворачивая замысел, часто меняя его. Учитель поддерживает инициативу детей, привлекает к обсуждению, к совместной работе.

Далее учитель организует реализацию замысла, поддерживает самостоятельность ребят, их сотрудничество, помогает подготовить защиту проекта. На заключительном этапе необходимо оценить не только продукт проекта, но и саму деятельность: что помогало, что в работе понравилось, что надо было изменить в совместной работе.

Вторая опасность – при выполнении исследовательского проекта не превратить проект в реферат.

Конечно, исследовательский проект предполагает изучение каких-либо научных работ, грамотное изложение их содержания. Но проектант должен иметь собственную точку зрения на рассматриваемое явление, собственный угол зрения, под которым он будет рассматривать реферируемые источники.

Третья опасность – переоценка результата проекта и недооценка его процесса.

Благодаря использованию метода проектов, повышается вероятность творческого развития учащихся; естественным образом происходит соединение теории и практики, что делает теорию более интересной и более реальной; развивается активность учащихся, которая приводит их к большей самостоятельности; укрепляется чувство социальной ответственности, а, кроме всего прочего, дети на занятиях испытывают истинную радость.

Хотелось бы начать данный доклад вышеуказанной темы с притчи, так как надеюсь, что она поможет призадуматься, систематизировать знания и раскроет некоторые приёмы организации данного вида работы.

А вы как думаете, какова основная задача учителя?

Что от него ждут ученики?

Каким должен быть учитель?

Все эти вопросы заставляют задуматься. В итоге приходишь к выводу о том, что сколько людей столько и мнений. Так и в начальной школе существует много видений по использованию изучению и применению проектно-исследовательской деятельности в начальной школе.
Хотелось бы отметить, что проектирование и исследование изначально принципиально разные вещи. Исследование - бескорыстный поиск истины, а проектирование – решение определённой, ясно осознаваемой задачи. Оба вида деятельности в зависимости от цели могут быть подсистемами друг у друга. То есть в случае реализации проекта в качестве одного из средств будет выступать исследование, а в случае проведения исследования – одним из средств может быть проектирование.

Важно понять, что в работе с детьми, безусловно, полезны и проектирование и исследование.

В основе метода проектов и метода исследований лежит:

  • Развитие познавательных умений и навыков учащихся;
  • Умение ориентироваться в информационном пространстве;
  • Умение самостоятельно конструировать свои знания;
  • Умение интегрировать знания из различных областей наук;
  • Умение критически мыслить.

Обучение путём исследований в современном образовательном процессе является наиболее эффективным способом познания окружающего мира.

Стремление ребёнка к самостоятельному исследованию предопределено генетически. Если этой активности малыша не противодействовать, то с возрастом эта потребность эволюционирует и спектр объектов детских исследований существенно расширяется.

Ребёнок, склонный к исследовательскому поведению, не будет полагаться только на те знания, которые дают ему в ходе традиционного обучения. Он сам будет активно изучать окружающий мир, приобретая с новой информацией неоценимый опыт.

Исследовательское поведение особо ценно тем, что оно создаёт надёжный фундамент для постоянного преобразования процессов обучения и развития в процессах более высокого порядка – самообучения и саморазвития.

Самостоятельную исследовательскую работу ребёнка педагог рассматривает как один из эффективных путей развития его творческих способностей. Умения проведения самостоятельных исследований, постижение истины легко прививаются в дальнейшем на все виды деятельности, если учитель создаёт для этого определённые условия.

Использование учителем проектно-исследовательского метода позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, оживляет традиционный учебный процесс, способствует проявлению и развитию индивидуальных качеств ученика.

Проектирование ставит ученика в активную позицию деятельного субъекта, поскольку он сам генерирует идеи, инициирует деятельность, реализует свои творческие замыслы. Включение школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует мышление, развивает способности и межличностные отношения.

Проектная деятельность позволяет учащимся выйти за рамки объёма школьных предметов, провести межпредметные связи, соединить имеющийся жизненный опыт с новыми знаниями, выработать активную жизненную позицию, максимально реализовать творческие возможности.

Участие в проектной деятельности позволяет организовать совместную деятельность учащихся и родителей.

В начальной школе используются и проектные методы, и методы исследовательского обучения. (Приложение 1)

Работа с детьми в рамках начальных основ исследовательской и проектной деятельности позволит достигнуть важнейших целей образования:
- самостоятельного мышления;

- решения возникающих проблем, имея даже небольшой багаж знаний;

- навыков прогнозирования и достижения результатов в области выбранных наук.

Чтобы привить детям начальные навыки исследовательского поведения необходимо сформировать у них следующие умения:

– давать определения понятиям;

– делать выводы и умозаключения;

- корректно полемизировать с докладчиком на конференции;

– аргументировать, защищать выдвинутую гипотезу.

В начальной школе можно выделить следующие виды учебных исследований:

По доминирующей в проекте деятельности:

  • исследовательские,
  • информационные,
  • практико-ориентированные,
  • ролево-игровые,
  • творческие.

КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОЕКТОВ

а) По целям и задачам.

Практико-ориентированный проект.

Цели: направлен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.

Продукт этого проекта определяется заранее и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона. Среди возможных вариантов продуктов данного типа проектов могут быть учебное пособие для кабинета или рекомендации по решению какой-либо актуальной проблемы. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.

Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.

Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Результатом такого проекта часто является публикация в СМИ, Интернете, создание информационной среды класса или школы.

Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть журнал для одноклассников, альманах, театрализация, спортивная игра, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильм и т.п.

б) По предметно-содержательной области.

Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности.

Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.

в) По характеру контактов между участниками:

  • внутриклассными;
  • внутришкольными;
  • региональными;
  • межрегиональными;
  • международными.

Последние два типа проектов (межрегиональные и международные), как правило, являются телекоммуникационными, поскольку требуют для координации деятельности участников взаимодействия в сети Интернет и, следовательно, ориентированы на использование средств современных компьютерных технологий.

г) По продолжительности:

Мини-проекты могут укладываться в один урок.

Краткосрочные проекты требуют выделения 4–6 уроков.

Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп, тогда как основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной деятельности и дома.

Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели.

Их выполнение занимает примерно 30–40 часов и целиком проходит при участии руководителя.

Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь годичный проект – от определения проблемы и темы до презентации – выполняется во внеурочное время. (Приложение 2)

Содержание, этапы и формы обучения проектно исследовательской деятельности в начальной школе

Первый этап. Пропедевтический (1 класс).

Цель: погружение детей в совместную проектно-исследовательскую деятельность через организацию разновозрастного сотрудничества с учащимися пятых классов.

Формы организации:

  • презентационные занятия с учащимися пятых классов;
  • коллективные творческие дела, классные часы;
  • свободные уроки.

Содержание:

  • формирование первичных представлений детей о проектно-исследовательской деятельности, пробуждение интереса к исследованию;
  • формирование первоначальных исследовательских действий;
  • оформление мобильных детских групп, реализующих мини-проекты, пробные исследования;
  • приобретение первичных навыков общения с одноклассниками, учителями, пятиклассниками;
  • децентрализация пространства класса.

Позиция учителя и учащихся:

Учитель: лидер организации учебно-познавательной деятельности детей.

Учащиеся: выполняют предложенные учителем и пятиклассниками задания, выбирают интересующие их темы.

Деятельность детей:

  • овладевают способами работы с книгой, с разными средствами получения информации;
  • овладевают первоначальными навыками сотрудничества (в паре, группе);
  • учатся представлять результаты познавательной деятельности в виде рисунка, моделей, макетов;
  • выполняют мини-проекты с помощью родителей и пятиклассников;
  • проводят кратковременные исследования на уроках под руководством учителя;
  • учатся оценивать свою деятельность (по критериям, разработанным совместно с учителем).

Второй этап. Организация коллективных исследований с элементами проектной деятельности (2 класс).

Цель: учить детей поэтапной организации коллективного исследования с элементами проектной деятельности с целью формирования у них первоначальных проектно-исследовательских умений.

Формы организации:

  • коллективные исследования, проводимые с учётом детской инициативы и постепенным развёртыванием всех этапов исследования;
  • осуществление мини-проектов в рамках интегрированного курса
  • специальные занятия по формированию отдельных исследовательских умений по всем учебным дисциплинам.

Содержание:

  • практическая реализация основных этапов исследования - рождение замысла, развёртывание замысла в деятельности, оформление и предъявление результатов;
  • формирование первоначальных проектно-исследовательских умений;
  • работа по осуществлению коллективных и индивидуальных мини-проектов;
  • расширение коммуникативных контактов за счёт выхода учащихся за пределы класса с результатами выполненных работ.

Позиция учителя и учащихся:

Учитель: помощник-консультант в организации проектно-исследовательской деятельности детей.

Учащиеся: выбирают предложенные учителем темы работы, инициируют собственные замыслы.

Деятельность детей:

  • используют источники получения информации – рассказ учителя, рисунок, наблюдения в природе, учебный текст, схема;
  • работают в группе, осуществляя коллективный проект;
  • самостоятельно ведут мини-проекты;
  • совместно с учителем и учащимися оценивают свою деятельность;
  • представляют результаты своих работ на районных и областных конференциях.

Третий этап. Расширение пространства проектно-исследовательской деятельности путём овладения разными видами проектирования (3-4 классы).

Цель: учить детей разным видам проектирования при осуществлении индивидуальных и групповых исследований.

Формы организации:

  • учебный проект;
  • образовательный проект;
  • социальный проект;
  • овладение способами организации индивидуального исследования;
  • разновозрастное сотрудничество с более активной позицией младших школьников.

Содержание:

  • формирование более сложных проектно-исследовательских умений;
  • овладение новыми видами проектов (учебный, образовательный, социальный);
  • организация разновозрастных проектов с учащимися среднего и старшего звена.

Позиция учителя и учащихся:

Учитель: организатор и участник проектно-исследовательской деятельности детей.

Учащиеся: инициируют замыслы, формулируют темы, выбирают направление и характер работы.

Деятельность детей:

  • осуществляют поиск информации в источниках разного типа;
  • анкетируют детей и взрослых;
  • осуществляют индивидуальные и коллективные учебные проекты;
  • разрабатывают образовательные проекты с помощью учителя;
  • овладевают первоначальными навыками социального проектирования;
  • оценивают свою деятельность по выработанным совместно с учителем критериям;
  • представляют результаты своих работ на районных и областных конференциях и выступают в качестве экспертов.

Примеры из опыта работы.

Приведу примеры из собственного опыта работы. В первом классе я использовала проект – рассказ, экскурсионный проект, конструктивный проект.

1. Проект – рассказ.

2.Экскурсионный проект.

  • Экскурсия в музей Динозавров (который приезжал к нам) породил кучу вопросов и огромное желание их реализовать. В ходе этого была проведена работа по мини-исследованию вытекающая в следующую тему.

Работа по реализации проекта

Социологический опрос.

2-й вопрос. Как вы считаете, почему вымерли динозавры?

Вывод: тема интересна, но многие не готовы дать правильные ответы.

Выдвижение гипотез. Почему вымерли динозавры?

Гипотезы:

1. Может быть, это случилось потому, что млекопитающие стали главенствующими на Земле?

2. Может быть причиной были млекопитающие, пожирающие яйца динозавров?

3. Может быть, динозавры умерли от голода?

4. А может быть, это была сильная вулканическая активность?

5. А может быть, изменился климат?

Исследование вопросов:

– Почему изменился климат на Земле?

– Что могло последовать за изменением климата?

В ходе которой учащиеся изучают листья, собирают опавшую листву и составляют гербарий с надписью растения.

Экскурсия к памятнику Братьям Газдановым, на которой многие проявили инициативу и сами изъявили желание рассказать о памятнике, так как заранее знали о поездке.

Этот проект хорошо используется на технологии, когда ребята выполняют работу по выбору, а потом представляют её.

  • Работа с природным материалом.
  • Посади зёрнышко.
  • Собери пазл (по определённой тематике), расскажи что получилось.

Во втором классе предлагаю ребятам групповую работу. Делю класс на 4-5 групп, даю каждой группе задание. Учащиеся выстраивают определённую последовательность, составляют план ответа и защищают свои работы.

Рождение этого проекта возникло в год олимпиады в России, когда все переживая за свою страну, отслеживая все соревнования вдруг спросили, а что такое кёрлинг. И тут не долго думая, я предложила ребятам узнать, что это за вид спорта. Как можно больше найти информации и принести. Весь материал собранный ребятами мы проанализировали и получился проект. В ледовом дворце мы даже попробовали технологию данного вида спорта.

С этого момента у детей стали возникать интересующие их вопросы и мы создавали либо мини проект, либо исследовательский прект.
Ребята с большим интересом и рвением выполняли цели и задачи, которые ставили сами себе. Для них это было не сложно, так как у нас в классе полное оснащение инновационных технологий.( ноутбуки, графические планшеты, МИМИО, электронные книги, лаборатории по изучению весовых измерений, погоды.

В конце четвёртого класса дети охотно включаются в самостоятельный поиск новой информации, представление своих проектов. В результате у детей развиваются речевые умения, формируется монологическая речь. Родители положительно оценивают занятия проектно-исследовательской деятельностью как возможность развития творческих способностей детей. Проектно-исследовательская деятельность способствует прогрессу в развитии индивидуальных качеств каждого ученика. Формирует личностные качества, что очень актуально в наше время.

И в завершение зачитаю конец притчи.

Есть особые люди, которые не изменяются в силу обстоятельств – они изменяют сами обстоятельства, превращают их в нечто новое и прекрасное, извлекая пользу и знания из ситуации и той среды, в которой они находятся!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование исследовательской культуры учащихся, развитие творческих начал личности школьников, навыков проектно-исследовательской деятельности является одним из приоритетных направлений деятельности школы.

При организации проектно-исследовательской деятельности в начальной школе учитываются возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников. Поэтому выделяются следующие принципы работы с учащимися:

МЕТОДИКА ПРОЕКТНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ОБУЧЕНИЯ

В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

Формирование исследовательской культуры учащихся, развитие творческих начал личности школьников, навыков проектно-исследовательской деятельности является одним из приоритетных направлений деятельности школы.

При организации проектно-исследовательской деятельности в начальной школе учитываются возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников. Поэтому выделяются следующие принципы работы с учащимися:

сотрудничества – творческое объединение усилий педагогов начальной школы, учащихся и их родителей, в котором первые совершенствуются в организации проектно-исследовательской деятельности, вторые – получают навыки совместной творческой деятельности, крепнет взаимопонимание детей и родителей;

межпредметности – взаимопроникновение, взаимосвязь различных учебных дисциплин формирует правильное мировоззрение ребенка, показывает связь учебных предметов с окружающей жизнью;

научности – проектная или исследовательская работа строится в соответствии с требованиями науки, опирается на изучение и творческое переосмысление научной литературы, дети на доступном им уровне знакомятся с научными методами работы.

Как известно, основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей. Проектная деятельность предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов. Учителю в рамках проекта отводится роль разработчика, координатора, эксперта, консультанта.

1-й класс: знакомство с техникой проведения исследования: проведение специальных игр и занятий, позволяющих активизировать исследовательскую деятельность ребёнка, помогающих осваивать первичные навыки проведения самостоятельных исследований; проведение уроков-тренингов, на которых дети учатся собирать всю доступную информацию и обрабатывать её.

2-й класс: формирование умений по отдельным элементам проектно-исследовательской деятельности у школьников (таких, как целеполагание, формулирование вопросов, рефлексия, планирование действий, времени и ресурсов, координирование деятельности и т.д.);

3-й класс: проведение одного проекта или исследования (как правило, во II полугодии);

4-й класс: проведение двух проектов или исследований (по одному в каждом полугодии).

В организации проектно-исследовательской деятельности младших школьников можно выделить следующие направления работы:

учебная деятельность. Реализация метода проектов является наиболее органичной по отношению к психолого-педагогическим особенностям детей этого возраста. Благоприятным фактором для организации проектной деятельности учащихся на этом этапе становится само содержание учебных предметов. Наивысшая степень активности учеников, большой объём отработанного материала также доказывает, что использование проектно-исследовательского метода не только возможно, но необходимо и эффективно в начальной школе. Урок предоставляет равные стартовые возможности включиться в проектно-исследовательскую деятельность всем учащимся. Создание проблемных ситуаций на уроке достигается учителем с помощью следующих дидактических средств: исследовательская задача, проблемный вопрос, моделирование эксперимента, дискуссия, мозговой штурм. Учебные исследования выполняются учащимися также и в процессе выполнения домашнего задания: проведение наблюдения, постановка опыта, творческие работы, презентации. Творческие домашние задания часто перерастают в исследовательские и проектные работы.

дополнительное образование. Во многом способствует развитию познавательных потребностей детей, способностей мыслить нестандартно, творчески, вовлечению в проектно-исследовательскую деятельность работа факультативов.

Обучение младших школьников специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований и проектных работ, происходит через работу кружков. Цель данных занятий – формирование и развитие у младших школьников умений и навыков исследовательского поиска.

Одним из главных результатов должно быть создание атмосферы творческого научного поиска, формирование культуры исследовательской деятельности учащихся, развитие познавательных интересов, выходящих за пределы школьной программы. Кроме этого, важной составляющей проектно-исследовательской деятельности младших школьников является их социально-психологическая адаптация, саморазвитие и самореализация одаренных детей, формирование успешности, подготовка к самостоятельной жизни в современных условиях.

Существует несколько относительно новых методов обучения, появление которых связано с появлением и использованием современных средств ИКТ.

Метод проектов. В мировой практике ведутся поиски способов организации самостоятельной деятельности учащихся, предусматривающие вовлечение каждого учащегося в активную познавательную деятельность. Одним из способов такой самостоятельной работы является обучение в сотрудничестве. На смену фронтальным работам все больше приходят индивидуальные, парные, групповые. Парная или групповая работа обучаемых оказывается намного эффективней объяснительно-иллюстративного и репродуктивного методов. Школьники, работая в группах, разрабатывают план совместных действий, находят источники информации, способы достижения целей, распределяют роли, выдвигают и обсуждают идеи. Все учащиеся оказываются вовлеченными в познавательную деятельность. Обучение в сотрудничестве позволяет овладеть элементами культуры общения в коллективе и элементами управления (умение распределять обязанности для выполнения общего задания, полностью осознавая ответственность за совместный результат и за успехи партнера). Основой учебного процесса следует считать деятельность ученика, мобилизацию его интеллектуальных, волевых усилий, эмоциональных переживаний. Учитель должен направлять, корректировать эту деятельность. Важно, чтобы содержание учебного материала, формы, методы, средства обучения соответствовали реальным и потенциальным возможностям учеников, выступали фактором мотивации обучения. В педагогической практике особо значимыми являются методы организации познавательной деятельности обучаемых, обеспечивающие усвоение определенных знаний, формирование умений и навыков, в том числе и таких, которые позволяют обучающимся применять полученные знания, умения и навыки на практике при решении конкретных жизненных проблем. Метод учебных проектов является одним из методов творческого развития личности. Основными требованиями к использованию метода проектов в обучении школьников являются:

- наличие значимой в исследовательском, творческом плане задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения;

- практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов;

- самостоятельная (индивидуальная, парная) деятельность ученика;

- определение базовых знаний из различных областей, необходимых для работы над проектом;

- структурирование содержательной части проекта;

- использование исследовательских методов;

- определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования;

- выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования;

- анализ полученных данных;

- оформление конечных результатов;

- подведение итогов, выводы, творческие отчеты и т.д.

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой - интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Работа по методу проекта предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия. Выполнение проектного задания способствует:

- формированию системы базовых знаний и навыков и дальнейшему их пополнению и развитию;

- выработке устойчивой мотивации и ощущения потребности в приобретении новых знаний, необходимых в работе над проектом;

- активизации познавательной деятельности учеников, особенно при выполнении ими проектно-компьютерных исследований;

- развитию творческих способностей, позволяющих реализовывать проектную задачу в соответствии с собственным видением;

- воспитанию инициативности в получении новых знаний и самостоятельности в расширении сфер их применения;

- осознанию учениками себя творцами собственных знаний.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учеников - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. В ходе этой деятельности целесообразно использование средств ИКТ. Этот подход органично сочетается с групповым подходом к обучению.

Действительно, в процессе реализации метода проектов в обучении школьников могут проявляться такие дополнительные преимущества и особенности учебной деятельности как:

- работа учеников в группах с сетевыми партнерами;

- усвоение общекультурных знаний, формирование мировоззрения школьников на основе мультимедиа-информации, получаемой ими по телекоммуникационным каналам;

- использование новейших средств ИКТ;

- развитие коммуникативной письменной речи у школьников.

Кроме того, использование подобных педагогических технологий способствует организации совместной работы нескольких учителей, объединению учебных и внеучебных форм работы, изменению содержания общего среднего образования, связанному с качественно новым доступом обучаемых к мировым информационным ресурсам, использованию средств ИКТ в качестве инструмента практически во всех школьных учебных дисциплинах.


Модернизация системы образования требует от учителя совершенно нового подхода к образовательному процессу. В связи с этим большое значение приобретает не только разработка и совершенствование нового учебного содержания, но и выбор, и внедрение в практику учителя современных продуктивных технологий, стилей и форм педагогического общения, методов обучения. Учитель должен организовать деятельность, помогающую каждому ученику обрести себя, а также создать условия для раскрытия его индивидуальности. Большой потенциал для этого заложен в организации проектно — исследовательской деятельности учащихся.

Младшие школьники по своей сути маленькие исследователи. При правильной организации проектно-исследовательской деятельности, они активно и с большим интересом участвуют в ней. Поэтому в ходе работы педагогу важно понимать, в чем суть проекта и исследования, знать их сходства и различия.

Исследование — процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека.

Метод проектов и метод исследования направлены на:

- развитие познавательных умений и навыков учащихся;

- формирование умения ориентироваться в информационном пространстве;

- умения самостоятельно конструировать свои знания;

- умения интегрировать знания из различных областей наук;

- умения критически мыслить.

Оба метода всегда ориентированы на самостоятельную деятельность (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведенное для этой работы время (от нескольких минут урока до нескольких недель, месяцев).

Для проектной технологии и технологии исследовательской деятельности характерны:

- значимость предполагаемых результатов для учащихся;

- самостоятельная деятельность ученика;

- четкая структура, предполагающая наличие определенных этапов и соответствующих каждому этапу результатов деятельности;

- использование исследовательских методов: определение проблемы, цели, задач, выдвижение гипотез, методов работы, сбор и систематизация информации, оформление конечных результатов, презентация полученного продукта, обсуждение и выводы.

Большинство методистов выделяют следующие этапы работы над проектом, исследованием.

Этапы работы

Исследование

I этап — погружение (подготовительный):

Определение темы и названия проекта (исследования), поиск и анализ проблемы; формирование интереса к данной теме, первичного представления об изучаемом объекте, создание условий для дальнейшей творческой работы.

II этап — организация деятельности:

Постановка цели; обсуждение возможных вариантов работы, определение формы продукта, составление плана работы, распределение обязанностей.

Формулирование проблемы, обоснование актуальности выбранной темы; постановка цели и конкретных задач исследования; определение объекта и предмета исследования; выбор метода (методики) проведения исследования.

III этап — осуществление деятельности:

активная самостоятельная деятельность: выполнение запланированных технологических операций, внесение необходимых изменений;

подготовка к презентации.

сбор информации, решение промежуточных задач, описание процесса исследования, фиксация результатов; подготовка к презентации результатов.

IV этап — презентация:

демонстрация понимания проблемы, цели и задач выполненной работы; анализ результатов и взаимооценка качества выполнения проекта.

обсуждение результатов исследования; формулирование выводов и оценка полученных результатов.

Видим, что оба метода близки по целям, задачам, методам, формам, часто выступают в совокупности, что повышает их эффективность.

Итак, рассмотрев сходства и различия исследования и проекта, дадим определения видам деятельности, в основе которых они находятся.

Проектная деятельность — это совместная учебно — познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение результата. Проект — это замысел, план, творчество по плану. Цель проектной деятельности — реализация проектного замысла.

Исследовательская деятельность — деятельность обучающихся, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением. Исследование — это творчество, процесс выработки новых знаний. Цель исследовательской деятельности — приобретение обучающимися навыка исследования, как универсального способа усвоения действительности.

Проектно-исследовательская деятельность — деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов.

Оба метода (проектный и поисковый) относятся к личностно — ориентированной технологии. Формируют не просто умения, а компетенции, то есть умения, непосредственно связанные с практической деятельностью. Позволяют рационально сочетать теоретические знания и их практическое применение для решения конкретных проблем.

Использование методов исследования и проектирования предполагает совершенно другой стиль обучения и для достижения результата педагогу необходимо:

- владеть системой исследовательских и поисковых методов;

- учить детей самостоятельно мыслить, умело организуя для этого самостоятельную исследовательскую работу учащихся;

- учить находить и решать проблемы, принимать самостоятельные аргументированные решения;

- уметь интегрировать знания из разных областей для решения проблемы проекта (исследования);

- уметь прогнозировать результаты;

- уметь организовывать и проводить дискуссии;

- научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.

Деятельность субъектов процесса проектирования (исследования)

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

- Выбор темы и цели проекта.

Зачем необходим проект? (выступить перед одноклассниками, сделать подарок, подготовиться к празднику и др.)

- Определение количества участников и состава группы.

- Создание необходимых условий для самостоятельной деятельности учащихся.

Что делать? (работа над образом)

- Планирование и проработка итогового результата (продукта): что будет конечным результатом — изделие или информация; представление различных вариантов конечного образа, выбор лучшего.

- Определение конструкции изделия или формы подачи информации (отчет — письменный или устный, фильм, макет, сборник, праздник, компьютерная презентация и пр.).

- Предъявление заранее подготовленных карточек, памяток для исследования.

- Помощь в конкретизации темы и цели.

- Выдвижение идей, высказывание предположений, определение сроков работы

Как? (технология изготовления)

- Определение источников информации (прочитать в книге, найти материал в Интернете, понаблюдать и пр.)

- Подбор технологии выполнения и продумывание процесса изготовления итогового результата.

- Продумывание возможных проблем и их решение.

- Подбор материалов, инструментов и технических средств.

Косвенное руководство деятельностью.

Процесс выполнения проекта:

- Распределение ролей и обязанностей в коллективном или групповом проекте;

- Поиск и отбор нужной информации (книги, журналы, энциклопедии и пр.)

- Изготовление изделия или подготовка информации.

- Внесение необходимых добавлений, исправлений в конструкцию изделия или содержание и оформление информации.

- Организация и координирование отдельных этапов проекта.

- Наблюдение и консультирование.

Что делали и как?

Рефлексия проделанной работы:

- Объяснение, что решили делать и для чего.

- Описание, как работали над замыслом.

- Какие проблемы предполагались, а какие возникли в ходе выполнения работы.

- Как решались проблемы;

- Достигнут ли результат.

- Участие в коллективном анализе и оценке результатов проекта.

- Оценка степени усилий учащихся, креативности, качества использования источников информации, перспективы работы в данном направлении.

Анализируя таблицу, видим, что проектно — исследовательская деятельность дает учащимся возможность быть активными субъектами образовательного процесса, тогда как учитель играет лишь роль помощника, консультанта, организатора самостоятельной деятельности учеников.

С целью обеспечения эффективности проектно — исследовательской деятельности учащихся необходимо учитывать несколько моментов.

Работу необходимо начинать с выбора темы. Важно создать мотивацию для учащихся, поэтому тема должна быть интересна ребенку. Она должна соответствовать возрастным особенностям детей. Должна быть выполнима, а решение ее должно быть полезно участникам исследования. Учитель должен сам хорошо разбираться в данной теме, так как увлечь других может лишь тот, кто увлечен сам.

Далее следует определить тип проекта и количество участников.

Методисты выделяют следующие виды учебных проектов:

- по доминирующей в проекте деятельности

Исследовательские проекты имеют продуманную структуру реального научного исследования: актуальность темы, проблема, предмет и объект исследования, цель, задачи, гипотеза, методы исследования, обсуждение результатов, выводы и рекомендации.

Информационные проекты направлены на сбор информации о каком-либо объекте, явлении, на ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов. Такие проекты часто интегрируются в исследовательские проекты и становятся их органичной частью.

Практико-ориентированные проекты ориентированы на социальные интересы самих участников. Они требуют четко продуманной структуры, которая может быть представлена в виде сценария, где определены функций каждого ученика, а участие каждого из них способствует оформлению конечного результата.

В ходе игровых проектов участники принимают на себя определенные роли обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения с придуманными участниками, ситуациями.

Творческие проекты предполагает свободный авторский подход в решении проблемы и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это может быть стенная газета, сценарий праздника, театрализации, видеофильм, плакат, школьный журнал интересных дел и т. д.

- по количеству учащихся

- по предметно — содержательной области

Монопроекты (Проводятся в рамках одного предмета или одной области знания.)

Межпредметные (Выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.)

- по продолжительности:

Мини — проекты (1 урок или менее),

Краткосрочные (4–6 уроков), недельные, долгосрочные (годичные).

Следующим этапом является определение цели, задач проектно — исследовательской деятельности. Далее планирование совместной деятельности, распределение ролей для работы в группе. Следует напомнить, что планирование, а также реализация и оценка проектов (исследований) должны осуществляться в первую очередь самими детьми.

Работа над проектами и детскими исследованиями достаточно сложная, поэтому необходимо готовить учеников младших классов постепенно.

Приведем пример видов проектно — исследовательской деятельности во 2 классе.

Следует отметить, что для включения учащихся в проектно — исследовательскую деятельность, необходима знакомая младшим школьникам и значимая для них проблема, лишь в этом случае проектная деятельность будет способствовать их социализации формированию активной гражданской позиции, нравственному воспитанию.

Постепенно (со 2 класса) учащиеся становятся участниками научно — практических конференций разного уровня. Участие учащихся в подобных мероприятиях поддерживает одаренных и талантливых учащихся, способствует адаптации учеников к современным условиям жизни, способствует развитию активности и творческих способностей учащихся, формирует познавательные мотивы учения, вызывает желание совершенствовать собственные знания, умения и личностные качества.

В ходе проектно — исследовательской деятельности учащиеся приобретают исследовательские, информационные, рефлексивные, оценочные, презентационные навыки, навыки социального взаимодействия.

Итак, педагогическая значимость проектно — исследовательского метода состоит в том, что он:

- развивает личность каждого ребенка;

- открывает возможности формирования жизненного опыта;

- реализует принцип сотрудничества учащегося с учителем и сверстниками;

- сочетает коллективное и индивидуальное творчество;

- стимулирует познавательную активность, творчество и самостоятельность ребёнка.

- способствует активному вовлечению родителей в совместную деятельность.

В ходе проектно — исследовательской деятельности учащиеся приобретают исследовательские, информационные, рефлексивные, оценочные, презентационные навыки, навыки социального взаимодействия.

Таким образом, использование проектно-исследовательского метода учителем является важной и неотъемлемой частью учебно — воспитательного процесса в современных условиях. Позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, оживляет традиционный учебный процесс, способствует проявлению индивидуальных качеств каждого ученика.

1. Н. Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. — М.: АРКТИ, 2003. (Методическая библиотека)

2. Проектные задачи в начальной школе. Стандарты второго поколения. Москва: Просвещение 2011.- 176 с.

3. Полат Е. С., М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петрова Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. — М., 2004.

5. Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практич. пос. для работников общеобразовательных учреждений. — М.: АРКТИ, 2003.

Основные термины (генерируются автоматически): проект, исследовательская деятельность, проектная деятельность, задача, Постановка цели, проблема, учащийся, этап, внеурочное время, воспитательный процесс.

Похожие статьи

Исследовательская и проектная деятельность школьников

проектная деятельность, длина окружности, учащийся, исследовательская работа, группа, здоровый образ жизни, деятельность, постановка проблемы, проектная деятельность учащихся, внеурочная деятельность.

Проектная деятельность учащихся на уроках и во внеурочное.

проектная деятельность, длина окружности, учащийся, исследовательская работа, группа, здоровый образ жизни, деятельность, постановка проблемы, проектная деятельность учащихся, внеурочная деятельность. Проектная деятельность в реализации ФГОС нового.

Проектная и исследовательская деятельность.

Проектная и исследовательская деятельность в образовательном комплексе. Автор: Кукушкина Анна Сергеевна.

Все коллективные социальные проекты в образовательном комплексе делаются в одно и то же время по отделениям.

Формирование умений учебно-исследовательской и проектной.

‒ владеть навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; ‒ быть готовым к самостоятельному поиску методов решения практических задач, к применению различных методов познания.

Развитие личности учащегося посредством проектной.

проектная деятельность, длина окружности, учащийся, исследовательская работа, группа, здоровый образ жизни, деятельность, постановка проблемы, проектная деятельность учащихся, внеурочная деятельность.

Организация проектной деятельности по биологии во.

проектная деятельность, проект, тип проекта, окружающий мир, младший школьный возраст, метод проектов, паспорт проекта, задача проекта, внеурочное время, внеурочная деятельность.

Организация проектной и исследовательской деятельности.

Этапы исследовательской и проектной деятельности

ребенок, проект, проектная деятельность, метод проектов, отрезок времени, дошкольное образование, мой взгляд.

Проектная деятельность — это обучение и воспитание ребенка через деятельность, а в.

Организация учебно-исследовательской и проектной.

Педагогическое управление проектной деятельностью в процессе дополнительного технологического

Метод проектов широко используется мною на уроках математики и во внеурочной.

Похожие статьи. Проектная и исследовательская деятельность.

Проектная деятельность учащихся как средство формирования.

Характеристика процесса организации проектной и исследовательской деятельности у учащихся.

Основные термины (генерируются автоматически): проектная деятельность, исследовательская деятельность, компетентность, компетенция, учащийся, профильное.

Читайте также: