Взаимосвязь функций контроля педагогического анализа и планирования в управлении доу пример

Обновлено: 07.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Контроль как функция управления в ДОО.

Контроль является неотъемлемой составляющей процесса управления и одной из важнейших его функций. Необходимость контроля определяется тем, что процесс достижения цели находится под воздействием множества факторов, которые могут препятствовать достижению цели. Контроль позволяет выявить заранее неблагоприятное развитие событий и скорректировать работу подчиненных с тем, чтобы обеспечить достижение цели. Отсутствие контроля или недостаточное внимание к нему приводит к дезориентации и нарушению взаимодействия людей по достижению общих целей. Эффективно поставленный контроль призван иметь стратегическую направленность, ориентированную на результата, быть своевременным и достаточно несложным.

Контроль – это управленческая деятельность, задачей которой является количественная и качественная оценка и учет результатов работы ДОО. Главные инструменты выполнение данной функции – наблюдение, проверка всех направлений деятельности, учет и анализ. В процессе управления контроль выступает как элемент обратной связи, так как по его данным производится корректировка ранее принятых решений и планов.

Контроль как способ обратной связи может быть эффективным только в случае получения и оптимального использования достоверной и своевременной информации о состоянии всей управляемой системы, определение того, все ли в этой системе осуществляется в соответствии с намеченными целями и принципами, полученными распоряжениями руководства, имеющимися законами и нормативами.

В словарях и энциклопедиях контроль определяется как проверка чего либо; проверка правильности тех или иных действий в области производства и управления; наблюдения с целью проверки деятельности сотрудников или результатов деятельности организации.

Как видно из вышесказанного, исторически первоначальным является объяснение контроля как проверки правдивости и достоверности документов. Следующим этапом стало представление о контроле как проверке соответствия действий поставленным целям, задачам, действующим законам. Третий этап включил в контроль и анализ отклонений, раскрытие их причин. Контроль заключается в том, чтобы проверять всё ли выполняется в соответствии с планами, выявить ошибки и не допускать повторения. Необходимо отметить, что контроль соотносится со всеми функциями управления. Контроль позволяет выявить необходимость принятия управленческих решений в случаях, когда реальное положение дел не соответствует желаемому. В задачи контроля входит также формирование информационной базы для оценки работы персонала и побуждение исполнителей к продуктивной работе, позволяет выявить наиболее ценный опыт педагогической и управленческой деятельности. Именно контроль в различных его методах и формах обеспечивает обратную связь управляющей и управляемой подсистем на любом уровне, помогает выявить недостатки в работе, установить их причины, а значит, наметить пути их устранения с помощью коррекции и регулирования деятельности.

- органическую функцию управления;

- набор средств регулирования поведения личности или организации в целом;

- функцию системы, выполняющую задачу обратной связи и обеспечивающую наблюдение за состоянием системы.

Любой контроль в ДОО организуется и проводится в определенной последовательности.

Предлагаю использовать следующий алгоритм контроля:

Цель – объект – разработка плана – сбор информации - первичный анализ изученного – выработка рекомендаций – проверка исполнения рекомендаций.

Основной целью контроля является соблюдение законодательства Российской Федерации в области образования.

Задачи контроля:

осуществление контроля за исполнением законодательства в области образования;

выявление случаев нарушений и неисполнение законодательных и иных нормативных правовых актов и принятие мер по их пресечению в пределах своей компетенции;

анализ причин, лежащих в основе нарушений, принятие мер по их предупреждению;

анализ и экспертная оценка эффективности результатов деятельности отдельных работников;

инструктирование должностных лиц по вопросам применения действующих в образовании норм, правил;

изучение результатов педагогической деятельности, выявление отрицательных и положительных тенденций, разработка предложений по устранению замечаний и распространению педагогического опыта;

анализ результатов реализации законодательства РФ и иных нормативных актов в области образования с целью разработки предложений и рекомендаций для принятия мер по повышению эффективности принятия этих актов на практике;

Объектом контроля всегда является педагогический процесс. В зависимости от поставленных задач объектами контроля могут быть:

- организация питания воспитанников;

- работа с родителями и общественностью;

- организация работы по охране труда и др;

Методы контроля:

- наблюдение (исследование и изучение наблюдаемого объекта);

- анализ (разбор с выявлением причин недостатков и определение тенденции развития);

- беседа (обязательно с обменом мнениями);

- анкетирование (опрос по заранее составленным вопросам);

- хронометраж (измерение педагогического процесса во времени);

- изучение документации с целью ознакомления или выявления системы планирования и организации педагогического процесса или для получения иной информации);

Требования к контролю:

- важно не просто контролировать состояние дел, а создать единую систему контроля всех направлений учебно-воспитательной работы ДОО;

- контроль необходимо планировать: тщательно намечать цели, рассматривая работу по воспитанию целостно;

- в процессе контроля важна не констатация фактов, а выявление причин, вызывающих недостатки, выработка эффективных мер, предусматривающих их устранение;

- контроль будет иметь действенный характер в том случае, если он осуществляется своевременно и систематически;

- после контроля должно происходить гласное подведение итогов;

- контроль должен выявить достоинства и педагогическую эффективность труда воспитателей, работы всего коллектива;

- необходимо проведение повторного контроля за исполнением данных рекомендаций;

Необходимо руководствоваться следующими правилами при организации контроля:

Контроль не должен ограничиваться инцидентом.

Нельзя ставить целью контроля сбор негативной информации. Если он проводится постоянно и планово, то он воспринимается как норма. Как должен поступить руководитель, если вскрылись недостатки в работе? Обычно в таких случаях проводятся беседы с сотрудником, совместно выявляются причины ошибок, определяются правильные действия, организуется система методической помощи.

Тотальный контроль порождает небрежность.

При тотальном контроле сотрудники снимают с себя ответственность за качество выполненной работы. Тотальный контроль не учитывает индивидуальные особенности конкретного человека.

Скрытый контроль вызывает только досаду.

По своей сути он аморален. Нельзя контролировать то, на что раньше никогда не указывалось.

Следует помнить, что контроль не проформа.

Кто не контролирует, то не интересуется достижениями своих сотрудников. Многие руководители избегают контролировать тот или иной вопрос, так как не уверены в своих знаниях, в умении грамотно провести педагогический анализ. Низкая компетентность и ложный страх испортить отношения с подчиненными – плохие спутники руководителя.

Не следует контролировать из-за недоверия.

Подозрительность руководителя свидетельствует о его неуверенности в себе. Делегирование полномочий предполагает и доверие к подчиненным. А систематическое обучение. А систематическое обучение правильному выполнению функциональных обязанностей снимает излишнюю опеку и выводит подчиненных на самоконтроль.

Осуществление контроля в управлении обеспечивает:

- снижение неопределенности и обеспечение успешной адаптации организации к окружению в результате отслеживания изменений во внешней среде, определение степени востребованности продуктов деятельности организации и т.д.;

- обратную связь в управлении, выявление степени реализации целей деятельности в результате изучения состояния дел организации;

- предотвращения сбоев, кризисов в работе путем создания системы постоянно действующего наблюдения за состоянием организации и окружения;

Отмечены следующие условия рационального контроля:

- ожидаемые руководителем результаты четко определены и известны каждому педагогическому работнику;

- результаты соответствуют возможностям педагогов, которые не сомневаются в своих силах;

- в образовательной организации существуют необходимые организационные, материально-технические и другие условия для достижения ожидаемых результатов, в чем педагоги не сомневаются;

- достижение ожидаемых результатов не требует от педагогов чрезмерного напряжения;

- в организации существуют известные всем вознаграждения за достижение высоких результатов;

- данные вознаграждения имеют ценности для исполнителей;

- система контроля имеет объективную оценку результатов труда, и каждый педагог уверен в этом;

- результаты работы каждого педагога известны в коллективе;

- статус педагога зависит от того, как он работает;

- педагоги не сомневаются в справедливости распределения вознаграждения, так как оно соответствует результатам труда.

В самом общем виде контроль есть часть управленческого процесса, которая в содержательном плане предусматривает получение информации о результатах управленческих воздействий.

Для осуществления процесса контроля необходимы :

- наличие системы показателей (нормы функционирования);

- выработка корректирующих мер;

- наличие способности у системы познавать реальность и сопоставлять её с системой критериев;

В контроле как функции управления можно выделить две основные стороны:

а). познавательную, связанную с восприятием и получением информации;

б). воздействующую, заключающую в возможности обеспечить управляющую систему данными для осуществления корректирующих мер.

При оценке роли и места функции контроля в управлении, следует помнить, что контроль занимает в управленческом цикле последнее место лишь логически, но отнюдь не по значению.

Деятельность любого социального учреждения тоже имеет начало и конец. Любая деятельность осуществляется на основе планирования, согласно которому работает пед. коллектив. В до­школьном учреждении началом деятельности является годовой план, а концом деятельности педагогического коллектива — са­моанализ выполнения годового плана.

Что же такое план?

Белова К.Ю. считает, что планирование является основной функцией организации педагогического процесса ДОУ, обеспечивающей планомерную, систематическую, рациональную и эффективную работу всех его подразделений.

Лазарев В.С., Поташник М.М., Третьяков П.И., Троян А.Н., Денякина Л.Н., Белая К.Ю., Алямовская В.Г. и др. трактуют планирование как

  • вид умственной деятельности, при которой создается образ будущего, включающий этапы его достижения (деятельность предполагает постановку целей, разработку правил и последовательности действий, предвидение и прогнозирование результатов).
  • как функция управления — это обоснование и выбор целей развития и функционирования ДОУ, а также разработка путей достижения этих целей.

является скоординированной системой решений, обеспечивающей эффективность деятельности ДОУ в течение определенного времени и позволяет осуществлять совокупность мер по реализации задач в каждый конкретный период.

Поздняк Л.В. определяет сущность планирования в ДОУ как рациональное распределение времени коллективного и индивидуального труда работников дошкольных учреждений, необходимых для достижения поставленных целей, принятых решений.

Казакова И.Н. определяет планирование как ключевую управленческую функцию, полноценная реализация которой – один из главных факторов, обеспечивающих эффективность деятельности руководителя.

Казакова И.Н. подчеркивает, что планирование представляет собой наиболее эффективное сред­ство приспособления деятельности учреждения к меняющимся ус­ловиям жизни и быстро изменяющейся конъюнктуре и включает в себя:

— определение средств для их достижения;

— выбор стратегии, курса действий;

— выработку тактики, линии поведения;

— разработку программ, процедур, правил. К годовому планированию предъявляются следующие требования. Иначе говоря, план должен отражать: конкретные задачи, направлен­ные на развитие детского сада; деятельность менеджера — его руково­дителя; четкую иерархию целей управленческой деятельности, т.е. си­стему задач и целей, определяющих их соподчинение и взаимосвязь.

План работы ДОУ (годовой) –

это модель, заранее намеченная система, последовательность и сроки выполнения различных видов деятельности, обеспечивающих оптимальное функционирование ДОУ (составляется на год).

Планированию предшествует всесторонний и глубокий анализ состояния воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении, выявление сильных и слабых ее сторон, определение актуальных задач на предстоящий период.

В современной теории менеджмента выделяют различные технологии анализа: анализ исходного состояния, проблемно-ориентированный анализ, анализ силового поля или факторный, системный (нормативный) анализ, комплексный анализ, самоанализ и т.д.

Одним из наиболее значимых является педагогический анализ.

Т.И. Софронова педагогический анализ трактует как системное изучение деятельности субъектов педагогического процесса в специально организованной среде во взаимодействии со специальным окружением дошкольного учреждения.

Исследователи: Троян А.Н., Конаржевский Ю.А. и др. под педагогическим анализом понимают как функцию управления, направленную на изучение педагогического процесса, его объективную оценку, выделение причин, определивших уровень воспитательно – образовательной работы и последующую выработку на этой основе рекомендаций по совершенствованию педагогического процесса в ДОУ.

Педагогический анализ информации предусматривает изучение обоснованности и применение различных способов, средств для достижения поставленных перед ДОУ целей, объективную оценку результатов педагогического процесса, выработку мер по переводу ДОУ в новое качественное состояние. Чётко организованная система анализа позволяет планомерно и оперативно управлять воспитательно-образовательным процессом в детском саду, оценивать уровень педагогического мастерства каждого воспитателя, развития детей

Результаты педагогического анализа необходимы, чтобы обогатить содержание функций управления. Особенно сильна эта связь с функцией контроля, в ходе которого осуществляется сбор необходимой информации о педагогическом процессе. В свою очередь, контроль будет недостаточно эффективным, если его данные не подвергаются педагогическому анализу. Очень важно понять отличие этих функций и механизм их взаимодей­ствия, ибо в практике работы они нередко отождествляются. Контроль — специфический вид управленческой деятельности, направленной на сбор, систематизацию и хранение информации о ходе и развитии педагогического процесса (Ю.А. Конаржевский). Таким образом, если контроль способствует получению информации, то педагогический анализ обеспечивает глубину ее познания.

2. Содержание педагогического анализа

В отличие от других функций, например планирования или организации, педагогический анализ внешне менее эффективен, он как бы в тени, носит латентный характер, в то время как в действительности он требует максимума интеллектуального напряжения личности, сформированного аналитического мышле­ния, проявляющегося в умении обобщать, сравнивать, систематизировать, синтезировать педагогические факты и явления.

Цель педагогическо­го анализа заключается в раскрытии причин положительных или отрица­тельных явлений педагогического процесса с целью влияния на них.

Основная цель управления – достижение высокой эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми на уровне современных требований. А чтобы этого достичь, необходимо чётко знать положение дел. А это возможно только на основе всестороннего анализа разных сторон деятельности.

Белая К.Ю. предлагает, следующую структуру – анализа конечных результатов прошедшего учебного года – который может быть оформлен в схемах с краткими выводами по каждому подразделу.

1-й подраздел включает анализ:

  • состояния здоровья воспитанников;
  • заболеваемости детей и сотрудников в течение года,
  • суммарных данных по группам здоровья для организации специальной лечебно­ профилактической работы;
  • результатов организации физкультурно-оздоровительной работы, закаливания,
  • организации рационального питания и др.

Здесь же даются общие выводы (выявленные тенденции по уровню здоровья и здорового образа жизни), определяются резервы планирования деятельности на новый учебный год.

2-й подраздел включает анализ результатов выполнения программы по всем направлениям. Анализируется уровень познавательного развития детей, социально-нравственного, художественно-эстетического, физического развития и др. Формулируются общие выводы и определяются резервы повышения уровня выполнения программы.

(вашему вниманию предлагаем разные варианты анализа)

В 3-м подразделе анализируются уровень готовности к обучению в школе детей подготовительной группы (результаты диагностики развития детей, поступающих в школу); успеваемость выпускников детского сада, окончивших 1–3-й класс. Далее следуют общие выводы и указываются резервы повышения результативности работы по данному подразделу.

Пчелкина Ю.В. (Москва) предлагает составить анализ успеваемости учеников 1 – 3 классов, воспитанников ДОУ, в следующей форме: (демонстрация)

image

В 4-м подразделе анализируются результаты повышения квалификации и аттестации педагогов; заявки педагогов на методическую помощь на следующий год (по карте педагогического мастерства); системы методической работы в ДОУ. Анализируется научно-методическая обеспеченность учебно-воспитательного процесса. Формулируются общие выводы, выявленные тенденции и определяются резервы планирования работы с кадрами и оснащения методического кабинета на следующий учебный год.

Характеристика пед. кадров также, представлены перед вами. Итоги повышения квалификации и переаттестации педагогов в анализируемом учебном году целесообразно отражать отдельно.

Итоги административно-хозяйственной работы, а также материально-­технические и медико-социальные условия пребывания детей в ДОУ анализируются в 6-м подразделе. В данном разделе анализируется проведенный капитальный и косметический ремонт в ДОУ, приобретенное оборудование, мебель, и т.д. Кроме этого, если ДОУ имеет свою специфику, то в анализе следует отразить, какая работа была проведена в данном направлении.

Особое внимание надо уделить опре­делению уровня профессионального мастерства сотрудников, так как именно от них зависит решение поставленных задач. Педагогический анализ способствует выработке более рациональных методов работы и убеждению педагогов пересмотра своей точки зрения на тот или иной прием, достижения более высоких результатов в воспитании и развитии детей. Чтобы провести полный и развернутый педагогический анализ, необходимы результаты самооценки и самоанализа воспитателей детского сада, основанные на всестороннем анализе собственной деятельности. Трудности данной работы заключаются в том, что не каждый педагог готов к объективной оценке своей деятельности (заниженная или заниженная). Здесь нам на помощь придет схема определения профессионального мастерства педагогов, предложенная Елжовой Н.В.

Определение уровня профессионального мастерства педагогов

Если в детском саду есть старший воспитатель, то полезно пред­ложить ему определить уровень сформированности необходимых умений у воспитателей и заполнить нижеследующую таблицу.

По результатам проверок комплексных планов работы дошкольных образовательных организаций были выявлены следующие проблемы планирования :

1. Нет анализа в годовом плане или он очень поверхностный.

2. В анализе работы ДОО за год сформулированы одни задачи, а в плане мероприятия не соответствуют реализации этих задач.

3. Не прописаны исполнители конкретные, просто в ответственных написано - педагог.

4. В справке выявлены одни проблемы, а задачи сформулированы совсем другие.

Деятельность любого учреждения тоже имеет начало и конец. Любая деятельность осуществляется на основе планирования, согласно которому работает педагогический коллектив. В дошкольном учреждении началом деятельности является годовой план, а концом деятельности педагогического коллектива — самоанализ выполнения годового плана.

Планированию предшествует всесторонний и глубокий анализ состояния воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении, выявление сильных и слабых ее сторон, определение актуальных задач на предстоящий период. Поэтому своё выступление я начну с основ анализа работы за год.

Слайд 2. В современной теории менеджмента выделяют различные технологии анализа : анализ исходного состояния, проблемно-ориентированный анализ, анализ силового поля или факторный, системный (нормативный) анализ, комплексный анализ, самоанализ и т. д.

Одним из наиболее значимых является педагогический анализ.

Слайд 3. В дошкольном учреждении анализу подвергаются программы, кадры, материально-техническая база, состояние здоровья воспитанников, взаимодействие с социумом, запросы родителей и другое. Анализ всех этих сторон жизни деятельности ДОУ помогает написанию реального годового плана.

Итак, результаты педагогического анализа необходимы, чтобы обогатить содержание функций управления. Особенно сильна эта связь с функцией контроля, в ходе которого осуществляется сбор необходимой информации о педагогическом процессе. В свою очередь, контроль будет недостаточно эффективным, если его данные не подвергаются педагогическому анализу.

2. Содержание педагогического анализа

В отличие от других функций, например планирования или организации, педагогический анализ внешне менее эффективен, он как бы в тени, носит латентный характер, в то время как в действительности он требует максимума интеллектуального напряжения личности, сформированного аналитического мышления, проявляющегося в умении обобщать, сравнивать, систематизировать, синтезировать педагогические факты и явления.

Цель педагогического анализа заключается в раскрытии причин положительных или отрица-тельных явлений педагогического процесса с целью влияния на них.

Слайд 4. Белая К. Ю. предлагает, следующую структуру – анализа конечных результатов прошедшего учебного года – который может быть оформлен в схемах с краткими выводами по каждому подразделу.

1-й подраздел включает анализ :

• состояния здоровья воспитанников;

• заболеваемости детей и сотрудников в течение года,

• суммарных данных по группам здоровья для организации специальной лечебно профилактической работы;

• результатов организации физкультурно-оздоровительной работы, закаливания,

• организации рационального питания и др.

Здесь же даются общие выводы (выявленные тенденции по уровню здоровья и здорового образа жизни, определяются резервы планирования деятельности на новый учебный год.

Слайд 5. 2-й подраздел включает анализ результатов выполнения программы по всем направлениям. Анализируется уровень познавательного развития детей, социально-нравственного, художественно-эстетического, физического развития и др. Формулируются общие выводы и определяются резервы повышения уровня выполнения программы.

Слайд 6. В 3-м подразделе анализируются уровень готовности к обучению в школе детей подготовительной группы (результаты диагностики развития детей, поступающих в школу). Далее следуют общие выводы и указываются резервы повышения результативности работы по данному подразделу.

Слайд 7. В 4-м подразделе анализируются результаты повышения квалификации и аттестации педагогов; заявки педагогов на методическую помощь на следующий год (по карте педагогического мастерства); системы методической работы в ДОУ. Анализируется научно-методическая обеспеченность учебно-воспитательного процесса. Формулируются общие выводы, выявленные тенденции и определяются резервы планирования работы с кадрами и оснащения методического кабинета на следующий учебный год.

Итоги повышения квалификации и переаттестации педагогов в анализируемом учебном году целесообразно отражать отдельно.

Слайд 9. В 6-м подразделе анализируются итоги административно-хозяйственной работы, а также материально-технические и медико-социальные условия пребывания детей в ДОУ. В данном разделе анализируется проведенный капитальный и косметический ремонт в ДОУ, приобретенное оборудование, мебель, и т. д. Кроме этого, если ДОУ имеет свою специфику, то в анализе следует отразить, какая работа была проведена в данном направлении.

Слайд 10. В нашем ДОО мы выстраиваем анализ идентичный рекомендованному К. Ю. Белой. Он представлен на слайде.

Важно провести на конец учебного года и анкетирование затруднений педагогов, и результаты занести в сводную таблицу, из которой будет видно, по каким вопросам у педагогов больше всего затруднений.

После такого анализа можно приступать к целеобразованию. В результате следует построить иерархию целей и задач деятельности педагогов, определить их соподчинение.

Анализ планов ДОУ показал, что наибольшие затруднения возникают именно при формулировании целей и задач. Если всесторонне проанализировать итоги работы за прошедший год, то будет легче определить перспективу на следующий год.

Приведу пример из анализа нашего детского сада:

Слайд 11. …. «По результатам анализа качества освоения программного материала воспитанниками по образовательным областям была выявлена проблема при реализации направления познавательного развития.

…«По итогам анкетирования педагогов были выявлены слабые места в работе в работе педагогов в следующих разделах:

• Формирование познавательной активности дошкольников.

• Организация игровой деятельности.

Вопросы для обобщения опыта:

….«По итогам реализации вышеназванных мероприятий было выявлено, что педагоги отлично владеют методом проектирования, но недостаточно имеют практические знания использования других современных деятельностных технологий:

• технология исследовательской деятельности;

Слайд 12. … «По итогам анализа были нами были сформулированы следующие задачи:

1. Создать организационно-методические условия для внедрения ФГОС дошкольного образования и построение образовательной деятельности на основе системно-деятельностного подхода.

2. Продолжать совершенствовать профессиональные компетентности педагогов при внедрении ФГОС ДО через повышение квалификации и развитие творческого потенциала работников в целях повышения эффективности образовательного процесса.

3. Развитие у детей познавательной активности, любознательности, социально-коммуникативных качеств, стремление к самостоятельному познанию и размышлению через внедрение современных образовательных технологий:

• технология исследовательской деятельности;

Как видите задачи сформулированы в трё х направлениях: общая для ДОУ, педагогов и детей. На новый учебный год следует планировать 2 новые задачи и 1 – 2 на совершенствование (доработку). Годовые задачи не должны меняются в течение года, а запланированные мероприятия могут корректироваться.

Слайд 13. Для примера представлю задачи нашего ДОО из прошлых лет:

1. Продолжать работу по созданию оптимальных условий для эффективного сотрудничества педагогов и родителей на дифференцированной основе в условиях реализации ФГОС с целью повышения их социально – педагогической компетентности, профилактики семейного неблагополучия.

2. Способствовать повышению профессиональной компетентности педагогов через вовлечение всех педагогов в процесс обобщения и распространения положительных достижений и активного участия в конкурсном движении различных уровней и направленностей.

3. Повысить уровень развития социально-коммуникативного развития воспитанников посредством повышения профессиональной компетентности педагогов в вопросах организации различных видов детской деятельности.

Слайд 14 Или такая группа задач:

1. Создание организационно-методических условий для внедрения ФГОС дошкольного образования и построение образовательной деятельности на основе современных образовательных технологий, обеспечивающих сотворчество взрослых и детей, ориентированных на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающих социальную ситуацию его для последующего обучения в школе;

3. Осуществить комплексный подход к воспитанию у детей начал патриотических чувств, формированию у них активной жизненной позиции через познавательную деятельность

Слайд 16. Слайд 17. и с учётом следующих принципов, задач и условий представленных на слайде.

Планирование - это определение системы мероприятий, предусматривающее порядок, последовательность и сроки их выполнения. Эта система мероприятий направлена на осуществление поставленной цели, четко и конкретно сформулированной, с указанием конечного результата, который можно измерить, сравнить, оценить.

Годовой план охватывает все стороны учебно-воспитательной работы ДОО и предусматривает ее непрерывность и последовательность, т. е. каждый новый этап работы базируется на достигнутом предыдущем уровне развития, который становится исходным на пути движения к новой норме деятельности, конечному планированию результатов посредством скорректированных средств, методов, способов действий.

В составлении годового плана принимают участие профсоюзная организация, педагогический коллектив, медицинские работники детского сада. Обсуждается и утверждается годовой план работы на августовском педсовете.

Слайд 18. Новое время способствует проявлению творчества во всех сферах деятельности ДОО. Этот процесс коснулся и годового планирования. Каждое дошкольное учреждение имеет право выбрать свою форму годового плана. Составить план — значит спроектировать работу, создать модель действий. Этапы составления плана для всех форм планирования представлены на слайде

Годовой план должен иметь цель, которая осуществляется через решение задач. Потом намечается система деятельности по выполнению данных задач, указываются последовательность действий и сроки выполнения.

За реализацию годового плана отвечает весь коллектив. Поэтому в плане надо отражать роль каждого педагога в его реализации. На выполнение плана оказывает влияние и окружающий социум. И его влияние тоже должно найти отражение в планировании.

Оформление годового плана работы дошкольного учреждения может быть самым разнообразным. Он может быть составлен в любой удобной для конкретного педагогического коллектива форме : схематично-блочной, календарной (разбитой по месяцам, цикличной по формам работы и т. д. Ориентируясь на основное содержание деятельности и ее направленность на конечные результаты, рассмотрим годовой план работы ДОО, в котором ежегодно присутствуют одни и те же разделы. Меняются только цели и содержание разделов, которые определяются полученными результатами.

Слайд 19, 20, 21 22. Предлагаю вам варианты структур годового плана различных авторов.

Слайд 23 Основные разделы годового плана работы дошкольного учреждения.

• Анализ конечных результатов прошедшего учебного года.

• Планирование деятельности ДОУ на очередной учебный год:

• обеспечение здоровья и здорового образа жизни;

• обеспечение высокого уровня воспитания и образования дошкольников в соответствии с реализуемой в ДОУ программой;

• создание условий для обеспечения готовности старших дошкольников к обучению в школе;

• научно-методическое и кадровое обеспечение учебно-воспитательного процесса;

• взаимосвязь в работе ДОУ с семьей, школой и другими организациями;

• укрепление материально-технической и финансовой базы.

Ежегодно планируются мероприятия по перечисленным направлениям деятельности, но цели и задачи формируются разные, в зависимости от полученных результатов.

Годовой план ДОУ должен учитывать все виды ресурсов, их состояние, способы и возможности использования. Приступая к составлению годового плана ДОУ, необходимо помнить, что этот план рассчитан на весь педагогический коллектив учреждения. От каждого педагога зависит, содействует ли его работа выполнению намеченных целей и задач плана.

Структура годового плана состоит из :

I. Анализа деятельности учреждения за прошедший учебный год:

определение уровня развития детей;

определение психолого-педагогических условий воспитания и обучения, обеспечивающих это развитие:

II. Основных направлений деятельности учреждения с учетом результатов прошлого года, т. е. собственно план.

1. Методическая (организационно-педагогическая) работа.

2. Работа с кадрами.

4. Работа с родителями.

5. Административно-хозяйственная работа.

6. Оздоровительная работа.

Слайд 24. Подобную структуру предлагает и К. Ю. Белая:

1. Анализ полученных результатов прошедшего учебного года.

2. Планирование деятельности ДОУ на … учебный год.

2.1. Обеспечение здоровья и здорового образа жизни;

2.3. Создание условий для обеспечения готовности старших дошкольников к обучению в школе;

2.4. Научно-методическое и кадровое обеспечение учебно-воспитательного процесса;

2.5. Взаимосвязь в работе ДОУ с семьей, школой и другими организациями:

2.6. Укрепление материально-технической базы

Содержание плана работы :

Слайд 25. Работа с кадрами

В этом разделе предполагается подбор и расстановка кадров и повышение уровня профессиональной квалификации педагогов.

Слайд 27. 3. Работа с родителями, школой и другими организациями. Планируются совместная работа детского сада с семьями воспитанников, деятельность различных кружков, изучение опыта семейного воспитания, работа с неблагополучными семьями, консультации для родителей по актуальным вопросам семейного воспитания и др.

Слайд 28. 4. Административно - хозяйственная работа. Раздел включает мероприятия, направленные на создание наилучших условий для организации жизни, воспитания и обучения дошкольников.

Итак планируя по результатам необходимо обязательно планировать мероприятия решающие выявленные проблемы: это и семинары, практикумы, консультации, творческие группы, постоянно-действующие семинары и т. д.

Слайд 29. План рассматривается, согласовывается на заседании педагогического совета и утверждается руководителем.

Слайд 30. Хочу представить вашему вниманию, как в нашем детском саду составляется.

Планирование, организация, мотивация и контроль в менеджменте. Процессы коммуникации и принятия решений. Состав основных функций управления педагогическими системами с позиции двойного подхода. Информационно-аналитическое обеспечение управления.

Рубрика Менеджмент и трудовые отношения
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 21.05.2013
Размер файла 59,1 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

1. Функции управления, их взаимосвязь

Сущность управления выражается через его функции (от лат. functio -- исполнение), в которых определен круг деятельности, ее содержание, ее виды, назначение, роль. Другими словами, процесс управления -- это последовательное выполнение определенных видов деятельности (функции).

Функция -- вид деятельности, основанный на разделении и кооперации управленческого труда, характеризующийся разновидностью, определенностью, сложностью и стабильностью.

Впервые функции управления были выделены А.Файолем в XX в. (планирование, организация, координация, распорядительство и контроль). В дальнейшем набор функций управления дополнялся, расширялся и уточнялся.

В современной научной литературе существует множество различных классификационных схем функционального состава управления. В работах В.Г. Афанасьева, А.И. Китова, Ю.А. Конаржевского, Б.Ф. Ломова, Р.Х. Шакурова, В.А. Якунина и др. выделяются следующие виды управленческой деятельности: постановка цели, планирование или принятие управленческих решений, организация, контроль, регулирование (или коррекция).

В теории менеджмента выделяются в основном следующие основные функции: планирование, организация, мотивация и контроль. Эти четыре первичных функции управления объединены связующими процессами коммуникации и принятия решений.

Применяя метод наложения на обобщенный состав функций, выделяемых специалистами общественной науки, и сопоставляя их с составом принятых в менеджменте, можно отметить в составе наличие общих функций (постановка цели, планирование, организация, контроль) и функций, которые специфичны, например, регулирование, мотивация, стимулирование.

П.И. Третьяковым определен состав функций управления педагогическими системами с позиции двойного подхода и установлена их взаимосвязь и последовательность, поэтапная смена друг друга, которая и образует единый управленческий цикл. Двойной подход предполагает взаимосвязь различных функций деятельности руководителя. Например, заведующая ДОУ не только планирует работу учреждения, но и прогнозирует возможный результат (планово-прогностическая функция); не только собирает и систематизирует информацию, но и анализирует ее (информационно-аналитическая функция); цели обязательно диктуются мотивом деятельности (мотивационно-целевая функция) и т.д.

Схема. Взаимосвязь функций управления (по П.И. Третьякову)

Среди этих функций управления как видов деятельности системообразующим фактором является цель. Под влиянием мотивов и цели формируется информационно-аналитическая основа процесса управления. Мотивационно-целевая установка является исходной для прогнозирования и планирования деятельности, определяет организационные формы, способы, средства принятых решений, служит нормой контроля и диагностической оценки фактических результатов, позволяет реализовать и корректировать педагогический процесс и деятельность сотрудников. Для реализации любой функции управления будут задействованы все остальные функции, т.к. они взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Таким образом, все функции управленческой деятельности, объединяясь в единый цикл, сменяя друг друга, образуют цепочку:

цель --> план --> деятельность --> реальный результат --> рефлексия1

Рассмотрим сущность каждой из выделенных функций и определим направления их более эффективной реализации в управлении дошкольным образовательным учреждением.

управление мотивация информационный планирование

2. Информационно-аналитическое обеспечение управления

Обновление управления дошкольным образовательным учреждением прежде всего связывается с формированием системы информационно-аналитической деятельности как основного инструмента управления.

Управление осуществляется на информационной основе. Руководители ДОУ должны иметь обязательный объем информации о состоянии и развитии тех процессов, за которые они отвечают и на которые призваны оказывать управленческие воздействия.

Анализ состояния информационного обеспечения управления, проводимый нами в ряде дошкольных учреждений, показал, что в них накапливается банк информации, но накопление носит элемент случайности, хаотичности, неорганизованности.

В этой несистематизированной массе различных сведений трудно вычленить главное звено -- ту информацию, которая необходима для принятия эффективного управленческого решения.

Под управленческой информацией имеются в виду данные, обладающие элементами новизны для их получателя и требующие с его стороны принятия решения.

Вся информация подразделяется на внешнюю и внутреннюю. Чтобы учреждение развивалось и отвечало требованиям времени, руководитель должен постоянно быть информирован о новых исследованиях в педагогике, психологии, методиках, о новых программах и технологиях в системе дошкольного образования. Он должен своевременно получать информацию о всех новых нормативно-директивных документах, регулирующих деятельность дошкольного учреждения. Немаловажной является информация о передовом педагогическом опыте по всем направлениям работы учреждения. Следовательно, внешняя информациявключает директивные и нормативные документы, научно-педагогическую информацию и информацию о передовом педагогическом опыте.

К внутренней информации относятся сведения о состоянии и результатах деятельности в конкретном учреждении. Это сведения о состоянии здоровья и результатах воспитания и обучения дошкольников, сведения о педагогических кадрах и их деятельности; данные о материально-технической базе; об организации питания и медицинском обслуживании; сведения о внешних связях с другими организациями. Очень важно предъявлять к информации высокие требования, она должна быть максимально полной и предельно краткой. Объем и содержание информации зависят от целей ДОУ, его вида, уровня квалификации руководителя. Всю информацию можно разделить на оперативную и стратегическую (тематическую и итоговую). Оперативная информация имеет своей целью выявить едва наметившиеся отклонения в управлении, например, в воспитательно-образовательном процессе. Это те данные, которые нужны руководителю, чтобы оценить работу учреждения за день, неделю, месяц, полугодие.

Стратегическая информация -- это данные об итогах учебного года, аттестации педагогических кадров, аттестации и аккредитации всего дошкольного учреждения, о выполнении программы развития, приказов, инструкций и др.

Рассматривая процесс управления дошкольным учреждением с позиции содержания, можно представить его как целенаправленную деятельность по регулированию педагогического процесса в целях перевода его на более высокий уровень. По форме это будет процесс анализа информации. Технология состоит из трех этапов: сбор информации, ее анализ и принятие решений.

Анализ -- это метод научного исследования путем разложения предмета на составные части или мысленного расчленения объекта посредством логической абстракции.

Затем требования социального заказа сравниваются с тем, что детский сад реализует в действительности, выделяются пункты, по которым существуют наиболее значимые несоответствия, и тем самым определяется совокупность проблем для решения.

Завершая анализ, необходимо выделить перечень недостатков, устранение которых является наиболее актуальным.

3. Целостная система внутренней информации в ДОУ

Для создания целостной системы информационно-аналитической деятельности в дошкольных учреждениях необходимо прежде всего определить ее содержание, объем, источники (кто сообщает), сформировать потоки информации и вывести их на соответствующие уровни управления.

Формирование системы информационного обеспечения управления дошкольным учреждением по результатам включает следующие блоки информации (табл. 1--8).

1. Блок -- Здоровье и здоровый образ жизни.

2. Блок -- Воспитание и образование дошкольников в соответствии с государственными стандартами.

3. Блок -- Готовность ребенка к обучению в школе.

4. Блок -- Научно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса.

5. Блок -- Работа с кадрами.

6. Блок -- Взаимодействие детского сада с семьей, спонсорами, общественностью.

7. Блок -- Преемственность в работе детского сада и школы.

8. Блок -- Материально-техническое обеспечение, финансовое состояние ДОУ.

Читайте также: